Научная статья на тему 'Гендерные различия в диахронических межровневых структурах интегральной индивидуальности студентов'

Гендерные различия в диахронических межровневых структурах интегральной индивидуальности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / МЕЖУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА / ГЕНДЕР / INTEGRAL INDIVIDUALITY / INTER-LEVEL STRUCTURE / GENDER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гизитдинова А. А., Щебетенко А. И.

В статье представлены и проанализированы результаты системного исследования гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов овладевающих профессиями «массового» типа в условиях их обучения в сельскохозяйственном вузе (научная психологическая школа В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, А.И. Щебетенко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гизитдинова А. А., Щебетенко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DISTINCTIONS IN DIACHRONIC MEZHROVNEVS STRUCTURES OF INTEGRAL INDIVIDUALITY OF STUDENTS

In article results of system research of gender inter-level structures of integrated identity of students seizing professions of «mass» type in the conditions of their training in agricultural higher education institution are presented and analysed (scientific psychological school V. S. Merlin, V. V. Belous, A.I. Schebetenko scientific psychological school).

Текст научной работы на тему «Гендерные различия в диахронических межровневых структурах интегральной индивидуальности студентов»

р - рассчитано по отношению к группе контроля.

Одновременно установлено возрастание протромбинового индекса, свидетельствующее об уменьшении протромбинового времени свертывания плазмы крови пациенток по сравнению с аналогичным показателем контрольной группы, что указывает на избыточную активацию внешнего механизма формирования протромбиназы, в частности VII плазменного фактора при остром сальпингоофорите (табл.1).

Наряду с нарушением первой фазы свертывания крови у больных с клиническими проявлениями острого сальпингоофорита было установлено укорочение тромбинового времени свертывания плазмы, которое характеризует конечный этап процесса свертывания -превращение фибриногена в фибрин под действием тромбина.

Известно, что показатель тромбинового времени во многом взаимосвязан с концентрацией фибриногена в плазме и наличием продуктов деградации фибрина [3]. Как оказалось, активация прокоагулянтных механизмов у больных с острым сальпингоофоритом сопровождалось увеличением содержания в плазме крови фибриногена, а также продуктов паракоагуляции - растворимых фибрин-мономерных комплексов (РФМК). В то же время не обнаружено изменений активности ХПа- калликреин-зависимого фибринолиза (табл. 1).

Как известно, формирование стереотипных сосудистых и тканевых изменений в зоне локального воспалительно-деструктивного процесса в органах, а также развитие синдрома системного воспалительного ответа приводят к развитию локальной и системной гипоксии. В условиях гипоксии возможно развитие вторичных неспецифических метаболических расстройств в виде активации процессов липопероксидации [2,4]. Дестабилизация структур сосудистой стенки, биологических мембран клеток различных тканей, в том числе крови под влиянием активных форм кислорода может оказывать существенное влияние на формирование коагуляционного потенциала крови при воспалении.

В связи с вышесказанным параллельно были проведены исследования содержания продуктов липопероксидации в крови пациенток.

Как оказалось, в период выраженных клинических проявлений острого сальпингоофорита происходило значительное накопление МДА (р<0,001) и ГПЛ (р<0,001) в плазме крови больных женщин по сравнению с соответствующими показателями пациенток контрольной группы исследования.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о патогенетической взаимосвязи накопления промежуточных продуктов липопероксидации - МДА и ГПЛ - в плазме крови и активацией прокоагулянтных механизмов в период выраженных клинических проявлений острого сальпингоофорита у женщин репродуктивного возраста.

Установление патогенетической значимости свободнорадикальной дестабилизации биологических мембран клеток в механизмах нарушений формирования коагуляционного потенциала крови свидетельствует о целесообразности использования клиниколабораторных методов оценки взаимосвязанных нарушений коагуляционного потенциала крови и метаболического статуса больных в качестве объективных критериев диагностики острого сальпингоофорита и прогнозирования развития его гнойно-воспалительных осложнений.

Литература

1. Абрамченко, В.В. Гнойно-септическая инфекция в акушерстве и гинекологии / В.В. Абрамченко, Д.Ф. Костючек, Э.Д. Хаджиева. - СПб.: СпецЛит, 2005. - 459 с.

2. Активация липопероксидации - ведущий патогенетический фактор развития типовых патологических процессов и заболеваний различной этиологии / В.М. Попков, Н.П. Чеснокова, В. В. Моррисон и др. - М.: «Академия Естествознания», 2012. - 450 с.

3. Баркаган, З.С. Диагностика и контролирующая терапия нарушений гемостаза / З.С. Баркаган, А.П. Момот. - М.: «Ньюдиамед», 2008. - 292 с.

4. Инфекционный процесс / Н.П. Чеснокова, А.В. Михайлов, Е.В. Понукалина и др. - М.: «Академия естествознания», 2006. - 484 с.

5. Краснопольский, В.И. Гнойная гинекология / В.И. Краснопольский, С.Н. Буянова, Н.А. Щукина. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 304 с.

6. Прилепская, В.Н. Воспалительные заболевания органов малого таза / В.Н. Прилепская, В.В. Яглов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 128 с.

7. Рафальский, В. Воспалительные заболевания органов малого таза: спорные вопросы терапии / В. Рафальский, Е. Довгань, М. Остроумова // Врач. - 2011. - № 1. - С. 32-38.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGICAL SCIENCE Гизитдинова А.А.1, Щебетенко А.И.2

'преподаватель кафедры психологии,НОУ ВПО Уральского гуманитарного института; 2доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, ГОУ ВПО Пермского государственного института искусства и культуры

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДИАХРОНИЧЕСКИХ МЕЖРОВНЕВЫХ СТРУКТУРАХ ИНТЕГРАЛЬНОЙ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье представлены и проанализированы результаты системного исследования гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов овладевающих профессиями «массового» типа в условиях их обучения в сельскохозяйственном вузе (научная психологическая школа В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, А.И. Щебетенко).

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, межуровневая структура, гендер

Gizitdinova AA1, Schebetenko AI 2

1Lecturer in psychology, LEU Institution Ural Institute for the Humanities; 2Doctor of Psychology,

Professor of Psychology and Pedagogy, State Educational Institution of Perm State Institute of Arts and Culture GENDER DISTINCTIONS IN DIACHRONIC MEZHROVNEVS STRUCTURES OF INTEGRAL INDIVIDUALITY OF STUDENTS

Abstract

In article results of system research of gender inter-level structures of integrated identity of students seizing professions of «mass» type in the conditions of their training in agricultural higher education institution are presented and analysed (scientific psychological school V. S. Merlin, V. V. Belous, A.I. Schebetenko scientific psychological school).

Keywords: integral individuality, inter-level structure, gender

Актуальность современных проблем общепсихологических системных исследований межуровневых структур интегральной индивидуальности человека впервые обнаруживаются уже в работах создателя «педагогической антропологии» К.Д. Ушинского. И действительно, в дальнейшем тенденция к общепсихологическому системному исследованию взаимодействий разноуровневых индивидуальных свойств человека, включённого в ту или иную его деятельность, со всей полнотой и всесторонностью начала

89

проявляться в отечественной психологии и психофизиологии лишь в 60-80-х годах XX века. И, прежде всего - в психологических научных школах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова-В.Д. Небылицына и В.С. Мерлина.

Тем самым, изучение человека, как так или иначе понятой целостной системы его разноуровневых индивидуальных свойств, включённых в деятельность субъекта, стало одной из центральных проблем современных методологических, теоретических и эмпирических исследований в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, 1999; А.Г. Асмолов, 2001; Т.Ф. Базылевич, 1994; В.В. Белоус, 1997, 2005; А.В. Брушлинский, 1994; Э.А. Голубева, 1994; Д.А. Леонтьев, 1997; Б.А. Никитюк, 1995; В.А. Петровский, 1985, 1992; В.М. Русалов, 1988, 1990; Д.И. Фельдштейн, 1998; В.Д. Шадриков, 1996 и др.).

Всё вышесказанное относится и к современным системным исследованиям межуровневых и внутриуровневых структур свойств интегральной индивидуальности студентов как возрастной и профессиональной когорты, овладевающих профессиями «массового типа» в разных вузах и на разных факультетах. (В.В. Белоус, 2005; И.В. Боязитова, 2004; А.А. Волочков, 2008; Б.А. Вяткин, 2001; Л.Я. Дорфман, 2000; С.Ю. Жданова, 2008; О.М. Иванова, 2007; А.Ф. Иорданов, 2003; В.В. Маркелов, 2006; Н.В. Мартыненко, 2010; Е.Я. Михитарьянц, 2009; Л.В. Мищенко, 2009; Ю.В. Павличенко, 1995; А.К. Серков, 1992; Е.А. Силина, 2005; Ф.М. Шидакова, 1991;

А.И. Щебетенко, 2001 и др.).

Проблему нашего исследования можно означить как проблему специфики влияния на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов, овладевающих профессиями «массового» типа в течение первых двух лет обучения в профильном вузе, системного взаимодействия разноуровневых свойств их гендерных интегральной индивидуальности (внутренние условия учебы), в зависимости от квалификационных требований государственных программ обучения (внешние условия учебы). Более широко, - это проблема структуры и функций гендерных межуровневых взаимодействий индивидуальных свойств студентов, овладевающих профессиями «массового» типа.

Цель исследования - с позиций системного подхода эмпирически изучить специфику синхронических афункциональных и диахронических гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов, овладевающих профессиями «массового» типа в условиях их обучения в сельскохозяйственном вузе.

Объект исследования - интегральная индивидуальность субъекта деятельности.

Предмет исследования - межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов, овладевающих профессиями «массового типа» в течение первых двух лет обучения (на выборках из студентов сельскохозяйственного вуза).

Задача исследования - выяснение специфики гендерных синхронических афункциональных и диахронических межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов, овладевающих «массовыми» профессиями (на выборках из студентов сельскохозяйственного вуза).

Гипотеза исследования - успешность учебно-профессиональной деятельности студентов и студенток, овладевающих «массовыми» профессиями, в первые два года обучения в сельскохозяйственном вузе существенно и специфичным образом обусловлены системным взаимодействием гендерных синхронических функциональных межуровневых структур интегральной индивидуальности с её синхроническими афункциональными и диахроническими межуровневыми структурами (внутренние условия учебно-профессиональной деятельности).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование проводилось в 2004-2005 и 2005-2006 учебных годах на одних и тех же гендерных выборках испытуемых, образованных из студентов агрохимического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика

Д.Н. Прянишникова (100 человек). Контингент испытуемых состоял из двух выборок - мужской (50 юношей) и женской (50 девушек). Возраст испытуемых - от 17 до 20 лет в начале исследования и от 18 до 21 года по его завершении. На каждой выборке диагностические срезы производились дважды - во 2-м семестре обучения (фоновый диагностический срез) и в 4-м семестре (итоговый диагностический срез).

Диагностика разноуровневых свойств интегральной индивидуальности осуществлялась с помощью следующих, концептуально валидных целям и задачам исследования, методик: опросник структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко (2007; 6 показателей); опросник структуры психодинамического уровня интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко (2007; 15 показателей); тест П. Торренса (Методики диагностики художественно-графических способностей, 2004; 1 показатель); самоактуализационный тест А. Маслоу (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман., Е.М. Дубовская, 1987; 13 показателей); методика семантического дифференциала (А.М. Эткинд, 1979; 3 показателя); опросник Левинсона «Ассертивен ли я?» (В. Каппони, Т. Новак, 1994; 1 показатель). Показателями успешности учебно-профессиональной деятельности студентов служили среднеарифметические оценки (с точностью до сотой), полученные испытуемым на семестровых экзаменах: отдельно - по профессионально-ориентированным и отдельно - по общеобразовательным дисциплинам). Всего в работу включены 40 показателей свойств пяти иерархических уровней интегральной индивидуальности и 2 показателя успешности учебно-профессиональной деятельности испытуемых.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходные данные подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с использованием программы «STATISTICA 6.0». Применены следующие статистические инструменты: 1) t-критерий Стьюдента (метод установления

среднегрупповых различий между мужской и женской выборками испытуемых по всем включённым в работу показателям); 2) корреляционный анализ (по формуле Пирсона).

Во-первых, выявлено, что мужская и женская выборки испытуемых в наибольшей степени различаются в своём развитии по показателям уровней свойств общего и специального типов нервной системы, а также - по показателям ряда свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности. Так, и в фоновом (2-й семестр обучения) и в итоговом (4-й семестр обучения) диагностических срезах юноши, по сравнению с девушками, обладают существенно более сильным процессом возбуждения, пониженной чувствительностью нервной системы (уровень свойств общего типа нервной системы), доминированием 2-й сигнальной системы (уровень свойств специального типа нервной системы), флегматизмом, а также - пониженной эмоциональной возбудимостью, сензитивностью и меланхолизмом (уровень свойств психодинамики).

Для объяснения полученного факта можно привлечь теорию полового диморфизма, в соответствии с которой «широкая норма реакции обеспечивает женский пол повышенной онтогенетической пластичностью (адаптивностью), а это не что иное, как восприимчивость к воспитанию и обучению. Поэтому в дискомфортных зонах отбора остаются в основном мужские особи, которые

90

могут покинуть эти зоны только за счет нахождения новых решений, т.е. за счет сообразительности и находчивости. Само пребывание в зоне дискомфорта стимулирует поисковое поведение. Следовательно, в процессе эволюции в зонах дискомфорта... шел отбор в разных направлениях: у женского пола - на «воспитуемость», «адаптивность», «обучаемость», а у мужского пола - на «находчивость», «сообразительность», «изобретательность в самом широком смысле»

(А.В. Геодакян, 1989. - С. 186).

Кроме того, можно привлечь исследование Джонсона и Шульмана (Johnson g Shulman, 1988). Они обнаружили, что женщины больше выражают чувства, направленные на окружающих, чем мужчины. Мужчины не хотят, чтобы их видели эмпатийными, потому что это качество не соотносится с мужской гендерной ролью. Путем исследований доказано, что сам факт выражения эмоции человеком и способ, которым он это делает, сильно зависит от гендерных норм.

Во-вторых, установлено, что по показателям свойств личностного уровня мужские и женские межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов также имеют статистически значимые различия. Так, в фоновом диагностическом срезе (2-й семестр обучения) у юношей, по сравнению с девушками, статистически значимо ниже показатели отношения к учёбе по параметру «время», а также по шкалам «самоуважение» и «представлений о природе человека». В то время как в итоговом диагностическом срезе (4-й семестр обучения) таких статистически значимых различий между мужской и женской выборками испытуемых не выявлено.

Наконец, в-третьих, обнаружено, что испытуемые мужской и женской выборок отличаются и по успешности учебы. Так, в фоновом диагностическом срезе (2-й семестр обучения) различия между мужской и женской выборками по успешности овладения профессиональноориентированными дисциплинами оказались статистически значимы (при p<0,01 - более успешны девушки), в то время как по общеобразовательным дисциплинам - незначимы. В итоговом же диагностическом срезе (4-й семестр обучения) эти различия стали ещё более явными: девушки сдают более успешно экзамены уже по обеим группам дисциплин - как профессионально-ориентированным (при p<0,01), так и общеобразовательным (при p<0,001).

Одним из объяснений видится нами в том, что агрохимических факультет предпочитают девушки. Поэтому сюда идут девушки более способные. Более талантливые юноши уходят на другие факультеты. Полученные данные в нашем исследовании, противоречат уже имеющимся литературным данным. Так, в исследовании Малыгиной (2004; лаборатория А.И. Щебетенко), выполненном на выборке из студентов экономического факультета Уральского гуманитарного института, изучающих немецкий язык, было установлено, что юноши и девушки не обнаруживают различий по показателю успешности учебно-профессиональной деятельности (t = 1,128, не значимо).

По результатам корреляционного анализа обнаружилось, что в фоновом диагностическом срезе мужская и женская выборки испытуемых отличаются друг от друга по количеству статистически значимых корреляций между показателями всех разноуровневых свойств интегральной индивидуальностии (с учетом сохранности одних разноуровневых корреляционных сопряженностей и появления новых статистических взаимосвязей): в женской выборке - 135, в мужской - 102. В итоговом же диагностическом срезе произошло существенное уменьшение таких значимых корреляционных сопряжённостей одновременно в обеих гендерных выборках. Однако пропорциональное их соотношение осталось прежним: в женской выборке - 81, в мужской - 58.

Одно из возможных объяснений этого факта заключается в том, что изменяющиеся от 2-го к 4-му семестру обучения внешние условия учёбы студентов обусловливают увеличение степени взаимной свободы (автономизации) свойств разных уровней их гендерных ИИ. В свою очередь, большая вариативность диахронической межуровневой корреляционной структуры интегральной индивидуальности девушек (сравнительно с юношами) является следствием более гибкой её адаптации к внешним условиям учёбы, приводящей к более высоким показателям успешности учебно-профессиональной деятельности студенток.

Кроме того, выявлено, что общим в диахронических корреляционных межуровневых структурах интегральной индивидуальности студентов в обеих гендерных выборках явилось существенное уменьшение статистически значимых корреляций между показателями генотипических свойств (нейродинамический и психодинамический уровни), с одной стороны, и показателями фенотипических свойств (личностный уровень), с другой. Так, в фоновом диагностическом срезе таких корреляционных сопряжённостей оказалось в женской выборке - 82, в мужской - 69. В итоговом же диагностическом срезе количество этих корреляций в обеих выборках испытуемых существенно уменьшилось (при сохранности их пропорционального соотношения): в женской выборке - 32, в мужской - 25.

Становится ясным, что существенное уменьшение таких корреляционных взаимосвязей возможно лишь в одном случае - при изменении степени выраженности тех или иных свойств личностного уровня. Проще говоря, личность студентов и студенток в 4-м семестре обучения существенно изменилась сравнительно со 2-м семестром. С другой стороны, становится понятным и то, что фенотипические свойства (свойства личностного уровня) становятся в процессе развития гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности всё более независимыми от влияния на них гендерных генотипических свойств (нейродинамики и психодинамики). И, видимо, тем самым, приобретают возможность в большей степени влиять на показатели успешности учёбы.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что мужская и женская выборки испытуемых обладают отчётливой спецификой гендерной морфологии разноуровневых индивидуальных свойств и эргонтических функций (успешность учёбы по отдельным группам учебных дисциплин) как в фоновом, так и в итоговом диагностических срезах.

2. Выявлено, что в своём развитии от 2-го к 4-му семестру обучения женские корреляционные межуровневые структуры интегральной индивидуальности, в сравнении с мужскими такими структурами, обладают большим адаптивным потенциалом при их включении в перманентно изменяющиеся внешние условия учебно-профессиональной деятельности студентов сельскохозяйственного вуза, овладевающих профессиями «массового» типа. Об этом же свидетельствуют и результаты f-критериального анализа, согласно которому показатели успешности учёбы девушек статистически значимо выше сравнительно с показателями учёбы юношей во 2-м семестре обучения и ещё больше возрастают в 4-м семестре обучения.

Литература

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Московский ун-т, 1987. - 120 с.

2. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. Спб; 1994. - С. 161-163.

3. Методики диагностики художественно-графических способностей: Методическое пособие / Сост. Т.М. Хрусталева, Т.М. Харламова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004.

4. Щебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов: Дис. ... д-ра психолог. наук. -Пятигорск, 2001. - 371 с. (На правах рукоп.)

5. Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. - Москва: Смысл, 2007. - 240 с.

91

6. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. - 1979. - №1. - С. 1727.

Костанова Н.А

Кандидат психологических наук, Доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный

лингвистический университет»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИИ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

Данная статья посвящена постановке проблемы и описанию основных явлений, связанных с особенностями самоконтроля, саморегуляции, саморазвития в рекреационно-развивающей среде, и влияния на психоэмоциональное состояние, факторов цветовых образов, звуковой гимнастики, музыкального звукоряда и ритмичного движения (спирофономоторики) в учебном процессе со специально-медицинской группой.

Ключевые слова: рекреационно-развивающая среда, саморегуляция, саморазвитие, психоэмоциональный статус,

спирофономоторика.

Kostanova NA

PhD, Associate Professor of Physical Education and Sports, FGBOU Institution "Pyatigorsk State Linguistic University" PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL TECHNOLOGY RECREATIONAL ORIENTATION IN EDUCATION

Absract

This article devoted to the description of the basic phenomena connected with psychophysical self-control psycho-emotional conditions through rehabilitation and development the psycho-emotional status, in specially organized conditions at training dosing loadings in special medical groups.

Keywords: the recreational-developing environment, autoregulation, self-development, psycho-emotional status, spirofonomotorika

Разработка педагогических технологий, реализующих личностно-ориентированную, здоровьесберегающую, рекреационную направленность в учебном процессе, в рамках комплексного понимания психической и моторной деятельности обучающихся [1, 2, 3, 4, 5] приобретает особую значимость и становится одной из важнейших задач педагогической науки. В последние годы во многих вузах рекреалогическая направленность занятий из-за увеличивающегося числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, начинает приобретать понимание механизма развития психомоторной саморегуляции и самоуправления своим психофизическим состоянием, как важного элемента в решении проблемы активизации личностного фактора в учебном процессе, и вместе с тем, становится особенно актуальным. Такая постановка вопроса связана еще и с тем, что в системе "Учитель - Ученик" достижение высокой продуктивности учебной и педагогической деятельности, а, в конечном счете, и саморазвития через гармонизацию движения студента, во многом связано с умением использовать в ходе учебного процесса адекватные приемы и способы самоконтроля, саморегуляции и самоуправления психофизическим состоянием по цветовым и звуковым модальностям. Анализ современных психолого-педагогических исследований, в области развития этих составляющих показал, что большое количество исследований посвящено анализу каждого из них по отдельности в классической восточной трактовке. Работ связанных с изучением данных компонентов, объединенных в единую систему при выполнении дозированных нагрузок в доступной нам литературе не обнаружено.

В связи с вышесказанным представляется, несомненно, актуальным изучение этих составляющих и механизмов их формирования, саморегуляции и самоуправления в учебном процессе, что приобретает большую практическую значимостью. Эта проблема является актуальной еще и потому, что напрямую связана с возможностью снижения психофизиологической цены в достижении успешной учебной деятельности и недостаточной эффективностью психологического обеспечения учебного процесса.

На основании вышеизложенного основной целью данного исследования является теоретическое осмысление и экспериментальное изучение усиления влияния регулируемой и управляемой цветофономоторики на процесс формирования личности. В качестве объекта исследования рассматривается динамика психоэмоционального состояния студентов специальной медицинской группы в учебном процессе, а предметом исследования является влияние рекреационно-развивающей среды, на психоэмоциональное состояние, как разновидности психофизического, с использованием факторов цветовых образов, звуковой гимнастики, музыкального звукоряда и ритмичного движения.

Гипотеза исследования связана с рядом предположений: -произвольное управление своим психоэмоциональным состоянием связано с применением методов цветофономоторного самоуправления; - применение упражнений с включением цветообразов, звуковой гимнастики, музыкального звукоряда и движения, позволит усилить влияние на формирование необходимого психоэмоционального состояния, а через него и на саму личность в целом.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи. 1. Охарактеризовать содержательную составляющую факторов рекреационно-развивающей среды, которые используются в данном исследовании. 2. Выбрать методы и методики изучения и формирования цветофономоторной саморегуляции и самоуправления. 3. Исследовать динамику ПЭС в процессе овладения навыками саморегуляции и обучения самоуправлению. 4. Проанализировать приобретенные навыки контроля, диагностики, регуляции и управления своим состоянием, как в учебном процессе, так и вне его.

Методологическую основу исследования составили: психолого-педагогические теории системного описания (К.К.Платонова,

B. А.Ганзена Г.П.Щедровицкого и др.); концепции самоуправление - саморегуляция - самоконтроль (Г.С.Никифирова); принципы психолого-педагогических основ: единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, К.А.Альбуханова-Славская, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев); детерминант зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский).

Теоретическую основу исследования составили: концепция целостности психофизиологических детерминант развития психики и моторики на всех стадиях непрерывного образования (Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, Б.Б.Коссов, В.П.Озеров). Работы И.М.Сеченова о саморегуляции в психомоторных актах; исследования Н.А.Бернштейна о сенсорных коррекциях и уровневом построении движений. Концепции функциональных систем (П.К. Анохин, А.В.Пасынков, К.В.Судаков). Теория стресса Г.Селье. Работы

C. Г. Геллерштейна, Б.Б. Коссова о самоконтроле как факторе саморегуляции и самоуправления двигательных действий; труды Б.Г. Ананьева, С.Г. Костюка о принципах комплексного психического развития и развивающем обучении, о роли психомоторики в двигательном развитии человека А.В. Запорожца, С.Г. Геллерштейна, связь адаптационных реакций с психофизическим состоянием человека Л.А.Калинкин и М.Е.Литвак (1987).

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.