Научная статья на тему 'Гендерные стереотипы и гендерная идентичность как значимые конструкты гендерного модуса детско-родительских отношений'

Гендерные стереотипы и гендерная идентичность как значимые конструкты гендерного модуса детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
458
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / МОДУС / MODUS / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ НОРМЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SEX-ROLE NORMS AND IDEAS / ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / SEX-ROLE DIFFERENTIATION / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КУЛЬТУРНЫЕ СИМВОЛЫ / CULTURAL SYMBOLS / ПОЛ / КВАЗИРОЛЬ / ГЕНДЕРНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ / COGNITIVE SCHEMES / ГЕНДЕРНО-РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ / GENDER-ROLE POSITION / РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / PARENTAL FAMILY / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДРАЖАНИЕ / DIFFERENTIAL IMITATION / ГЕНДЕРНО-РОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / GENDER-ROLE SELF-REGULATION / CHILD-PARENT RELATIONSHIP / LIVELIHOODS / ATTITUDE / KVAZIROL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кириленко И.Н.

В статье дано обоснование возможности исследования гендерного модуса детско-родительских отношений. Показано, что гендерный ракурс является одним из перспективных направлений исследований этих отношений. Автор исходит из того, что гендерная составляющая присутствует в любых формах межличностного взаимодействия. В статье рассматриваются гендерные стереотипы субъектов детско-родительских отношений, которые формируются у них как носителей определенных конвенциальных ролей в пространстве семейного взаимодействия. Указывается, что гендерно-ролевые стереотипы субъектов детско-родительских отношений существуют в виде особых когнитивных схем, которые включают в себя информацию о принятых в обществе нормативах реализации гендерных ролей и более детальной «проработке» стандартов гендерного поведения. Эти схемы используют субъекты при восприятии окружающей реальности и ее категоризации. В статье дано описание гендерноролевых стереотипов первого и второго уровней полноты, которые учитывают гендерные особенности различных сторон детско-родительских отношений. Автор отмечает, что гендерно-ролевые стереотипы субъектов детско-родительских отношений характеризуются комплексом типичных содержательных и динамических проявлений. Рассмотрены когнитивная, аффективная, интегративная, социальная протекционная функции гендерно-ролевых стереотипов субъектов детско-родительских отношений. В статье дано также осмысление гендерной идентичности и психологической готовности субъектов к исполнению определенной гендерной роли в детско-родительских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender stereotypes and gender identity as significant constructs of a gender modus of the child-parent relationship

The article gives a justification of the possibility researches of gender modus of. child-parent relationship. It is shown that a gender perspective is one of the most promising areas of research of the relationship. The author assumes that the gender component is present in all forms of interpersonal interaction. The article examines gender stereotypes subjects of parent-child relationships that are formed from them as bearers of specific roles in the space of conventional family interaction. These schemes use subjects in the perception of the surrounding world and its categorization. The article describes the gender-role stereotypes of the first and second levels of completeness, that take into account various aspects of gender-specific parent-child relationship. The author notes that gender-role stereotypes subjects of parent-child relationships are characterized by a complex and dynamic content of typical manifestations. Examined the cognitive, affective, integrative, social protectionist function of gender-role stereotypes subjects of child-parent relationship. The paper also provided a reflection of gender identity and psychological readiness of subjects to fulfill a certain gender roles in child-parent relationship.

Текст научной работы на тему «Гендерные стереотипы и гендерная идентичность как значимые конструкты гендерного модуса детско-родительских отношений»

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Кириленко И.Н.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЕ КОНСТРУКТЫ ГЕНДЕРНОГО МОДУСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В психологии все более широко признается необходимость учета гендерного фактора при рассмотрении особенностей поведения и взаимодействия людей в разных сферах жизнедеятельности. В силу того, что детско-родительские отношения являются одной из разновидностей межличностных отношений и содержат определенные культурные и социальные характеристики, вполне допустимым представляется гендерный модус их рассмотрения. В понятии «гендер» в современной психологии объединяется система полоролевых норм и представлений, полоролевая дифференциация общественных отношений, личностные особенности индивида и комплекс культурных символов.

В отечественной психологии понятием, наиболее близким к нему по значению, выступает понятие «психологический пол», который традиционно рассматривается как неотъемлемая составляющая личности, обусловленная комплексом факторов. В их состав включают: биологически заданную половую принадлежность индивида, этнокультурные традиции воспитания, структуру социально-значимой деятельности и полоролевые нормы общества. Гендерный ракурс является одним из перспективных направлений исследований детско-родительских отношений. В последнее время появился ряд работ, посвященных выявлению влияния гендерного фактора на подготовку к родительству и на характер взаимоотношений родителей и детей, на развитие детей в семье [10].

В работах отечественных авторов приводятся аргументы (Бендас Т.В., Вержибок Г.В., Грошев И.В., Клецина И.С., Коростылева Н.Н.) целесообразности использования понятия «гендер» при обсуждении социальных, культурных и индивидуальных характеристик, норм и стереотипов поведения, социальных ролей и идентичности [5]. Базовое основание их дифференциации сводится к тому, что пол индивида детерминируется биологически, а гендер является культурно и социально заданным. Соответственно, понятие «гендер» употребляется тогда, когда определяются культурные и социальные характеристики личности. Вообще, следует признать, что гендерная составляющая присутствует в любых формах межличностного взаимодействия. Отстаивая данную мысль, В. Сатир указывает, что все роли, которые имеют наибольшее психологическое значение, соотносятся с полом исполняющих их людей [11].

С точки зрения ряда авторов (Здравомыслов Е., Тёмкина А.), гендер представляет собой особую квазироль, которая является базовой и которая связана со всеми остальными, придавая им особую спецификацию [4]. Более того, гендерные когнитивные схемы оказываются самыми востребованными человеком, так как они пронизывают буквально всю его жизнь [1]. В рамках супружеских и детско-родительских отношений гендерная составляющая имеет главенствующую роль. Отношения родителей и детей буквально пропитаны гендерной спецификой, так как они являются одной из основных форм реализации гендерно-ролевых отношений.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.