Научная статья на тему 'Гендерный аспект в детской литературе: что читают девочки'

Гендерный аспект в детской литературе: что читают девочки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1795
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРУГ ЧТЕНИЯ ДЕВОЧЕК / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / CHILDREN'S LITERATURE / GIRL' READING HABITS / GENDER SOCIALIZATION / GENDER STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уткина Ольга Александровна

Статья посвящена анализу детского чтения, выявлению стереотипов, которые формирует детская литература. Выявлено, что предпочтения девочек изменились, девочки стали читать более легкую для восприятия, развлекательную литературу. Двадцать лет назад девочки читали более серьезные, нравственные произведения. Литература и в конце прошлого столетия, и в начале XXI века является основой для создания житейских сценариев. Литература формирует гендерные стереотипы: девочки модницы, вокруг девочек должно быть все красиво, девочки пассивны, их удел любовь, забота, девочки должны быть миролюбивыми и мягкими, проявлять сочувствие и поддержку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT IN CHILDREN'S LITERATURE: WHAT GIRLS READ

This article focuses on the analysis of children's reading, identifying stereotypes that children's literature creates. It is revealed that the preferences of girls have changed, the girls began to read entertaining books which are easier to understand than twenty years ago. Earlier girls read more serious and ethical books. The literature at the end of the last century and the beginning of the 21st century is the basis for the creation of everyday scenarios. The literature creates gender stereotypes: girls ladies, girls should be surrounded by beautiful things, girls are passive, they are here for love, caring, a girl must be peaceful and gentle, show compassion and support.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект в детской литературе: что читают девочки»

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ:

ЧТО ЧИТАЮТ ДЕВОЧКИ

Детская литература, круг чтения девочек, гендерная социализация, гендерные стереотипы.

Круг чтения девочек — предмет дискурсивного гендерного анализа. Он был описан такими учеными, как Е. Здравомыслова, Е. Герасимова, Н. Троян. Ученые проводили интервью с экспертами и родителями, в результате был сформирован список текстов для чтения в дошкольном возрасте.

В России детская литература способствует гендерной, социализации, поскольку роль чтения вслух в процессе воспитания остается чрезвычайно важной в семьях, принадлежащих к образованному классу [Здравомыслова и др., 1998, с. 10].

Были опрошены мамы с высшим образованием в возрасте 27—40 лет, принадлежащие к образованному слою общества (интеллигенции), что явилось критерием при формировании списка литературы.

Таким образом, учеными был составлен так называемый стандартный набор для чтения. Данный «стандартный набор» играет роль носителя культурной традиции, в рамках которой воспроизводятся гендерные стереотипы в России. Книга — один из значимых агентов ранней социализации [Там же]. Анализ интервью, проведенных учеными Е. Здравомысловой, Е. Герасимовой, Н. Троян, показал, что основу дошкольного чтения образует относительно стабильный список произведений, состоящий из русских народных сказок: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Морской Царь и Елена Премудрая», «Ненаглядная красота», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Марья Моревна», «Царь-девица», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Царь Морской и Василиса Премудрая»; «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина; сказки «Аленький цветочек» С. Аксакова.

В исследовании, результаты которого предлагаются вниманию читателя, мы продолжили изучение детского чтения. Одной из задач нашего исследования стало составление списка литературы, которую читают девочки 9—14 лет.

Педагогам средних школ № 52, 43, 86 города Ижевска были предложены следующие вопросы: какие книги читают девочки? Кто больше читает, мальчики или девочки? Какие жанры предпочитают девочки? Любимые литературные герои девочек. Любимые авторы девочек. Как относятся к электронной книге девочки? С какого возраста начинают читать девочки? Должны ли быть отдельные книги для девочек.

Анализ вопросов показал, что в 4—5 классах девочки читают стихи, сказки, рассказы о животных. В 6—7 классах — берут книги о рукоделии (оригами, вышивание крестиком). С 8 класса их начинают интересовать книги из серий «Первый роман», «Грамматика любви», «Заветные мечты», Witch «Ведьма», «Черный котенок», «Секреты супердевочек». Было замечено, что в школьной библиотеке девочек в полтора раза больше, чем мальчиков. Мы думаем, что это можно объяснить тем, что «мальчики отстают от девочек (это временный период) в интеллектуальном развитии» [Ерофеева, 2010, с. 30].

Девочки предпочитают следующие жанры: сказки, поэзию, романы, рассказы, детские детективы, «страшилки», фэнтези. Фэнтези (от англ. fantasy — «фанта-

зия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов [Ы; : //г и.\vikipе(На.ог£/\\аклУФентези]. Литературные

герои девочек в 4—5 классах — красивые куклы, принцессы, принцы, животные, в 6—8-х классах их начинают интересовать судьбы не принцесс, а обыкновенных девочек. Девочками 9—10 лет наиболее читаемы такие авторы, как Н. Кузнецова, С. Могилевская, Л. Матвеева. В 12—14 лет девочки предпочитают книги сестер Воробей, Е. Вильмонт, Т. Крюковой, Р.Л. Стайна, Р. Бардиной. Если в школе есть электронная библиотека, то девочки 12—14 лет активно ее используют.

Педагоги, руководствуясь своим опытом, считают, что девочки начинают читать уже с пяти лет, а с 11-12 лет (6-7 классы) должно быть разделение свободного чтения. Девочек начинают интересовать домоводство, рукоделие, что, как правило, не интересно мальчикам.

Девочкам 10-14 лет школ № 52, 43, 86 города Ижевска были предложены следующие вопросы: любите ли вы читать? Какую книгу предпочитаете: традиционную или электронную? Каковы ваши любимые литературные герои? Какие жанры вы предпочитаете? Какую литературу предпочитаете: художественную или научную? Для чего надо читать книги? Для чего читаешь: для удовольствия или для поиска информации, иных целей? Каких авторов предпочитаете: мужчин или женщин? После просмотра фильма будете ли читать одноименную книгу? Какие книги должны быть для девочек?

Девочки любят книгу. На перемене в школьной библиотеке много девочек. Они подходят не только к стеллажам, но и к компьютеру. 12—14-летним девочкам электронная книга школьных библиотек дополняет традиционную, она иногда для них удобнее. Все-таки традиционная книга больше привлекает девочек. Мы считаем, что тут важны определенные свойства книги как предмета: яркая блестящая обложка, иллюстрации. Электронные же книги этого лишены [Житомирова, 1965].

Лена Бессольцева («Чучело»), Алиса Селезнева («Гостья из будущего») - любимые героини пятиклассниц. Герои любовных романов сестер Воробей — любимые для девочек 12—14 лет. Выбор таких героинь говорит о чувствительности девочек. Девочки любят читать о животных. Животные — объект заботы. Любимые жанры девочек — приключения, фантастика. Мы думаем, что именно эти жанры помогают реализовывать эмоциональность. Девочки считают, что читать книги надо для удовольствия и предпочитают художественную литературу, авторами которой могут быть как мужчины, так и женщины. Художественная литература доставляет девочкам удовольствие, так как особое внимание они уделяют отношениям. Половина опрошенных девочек уверены, что после просмотра фильма уже нет смысла читать одноименную книгу. Двадцать лет назад время текло медленнее. Девочки могли перечитывать одну и ту же книгу по нескольку раз. Наше «быстрое» время не позволяет останавливаться [Стенограмма..., 2004, с. 2—7].

Девочки думают, что для них годятся любые книги, кроме книг о войне. Девочкам чужда агрессия. Возможно, они стремятся подавить в себе агрессию.

Далее были опрошены мамы с высшим образованием в возрасте 27—40 лет. Им предложены следующие вопросы: должны ли быть отдельные книги для мальчиков и девочек? Какие книги надо читать девочкам? Каковы литературные предпочтения вашей дочери? Ваша дочь предпочитает читать сама или чтобы вы ей читали? Есть ли разница в выборе литературы у современных девочек и их мам?

Мамы считают, что в младшем возрасте не должно быть отдельных книг для девочек, а вот с 7 лет — возможно, потому что, как и игрушки, они дают ориентир на будущее. В семье складываются полоролевые стереотипы, разделение труда. Поло-

Филология

ролевые стереотипы — это сформировавшиеся в культуре обобщенные убеждения (представления) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это придуманные и принятые в обществе представления о маскулинном и феминном поведении [Ерофеева, 2010, с. 310]. Мамы хотят оградить девочек от «опасного и неподходящего» и считают, что их дочерям надо читать о принцессах, любви, волшебниках, отношениях между полами, романы, серию «Женские секреты». Литературные предпочтения дочерей (с 10 до 14 лет): сказки, стихи, книги и журналы о прическах, нарядах, макияже.

Из трех мам только одна сказала, что ее дочь предпочитает читать сама. Самостоятельное чтение — это активное поведение. Пассивность — удел девочек.

Двадцать лет назад не было такого разнообразия книг и журналов. Девочки читали в основном классические произведения (по школьной программе). Сейчас для свободного чтения огромный выбор. В настоящее время появилось много журналов по рукоделию: «Бисероплетение», «Энергия камней» и др. Современные мамы считают, что эти журналы для девочек — верный ориентир на будущее.

Чтение девочек изменилось за последние 20—25 лет не только количественно, но и качественно. Появились новые жанры: «страшилки», фэнтези. Мамы современных девочек, стремясь понять окружающий мир, читали в свое время более серьезную, нравственную, литературу. В их чтение входили следующие книги: Г. Щербакова «Вам и не снилось», Ч. Айтматов «Джамиля», В. Осеева «Динка», В. Каверин «Два капитана». Эти книги заставляли задуматься. Любимый жанр современных девочек — фэнтези — «не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира» [http://ru.wikipedia.org/wiki/Фентези]. Чтение современных девочек, как уже говорилось выше, составляют легкие, развлекательные жанры, оно представлено фантастикой, сказками, книгами о рукоделии, журналами мод, серией «Грамматика любви». Такой «стандартный набор», несомненно, играет роль носителя гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы — это сформировавшиеся в обществе представления о выполнении той или иной социальной роли мужчиной и женщиной. В основе гендерных стереотипов лежат возможности человека, его умения [Ерофеева, 2010, с. 310].

Таким образом, наши исследования показали, что сложившийся стандартный набор для чтения девочек способствует формированию гендерных стереотипов.

Девочки читают сейчас (первое десятилетие XXI в.): книги из серий «Первый роман», «Грамматика любви», «Заветные мечты», Witch «Ведьма», «Черный котенок», «Секреты супер-девочек»; страшилки: Р.Л. «Заклятия старой колдуньи», Л. Владо-вец «Чудище поганое», Э. Успенский «Красная рука. Черная простыня»; фэнтези: Муни Витчер «Нина»; Т. Крюкова «Призрак сити», «Ловушка для героя»; детский детектив: произведения Э. Блайтона, А. Иванова, А. Устиновой; приключения: С. Сэйд «Кот вне закона»; журналы: «Бисероплетение», «Оригами».

Девочки читали раньше (конец 80—90-х гг. в прошлого столетия): Г. Щербакова «Вам и не снилось», Ч. Айтматов «Джамиля», В. Осеева «Динка», В. Каверин «Два капитана», Р. Фрайерман «Дикая собака Динго», повести Ю. Томина, Рони-стар-ший «Пещерный лев», «Борьба за огонь», журналы: «Рукоделие», «Вязание».

Вывод: предпочтения девочек изменились, девочки стали читать более легкую для восприятия, развлекательную литературу, двадцать лет назад девочки читали более серьезные, нравственные произведения.

Литература и в конце прошлого столетия и в начале XXI в. является основой для создания житейских сценариев. Литература формирует гендерные стереоти-

пы: девочки — модницы, вокруг них должно быть все красиво, девочки пассивны, их удел — любовь, забота, девочка должна быть миролюбивой и мягкой, проявлять сочувствие и поддержку.

Мы получили три точки зрения (педагогов, родителей и девочек). Общим в ответах является то, что девочкам нужны отдельные книги, способствующие развитию женственности. Педагоги и родители считают, что современные девочки читают мало, и если читают, то книги, легкие для понимания. Данные исследования призваны помочь педагогам и родителям в руководстве детским чтением.

Библиографический список

1. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика: учеб. пособие. Ижевск: ERGO, 2010.

2. Житомирова Н.Н. Руководство чтением детей в библиотеке. М.: Советская Россия, 1965. 263 с.

3. Е. Здравомыслова, Е. Герасимова, Н. Троян. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе // Феминистский журнал. 1998. № 6.

4. Стенограмма заседания круглого стола «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы» // Центр развития русского языка. 2004. 14 дек.

5. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/OeHTe3H

6. URL: http://www.ruscenter.ru/1246.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.