Научная статья на тему 'Гендерные аспекты в культуре комиксов (на примере комиксов «X-men»)'

Гендерные аспекты в культуре комиксов (на примере комиксов «X-men») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
603
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендер / комиксы / культурология

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пигалев Егор Александрович

В настоящей статье рассматривается эволюция гендерных аспектов в общественном мышлении на примере такого культурного феномена, как комиксы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты в культуре комиксов (на примере комиксов «X-men»)»

Гендерные аспекты в культуре комиксов (на примере комиксов «X-men»)

Пигалев Е. А.

Пигалев Егор Александрович /Pigalev Egor Alexandrovich - студент, курс магистратуры по направлению подготовки «Маркетинг», департамент менеджмента,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь

Аннотация: в настоящей статье рассматривается эволюция гендерных аспектов в общественном мышлении на примере такого культурного феномена, как комиксы. Ключевые слова: гендер, комиксы, культурология.

Рассказы в картинках, смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности, единство повествования и визуального действия - все это определения одного и того же жанра, необычайно распространенного и популярного в наши дни - комикса. Историю комиксов принято начинать с 1892 года, когда на страницах журнала «The San Francisco Examiner» вышел первый американский комикс «Медвежонок и тигр». Сегодня комиксы являются неотъемлемой частью массовой культуры. В странах Запада открывается огромное количество комикс-шопов, прокатов комиксов и даже комикс-библиотек. В современном мире западноевропейская культура не мыслится без «рассказов в картинках»: герои и сюжеты комиксов коммерчески используются в кинематографе, мультипликации, производстве товаров, предоставлении услуг, рекламе - с ними сегодня знаком каждый житель нашей планеты, независимо от того, читал ли он комиксы или нет. В пользу того факта, что культура комиксов находится в своем расцвете, свидетельствуют и статистические данные. Например, в сентябре 2013 года общий тираж проданных в США комиксов, входящих в ТОП-300 по потребительскому спросу, составил 8, 15 млн. копий. В августе этого же года было продано 6,36 млн. комиксов. К сравнению, вышедший в мае года новый роман Дэна Брауна «Инферно» и получивший звание одной из самых продаваемых книг 2013 года, за первые 3 недели был продан в количестве 4 млн. экземпляров. Таким образом, бессмысленным и безосновательным будет утверждение, что комикс-культура никому не нужна и находится в упадке.

Жанр комиксов отражает современное общество и господствующие в нем настроения, а также острые политические и социальные проблемы определенного периода времени. Регулярность выхода комиксов позволяет проследить изменения в обществе и смещения акцентов на те или иные проблемы. Разумеется, что при отображении жизни общества и его настроений, а также жизни отдельных индивидов, затрагивается и гендерная проблематика. Насколько ярко отражены гендерные стереотипы в комиксах? Меняются ли гендерные аспекты в культуре комиксов с течением времени? В данной статье приводится попытка ответить на данные вопросы.

По причине существования огромного количества комиксов встает проблема необхватности источниковой базы. Поэтому в качестве наглядного примера автором была выбрана серия комиксов «X-men», издаваемая с 1963 г. Первой причиной выбора именно данной серии был тот факт, что она является одной из старейших и популярнейших во всем мире. Второй и главной причиной было многообразие вселенной «Людей-Х». В отличие от большинства серий комиксов («Человек-паук», «Бэтмен», «Мстители», «Фантастическая четверка» и многие другие) в «Людях-Х» главными персонажами являются как представители мужского, так и женского пола, что является наиболее удобным для отслеживания гендерных аспектов. В своем исследовании «Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований» Татьяна Борисовна Рябова выделяет несколько групп поло маркированных качеств,

также известных как половые стереотипы [14]. Использование данной классификации позволит проследить соответствие персонажей гендерным стереотипам и их эволюцию.

Первая группа половых стереотипов включает в себя качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах и стремление к оригинальности; женщинам - пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм и конформизм. Насколько отображенная в «Людях-Х» реальность соответствует данному стереотипу? Действительно, взглянув на подавляющее большинство мужских персонажей данной серии комиксов, можно отметить, что все они наделены всем комплексом вышеназванных качеств. Обратная ситуация наблюдается с персонажами женскими. Большинство из них ни в коей мере не являются пассивными и нерешительными. Напротив, они наделены «мужскими» качествами -предприимчивостью, решительностью и отвагой. Но также в них присутствует и осторожность, и предусмотрительность, и другие качества, на которых стоит ярлык «исключительно женских». Но существуют и исключения. К примеру, один из мужских персонажей «Людей-Х» - Ночной змей наделен качествами, связанными с деятельностью и активностью, которые Рябова относит к женским: он нерешителен, в большинстве ситуаций пассивен и осторожен [2].

Следующая группа качеств выделяет характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения; женскими - покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, необъективность. В первом выпуске «X-men», вышедшем в 1963 г., в составе команды «Люди-Х» был всего один женский персонаж - Джин Грей. Интересен тот факт, что, по словам создателей комиксов, героиня была введена для того, чтобы избежать нападок со стороны феминисток. Характерной особенностью данного персонажа в первых выпусках комикса было то, что она не играла ключевой роли ни в одной из сюжетных линий [8]. В дальнейшем ситуация изменилась. В 1970х гг. появляется плеяда женских персонажей, которые активно включены в развитие сюжета. С течением времени большинство данных персонажей приобретают личностные черты, диаметрально противоположные характерам первых женских персонажей Современные героини «Людей-Х» наделены в большей мере качествами, которые считаются мужскими. Сегодня характеристики, определяющиеся обществом как мужские, в той или иной мере можно отнести как к мужским персонажам комиксов «Люди-Х», так и к женским. Подтверждает это следующий факт: роль лидера в данных комиксах исполняют персонажи и того, и другого пола. В большинстве случаев роль лидера играет персонаж, известный под именем Профессор Х, но в случае его смерти в нескольких сюжетных линиях, лидерство на себя берет либо уже упоминавшаяся Джин Грей, либо ее бой-френд и впоследствии муж -Циклоп, либо героиня, именующаяся Шторм [б]. Долгое время лидером Людей-Х была еще одна женщина - Эмма Фрост [4]. Все эти персонажи наделены характеристиками, которые, согласно половым стереотипам, принадлежат мужчинам.

Качества, характеризующие когнитивную сферу - третья, а характеристики эмоциональной сферы - четвертая группы, выделяющиеся по содержанию половых стереотипов. Для того чтобы избежать повторений, логичнее будет рассматривать указанные группы в связке друг с другом. Взглянув на персонажей рассматриваемой серии комиксов, можно сказать, что почти невозможно относить те или иные качества, указанные в данных группах, к определенному полу. Действительно, многие мужские персонажи обладают характеристиками, которые принято относить к ним: логичностью, рациональностью, объективностью, склонностью к размышлению, критичностью восприятия, хладнокровием и сдержанностью. Вместе с тем, многие героини «Людей-Х» также являются носителями данных качеств. К другим женским

персонажам можно отнести интуитивность, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия, эмоциональность, восприимчивость и внушаемость. Но дело в том, что данные качества можно отнести и к части мужских персонажей. В качестве примера можно привести одного из героев - Человека-льда, который отличается нелогичностью и иррациональностью при принятии всякого рода решений, а также эмоциональностью и чувствительностью, проявляющимися сильнее, чем у отдельно взятых героинь данной серии комиксов [9,10, 11, 12].

Следующая группа - характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Рябова формулирует как позитивные женские качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, нежность, дружелюбие), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство). В мужском стереотипе она отмечает прямоту, самообладание, взвешенность суждений, справедливость, но, вместе с тем - резкость, эгоизм, бесчувственность и жестокость. Насколько данные стереотипы соответствуют персонажам «X-men»? Как и в остальных случаях, указанные половые стереотипы не совсем соответствуют характерам персонажей. Не все героини «Людей-Х» отзывчивы, мягки и нежны, а не все мужские персонажи наделены качествами, приписываемыми сильному полу. К примеру, антагонистка Рейвен Даркхолм, более известная как Мистик, является носительницей не только женских качеств, но и мужских. Она сварлива и резка, хитра и бестактна, порой тактична и сохраняющая самообладание.

Яркой иллюстрацией несоблюдения общеизвестных поло маркированных качеств и синтеза как мужских, так и женских характеристик в культуре комиксов, является героиня «Людей-Х» Эмма Фрост. Данный персонаж со своего первого появления являлся квинтэссенцией образа «femme fatale» с одной стороны, и мужских характеристик и склада ума с другой. Появившись во вселенной рассматриваемой серии комиксов в январе 1980 г., Эмма Фрост была олицетворением сексуальности, хитрости, эмоциональности и, казалось, беспомощности [5]. Неожиданным для читателя оказался тот факт, что в конечном итоге данный персонаж оказался носителем следующих характеристик: логичности и рациональности мышления, хладнокровия и сдержанности, решительности и амбициозности. Первоначально сложившийся в умах читателей миф об Эмме Фрост как об идеальном женском персонаже с приписываемыми ей исключительно женскими качествами, был развеян.

Важной составляющей гендерных аспектов в серии комиксов «X-men» являются проявления трансгендерности, а именно бигендерности и агендерности. Наиболее показательным примером данных проявлений служит уже упоминавшаяся Мистик. Данный персонаж может принимать любые отличия, а вместе с данными обликами она перенимает соответствующие модели поведения. Совмещая в себе бесконечное количество личностей, Мистик воплощает в своем характере и мужские, и женские черты, а, соответственно, воспринимает себя представителем либо определенного пола, либо воспринимает себя как агендерное существо. Логично, что в зависимости от принимаемого ею пола, Рейвен Даркхолм (Мистик) демонстрирует различные модели поведения. Например, находясь в обличии президента США, указанный персонаж настолько успешно моделировал его поведение, что долгое время оставался нераскрытым [13]. Кроме того, в зависимости от ситуации Мистик демонстрирует те или иные ролевые модели, которые являются наиболее комфортными в конкретных условиях. Данный персонаж - хамелеон, приспосабливающийся к окружению и словно намеренно включающий определенные черты своего характера.

Не менее важный аспект, затрагивающийся в культуре комиксов -гомосексуальные отношения. В 2006 г. издатель Джо Кесада заявил, что в связи с изменениями современного мира, издательством более не будет соблюдаться политика, характеризующаяся тезисом «во вселенной издательского дома Marvel нет открытых гомосексуальных отношений», которой придерживались с 1980х гг. До заявления Кесада в нескольких выпусках «Людей-Х» делались намеки на сексуальную ориентацию некоторых персонажей, но прямого подтверждения не

было. Начиная 2006 г., в «Людях-Х» стали раскрываться гомосексуальные или бисексуальные характеры некоторых персонажей. Мистик, неоднократно упоминавшаяся в данной статье, начала косвенно упоминать о своей бисексуальности, а в нескольких выпусках комикса были показаны ее заигрывания в образе девушки с другой девушкой [7]. Наиболее громким событием, отражающим данный аспект, была свадьба в выпуске от 20 июля 2012 г. двух мужских персонажей «Людей-Х» - Полярной Звезды и Кайла [1]. Данное событие было реакцией на легализацию однополых браков в штате Нью-Йорк 25 июня 2011 года. Главный редактор издательства Marvel Аксель Алонсо заявил: «Вселенная Marvel всегда отражала «происходящее за окном», мы всегда пытались добиться того, чтобы наши персонажи, их отношения и их истории были основаны на реальности» [3].

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сказать следующее: комиксы на своих страницах моделируют ситуацию, сложившуюся в том обществе, в котором они выпускаются. Будь это изменение статуса и влияния того или иного пола, легализация однополых отношений или же нечто иное - всё это будет отражено в том виде, в котором существует на определенном этапе развития человеческого общества.

С чем же связаны причины того, что в большинстве случаев персонажи комиксов в целом и серии «Люди-Х» в частности, не соответствуют гендерным стереотипам. Вероятнее всего объяснение заключается в том, что по комиксам «Люди-Х» - мутанты, которые дискредитируются в том обществе, в котором они находятся. Эти мутанты -меньшинство, которое старается бороться за свои права. В данном контексте девушкам необходимо приобретать определенные мужские поло маркированные качества для того, чтобы вести данную борьбу за свои права. А мужчинам - изворотливость, хитрость и некоторые другие черты, определяемые в обществе как женские, также для более успешного отстаивания своих прав. Кроме того, в комиксах как нигде подчеркивается тот факт, что все люди разные не только по своим способностям, но и личным характеристикам, что часто игнорируется большинством. В культуре комиксов непохожесть на большинство не порицается, будь то сексуальная ориентация, кажущаяся выбивающейся модель поведения и другое. В США и странах Европы культура комиксов выступает транслятором либо определенных противоречий и проблем, назревающих в обществе, либо его изменений. И делает это успешно.

Литература

1. Astonishing X-Men #51, 2012.

2. Giant-Size X-Men #1, 1975.

3. Matthew Perpetua. Marvel Comics Hosts First Gay Wedding in 'Astonishing X-Men'

[Электронный ресурс]. URL: http://www.roningstone.com/culture/news/marvel-

comics-hosts-first-gay-wedding-in-astonishing-x-men-20120522.

4. New X-Men #141, 2001.

5. Uncanny X-Men #129, 1980.

6. Uncanny X-Men #139, 1980.

7. Uncanny X-Men #255, 1989.

8. X-Men #1, 1963.

9. X-Men #14, 1964.

10. X-Men #15, 1964.

11. X-Men #16, 1964.

12. X-Men #17, 1964.

13. X-Men Forever #3, 2001.

14. Рябова Т. С. Стереотипы и стереотипизация как проблема половых исследований. // Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып. 1-2 (15-16). 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.