Научная статья на тему 'Гендерные коммуникативные процессы: границы согласия'

Гендерные коммуникативные процессы: границы согласия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коростылева Н.Н.

Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами гендерной коммуникации, показаны три языковые гендерные модели, которые делятся на патриархатные, андрогинные и эгалитарные. Проводится их анализ на основе гендерных стереотипов, выявляется степень их конфликтности и даются пути её преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender communicational processes: limits of consent

This article is about gender communcation. It describes gender linguistic models divided into three groups. They are patriarchal, androgenic and egalitarian ones. Their analysis based on gender stereotypes reveals gender degree of conflict models. The article offers the ways of gender conflicts overcomings.

Текст научной работы на тему «Гендерные коммуникативные процессы: границы согласия»

Semantic processes of phraseological formation as a reflection of cognitional activity based on a phraseological word phrases about household articles

L.V.Kovaleva

The article considers semantic processes of phraseological formation. These processes are based on cognitional treatment acquired knowledge.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

УДК 800.863

Н.Н. Коростылева

ГЕНДЕРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ГРАНИЦЫ СОГЛАСИЯ

Рассматриваются вопросы, связанные с проблемами тендерной коммуникации, показаны три языковые тендерные модели, которые делятся на патриархатные, андрогинные и эгалитарные. Проводится их анализ на основе тендерных стереотипов, выявляется степень их конфликтности и даются пути её преодоления

Исследовательский интерес к проблемам взаимосвязи языка и пола возник примерно тридцать лет назад вследствие лингвистического, антропологического и феминистского поворота в общественных науках.

В настоящее время лингвистические гендерные проблемы находятся в стадии разработки и пристального научного интереса. В центр внимания включены культурные, социальные и языковые факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, стереотипные представления о мужских и женских качествах.

Набор коммуникативных стратегий и тактик, обусловленных фактором пола, зависит от моделей поведения мужчин и женщин в том или ином обществе, от социальных ролей и функций, которые им предписываются, то есть гендерные аспекты коммуникативных процессов определяются социализацией полов и создаются непосредственно при взаимодействии на уровне микропрактик. Микросоциализация полов представлена в теориях половой инденти-фикации.

Теории половой идентификации включают в себя и теории социального

конструирования, которые популярны в лингвистической гендорологии, центральная идея которых заключается в конструировании социального мира при опоре на социально-культурную парадигму. С позиций социального конструирования гендер и пол - это социально достигаемые статусы. Представители данного направления, в частности Кехилл, исходят из следующего положения: «Гендерная идентичность, подобно иным ее социальным видам, возникает в процессе социального взаимодействия и связана с самостью индивида, превосходящей границы одной ситуации, [и] должна постоянно подтверждаться в различных ситуациях взаимодействия,... поскольку самость - это предмет постоянной эмпирической проверки» [1]. Индивид в ситуации социального взаимоотношения реализует свою самость, которая гендерно означена, и является хранилищем гендер-ного компонента, который в процессе вза-имодейвия может меняться но не кардинально. Впоследствии этноме-тодология взяла под сомнение факт устойчивости гендерной идентичности и сделала акцент на «создании тендера». Привер

© Коростылева Н.Н., 2006

женцы этнометодологии проводят различие между полом (биологических характери стиках человека), категорией пола (социального определения человека в качестве мужчины или женщины) и гендером (поведение по отношению к полу, удовлетво ряющее социальным ожиданиям). Это имеет определённое теоретическое значение, поскольку категория пола - это постоянно присущее личности качество, а гендер -постоянно приобретаемая подвижная структура и зависит от социальных ситуаций. Впоследствии И. Гоффман также заметил, что гендер не всегда реализуется в соответствии с социальными институтами, а также через опосредованные послания -образы, тиражируемые в рекламе, на телевидении, в журналах и т.д. Они предписывают, как надо исполнять гендер, демонстрируют его создание и стереотипизацию.

Теории социального конструирования гендера показывают, как индивид осваивает нормы и культурные образцы соответствия или несоответствия определенному полу в процессе социализации на протяжении всей своей повседневной жизни. По существу, теории социального конструирования представляют собой микросоциологию «создания» принадлежности мужчин и женщин к своему полу.

Для гендерной лингвистики важно, что речевое поведение индивида не задается природой, а конструируется обществом и социальная организация является основной причиной проявления мужского и женского вариантов в любом языке. Гендер не просто является одной из составляющих социального взаимодействия, а непосредственно в этом взаимодействии создается, причем так, что женский и мужской стили речи и диалога резко дифференцируются и в основном носят патриархатный характер. На базе гендерных стереотипов, фиксируемых в языке, развиваются разные стратегии речевого поведения полов.

Гендерные стереотипы, участвующие в освоении гендерной идентичности, в социализации индивидов и языке, представляют собой комплекс устойчивых и регулярно повторяющихся культурных и общественных норм, предписывающих полам формы социального и культурного поведе-

ния. Гендерные стереотипы закреплены в коллективном общественном сознании и меняются медленно. А.Кирилина отмечает: «В той или иной степени стереотипы-предрассудки воздействуют на каждого человека. Согласно укоренившимся представлениям, женщинам в обществе приписывается меньшая ценность, чем мужчинам» [2].

В действительности гендерные стереотипы очень живучи и в историческом развитии традиционно закрепили представления о «женском и «мужском». Эти представления ретранслируются через материальную и духовную культуру посредством механизма социальной наследственности, безусловно, с привнесением конкретно-исторической надындивидуальной коррекции. Общество на протяжении веков отшлифовало в качестве «женского» всё пассивное, уступчивое, мягкое, гибкое, заботливое и т. д., в качестве «мужского» - всё активное, воинственное, прямолинейное, честолюбивое, волевое и т.д. И, как результат, репродуктируется основной гендерный стереотип: восприятие женского как второстепенного, несовершенного и слабого, а мужского - сильного и первейшего. Этот факт составляет гендерную асимметрию общества и в наше время. Женщине как «подчиненной» и представительнице женской гендерной общности соответствует более низкий интегральный статус, а мужчине более привилегированный. Это создает часто отличные, порой конфликтные интересы различных групп, их менталитет, их видение мира различны и асимметричны по силе реализации жизненных позиций, ори-ентаций и устремлений. Женщине труднее реализоваться в обществе - состояться в роли хозяйки дома, матери и одновременно как хорошего профессионала, как руководителя. Почти каждая замужняя женщина испытывает в той или иной мере ролевой конфликт, выражающийся в дисфункциональном исполнении нескольких ролей в общественной и приватной сферах.

Гендерные стереотипы несут в себе элементы конфликтности, которая скрывается в восприятии заранее запрограммированных поведенческих черт полов. Не нужно прилагать много усилий, чтобы заме-

тить, что больше положительных характеристик в социальном поведении приписывается мужчине, так как он относится к высокостатусной группе, женщине - больше отрицательных. Существует целый ряд стереотипов, которые доминируют в сознании современного общества и сегодня, и они касаются в основном женского пола.

Универсальными гендерными стереотипами являются следующие: оправдание доминирующего положения мужчины в приватной и общественной сфере; жесткое разделение ролей женщин и мужчин; признание доминантным для женщины рождение и воспитание детей, забота о ближнем; существование двойных стандартов в оценке поведения полов.

Гендерные стереотипы выполняют определенные функции, и каждая из них продуцирует асимметрию в положении полов в обществе. Рассмотрим их в изложении И. В. Васильченко:

Первая функция - ценностно-защищающая - заключается в сохранении объектов, идей, взглядов, интересов, ценных для обоих полов. Мужчины как представители группы защищают своё главенство, свою власть, своё лидерство через стереотипное представление о своей роли в семье как основного «добытчика». Женщины часто защищают свою независимость, рассматривая кухню как личные владения.

Вторая функция - ориентирующая -обеспечивает «линию» поведения при осуществлении личностью, группой отношения к другому субъекту или явлению. У мужчин часто складывается мнение о женщинах как о сварливых, недалеких, обязанных обеспечить в доме уют и пропитание. Примером такого стереотипа может служить фраза: «Женщина из ничего может сделать три вещи: прическу, салат и скандал». У женщин имеются свои предубеждения по отношению к мужчине. Чаще всего женские стереотипы в отношении мужчин определяются, например, выражениями типа: «мужчина для того и нужен, чтобы зарабатывать», «мужчина в доме - это крест и обуза» и т.д.

Третья функция - идентифицирующая - проявляется в сохранении тождественности личности с группой и своего в ней ста-

туса, сохранении положительного группового «Мы - образа». Например, в сознании женщин стереотипизируется и их собственная роль. Они продолжают считать, что домашняя работа является их прямой обязанностью, независимо от того, работает она или нет, и какую зарплату получает. Мужчины устойчивы в своем мнении, что даже если они не работают или приносят домой значительно меньше денежных средств, чем жена, они не должны заниматься домашней работой, так как это унижает их достоинство.

Четвертая функция стереотипа - когнитивная - видится в упрощении процесса объяснения человеком своего и чужого поведения. Представления о ролях мужчин и женщин распространяются на всех индивидов без учета личностных особенностей, специфики их сознания, образования, развития, профессии, класса и выражается в формировании гендерной ментальности.

Пятая функция - идеологизирующая. Социальные стереотипы формируют и сохраняют групповую идеологию, объясняющую и оправдывающую поведение группы. Мужчины и женщины часто используют фразу «так принято» [3; 96].

На основании рассмотрения функций гендерных стереотипов можно заключить, что образцы мужественности и женственности очень глубоко закреплены в общественном сознании. Мы смотрим на мир сквозь «очки» стереотипов и каждый раз вольно или невольно продуцируем их в своем индивидуальном сознании.

Итак, гендерные стереотипы представляют собой некие устойчивые схематизированные образы о мужественности и женственности, которые возникают в процессе социализации, и сопровождаются, как и любые другие стереотипы, эмоциями и переживаниями, регулируют и управляют поведением полов в обществе и особенно ярко проявляются в языке.

Гендерные стереотипы, проявляющиеся в языке, напрямую влияют на языковые гендерные модели, которые условно можно разделить на патриархатные, андрогинные и эгалитарные.

Патриархатная гендерная модель языковой коммуникации является превалиру-

ющей, так как весь процесс социализации индивида носит подчеркнуто неравновне-стный характер, основанный на отношении превосходства и подчиненности. Более высокий мужской статус диктует коммуникативную компетенцию, который выражается в наличии престижных, сленговых разговорных форм; женский статус влияет на установление психологической близости, на менее соревновательный тип общения.

Патриархатная модель является наиболее конфликтогенной, так как языковое общение обусловлено общественным характером сознания человека и его статусом. Неравные статусы мужчин и женщин: наличие различий в социальном положении, профессий, оплате труда, продвижении по службе, возрасте и т.д. реализуются в языке. Мужской стиль общения традиционно ориентируется на поддержание статуса, обязывает скрывать слабые стороны характера и подчеркивать свои достижения. Женский стиль предполагает более гармоничную коммуникацию. Женщины более склонны к сглаживанию позиций, к подчинению патриархатным языковым стереотипам.

Язык является частью патриархатного мира и отражает общественную ситуацию, которая посредством лексических концептов (мыслительных картинок, фреймов, ин-сайтов, сценариев, схем) автоматически привносится в процессы коммуникации [4]. Долгое время язык «игнорировал» женщину, представляя её в актах коммуникации как маргинального субъекта, окрашивая порой её жизнедеятельность в минорные тона. Обратимся к паремиологии (науке, изучающей фразеологию вместе с фольклором).

Мужчина доминирует в пословицах и поговорках. В них отражена преимущественно мужская картина мира и мужская власть. Например, мужчине приписывалось: «Первую дочь по семье бери, вторую - по сестре». Выражается неполная принадлежность женщины к категории «человек»: «Курица не птица, баба не человек». С «мужским» ассоциируется всё позитивное, а с «женским» - всё негативное: «Муж пашет, а жена пляшет» и т. д.

Женская картина мира в русской па-ремиологии достаточно ярко выражена. Она охватывает такие области, как замужество, материнство, любовь и т.д. Но женская доля окрашена в минорные тона: «Хоть бита, да сыта». «Как наденут венец -всему конец». Концепт «женщина/баба» имеет в основном отрицательное значение, создающее негативный стереотип: «Волос длинный, а ум короткий».

Таким образом, в русском языке женские и мужские миры представлены классической бинарной оппозицией как негативный и позитивный с соответственно ярко выраженной гендерной иерархией в языке и гендерными языковыми стереотипами. Это явление наблюдается не только в русском языке. Как отмечает отечественный исследователь в области гендерной лингвистики А.В. Кирилина, «андроцентризм присущ всем языкам, функционирующим в христианских и мусульманских культурах»

[5].

Альтернативой патриархатной языковой модели является эгалитарная, основанная на сотрудничестве и равноценностного отношения мужчин и женщин друг к другу.

Эгалитарная языковая модель представлена гендерно-согласительным общением - это, прежде всего ненасильственное общение, направленное на свободу выражения того или иного участника общения, признающее за ним самоценность и моральное достоинство. Оно кардинальным образом отличается от манипулятивного общения, при котором к партнеру относятся как к средству достижения определенных целей.

Манипулятивное гендерное общение встречается при конфликтных взаимоотношениях партнеров и является его неотъемлемым атрибутом. Оно провоцирует при общении сам конфликт, то есть насильственное межличностное противоборство, связанное с сознательным ущемлением достоинства и потребностей партнера. Чтобы избежать данного вида общения и нейтрализовать его, следует прибегать к гендерно-согласительному общению, которое базируется на нравственных принципах. Особую роль здесь призваны сыграть самосогласительный настрой мужчин и женщин,

духовный уровень проявления любви, толерантность в общении между ними.

С гендерно-согласительным общением тесно связано такое понятие, как «толерантность». Остановимся на нем более подробно.

В современной научной литературе определений толерантности существует достаточно много. Так, некоторые исследователи понимают под толерантностью, прежде всего терпимость (А.Н. Смирнов, Л.Т. Соловьева, Н.А. Требина и др.) М. Уолцер пишет о пяти возможных определениях толерантности. Первое из них - «покорное принятие ради мира». Второе - «пассивное, расслабленное безразличие»; третье - «нечто вроде морального стоицизма»: принципиальное признание того, что другой имеет «права», даже если он пользуется ими непривлекательным способом»; четвертое -«открытость другим, любопытство, возможно даже уважение, желание услышать и узнать»; пятое - «одобрение различия» [6].

По мнению П. Николсон, толерантность представляет собой добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действие другого, хотя бы они и отклонялись в чем-то от мнения или действия субъекта толерантности, и последний морально не был бы согласен с ними [7].

Термин «толерантность» важен для нашего исследования как психологический феномен, позволяющий оперировать им в области межличностных межполовых отношений. С этой точки зрения толерантность следует рассматривать как ценностное отношение человека к другому человеку. В данном контексте толерантность представляется как интерес к другому (Е.Ю. Клепцова), принятие, уважение и утверждение культурных различий (Г.Д.Дмитриев), настроенность на диалог с другим (Р.Р. Валитова), установка на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога (В. Лекторский), сочувствие, сострадание к другому (А. Г. Асмолов, В. В. Глеблин).

Мы придерживаемся определения А.А. Деркача и Е.В. Селезневой, которые пишут: «Толерантность выступает не просто как позволение бытия другого, а как

признание ценности этого бытия, наряду с ценностью бытия собственного. Из характеристики толерантности исчезает оттенок страдания, так как толерантность перестает быть простым вынужденным пассивным допущением зла. Напротив, толерантность сегодня - это активное отношение к миру. В то же время активное отношение к Другому не означает активного влияния на Другого с целью его «улучшения». Активное отношение к Другому подразумевает сознательное признание прав и свобод другого, вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик и безотносительно к его силе или слабости. Следует говорить о деятельном допущении существования Другого даже при возможности оказать то или иное воздействие на это существование» [8].

На межличностном уровне между полами должна преобладать позиция сотрудничества, основанная на положительной оценке Другого, на признании его ценностных установок, достоинств и недостатков.

Как известно, гендерное общение несёт в себе всегда потенциал конфликтности, но, чтобы он не превалировал в отношениях полов, необходимо в общение ввести критерии толерантности. М.С. Мири-манова пишет: «Толерантность в общении - позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей» [9]. Основными критериями толерантности в гендер-ном общении должны стать: отказ от насилия и дискриминации; позиция на равных и учет интересов другого; осознанное отношение к себе и противоположному полу; позитивные цели в общении; способность сохранять внутреннюю устойчивость и равновесие в трудных, проблемных ситуациях.

Во взаимодействиях полов следует придерживаться диалогического общения, то есть равноправного отношения друг к другу как к личностям. Диалогическое ген-дерное общение возможно лишь в случае соблюдения определённых правил: настрой на состояние собеседника и собственное психологическое отношение к нему; безо-

ценочное восприятие противоположного пола и установка на доверие; ведение диалога без ссылок на авторитеты, без использования чужих мнений.

Диалогическое общение, построенное на этих правилах, призвано сглаживать проблемные ситуации и противоречия между мужчинами и женщинами.

Толерантное гендерное общение должно также содержать в себе и невербальные принципы взаимодействия. Так, невербальными проявлениями толерантности при отношениях полов должны быть: стремление к демонстрации партнеру невербального согласия с ним: кивки головой, взгляд, направленный на него и т.д.; ободряющие жесты, например улыбка; согласованность речи и жестов.

Все эти правила толерантности в ген-дерном общении направлены на смягчение конфликтности между полами, на преодоление коммуникативных барьеров, то есть психологических препятствий на пути передачи и приёма информации, вызванные гендерными стереотипами и различными стилями поведений полов вследствие социализации.

Гендерно-согласительное общение предполагает наличие у его участников толерантного сознания, которое отражается в определенных психологических характеристиках личности, стилях поведения, деятельности и взаимодействиях, направленных на возвышение субъектов над собственными эгоцентристскими интересами.

Толерантное сознание основывается на ряде психологических черт личности: эмпатии, которая определяется как социальная чувствительность, умение верно судить о других людях; проницательности, которая так необходима мужчинам и женщинам в их отношениях. Она характеризуется предвосхищением эмоциональных реакций и возможных действий другого человека. В качестве составляющих проницательности выделяются наблюдательность и умение анализировать. Тесно соприкасается с проницательностью сензитивность -способность предсказывать чувства, мысли и поведение других. Толерантность сознания основывается на саморегуляции психического состояния, на минимизации трево-

ги, которая обеспечивает сохранение поведенческого контроля в условиях деструктивных психологических воздействий.

С обретением толерантного сознания сама личность становится толерантной. Ей присущ неконфликтный стиль поведения, смягчающий негативные чувства и эмоции партнера.

Толерантное сознание оказывает существенное влияние на развитие сотрудничества между полами. Оно выражается: в согласии, во взаимодействии общих интересов и целей; в толерантности к партнеру, то есть осознание трудностей партнера, выражение сочувствия, уважения к мнению противоположного пола; во взаимном дополнении таких черт партнера, которыми не обладает первый участник общения, на основе совместной деятельности; в отказе подчеркивания различий между полами, указывающих на превосходство одного над другим; в поддержании хорошего настроения, положительных эмоций по самым разных поводам, в выражении симпатии к партнеру.

Таким образом, толерантность - необходимое условие смягчения конфликтности между полами.

На основе вышеизложенного можно сформулировать само понятие гендерной толерантности. Это объективное и непредвзятое отношение полов друг к другу при понимании специфики каждого. В гендер-ной толерантности мужское и женское видение мира объединено в одно целое, они имеют полное право на сосуществование при сохранении своих особенностей.

Опыт показывает, что толерантность рождается не вдруг и не сразу по мановению волшебной палочки, это трудный и долгий путь обретения сотрудничества и взаимопомощи. Обществом и государством должны прилагаться усилия по воспитанию толерантности ещё со школьной скамьи. Усвоение учащимися навыков разрешения проблемных ситуаций, ведения переговоров, методов посредничества, разрешения споров и т.д. позволит научиться понимать чувства и эмоции другого, считывать невербальную информацию, справляться с напряжением, а знание основ психологии межполового общения поможет эффектив-

но, а не деструктивно преодолевать гендер-ную конфликтность.

Гендерное толерантное общение должно происходить как на микроуровне, так и на мезоуровне, на уровне трудовых коллективов. На предприятиях, фирмах, организациях, где включены в деятельный контакт, как мужчины, так и женщины, должны реализовываться принципы ген-дерного общения, осуществляться гендер-ная политика.

С эгалитарной языковой моделью тесно соприкасается андрогинная. Во многом эти модели сходны, андрогинная нацелена на игнорирование фактора пола, его своеобразное «умолчание».

В политике, бизнесе, управлении формируется гендерно-нейтральный стиль коммуникативного поведения. При гендер-ном деловом общении определенные моменты андрогинности необходимы.

Мужчины и женщины должны воспитывать в себе при деятельной гендерной позитивной политике того или иного предприятия андрогинные черты общения, конструировать некое общее нейтральное поле взаимодействия, где на первый план должны выступать профессиональные качества личности. Американский исследователь Л. Гласс формулирует несколько правил делового общения полов на работе.

Для мужчин:

- говорить с женщиной следует, не отводя взгляда и смотря прямо на неё;

- не надо перебивать её; чаще реагировать на то, что она говорит;

- чаще реагировать мимикой на её слова; воздерживаться от приказов и команд; воздерживаться от эротических шуток и высказываний;

- чаще говорить вежливые слова;

- не давать клятвенных обещаний и заверений;

- сдерживать гнев и свой нрав;

- не хвастаться.

Для женщин:

- никогда не плакать на работе даже при самых плохих обстоятельствах;

- не обсуждать свою или чью-либо личную жизнь;

- не использовать ничего не значащие фразы;

- гасить злобу и недовольство;

- не извиняться, если не допущена ошибка;

- быть объективной и не слишком эмоциональной;

- следить за тем, насколько часто улыбаетесь и киваете головой;

- говорить по существу; говорить громко и уверенно; не принимать отказ как личную обиду [10;1].

Знание основ гендерного делового общения позволит избегать или быстро реагировать на недоразумения, коммуникативные барьеры и конфликты на работе между мужчинами и женщинами.

Но при диалогическом общении полов отказ от половой языковой идентификации на наш взгляд не допустим, это ведет к обеднению языка, к своеобразному «бес-полью». В современной общественной жизни образы мужчины и женщины имеют тенденцию к андрогинии, но только знание, а не игнорирование гендерных различий в вербальном поведении помогает обеспечить успешную коммуникацию, позволяет быстрее достичь коммуникативной согласованности.

В межличностных отношениях мужчин и женщин должна присутствовать культура общения. Навязывание своих советов, убеждений, нарушение этики, ситуативная агрессивность и т.д. будут только нагнетать конфликт, служить постоянным его источником. Поэтому главным моментом, обеспечивающим бесконфликтное общение, является преодоление негативных факторов и определение гармоничного общения мужчин и женщин. В.П.Шейнов выдвигает несколько правил гармоничного общения полов:

- не употреблять конфликтогеннов ( под которыми ученый понимает слова, действия или бездействия, ведущие к экскала-ции конфликта);

- не отвечать конфликтогенном на конфликтогенн;

- проявлять эмпатию (способность понять) к собеседнику;

- делать как можно больше благожелательных помыслов, чтобы избежать аф-фектных состояний [11;340].

Стремление к эгалитарности является на наш взгляд наиболее успешной тенденцией в языковом общении. Знание правил культурного общения мужчин и женщин позволит им правильно формировать их

поведение, избегать конфликтов и не создавать конфликтогеннов.

Изучение коммуникативного поведения мужчин и женщин является необходимым моментом в формировании гармоничного диалога полов.

Литература

1. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2002 - 688 с.

2. Кирилина А. Гендерные стереотипы в языке // Женщина плюс...- 2003. -№1. - ( http: // www.owl. ru/conten/ womplus/p52412 shtml).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васильченко И.С. Гендерные стереотипы как элементы субъективной стороны социальных изменений // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Матер. междунар. науч. конф., Иваново, 25-26 июня 2002 г.: в 2 ч. - 4.II. История, социология, язык, культура. - Иваново, 2002. - С.95-98 .

4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка - Воронеж: Изд-во Воронежск. госуд. ун-та, 1996. - 104 с.

5. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты - М.: Ин-т социологии РАН, 1999. -180 с.

6. Уолцер М. О терпимости - М.: Идея - Пресс: Дом интеллектуальной книги., 2000. - 159 с.

7. Nicholson P.P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration. Philosophical Studies. - L., N.Y., 1985. - P. 158-173.

8. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 197с.

9. Мириманова М.С. Конфликтология - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 320 с.

10. Гласс Л. Как достичь взаимопонимания между мужчиной и женщиной - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004. -256 с.

11. Шейнов В.П. Мужчина и женщина: Энциклопедия взаимоотношений.- СПб., 1997. - 640с.

Gender communicational processes: limits of consent N.N. Korostyleva

This article is about gender communcation. It describes gender linguistic models divided into three groups. They are patriarchal, androgenic and egalitarian ones. Their analysis based on gender stereotypes reveals gender degree of conflict models. The article offers the ways of gender conflicts overcomings.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.