Научная статья на тему 'Газопровод «Запад Восток»: история реализации и перспективы'

Газопровод «Запад Восток»: история реализации и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1657
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Афанасьева Екатерина Алексеевна

1 октября 2005 г. Китай завершил строительство одного из ключевых проектов, значимых для всей энергетической системы страны, газопровода «Запад Восток». В данной статье рассматриваются предпосылки и этапы строительства газопровода, его роль в энергетическом балансе Китая, перспективы развития газового рынка Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gas pipe «West Ost»: history of its realization and perspectives

On 1st of October 2005 China finished construction of «West to East gas pipeline», one of key projects for its energy balance. In this article author describes preconditions and history of pipeline construction, its role in China's energy balance, future of Chinese gas market.

Текст научной работы на тему «Газопровод «Запад Восток»: история реализации и перспективы»

Е.А. Афанасьева

ГАЗОПРОВОД «ЗАПАД - ВОСТОК»:

ИСТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1 октября 2005 г. Китай завершил строительство одного из ключевых проектов, значимых для всей энергетической системы страны, - газопровода «Запад - Восток». В данной статье рассматриваются предпосылки и этапы строительства газопровода, его роль в энергетическом балансе Китая, перспективы развития газового рынка Китая.

Проведение политики реформ и открытости позволило Китаю сделать огромный скачок в развитии, успех Китая изучают многие экономисты мира, многие страны пытаются его повторить, но безрезультатно. Во многом этот успех связан с продуманной стратегией развития, когда Китай сначала пробовал модели экономического развития на выбранных территориях, потом распространял успешный опыт на следующие территории, тем самым накапливая и далее внедряя положительный опыт и избегая повторения отрицательного. В первые двадцать лет реформ Китай добился бурного развития своих восточных приморских областей, благоприятных для инвестирования капитала (ввиду обилия портовых городов и удобства транспортировки грузов), однако западные территории оставались отсталыми. В конечном итоге образовался огромный разрыв в уровне развития восточных и западных территорий, который мог привести к необратимым экономическим и социальным последствиям. Встал вопрос о развитии западных территорий.

Западные территории - это 12 провинций, площадь которых составляет более 60% территории Китая. Здесь богатые природные ресурсы, зачастую суровые климатические условия, хрупкая экосистема, неразвитая инфраструктура и отсталая экономика. Эти земли являются внутриматериковыми, поэтому применение предыдущих моделей роста к западным землям не может дать такого же результата, как в восточных провинциях. Необходима выработка абсолютно новой стратегии.

Этой стратегией стала принятая в марте 2000 г. «Стратегия широкомасштабного развития Запада», по которой Китай начинал предпринимать шаги по развитию западных земель, созданию современной инфраструктуры, привлечению иностранных инвестиций. На ближайшие годы официальным лозунгом экономического развития Китая стал «Стабильный Восток, развивающийся Запад».

Сложные климатические условия Китая определили и сложности экономического характера: развивающемуся гигантскими шагами Востоку Китая необходимы природные ресурсы, которыми он беден, экономически неразвитый Запад Китая богат полезными ископаемыми, но неспособен их переработать и страдает от нехватки водных ресурсов. Поэтому в основу политики освоения западных земель легли «Пять больших проектов»: это проект улучшения экологии Запада, строительство газопровода «Запад - Восток», проект переброски электроэнергии с Запада на Восток, строительство Цинхай-Тибетской железнодорожной ветки, проект отведения водных ресурсов с юга на север. Два из

пяти проектов уже реализованы (строительство газопровода «Запад - Восток» и Цинхай-Тибетской железной дороги). Остановимся подробнее на проекте газопровода «Запад - Восток», истории его реализации и вкладе в развитие Китая.

В 1998 г. в Таримском бассейне (Синьцзян-Уйгурский автономный округ) было открыто крупнейшее в стране месторождение природного газа. К началу 2000 г. здесь были подтверждены запасы в 200 млрд куб. м, которые могли обеспечивать ежегодную добычу в 10 млрд куб. м.

Необходимо отметить, что при всей экономической мощи Китая его энергетический баланс оставался крайне отсталым, так как более 60% потребности в энергоносителях покрывались за счет угля. В Китае не существовало общенациональной газотранспортной и газораспределительной сети, потребление газа носило региональный характер: газ потребляется на месте производства. Наиболее развитые районы Южного и Восточного Китая производили около 70% ВВП страны, а добывали лишь 30% газа, в то время как западные районы, дающие 12% ВВП, добывали 50% газа страны. Сбыт газа находится под жестким контролем государства, подавляющая его часть (60%) используется для производства удобрений, около 25% направляется в нефтехимическую промышленность и 13% потребляется коммунальным сектором [3]. Поэтому в свете открытия газовых месторождений очень логичным выглядело строительство магистрального газопровода, ставшего бы своеобразным «скелетом» национальной энергетики и производства полимеров. Причем в дальнейшем китайская компания «Ре1;оСЫпа» планировала осуществить еще три газопроводных проекта общей стоимостью 6 млрд долл. К магистральной линии «Восток - Запад» должны будут подключены линии газопроводов из провинций Цинхай, Внутренняя Монголия, Шэньси и др. [3]. Планировалось, что к 2010 г. газ дойдет до всех крупных потребителей, что создаст предпосылку для отказа от сжигания угля и мазута.

Однако строительство подобного газопровода длиной в 4200 км, проходящего по районам с труднодоступными географическими условиями, - непростая задача для любого государства. Китай мог и самостоятельно реализовать этот проект. Но скорее всего на первоначальном этапе китайское правительство полагало, что привлечение всемирно известных иностранных компаний, обладающих богатым опытом, может гарантировать успех проекта.

Уже в конце 2000 г. китайская сторона начала переговоры с различными компаниями об их участии в строительстве и эксплуатации газопровода, который бы

соединил Таримское месторождение в Синьцзяне с восточными провинциями Китая. Газопровод протяженностью 4167 км, диаметром 40 дюймов (1 м), должен был соединить 15 крупных городов и закончиться в районе Шанхая.

В феврале 2001 г. правительство обнародовало информацию о том, что 19 иностранных компаний собираются принять участие в строительстве газопровода «Запад - Восток». Среди них такие компании, как «BP Amoco», «Royal Dutch/Shell», «TotalFinaElf» и др.

В декабре 2001 г. победителями тендера на строительство газопровода стали «Royal/Dutch Shell» и «Газпром», затем к ним присоединилась «Exxon Mobil».

4 июля 2002 г. «Royal/Dutch Shell», «Exxon Mobil», «Газпром», «Sinopec» и «PetoChina» подписали в Пекине рамочное соглашение об участии в проекте строительства газопровода «Запад - Восток». В соответствии с соглашением иностранные компании должны были создать два консорциума, первый из которых получил бы 45% в газотранспортной компании, которая инвестировала бы в строительство газопровода (каждая из компаний получала по 15% акций), а затем транспортировала бы по нему газ. Второй - в совместной компании по продаже газа. Доля «PetroChina» в обоих предприятиях должна была составить 50%, а оставшиеся 50% должна была получить крупнейшая китайская нефтехимическая корпорация «Sinopec» [9]. В дальнейшем стороны намеревались подписать договор на 46 лет о строительстве и эксплуатации газопровода.

В июле 2002 г. китайская сторона, параллельно с переговорами, начала самостоятельно строить газопровод. Несмотря на то, что реализацией проекта строительства газопровода «Восток-Запад» занималась китайская компания «Sinopec» (владевшая 50% акций), строительство газопровода подобного масштаба, разумеется, не было проектом уровня компаний, китайское правительство играло решающую роль в реализации проекта, и именно правительство определяло степень участия иностранного капитала.

Проект «Восток - Запад» состоял из трех частей: разведка и подтверждение запасов газа, строительство и управление газопроводом и снабжение газом. Стоимость трех частей - 3,5 млрд долл., 6 млрд долл. и 8,4 млрд долл. соответственно. Из трех этапов наиболее выгодным (по критерию прибыльности вложений) являются разведка и подтверждение запасов газа, вторым по выгодности - снабжение газом конечных потребителей. Однако в эти сферы иностранный капитал допускать планировали в небольшом объеме, стремясь ограничить иностранное участие лишь строительством и управлением газопровода. Доля иностранного капитала в первой части проекта не могла превышать 30%,

о приобретении контрольного пакета акций третьей части также не могло быть речи. Однако представители компании «Royal/Dutch Shell» считали, что совместная реализация проекта подразумевает совместное участие во всех трех его частях [8]. Не получив возможностей полноправного участия в других частях проекта, иностранные инвесторы выдвинули предложение о гарантиях нормы рентабельности газопровода на уровне 15%, однако китайская сторона настаивала на том, что «любые инвестиции предполагают риски», и отказа-

лась предоставлять подобные гарантии. Также китайская сторона долго не предоставляла данные о цене на газ для различных категорий потребителей, что не позволяло иностранным партнерам рассчитать экономическую выгоду проекта.

Еще одним из важных моментов, который так и не удалось разрешить, стал вопрос об обеспечении загрузки газопровода. На 2003 г. подтвержденные запасы газа Таримского месторождения составляли 372,5 млрд куб. м, при добыче и транспортировке 12 млрд куб. м газа в год месторождение могло обеспечить только 30 лет работы газопровода. О том, что будет с проектом в дальнейшем, китайская сторона не могла или не хотела говорить.

Первые сообщения о разногласиях в позициях сторон появились в сентябре 2003 г., к началу 2004 г. стало понятно, что переговоры зашли в тупик. Российский Газпром и американский «Exxon Mobil» объявили о выходе из проекта. В августе 2004 г. «PetroChina» приостановила действие рамочного соглашения, переговоры с «Shell», последней иностранной компанией, закончились провалом.

Выход иностранных компаний из проекта был опасен из-за ряда рисков экономического и технического характера - загрузка газопровода (12 млрд куб. м в год) должна обеспечиваться газом с нескольких месторождений: это Таримское месторождение в Синьцзяне и Чанцинское месторождение в провинции Шаньси.

По некоторым данным, к 2004 г. подтвержденные запасы газа для обеспечения загрузки газопровода «Запад - Восток» увеличились до 676,2 млрд куб. м, однако среди подтвержденных ресурсов существуют газовые месторождения, характеризующиеся сложными условиями добычи. К таким месторождениям относится «Кэла № 2», запасы которого оцениваются в 379 млрд куб. м газа и которое располагается на северной границе пустыни Такламакан.

Месторождение является одним из главных для снабжения газопровода, однако газ в нем находится под слишком высоким давлением и залегает очень глубоко. Китай не обладает опытом разработки подобных месторождений, поэтому изначально предполагалось, что участие в ней примут западные компании. Но с выходом компаний из проекта китайским специалистам придется разрешать существующие технические проблемы самостоятельно, что может затормозить реализацию проекта, так как по планам это месторождение должно давать 1,2 млрд куб. м газа в год (или 10% от транспортной способности газопровода) [7].

Еще одна проблема связана со сбытом газа. Газ довольно сложно хранить, поэтому перед пуском газопровода необходимо изучить рынок и заключить соглашения о продаже газа покупателям.

По программе развития правительства Китая предполагается увеличение годового потребления газа более чем на 60 млрд куб. м уже через 10 лет. В 2001 г. страна потребляла около 25 млрд куб. м газа в год [5]. Вместе со строительством газопровода китайское правительство запланировало постепенный переход на более экологически безопасное топливо для электрических станций - газ. Для перехода на новый источник сырья в восточной части Китая необходимо строительство 10 электрических станций. Планирова-

лось, что 40% газа газопровода «Запад - Восток» будут потреблять электрические станции, однако к 2004 г. не было начато строительство ни одной из них. В июле 2004 г. был одобрен проект строительства одной из станций - Чжунюаньской газовой электростанции (провинция Хэнань), строительство должно было завершиться через 18 месяцев, ее мощность будет составлять 700 МВт, объем инвестиций в проект - 280 млн долл. Еще один проект строительства газовой электростанции - станция Баньшань (г. Ханчжоу), инвестиции составят 490 млн долл. Мощность запланированной станции - 1170 МВт, ввод в эксплуатацию планируется в конце 2006 г. [7]. К концу 2004 г. были заключены договоры на поставку лишь 5% газа газопровода «Запад - Восток», большинство из заказчиков - потребители бытового газа.

Еще одним неоднозначным моментом в проекте строительства газопровода «Запад - Восток» является

Однако подобная цена на газ является неконкурентоспособной на рынке Китая: например, в 2004 г. цена на газ, добываемый в морской зоне на востоке Китая для Шанхайских промышленных предприятий, составляла 0,11 $, а цена на газ, получаемый из угля, - 0,11— 0,12 $ [7]. Высока конкуренция и со стороны сжиженного газа, поставляемого по экспортным контрактам, поэтому очень вероятно, что потребители будут сбивать цены на газ газопровода «Запад — Восток», что уменьшит прибыть компании PetroChina и снизит окупаемость проекта.

Кроме газопровода «Запад — Восток» существуют и другие каналы поступления газа на китайский рынок. Географически их можно разделить на «восток», «север», «юг» и «запад». «Восток» — в Восточно-китайском море начата разработка газового месторождения Чунь-сяо, которое поставляет на китайский рынок 3,1 млрд куб. м в год, еще одно месторождение — Пинху — будет способно поставлять 600—700 млн куб. м в год. Однако эти объемы, конечно же, не могут конкурировать с объемами поставок газопровода «Запад — Восток».

«Север» — сохраняется возможность транспортировки газа с российского Ковыктинского месторождения до китайского Дацина. И хотя пока проект не вступил в стадию строительства, вероятность его осуществления велика.

«Юг» — это импорт сжиженного газа. В 2005 г. объем импортируемого газа, транспортируемого по морю на юг Китая, достиг 3,2 млн т, по прогнозам, к 2010 г. он может возрасти до 19 млн т [7]. Жидкий газ поступает в основном из Индонезии, в провинции Фуцзянь строится терминал для приема жидкого газа и транспортная сеть для приема 5 млн т индонезийского газа в год. Вместе с этим проектом в соседних провинциях сооружаются три электростанции — потребители газа. Планируется, что проект будет полностью завершен в 2009 г.

«Запад» — проект строительства газопровода из Казахстана в Синьцзян для соединения его с газопрово-

цена на газ. Хотя правительство в официальных источниках информации утверждает, что цена газа газопровода будет ниже импортного газа или газа из восточных провинций, рыночная ситуация говорит об обратном.

По расчетам, заложенным в системе оценки газа газопровода «Запад - Восток», цена газа на выходе из скважины составляет 0,06 долл./куб. м, стоимость транспортировки (включая плату за хранение газа) -около 0,10 долл./куб. м. В соответствии с принципом чем дальше производится транспортировка, тем больше цена на газ, средняя цена на газ в различных провинциях составит: Хэнань - 0,14 $, Аньхой - 0,15 $, Цзянсу - 0,15 $, Чжэцзян - 0,16 $, Шанхай - 0,16 $ за куб. м [2].

Газ для потребителей будет делиться на 3 основных категории: 1) бытовой газ, 2) газ для выработки электричества электростанциями и 3) газ для использования в промышленности.

дом «Запад - Восток». 15 декабря 2005 г. состоялся пуск нефтепровода Атасу-Алашанькоу. Общая протяженность нефтепровода 988 км, проектная пропускная способность - 10 млн т в год на первом этапе с возможностью увеличения до 20 млн т на втором этапе реализации проекта. Строительством нефтепровода занималась совместная проектная компания ТОО Казахстанско-китайский трубопровод, учредителями которой стали крупнейшая нефтетранспортная компания Казахстана АО КазТрансОйл и Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа. По планам, коммерческая транспортировка нефти по нефте проводу должна начаться с середины 2006 г. [6]. Нефтепровод стал первым, позволяющим Казахстану транспортировать нефть в обход России.

Строительство и пуск этого нефтепровода стали важным шагом в развитии сотрудничества между Китаем и Казахстаном в области энергетики, вскоре последовали следующие шаги в этом направлении -в начале апреля во время визита в КНР Президента Туркменистана Сапармурата Ниязова было подписано соглашение о поставках в Китай туркменского газа в объеме 30 млрд куб. м ежегодно. Согласно подписанному туркмено-китайскому документу Китай берет на себя обязательство провести консультации с правительствами «транзитных стран» по вопросу о «взаимовыгодных условиях» транзита природного газа через их территории. Строительство этого газопровода - реально осуществимый проект, особенно учитывая стратегию китайского правительства в отношении газопровода «Запад - Восток», предполагающую приоритет сотрудничества Китая с центрально-азиатскими странами и Россией в области покупки и транспортировки их углеводородных ресурсов [4].

Остается и вероятность транспортировки российского газа через российско-китайскую границу на отрезке между Казахстаном и Монголией. Там трубопровод «Востокгазпрома» уже достиг Горно-Алтайска и до

Категория топлива Цена на газ (долл. США за 1 куб. м)

Бытовой газ 0,14—0,18

Газ для электростанций 0,13—0,15

Газ для промышленности 0,13—0,16

1З7

соединения с трассой транскитайской трубы осталось около 500 км [3]. Однако газопровод придется тянуть по высокогорным районам, что в несколько раз увеличит его стоимость и затруднит обслуживание.

1 октября 2005 г. состоялась церемония пуска газопровода «Запад - Восток». Проект был осуществлен, несмотря на выход из него иностранных компаний и невзирая на его сомнительную экономическую выгоду. Строительство газопровода имеет стратегические цели, главные из них - газификация страны и развитие отсталых западных территорий. По мнению китайских экспертов, газопровод позволил Китаю к 2004 г. увеличить долю газа в общем потреблении энергии с 2 до 4% [1]. И несмотря на неясную ситуацию с экономической выгодностью проекта, он является опорной точкой в построении системы газоснабжения на государственном уровне. Очень вероятно, что Китай не смог договориться с западными компаниями об их участии в строительстве и эксплуатации газопровода именно по причине его стратегической значимости. Поэтому китайцы не хотели отдавать западным инвесторам хоть и минимальные возможности контроля над газопроводом.

Что касается газового рынка Китая, пока еще он не приобрел окончательных очертаний, и в данный момент сложно предсказать его структуру, однако можно с уверенностью говорить, что проекты поставок газа в Китай не будут конкурировать между собой. Китай бурно развивается, и экологическая, экономическая ситуации заставляют его перейти на более экологически безопасные источники энергии, в первую очередь электрическую. Однако нельзя забывать и о промышленном использовании газа, которое имеет большие перспективы в сфере производства полимеров.

Можно констатировать, что в настоящее время мы имеем возможность наблюдать за стратегическим строительством - развитием ресурсного потенциала западных провинций, с одной стороны, и качественным переоборудованием восточных провинций - с другой. Строительство газопровода «Запад - Восток», несомненно, было важным шагом в развитии энергетической системы Китая, но далеко не последним проектом. Скорее, он стал основой, каркасом системы газоснабжения и открыл для Китая новые возможности для развития энергетики и химической промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Foreign Firms Bid for China’s Huge Gas Pipeline Project // AFP. Режим доступа: http://www.uyghurinfo.com - дата посещения 14.02.2001.

2. http://www.cctv.com/news/china/20030917/101113.shtml - дата посещения 17.09.2003.

3. Бражников М., Кривоногое В. Плюс газификация всей страны // Континент. № 15 (77). Режим доступа: http://www.continent.kz - дата посе-

щения 24 июля - 20 августа 2002.

4. Главная артерия энергетической сети Китая - газопровод «Запад - Восток». Режим доступа: http://www.chinapipe.net/gas/display.

asp?gas_id=450 - дата посещения 16.06.2006.

5. Губенко О. Нужда заставила. Китайцы согласились на европейское участие в газовом проекте века // Известия. 2001. 22 авг.

6. Казахстан открывает нефтепровод в Китай. Режим доступа: http://www.polit.ru/news/2005/12/15/Kazchina.html - дата посещения 15.12.2005.

7. Лу Бинь. Иностранные компании вышли из проекта строительства газопровода «Запад - Восток», Синопек в одиночестве осталась на дороге,

полной трудностей. Режим доступа: http://column.bokee.com/40674.html - дата посещения 15.08.2004.

8. Сюнь Ли. Превосходные переговоры с иностранными инвесторами об участии в строительстве газопровода «Запад - Восток» // Еженедель-

ник «Саньлянь Шэнхо». Режим доступа: http://www.chinafiw.com/e_m/system/mysystem.asp?treeid=390&trans_infoid=55953 - дата посещения 19.08.2004.

9. «Утка» по-пекински. Китай угрожает самостоятельно построить газопровод «Восток - Запад» // Время новостей. Режим доступа: http://rus-

china.centro.ru/press/141803.htm - дата посещения 13.08.2003.

Статья представлена кафедрой мировой политики исторического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию редакцию «Исторические науки» 25 августа 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.