Научная статья на тему 'Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков'

Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2133
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПРОФИЛАКТИКА / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / TEENAGERS / PREVENTION / GENDER APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Наталия Сергеевна, Заёнчик Владимир Михайлович

В статье представлены результаты исследования гендерного подхода в агрессивности подростков и ее профилактика на основе специально разработанной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER APPROACH TO THE PREVENTION OF AGRESSIVE BEHAVIOUR OF THE TEENAGERS

The article deals with results of the research of teenage aggression within the gender approach, its prevention on the basis of specially developed program.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход к профилактике агрессивного поведения подростков»

УДК 159.9.953

Н.С. Виноградова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»), В.М. Заёнчик (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: 8 (4872) 35-17-22, e-mail: [email protected]

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены результаты исследования гендерного подхода в агрессивности подростков и ее профилактика на основе специально разработанной программы.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, подростки, профилактика, гендерный подход.

В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие.

Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.

Подростки особенно остро реагируют на изменения, происходящие в обществе. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Поэтому, в настоящее время проблема агрессивного поведения подростков является предметом активных научно-практических исследований.

Установлено, что внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Существует масса факторов влияющих на подростковую агрессивность. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, учебным заведением, а также средствами массовой информации.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

Особенности агрессивных проявлений подростков специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Особенности проявления агрессивности у

мальчиков связаны с мальчишеской нормативной культурой, прежде всего с борьбой за власть; агрессивное поведение со стороны девочек более персонализировано, психологически направлено и более эмоционально деструктивно, чем у мальчиков.

Так, как подросткам присущи гендерно-специфические особенности агрессивного поведения, профилактическую работу необходимо осуществлять на основе гендерного подхода, т.е. учитывать интересы, особенности обоих социально -половых групп общества.

Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Они часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме. Всвязи с этим необходимо научить мальчиков-подростков навыкам позитивного общения, эффективного взаимодействия с другими членами социума, умениям находить мирные пути решения конфликтов, способствовать повышению речевой культуры, научить их отреагированию негативных эмоций.

Проявление повышенной агрессивности девочек-подростков, объясняется внезапным скачком физического развития. Обогнавшие мальчиков по росту и развитости мускулатуры, они открыто проявляют агрессивность по отношению почти ко всем членам социума: родителям, учителям, сверстникам. В работе с девочками-подростками важно уделить внимание снижению уровня физической агрессии, научить контролировать свои эмоции, помочь найти им критерии, определяющие допустимость агрессивного поведения в том или ином случае. Девочек с устойчивым агрессивным поведением целесообразно приобщать к контактным видам спорта, таким как каратэ, бокс, кикбоксинг. Подобные занятия способствуют снятию избыточной негативной энергии.

Важным условием профилактической работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, является привлечение ряда специалистов: психолога, классного руководителя, инспектора по делам несовершеннолетних.

Важнейшим специалистом в данной проблеме является психолог. Он изучает личность учащегося и коллектива класса, анализирует адаптацию ребенка в среде, выявляет агрессивных учащихся, изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками, осуществляет профилактические меры.

Профилактика осуществляется на разных уровнях: первичная профилактика основана на осуществлении современной диагностики асоциальных и агрессивных отклонений в поведении подростков и системном анализе характера возникновения поведенческих проблем. Она включает развитие социальной и личностной компетентности подростков - помощь молодым людям в приобретении навыков, необходимых для того, чтобы лучше понимать себя, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, находить наиболее приемлемые способы «выхода» для агрессии.

Вторичная профилактика заключается в определении, так называемых, «групп риска», то есть подростков больше других склонных к формированию агрессивного поведения и выявлении воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в поведении подростков, своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, имеющих систематические нарушения в поведении, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие.

До недавнего времени проблема агрессивного поведения изучалась в основном на контингенте мальчиков, поскольку было прочно укреплено положение, что

представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом. Однако, в последнее время ситуация существенно меняется, девочки все чаще демонстрируют агрессивные формы поведения. Как отмечает И.С. Клецина, этот процесс можно объяснить изменениями, происходящими в обществе, началом маскулинизации девочек [3].

Учет гендерных особенностей при профилактике агрессивного поведения подростков позволяет более эффективно бороться с данной проблемой.

Игнорирование актов агрессивного поведения мальчиков и девочек-подростков как способ предупреждения и «снятия» агрессии оказывается неэффективным, так как грозит плохими последствиями и может вести к дальнейшему развитию агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Психологи и педагоги отмечают что, если родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно найдет подкрепление в кругу общения подростка, не ограничивающемся семьей [1,4].

Наказание также рассматривается в качестве способа профилактики агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут совсем и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.

Как считает В.В. Глебов, в работе по профилактике может использоваться метод дискуссии [2]. Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Дискуссия предполагает общение, что является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Она высокоэффективна для закрепления сведений, осмысления проблемы и формирования ценностных ориентаций. Метод дискуссии может проводиться в общем коллективе, но более эффективно целый ряд вопросов можно обсудить отдельно с мальчиками и с девочками.

Профилактику нужно проводить исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, поэтому необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Еще одним из условий эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой подросток научается желать внимания и одобрения окружающих.

На основании результатов теоретического анализа психологической литературы и проработки ряда источников из практической психологии, мы осуществили подбор комплекса психодиагностических методик для выявления особенностей агрессивного поведения подростков (Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера; «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку; «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; «Типы поведения в конфликте» К.Томаса).

Реализация комплекса психодиагностических методик на констатирующем этапе исследования позволила сделать вывод о высокой агрессивности и враждебности подростков. Показатели индекса агрессивности превышают допустимую норму. Преобладающим типом агрессивного поведения для мальчиков является вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины, тогда как для девочек характерны физическая и косвенная агрессия. Часть подростков характеризуется низким уровнем коммуникативной толерантности. У некоторых зафиксирован высокий уровень агрессивности в отношениях.

Полученные данные послужили основанием для разработки программы, направленной на профилактику агрессивного поведения подростков с учетом гендерного фактора. Реализация программы осуществлялась в форме группового психологического тренинга. На формирующем этапе эксперимента применялись игровые методы, беседы, релаксационные упражнения. Занятия были распределены по блокам: блок занятий для мальчиков и блок занятий для девочек.

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования показал что, наблюдается положительная динамика в выборке, которая выражается у мальчиков в снижении показателей по шкалам вербальной агрессии (с 55 % до 50 %) и раздражения (с 45 % до 40 %), а у девочек по шкалам физической (с 44 % до 38 %) и косвенной агрессии (с 69 % до 63 %). Также у мальчиков и девочек снизились показатели по индексу агрессивности. Уменьшилось количество испытуемых, обладающих высоким уровнем агрессивности в отношениях. Снизились показатели по шкале агрессивности у мальчиков-подростков. Увеличилось количество подростков обладающих высоким уровнем коммуникативной толерантности. Возрос процент испытуемых, предпочитающих использовать сотрудничество и компромисс, как типы поведения в конфликтных ситуациях.

Итак, позитивная динамика, наблюдаемая после проведения программы профилактики, довольно значительна, что свидетельствует о ее эффективности.

Литература

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2010. 352 с.

2. Глебов В.В., Рязанцева М.В. Профилактика агрессивного поведения подростков // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 5. С. 16-17.

3. Клецина И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2010. 269 с.

4. Самусенко И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2010. № 9. С. 73-79.

N.S. Vinogradova,

V.M. Zaenschik

GENDER APPROACH TO THE PREVENTION OF AGRESSIVE BEHA VIOUR OF THE TEENAGERS

The article deals with results of the research of teenage aggression within the gender approach, its prevention on the basis of specially developed program.

Keywords: aggression, aggressive behavior, teenagers, prevention, gender approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.