Научная статья на тему 'Гендерный подход в половом воспитании подростков'

Гендерный подход в половом воспитании подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2287
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Светлана Владимировна

Рассмотрены системно-структурный, комплексный, деятельностный и гендерный подходы к половому воспитанию подростков в пубертатный период. В качестве основного определен гендерный подход. Рассмотрена роль и значение гендерного подхода в воспитательном процессе современной школы. Показаны преимущества гендерного подхода при индивидуальной помощи воспитуемым, в их обучении и воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в половом воспитании подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2015 ISSN 2410-700X

слоям, не по степени приближенности этих слоев к культуре: разделение идет по подлинности либо неподлинносги реализации в культуре всеобщего — онтологически человеку присущего — игрового начала. Также авторитетным исследователем игры является представитель направления герменевтика Х.-Г. Гадамер. В труде «Истина и метод» в главе «Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение» он пишет, что фундаментальной характеристикой человеческого бытия является «историчность» [2; 76], герменевтическое значение которой раскрывается при помощи языка. Сущностью языка Гадамер объявляет игру, которая выступает основой и познания, и понимания истории. Для Гадамера задача исследования игры состоит в том, чтобы в первую очередь выяснить, как отдельные игровые акты соотносятся с возможностями, заключенными в уже существующих понятиях собственно «игры» и ее метафор. В итоге Гадамер приходит к выводу, что «в конечном итоге становятся бессмысленными различия в этой сфере собственного и метафорического употребления» [2; 26].

В ходе рассмотрения методологических оснований игры, ясно, что в философии категория игры попадает в центр философского интереса. Она приобретает разные трактовки и интерпретации, но в основном, преобладает эстетическая направленность, ориентация на творчество, искусство. Специфика философского подхода к игре неоднозначна, но все-таки существует определенная линия, связывающая идеи всех ученых, интересовавшихся игрой, которая помогает составить целостную картину об игре, ее особенностях и признаках: игру отличает свобода в высшем проявлении, свободомыслие, непредвзятое отношение к морали; крайняя субъективность; творчество; самоирония, самопародирование. Понятие игры позволяет соединить «естественную» легкость игрового состояния сознания и заниматься творчеством без видимого принуждения. Принуждение себя к игре заканчивается полным внутренним саморазрушением, т.к. насилие удваивается - со стороны объективного мира, и со стороны собственного Я.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». // Вопросы психологии. 1966 - N° 6 - с.56-67

2. Гадамер Х-Г. Истина и метод. /Х-Г Гадамер// «Книга» М.,1960. - 212с

3. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. /А.Б.Демидов// «Экономпресс», Минск, 1999. - 76с

4. Кант И. «Критика способности суждения». Пер. с нем./ И. Кант- М.: Искусство, 1994. - 136с

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения./ К.Д.Ушинский// Москва: 1974. - С. 278-433

6. Хейзинга Й. ‘’Homo ludens’’. /Й.Хейзинга//Статьи по истории культуры. М., 1992.- с. 30-54

7. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин// - М., 1978. - 315с

© М.В. Фоминых, 2015

УДК 371

Чернышева Светлана Владимировна

канд. пед. наук, препод. мед. колледжа г. Кисловодск, РФ E-mail: mavcher64@yandex.ru

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Рассмотрены системно-структурный, комплексный, деятельностный и гендерный подходы к половому воспитанию подростков в пубертатный период. В качестве основного определен гендерный подход. Рассмотрена роль и значение гендерного подхода в воспитательном процессе современной школы. Показаны преимущества гендерного подхода при индивидуальной помощи воспитуемым, в их обучении и воспитании.

238

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Ключевые слова

Полоролевая социализация, половое воспитание, гендерная педагогика, гендерная идентификация.

В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный процесс. Серьезной проблемой становится негативное воздействие средств массовой информации на ребенка в вопросах пола и межполовых взаимоотношений, коммерциолизированной массовой молодежной культуры, слабости и неразвитости всей социальной сферы страны, в том числе системы образования. В разработке методов полового воспитания подростков чрезвычайно важен уровень методологии в определении принципиальных основ к проблеме воспитания. Будем различать следующие подходы к половому воспитанию: системно-структурный подход, комплексный подход, деятельностный подход и гендерный подход [1, с. 100].

Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций [2, с. 66]. Во-первых, половое воспитание необходимо рассматривать как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Во-вторых, половое воспитание должно рассматриваться как целостная педагогическая система. В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается как системное образование, структурные компоненты которого представлены в ракурсе интегрального исследования индивидуальности. Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания подростков. Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у подростков чувств, сознания и навыков поведения. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности, как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения.

Основным подходом в половом воспитании, на наш взгляд, является гендерный подход, использование которого поможет формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например, гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек. Общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин - объективный процесс, который может быть позитивным, если он сбалансирован посредством реализации гендерного подхода в воспитании, что позволяет надеяться на некоторую коррекцию отрицательных моментов стихийной полоролевой социализации. Современная школа имеет феминизированную систему воспитания в целом за счет ее кадров. Гендерная педагогика, способна восполнять дефицит воспитания детей в школе и может направлять его в русло решения значимых для современного общества социальных задач [3, с. 130]. При таком подходе организация системы воспитания в учреждениях образования должна осуществляться с учетом половой принадлежности ребенка, природной индивидуальности, в богатстве социальных ролей, этнической культуры, ответственности за собственное здоровье и здоровье другого человека. Гендерный, или полоролевой, подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

- в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, а также взаимодействия их членов;

- в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования;

- в создании условий в воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками, юношами и девушками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям;

239

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

- в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией [4, с. 175].

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуальной помощи воспитуемым. Индивидуальная помощь в данном случае - это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения собственных позитивных потребностей и интересов; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе, и многое другое, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. Содержательные различия в индивидуальной помощи мальчикам и девочкам, девушкам и юношам определяются многими обстоятельствами. Так, проблемы с гендерными идентификацией и самореализацией возникают в связи с тем, что девочки не соответствуют реально или с их точки зрения или с точки зрения значимых для них лиц социальным ожиданиям в конкретной культуре и субкультурах. Эмпирические наблюдения убеждают, что у мальчиков больше индивидуальных различий, чем у девочек, больше «острых углов» и крайностей, что благоприятствует их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики - расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности. Соответственно и помощь в решении возникающих вследствие этого проблем гендерных идентификации и самореализации должны существенно различаться. Гендерный подход в обучении также необходим. Во-первых, давно известно, что все аспекты развития мальчиков и девочек различаются в той или иной степени по «скорости» и по содержанию. Во-вторых, достоверно установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные [5, с. 215]. О том, что гендерный подход в обучении реален, свидетельствует опыт - как исторический, так и современный. Так, совершенно очевидно, что набирающая скорость компьютеризация в сфере обучения должна иметь явные гендерные различия. Уже хотя бы потому, что мальчиков и девочек интересуют разные сайты. Это надо иметь в виду, разрабатывая соответствующие компьютерные образовательные программы. Историю тоже не следует подавать одинаково. Мальчиков больше может заинтересовать акцент на событийности, а девочек - на личностных особенностях исторических персонажей. Систематический курс литературы можно давать лишь в старшей школе, учитывая уже не столько гендерные, сколько социокультурные особенности контингента конкретной школы. Особо стоит проблема гендерного подхода в воспитании учащихся общеобразовательных школ [6, с. 133]. Оптимальным организационным решением во многих школах стало бы формирование в каждой параллели отдельных классов мальчиков и девочек, т.е. они учатся «рядом, но не вместе». Внеурочная жизнь имеет много вариантов организации. Такие сферы, как спорт, игра, предметно-практическая деятельность организуются в классах, ибо различия интересов и возможностей мальчиков и девочек в этих сферах весьма существенны. Внеурочное познание, общение, духовно-практическая деятельность идет как в своих классах, так и в кооперации с классами противоположного пола [4, с. 180].

Богатство и многообразие форм в рамках трех вышеназванных подходов определяется способами взаимодействия - методами полового воспитания. Так, на любом этапе организации полового воспитания в школах могут применяться методы как индивидуальной, так и групповой работы, которые варьируются в зависимости от педагогической ситуации и поставленных задач: лекции, дискуссии, беседы, прием «паутины», тренинги, индивидуальные консультации, ролевые игры, мозговой штурм, прием медитации и др. Таким образом, можно выделить в половом воспитании две взаимосвязанные стороны: половое просвещение - оно помогает правильно осознавать особенности полов и отношений между ними - и гендерное воспитание, помогающее вырабатывать установки поиска и реализации своей психосексуальной индивидуальности.

Список использованной литературы:

1. Чернышева С.В. Основные методологические принципы полового воспитания девочек-подростков. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - № 2 - С. 98-102.

2. Чернышева С.В. Системный подход к вопросам полового воспитания девочек-подростков. // Научные проблемы гуманитарных исследований. Научно-теоретический журнал. Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе. - 2008. - № 6 (13) - С. 65-69.

240

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

3. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 237 с.

4. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. // Народное образование. -2007. - № 5. - С. 175-181.

5. Чернышева С.В. Модель полового воспитания девочек-подростков в процессе изучения биологии. // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. Теоретический и научно-методический журнал. Государственный университет управления. - 2007. - № 7 (33) - С. 213-217.

6. Чернышева С.В. Социально-педагогические проблемы полового воспитания общеобразовательной школы. // Вестник университета. — Серия: Социология и управление персоналом: теоретический и научнометодический журнал. - Государственный университет управления. - 2008. - № 8 (46) - С. 133-135.

© С.В. Чернышева, 2015

УДК 373.2

Шарапова Маргарита Витальевна

Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ ЦРР детский сад №55,

г. Армавир, РФ E-mail: sarapowa.rita2014@mail.ru

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша.

Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

Ключевые слова

Художественная литература. Нравственные чувства. Духовное развитие. Моральные ценности.

«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

В.А. Сухомлинский

В настоящий период времени нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальным. Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому так важно начинать формирование нравственности и духовного развития с детского возраста. Детство, по мнению Сухомлинского В.П. - это каждодневное открытие мира, именно в детстве начинается познание человека и Родины, их красоты и величия... С чего начинается Родина? "С той песни, что пела нам мать?"; или с той сказки, стихотворения, которые послужили началом ассоциаций эмоционального характера?

Его величество «слово» конечно же является основой, фундаментом формирования глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.