Научная статья на тему 'Гендерное пространство на современной политической арене Дагестана'

Гендерное пространство на современной политической арене Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / GENDER RELATIONS / SOCIAL AND CULTURAL ROLES / GENDER POLICY / POLITICAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бутаева Марзижат Ахмедовна

В статье рассматривается процесс развития гендерных отношений в Дагестане, подчеркиваются особенности социокультурных ролей мужчин и женщин в современном обществе республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of development of the gender relations in Dagestan is considered in the article, also the features of social and cultural roles of men and women in the modern society of the republic are emphasized.

Текст научной работы на тему «Гендерное пространство на современной политической арене Дагестана»

Марзижат БУТАЕВА

ГЕНДЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

НА СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРЕНЕ

ДАГЕСТАНА

В статье рассматривается процесс развития гендерных отношений в Дагестане, подчеркиваются особенности социокультурных ролей мужчин и женщин в современном обществе республики.

The process of development of the gender relations in Dagestan is considered in the article, also the features of social and cultural roles of men and women in the modern society of the republic are emphasized.

Ключевые слова:

гендерные отношения, социокультурные роли, гендерная политика, политическое представительство; gender relations, social and cultural roles, gender policy, political representation.

БУТАЕВА Марзижат Ахмедовна — к.филос.н., доцент кафедры социальных технологий Дагестанского государственного университета, председатель Союза женщин г. Махачкалы marz.igat79@mail.ru

аинамика исторических событий и ее конкретная наполнен -ность перипетиями культурных влияний на Дагестан опреде -лили направление развития гендерных отношений, харак-емых как схожими с мировой практикой, так и отличными, вплоть до уникальности, вариантами социокультурной роли мужчин и женщин в современном поликультурном обществе Дагестана.

Для Дагестана гендерные исследования имеют исключительно важное значение в последние 10—15 лет. Обретение независимости и смена социально политического строя привели к решительному изменению социальной и политической структуры общества и его ценностных ориентиров.

Начавшиеся в конце 80 -х гг. демографические и миграционные процессы резко усилились в 90 - е гг. Из - за длительного конфликта, критического падения уровня жизни и кризиса в экономике уве -личилось число выезжающих за пределы республики в поисках работы, что привело к новому дисбалансу между молодыми мужчи -нами и женщинами репродуктивного возраста.

Нет никаких сомнений, что основной массив выезжающих из республики составило городское население, занятое на престижных и требующих высокой квалификации местах в промышленно сти, в сфере образования, здравоохранения, культуры. Вероятно, уже в промежуток с 1988 по 1992 г. население Махачкалы обнови -лось на треть, а в дальнейшем, когда из полумиллионного города (1987 г.) Махачкала превратилась в едва ли не в миллионный город, этот показатель увеличился еще более существенно.

Сельское население, которое было затронуто миграционными процессами еще в 1970 х гг. (так называемый штурм российских базаров), в 90 - е гг. также пришло в решительное движение: миграция и качественное изменение гендерной ситуации в районах Дагестана стали еще более впечатляющими из - за массовой миграции моло -дежи в Россию. По различным данным, республику покинуло от 8 000 (официальные данные) до 20 000 чел.

Хотя большинство мужчин, выехавших в Россию на трудоустрой -ство и обосновавшихся там, предпочитают вернуться и жениться на своей соотечественнице, следует отметить, что многие отъезжающие уже женаты и их семьи остаются в республике в ожидании «посо -бия» с севера или возможности перебраться к главе семейства. Это не только способствует ухудшению репродуктивной ситуации, но и приводит к усилению роли женщин в обществе. Сегодня женщины начинают занимать в обществе те социальные позиции, которые

раньше традиционно принадлежали муж чинам. Женщины доминируют в системе воспитания, образования и здравоохране ния, значительно возросло их число в сфере торговли, социальных услуг, в области куль -туры и науки. На современном этапе 52% женщин (из всех женщин, занятых в про -изводстве) заняты в рыночной экономике. Женская часть населения начинает осваи вать сугубо «мужские» сферы деятельности

— они широко представлены в политиче -ских партиях, общественных организациях и объединениях. Достаточно отметить, что в республике действуют немало зареги -стрированных женских неправительствен ных организаций, во многих функциони -руют структуры по проблемам женщин. Все это приводит к совершенно новой гендерной ситуации в республике, которая требует своего изучения. Принципы демо кратии и рыночной экономики, принятые Конституцией, пока еще слабо взаимосвя -заны с национальными и конфессиональ ными ценностями народа, спецификой его психологии и исторического развития. Как в будущем должны сосуществовать эти ценности, какова роль женщин и муж чин в переходный период и что ожидает нас в будущем? Эти вопросы показывают, что в республике необходимо проводить определенную гендерную политику, опи рающуюся на продуманную и взвешенную программу, принятую на государственном уровне.

Часто дискриминация женщины обу -словлена не столько давлением со сто роны мужчины, сколько ее собственной готовностью соответствовать тем нормам отношений, которые традиционно при няты в семье, в кругу родственников и знакомых, в социальной среде. Иными словами, поведение даже не одной, а обеих сторон определяется стереотипами, воспринятыми на очень ранних этапах воспитания. И эта воспринятая с самого детства модель поведения, с ранних лет усвоенная роль и регулирует впоследствии отношения между мужчиной и женщиной в обществе.

В республике с более менее традицио налистским укладом жизни само по себе понятие «политическая влиятельность» в отношении женщины применяется редко. За ориентир женщины республики берут российских лидеров, таких как Валентина Матвиенко: «Самая влиятельная жен щина, как и самый влиятельный муж

чина, — это человек, чьи идеи, поступки, деятельность ведут к зримым измене ниям в жизни общества, в жизни страны». Недавно нами было предложено предста вителям разных сфер общества — поли -тикам, бизнесменам, чиновникам, так или иначе вовлеченным в общественную жизнь, — составить свой список самых влиятельных женщин Дагестана и аргу ментировать позицию.

Первое место в нашем рейтинге принад лежит экс -депутату НС РД, а ныне члену президиума регионального политсовета «Единой России» Перзият Багандовой, которую многие из опрошенных без колебаний поставили в лидеры спи ска. Биография и послужной список Багандовой дают для этого повод: сна чала работала в газете, потом — первым секретарем Левашинского райкома ВЛКСМ, затем — вторым секретарем Махачкалинского горкома партии, дол гое время была министром социальной защиты населения республики, два срока

— депутатом Народного Собрания РД. Второе место в рейтинге отдано Зумруд Сулеймановой, возглавляющей министер ство культуры республики с 2006 г. Долгое время Сулейманова была первым секре -тарем дагестанского обкома комсомола. Влиятельность ее показательна и безого ворочна. Она одна из немногих пережила смену власти. Министерство, подкон -трольное Сулеймановой, — не самый лако -мый кусок, однако это не мешает Зумруд Запировне реализовывать подчас спор ные и дорогие проекты, такие как «Музей этнографии», или выставлять на конкурс инвестиционных проектов нашумевший «Дагестанский аул». Третье место отдано Антонине Идрисовой, женщине, генери -рующей финансовые потоки в республике,

— заместителю председателя правитель -ства республики по вопросам бюджета, которая в свое время работала первым заместителем министра финансов и пред седателем правления РФОМС «Дагестан». «Идрисова — работник республиканского Минфина с большим стажем, по многим вопросам бюджетной практики равного ей специалиста в республике нет», — гово -рят о ней в правительстве. А подчиненные характеризуют Идрисову как железную леди, умеющую без лишних эмоций про считать ситуацию на много шагов вперед. Четвертое место у скромного и крайне недоступного для прессы руководителя

Управления Федеральной службы по над -зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД Элеоноры Омариевой. Главный санитарный врач республики, доктор медицинских наук, профессор и генерал Омариева — личность не публичная, в политику не вовлеченная, но определенное влияние, связанное, пре жде всего, с занимаемой ею должностью, в республике имеет. Пятое место у выпускницы МГИМО, кандидата медицинских наук, государственного секретаря респу -блики и жены мэра г. Каспийска Такибат Махмудовой. В разное время Махмудова была председателем Комиссии Верховного Совета ДАССР по вопросам социальной политики, заместителем Председателя Верховного Совета ДАССР, членом Государственного Совета РД, советником Председателя Государственного Совета рД. В 1996, 1998, 2002 гг. избиралась заме -стителем Председателя Госсовета РД и занимала эту должность до 2006 г., когда была назначена Государственным секрета рем Республики Дагестан. Шестое место — Уммупазиль Омарова, омбудсмен, некото рое время — вице - премьер правительства. Эксперты отзываются об Омаровой как

о порядочном человеке. Она не лишена определенного влияния, детерминиро ванного не столько должностью, сколько родственными связями с довольно влия тельным кланом республики.

Седьмое место уверенно заняла Фазу Алиева, народная поэтесса и народная гордость. Имя Фазу фигурирует в БСЭ, Википедии, ее знает вся страна. Алиева окончила Литературный институт им. М. Горького, много лет была членом КПСС, а печататься начала еще в 1949 г. Восьмое место в рейтинге редакция «НД» присудила директору ГТРК Луизе Алихановой. Впрочем, влиятельность ее не очевидна и продиктована скорее зани маемой должностью, нежели личными качествами лидера и управленца.

После Пекинской конференции усили -лись требования к государствам увеличить роль женщины в социальной, экономиче ской и политической жизни. В Дагестане указом президента был создан Союз жен щин Республики Дагестан. Указом мэра города Махачкалы С.Д. Амирова учреждена Государственная комиссия по выра ботке политики по делам женщин и принят План действий по улучшению положения женщин в Дагестане на 2000—2015 гг.

Власть явно собирается опираться в самом ближайшем будущем на женщин и потому лично формирует их структуры. Тому свидетельство — постановление «О мерах, направленных на усиление роли дагестанской женщины» от 14 января 1998 г., предписывающее целый набор мероприятий. Недавно принят еще один указ главы республики — «О повышении роли женщины в жизни общества», кото рый, по сути, вновь вводит систему «жен ских квот» на власть. Вместе с тем следует признать, что отношение населения к этим организациям настороженное, и вряд ли цифры членства, оглашаемые изредка их лидерами, соответствуют реальности. С другой стороны, налицо раздражитель ное отношение властей к новому статусу общественных организаций, ностальгиче ское желание координирующего и патер налистского подхода к ним, попытки установления связей по вертикали, а не по горизонтали, фрагментарный интерес к НПО — от выборов до выборов. Да и в сознании людей прочно сидят метастазы подданнической политической культуры.

Существует мнение, что рост женских неправительственных организаций — это результат вытеснения женщин из сферы принятия решений. Признавая верность такой позиции, следует отметить, что без финансовой поддержки западных фондов мы вряд ли могли бы стать свидетелями такого роста. К счастью, волна роста НПО в постсоветский период совпала с пиком увлечения Запада гендерной проблемати кой и особым отношением международ ных организаций к положению женщин в мире. Но верно и то, что женская толерант -ность и интуиция сегодня жизненно важны для мира политики, находящегося в тисках патриархальных силовых стандартов.

Другая версия — во всех трех республи -ках Южного Кавказа произошла демографическая катастрофа, при которой число мужского населения значительно сократилось в связи с первой волной эми грации, войнами, высокой смертностью мужчин, широкомасштабным выездом за рубеж для заработков. Гендерная ситуация в республике крайне дестабилизирована, и женщины поневоле начинают играть не свойственные им социальные роли, быстро заполняя образовавшиеся ниши.

Ситуация в Дагестане характеризуется еще большей ориентацией общества на семейные ценности, более того, как и в

советские времена, семья для дагестанца

— это тот последний бастион, который он готов защищать всеми возможными сред ствами. Вместо структур и ячеек граждан -ского общества в Дагестане все еще семья является той первой и последней ячейкой, кое как консолидизирующей общество.

Между тем, процессы, идущие во всех трех республиках, в первую очередь направ -лены против этих наиболее присущих реги -ону ценностей. Мужская половина обще -ства весьма болезненно относится к тому, что женщина постепенно превращается в основного добытчика средств пропитания и существования. «Женщина-челнок», осваивающая заграницу, — ранее запрет -ная тема обсуждения — вдруг прорвалась на страницы печати, подвергнув сильному шоку мораль общества. Еще более болез ненная и шоковая тема — «продажная жен -щина». Дагестанская женщина стала осва ивать секс - индустрию и сферу развлечений ряда зарубежных стран. Какова будет роль женщины в этих процессах, какое место займет дагестанская женщина в новой структуре общества, как традиционные ценности будут соотноситься с новыми западными ценностями рынка, открытого общества и массовой культуры?

Дагестан — республика со сложным и противоречивым историческим разви тием, наложившим отпечаток на народ. Важно показать, что почти все мировые религии формировали здесь особую куль турную среду. Всегда имели место толе рантность и восприимчивость к чужой религии и культуре. Поэтому даже тогда, когда почти на всей территории Дагестана утвердился ислам, эта восприимчивость продолжала существовать. Нормы и запреты по отношению к женщинам были более мягкими, чем в других мусульман ских странах. Российское влияние и стре мительное развитие промышленности, ускорившие процесс урбанизации, уве личивали терпимость населения и либе рализм общественного мнения, в т.ч. и по вопросу образования женщин, наделения их гражданскими правами, в чем особенно преуспели дагестанские просветители. Вновь отметим тот факт, что в Дагестане демографическое соотношение населения было в пользу мужчин, что увеличивало ценность женщин, поднимало их статус. В наш стремительный, беспокойный век

именно в женщинах, женских обществен ных объединениях идея сохранения мира и стабильности обретает своего самого бес корыстного и самоотверженного защит ника. Эти важные вопросы и широкий круг социальных проблем в республике затрагивает Комиссия по делам семьи и демографии, которую возглавляют одни женщины.

Неоценимо их личное участие в вопро сах укрепления мира на дагестанской земле, в утверждении прав и роли женщин в управлении делами в обществе, решении вопросов правовой и социальной защиты. Они — яркие творцы укрепления нрав -ственного мира, духовности, культуры. На прошедшем 15 декабря 2010 г. III Съезде народов Дагестана с повесткой дня: «За мир, единство и развитие», состоявшемся по инициативе президента Дагестана М. Магомедова, женщины приняли самое активное участие. Главной целью столь высокого форума была консолидация дагестанского общества. Женщины объе диняют все слои общества. В дагестанском менталитете сохраняется традиционно уважительное отношение к женщине, почитаются ее мудрость, доброта, самоот верженность, ее роль в воспитании детей и укреплении семьи1.

Уникальна роль женщины в вопросах нравственного, духовно культурного воспитания подрастающего поколения. Женщины играют ключевую роль как хра -нительницы домашнего очага, семейных ценностей. Каждая женщина стремится к созданию такой атмосферы воспитания подрастающего поколения, в которой молодое поколение росло бы гармонич -ным, уважающим семейные и культурные ценности.

Как и на Западе, женское движение у нас начинает со слепого копирования патриархальных ценностей, подстраи вания под мужчин. Пресса фиксирует этот момент, отражая перекос в пользу женской силовой, а не гендерной тема тики. Нет понимания того, что необ ходима общегосударственная женская программа, взвешенно решающая эконо мические, политические, социальные и духовные проблемы женщин в контексте развития всего общества.

1 Ы1р://то -izberbash.ru/mdex.php?Itemid=56&id =1032: - - -10- &option=com_content&view=article

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.