Научная статья на тему 'Гармонизация обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза'

Гармонизация обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / НДС / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / HARMONIZATION / VAT / PARTICIPANTS OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миллер Надежда Викторовна, Баженов Сергей Сергеевич

Статья посвящена сближению порядка обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза России, Казахстана, Беларуси. Предложены конкретные меры, которые будут способствовать гармонизации налогообложения в Таможенном союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of taxation of the vat of participants of the foreign trade activity in the conditions of the customs union

Article is devoted to rapprochement of an order of taxation of the VAT of participants of the foreign trade activity in the conditions of the Customs union of Russia, Kazakhstan, Belarus. Concrete measures which taxation harmonizations in the Customs union will promote are offered.

Текст научной работы на тему «Гармонизация обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза»

УДК 336.227.8

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЛОЖЕНИЯ НДС УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

HARMONIZATION OF TAXATION OF THE VAT OF PARTICIPANTS OF THE FOREIGN TRADE ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE CUSTOMS UNION

Н.В. Миллер, С.С. Баженов N.V. Miller, S.S. Bazhenov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена сближению порядка обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза России, Казахстана, Беларуси. Предложены конкретные меры, которые будут способствовать гармонизации налогообложения в Таможенном союзе.

Article is devoted to rapprochement of an order of taxation of the VAT of participants of the foreign trade activity in the conditions of the Customs union of Russia, Kazakhstan, Belarus. Concrete measures which taxation harmonizations in the Customs union will promote are offered.

Ключевые слова: гармонизация, НДС, участники внешнеторговой деятельности, Таможенный союз.

Key words: harmonization, VAT, participants of the foreign trade activity, Customs union.

Международно-нормативное сотрудничество государств в налоговой сфере диктует потребность устранения нежелательных последствий налогообложения внешнеторговой деятельности в целях финансовых интересов государств, борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов. Последние 7-8 лет можно назвать периодом планирования и координации совместных мер в налогообложении стран СНГ, особенно в условиях создания Таможенного союза.

Таможенный союз как форма интеграционного объединения подразумевает воздействие на товарообмен и движение денежных средств, что в свою очередь повышает уровень интеграции, требующий единое общее налоговое законодательство. Это необходимо по той причине, что комплекс мер, предполагающий внутреннее регулирование в стране, не способен решить проблемы расширения международных хозяйственных связей. С другой стороны, движение товаров, рабочей силы и капиталов внутри Таможенного союза усиливает значение налогов в распределительных отношениях между участниками внешнеторговой деятельности и государством, а также между самими государствами. В этой связи требуется построение общего налогового законодательства, основанного на гармонизации налоговых процедур.

Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных, играющим решающую роль в регулировании взаимной торговли стран

Таможенного союза. Это объясняется природой данного налога, включаемого в цену реализации товаров, работ, услуг и повышающего конкурентоспособность национальных товаров при экспорте на зарубежные рынки.

Страны Таможенного союза добились определенных успехов в гармонизации НДС, однако этого недостаточно на данный момент. Порядок обложения экспортеров и импортеров Таможенного союза НДС в Российской Федерации отличается от общего порядка обложения других экспортеров и импортеров, но не всегда в лучшую сторону. Так, экспортеры в Таможенном союзе освобождены от предоставления таможенных документов, однако им требуется представлять документы, свидетельствующие об уплате налога их контрагентом. С другой стороны, налогоплательщики, импортирующие товары из стран Таможенного союза в РФ, предоставляют еще больший пакет документов, нежели обычные импортеры, вдобавок обязаны декларировать импорт в специальной декларации. Такое положение дел не способствует гармонизации порядка обложения НДС в рамках действующего Таможенного союза.

Гармонизация порядка обложения НДС участников внешнеторговой деятельности в условиях Таможенного союза предполагает сближение, интеграцию процедур, составляющих этот порядок. Такая гармонизация строится на принципах согласованности правового регу-

© Н.В. Миллер, С.С. Баженов, 2013

лирования, синхронности принятия нормативных актов по вопросу урегулирования порядка обложения НДС, последовательности действий в данном вопросе [1]. Одной из целей создания Таможенного союза является беспрепятственная взаимная торговля стран-участниц. В этой связи гармонизация порядка обложения НДС участников внешнеторговой деятельности должна способствовать упрощению процедур подтверждения нулевой ставки для экспортеров и правомерности применения вычетов импортерами.

Для решения поставленных задач предлагаются следующие меры, способствующие дальнейшей гармонизации порядка обложения НДС участников внешнеторговой деятельности внутри Таможенного союза.

1. Применение электронной унифицированной формы счета-фактуры на территории Таможенного союза.

Счет-фактура - обязательный документ, который используется импортерами и экспортерами в процессе своей деятельности. Отсутствие данного документа лишает налогоплательщика право на вычет.

Надо заметить, что для подтверждения вычета налогоплательщикам приходится представлять налоговой инспекции документы в большом количестве, порой они упакованы в нескольких коробках. Это доставляет массу неудобств как налогоплательщикам, так и налоговым органам. Чаще всего это происходит из-за большого ассортимента реализуемых товаров, поэтому основную часть таких документов занимают счета-фактуры.

Решение указанных проблем видится в использовании электронной унифицированной формы счета-фактуры на территории Таможенного союза. Унификация предполагает использование единой формы счета-фактуры при экспортно-импортных операциях внутри Таможенного союза. Надо заметить, что такой документ, как счет-фактура, используется всеми участниками Таможенного союза. Если сравнить формы счета-фактуры в Казахстане, Беларуси и России, можно сделать вывод, что они отличаются незначительно. В то же время национальное законодательство накладывает определенный отпечаток на некоторые реквизиты указанного документа.

За основу предлагается взять счет-фактуру российского образца, в которую включить номер налогоплательщика: ИНН - в России, РНН - в Казахстане, УНН - в Беларуси. Также предлагается видоизменить таблицу: добавить поле «Валюта, код», убрать столбцы «Страна происхождения» и «Номер таможенной декларации».

Электронная форма предполагает автоматизацию процесса обложения НДС. В Российской Федерации уже внедрена электронная форма счета-фактуры, ее распространение набирает обороты. Следующий этап - это распространение электронной формы счета-фактуры на всей территории Таможенного союза. В Казахстане и Беларуси предполагают начать активное использование подобных форм с 2014 г., на данный момент ведется тестирование электронного документооборота по НДС. Надо заметить, что в рамках осуществления деятельности, направленной на автоматизированный обмен информацией, Главным научно-исследовательским вычислительным центром ФНС России разработана и активно используется программа «ТС-Обмен НП». Данная программа позволяет подготавливать заявления налогоплательщиков на бумажном и электронном носителе для предоставления в инспекцию при взимании НДС в условиях Таможенного союза.

Переход к электронному документообороту - дань времени в целях гармонизации национальных законодательств в отношении электронных счетов-фактур. К примеру, Европейский союз потратил почти десять лет на внедрение и повсеместное использование электронных счетов-фактур. В этой связи участникам внешнеторговой деятельности и налоговым органам придется приспособиться к новым условиям, диктуемым настоящим временем и интеграционными процессами в мире.

Указанные нововведения направлены налоговым органам, а также налогоплательщикам - экспортерам и импортерам внутри Таможенного союза.

Унифицированная форма счета-фактуры позволит исключить технические ошибки, допускаемые налогоплательщиками при указании реквизитов контрагентов, облегчит заполнение характеристик товара, работы, услуги. С другой стороны, у налоговых органов не будут вызывать сомнения такие счета-фактуры при проверке правомерности применения вычетов импортерами. Вдобавок унифицированная форма счета-фактуры позволит сформировать базу данных о торговых сделках внутри Таможенного союза, которая будет рассмотрена ниже.

Электронная форма оборота счетов-фактур также имеет ряд преимуществ. Такая мера позволит:

- повысить в разы эффективность администрирования НДС;

- ускорить процедуры проверок деятельности налогоплательщиков - экспортеров, импортеров;

- повысить качество и оперативность сбора информации;

- снизить нагрузку на архивы хранения информации;

- максимально исключить человеческий фактор;

- ограничить непосредственный контакт должностных лиц инспекции с налогоплательщиками;

- исключить возможность незаконной корректировки отчетности;

- уменьшить коррупционные риски при возмещении экспортного НДС.

Налогоплательщики - участники внешнеторговой деятельности, работающие с электронными счетами-фактурами, также получат ряд преимуществ. Предлагаемая форма использования счетов-фактур позволит:

- снизить канцелярские, почтовые расходы, расходы, связанные с хранением документации;

- повысить эффективность документооборота в организации;

- обеспечить оперативный поиск документов в электронной базе данных.

2. Создание единой базы данных о торговых сделках внутри Таможенного союза.

Вопросы совершенствования порядка подтверждения факта экспорта и законности применения вычетов по НДС при импорте в рамках Таможенного союза являются на сегодняшний день весьма актуальными. Создание Таможенного союза должно способствовать максимальному упрощению указанных процедур. Однако на данный момент порядок обложения НДС экспортеров и импортеров Таможенного союза достаточно усложнен и громоздок как в разрезе времени, так и в разрезе процедур. Одной из причин такого положения дел - слабый информационный обмен между налоговыми органами Таможенного союза.

На данный момент порядок обмена информацией между органами налоговых служб сильно затруднен из-за сложного бюрократического аппарата и некорректного представления информации. Если бы у налогового инспектора был доступ к информационным ресурсам, позволяющим оперативно проверить обоснованность заявленных вычетов по НДС, эффективность камеральных проверок повысилась бы в разы. Нарушения в сфере налогообложения внешней торговли серьезнейшим образом подрывают экономическую безопасность государства и принципы функционирования НДС в условиях взаимной торговли.

Решение данной проблемы видится в создании единой базы данных о торговых сделках внутри Таможенного союза.

Правовой основой обмена информацией, необходимой для администрирования НДС в условиях взаимной торговли, между налоговыми органами Таможенного союза, служит межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г., а также форма заявления и правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся его приложениями.

Указанный документ предусматривает ежемесячный обмен информацией между налоговыми ведомствами о суммах косвенных налогов, в том числе НДС, уплаченных в бюджеты соответствующих государств - участников Таможенного союза. Обмен происходит в форме передачи реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также межведомственных запросов и подтверждений о предоставлении необходимой информации. Реализация указанных процедур требует создания электронной базы передачи данных.

Предлагается формировать базу данных о торговых сделках на основе использования унифицированных электронных счетов-фактур. Действительно, унифицированная форма позволит формировать базу данных на общих принципах единоначалия и преемственности, а электронная форма позволит формировать и использовать данную базу в режиме онлайн.

Здесь следует воспользоваться опытом европейских стран, где контролю за взиманием НДС уделяется большое внимание. Для налоговой политики Европейского союза приоритетным направлением является гармонизация налогового администрирования. Это позволяет устранить налоговые противоречия, мешающие обеспечить реализацию принципа свободного движения товаров и услуг. Большую эффективность дает опыт сотрудничества в сфере косвенного налогообложения посредством создания условий для развития специализированных систем обмена данными с целью борьбы с мошенничеством и злоупотреблениями при взимании НДС.

Так, одним из эффективных способов контроля выступает электронная отчетность в международной системе базы данных ЕС - VIES, которая позволяет отследить всю цепочку сделок налогоплательщиков в пределах Евросоюза. Доступ к закрытой информации, которая содержится в данной системе, имеют налоговые органы государств с использованием центральных офисов связи, существующие почти в каждой стране Европейского Союза. Между эти-

ми офисами регулярно происходит обмен данными. Чтобы получить нужную информацию из базы данных, работник налогового органа посылает запрос своему представителю в регионе, а последний в свою очередь направляет полученный запрос в центральный офис связи. Рассмотрение может занимать от одного до трех месяцев. Однако право доступа к данной системе строго ограничено и зависит от компетентности того или иного работника или службы [2]. Международная система базы данных ЕС VIES предоставляет различные данные о сделках налогоплательщиков. Это могут быть продавец товара, покупатель товара, постановка лиц на учет в качестве плательщиков НДС, дата этой постановки, сумма всех сделок или конкретной сделки и прочая важная информация.

База данных о сделках в Таможенном союзе может содержать данные:

- о продавце;

- о покупателе;

- о посредниках между покупателем и продавцом;

- о товаре, работе услуге, в том числе стоимость, количество, валюта расчета;

- о дате совершения сделки;

- об уплате налога.

Все вышеуказанные данные можно получить из унифицированного электронного счета-фактуры.

Создание базы данных о взаимных сделках внутри Таможенного союза на основе элек-

Таким образом, гармонизация обложения НДС в Таможенном союзе является объективным процессом его развития. Для достижения этой задачи требуется введение электронной унифицированной формы счета-фактуры и создание базы данных о торговых сделках внутри Таможенного союза. Предложенные меры способствуют упрощению, унификации порядка обложения НДС и будут выгодны как участникам внешнеторговой деятельности при ведении взаимной торговли в Таможенном союзе, так и налоговой инспекции как органу, контролирующему налогообложение НДС.

тронных унифицированных счетов-фактур направлено в первую очередь налоговым органам, но будет выгодно и налогоплательщикам

- участникам внешнеторговой деятельности.

Так, налоговая инспекция сможет быстрее и качественнее проводить камеральные проверки налоговых деклараций экспортеров и импортеров внутри Таможенного союза. Действительно, если сейчас межведомственный обмен между налоговыми органами происходит ежемесячно, то с введением электронной базы данных подтверждение сделки будет мгновенным, а ошибки минимальны.

От внедрения электронной базы данных выиграют и организации - налогоплательщики. Сейчас подобные налогоплательщики вынуждены предоставлять определенный пакет документов (см. табл.).

Использование базы данных не потребует предоставления указанными налогоплательщиками заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Отпадет необходимость импортерам декларировать приобретенные товары в специальной декларации, а также предоставлять выписку банка. Теперь они смогут оплатить налог в установленный срок, а позже заявить право на вычет в общем порядке. Иначе говоря, создание электронной базы данных о сделках внутри Таможенного союза позволит упростить существующий порядок обложения НДС, уменьшив количество предоставляемых документов.

1. Мамбеталиева А. Н. Налогово-правовая гармонизация косвенного налогообложения Таможенного союза (на примере НДС и акциза) // Финансовое право. - 2012. - № 3. -С.33-39.

2. Шипилова А. В. Проблемы совершенствования законодательного механизма возмещения налога на добавленную стоимость // Международный бухгалтерский учет. - 2011.

- № 30. - С. 44-54.

Документы, предоставляемые участниками внешней торговли внутри Таможенного союза в налоговый орган

№ п/п Наименование документа Обязанность представления документа

при экспорте в ТС при импорте из ТС

і Контракт (договор) есть есть

2 Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов есть есть

3 Транспортные (товаросопроводительные) документы есть есть

4 Выписка банка нет есть

5 Счет-фактура нет есть

б Налоговая декларация по косвенным налогам нет есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.