Научная статья на тему 'Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России'

Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1658
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВИД ТУРИЗМА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / TOURISM / CULINARY TOURISM / DEVELOPMENT OF THE REGIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нехаева Наталья Евгеньевна, Терехова Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития гастрономического туризма, который может стать основой для развития регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GASTRONOMIC TOURISM AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF THE DEVELOPMENT IN REGIONS OF RUSSIA

The article considers the theoretical aspects of the development of gastronomic tourism, which could become the basis for the development of regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Гастрономический туризм как перспективное направление развития регионов России»

СибЛК

www. sibac. info

Естественные и математические науки в современном мире

№ 9 (33), 2015 г

СЕКЦИЯ 4.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

4.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Нехаева Наталья Евгеньевна

канд. геогр. наук, доцент кафедры международного и регионального туризма Мордовского государственного университета

им. Н.П. Огарёва, РФ, г. Саранск Е-mail: nne@bk.ru

Терехова Юлия Сергеевна

аспирант кафедры международного и регионального туризма Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва,

РФ, г. Саранск Е-mail: mkt2018@yandex.ru

82

Естественные и математические науки в современном мире № 9 (33), 2015 г.

СибАК

www. sibac info

GASTRONOMIC TOURISM AS A PERSPECTIVE DIRECTION OF THE DEVELOPMENT IN REGIONS OF RUSSIA

Natalia Nekhaeva

candidate of geographical science, associated professor of International and Regional Tourism Chair Mordovia State University named after N.P. Ogaryov,

Russia, Saransk

Julia Terekhova

post graduate student of International and Regional Tourism Chair Mordovia State University named after N.P. Ogaryov,

Russia, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются теоретические аспекты развития гастрономического туризма, который может стать основой для развития регионов России.

ABSTRACT

The article considers the theoretical aspects of the development of gastronomic tourism, which could become the basis for the development of regions of Russia.

Ключевые слова: туризм; гастрономический туризм; вид

туризма; развитие регионов.

Keywords: tourism; culinary tourism; tourism; development of the regions.

Гастрономический туризм — новое направление развития мирового туризма, которое может являться одним из возможных направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства, культурного наследия и фактором устойчивого развития территорий [3].

Цель гастрономических туров — познакомиться с особенностями кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество продуктов. Важно узнать особенности местной рецептуры, которая веками вбирала в себя традиции и обычаи местных жителей, их культуру приготовления

83

СибЛК

www. sibac. info

Естественные и математические науки в современном мире

№ 9 (33), 2015 г

пищи. Гастрономическое путешествие называют «палитрой, с помощью которой турист может нарисовать свое представление о той или иной стране. Еда приоткрывает тайну духа народа, помогает понять его менталитет» [ 1 ].

Итак, гастрономический туризм — это поездка для ознакомления с особенностями национальной кухни страны, кулинарными традициями, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний.

Появлению и развитию гастрономического туризма способствовало несколько факторов:

• потребность в пище относится к физиологическим потребностям, необходимым для выживания индивида и является первичной потребностью человека (по А. Маслоу);

• рост доходов населения и увеличение затрат на питание и отдых;

• питание — неотъемлемая часть индустрии гостеприимства;

• обеспокоенность населения проблемами экологичности и качества продуктов питания;

• приобретение мировой известности шеф-поварами лучших ресторанов на волне моды на ресторанные бренды;

• рост популярности телевизионных кулинарных шоу и программ;

• доступность и привычность посещения ресторанов для части населения, искушенной в вопросах питания;

• осознание предприятиями питания и туристскими организациями огромного потенциала и прибыльности гастрономического туризма в мире.

Туроператоры все чаще отмечают, что люди выбирают места для отдыха не по числу пляжей или памятников истории, а, в том числе, оценивая гастрономическую привлекательность страны. Популярными странами данного направления традиционно стали европейские государства и азиатские страны, такие как Индия, Т аиланд, Япония, Китай.

Гастрономические туристы представлены следующими категориями населения:

• туристы, желающие приобщиться к стране через ее национальную кухню;

• туристы-гурманы;

• туристы, которые используют данную поездку в целях обучения или повышения своих профессиональных навыков (рестораторы, сомелье, дегустаторы, ресторанные критики);

84

Естественные и математические науки в современном мире № 9 (33), 2015 г.

СибАК

www. sibac info

• представители туристских компании, заинтересованные в организации собственных гастротуров или изучении данного направления туризма [2].

Гастрономический тур как услуга — это нечто большее, чем просто путешествие, поскольку он является хорошо продуманным комплексом мероприятий для дегустации традиционных в определенной местности блюд, а также отдельных ингредиентов, не встречающихся больше нигде в мире, имеющих особый вкус.

Гастрономические туры обычно рассчитаны на 6—8 дней. Причем в тур может быть включено не только посещение лучших ресторанов, но и участие в технологии приготовления блюд, традиционном празднике с культурной программой, экскурсии на предприятия, а также посещение кулинарных и винных курсов.

Для организации гастрономического тура следуют правильно поставить цели и задачи, определить ресурсы и возможности той или иной территории. От этого будет меняться концепция разработанного тура, объекты показа и форма работы с туристами на маршруте.

Во-первых, интерес организаторов и туристов вызывает заданная территория, на которой имеется пищевое сырье для гастрономического тура. Во-вторых, внимание туристов может привлечь переработка этого сырья, т. е. технологии, применяющиеся на предприятиях по производству конечного продукта. В-третьих, необходимо организовать дегустацию полученного продукта, которая является одной из самых популярных форм работы с экскурсантами. В-четвертых, желательно наличие точки продажи для приобретения данного продукта для личного употребления и в качестве сувенира.

Одной из форм работы является музей при предприятии или отдельно стоящий музейный комплекс, рассказывающий об истории изготовления продукта, совершенствовании технологий сбора и переработки сырья. Плюсом является наличие площадки с возможностью проведения мастер-классов, дегустаций и тематических праздников.

Так как данный вид туризма имеет общие черты с другими видами, гастрономический туризм может быть частью комплексного тура или же обладать некоторыми признаками других видов туризма, по которым можно провести классификацию:

• сельский («зеленый) гастрономический туризм;

• деловой (городской) гастрономический туризм;

• событийный (фестивальный) гастрономический туризм;

• культурно-познавательный гастрономический туризм.

Сельский гастрономический туризм напрямую связан с агротуризмом. Во время таких туров люди находятся в естественной

85

СибЛК

www. sibac. info

Естественные и математические науки в современном мире

№ 9 (33), 2015 г

природной среде, познают сельскую культуру и быт, стараются изолироваться от современного мира и стремятся жить, как их предки: занимаются собирательством, живут без особых удобств, помогают фермерам заниматься сельскохозяйственными работами и употребляют в пищу экологически чистые продукты. Во время деловых поездок посещаются фабрики, цеха на заводах, знаменитые предприятия питания и «ресторанные цепи», проводятся презентации новых брендов и блюд, мастер-классы.

Событийный или фестивальный гастрономический тур имеет своей целью посещение конкретного события или гастрономического фестиваля, которые периодически проводятся по всему миру и имеют огромную популярность. Например, сентябрь — время Устричного фестиваля в Ирландии и Октоберфеста в Мюнхене, в июле традиционно проходит праздник испанской национальной еды Сан-Фермин и Бонтон — фестиваль тунца в Италии, а в ноябре во Франции — Божоле Нуво — праздник молодого вина и фестиваль белых трюфелей в Сан-Миниато.

Понятие «культурно-познавательный гастрономический туризм» достаточно абстрактное, так как в данном случае речь идет о комбинированном туре. Это может быть поездка в страну с богатыми кулинарными традициями, знакомство с ее достопримечательностями, включая и особенности кухни во время обедов с элементами национальной кухни.

Можно говорить о роли продовольствия в туризме на разных этапах путешествия:

• предварительное посещение (Pre-Visit): еда из региона потребляется дома, перед поездкой в качестве пробы;

• путешествия до места назначения: во время этой фазы, местные продукты встречаются на пути к месту назначения, например, в самолетах, поездах, иных точках питания по дороге;

• в пункте назначения: это основной этап гастрономического тура, который состоит из дегустации, изучения кулинарии и опыта в месте назначения;

• путешествия от места назначения;

• после посещения (Post-Visit): этот этап состоит из потребления и кулинарного впечатления от еды, после возвращения из места назначения [2].

Каждый кулинарный опыт является воспоминанием о месте назначения, каждый запах и вкус укрепляет и восстанавливает воспоминания о поездке. Пища и место связываются между собой, формируя основу, которая включена в современное развитие эконо-

86

Естественные и математические науки в современном мире № 9 (33), 2015 г.

СибАК

www. sibac info

мики впечатлении, и дает возможность увидеть новый вариант использования территории или среды.

Развитие гастрономического туризма может быть перспективным направлением для тех регионов России, которые не обладают значительными туристскими ресурсами, но, при этом, на этих территориях могут быть уникальные этнические особенности, в основе которых может быть знакомство с блюдами национальной кухни. В этом случае турист будет рассматривать местную кухню как способ лучше познакомиться с обычаями, традициями и культурой этого народа [4]. Таким образом, гастрономический туризм может стать основой для развития туризма во многих национальных регионах России.

Список литературы:

1. Гастрономический туризм [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.gastrotur.ru/gastronomicheskiy-turizm.

2. Гордин В.Э. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Коллективная монография / В.Э. Гордин, Ю.Г. Трабская. — СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2014. — 208 с.

3. Железова О.Р. Этнический гастрономический туризм, его роль

в сохранении национальной культуры и самобытности народов /

О.Р. Железова // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 855—858.

4. Жулина М.А. Приоритетные виды развития туризма в Республике

Мордовия / М.А. Жулина, Н.Е. Нехаева, Н.А. Емельянова, Н.Ю. Прасалова, С.В. Сарайкина // Известия Смоленского государственного университета, Смоленск, — 2011. — № 4 (16). — С. 47—55.

87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.