Научная статья на тему 'Гендерный фактор профессионального становления студентов'

Гендерный фактор профессионального становления студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
582
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL FORMATION / GENDER CHARACTERISTICS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ремонтова Анна Александровна

Исследуется взаимосвязь между гендерной характеристикой личности и ее профессиональной мотивацией. Особое внимание уделяется вопросу влияния гендерного фактора на процесс самоактуализации личности в выбранной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Factor of the Professional Formation of Students

The author examines the interrelation between gender characteristics of a personality and the professional motivation. Special emphasis is paid to the problem of gender factor influence on the process of a person's actualization in the specialty.

Текст научной работы на тему «Гендерный фактор профессионального становления студентов»

В качестве последствий интернализационного кризиса на макроуровне выступают упадок морали и нравственности, рост агрессивности и девиации среди людей. Микроуровень последствий интернализационного кризиса, безусловно, касается внутреннего мира человека и связанных с ним проблем ( неуверенность в будущем, усиление чувств апатии и депрессивного состояния) .

Механизм управления интернализационным кризисом в первую очередь заложен в оптимизации функционирования тех агентов социализации, которые непосредственно связаны с духовно-нравственным становлением личности и оказывают наиболее действенное влияние на ее социально-психологическое состояние ( семья, близкое окружение, образование) . В качестве дополнения можно рассматривать привлечение социально-психологических практик, направленных на активизациюсамостоятельности личности в решении внутренних проблем.

Библиографический список

1. Социологический словарь / пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А. Ерофеева. М., 2004.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.Л. Коробочкина. М., 2004.

3. Бек У Общество риска. На путикдругому модерну / пер. с нем. В. СедельникаиН. Федоровой. М., 2000.

4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

5. Кравченко С.А. Модерн и постмодерн: «старое» и новое видение // Социологические исследования. 2007. № 9.

A.A. Remontova Gender Factor

of the Professional Formation of Students

The author examines the interrelation between gender characteristics of a personality and the professional motivation. Special emphasis is paid to the problem ofgender factor influence on the process of a person's actualization in the specialty.

Keywords and word-combinations: professional formation, gender characteristics.

Исследуется взаимосвязь между гендерной характеристикой личности и ее профессиональной мотивацией. Особое внимание уделяется вопросу влияния гендерного фактора на процесс самоактуализации личности в выбранной специальности.

Ключевые слова и словосочетания: профессиональное становление, гендерные характеристики.

УДК 316.34/.35 ББК 60.54

АА Ремонтова

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

К

I а современном этапе социально-экономического и культурного развития российского общества приоритетной является про-блемаформированияличности. Особое внимание при этом акцентируется на процессе ее профессионального становления, сопровождающегося изменением представлений индивида о себе и своем месте в социальном мире и мире профессий. Под профессиональным ста-

1 06 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

новлением нами понимается «продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности и самоактуализации своего потенциала для достижения вершин профессионализма», который обогащает психику, наполняетжизнедеятель-ность человека особым смыслом [1, с. 58].

Анализ проблемы самореализации личности в профессии позволил предположить, что на ее эффективность оказывает влияние ряд факторов, которые можно подразделить на внутренние, внешние и внутренне-внешние.

Одним изсамых влиятельныхсреди внутренних факторов выступаетбиоло-гический, который закладывает наследственные свойства человека, обусловливающие особенности нервной системы, задатки мышления, способностей к трудовой деятельности и творчеству. А.В. Брушлинский, специально рассматривавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что «на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития» [2, с. 30]. С биологическим фактором связано психическое развитиеличности, включающеевсебя такие качества, какусидчи-вость, целеустремленность, медлительность, тип темперамента и связанные с ним поведенческие реакции, способные оказатьсильное влияниена реализацию личности в профессиональном труде.

Не менее важным внутренним фактором, оказывающим влияние на процесс профессионального становления, является мотивация, поскольку «подготовка специалистов опирается на осознание личностных мотивов с учетом конечной цели обучения, реализации связи учебной и профессиональной деятельности, формирования профессиональной направленности» [3, с. 69]. Более того, мотивация учения выступаетдвижущим внутренним фактором, усиление которого следует рассматривать как важнейшее условие интенсификации обучения будущих профессионалов. Следуетучитывать, что девушки, как правило, больше ориентированы на оценку их труда другими участниками совместной деятельности, поэтому похвала или негативная оценкаявляются основными регуляторами их трудовой активности. В мотивационной иерархии юношей доминирует такая ценность, как достижение конкретных и ощутимых результатов своего труда [4, с. 252].

По мере становления личности усиливается влияние внешних факторов, в числе которых наибольший интерес вызывают социальный фактор и воспитание. При этом внешние причины профессионального становления личности зачастую действуют опосредованно через внутренние условия. Таким образом, на процесс профессионального становления и самоопределения личности влияют не столько внутренние или внешние факторы, сколько их совокупность. Именно поэтому в последние годы пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о влиянии гендерного фактора, сочетающего в себе характеристики как внутреннего, так и внешнего порядка.

С одной стороны, человек появляется на свет с определенной половой принадлежностью; с другой - именно под влиянием воспитания и окружающей среды происходит становление гендерной идентичности. В связи с этим перспективным и актуальным становится изучение профессионального становления

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 10 7

личности с позиции гендерного подхода, так как при данном подходе в центр внимания ставитсяучащийся и еголичностные особенности, включающие мышление, способность кобучению, мотивацию.

Противоречия между необходимостью и значимостью исследования гендерных детерминант профессионального становления личности и отсутствием достаточного объема научных эмпирическихданных об этом феномене позволили сформулировать основной вопрос данного исследования - как гендерный фактор влияет на успешность профессионального становления личности студента.

На наш взгляд, достижение положительных результатов в профессиональном становлении студента определяется такими детерминантами, как повыше-ниеуровня профессиональной мотивации, интенсификация учебного процесса и сформированность профессиональной компетентности, и связано не столько с биологическими характеристиками, сколько с гендерными особенностями. Рассматривая профессиональное становление с гендерной позиции, необходимо отметить, что данный процесс находится под сильным влиянием культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, то есть под влиянием гендерных стереотипов.

Одним из наиболее распространенных выступает стереотип, предписывающий разное содержаниетруда. Общепринятымявляется мнение о существовании «женских» и «мужских» специальностей. Так, традиционно мужскими считаются профессии инструментальной сферы деятельности, имеющие твор-ческийхарактер, в то время какженские профессии отличаются исполнительским или обслуживающим характером. Наряду с гендерным делением сфер профессиональной деятельности существует другое, выражающееся в том, что в большинстве случаев руководящиедолжности занимают мужчины, а позиции женщин носят подчинительный характер, что приводит к трудностям в их продвижении по служебной лестнице.

Общеизвестно, что лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источникудовлетворения разных потребностей. Опираясь наданные ряда исследований, Е.П. Ильин отмечает, чтоуюношей существенно возрастаетчис-ло требований к своей будущей квалификации, то есть принимается во внимание все большее число факторов [5]. Анализируя внутренние механизмы, смысл явлений и обстоятельств, юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость. Девушки же обращают внимание на качество и полезность объектов и более всего ценят работу на среднем уровне управления, где требуется умение ладить слюдьми.

Позитивный результат работы производственного коллективазависит от степени реализации как специальных, профессиональных умений и навыков всех его членов, так и от исповедуемых ими ценностей и применяемых психологических знаний. В этом контекстеженщины более чувствительны котношениям, складывающимся на производстве, поэтому считается, что они предпочтут работу, где сложилась комфортная, благожелательная атмосфера в коллективе. Мужчины, в силу природных особенностей и исторических традиций, более ориентированы на производство, деловые отношения, успехи по службе. Их эмоциональное реагирова-

1 08 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ние связано с материальным и техническим обеспечением производства [6]. Но казалось бы устоявшиеся гендерные приоритеты меняются. Сегодня все большее числоженщин не готовы ради душевного и эмоционального комфортажертвовать рабочим местомсхорошей заработной платой. Крометого, современныеженщи-ны не стесняются показывать свое стремление к росту на работе.

Таким образом, ориентированность на профессию - гендерно-нейтральная характеристика стратегий на рынке труда. В профессиональном плане стремление к карьере в равной степени выражены и у женщин, и у мужчин. Разные представления мужчин и женщин о значимости профессии скорее касаются ролей, чем содержания кактакового. Значимость труда определяется различными факторами, среди которых гендер является лишь одним из многих. Тем не менее он достаточно влиятелен и должен учитываться в процессе профессионального становления личности.

Во время учебно-воспитательного процесса происходит самореализация личности, раскрытие и использование собственного потенциала, личностных и профессиональных ресурсов. Критерием оценивания внутреннего потенциала могут выступать результаты трудовой деятельности во время производственной практики, оценка знаний и умений педагогами и однокурсниками. В процессе профессионального становления трудно определить, какой пол успешнее - все зависит от гендерного аспекта, а не от биологического пола. Однако в литературе по вопросам гендерных различий в профессиональной мотивации обнаруживается явный недостаток научных исследований в этой области. Именно поэтому требуется выявить взаимосвязи между гендерной характеристикой личности и ее профессиональной мотивацией, на что и было направлено авторское исследование.

Целью опытно-экспериментальной работы в 2011/12 учебном году стало подтверждение того, что уровень профессиональной мотивации и успешность профессионального становления студентов в большей степени зависят от гендерных особенностей личности, нежели отбиологического фактора.

Экспериментальной базой служили студенты вторых и третьих курсов факультета государственного и муниципального управления Поволжского института имени П.А. Столыпина. В исследовании принялоучастие 103 человека ( 45 юношей и 58 девушек) в возрасте 17- 20 лет. Выбор возрастных групп обоснован рядом обстоятельств. Известно, что юношеский возраст - это время, когда уже есть основания для преодоления страха утраты своего «Я» в условиях трудовой деятельности, так как процесс половой социализации практически завершен. В данном возрасте, с одной стороны, заканчивается процесс самоопределения; с другой - сохраняется некоторая гибкость во взглядах, подверженность групповому мнению. Ранняя взрослость характеризуетсяустойчивостьюстереотипов, поэтому все связи и закономерности, выявленные в этом возрасте, будутдоста-точно устойчивы в течение жизни.

В процессе экспериментальной работы использовались эмпирические методы исследования, включающие в себя наблюдение и анкетирование. Для этой цели применялись специально разработанные анкеты, на которые студенты отвечали в письменной форме: «Дифференциально-диагностический опросник», «Анкета по

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 10 9

определению мотивации учения», «Анкета по определению мотивации профессиональной деятельности», анкета «Диагностика направленности личности».

По результатам исследования можно сделать определенные выводы.

1. После определения профессиональной направленности и ориентации по методу Е.А. Климова [7] было выявлено, что большинство испытуемых женского пола ( 83%) отдали предпочтение такому типу профессий, где реализуются связи «человек- человек». Эти профессии привлекаютдевушеквозможностью реализовать свои способности анализировать поведение окружающих, понимать намерения и настроения других людей, разбираться во взаимоотношениях людей и уметь улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие, то есть респонденты женского пола ценят работу, где необ-ходимоумение ладитьслюдьми. Однако 17% девушекотдают предпочтение профессиям группы «человек- художественный образ», что предполагает создание, проектирование и тиражирование художественных произведений. Данная сферадеятельности считается преимущественно мужской. Этот факт подтверждает, что стереотипное деление профессий на «мужские» и «женские» в современныхусловиях деформируется. Большинство испытуемых мужского пола ( 73%) предпочитаютпрофессии группы «человек- знаковая система» и «человек - техника», где необходимыми психологическими требованиями являются хорошая оперативная и механическая память, развитоелоги-ческое мышление и наблюдательность.

2. При определении мотивации учения по методу В.Г. Каташева [8] большинство исследуемых как женского, так и мужского пола показали нормальный и высокий уровни. Данные результаты вновь подтверждают стереотипность мнения, что уровень внутренней мотивации деятельности у женщин выше, чем у мужчин, и подчеркиваютзначимостьучета гендерныхособеннос-тей в процессе учебной деятельности.

3. Диагностируя направленностьучебно-профессиональной мотивации по методу К. Замфира в модификации А. Реана [9], у 10% опрошенных была обнаружена потребность во внешнем контроле, то есть внешняя отрицательная мотивация. При этом следует отметить, что все указанные респонденты -представители мужского пола. Это может быть объяснено тенденцией феминизации мужчин, так как изначально оценка собственного труда другими участниками деятельности была значимадля девушек. Остальные тестируемые показали внутреннюю мотивацию.

4. Для изучения основной жизненной позиции человека и определения направленности личности была использована диагностическая методика В. Смекала и М. Кучера [10]. По ней большинство респондентов мужского пола проявили деловую направленность, отражающую преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности и стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Однако около 25% юношей показали личностную направленность, связанную с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления кличному первенству, престижу. Большинство испытуемых женского пола обнаружили коллективистскую направленность, когда поступки человека определяются потребностью в обще-

1 1 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

11 о

нии, стремлением поддерживать хорошие отношениястоварищами по работе. Тем не менее в анкетах 30% девушек была также обнаружена личностная направленность, что выражает их стремлениексвободе и независимости. Более того, большинство девушек в качестве ведущего мотива в профессиональной деятельности указывают мотив самоутверждения в труде. Это, безусловно, свя-заносвозрастающей маскулинизацией женщин, с ихстремлением к профессиональному росту. Явно виден сдвиг гендерных стереотипов: как юноши, так и девушки высоко мотивированы на процесс и результат.

Итак, практические результаты нашего эмпирического исследования не про-тиворечаттеоретическимданным. В частности, наблюдаемое размывание гендерных ролей, сдвиг гендерных стереотипов в профессиональной сфере достаточноярко представлены в результатах исследования. На основании полученных данных можно сделать вывод, что женщины и мужчины на современном рынке труда незначительно отличаютсядруготдруга по показателюпрофессио-нальной мотивации, в силу чего в процессе ее формирования наибольшее внимание следуетуделять гендерному подходу.

Игнорирование реальных половых и гендерных различий нецелесообразно. Предназначение гендерного подходакпрофессиональной подготовке студенческой молодежи заключается в преодолении гендерных стереотипов.

Активное педагогическое содействие студентам в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией, предполагает включение информации гендерного содержания. Гендерный подходкпрофессиональному воспитанию студентов осуществляется со следующими общими установками: направленность на нейтрализациюи смягчение различий между полами, воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности, отсутствие ориентации на особое предназначение мужчин и женщин и поощрение видов деятельности, адекватных интересамличности.

Библиографический список

1. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.; Екатеринбург, 2003.

3. ТельтевскаяН.В. Формированиесистемыпрофессионально-педагогическихзнаний: тео-ретическийаспект. Саратов, 2002.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб., 2009.

5. Берн Ш. Гендернаяпсихология. СПб., 2001.

6. Навольская Д.В. Гендерные аспекты профессионального самоопределения // Ананьевские чтения-2002: тез. науч.-практ. конф. СПб., 2003.

7. КлимовЕ.А. Дифференциально-диагностическийопросник: сб. психологическихтестов. Ч. III: пособие / сост. Е.Е. Миронова. Минск, 2006.

8. Каташев В.Г. Методика определения мотивацииучения// Профессиональное самосознание личности и профилизация обучения / сост. В.Г. Каташев, Л.Н. Нугуманова. Казань, 1998.

9. Замфир К., Реан А. Диагностика направленностиучебной мотивации и мотивации профессиональной деятельности// Педагогика/ сост.: Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб., 2008.

10. СмекалВ., КучерМ. Диагностиканаправленияличности // Психология подростка: практикум: тесты, методикидляпсихологов, педагогов, родителей / подред. А.А. Реана. СПб., 2003.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.