Научная статья на тему 'Гендерная специфика текстопорождения с позиции категорий дискретность и континуальность'

Гендерная специфика текстопорождения с позиции категорий дискретность и континуальность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / ПОЛ / SEX / ЯЗЫК / LANGUAGE / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / FUNCTIONAL ASYMMETRY OF A BRAIN / ДИСКРЕТНОСТЬ / DISCRETENESS / КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Торопчина Ольга Викторовна

Статья посвящена одному из актуальных аспектов современной лингвистики исследованию гендерной специфики процессов текстопорождения. Опираясь на данные, констатирующие факт того, что различия речемыслительной деятельности мужчин и женщин имеют объективные нейрофизиологические основания, автор статьи выдвигает предположение о гендерных различиях, которые могут проявляться в стратегиях разворачивания текста. Собственное исследование гендерной специфики текстопорождения осуществляется при помощи психолингвистического эксперимента с использованием методики «заканчивания предложения». Результаты эксперимента были подвергнуты количественной обработке по критериям дискретности и континуальности. Являясь философскими категориями, а также языковой антиномией, в данной статье дискретность и континуальность рассматриваются как категории, реализующие параметр связности в тексте. Исследование по избранному параметру не выявило принципиальных различий в процессах текстопорождения у мужчин и женщин. Однако полученный отрицательный результат создает широкое поле для интерпретации, что и осуществляет автор в соответствии с форматом статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers one of the topical aspects of modern linguistics the research of gender specificity of text generation processes. Based on the data, which state the fact that difference in the speech-cogitative activity of men and women has objective neurophysiological bases, the author of the article supposes that gender difference manifests itself in the strategies of text generation. The research of gender specificity of text generation is based on the psycholinguistic experiment, precisely on the method of completing a sentence. The results of the experiment were analyzed by discreteness and continuity criteria. As philosophical categories and language antinomy, discreteness and continuity are considered as categories for maintaining connectivity option in the text. The study on the selected parameters revealed no fundamental differences in text production process in men and women. However, such negative result creates ample room for interpretation, presented in the article.

Текст научной работы на тему «Гендерная специфика текстопорождения с позиции категорий дискретность и континуальность»

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ТЕКСТОПОРОЖДЕНИЯ С ПОЗИЦИИ КАТЕГОРИЙ «ДИСКРЕТНОСТЬ» И «КОНТИНУАЛЬНОСТЬ»

О.В. Торопчина

Ключевые слова: гендер, пол, язык, функциональная асимметрия мозга, дискретность, континуальность.

Keywords: gender, sex, language, functional asymmetry of a brain,

discreteness, continuity.

Дискретность (прерывность) и континуальность (непрерывность) являются абстрактными категориями, в рамках которых могут быть описаны свойства самых различных объектов в разных областях науки.

Философский словарь дает следующее определение данным категориям: «прерывность и непрерывность - существенные характеристики, отражающие противоположные, но взаимосвязанные свойства материальных объектов» [Философский словарь, 1991, с. 361]. Дискретные состояния характеризуются прерывностью, которая выражается в виде отдельных устойчивых элементов систем. Непрерывность находит себя в целостности систем, которая обладает бесконечностью связей дискретных элементов, и постепенном, плавном переходе из одного в другой. Согласно положениям диалектического материализма, прерывность и непрерывность могут не только противопоставляться друг другу, но и находиться во взаимосвязи и единстве.

Разработки идеи дискретности и континуальности в их соотношении с антиномией языка и мышления представлены в работах общетеоретического плана. В ряде исследований подчеркивается мысль о том, что мышление континуально (непрерывно) [Налимов, 1978, с. 287; Лосев, 1998, с. 146], в то время как язык является средством дискретизации континуального мышления [Налимов, 1978, с. 288; Звегинцев, 1982, с. 78]. В.В. Налимов считает, что язык - это дискретный способ передачи информации, с которым тесно связано континуальное мышление человека.

В.А. Звегинцев отмечает, что до момента вербализации язык бездействен, но начинает принимать активное участие на этапе вычленения концепта из континуума действительности, и восприятию предста-

ет уже не бесформенный, лишенный границ эпизод, а некоторая структура, организованная по определенным правилам, существующим в языке [Звегинцев, 1982, с. 78].

В то же время исследователи сходятся в том, что языковые единицы имеют двойственный характер относительно дискретности и континуальности. Они обладают способностью соединяться между собой и тем самым образовывать континуум [Кашкин, 2001; Немировская, 2006, с. 212]. По мнению Э. Кассирера, «...в языке человек вновь обретает единство континуального мира, разбитое дискретным опытом. Именно язык позволяет создать синтетическое единство из дискретных интуи-ций. .разделение ведет к единству, и именно язык обладает свойством объединять в той же мере, как и разделять» [Cassirer, 1969, с. 37].

На сегодняшний день в лингвистике существуют исследования, в которых проблема дискретности и континуальности языка совмещается с некоторыми положениями физики, а именно с идеями квантовой механики [Диброва, 2011]. Экспериментальные исследования квантовой механики показали, что элементарные частицы обладают как корпускулярными (прерывными), так и волновыми (непрерывными) свойствами. Опираясь на работы американского физика Г. Степпа, который рассматривает мозг в качестве самопрограммируемого компьютера, регулирующего мозговые процессы в соответствии с причинными квантово-механическими законами (прерывности-непрерывности), Е.И. Диброва считает, что квантование характерно также и для речевого мышления.

Речевое мышление выработало приемы изложения мысли в определенной последовательности и членимости, что находит свое отражение в различных типах текста. С точки зрения квантовой членимости, это дискретность, или фрагментарность повествования. Е.И. Диброва отмечает, что квантовость (дискретность) человеческого мышления и оформление его в речевых актах в виде отдельных порций определяет структуру содержания текста. Прерывистость мысли спонтанна, непроизвольна и проявляет себя в пространстве текста. Таким образом, текст имеет двоякую структуру, которая состоит из корпускулы (ядра) и дискретности (прерывности и расчлененности) [Диброва, 2011].

Современные нейрофизиологические данные доказывают, что у женщин мозг менее асимметричен, чем у мужчин [Вольф, 2004]. Клинические исследования асимметрии мозга с помощью регистрации электроэнцефалограммы обнаружили, что специализация правого полушария у мужчин и женщин различна, а левое полушарие функционирует одинаково независимо от пола. За регуляцию вербальной деятельности у мужчин отвечает левое полушарие, а правая гемисфера специализирует-

ся в образном, пространственном и аналоговом мышлении. У женщин речевые функции находятся во фронтальной части левого полушария, а также в немного меньшей по размеру части правого полушария, то есть в обеих гемисферах. Кроме того, еще одним, не менее важным фактором, определяющим различия в организации речевых функций в полушариях у мужчин и женщин, являются выявленные неврологами половые различия в организации мозолистого тела (этот орган служит для возможности обмена информацией между правым и левым полушариями). Данные различия были обнаружены в задней части мозолистого тела. У женщин размеры мозолистого тела больше, чем у мужчин (на 30% выше количество соединений между правой и левой гемисферами). Методом ядерного магнитного резонанса было установлено, что у женщин такие способности, как продуцирование слов, начинающихся на заданную букву, подбор нескольких слов одинакового значения, конструирование предложений, напрямую связаны с величиной задней части мозолистого тела, тогда как у мужчин успешность выполнения задач, которые требуют лексического решения, отрицательно коррелирует с полушарными различиями в речевых функциях, связанных с каудаль-ными речевыми зонами, а также размерами мозолистого тела. [Вольф, 2004].

Помимо этого, существуют данные, позволяющие утверждать, что различия когнитивных процессов у мужчин и женщин проявляются не только в успешности осуществления некоторых видов мыслительной деятельности, но и в стратегиях, на которых она базируется [Вольф, 2004].

Таким образом, факт разной выраженности функциональной асимметрии мозга, а также половые различия размеров некоторых областей мозолистого тела объясняют многие несовпадения и специфику когнитивных процессов мужчин и женщин, в том числе и вербальных.

Исходя из того, что различия в специализации мозга имеют ген-дерно детерминированный характер, а процессы порождения речи могут проявляться как прерывные и непрерывные, мы выдвинули предположение, что категории дискретность и континуальность могут специфичным образом отражаться в процессах порождения текста мужчинами и женщинами. Возможно, что мужчины склонны к большей континуальности и плавным, последовательным переходам в текстопорождении, так как регуляция вербальной деятельности у них осуществляется в одном полушарии. Е.И. Горошко отмечает, что «у мужчин нередко перед высказыванием происходит этап анализа, классификация, категоризация» [Горошко, 1996, с. 23], и это отражается в синтаксической структу-

ре предложений. Женщины намного реже склонны к последовательному анализу в мышлении и предпочитают выдавать информацию частями, также для них характерным является перескакивание с одной мысли на другую. [Горошко, 1996 с. 23]. Это также вполне объясняется нейрофизиологическими данными: у женщин речевые области расположены сразу в двух полушариях, поэтому механизмы вербальных функций могут перекрываться, что, в свою очередь, может вести к неоднородности и дискретности женского текста.

Мы попытались проверить данное предположение при помощи используемой в экспериментальной психолингвистике методики, которая связана с синтаксическим анализом предложения в процессе речепорож-дения, а именно: методика «заканчивания предложения» (sentence completion study) [Федорова, 2008, с. 5]. Смысл данной методики заключается в том, что испытуемым дается некоторая преамбула (предложение-стимул), которую им необходимо закончить первым, что придет в голову. Считается, что «время реакции отражает нагрузку на когнитивный аппарат» [Федорова, 2008, с. 6], которая возникает у человека во время анализа некоторого фрагмента языкового материала. Объектом анализа являются формальные маркеры отношений между текстом-стимулом и текстом-реакцией как репрезентанты категорий «дискретность» и «континуальность».

Таким образом, был проведен психолингвистический эксперимент, цель которого заключалась в обнаружении различий в стратегиях мужчин и женщин, по которым происходит разворачивание предложения-стимула. В эксперименте приняло участие 500 человек в возрасте от 16 до 40 лет: 250 мужчин и 250 женщин.

Необходимо отметить, что вышеописанная методика была частично модифицирована, так как в действительности информантам предлагалось в письменной форме не закончить, а продолжить стимульное предложение. Ограничений на объем (длину продолжения предложения) наложено не было, также участникам эксперимента не было сказано, как именно продолжить предложение-стимул (одним словом, одним предложением или несколькими предложениями). На написание отводилось 15 секунд, таким образом, мы пытались создать условия спонтанности продолжения предложения. В качестве предложения-стимула было взято предложение из рассказа К.Г. Паустовского «Прощание с летом»: Однажды ночью я проснулся от странного ощущения.

В результате эксперимента было получено 500 реакций: 250 мужских и 250 женских. Все продолжения предложения-стимула условно были разделены на дискретные и континуальные.

Континуальное продолжение предложения представляет собой такое продолжение, которое непрерывно связано с предложением-стимулом, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения счастья; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения в животе. В этом случае компонент продолжения выступает в качестве зависимого слова при синтаксической связи «управление» (может быть с предлогом или без предлога). Также к континуальным были отнесены продолжения, связь в которых с исходным предложением осуществляется посредством подчинительных и сочинительных союзов, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения, как будто часы перестали тикать, но вроде все в порядке, но чего-то не хватало; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения и дальше лег спать. В данных примерах союзы являются соединительным звеном, которое обеспечивает плавный, последовательный переход между предложением-стимулом и его продолжением.

Под дискретным продолжением предложения мы понимаем такое, в котором компонент продолжения не является связанным с исходным предложением формальными средствами связи, например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Было холодно и страшно; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Кто-то постучал в окно. Помимо этого, к дискретному типу мы отнесли предложения, которые характеризуются наличием формальной связи между предложением-стимулом и компонентом его продолжения, но в то же время эта связь является прерывной (выражается такими показателями, как местоимения, повторы слов), например, Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Я подумал, что проспал; Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. По мне кто-то ходит.

Характеристика по указанным параметрам отдельно просчитывалась для мужских и для женских продолжений предложения-стимула.

При обработке результатов эксперимента были использованы методы факторного, количественного и сопоставительного анализа, которые позволяют описать специфику проявления выбранных параметров мужских и женских мини-текстов.

Ниже представлен количественный анализ результатов эксперимента (см. табл. 1).

Параметры Мужские реакции Женские реакции

Дискретные продолжения предложения-стимула 141 (56,4%) 135 (54%)

Континуальные продолже- 109 115

ния предложения-стимула (43,6%) (46%)

Таблица 1. Результаты количественного анализа экспериментального исследования гендерной специфики порождения текста на материале спонтанных продолжений предложения с позиции категорий дискретность / континуальность

Таким образом, по результатам количественного анализа можно сделать вывод о том, что в условиях данного психолингвистического эксперимента спонтанные мужские и женские продолжения предложения-стимула не обнаружили каких-либо существенных различий по избранным для анализа критериям. Однако возможно, что полученный отрицательный результат может свидетельствовать о малозначительности формальных маркеров, реализующих категории дискретность и континуальность в тексте, для установления такого рода отличий. Кроме того, с нейрофизиологической точки зрения это объясняется тем, что при использовании различных стратегий для решения одних и тех же когнитивных задач, в том числе и вербальных, мужчины и женщины не всегда приходят к разным результатам на выходе. Применяемые ими различные стратегии способствуют оптимальному использованию особенностей организации нейросетей мозга, и таким образом достигается одинаковая продуктивность деятельности.

Литература

Вольф Н.В. Половой диморфизм функциональной организации мозга при обработке речевой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Wolf.htm

Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения : дис. ... канд. филол. наук. М., 1996.

Диброва Е.И. Квантовость и скважность как проявление речевого мышления // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2011. N° 3.

Звегинцев В.А. Язык и знание // Вопросы философии. 1982. № 1.

Кашкин В.Б. Функциональная типология (неопределенный артикль). Воронеж. ВГТУ, 2001.

Лосев А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления // Вопросы философии. 1998. № 8.

Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении // Бессознательное. Тбилиси, 1978.

Немировская А.В. Интегративный подход к переводу метафоры в художественном тексте // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. 2006. № 3.

Федорова О.В. Основы экспериментальной психолингвистики: принципы организации эксперимента. М., 2008.

Философский словарь. М., 1991.

Cassirer E. Le langage et la construction du monde des objects (1933) // Essais sur le langage. Présentés par Jean Claude Pariente. P., 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.