Научная статья на тему 'Гармонизация промышленной и торговой политики автомобильной корпорации'

Гармонизация промышленной и торговой политики автомобильной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / TRADE POLICY / АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / AUTOMOBILE CORPORATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / МЕТОД / METHOD / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаркова Татьяна Александровна

В статье представлены результаты сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта формирования и реализации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации, а также рекомендации по выбору наиболее эффективных методов их гармонизации. Охарактеризованы методы гармонизации, используемые автомобильными корпорациями США, Германии, Франции, Японии и России. Определены цели гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций по составляющим этих политик. Определены показатели гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций, характеризующие степень согласованности целей производственно-технологической, инфраструктурно-сервисной, финансово-инвести-ционной и организационно-управ-ленческой составляющих этих политик, а также условия эффективности торгово-промышленной политики автомобильной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жаркова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the comparative analysis of foreign and domestic experience of formation and realization of an industrial and trade policy of automobile corporation, and also the recommendation about a choice of the most effective methods of their harmonization are presented in article. The harmonization methods used by automobile corporations of the USA, Germany, France, Japan and Russia are presented. Definite purposes of harmonization of an industrial and trade policy of automobile corporations on components of these the politician. The indicators of harmonization of an industrial and trade policy of automobile corporations characterizing degree of coherence of the purposes of production and technological, infrastructure and service, financial and investment and organizational and administrative components of these the politician, and also conditions of efficiency of commerce and industry policy of automobile corporation are defined.

Текст научной работы на тему «Гармонизация промышленной и торговой политики автомобильной корпорации»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Жаркова Татьяна Александровна

соискатель ФГБНИУ СОПС, Советник Президента ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК». Адрес: ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил», 117997, ГСП-7, Москва, ул. Вавилова, д. 7; ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК», 109004, Москва, ул. Земляной Вал, 59, стр. 2. E-mail: t.zharkova@globexbank.ru

В статье представлены результаты сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта формирования и реализации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации, а также рекомендации по выбору наиболее эффективных методов их гармонизации. Охарактеризованы методы гармонизации, используемые автомобильными корпорациями США, Германии, Франции, Японии и России. Определены цели гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций по составляющим этих политик. Определены показатели гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций, характеризующие степень согласованности целей производственно-технологической, инфраструктурно-сервисной, финансово-инвести-

ционной и организационно-управленческой составляющих этих политик, а также условия эффективности торгово-промышленной политики автомобильной корпорации.

HARMONIZATION OF THE INDUSTRIAL AND TRADE POLICY OF AUTOMOBILE CORPORATION

Zharkova, Tatyana A.

Candidate of the Council for the Study of Productive Forces, Adviser to the President of GLOBEKSBANK Address: Council for the Study of Productive Forces, 7 Vavilov St., Moscow, 117997, GSP-7, Russian Federation; GLOBEKSBANK, 2 Building 2, 59 Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, Russian Federation. E-mail: t.zharkova@globexbank.ru\

Results of the comparative analysis of foreign and domestic experience of formation and realization of an industrial and trade policy of automobile corporation, and also the recommendation about a choice of the most effective methods of their harmonization are presented in article. The harmonization methods used by automobile corporations of the USA, Germany, France, Japan and Russia are presented. Definite purposes of harmonization of an industrial and trade policy of automobile corporations on components of these the politician. The indicators of harmonization of an industrial and trade policy of automobile corporations characterizing degree of coherence of the purposes of production and technological, infrastructure and service, financial and investment and organizational and administrative components of these the politician, and also conditions of efficiency of commerce and industry policy of automobile corporation are defined.

Ключевые слова: промышленная по- Keywords: industrial policy, trade

литика, торговая политика, автомо- policy, automobile corporation,

бильная корпорация, гармонизация, harmonization, method, indicator. метод, показатель.

Устойчивое экономическое развитие автомобильной корпорации определяется уровнем гармонизации ее промышленной и торговой политики по совокупности целей их производственно-технологической, инфра-структурно-сервисной, финансово-инвестиционной и организационно-управленческой составляющих. В условиях гармонизации промышленная и торговая политики объединяются в торгово-промышленную политику, эффективная реализация мероприятий которой обеспечивает повышение экономической устойчивости развития автомобильной корпорации, а также позитивную динамику промышленного производства и торговли на основе достижения баланса себестоимости, издержек и прибыли автомобильной корпорации. Поэтому для выбора наиболее эффективных методов и коэффициентов гармонизации в первую очередь необходимо обратиться к изучению отечественного и зарубежного опыта.

Анализ промышленной и торговой политики автомобильных корпораций США, Германии, Франции и Японии и таких ключевых корпораций России, как «Группа ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», АМО «ЗИЛ», ОАО «КамАЗ», показал особенности их формирования, а также используемые методы гармонизации (табл. 1). На основе сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта формирования и реализации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации возможен выбор наиболее эффективных методов их гармонизации. В целом использование тех или иных методов гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации связано с общим государственным подходом к отраслевому регулированию национальной экономики и может изменяться в зависимости от складывающейся и прогнозируемой ситуации в отраслях промышленности страны.

Понимание методов позволяет осуществить отбор критериев гармонизации, характеризующих степень согласованности целей производственно-технологической, инфраструктурно-сервисной, финансово-инвестиционной и организационно-управленческой составляющих промышленной и торговой политики, а также условия эффективности торговой и промышленной политики автомобильной корпорации.

Система показателей гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации формируется для того, чтобы сделать возможным представление характеристик уровня решения всех поставленных общих и частных целей и задач деятельности по отношению ко

всем структурным подразделениям корпорации, участвующим в производстве и продвижении автомобильной техники. Здесь обязательно должно выполняться требование по обеспечению внутреннего единства показателей гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации, их соподчиненности между собой.

Таблица 1

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций

Страна и корпорации Используемые методы гармонизации

США «Форд», «Дженерал моторс», «Крайслер» - латеральный маркетинг; - моделирование согласованных производственных процессов и процессов продвижения автомобильной техники

Германия «Даймлер-Крайслер», «БМВ», «Фольксваген» - моделирование согласованных производственных процессов и процессов продвижения автомобильной техники; - разработка системы планов обеспечения торговых и производственных инноваций и инвестиций для гармонизации промышленной и торговой политики корпораций

Франция «Рено», «Пежо», «Ситроен» - обеспечение ускоренного инновационного развития производственных и торговых процессов автомобильной корпорации; - разработка системы планов обеспечения торговых и производственных инноваций и инвестиций для гармонизации промышленной и торговой политики корпораций

Япония «Тойота Мотор», «Ниссан Мотор», «Хонда Мотор», «Мицубиси Моторс» - обеспечение ускоренного инновационного развития производственных и торговых процессов автомобильной корпорации; - организационное проектирование и формирование развитой корпоративной культуры обеспечения результативности гармонизации политик; - повышение уровня инвестиционной восприимчивости автомобильной корпорации при ресурсных вложениях в мероприятия по гармонизации политик

Россия «Группа ГАЗ», ОАО «АвтоВАЗ», АМО «ЗИЛ», ОАО «КамАЗ» - обеспечение рациональных взаимодействий автомобильной корпорации с органами государственного управления и общественными институтами по вопросам проведения гармонизации промышленной и торговой политик; - латеральный маркетинг

Прежде всего нужно рассчитать коэффициенты гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации по их составляющим: производственно-технологической, инфраструктурно-сервисной, финансово-инвестиционной, организационно-управленческой (табл. 2).

Таблица 2

Цели гармонизации промышленной и торговой политики автомобильных корпораций

Составляющая политики Цели промышленной политики Цели торговой политики

Производственно-технологическая - обеспечение высокого уровня конкурентоспособности автомобильной корпорации в целом; - обеспечение высокого уровня конкурентоспособности производимой автомобильной техники по ее разновидностям - эффективное применение производственных и маркетинговых инноваций при изготовлении и продвижении автомобильной техники; - ориентация на обновление производственных и маркетинговых инноваций при изготовлении и продвижении автомобильной техники

Инфраструктурно-сервисная - обеспечение высокого уровня согласованности и соподчиненно-сти инфраструктурных интересов участников автомобильной корпорации; - достижение требуемого уровня социально-экономической эффективности сервисного обслуживания производственной и торговой деятельности корпорации - обеспечение экологической и экономической безопасности, достижение высокого уровня устойчивости деятельности автомобильной корпорации; - поиск новых форм интеграции, разработки и реализации совместных государственно-частных проектов автомобильной корпорацией для диверсификации и дифференциации направлений своей производственной и торговой деятельности

Финансово-инвестиционная - максимально возможное использование экономического потенциала автомобильной корпорации; - обеспечение рационального решения вопросов ресурсного обеспечения проектов модернизации производственной и торговой деятельности автомобильной корпорации - обеспечение повышения уровня прибыльности автомобильной корпорации; - обеспечение понижения уровня дебиторской задолженности в рамках осуществления рациональных взаимодействий автомобильной корпорации с ее партнерами

Организационно -управленческая - обеспечение повышения уровня социальной ответственности корпорации перед государством, обществом, потребителями автомобильной техники; - обеспечение гармонизации всего комплекса социальных отношений в автомобильной корпорации - обеспечение укрепления положения автомобильной корпорации на рынке достижением определенной желаемой доли локального рынка автомобильной техники и объема продаж; - обеспечение снижения уровня текучести работников и повышение уровня удовлетворенности трудом работников автомобильной корпорации

Следует также отметить, что постоянно обновляемая и совершенствуемая система показателей и нормативов гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации должна находиться в банке информационных данных корпорации и рационально обрабатываться на основе применения компьютерных технологий для обеспечения эффективного использования результатов работы экспертов - спе-

циалистов по вопросам моделирования рассматриваемых политик корпорации в условиях меняющейся рыночной среды [1].

После определения целей проводится экспертная оценка их гармонизации. Каждому эксперту выдается анкета-матрица. В клетках методом парных сравнений эксперт должен проставить степень гармонизации целей: внутри каждой составляющей одной политики; между составляющими одной политики; между составляющими двух политик. При этом следует учитывать фактор множественности коэффициентов (целей) гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации, в результате чего следует отбирать только важные, связанные со стратегией или программой перспективного развития корпорации. Число экспертов, как правило, 5-7 человек, это должны быть специалисты по профильной политике и ее составляющим. Коэффициент гармонизации будет равна 1,0, если цели полностью гармонизированы, и равна 0,0, если цели производственной и торговой деятельности автомобильной корпорации не гармонизированы. Если цели частично гармонизированы, коэффициент гармонизации будет находиться в интервале от 0,0 до 1,0. Коэффициент гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации будет принимать гармонические значения только в интервале [0,8; 1,0] - это значения с наибольшей согласованностью целей. В интервале [0,0; 0,8] будут иметь место негармонические значения.

Далее оценки экспертов должны быть согласованы и обобщены, т. е. следует определить их среднее арифметическое значение. Для сохранения симметричности желательно, чтобы каждая составляющая имела одинаковое число целей гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации. В итоге обобщенные экспертные оценки коэффициентов гармонизации целей промышленной и торговой политики автомобильной корпорации представляются в виде квадратной симметрической матрицы, в которой клетки ниже главной диагонали не заполнены.

Затем проводится расчет и интерпретация групповых и интегральных показателей гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации:

- групповые по каждой составляющей одной политики (8 показателей);

- групповые между двумя составляющими одной политики (6 показателей);

- групповые между двумя составляющими двух политик (16 показателей);

- интегральные по каждой политике в целом (2 показателя). По промышленной политике интегральным показателем выступает показа-

тель «уровень восприимчивости промышленной политики автомобильной корпорации к гармонизации». По торговой политике интегральным показателем выступает показатель «уровень восприимчивости торговой политики автомобильной корпорации к гармонизации»;

- интегральный между промышленной и торговой политикой (показатель «уровень согласованности целей промышленной и торговой политики автомобильной корпорации»);

- интегральный по торгово-промышленной политике в целом: среднеарифметическая сумма чисел всех строк по всем столбцам. Интегральным показателем здесь выступает показатель «уровень гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации».

Всего, таким образом, получается 34 показателя гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации, что в целом соответствует представленным выше требованиям.

Практическое применение этих показателей позволяет разработать механизм гармонизации промышленной и торговой политики автомобильной корпорации. Этот механизм включает совокупность последовательных действий по приведению в гармоническое соответствие целей производственно-технологической, инфраструктурно-сервисной, финансово-инвестиционной и организационно-управленческой составляющих указанных политик путем создания внутрикорпоративной институциональной среды и разграничения функций, полномочий и зон ответственности подразделений и должностных лиц, вовлеченных в процесс гармонизации.

Список литературы

1. Корнева Г. В., Яринич А. Н. Аналитическая работа с показателями, характеризующими деятельность предприятия : монография. - М. : АТиСО, 2014.

2. Попова Е. В. Развитие бизнес-процессов в промышленности и механизмы их реализации // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 12.

References

3. Korneva G. V., Yarinich A. N. Analiticheskaya rabota s pokazatelyami, kharakterizuyushchimi deyatel'nost' predpriyatiya : monografiya [Analytical Work with the Indicators Characterizing Activity of the Enterprise, monograph], Moscow, ATiSO, 2014. (In Russ).

4. Popova E. V. Razvitie biznes-protsessov v promyshlennosti i mekhanizmy ikh realizatsii [Development of Business Processes in the Industries and Mechanisms of Their Realization], Innovatsii i investitsii [Innovations and Investments], 2014, No. 12. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.