Научная статья на тему 'Гендерная специфика Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста'

Гендерная специфика Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ИНДИВИД / СТАНОВЛЕНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / GENDER / SOCIALIZATION / VISION / AN INDIVIDUAL / BECOMING / SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Талакова Е. А.

В статье приведен краткий обзор впервые в педагогической психологии проведенного комплексного исследования содержания Я-концепции детей младшего возраста с позиций гендерного подхода, включающего анализ ее когнитивного компонента (образ Я), эмоционального компонента (самооценка) и основных модальностей (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-антиидеальное).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная специфика Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста»

Талакова Е.А.

Соискатель, кафедра педагогической психологии Московский институт экономических преобразований

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА Я-КОНЦЕПЦИИ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье приведен краткий обзор впервые в педагогической психологии проведенного комплексного исследования содержания Я-концепции детей младшего возраста с позиций гендерного подхода, включающего анализ ее когнитивного компонента (образ Я), эмоционального компонента (самооценка) и основных модальностей (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-антиидеальное).

Ключевые слова: гендерность, социализация, концепция, индивид, становление,

школьный возраст.

Keywords: gender, socialization, vision, an individual, becoming, school age.

В условиях усиления гуманизации психолого-педагогической науки и практики наметился значительный рост интереса к феномену Я-концепции - итоговому продукту процесса самосознания, оказывающему существенное влияние на все проявления личностной активности человека.

Кроме того, яркой приметой последних десятилетий можно считать возникновение нового научного направления - гендерного подхода, достаточно успешно зарекомендовавшего себя в отечественной психологии, в связи с чем наблюдается значительное повышение интереса многих современных специалистов к гендерным аспектам личностного развития индивида.

Особую значимость и актуальность проблема гендерных особенностей Я-концепции как сложного структурного образования приобретает в младшем школьном возрасте, когда стремление стать компетентными и полезными членами общества приводит к попыткам детей искать такие формы поведения, которые позволили бы им ввести свои возможности и интересы в социально приемлемые рамки.

Проблема изучения Я-концепции и ее структурных компонентов в зарубежной и отечественной психологии имеет давнюю традицию, ей посвящены работы многих исследователей. Однако, что касается комплексных исследований Я-концепции, охватывающих ее когнитивную и эмоциональную составляющие (образ Я и самооценка) и совокупность всех основных модальностей (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-антиидеальное), то на сегодняшний день такого рода работы в отношении учащихся начальных классов практически отсутствуют, что позволяет считать проблему становления Я-концепции в период школьного детства недостаточно изученной.

Таким образом, актуальность исследования гендерной специфики я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста сомнений не вызывает. Кроме того, комплексное изучение содержания Я-концепции детей младшего школьного возраста с позиций гендерного подхода проводится впервые в педагогической психологии. Оно включает в себя анализ когнитивного компонента (образ Я), эмоционального компонента (самооценка) и основных модальностей (Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное, Я-антиидеальное);

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №49, МОУ СОШ №187, МОУ Гимназия имени А.С. Пушкина Советского р-на г.Н.Новгорода. В общей сложности в нем

приняли участие 147 детей младшего школьного возраста - учащихся вторых классов, из них: 76 девочек и 71 мальчик.

На первом этапе эмпирического исследования изучалась гендерная специфика содержательных аспектов когнитивного (описательного) компонента Я-концепции -образа Я. Результаты, полученные с помощью модифицированного варианта методики М.Куна и Т.Макпартленда [1, 180-187] «Кто Я? Какой(ая) Я?», подвергались процедуре гендерного анализа. Данная методика представляет собой процедуру свободного самоописания личности, не ограничивающую испытуемого никакими рамками заранее заданных утверждений, с последующим контент-анализом всех его высказываний, отражающих по замыслу авторов систему субъективных знаний человека о своих личностных и социальных характеристиках.

На этом этапе исследования в качестве испытуемых принимали участие 63 девочки и 58 мальчиков.

На втором этапе эмпирического исследования проводилось изучение особенностей эмоционально-ценностного компонента Я-концепции самооценки девочек и мальчиков младшего школьного возраста. Для этого использовался детский вариант личностного опросника С.Хартер, который относится к числу стандартизированных самоотчетов [2, 94; 3, 78].

На этом этапе исследования принимали участие 79 младших школьников, из них: 40 девочек и 39 мальчиков.

Третий этап эмпирического исследования был посвящен изучению гендерной специфики содержательных аспектов основных модальностей Я-концепции детей младшего школьного возраста. При этом предметом гендерного анализа выступали особенности четырех модальностей Я-концепции младших школьников, а именно: Я-реальное, Я-зеркальное (Я глазами учителя), Я-идеальное, Я-антиидеальное.

На данном этапе исследования принимали участие 44 девочки и 43 мальчика -учащихся начальной школы.

Полученные в исследовании результаты убеждают в том, что гендерная социализация вносит существенные коррективы в личностное развитие детей младшего школьного возраста, допуская и поддерживая различия между полами, что, в частности, находит свое отражение в содержательных аспектах образа Я девочек и мальчиков.

Результаты исследований говорят о наличии у подавляющего большинства детей младшего школьного возраста преимущественно гендерно стереотипного характера их самовосприятия и самоотношения, что существенно ограничивает представления современных девочек и мальчиков о своих личностных качествах и способностях, а также возможных перспектив их дальнейшего роста и развития в плане самореализации.

Иными словами, можно говорить о необходимости проведения специальной работы по коррекции гендерно дифференцированных социальных влияний в адрес младших школьников, приводящих к существенному ограничению их личностного потенциала, в направлении индивидуально ориентированного развития ребенка вне жестких гендерных предписаний и стандартов, делающих индивида заложником его биологического пола.

Целью психологической помощи по оптимизации процесса становления Я-концепции детей младшего школьного возраста с позиций гендерного подхода можно определить создание специальных условий для расширения вариативности спектра представлений девочек и мальчиков о самих себе в контексте их приобщения к гендерно нестандартным знаниям о людях женского и мужского пола, и использования младшими школьниками этих знаний в качестве ориентиров для собственной личности,

конструирования своей Я-концепции.

В качестве возможных направлений работы по оптимизации процесса становления Я-концепции детей младшего школьного возраста, разумно определить следующие:

• ориентация девочек и мальчиков на нестереотипные проявления женственности и мужественности, среди которых интеллектуальная компетентность, физические способности и автономность / самостоятельность представительниц женского пола, а также склонность к сочувствию, заботе и конструктивным партнерским отношениям с другими людьми, в том числе и девочками / женщинами, представителей мужского пола;

• обеспечение условий для понимания детьми общечеловеческой ценности и субъективной значимости как традиционно «мужских», так и традиционно «женских» характеристик с последующим признанием девочками и мальчиками наличия у себя и возможности обладания гендерно нестереотипными личностными качествами и способностями;

• повышение уверенности девочек в своих интеллектуальных возможностях и компетентности в учебной деятельности;

• повышение уверенности мальчиков в своих возможностях в плане социального сотрудничества с близкими взрослыми и сверстниками;

• преодоление гендерной сегрегации детей младшего школьного возраста в процессе учебной и внеучебной деятельности и, в частности, ориентация мальчиков на выстраивание конструктивных деловых и дружеских взаимоотношений со сверстницами женского пола.

Литература

1. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: МГУ, 1984. с. 180-187.

2. Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. Н.Новгород, 1999. 267 с.

3. Harter S. Manual for the self-perception profile for adolescents. Denver, CO: University of Denver, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.