УДК 316.64
ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ВЫБОРА МОДЕЛИ СЕМЬИ
О.И. Торкунова, М.В. Петровская, А.А. Емельяненко
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь гендерных установок и факторов выбора модели семьи. Выделены социокультурный, психологический и социально-психологический факторы. Под моделью семьи понимается система гендерных отношений в совокупности гендерных ролей на основе интериоризированных личностью базовых социальных установок в процессе первичной социализации в родительской семье и функций, иерархии власти, структуры, участия членов семьи в выполнении ее функций, характера репродуктивного поведения.
Ключевые слова: гендерные установки, модели семьи, маскулинность, фемининность.
THE GENDER-BASED SETTINGS AS THE DETERMINANT
OF THE CHOICE OF FAMILY MODEL
O. Torkunova, M. Petrovskaya, A. Emelyanenko
Abstract. The interrelations between gender settings and factors of family models are investigated. Social and cultural, psychological and socio-psychological factors are allocated. The family model is considered to be the system of gender relationships in the total of gender roles following the basic social settings in the process of primary socialization in the parent’s family interiorized by the personality and its functions, the hierarchy of power, structure, member’s participation in the fulfilling of the functions, nature of reproductive behavior.
Keywords, gender settings, family models, masculinity, femininity.
Не вызывает сомнения, что гендер является одним из социокультурных феноменов общества [1, 2]. В условиях отхода от традиционного понимания мужественности и женственности изучение взаимосвязи гендерных установок и факторов выбора модели семьи приобретает особую значимость.
В гендерных установках как разновидности социальных установок отражается
представление, мнение индивида о гендерной роли и ее специфике (когнитивный компонент), позитивные и негативные эмоции относительно роли (аффективный компонент) и непосредственные модели поведения, присущие определенной гендерной роли (конативный компонент). Суть содержания гендерной установки — готовность вести себя определенным образом в соответствии с интериоризированными личностью нормами и правилами, касающимися полоспецифичного поведения, т.е. поведения, характерного для мужчин и женщин как представителей социальных групп [3].
В отечественной социальной психологии проблема выбора рассматривалась в контексте конкретной деятельности, принятия решений, профессионального самоопределения, мотивов и целей, ценностей и смыслов. В трудах зарубежных авторов выбор - это: проявление внутренней сущности личности,
закладывающейся еще в детском возрасте, являющейся реализацией жизненного стиля и
движением на пути осуществления общественно полезной деятельности; результат
разрешенности/неразрешенности стадий
психосексуального развития личности, характера ее взаимоотношений с родителями, специфики защитных механизмов; необходимый элемент каждого момента человеческой жизни, в котором осуществляется выбор между развитием и безопасностью.
По утверждению ряда исследователей, семья является микрофактором, обуславливающим специфику социализации (Е.В. Андриенко, В.Г. Крысько, И.С. Кон, В.А. Лабунская и др.). Мы рассматриваем родительскую семью (гендерные контракты родителей, модели гендерного ролевого поведения) в качестве социальнопсихологического фактора выбора. При этом онтогенетический аспект социализации предполагает, что социальный опыт конкретной личности специфичен и зависит от целого ряда условий [5]. В связи с этим опыт личности правомерно определить как психологический фактор выбора.
Одновременно личность находится и под влиянием макрофакторов, детерминирующих ее социализацию. К ним относится культура, страна, общество, государство. Существующие в культуре и усвоенные личностью гендерные нормы и установки (маскулинность-феминность) являются социокультурным фактором выбора.
Как отмечает И.С. Клецина, «от других разновидностей гендерных отношений
межличностные гендерные отношения отличаются наличием выраженной
эмоциональной составляющей» [6, с. 290]. Это дает основания выделить аффективный аспект взаимоотношений (различные переживания личности по поводу ее взаимосвязей), представленный на наш взгляд предпочтениями в понятии «выбор».
В семье реализуются гендерные контракты как предписания исполнения гендерных ролей, т.е. специфика гендерных отношений также представлена. Выделяют аффективный,
конативный и поведенческий компоненты межличностных отношений, можно
предположить их наличие и в супружеских отношениях. При этом вслед за Г.М. Андреевой, И.С. Клециной, Н.Н. Обозовым и другими мы выделяем в структуре супружеских отношений содержательные аспекты компонентов:
когнитивный, аффективный и поведенческий -реальные действия, зависящие от аффективного компонента и выражающиеся в терминах «доброжелательность/недоброжелательность», «помощь / отсутствие помощи».
Анализ влияния факторов на выбор практик гендерного взаимодействия определил критерии и взаимосвязь с моделями семьи:
- гендерные функции и роли (стереотипность, жесткость или вариабельность, гибкость);
- иерархия власти (равноправность, симметричность или матриархальность, патриархальность, власть/подчинение);
- структура семьи (сложная или простая структура семьи);
- участие членов семьи в выполнении ее
функций (все жизненные функции
сосредотачиваются в семье, домашняя занятость женщин или функций разделяются между социальными институтами и семьей);
- характер репродуктивного поведения (нерегулируемое и свободное или запланированное и регулируемое).
Как видим, основным фактором,
отличающим гендерные отношения, являются гендерные роли и функции. В связи с этим возможен анализ гендерных ролей в их качественных характеристиках
«дифференцированность» и «иерархичность» [6, с. 286 - 310]. Соотношение этих позиций можно проанализировать и в их объективном аспекте -реальных взаимодействиях, и в субъективном -гендерных установках мужчин и женщин. Кроме того, ситуация выбора модели семьи является эмоционально окрашенной, т.е. сопровождает процесс общения в ходе которого складываются межличностные отношения. Объективный
аспект гендерных отношений в семье, по мнению ряда исследователей (Е.А. Здравомысловой, И.С. Клециной и др.) отражается в исполнении семейных ролей, распределении домашних обязанностей, принятии решений [4; 6]. В научной литературе рассматриваются две основные модели гендерных семейных ролей: партнерская и
доминантная.
В данной статье мы опираемся на исследование одного из авторов статьи О.И. Торкуновой (Болдыревой) «Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи», где было определено понятие модели семьи, систематизированы признаки партнерской и доминантно-зависимой моделей и
детерминирующие их гендерные установки. Под моделью семьи понимается «система гендерных отношений (тип гендерного контракта) в совокупности гендерных ролей (на основе интериоризированных личностью базовых социальных установок) в процессе первичной социализации в родительской семье и функций, иерархии власти, структуры, участия членов семьи в выполнении ее функций, характера репродуктивного поведения» [3, с. 11].
Выбор модели семьи (партнерской или доминантно-зависимой) мы определяем как выработку определенных гендерных установок на основе гендерного опыта личности, полученного в родительской семье. На выбор модели семьи оказывают влияние социокультурный, социально-психологический и психологический факторы. В то же время рамки данной статьи не позволяют рассмотреть определенное влияние социоэкономического фактора выбора (влияния материального положения и общественного устройства). Очевидно, данная тема может стать предметом анализа других исследований. Мы же полагаем, что социокультурный фактор подразумевает субъективную оценку традиционно мужской или женской сущности модели. Социальнопсихологический фактор связан с влиянием семьи и значимых других факторов. Психологический фактор определяет
обусловленность выбора влиянием особенностей склада ума, характера, наличием привычек делать осознанный выбор. При этом в семье как социальном институте осуществляется целенаправленная социализация (Е.В.
Андриенко), но с развитием личность включается в другие общности людей (референтные группы), где осуществляется ее стихийная социализация. Это позволяет предположить, что гендерные установки могут меняться и под влиянием других факторов,
однако, ограничиваясь рамками данной статьи, мы рассматриваем только целенаправленную социализацию, т.е. влияние семьи.
Остается нераскрытым вопрос адекватности выбора, т.е. его согласованности с интересами и возможностями личности, соответствия выбора конкретной жизненной ситуации. Поскольку гендерные установки как диспозиции личности выполняют определенные функции
(инструментальную, эгозащитную, выражения ценностей и организации знаний), уместно предположить, что адекватность выбора связана с возможностью адаптации личности к ситуации и социуму, с возможностью избежать осуждения и заслужить одобрение. Отсюда адекватность выбора, его соответствие интересам и возможностям личности можно рассматривать в критериях модальности как формы сравнения альтернатив выбора. Модальность при этом выражается в ориентации на действия, мечты, эмоции при выборе модели семьи. Выбор модели семьи предполагает неоднозначное видение одной ситуации разными людьми, определяется, на наш взгляд, социальной, культурной спецификой конкретного общества, а также психологической - конкретной личности.
Рассмотрим более подробно понятия «ситуация», «социальная ситуация». Под ситуацией в психологии понимается «система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность». Одной из характеристик ситуации является «предшествование действованию» [7, с. 739]. Шихаревым Н.П. социальная ситуация определяется как «естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером развертывающихся действий или деятельность», «совокупность характеристик социального бытия, воздействующих на индивида» [8, с. 283 - 291]. Он также приводит десять факторов, определяющих социальную ситуацию, на основе которых мы выделили параметры ситуации выбора модели семьи: цели, правила, роли, концепты и эмоциональную атмосферу.
Согласно диспозиционной концепции мы определили гендерные установки как «базовые социальные установки». Они формируются на основе потребностей в межличностном общении, удовлетворяющихся в семье. Гендерная установка выражает
предрасположение субъекта определенным образом реагировать на те или иные явления. Это некая система представлений, оценок
объектов, а также готовность действовать по отношению к ним определенным образом. Установки по отношению к модели семьи содержат интерпретацию субъектом гендерных значений и требований, аффективное к ним отношение и некоторую степень готовности следовать принятым и одобренным гендерным установлениям.
В эмпирическом плане гендерные установки представляют собой субъективное обоснование того, почему необходимо следовать гендерной роли, и указание на то, каким следует быть в гендерной модели поведения. То есть гендерные установки определяют обоснование и содержание гендерного выбора. Гендерные установки оказывают детерминирующее воздействие на гендерные атрибуции субъекта как обоснованием субъективно значимых причин гендерного поведения, так и оценочным отношением к отдельным гендерным значениям и требованиям. Однако конкретный характер такого воздействия не является однозначным и очевидным и требует специального исследования. Актуализирует потребности общения длительная ситуация межличностного общения в малой группе. Выбор, таким образом, обуславливается определенными установками, реализующимися впоследствии в определенном социальном поведении личности. При этом установки образуются на базе оценки социального объекта (модель семьи) и отдельных социальных ситуаций (гендерные отношения, процесс коммуникации). В то же время они выражают отношение (диспозицию, предрасположенность) к модели семьи как социальному объекту, а направленность возможного поведения определяется опытом социализации личности.
Таким образом, ситуация выбора модели семьи непросто непосредственная предметная ситуация, а более широкая ситуация социальных связей и отношений личности, реализуемых в семье. Выбор модели семьи (как выработка решения на основе предпочтений и гендерного социального опыта личности) - целостная система сознательных, избирательных, индивидуальных связей личности и разных сторон объективной действительности. Определяя приоритет факторов выбора модели семьи, мы полагаем, что социальнопсихологический фактор (родительская семья как первичная среда) оказывает наибольшее влияние на формирование установок ролевого гендерного поведения и выбор доминантнозависимой или партнерской модели семьи.
Литература:
1. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и гендерные исследования. - Тверь, 1999. - С. 68-83.
2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
3. Болдырева О.И. Влияние гендерных установок студентов на выбор модели семьи: Автореф. дис. ... канд.псх.наук. - Курск. - 2006. -23 с.
4. Здравомыслова Е.А. Гендерные контракты // «Гендер. Культура. Общество» // Под ред. И. Новиковой. - Рига: Проект «Женщины Балтии». -2003. - С. 58-97.
5. Клецина И.С. Гендерная социализация. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.
6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.
7. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2001. - 976 с.
8. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 447 с.
Сведения об авторах:
Торкунова Ольга Ивановна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: [email protected]
Петровская Мария Владимировна (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: [email protected]
Емельяненко Артем Алексеевич (г. Воронеж, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела (исследования проблем образования и подготовки специалистов для Военно-воздушных сил) научно-исследовательского центра (образовательных и информационных технологий) Военного учебно-научного центра Военновоздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
O. Torkunova (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, senior lecturer at the Department of Moral and Psychological Support (air warfare) of the Military Air Force Education and the Research Center “The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy”, e-mail: [email protected]
M. Petrovskaya (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Moral and Psychological Support (air warfare) of the Military Air Force Education and the Research Center “The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy”, e-mail: [email protected]
A. Emelyanenko (Voronezh, Russia), candidate of psychological sciences, senior research officer of the Research Center (the issues of education and training of the specialists of the Military Air Force) of the Military Air Force Education and the Research Center “The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy”, email: [email protected]