Научная статья на тему 'Гендерные особенности агрессии юношей - детей сотрудников УИС'

Гендерные особенности агрессии юношей - детей сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СОТРУДНИКОВ УИС / PENAL SYSTEM EMPLOYEE'S CHILDREN / АГРЕССИЯ ЮНОШЕЙ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ / GENDER-SPECIFIC AGGRESSION / ДЕВИАНТЫ / DEVIANTS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / JUVENILE OFFENDERS / JUVENILE AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красненкова Светлана Александровна, Гридяева Людмила Николаевна

Изучение и коррекция агрессии девиантных и делинквентных юношей является одним из наиболее широко исследуемых вопросов современной психологии. При этом проблема агрессии юношей детей сотрудников УИС, среди которых встречаются лица, отличающиеся девиантным поведением, остается неисследованной. Актуальность указанного направления работы диктуется противоречием между необходимостью психологического сопровождения членов семей персонала УИС и недостаточной изученностью особенностей агрессии данного контингента. Новые возможности для изучения агрессии в юношеском возрасте дает учет гендерного подхода. Принятие во внимание гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической работы с агрессивными юношами. Гендерный подход предполагает оценивание поведения с точки зрения существующих полоролевых норм. Гендерные особенности агрессии юношей проявляются в следующем: юноши маскулинного типа будут демонстрировать более высокий уровень агрессии, чем юноши андрогинного и феминного гендерного типа; юноши феминного гендерного типа будут демонстрировать более низкий уровень проявления агрессии, чем юноши андрогинного и маскулинного гендерного типа. Методы сбора эмпирической информации осуществлялись при помощи психодиагностических методик. Использовались методика С. Бэм «Полоролевая диагностика феминности маскулинности»; методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева; опросник враждебности А. Басса А. Дарки. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе коэффициент корреляции ч2 критерия Пирсона. В предлагаемой статье представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессии несовершеннолетних трех групп: детей сотрудников УИС, занимающихся в спортивных секциях, учащихся кадетской школы-интерната и осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Выбор респондентов для исследования объясняется особенностями условий жизни юношей данных групп, такими как установленный распорядок дня, необходимость ежедневного соблюдения правил и т. д., что, с нашей точки зрения, является одним из важных факторов, влияющих на уровень проявляемой агрессии. Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что уровень агрессивности юношей в большей степени обусловлен именно гендерными характеристиками, а не особенностями той группы, в которую они входят. Выявленные отличия между маскулинными, андрогинными и феминными юношами имеют достоверные различия. Надеемся, что статья будет интересна пенитенциарным психологам, педагогам, а также всем, кто интересуется проблемами агрессии юношей и гендерной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender characteristics of aggression of the children (youngsters)of penal system employee's

Study and correction of aggression of deviant and delinquent young men is one of the most searched problems of modern psychology. The problem of aggression of penal system employee's male teenagers, who are sometimes characterized by deviant behavior, is unexplored. Actuality of this area of work is dictated by contradiction between the need for psychological support of the family members of the penal system staff, and insufficient study of aggression of this group. The gender approach offers new possibilities for the study of aggression in adolescence. Taking into account the gender factor in the analysis of human aggression appears to be an important principle for improving preventive work with aggressive young men. Gender approach means the assessment of behavior from the point of view of existing gender norms. Gender-specific manifestations of young men aggression appear in following things : young men of masculine type will demonstrate a higher level of aggression than ones of androgynous and feminova gender type; young men of feminova gender type will demonstrate lower levels of aggression than ones of androgynous and masculine gender type... Study and correction of aggression of deviant and delinquent young men is one of the most searched problems of modern psychology. The problem of aggression of penal system employee's male teenagers, who are sometimes characterized by deviant behavior, is unexplored. Actuality of this area of work is dictated by contradiction between the need for psychological support of the family members of the penal system staff, and insufficient study of aggression of this group. The gender approach offers new possibilities for the study of aggression in adolescence. Taking into account the gender factor in the analysis of human aggression appears to be an important principle for improving preventive work with aggressive young men. Gender approach means the assessment of behavior from the point of view of existing gender norms. Gender-specific manifestations of young men aggression appear in following things : young men of masculine type will demonstrate a higher level of aggression than ones of androgynous and feminova gender type; young men of feminova gender type will demonstrate lower levels of aggression than ones of androgynous and masculine gender type. Methods of collecting empirical data was carried out by using the psychodiagnostic methods. Among them; S. Bем' technique «Gender diagnosis of femininity masculinity»; the technique of diagnostics communication setup centuries Boyko; the method of «Personal aggressiveness and conflict» by. P. Il'in and P. A. Kovalev; the hostility questionnaire by A. Вass A. Durka. Among methods of processing the results of research is qualitative and quantitative analysis, including correlation coefficient χ2 test, Pearson. This article presents the results of empirical research of aggressive gender features of minors three groups, such as the penal system staff' children who are in sports clubs, the cadet boarding school students and the ones sentenced in juvenile correctional facilities. Selection of respondents for the study is explained by the peculiarities of the living conditions of these groups, such as the daily regime, abidance by rules, etc., that is, in our opinion, one of the most important factors affecting the level of exhibited aggression. This empirical study allowed to conclude that the level of aggressiveness of young men caused by gender characteristics, but not the ones of the group they belong to. This identified differences between masculine, androgynous and feminine young men have significant differences. We hope that the article will be interesting for penal system psychologists, teachers and to all of those who is interested in problems of juvenile aggression and gender psychology. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности агрессии юношей - детей сотрудников УИС»

6. Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С. Психологическое взаимодействие работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми: структурный анализ // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 23-30.

7. ВаскэЕ.В, Сафуанов Ф.С. Психолого-правовая оценка беспомощного состояния несовершеннолетних потерпевших от сексуального насилия // Юридическая психология. 2009. № 3. С.16-20.

8. Датий А.В, Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.

9. Полянин Н.А, Пинтяшин Е.В, Майоров О.А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.

10. СочивкоД.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.

11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.

12. Щелкушкина Е.А. Опыт эмпирического построения психологической типологии личности осужденного за убийство с использованием методов многомерного статистического анализа // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 85-91.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация: изучение и коррекция агрессии девиантных и делинквентных юношей является одним из наиболее широко исследуемых вопросов современной психологии. При этом проблема агрессии юношей—детей сотрудников УИС, среди которых встречаются лица, отличающиеся девиантным поведением, остается неисследованной. Актуальность указанного направления работы диктуется противоречием между необходимостью психологического сопровождения членов семей персонала УИС и недостаточной изученностью особенностей агрессии данного контингента. Новые возможности для изучения агрессии в юношеском возрасте дает учет гендерного подхода. Принятие во внимание гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической работы с агрессивными юношами. Ген-

ЮНОШЕЙ -

С. А. Красненкова, Л. Н. Гридяева

дерный подход предполагает оценивание поведения с точки зрения существующих полоролевых норм.

Гендерные особенности агрессии юношей проявляются в следующем:

- юноши маскулинного типа будут демонстрировать более высокий уровень агрессии, чем юноши андрогинно-го и феминного гендерного типа;

- юноши феминного гендерного типа будут демонстрировать более низкий уровень проявления агрессии, чем юноши андрогинного и маскулинного гендерного типа.

Методы сбора эмпирической информации осуществлялись при помощи психодиагностических методик. Использовались методика С. Бэм «Полоролевая диагностика феминности — маскулинности»; методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Кова-

лева; опросник враждебности А. Бас-са — А. Дарки.

Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе коэффициент корреляции ч2 — критерия Пирсона.

В предлагаемой статье представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей агрессии несовершеннолетних трех групп: детей сотрудников УИС, занимающихся в спортивных секциях, учащихся кадетской школы-интерната и осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Выбор респондентов для исследования объясняется особенностями условий жизни юношей данных групп, такими как установленный распорядок дня, необходимость ежедневного соблюдения правил и т. д., что, с нашей точки зрения, является одним из важных факторов, влияющих на уровень проявляемой агрессии.

Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать вывод о том, что уровень агрессивности юношей в большей степени обусловлен именно гендерными характеристиками, а не особенностями той группы, в которую они входят. Выявленные отличия между маскулинными, андрогинными и фе-минными юношами имеют достоверные различия.

Надеемся, что статья будет интересна пенитенциарным психологам, педагогам, а также всем, кто интересуется проблемами агрессии юношей и гендерной психологии.

Ключевые слова: дети сотрудников УИС, агрессия юношей, гендерные особенности агрессии, девианты, несовершеннолетние осужденные.

Изучение и коррекция агрессии девиантных юношей относятся к перспективным направлениям исследовательской деятельности в современной психологии. При этом проблема агрессии юношей — детей сотрудников УИС, среди которых встречаются лица, отличающиеся девиантным поведением, остается неисследованной. Учащение агрессивных проявлений в юношеском возрасте — острая социально-психологическая проблема нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому индивиду.

Изучение и коррекция агрессии девиантных и делинквентных юношей относится к широко исследуемым психологами вопросам (И.С. Га-нишина [1], Н.В. Чудова [2], А.Н. Воронин [3], С.А. Красненкова [4]). Учитывая, что девиантное поведение отражает социально-психологический статус личности на пути от социализации к дезадаптации, девиантное поведение несовершеннолетних целесообразно рассматривать с точки зрения таких основных концептуальных подходов, как психиатрический, психологический, социальный, возрастной, гендерный [4, с. 16].

Об актуальности проблемы изучения особенностей и психокоррекции агрессии юношей — детей сотрудников пенитенциарной системы свидетельствуют исследования, по данным которых, среди членов семей сотрудников УИС растет количество лиц, отличающихся агрессивностью, деструктивным поведением [5, с. 4].

Противоречие между необходимостью психологического сопровождения

детей персонала УИС и недостаточной изученностью особенностей агрессии данного контингента обусловило актуальность проведения нами эмпирического исследования. Новые возможности для изучения агрессии в юношеском возрасте дает гендерный подход. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической работы с агрессивными юношами.

Гендерные особенности современного общества отражены в работах Т.В. Бендас [6], Л.Н. Гридяевой [7], И.С. Клецина [8]. И.С. Клецина определяет гендер как социально-биологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, и определяющий стиль жизни, образ мыслей, норм, предпочтений и т. д. [8].

Под маскулинностью будем рассматривать комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, которые традиционно приписываются мужскому полу и детерминируют социальную практику конкретных индивидов. Под фемининностью — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе. Под андрогинностью — демонстрацию в поведении как маскулинных, так и феминных характеристик.

Современные исследования ген-дерного аспекта девиантного поведения представлены исследователями Д.В. Сочивко, О.А. Тоболевич [9]. В их работах сформулированы психокоррекци-онные стратегии работы с представителями различных гендерныхтипов. Учет

гендерной позиции при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим фактором для совершенствования профилактической работы с агрессивными юношами.

Цель исследования: выявить ген-дерные особенности проявления агрессии юношей. Объект исследования: проявление агрессии юношей. Предмет исследования: гендерные особенности проявления агрессии юношей.

Гипотеза: существуют гендерные особенности проявления агрессии юношей, а именно: мы предполагаем, что юноши маскулинного типа будут демонстрировать более высокий уровень агрессии, чем юноши андрогинно-го и феминного гендерного типа; юноши феминного гендерного типа будут демонстрировать более низкий уровень проявления агрессии, чем юноши ан-дрогинного и маскулинного гендерно-го типа.

В исследовании приняли участие 60 юношей в возрасте от 15 до 17 лет. Среди испытуемых были выделены три группы:

1-я группа — спортсмены (20 человек) — дети сотрудников УИС Воронежской области, занимающиеся в спортивных секциях;

2-я группа — кадеты (20 человек) — учащиеся кадетской школы-интерната Воронежской области «Горожанский казачий кадетский корпус»;

3-я группа — осужденные, отбывающие наказание в Бобровской воспитательной колонии УФСИН России по Воронежской области (20 человек).

Выбор респондентов для исследования объясняется похожими характеристиками условий жизни юношей данных групп: для 1-й группы — необходи-

мостью соблюдать спортивный режим; для 2-й группы — соблюдать режим дня; для 3-й группы — соблюдать правила внутреннего распорядка пенитенциарного учреждения.

Сбор эмпирической информации осуществлялся при помощи следующих психодиагностических методик:

1) методика С. Бэм «Полоролевая диагностика феминности — маскулинности»;

2) методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;

3) методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева;

4) опросник враждебности А. Бас-са — А. Дарки.

Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, в том числе коэффициент корреляции ч2 — критерия Пирсона.

По методике С. Бэм «Полороле-вая диагностика феминности — маскулинности» было выявлено, что во всех трех группах преобладает андрогинный гендерный тип, при этом наибольший процент — у спортсменов и осужденных — по 80 %. Следует отметить, что спортсменов маскулинного гендерного типа больше (20 %), чем кадетов (10 %) и осужденных (5 %). Это отражает характеристики группы, члены которой в большей степени относительно других нацелены на достижение победы.

Методикой враждебности А. Бас-са — А. Дарки было выявлено, что у кадетов доминируют результаты по шкале «вербальная агрессия», у спортсменов — «физическая агрессия», а у осужденных — «негативизм» и «раздражительность». Во всех трех группах пара-

метр «чувство вины» имеет самые низкие показатели.

С точки зрения гендерных особенностей по методике А. Басса — А. Дар-ки было выявлено, что у юношей маскулинного гендерного типа преобладают шкалы «физическая и вербальная агрессия», у феминных юношей — «подозрительность», а у андрогинов — «вербальная агрессия» и «негативизм».

По методике «Диагностика коммуникативной установки» В.В. Бойко было выявлено, что во всех трех исследуемых группах доминируют показатели открытой жестокости. Однако у юношей маскулинного гендерного типа процент по данной шкале выше, чем у андрогинов и феминов (38, 26 и 22 % соответственно). Кроме того, у маскулинного гендер-ного типа высокие показатели результатов по шкале «завуалированная жестокость». Все три группы имеют низкие показатели результатов по шкале «обоснованный негативизм».

Проведенная статистическая обработка результатов методики «Коммуникативная установка» позволила говорить о достоверности полученных результатов.

Результаты методики «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева показали, что в группах спортсменов и кадетов более высокий такой показатель, как «напористость», а в группе осужденных доминирует «подозрительность». Таким образом, спортсмены и кадеты демонстрируют позитивную агрессивность. Анализ результатов указанной методики с учетом гендерного аспекта показал, что юноши с маскулинными характеристиками больше склонны к проявлению негативной агрессивности, что

соответствует особенностям данного гендерного типа. У андрогинных и фе-минных юношей доминирует показатель «конфликтность».

Гипотеза о том, что юноши маскулинного гендерного типа будут демонстрировать более высокие показатели уровня агрессии, чем юноши андрогин-ного гендерного типа, а юноши фемин-ного гендерного типа — более низкие показатели, чем юноши маскулинного и андрогинного гендерного типа, нашла свое подтверждение. При этом уровень агрессивности юношей в большей степени обусловлен именно гендерными характеристиками, а не особенностями той группы, в которую они входят. Выявленные отличия между маскулинными, андрогинными и феминными юношами имеют достоверные различия.

Таким образом, проведенное исследование не выявило каких-либо особенностей агрессии юношей — детей сотрудников УИС. Полученные результаты позволяют предположить, что кор-рекционные и профилактические программы, направленные на преодоление и снижение агрессивности юношей, будут более эффективны, если разрабатываются с учетом гендерных характеристик контингента. Однако следует отметить, что данная проблема не исчерпывается рамками конкретной работы и требует дальнейших исследований с расширением выборки и батареи методик [10, 11, 12, 13, 14, 15].

Литература

1. Ганишина И. С, Жарких А.Л. Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 85-92.

2. Чудова Н.В. Исследование ценностных оснований агрессивности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 80-87.

3. Воронин А.Н., Лучинина Е.В. Влияние социальной микросреды на проявление агрессивности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 97-113.

4. Красненкова С.А. Развитие подростка и девиации подросткового кризиса : учеб.-метод. пособие для студентов очного и заочного отделений бакалавриата, обучающихся по направлению 050400.62 — Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования». Воронеж : Воронеж. гос. пед. ун-т, 2012. 208 с.

5. Красненкова С.А. Гештальториентированная арт-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей : дис. ... канд. психол. наук. Рязань: Академия ФСИН России, 2007. 199 с.

6. Бендас Т.В. Гендерная психология : учеб. пособие. СПб., 2007. 431 с.

7. Гридяева Л.Н. Когнитивный подход к изучению гендерной субкультуры женщин // Социальная политика и социология. 2009. № 9. С. 26-34.

8. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. №1. С. 42-56.

9. Сочивко Д.В, Тоболевич О.А. Основы построения психокоррекционных и исправительных программ осужденных мужчин и женщин // Гуманитарный пенитенциарный вестник. 2008. № 3. С. 71-81.

10. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.

11. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.

12. Полянин Н.А., Пинтяшин Е.В., Майоров О.А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.

13. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

14. Сочивко Д.В, Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.

15. ЩелкушкинаЕ.А.Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 118-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.