Научная статья на тему 'Гендерные особенности обучения грамматике английского языка детей младшего школьного возраста'

Гендерные особенности обучения грамматике английского языка детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
846
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова В. А.

Обучение грамматике опирается на рационально-логические способы, т. е. рассчитано на левополушарный тип мышления, преобладающий у девочек. Результаты проведенного экспериментального исследования подтверждают превосходство девочек в усвоении (на элементарном уровне) грамматической стороны речи при изучении английского языка. Сделан вывод о необходимости учитывать гендерные особенности детей в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности обучения грамматике английского языка детей младшего школьного возраста»

УДК 811.111:316.346.2:371.3

В.А.Петрова

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гуманитарный институт НовГУ

Teaching of grammar is based on rational, logical means which are suitable for left - hemisphere way of thinking that is for girls. The author of the article has carried out a research, the results of which illustrate the dominance of girls in learning English grammar. So, it is necessary for the teacher to take into account gender peculiarities of children's mental activity.

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была одной из актуальных проблем российского образования. В связи с возрастающей сложностью и интенсивностью обучения на первый план выходит вопрос о соответствии организации образовательного процесса возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся. В настоящее время все чаще подчеркивается необходимость подбора содержания, форм и методов обучения в соответствии с половозрастными особенностями детей. Младший школьный возраст, совпадающий с начальным этапом обучения, по праву привлекает пристальное внимание исследователей и педагогов-практиков. Ведь от того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом.

Разработка эффективных методов обучения иностранным языкам основывается на достижениях лингвистики, психологии, педагогики и смежных научных дисциплин. В современных исследованиях все большую значимость и интерес приобретает анализ роли каждого из полушарий в осуществлении речевых функций, а также анализ особенностей межпо-лушарного взаимодействия в обеспечении речевой деятельности при изучении иностранного языка (ИЯ). Различные виды асимметрий изучены в разной степени. И специфический вклад каждого полушария в реализацию различных функций (как простых, так и сложных) освещен неоднозначно. Наиболее изученными являются вопросы о вкладе левого полушария в осуществление речевых функций или участия правого полушария в осуществлении гностических невербальных процессов. Теория функциональной асимметрии мозга располагает данными о том, что особенности латерализации и взаимодействия правого и левого полушарий влияют на формирование языковых способностей и детерминированы полом. По словам Е.И.Горошко, можно констатировать наличие гендерных особенностей вербальных (и иных интеллектуальных функций), обусловленных, по всей видимости, как биологическими, так и социальными факторами, и имеющих непосредственное отношение к проблематике лингвистической гендерологии [1].

Современные методики преподавания ИЯ не уделяют должного внимания тому факту, что дети разного пола и разного типа межполушарной асим-

метрии по-разному воспринимают учебный материал. В связи с этим возникает необходимость изучения гендерных особенностей обучения ИЯ на начальном этапе.

На основании известных данных о специфике психологического развития мальчиков и девочек [2] можно утверждать, что они по-разному воспринимают учебную информацию. Исследования нейропсихологов подтверждают существование половых различий в латерализации функций головного мозга, которые проявляются уже в детском возрасте и сохраняются у взрослых.

Девочки, у которых быстрее созревает левое полушарие мозга, отвечающее за рациональнологическое, знаковое мышление, до 10 лет превосходят мальчиков в решении логических задач, лучше запоминают цифры, мыслят конкретно, прагматично, ориентируясь на получение необходимого результата. Мышление мальчиков является более творческим, отличающимся высокой поисковой активностью и нестандартностью, что объясняется более быстрым созреванием правого полушария, отвечающего за развитие пространственно-образного, интуитивного мышления. Поэтому они превосходят девочек в визуально-пространственных способностях. Доминирующее у девочек левое полушарие отличается от правого тем, что только в нем расположены речевые центры. Поэтому девочки обычно раньше (на 4-6 месяцев) начинают говорить [3]. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу и по грамматическому строю [4]. Это согласуется с данными о том, что девочки немного раньше мальчиков овладевают навыками чтения, при написании букв проявляют большую аккуратность, а в дальнейшем при написании отдельных слов и коротких предложений допускают меньше ошибок, чем мальчики. Выявлено, что у девочек 6-7 лет различия между мнемическими функциями полушарий выражены сильнее и объем кратковременной памяти больше, чем у мальчиков [5]. В связи с этим можно предположить, что более развитые вербальные способности у девочек оказывают им существенную помощь при изучении ИЯ вообще и его грамматической стороны в частности.

Типологическая классификация языковых способностей предполагает выделение рационального и интуитивного способов овладения языком. Установлено, что первый способ характерен для левополушарно-

го типа мышления, второй — для правополушарного типа. Обладатели того или иного способа овладения языком могут добиться высоких результатов, но с помощью разных средств и стратегий. Учащиеся левополушарного типа предпочтут подробно разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения, тогда как их «правополушарные» одноклассники интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями. Замечено, что учащиеся левополушарного типа успешнее выполняют письменные работы с заранее предложенными вариантами ответов. Выполняя тестовые задания, они могут проявить свои способности к анализу. Для «правополушарных» школьников подойдут методы устного опроса, задания с вопросами «открытого» типа, на которые они смогут дать собственный развернутый ответ, продемонстрировать свои творческие способности.

Асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К шести годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий. У мальчиков также число соединяющих два полушария нервных волокон (комиссуры) меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в разных полушариях. Левое и правое полушария у мальчиков избирательно включаются в мыслительные процессы. Исследования показывают, что у мальчиков особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры, отвечающие за процессы смыслообразова-ния. Это делает мышление мальчиков более творческим. Для мальчиков также характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Они болезненно реагируют на необходимость использовать разные типы мышления на уроках. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, то есть диффузность функционирования полушарий. По данным В. Д.Еремеевой и Т.П.Хризман, у девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому девочкам легче использовать различные мыслительные стратегии, переключаться с одного вида деятельности на другой. Таким образом, учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Существующие методики преподавания иностранного языка в начальной школе разработаны в соответствии с принципами осознанного овладения языком и коммуникативной направленности. Добиться реализации данных принципов невозможно без обучения учащихся грамматической стороне речи. Мы полагаем, что гендерный аспект данного вопроса недостаточно освещен в лингвометодической литературе и не находит своего применения на практике.

Нами было проведено экспериментальное исследование с целью установить гендерные особенности усвоения грамматики на начальном этапе обучения. Статистический анализ результатов тестовых заданий и плановых контрольных работ учащихся осуществлялся по следующим темам: спряжение глагола to be в настоящем времени; конструкция have got; вре-

мена английского глагола Simple Present, Simple Past, Simple Future, Present Gontimous, Present Perfect; притяжательный падеж существительных (Possessive Case); модальный глагол can; артикли; предлоги.

Объем выборки составил 177 детей (79 девочек и 98 мальчиков). Испытуемыми явились учащиеся шести четвертых классов. Исследование проводилось на базе гимназий №2, №4 и начальной школы №2 с углубленным изучением английского языка Великого Новгорода. Полученные в результате исследования данные сведены в таблицу и сгруппированы по темам тестовых заданий и гендерной принадлежности учащихся.

Гендерные особенности усвоения грамматики на начальном этапе обучения (количество правильных ответов, %)

Тема Девочки Мальчики

Спряжение глагола to be в наст. времени 85,5 70

Конструкция have got 98,9 76,6

Артикли 76,4 53,8

Предлоги 80 77,6

Simple Present 53,7 42,2

Simple Past 46,6 41,8

Simple Future 48,5 40,3

Present Continuous 50,8 42,7

Present Perfect 71,8 59,7

Simple Present или Present Continuous 80,4 58

Времена группы Simple, Present Continuous, Present Perfect 47,8 21,9

Модальный глагол can 31 22

Possessive Case 66,2 51,3

Из таблицы видно, что максимальное количество правильных ответов по рассматриваемым темам составляет у девочек 80-99%, у мальчиков — 60-80%. Разность результатов девочек и мальчиков колеблется от 2,4% до 22,3%. В целом наблюдается устойчивая тенденция преимущества результатов девочек над результатами мальчиков.

В заданиях на артикли проверялось умение детей употреблять a/an, the с нарицательными, вещественными именами существительными, выступающими в функции именной части составного именного сказуемого, обстоятельства места или подлежащего в предложении. Полученные данные показывают значительный перевес (в 22,6%) результатов девочек в усвоении этой темы.

Притяжательный падеж существительных (The Possessive Case) изучался на основе лексического материала, включающего в себя темы: «Family» (Семья), «Toys» (Игрушки), «Pets» (Домашние животные). При устной работе на уроке дети с большим интересом составляли предложения и небольшие монологи с использованием данной грамматической категории. Однако результаты письменного тестиро-

вания оказались лишь немного выше среднего, с преимуществом опять же девочек.

Наименьший разрыв между высокими показателями мальчиков и девочек (всего лишь 2,4%) наблюдается по употреблению предлогов (prepositions of time — in, at, on; prepositions of place — on, in, under, behind, in front of) и неопределенных местоимений (some, any) в конструкции there is/there are.

Самые низкие показатели были получены по теме модальный глагол can. Это можно объяснить тем, что на момент проведения тестирования рассматриваемый грамматический материал находился на начальном этапе изучения.

Результаты проведенного тестирования по каждой из пяти временных форм в отдельности находятся примерно на одном уровне в пределах одной гендерной группы. Результаты же, полученные в заданиях на сопоставление этих пяти времен, у мальчиков оказались намного хуже (примерно в 2 раза), чем их средний показатель, а результаты девочек остались в средних пределах. Объективно задания на сравнение пяти времен представляют наибольшую сложность для учащихся.

В ходе обработки эмпирических данных выявилась следующая особенность: результаты девочек имеют небольшой разброс относительно среднего значения, указанного в таблице, в отличие от мальчиков, диапазон результатов которых колеблется от нулевого до предельно максимального значения. Поэтому статистически обработанные данные у маль-

чиков значительно хуже, чем у девочек. Однако это не означает, что отдельно взятый мальчик хуже усваивает информацию, чем отдельно взятая девочка. В олимпиадах, проведенных среди этих же детей, мальчики стали победителями всех туров, показав при этом результат, намного превышающий средний показатель своей гендерной группы, тогда как результаты девочек незначительно превосходили средний показатель.

В связи с тем, что обучение грамматике опирается на рационально-логические способы, т.е. рассчитано на левополушарный тип мышления, девочки достигают лучших результатов в усвоении данного материала. Это указывает на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности детей на начальном этапе обучения грамматике английского языка

1. Горошко Е.И. Гендер и язык в свете учения о функциональной асимметрии мозга — http//www.textology.ru/goroshko/ gender.html

2. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб., 2000. 184 с.

3. Там же. С.13.

4. Виноградова Т.В., Семенов В.В. // Вопросы психологии. 1993. №2. С.21.

5. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991. 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.