Научная статья на тему 'Гендерный аспект реализации проекта женского образования в Тамбовской губернии на рубеже XIX-XX вв. (на примере Тамбовской епархии)'

Гендерный аспект реализации проекта женского образования в Тамбовской губернии на рубеже XIX-XX вв. (на примере Тамбовской епархии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОРЕЧИЯ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / CONTRADICTIONS OF FEMALE EDUCATION SYSTEM / PROBLEMS OF FEMALE EDUCATION / REGULATION OF EDUCATIONAL INSTITUTION / GENDER PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / GENDER ROLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лисюнин Иерей Виктор

Статья представляет собой обобщение результатов изучения историко-культурных условий, идеологического контекста возникновения первых духовных образовательных учреждений для женщин в Тамбовской губернии конца XIX начала XX в. Степень эффективности образовательного проекта оценивается в ходе создания и анализа социокультурного портрета православного педагога, воспитанницы Тамбовского епархиального женского училища М.И. Новочадовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF REALIZATION OF PROJECT OF FEMALE EDUCATION IN TAMBOV PROVINCE AT THE TURN OF 19TH - 20TH CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF TAMBOV DIOCESE)

The article represents the generalization of research results of historical and cultural conditions, ideological context of appearing of first spiritual educational institutions for women in Tambov province of the end of 19th beginning of 20th centuries. The level of effectiveness of educational project is estimated during creation and analysis of socio-cultural portrait of orthodox pedagogue, educatee of Tambov eparchial female institution M.I. Novochadova.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект реализации проекта женского образования в Тамбовской губернии на рубеже XIX-XX вв. (на примере Тамбовской епархии)»

УДК 94(47).Q83

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

(НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ)

© Иерей Виктор Лисюнин

Тамбовская духовная семинария, г. Тамбов, Россия, кандидат исторических наук, проректор

e-mail: info@eparhia-tmb.ru

Статья представляет собой обобщение результатов изучения историко-культурных условий, идеологического контекста возникновения первых духовных образовательных учреждений для женщин в Тамбовской губернии конца XIX - начала XX в. Степень эффективности образовательного проекта оценивается в ходе создания и анализа социокультурного портрета православного педагога, воспитанницы Тамбовского епархиального женского училища - М.И. Новочадовой.

Ключевые слова: противоречия системы женского образования; проблемы женского образования; устав образовательного учреждения; гендерная педагогическая технология; гендерная роль.

Результаты и характер участия женщин в реализации государственной программы ликвидации безграмотности и просвещения населения, приобретшие закономерный и систематический характер в условиях реформирования института образования во второй половине XIX в., становятся очевидными и доступными верифицируемой оценке на рубеже XIX-XX вв. Пример сестер Корвин-Круковских (одна из которых - Софья Ковалевская), М. Боковой (впоследствии Сеченовой), Н. Сусловой (первой российской женщины, ставшей доктором медицины) стал провозвестником ситуации, когда вытеснение женщинами мужчин из области образования как механизма передачи культурного опыта приобрело массовый характер [1].

Во второй половине XIX в. на смену закрытым сословным институтам благородных девиц приходят открытые бессословные средние учебные заведения, организованные по образцу духовного училища в Царском Селе (1843), и Мариинского семиклассного женского училища (1862). Одной из региональных особенностей Тамбовщины является открытие в 1863 г. женского духовного училища, которое работало на основе устава, совмещающего в себе позиции Царскосельского и Мариинского уставов. Автором устава, а также основателем новой образовательной структуры в Тамбовской епархии стал святитель Феофан, Затворник Вышинский, преосвященный епископ, известный духовный просветитель, ученый, писатель [2]. Каковы же основания, объясняющие правомерность выбора именно такой формы образова-

тельного учреждения для женщин? Во-первых, к 1863 г. духовная школа уже обладала опытом работы бессословных учебных заведений, т. к. формально доступ к духовному образованию не был закрыт для представителей недуховных сословий. Во-вторых, согласно христианской традиции роль женщины, воспитательницы нового поколения и хранительницы духовных ценностей, осмысливалась как безусловно значимая. Подчеркнем, что признание за женщиной права на образование автоматически не влекло признания гендерного равенства, что противоречило бы Божьему промыслу о природе мужчины и женщины [3].

За формой Устава первого тамбовского профессионального учебного заведения для женщин просматривается глубокое понимание святителем Феофаном Вышинским противоречий, связанных с необходимостью организации женского образования в России

XIX в. Либеральная идея о равноправии и общественной пользе противоречила традиционной установке о богопромыслительно-сти различий природы мужчины и женщины, а также различий социальной их роли. Подчеркнем, что именно православие породило идею равноценности личности мужчины и женщины, в то время как женское (феминистическое) движение склонялось к равноправию в смысле права сменить мужчину в его традиционно мужских функциях [4]. Найти для женщины модель образования, наиболее полно соответствующую ее природе, ее бо-гопромыслительному историческому назна-

чению, - вот пафос идеи святителя Феофана, Затворника Вышинского [3].

Общий вектор духовного женского образования был тем же, что и в социальнопедагогических концепциях демократов К. Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.А. Вышнеградского, революционеров-демократов

Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Д.И. Писарева [5].

Стоит заметить, что наиболее прозорливые сторонники модернизации и демократизации системы образования в России настаивали отнюдь не на стирании гендерных особенностей и смешении гендерных ролей, но на позициях равноправности и равноответст-венности. Так, например, основатель отечественной педагогической науки, в т. ч. православной педагогики, К. Д. Ушинский считал женщину проводником «успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» [6]. Ратуя за равный доступ к образованию, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов настаивали, тем не менее, на особенной, специфической роли женщины в общественной практике. Не узкопрактическое, но широкое образование должно было обеспечить женщине равноценное с мужчинами участие в общественной жизни, в частности в сфере педагогической. При этом Н.А. Добролюбов, например, настаивал на том, что в женских училищах должна быть использована особая методика преподавания, ввиду того что у учениц «чувства преобладают над рассудком и воображение над чистой памятью» [7]. Этот тезис был подвергнут острой критике

Н.М. Скобова и И.М. Духовного, современная же наука реабилитирует догадку Добролюбова [8].

Совпадение взглядов защитника традиционного пути развития святителя Феофана Затворника и писателей-демократов объяснимо еще и тем, что все они, идя в разные стороны, вышли из одного пункта: и Чернышевский, и Добролюбов - выходцы из сословия духовенства.

Подчеркнем здесь новаторский и дальновидный подход святителя Феофана Вышинского к организации женского профессионального образования, который считал, что женщин надо учить тому же, что и мужчин, но иначе, иными средствами. Эта позиция представителя традиционной системы оказалась более новаторской, чем позиция

отраслевых научных журналов того времени («Женское образование», «Семья и школа», «Гимназия», «Русский народный учитель», «Русский педагогический вестник» и др.), большая часть авторов которых ограничивала роль женщины «поддержанием домашнего очага».

Устав и программа Тамбовского духовного женского училища свидетельствуют о том, что их разработчики учитывали противоречия, породившие необходимость модернизации системы образования: привилегированность женского образования, сословность, косность педагогической технологии, отрыв от реальных условий социализации, иноязычность, инокультурность. Природосо-образность, народность, общеобразователь-ность, бессословность, доступность - вот координаты, определяющие структуру профессиональной подготовки в стенах духовного училища.

Участие женщин в системе образования в XIX в. носило сословный характер, что объяснялось преимуществом доступа к образованию представительниц дворянского, духовного, мещанского сословия. Несмотря на отмену сословного принципа приема в духовное училище, более 80 % воспитанниц духовного училища были из семей церковно-и священнослужителей [2, с. 41].

О характере и качестве профессиональной подготовки в Тамбовском женском духовном училище можно судить по примеру деятельности его воспитанниц, одной из которых являлась Мария Ивановна Новочадо-ва, жившая на рубеже XIX-XX вв.

Пребывание Марии Ивановны в стенах епархиального училища - явление закономерное: родилась она в семье тамбовского священника Иоанна Алексеевича Новочадо-ва, имевшего кроме Марии еще двоих дочерей. С детства Мария Ивановна была воспитана в духе христианских добродетелей. Рано потеряла мать.

Получив первоначальное образование дома, она, как и две старшие сестры, поступила в Тамбовское женское епархиальное училище. Отец семейства, будучи протоиереем, настоятелем Покровской церкви города Тамбова, в 1885 г., поддерживая общественно-педагогическое движение конца 50-х -начала 60-х гг. XIX в. по открытию воскресных школ для детей и взрослых, приступил к

созданию воскресной школы первоначального образования. Отметим, что к 1960 г. первые воскресные школы были созданы в Киеве, Москве, Камышлове, Ярославле, Белеве, Царском Селе, Пскове, Харькове, Казани, Омске, Сызрани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Кронштадте, Могилеве, Тамбове, Перми и других городах. Среди обязательных предметов были: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение [9].

16 декабря 1890 г. М.И. Новочадова по окончании Тамбовского женского епархиального училища епархиальным училищным советом с утверждения епископа Тамбовского и Шацкого Иеронима (Экземплярского) была определена к Покровской церковноприходской школе. Через три месяца, с 6 марта 1891 г., практикантка стала учительницей этой школы. Несмотря на юность Марии Ивановны, отец доверяет ей работу в воскресной школе. При ее участии с 1887 г. воскресная школа преобразуется в женскую [10]. Трудоустройство воспитанниц епархиального училища в воскресные школы было явлением обычным, однако наиболее способных учениц могли оставлять при училище в качестве помощниц воспитательниц. Существенную помощь выпускнице мог оказать епархиальный училищный совет, который опекал девиц: следил за их трудоустройством, способствовал выходу замуж. Средних способностей выпускницы трудоустраивались на приходе, или по месту службы своих отцов, или становились домашними учительницами.

Как и все преподаватели Покровской церковно-приходской школы, Мария Ивановна вместе со своей сестрой Софьей Ивановной Новочадовой долгие годы работала безвозмездно. С 1899 г. стала получать жалование из сумм Тамбовского отделения епархиального училищного совета и из местных церковных сумм [10, с. 29]. В 1895, 1897 и

1899 гг. она прошла курсы церковного пения и дидактики для церковно-приходских школ. Организация специальных курсов в рамках проекта организации женской системы образования в конце XIX в. также приобрела массовый характер не только в центре, но и на периферии. На примере Новочадовой можно убедиться, что эти курсы были эффективными, т. к. она успешно выдержала экзаменационные испытания комиссии Тамбовского

епархиального училища, организованные училищным советом 10 августа 1897 года, и удостоилась свидетельства на «преимущественное право к занятию должности учительницы пения и управляющей школьным хором во всех церковных школах Тамбовской епархии» [11]. Будучи музыкально одаренным человеком, Мария Ивановна приняла активное участие в создании в Покровском приходе г. Тамбова школьного хора. Ее хор пел не только в приходском храме, но и приглашался для дачи концертов в других учебных заведениях города, а также сопутствовал своему настоятелю, протоиерею Иоанну Но-вочадову, когда он командировался служить в другие храмы.

В «Отчете о состоянии церковных школ за 1913 год» отмечается, что из всех школ особенно хорошо поставлено церковное пение лишь в 24-х, «из них Покровская школа, под управлением М.И. Новочадовой, без сомнения, занимает первое место не только по степени успешности, но и по применению детского пения: ея хор из учениц поет в своем храме литургии во дни поминовения усопших и в небольшие праздники, участвует в исполнении акафистов на вечернях в воскресные дни и по средам, за религиознонравственными собеседованиями в Нарышкинской читальне поет стихи духовного содержания» [10, с. 89].

Успехи Покровской школы, а вместе с этим и незаурядные труды Марии Ивановны Новочадовой на ниве образования вполне можно проследить по периодическим изданиям Тамбовского края конца XIX - начала

XX в., где часто упоминалось участие школы в общегородской и епархиальной жизни.

Об активной педагогической и общественной жизни М.И. Новочадовой свидетельствует и то, что с 1900 г. она была принята в Тамбовское епархиальное женское училище на должность учительницы географии во 2-м и 3-м основных классах. В том же году она была «избрана членом-сотрудницей Высочайше утвержденного общества для распространения Священного Писания в России». В 1905 г. Мария Ивановна стала членом правления «Серафимовского общества взаимного вспомоществования учащим церковных школ Тамбовской епархии», а в 1906 г. была избрана секретарем правления того же общества [12]. О преданном служении Марии Ива-

новны своему педагогическому призванию свидетельствует и то, что она не выходила замуж и, оставаясь в девичестве, ко всем воспитанникам старалась относиться как к родным. Часто ее питомцы гостили, делали уроки, питались и отдыхали в доме ее отца, где проживала Мария Ивановна, не имея собственного жилища.

Всестороннюю развитость, наличие общей образованности, хорошее качество гуманитарного образования М.И. Новочадовой подтверждает ее работа в качестве активного публициста. Если педагогическим трудом могли заниматься все воспитанницы, то публицистика - удел избранных. Сплошная выборка публикаций в Тамбовских епархиальных ведомостях показывает, что Мария Ивановна понимала значимость публичного слова и всегда старалась внести свою лепту в народное просвещение путем общения с единомышленниками через газету.

Статьи Новочадовой, опубликованные в Тамбовских епархиальных ведомостях, характеризуют ее как убежденного сторонника просвещенной части духовного сословия, призванного отстаивать общественные позиции и интересы Церкви. Можно предположить, что это были первые опыты осмысления социокультурной значимости духовнопросветительских мероприятий, которые по благословению Церкви организовывались в духовных учебных заведениях города. Отметим также факт значимости просветительской роли воскресных школ, духовных училищ и семинарии в жизни города Тамбова начала XX в.

Имея возможность читать воспоминания Новочадовой, изложенные в ее научно-популярном очерке «Покровская в городе Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования» и дневниковых записях, мы выявили псевдоним, за которым публиковались ее работы -Правдина. С учетом русской литературной традиции этот выбор можно рассмотреть как культурный знак, символ: в уже ставшей программной комедии Фонвизина «Недоросль» Правдин (классическая маска положительного героя) не столько сторонник носителя патриархальной мудрости, традиционалиста Стародума, но смелый обличитель крепостнической, отжившей век системы. Апелляция к образам широко известной ко-

медии дает нужный контекст понимания риторики, актуальной для группы интеллигенции, к которой относилась Мария Ивановна Новочадова. Подписываясь именем литературного героя Правдина, она косвенно указывала свою позицию в общероссийском диалоге, посвященном проблеме гендерной специфики российской образовательной системы.

Статьи Правдиной (М.И. Новочадовой) в «Тамбовских епархиальных ведомостях» освещают общественно значимую духовнонравственную проблематику эпохи, сообщают о педагогических и воспитательных трудностях данного периода войн и революций. Например, опубликованная 5 августа 1917 г. в «Тамбовских епархиальных ведомостях» статья под названием «Собрание в Покровской церкви» сообщает о том, что в воскресенье 30 июля 1917 г. настоятель Покровской церкви города Тамбова протоиерей Александр Савостьянов обратился к собранию прихожан с предложением поддержать воззвание Петроградского съезда законоучителей о сохранении в школах преподавания «Закона Божия как предмета обязательного, что отменено Комитетом народного образования» при Временном правительстве Керенского [13]. Необходимо отметить, что сложившаяся ситуация с официальным отношением к церковной школе и ее программе в 1917 г. была неясной и противоречивой, поэтому большинство приходов выбрало выжидательную позицию, необходимо было иметь гражданское мужество для того, чтобы выступить в защиту традиционной духовности системы образования. Сам протоиерей, Александр Матвеевич Савостьянов, будучи сослужителем протоиерея Иоанна Новочадо-ва и продолжателем его просветительских трудов, имел добрые отношения и с его дочерью - М. И. Новочадовой. Как соратники они трудились не только в Покровском приходе, развивая церковно-приходскую школу, но и в Тамбовском епархиальном женском училище, где протоиерей Александр с 7 марта 1905 г. являлся председателем училищного совета. Мария Ивановна считала отца Александра своим духовным наставником и мудрым советником, которому старалась помогать во всех нелегких духовно-просветительских трудах [13, с. 1004-1009].

Перу Марии Ивановны принадлежит также несколько историко-педагогических, краеведческих работ. В 1905 г. она написала исторический очерк - «Покровская в городе Тамбове церковно-приходская школа за 20 лет ея существования», который был издан в типографии Тамбовского губернского правления в 1906 г. книжкой в 55 страниц. В данном труде на примере Покровского прихода города Тамбова прослеживался процесс становления и развития системы церковноприходских школ в городе Тамбове.

При подготовке к торжествам прославления святителя Питирима, канонизация которого состоялась летом 1914 г., в Тамбове проводился конкурс по составлению исторических работ и очерков о жизни Тамбовского чудотворца - святителя Питирима. Мария Ивановна Новочадова также приняла деятельное участие в составлении жизнеописания святителя. Но, т. к. уже были написаны и писались достаточно серьезные труды по этому поводу, она поставила перед собой задачу составить такое жизнеописание святителя Питирима, которое по своему содержанию было бы доступным детскому восприятию. Уже в 1913 г. ее книга «Великий светильник церкви Тамбовской, святитель Питирим, чтение для школ и народа» была не просто выпущена в типографии П.С. Москалева, но имела гриф - «Издание Тамбовского Кафедрального Собора» [14].

Известны и факты активной работы М.И. Новочадовой в подготовке и проведении общеепархиальных программ для церковно-приходских школ. В 1914 г. именно ей было поручено проведение концертной программы, посвященной памяти святителя Пи-тирима. Во время этой программы зачитывалась не только книга Новочадовой о святителе Питириме, но и исполнялись положенные на ее музыку - гимн святителю Питириму «Хоть 215 лет миновало...», песнопение «Наша заступница», «У нас под сводами собора» [15]. Как видно, в программе, посвященной памяти святителя Питирима, Мария Ивановна приняла самое деятельное участие. При этом епархиальное начальство, зная ее как неутомимого педагога, способного создать незаурядные методические разработки с применением стихотворных, музыкальных и литературных произведений собственного сочинения, отводило ей не последнюю роль в

реализации разнообразных мероприятий епархии. Не случайно, в годичных «Отчетах о состоянии церковных школ...» ее фамилию не раз можно встретить в первых рядах списков «лиц наиболее потрудившихся».

О признании таланта Марии Ивановны со стороны просвещенных людей того времени свидетельствует и то, что по желанию архиепископа Кирилла (Смирнова) на ноты М.И. Новочадовой «были положены умилительные стихи о Божией Матери» [16].

«Наша Заступница!

О, Богородице! Дево Пречистая!

Жителям бедной земли,

Светишь Ты ярче, чем солнце лучистое Вечным сияньем любви.

Ты для несчастных Заступница Верная, Господа нашего Мать.

Ты не гнушаешься нашего скверного, Тщишься Ты нам помогать...

Ты нам Заступница пред Вседержителем,

Ты утешенье в скорбях.

Нас призываешь Ты к Горним Обителям, -Чужды нам горе и страх.

Ныне к тебе прибегаем с молением:

Нас от напасти избавь!

В нашем стремлении к Г орним селениям Помощью нас не оставь!»

За свои труды Мария Ивановна неоднократно удостаивалась наград. Так, в сентябре

1900 г. «.за труды в церковной школе» она была награждена «Библией» от Священного Синода, а 22 марта 1904 г. за труды по народному образованию была награждена серебряной медалью на Александровской ленте с надписью - «За усердие» [17].

Подобно М. И. Новочадовой многие выпускники Тамбовских духовных учебных заведений являлись активными тружениками на поприще народного образования, их полезная деятельность имела положительное влияние на жизнь общества. Однако пришедшие после 1917 г. политические и социальные изменения в стране не могли не повлиять на судьбы таких активно верующих людей, как Мария Ивановна Новочадова.

Достаточно трагично сложилась судьба Марии Ивановны, которая в советские годы продолжала проживать в доме своего отца (угол ул. Лермонтовской и пл. Кронштад-ской). Из-за невозможности найти применение своему многогранному педагогическому таланту и средств к существованию, ей при-

шлось принимать постояльцев на квартиру. Поэтому впоследствии, по воспоминаниям некоторых из прихожан Покровского собора, скоропостижная смерть Марии Ивановны породила слухи, что кто-то из жильцов, войдя в доверие старой учительницы, овладел ее имуществом и всем тем бесценным духовным наследием, которое годами собиралось неутомимыми педагогами - протоиереем Иоанном и его дочерьми: Софьей Ивановной и Марией Ивановной. Их рукописи и эпистолярные труды могли бы поведать много интересного из славной истории старейшего в городе Покровского прихода и о развитии духовного образования на рубеже XIX-XX вв. Даже сейчас немногие сохранившиеся автографы Марии Ивановны являются ценным источником по изучению истории развития духовного просвещения Тамбовского края. В семье протодиакона Василия Малина, который один из первых пришел служить во вновь открывшийся в 1943 г. Покровский храм, чудом сохранилась записная книжка М.И. Новочадовой. Она была подарена Марией Ивановной жене протодиакона Василия, когда их семья одно время проживала у Новочадовой. Стиль рукописи определяется большой педагогической практикой автора, который виртуозно владел приемами педагогической коммуникации. Рукопись украшена рисунками автора, по большей части это цветы и пейзажи. Некоторые рисунки датированы 1934 г. В разделе «Исторические сведения о Тамбове» на 61-й странице Мария Ивановна поместила и рисунок Ново-Пок-ровской церкви, с которой связала всю свою жизнь, а под ним написала: «Покровская церковь города Тамбова. Построена на средства Тамбовских купцов - Байковых, освящена в 1868 г.

Утешенье все наше - Святой Божий Храм,

Сюда и стремиться всегда надо нам»

(Личный архив автора).

В биографических деталях, событиях и фактах, связанных с М.И. Новочадовой, можно рассмотреть образ незаурядной личности, цельного человека, умеющего жить ради ближнего. Широк диапазон профессиональных умений М.И. Новочадовой: знание многих обязательных предметов воскресной школы, владение методикой и навыками

преподавания, наличие незаурядного организаторского таланта.

Педагогическая модель, заложенная уставным документом святителя Феофана Вышинского, дала в системе подготовки педагогических кадров положительные результаты: высокий уровень социальной адаптивности позволил православным педагогам успешно нести знания в самые разные по составу социальные группы; выполнять воспитательную функцию, вовлекая учащихся в самые разнообразные мероприятия. На примере Новочадовой мы наблюдаем состоятельность образовательного проекта, позволившего готовить квалифицированные, талантливые кадры для духовно-нравственного просвещения населения.

1. Евстратова А.И., Никонов И.И. Развитие высшего женского образования в России в ХК веке // Женщины в отечественной науке и образовании. Иваново, 1997. С. 33-35.

2. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 г. Отдел Исторический. Тамбов, 1914. С. 3-47.

3. Иерей Виктор Лисюнин. Проект женского образования и проблемы его реализации в конце XIX - начале XX вв. (на примере Тамбовской епархии) // Вестник Тамбовского университета Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 249-254.

4. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Мн., 1999. С. 152.

5. Симонова М.В. Проблема женского образования во второй половине XIX века // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997. С. 39-46.

6. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1994. С. 132.

7. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVIII - начале XX века: приобретения и потери // Мир истории. 2000. № 6. С. 38-40.

8. Стрекалова Н. Гендерная асимметрия в системе высшей школы: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2002. № 5. С. 153.

9. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 2009. С. 290.

10. Покровская в г. Тамбове церковно-приходская школа: исторический очерк за 20 лет ее существования / сост. М.И. Новочадова. Тамбов, 1906. С. 33.

11. ТЕВ (Тамбовские епархиальные ведомости). 1905. № 43. С. 925.

12. ТЕВ. 1908. № 48. С. 931.

13. Новочадова М.И. Замечательный случай // ТЕВ. 1917. № 45-46. С. 1004-1009.

14. Новочадова М.И. Великий светильник Церкви Тамбовской, святитель Питирим. Тамбов, 1911. С. 843-844.

15. ТЕВ. 1914. № 7. С. 240-242.

16. Иерей Виктор Лисюнин. История Покровского Собора города Тамбова. Тамбов, 2001. С. 40.

17. ТЕВ. 1904. № 14-15. С. 269-270.

Поступила в редакцию 22.11.2010 г.

UDC 94(47).083

GENDER ASPECT OF REALIZATION OF PROJECT OF FEMALE EDUCATION IN TAMBOV PROVINCE AT THE TURN OF 19th - 20th CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF TAMBOV DIOCESE)

Priest Viktor Lisyunin, Tambov Seminary, Tambov, Russia, Candidate of History, Deputy Principal, e-mail: info @eparhia-tmb .ru

The article represents the generalization of research results of historical and cultural conditions, ideological context of appearing of first spiritual educational institutions for women in Tambov province of the end of 19th - beginning of 20th centuries. The level of effectiveness of educational project is estimated during creation and analysis of socio-cultural portrait of orthodox pedagogue, educatee of Tambov eparchial female institution - M.I. Novochadova.

Key words: contradictions of female education system; problems of female education; regulation of educational institution; gender pedagogical technology; gender role.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.