Научная статья на тему 'Гендерные подтексты информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки'

Гендерные подтексты информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотека / вузовская библиотека / библиотечное дело / библиотечная деятельность / информационно-коммуникационная деятельность / гендер / гендерный стереотип

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернышева Е. А.

Фокусом анализа этой статьи являются гендерные стереотипы, влияющие на информационно-коммуникативную деятельность вузовской библиотеки. В данной работе представлена часть результатов лонгитюдного качественного исследования, проводившегося в течение 2002-2006 гг. Подчеркивается, что «развенчивание» гендерных стереотипов будет способствовать формированию толерантности в библиотечной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of this article is focused on the gender stereotypes, influencing information and communicative activity of a university library. This work presents the part of the results of longitude qualitative research, which was carried out in 2002-2006. It is emphasized that «dethroning» of gender stereotypes will encourage formation of tolerance in library activity.

Текст научной работы на тему «Гендерные подтексты информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки»

Е. А. Чернышева

ТЕНДЕРНЫЕ ПОДТЕКСТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Работа представлена кафедрой социологии Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор И. А. Илъяева

Фокусом анализа этой статьи являются тендерные стереотипы, влияющие на информационно-коммуникативную деятельность вузовской библиотеки. В данной работе представлена часть результатов лонгитюдного качественного исследования, проводившегося в течение 2002-2006 гг. Подчеркивается, что «развенчивание» тендерных стереотипов будет способствовать формированию толерантности в библиотечной деятельности.

The analysis of this article is focused on the gender stereotypes, influencing information and communicative activity of a university library. This work presents the part of the results of longitude qualitative research, which was carried out in 2002-2006. It is emphasized that «dethroning» of gender stereotypes will encourage formation of tolerance in library activity.

Информационно-коммуникативная деятельность присутствует в различных сферах человеческой деятельности, но лишь в вузовских библиотеках она является основой, определяющей их социальные функции. Фокусом анализа в данной статье были выбраны тендерные стереотипы в информационно-коммуникативной деятельности вузовских библиотек, так как современная культура в обществе воспроизводит и кон -струирует тендерные различия, в то же время зачастую отрицает существование этих различий.

Следует отметить, что проблема тендерных стереотипов привлекала и привлекает значительное число исследователей1. Тем не менее тендерный «подтекст» в библиотечных взаимодействиях практически не изучен. Попытаемся восполнить этот пробел.

В данной статье представлена часть результатов лонгитюдного исследования, проводившегося в течение 2002-2006 гг. автором персонально, а также при участии коллектива отдела информационного менеджмента и маркетинга научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) им. В. Г. Шухова. В роли инфор-

мантов и информанток выступали читатели (потенциальные и реальные) и сотрудники научно-технической библиотеки БГТУ им. В. Г. Шухова в совокупности взаимосвязей. Всего опрошено 398 информантов, в том числе 371 студент, 11 преподавателей, 16 экспертов, из них 228 мужчин и 160 женщин. Стратегией исследования была выбрана стратегия кейс-стади (от англ. case study - исследование случая). В качестве основных методов были взяты: фокусированное групповое интервьюирование, этнографические методы (включенное на -блюдение, картографирование пространства), «качественный» анализ документов (текстов письменных интервью, дневниковых записей, видеозаписей), экспертный опрос. На этапе анализа качественных данных применялось открытое, осевое и выборочное кодирование и другие логические процедуры, соответствующие принципам «обоснованной теории». Здесь представлены результаты анализа фрагментов письменных интервью, в которых прослежива-ется тендерная специфика представлений, связанных с информационно-коммуникативной деятельностью вузовской библиотеки: 1) о работе с информацией; 2) выборе

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

определенных типов информации; 3) предпочтении стратегий осуществления коммуникаций в виртуальном мире (Интернет); 4) отношении к информационным технологиям.

Широко распространены представления о различиях мужчин и женщин в работе с информацией. При этом информантки считают, что женщины более творчески подходят к этому процессу, а информанты уверены, что к творчеству склонны именно мужчины. Ряд информанток пытается доказать женское превосходство, опираясь на тендерные предрассудки: «...я думаю, что все же женский ум и сверхъестественная женская логика все же быстрее воспринимает и обрабатывает полученную информацию». И мужчины и женщины считают, что женщинам свойственно включать в процесс работы эмоции и чувства, при этом они более терпеливы и в значительной мере способны выполнять рутинные процедуры.

Значительное число информантов полагает, что выбор типа информации определяется тем, что у мужчин и женщин различные интересы. Мужчины предпочитают работать с фактами, женщины - с описанием эмоционально окрашенных событий. Сферы интересов также различны: считается, что мужчин привлекает информация о машинах, технике и прочем, женщин -о моде, косметике и т. д.

Для мужчин и женщин используются разные языковые маркировки: «умный» мужчина, но «мудрая» женщина, мужчины получают информацию, имеют к ней доступ, а мудрая «женщина сможет из любого мужчины вытянуть (выделено нами. - Е. Ч.) необходимую информацию».

Представления об уровне навыков в работе с информацией также связаны с традиционным делением сфер на «мужские» и «женские»: «У мужчин уровень навыков работы с информацией выше в технической сфере, а у женщин в гуманитарной». Кроме того, тексты отражают стереотипы о «про-двинутости» мужчин и «консерватизме» женщин: предпочтение традиционных ти-

пов и способов поиска информации женщинами и электронных - мужчинами. Тем не менее сторонников и сторонниц «неосознанно» гендерно-толерантных отношений по вопросу о выборе информации и связанных с ней умений гораздо больше.

В вопросах тендерных аспектов стратегий осуществления коммуникации в Интернете необходимо отметить следующие моменты: информанты полагают, что цели выхода в Интернет зависят в первую очередь от социального статуса коммуникан-тов (студенты, ученые и пр.), а также от возраста; условно можно разделить информантов на «гендерно-толерантных» и «стерео-типизированных». Чаще всего стереотипы связаны с представлениями о том, какого рода информацию пользователи ищут во Всемирной паутине.

Примером первой точки зрения может служить высказывание: «Мужчины, женщины - какая разница? Зависит все от опыта пользования и увлечений. Интернет тем и хорош, что никогда не знаешь влицо собеседника». Интересно, что мужчин в данной подгруппе больше, чем женщин.

Стереотипы информанток связаны прежде всего с убеждением, что мужчины ищут в Интернете информацию развлекательного и эротического характера: «Тактика поведения мужчин и женщин в Интернете различна... мужчины «роются» там лишь в попытке найти что-либо развратное и непристойное, что, к сожалению, в Интернете очень много». Сами мужчины разделяют данное мнение, говоря, что они ищут «интересующую... в данный момент информацию: знакомства, секс-чат, порнуха, машины, учеба».

На сферу Интернет экстраполируются традиционные тендерные стереотипы, например об увлеченности женщин «шопин-гом», преобразованные в «походы» по интернет-магазинам.

Как показывают ответы информантов, Интернет охватывает все больше сфер человеческой деятельности, причем виртуальная коммуникация зачастую выступает

Тендерные подтексты информационно-коммуникативной деятельности вузовской библиотеки

основным мотивом выхода в Сеть. Информанты экстраполируют собственные убеждения на свою тендерную группу и приписывают, в свою очередь, характеристики, носящие (по их мнению) отрицательную коннотацию, той группе, к которой они не принадлежат.

Представления студентов об отношении к компьютерной технике мужчин и женщин также можно разделить на «гендерно-толе-рантные» и «гендерно-стереотипизирован-ные». Достаточно распространена точка зрения, согласно которой навыки работы с программными оболочками компьютерной техники зависят скорее от уровня квалификации и профессии индивида, чем от его пола.

Для студенток, хорошо разбирающихся в компьютерной технике, компьютер во многом является средством «самоутверждения в обществе», «выражения независимости перед мужчинами».

Доля «гендерно-стереотипизирован-ных» информантов обоего пола очень велика. Чаще всего стереотипы связаны с представлениями о том, что «большинство женщин относится к компьютеру как одушевленному предмету... некоторые его даже боятся... а о том, чтобы заглядывать внутрь компьютера, иречи нет». Сами женщины являются носителями следующих взглядов: «Мужчинам легче разобраться во внутреннем устройстве компьютера. Женщине не интересны разные болтики и винтики, поэтому женщины, я считаю, не очень хорошо относятся к этому железу, когда оно ломается». Подобные стереотипы можно отнести к категории патриархального деления на «мужские» и «женские» сферы.

Представления о мотивах, побуждающих пользоваться компьютером, во многом сходны со стереотипами о тендерных различиях при работе в сети Интернет. Так, женщины и мужчины убеждены, что пользова-тели мужского пола используют компью-

тер «в учебных целях и в развлекательных (поиграть в игры, послушать музыку, посмотреть фильм). женщина же использует компьютер в основном только для работы. мужчины взрослые дети, поэтому им интересны всякие «стрелялки» и т. п.».

С одной стороны, стереотипы о тендерных различиях пользователей компьютеров влияют на их поведенческие стратегии и приводят в конечном счете к уменьшению вовлечения девушек и женщин в область информационных технологий. В то же время в молодежной среде наблюдаются тенденции к снижению тендерных отличий.

Таким образом, традиционные тендерные стереотипы проникли и в информационную сферу, получив в ней свое смысловое наполнение. Мы обнаружили, что информанты, проявляя гендерно-толерант-ную позицию по одним вопросам, по другим, иногда даже не замечая этого, высказывали стереотипные мнения. Тендерные стереотипы, создающие «предзнание» коммуникативной ситуации, определенные ожидания у коммуникантов с обеих сторон, влияют на всю информационно-коммуникативную деятельность вузовской библиотеки. И в этом смысле они являются «подтекстом» библиотечного дискурса. «Развенчивание» традиционных тендерных стереотипов будет способствовать формированию толерантности в библиотечной деятельности. Существование гендерно-толе-рантных высказываний информантов, отражает тенденции складывания нового мировоззрения у молодого поколения. В то же время индивидуальное переживание и осмысление коммуникации есть комбинация собственно субъективного и культурного, измененного в восприятии нашей субъективностью2. Поэтому невозможно рассматривать информационно-коммуникативную деятельность в отрыве от индивидуальной истории и культурного контекста.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бергстен Б. Современные отцы - между традицией и отношениями / Б. Бергстен, М. Бёк-Виклунд // Тендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. М.: Горбачев-фонд, 2005.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

С. 193-214; Ермолаева Е. О. Тендерные различия пользователей РС: Словарь тендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация - XXI век, 2002. С. 60-61; Маки М. Народные теории о мужчинах и женщинах // Тендерное просвещение: вопросы и тексты для дискуссий. М. : Горбачев-фонд, 2005. С. 129-137; Митина О. В. Идеология маскулинности в России: постановка проблемы и экспериментальное исследование // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 164-176; Ярская В. Н. «Не мужское это дело...». Тендерный анализ занятости в социальной сфере // Социологические исследования. 2002. № 6. С. 74-83.

2 Чодоров Н. Тендер как производное личности и культуры // Тендерное просвещение: вопросы и тексты дискуссий. М.: Горбачев-фонд, 2005. С. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.