Научная статья на тему 'Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте'

Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5082
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна

В статье рассматриваются гендерные особенности развития познавательных процессов у дошкольников, психические половые различия и полоролевая дифференциация, различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тараканова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте»

Методики раннего развития: за и против

Тараканова Валентина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент АПКиППРО, г. Москва

J ^

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Л_____________________.___________________г

Аннотация. В статье рассматриваются гендерные особенности развития познавательных процессов у дошкольников, психические половые различия и полоролевая дифференциация, различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: гендер, познавательные процессы, полоролевая дифференциация, диагностика, восприятие детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы психических половых различий и полоролевой дифференциации детей, которая является одной актуальных проблем психологии.

Изучение процесса гендерных особенностей в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Гендерные особенности включает в себя три аспекта: когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный -полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения [3, с.132].

Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей [2, с.179].

Актуальность исследования заключается в необходимости накопления знаний о гендерных особен-

ностях развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, чтобы на их основе строить систему педагогической и психологической работы с детьми [3,5].

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

• необходимостью гендерных особенностей начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста;

• требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель нашего исследования явилось изучение гендерных особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Понятие «гендер» это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является биологической категорией, то социальные психологи часто ссылаются на биологически обусловленные половые различия при объяснении поведения, умственных способностей, личностных особенностей, анализе условий развития представителей разных полов [3, с.267].

Гендерные особенности в дошкольном возрасте во многом определяют специфику межличностного восприятия детей, оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств [1, с.163].

Рассмотрим общую характеристику познавательных процессов. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, память, мышление,

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

41

Методики раннего развития: за и против

воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов [4, с.78].

Для развития воображения, необходимо постоянное расширение и обогащение кругозора, опыта человека. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) [2, с.168].

Мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии детей дошкольного возраста.

Базой для исследования послужило муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Росинка» г. Егорьевск Московской области. Общее количество обследуемых -10 человек, 5 девочек и 5 мальчиков, в возрасте от 6-7 лет. Мы взяли экспериментальную и контрольную группу.

№ п.п. Контрольная группа Экспериментальная группа

i Дима К.- 6л. 9 м. Саша Д.- 6 л. 5 м.

2 Алеша В.- 6 л. 5 м. Катя Н.- 6 л. 7 м.

3 Вадим У.- 6 л. 6 м. Дарина Н - 6 л. 5 м.

4 Максим М.- 6 л. 8 м. Инесса Н.- 6 л. 8 м.

5 Саша В.- 6 л. 6 м. Настя Н.- 6 л. 5 м.

С экспериментальной группой по определённой методике, развивающей у детей мышление и внимание, на протяжении 6 месяцев будут проводиться занятия. Контрольная группа необходима для сравнения. С контрольной группой будут заниматься по обычной программе.

Цель первого этапа: диагностика исходного уровня развития познавательных процессов, таких как внимание и мышление.

Цель второго этапа: выявление изменений в уровне развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании использовали следующие методики:

1) Диагностика наглядно-образного мышления у детей;

2) Диагностика словесно-логического и абстрактного мышления у детей старшего дошкольного возраста;

3) Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

Проведя исследование наглядно-образного мышления у мальчиков и девочек можно сделать вывод, что дети контрольной и экспериментальной группы имеют

примерно одинаковый уровень наглядно-образного мышления (рис.1 и рис.2).

%

100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 - У

у

У

у

У

У

У 4

У 3

^^ 1 2 3 4 5

' 1 2 Г 5 Мальчики Дев0чки

Рис.1. Сравнение результатов диагностики уровня нагляднообразного мышления детей из экспериментальной группы

%

100 -| У

90 - У

80 - У

70 - У

60 - У

50 - У

40 - У

30 - У 4 3

20 - ^ 1 ^ 5 1 ^ 4 5

10 - H-J

Мальчики ДеВочКИ

Рис.2. Сравнение результатов диагностики уровня нагляднообразного мышления детей из контрольной группы

Общий групповой балл в экспериментальной группе на 8 единиц меньше, чем в контрольной. Это доказывает, что сделан правильный выбор групп для эксперимента.

Кроме диагностики наглядно-образного мышления, необходимо провести диагностику словесно-логического и абстрактного мышления по методике.

Уровень развития словесно-логического и абстрактного мышления у девочек также выше, чем у мальчиков. И в контрольной и в экспериментальной группах 30% детей относится к третьему критерию. Это дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак.

В экспериментальной группе 20% детей относятся ко второму критерию. К самому низкому критерию в экспериментальной группе относится 10% детей, а в контрольной - 20%. Это дети с неадекватными формами ориентировки.

Таким образом, словесно-логическое и абстрактное мышление, в обеих группах среднее.

Далее нами на протяжении шести месяцев проводились занятия, которые направлены на развитие мышления у детей. В эксперименте использовалась методика: «Игры, развивающие мышление у детей старшего дошкольного возраста». Например, игра

42

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

Методики раннего развития: за и против

«Черный ящик», «Картинки-загадки», «Угадай игрушку», «Перечисли предметы», «Третий лишний» и т.д. Выбранная нами методика включала в себя элементы дидактических игр, которые направлены на развитие у старших дошкольников наглядно-образного, словесно-логического и абстрактного мышления.

Важность развития у старших дошкольников словесно-логического и абстрактного мышления обусловлена ещё и тем, что некоторые школьные методики уже в первом классе используют в обучении элементы логики, и ребёнку бывает сложно перестроиться и понять суть проводимых занятий и решаемых задач, у детей возникают трудности в процессе овладения учебным материалом. Предлагаемый в методике материал помогает не просто развивать абстрактнологическое мышление, но и по своему содержанию отвечает основным характеристикам данного типа мышления.

Занятия с детьми должны проводиться в игровой форме. Все занятия включают в себя элементы игр, а следовательно, их можно отнести к развивающим (дидактическим) играм.

Далее, мы сравнили данные полученные в начале эксперимента и после занятий. Общий групповой балл экспериментальной группы вырос на 29,1%, при этом по мальчикам прирост составил 23%, а по девочкам 34,8%. В результате доля девочек, имеющих более высокий уровень наглядно-образного мышления, выросла на 4,4%, а доля мальчиков снизилась на 4,8%.

Следует отметить, что положительные изменения также заметны в контрольной группе, но они менее проявлены.

Обобщая результаты, можно сделать вывод о том, что та группа детей, с которыми на протяжении 6 месяцев проводились занятия по определённой методике, получила более высокий уровень развития нагляднообразного, словесно-логического и абстрактного мышления.

В ходе проведенного эксперимента можно сделать выводы, о различии в мышлении девочек и мальчиков. Это связано с тем, что:

- девочки превосходят мальчиков в речевых заданиях;

- мальчики лучше ориентируются в пространственных заданиях;

- у мальчиков высокие способности к поиску нового нестандартного решения, к новаторству, они лучше выполняют поисковую деятельность, высокие задатки креативности;

- мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретной информации, а девочки ради общения;

- девочки при ответе ждали эмоциональную поддержку, у мальчиков отмечается быстрота мышления, в то время как у девочек - гибкость мышления.

Необходимо отметить, что личностно-ориентированное направление изучение возрастных особенностей создает условия для индивидуального развития мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.

Далее нами была применена методика определения продуктивности и устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста.

Мальчики и девочки дошкольного возраста различаются по уровню продуктивности и переключае-мости внимания. При этом уровень продуктивности внимания выше у девочек, а уровень переключаемо-сти внимания выше у мальчиков.

Объем внимания у мальчиков больше, чем у девочек.

Уровень активной концентрации внимания у дошкольников разного пола имеет значимые различия. Так, оказалось, что у девочек эта особенность внимания развита в большей степени, чем у мальчиков.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут служить дополнительной информацией для педагогов, для воспитателей детских садов, родителей, детских психологов. Необходимы дальнейшие разработки данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом направлении.

В результате исследования были сделаны следующие рекомендации:

для воспитателей необходимо проводить семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей - дошкольников; для родителей создать памятку «Величие небольших различий».

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Берн Ш. Гендерная психология.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.- 320 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000.-382с.

3. Ильин Е.П. Пол и гендер.- СПб.: Лидер, 2005.- 321с.

4. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.75-78.

5. Кувшинова С. Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 22-26.

Эксперимент и инновации в школе 2013/6

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.