Научная статья на тему 'Гармонизация интересов устойчивого развития территорий, заемщиков и кредиторов как основа программ разработки и внедрения кредитных продуктов для населения (обзор исследований)'

Гармонизация интересов устойчивого развития территорий, заемщиков и кредиторов как основа программ разработки и внедрения кредитных продуктов для населения (обзор исследований) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА НОВЫХ РОЗНИЧНЫХ КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ / ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ / УСТОЙЧИВЫЙ БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС / МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ГРУППОВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ / КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / PRODUCT DEVELOPMENT IN RETAIL BANKING / LITERATURE REVIEW / SUSTAINABLE BANKING / MICROCREDIT / FINANCIAL INCLUSION / GROUP LENDING / INDIVIDUAL LENDING / RELATIONSHIP BANKING / SUSTAINABLE COMMUNITY DEVELOPMENT / CREDIT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шафиров Л. А.

Возрастающий интерес к повышению доступности финансовых услуг для малообеспеченных категорий граждан, в частности, возможностей использования кредитных ресурсов низкодоходными и социально наименее защищенными группами населения, обусловливает актуальность исследования вопросов, связанных с разработкой и внедрением новых розничных кредитных продуктов. В статье проводится обзор исследований, посвящённых концепциям кредитования населения в контексте проблемы финансовой инклюзии. Проанализированные источники охватывают вопросы роли микрофинансирования, кредитования на основе тесных взаимоотношений с клиентами, социального банкинга, банкинга, ориентированного на интересы местных сообществ, группового кредитования с точки зрения их влияния на финансовую устойчивость заёмщиков, кредиторов, а также устойчивое развитие территорий. Выявлен пробел в охвате существующими исследованиями проблематики разработки кредитных продуктов для населения в контексте гармонизации интересов акторов системы потребительского кредитования. Обоснована возрастающая роль местных сообществ как акторов системы рационального кредитования населения. Сделан вывод о необходимости разработки кредитных предложений для населения, ориентированных на интересы местных сообществ, т. е. нацеленных на согласование интересов заемщиков, кредиторов и устойчивого развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonizing the interests of lenders and borrowers with the goals of sustainable territorial development: The basis for product development in retail banking (A survey of the literature)

Recent research on inclusive financial services reveals the urgency of issues related to product development in retail banking, and especially for low-income groups. The article provides a review of literature on microfinance, relationship banking, social banking, community banking, and group lending in context of achieving financial sustainability by both borrowers and lenders having their interests harmonized with those of sustainable territorial development. The theoretical gap is identified, showing the lack of researchers' attention to retail product/service development aimed at harmonization of interests of consumer lending system participants. Increasingly important role of local communities in sustainable (= rational) lending is proved. The conclusion is made that the product development in retail banking, being community-oriented, should be aimed at the alignment of interests of the borrowers and the lenders, along with sustainable territorial development priorities.

Текст научной работы на тему «Гармонизация интересов устойчивого развития территорий, заемщиков и кредиторов как основа программ разработки и внедрения кредитных продуктов для населения (обзор исследований)»

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАЕМЩИКОВ И КРЕДИТОРОВ КАК ОСНОВА ПРОГРАММ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ (ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ)

Л.А. ШАФИРОВ,

кандидат социологических наук, магистр делового администрирования (MBA), докторант бизнес-школы «SKEMA», г. Лилль, Франция, и программы DBA Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва,

e-mail: shafirov@mail.ru

Возрастающий интерес к повышению доступности финансовых услуг для малообеспеченных категорий граждан, в частности, - возможностей использования кредитных ресурсов низкодоходными и социально наименее защищенными группами населения, обусловливает актуальность исследования вопросов, связанных с разработкой и внедрением новых розничных кредитных продуктов. В статье проводится обзор исследований, посвящённых концепциям кредитования населения в контексте проблемы финансовой инклюзии. Проанализированные источники охватывают вопросы роли микрофинансирования, кредитования на основе тесных взаимоотношений с клиентами, социального банкинга, банкинга, ориентированного на интересы местных сообществ, группового кредитования с точки зрения их влияния на финансовую устойчивость заёмщиков, кредиторов, а также устойчивое развитие территорий. Выявлен пробел в охвате существующими исследованиями проблематики разработки кредитных продуктов для населения в контексте гармонизации интересов акторов системы потребительского кредитования. Обоснована возрастающая роль местных сообществ как акторов системы рационального кредитования населения. Сделан вывод о необходимости разработки кредитных предложений для населения, ориентированных на интересы местных сообществ, т. е. нацеленных на согласование интересов заемщиков, кредиторов и устойчивого развития территорий.

Ключевые слова: разработка новых розничных кредитных продуктов; обзор литературы; устойчивый банковский бизнес; микрокредитование; финансовая инклюзия; групповое кредитование; индивидуальное кредитование; банковские услуги на основе отношений с клиентами; устойчивое развитие местных сообществ; кредитное поведение.

HARMONIZING THE INTERESTS OF LENDERS AND BORROWERS WITH THE GOALS OF SUSTAINABLE TERRITORIAL DEVELOPMENT: THE BASIS FOR PRODUCT DEVELOPMENT IN RETAIL BANKING (A SURVEY OF THE LITERATURE)

L.A. SHAFIROV,

Candidate of Sociology (PhD), MBA (St. Gallen University), Executive DBA Candidate at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Executive PhD Candidate at SKEMA Business School, Lille, France,

e-mail: shafirov@mail.ru

© Л.А. Шафиров, 2014

Recent research on inclusive financial services reveals the urgency of issues related to product development in retail banking, and especially for low-income groups. The article provides a review of literature on microfinance, relationship banking, social banking, community banking, and group lending in context of achieving financial sustainability by both borrowers and lenders having their interests harmonized with those of sustainable territorial development. The theoretical gap is identified, showing the lack of researchers' attention to retail product/service development aimed at harmonization of interests of consumer lending system participants. Increasingly important role of local communities in sustainable (= rational) lending is proved. The conclusion is made that the product development in retail banking, being community-oriented, should be aimed at the alignment of interests of the borrowers and the lenders, along with sustainable territorial development priorities.

Keywords: product development in retail banking; literature review; sustainable banking; microcredit; financial inclusion; group lending; individual lending; relationship banking; sustainable community development; credit behavior.

JEL classification: G02, G21, G28, R51, R58.

Вместо введения

В настоящее время, в условиях бума потребительского кредитования (Шафиров, 2013a), актуализируются проблемы разработки кредитных продуктов для населения, которые не только бы обеспечивали возможность удовлетворения текущих нужд индивидов за счет заемных средств, но и способствовали решению социальных проблем, т. е. обладали социальной эффективностью.

Анализ данных тенденций развития кредитования населения предполагает, прежде всего, исследование существующих подходов к разработке розничных кредитных продуктов и выявление возможностей повышения их социальной направленности.

Разработка и внедрение кредитных продуктов для населения традиционно лежит в русле исследований, посвященных банковскому делу. В них, как правило, рассматриваются процессы взаимодействия кредитора (финансовой организации) и заемщика (физического лица) в процессе осуществления кредитования (например (Friexas, Rochet, 1999)). Преимущественно исследуются риски обеих сторон при различных вариантах дизайна кредитных договоров, трансакционные издержки при предоставлении кредитов кредиторами и при их обслуживании заемщиками. Нацеленность на снижение кредитных рисков и расходов кредиторов при разработке и продвижении кредитных продуктов приводит к тому, что часть слоев населения оказывается лишенной доступа к некоторым видам кредитов по причинам, среди которых выделяют высокую стоимость банковских услуг, территориальную удаленность, отсутствие необходимых документов (Demirguc-Kunt, Klapper, 2012).

Однако возрастающая кредитная экспансия, рост конкуренции на рынке кредитования населения, а также запрос общества на ликвидацию неравенства, на повышение социальной эффективности финансовой системы в целом и кредитования физических лиц в частности, привели к распространению направлений исследований, связанных с учетом особенностей различных групп заемщиков и их интересов.

Кредитные продукты для населения в контексте финансовой инклюзии: обзор исследований1

1. Возможности для заемщика, преимущества для кредитора: микрофинансирование, relationship banking, social banking

Так, исследования развития возможностей финансовой инклюзии (см., например (Chien, 2012; Demirguc-Kunt, Klapper, 2012)), говорят о необходимости охвата банковским обслуживанием, и в первую очередь - кредитованием, более широких слоев населения, за счет ослабления препятствующих этому барьеров. В данном контексте речь может идти, например, о повышении транспарентности предложения финансовых услуг, что особенно важно для низкодоходных групп населения, зачастую не имеющих положительного опыта взаимодействия с банками и обладающих низким уровнем финансовой грамотности.

1 Основные результаты анализа избранных работ по отдельным вопросам, связанным с исследованием возможностей гармонизации интересов участников кредитования населения при разработке кредитных продуктов, представлены в табл. 1 (см. Приложение 1).

ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

Не имея подчас доступа к «формальному», банковскому кредитованию, бедное население обращается к микрофинансовым организациям. Так, в исследовании Икечукву (Ikechukwu, 2012) подчеркивается, что основной целью создания таких организаций является кредитование экономически активного бедного населения. В работе Кристена и Пирса (Christen, Pearce, 2006) показано, что относительно эффективные модели микрокредитования бедного населения существуют, и их распространение может способствовать развитию предпринимательства и фермерства. В то же время оценка эффектов от микрокредитования представляется затруднительной: в частности, Давендэк с коллегами (Duvendack et al., 2011) в своем обширном обзоре делают вывод, что практически все исследования, посвященные изучению эффективности микрокредитования, страдают слабой методологией и основаны на недостаточно адекватных данных.

Однако исследования возможностей финансовой инклюзии и кредитования бедных слоев населения, хотя и нацелены на сглаживание неравенства в доступе к кредитным ресурсам, как правило, не касаются использования потенциала большей информированности кредиторов о финансовом положении, потребностях заемщиков. Такая информация, в частности, может быть получена в результате более тесных взаимоотношений кредиторов с клиентами (relationship banking).

Исследования, посвященные кредитованию на основе тесных взаимоотношений с клиентами, свидетельствуют о том, что банки получают значительную часть прибыли за счет «отношений» с клиентами, и использование подхода relationship banking создает конкурентное преимущество для кредитора, особенно в случаях, когда заемщик нацелен на сотрудничество только с одним банком (Garriga, 2006), что свидетельствует о выгодности данного подхода к кредитованию для финансовых институтов.

Вместе с тем, согласно работе Ферри и коллег (Ferri, Kang, Kim, 2001), он выгоден также и для заемщиков, особенно в период системного кризиса. Результаты указанного исследования, основывающегося на данных о кризисе 1990-х годов, актуальны и для современных угроз стабильности. И хотя исследования на примере Чехии (Gersl, Jakubík, 2010) показывают, что заемщики, прибегающие к такого рода кредитованию, демонстрируют более волатильные доходы и большую долю овердрафтов, уровень кредитного риска линейно снижается при увеличении в кредитном портфеле банка «отношенческих» кредитов.

Если на ранних этапах возникновения такого типа кредитования оно было характерно только для малых и нишевых банков, в настоящее время крупные банки также имеют потенциал их использования (De la Torre, Pería, Schmukler, 2010; Uchida, Udell, Yamori, 2008). Причем практика кредитования на основе тесных взаимоотношений с организациями-работодателями дает банку более широкие возможности для предложения сотрудникам данных организаций, собственникам и членам их семей линеек потребительских кредитов. Это свидетельствует о наличии потенциала развития такого рода кредитования в направлении разработки продуктов для населения.

Повышению возможностей кредитования и финансовой инклюзии также способствует так называемый «социальный банкинг» (social banking). Причем для Российской Федерации социальный банкинг потенциально имеет особое значение, так как по данным Всемирного банка (Ратледж, 2009) население страны обладает низким уровнем финансовой грамотности и не владеет информацией о своих правах, вследствие чего рекомендуется проводить мероприятия по защите прав потребителей финансовых услуг, в частности, укреплять институциональную основу и совершенствовать порядок раскрытия информации. К аналогичным выводам приходят Д.Х. Ибрагимова и С.В. Сурков (Ибрагимова, Сурков, 2008), говоря о том, что стратегия вовлечения банками в кредитование потенциальных клиентов должна быть комплексной: от ликвидации финансовой неграмотности и обучения просчитывать риски в различных ситуациях до выстраивания абсолютно транспарентных отношений между банками и заемщиками.

Таким образом, общим трендом в разработке кредитных продуктов для населения является смещение акцента только с уравновешивания спроса и предложения кредитов и связанных с этим рисков на учет более широкого спектра интересов сторон процесса кредитования. В качестве основного конкурентного преимущества банка в ряде исследований (например (Drotskie, 2009)) декларируется ориентация на клиентов, понимание их потребностей, ожиданий, особенностей поведения, опыта. Поэтому разрабатываемые кредитные продукты для населения должны учитывать индивидуальные особенности потребителей.

2. Целевое потребительское кредитование как инструмент финансовой инклюзии

Рассмотренные концепции потребительского кредитования, тем не менее, учитывают интересы только двух основных сторон кредитных отношений - кредитора (банковской организации) и

индивидуального заемщика. Учет же общественных, социальных интересов происходит в большей степени косвенным образом. При вовлечении в сферу охвата кредитными услугами низкодоходных и социально наименее защищенных групп населения рассматриваются интересы «общества в целом», такие как ослабление дискриминации, уравнивание прав и возможностей граждан. Однако не учитываются особенности и ограничения каждого индивида, что приводит к искажению результатов.

Так, с одной стороны, беззалоговые нецелевые краткосрочные кредиты, предоставляемые в России банками и микрофинансовыми организациями, рассчитанные на бедное население, создают для малообеспеченных индивидов и домохозяйств возможность доступа к кредитным ресурсам, т. е. повышают степень финансовой инклюзии. Однако, с другой стороны, чрезмерно высокие процентные ставки по таким кредитам, в сочетании с непрозрачностью их начисления для финансово неграмотного населения, приводят к возникновению непосильного долгового бремени, вынуждающего кредитоваться вновь для погашения ранее возникших обязательств.

Причем цели использования заемных средств заемщиками, как правило, не согласованы с интересами повышения благосостояния домохозяйств заемщиков в долгосрочной перспективе. Подобного рода финансовая инклюзия в лучшем случае повышает уровень текущего потребления домохозяйства (приводя в дальнейшем к его снижению за счет погашения кредита и процентов по нему), в худшем - способствует удовлетворению нерациональных потребностей в предметах демонстративного потребления.

Таким образом, можно констатировать, что истинная финансовая инклюзия может быть обеспечена в результате разработки, внедрения, увеличения объемов и количества предоставления заемщикам, относящимся к разным группам по размеру доходов, целевых потребительских кредитов. При этом целевое использование заёмных средств, получаемых в рамках таких кредитов, должно быть гармонизировано, как минимум, с интересами сообществ по месту проживания заемщиков. Можно предположить, что в противном случае увеличение доступности средств потребительского кредитования будет играть позитивную роль только для рациональных заемщиков, хорошо осознающих свои интересы. Для остальных же заемщиков потребительское кредитование будет иметь и уже имеет весьма негативные последствия (Шафиров, 2013a).

3. Модель рационального кредитования населения: роль местных сообществ

В последнее время существенную роль в финансовой системе стали играть местные сообщества. Так, в США начиная с 1984 г. по настоящее время активно развиваются местные банки (так называемые «community banks») (Federal Deposit Insurance Corporation, 2012). В России же исследователями отмечается сокращение числа региональных банков и экспансия федеральных сетевых банков (Роднина, 2014). Однако, по мнению автора, данная тенденция не может рассматриваться как препятствие для совместной разработки кредиторами и лидерами местных сообществ кредитных предложений для населения. В качестве обоснования данного предположения может быть рассмотрен доказанный (см.: (Uchida, Udell, Yamori, 2008; de la Torre, Pería, Schmukler, 2010)) потенциал крупных банков по развитию relationship banking.

В связи с возрастанием роли местных сообществ, которые автор считает возможным рассматривать в качестве полноценных акторов системы рационального кредитования населения (см., например: (Вольчик, Шафиров, Оганесян, 2013; Шафиров, Оганесян, 2013)), автором предлагается новая модель взаимодействия сторон в кредитном процессе (см. рис. 1). Данная модель предполагает, что местные сообщества становятся непосредственным участником процесса кредитования населения, реализуя организующую и регулирующую функцию по соблюдению рациональных интересов граждан, гармонизированных с интересами местных сообществ.

Первая модель относится к «традиционному» рассмотрению взаимодействия кредитора и заемщика, где исследуются только условия и последствия заключения и исполнения кредитных сделок. Вторая модель отражает инклюзивные, социально-ориентированные, «отношенческие», групповые, иные аналогичные схемы кредитования, в которых, помимо прямых интересов кредитора в увеличении объемов продаж потребительских кредитов с максимальной доходностью, кредиторы учитывают последствия предоставления и использования таких кредитов. Третья же модель, предлагаемая автором, включает местные сообщества в качестве еще одного актора системы кредитования; роль их заключается в содействии сокращению рисков кредиторов и заемщиков, в том числе -посредством снижения степени асимметричности релевантной информации, а также - в контроле соблюдения интересов индивидов и домохозяйств, выступающих в качестве заемщиков, причем эти интересы должны быть гармонизированы с интересами местных сообществ.

ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

Модель I Модель II Модель III

Рис. 1. Три модели взаимодействия сторон процесса кредитования (теоретический аспект)

Данная модель кредитования, таким образом, имеет направленность на гармонизацию интересов всех трех вовлеченных в кредитный процесс сторон. Для местных сообществ основным вектором гармонизации интересов выступает устойчивое развитие. Несмотря на различие его трактовок (например, (Peterson, 2008)) и концепций, таких как экологическая экономика (измерение вклада четырех видов капитала: природного, вещественного, социального и человеческого), индикатор чистого прогресса (GPI, позиционируемый как альтернатива ВВП) и «экологический след» (измерение биологической мощности, затрачиваемой на поддержание стиля жизни сообщества), в качестве целей устойчивого сообщества выделяют (Power, 2004) здоровую окружающую среду, преуспевающую экономику, социальное благополучие.

Так, в рамках предлагаемой автором концепции, интересы устойчивого развития местного сообщества вполне согласуются с возможностями разработки и внедрения кредитных продуктов для населения, предназначенных для кредитования на рациональные цели. Рациональные потребительские цели (образовательные кредиты для оплаты обучения заемщиков - жителей территории - тем знаниям и навыкам, которые необходимы работодателям, осуществляющим деятельность на территории; кредиты на улучшение жилищных условий: приобретение, утепление, газификация жилья; кредиты на развитие огородничества и садоводства; кредиты на коллективные сезонные закупки топлива, одежды, обуви; кредиты для оплаты медицинских услуг и другие), в понимании автора (Шафиров, 2013b; 2013c), максимально гармонизированы с целями устойчивого развития территории, так как направлены на повышение благосостояния индивида и его домохозяйства.

При этом гармонизация интересов заемщиков с интересами местных сообществ должна происходить с учетом ряда особенностей финансового и конкретно кредитного (заемного) поведения жителей территорий.

Исследованию финансового - в целом и кредитного поведения - в частности посвящены работы ряда отечественных авторов, среди которых необходимо отметить П.М. Козыреву (Козырева, 2012), Д.Х. Ибрагимову (Ибрагимова, 2008а; 2008b), С.В. Суркова (Ибрагимова, Сурков, 2008) и других.

Так, П.М. Козыревой (Козырева, 2012) выявлено, что наиболее характерными особенностями финансового поведения населения, затрудняющими процессы социально-экономической адаптации в нынешней России, являются высокий уровень финансовой пассивности и ориентация граждан на государство, дефицит финансовой грамотности и навыков использования активных практик в этой сфере, низкий уровень доверия к основным финансовым институтам. В связи с этим, для более полной реализации имеющегося кредитного потенциала (по результатам исследования Д.Х. Ибрагимовой (Ибрагимова, 2008b), опыт банковского кредитования имеют свыше трети россиян, практически каждая молодая семья и или другая семья непенсионеров) банкам необходимо разрабатывать и развивать новые кредитные продукты и направления кредитования. В случае гармонизации их целевого назначения (использования заемных средств) с интересами местных сообществ удовлетворение потребностей заемщиков, сказываясь на их личном благосостоянии, будет одновременно способствовать устойчивому развитию территории их проживания.

4. Практика группового кредитования как инструмент снижения кредитных рисков

Исследование возможностей согласования интересов заемщиков, кредиторов и местных сообществ лежит в русле изучения не только текущего кредитного поведения, но и возможных направлений его изменения, в том числе - вовлечения в кредитование групп граждан и трансформации кредитных продуктов таким образом, чтобы максимально удовлетворить гармонизированные друг с другом потребности членов групп.

Расширение возможностей кредитования, в том числе и бедных, традиционно некредитоспособных слоев населения производится, в частности, при использовании практики так называемого «группового кредитования», или групповой ответственности при кредитовании, в противовес индивидуальной. Ряд исследований показывает позитивный эффект от подобной практики. Так, Аттанасио с коллегами (Attanasio, Augsburg, De Haas, Fitzsimons, Harmgart, 2013), используя данные о сельской части Монголии, выявили, что при оценке влияния групповой и индивидуальной ответственности при кредитовании бедных слоев населения выявлено положительное влияние групповой ответственности на развитие предпринимательства и потребление продовольствия. При групповой ответственности заемщики менее склонны делать неофициальные денежные трансферты родным и близким. Предполагается, что солидарная ответственность может удержать заемщиков от использования кредитных ресурсов на неинвестиционные цели. Различий в процентной ставке для двух типов микрокредитования обнаружено не было. Этот результат в определенной степени подтверждает полученный Хермесом и коллегами (Hermes, Lensink, Teki, 2003): при групповой ответственности взаимный мониторинг и социальные связи лидера группы помогают снизить моральный риск членов группы. Однако взаимный мониторинг и социальные связи других членов группы не приводят к снижению морального риска внутри группы.

В то же время несколько отличающиеся результаты были получены Джине и Карланом (Gin, Karlan, 2010). Они показали, что индивидуальная ответственность при кредитовании, по сравнению с групповой, не приводит к изменениям в выплатах, и взаимный мониторинг, действующий при групповой ответственности, не является необходимым. Но групповая ответственность способна создавать хорошо функционирующие группы, и их новые члены следуют практике и политике остальных. Этот результат похож на полученный ранее Жатаком (Ghatak, 1999), показавшим, что схемы группового кредитования, использующие объединенные возможности по применению информации, которой обладают заемщики о проектах друг друга, приводят к позитивным результатам при формировании групп заемщиков. Это выгодно для заемщиков, так как надежные заемщики объединяются с такими же надежными партнерами. Результаты Джине и Карлана (Gine, Karlan, 2010) предполагают, что инновации в кредитовании бедных слоев населения должны лежать в плоскости создания методов индивидуального и более гибкого кредитования.

Выводы и направления для будущих исследований

Вышесказанное подтверждает вывод автора о том, что исследований и разработок в области согласования интересов всех вовлеченных в кредитный процесс сторон в настоящее время недостаточно. Предлагаемый подход, основанный на типологии кредитного поведения населения, выявлении его детерминант и потенциала рационализации создает основу для разработки кредитных продуктов, соответствующих интересам всех заинтересованных сторон.

В современных условиях необходимо учитывать особенности восприятия заемщиками финансовых организаций и предоставляемых ими услуг. По результатам исследований (Ivanauskien et al., 2012), для потребителей банковских услуг большую ценность имеют эмоциональные (надежность и безопасность банка, хороший психологический климат при общении с банковским персоналом) и функциональные (качество предоставляемых услуг, компетентность персонала) факторы. Исследования показывают, что организации, в том числе банки, работающие с населением, заинтересованные во внедрении инноваций в услугах, должны развивать и поддерживать ориентацию на потребителей (Schirr, 2008; Drotskie, 2009).

Создание инновационных кредитных продуктов для населения, удовлетворяющих требованиям гармонизации интересов и устойчивого развития территории, требует использования методов, разработанных в рамках Program management (см., например: (Dinsmore, Cabanis-Brewin, 2011)).

Несмотря на наличие исследований по всем рассмотренным направлениям в отдельности, из приведенного обзора очевидно, что существует пробел в охвате проблематики разработки кредитных продуктов для населения в контексте гармонизации интересов акторов системы потребительского кредитования. К ограничениям исследования можно отнести недостаток публикаций по

ТЕ131ЗД ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Том 12 № 2

рассмотренной проблематике, посвященных потребительскому кредитованию населения, поэтому в ряде случаев рассматривались работы, связанные с кредитованием бизнеса.

Автором предлагается исследование направлений разработки и внедрения розничных кредитных продуктов, представляющих собой кредиты на цели, достижение которых в состоянии способствовать достижению целей устойчивого развития территории. Автором выдвигается гипотеза, что местное сообщество в данном случае выступает не только как выгодоприобретатель от увеличения благосостояния населения, но и в качестве посредника между кредитором и заемщиком, выполняющего целый ряд функций, повышающих качество кредитования и защиту прав заемщиков и кредиторов - от предоставления информации о кредиторах и кредитных продуктах до повышения финансовой грамотности заемщиков и контроля направлений расходования заемных средств, выполнения графика погашения кредита.

Реализация такой трехсторонней модели, отражающей представление автора о кредитовании населения, даст возможность повысить степень финансовой инклюзии без роста связанных с этим рисков нецелевого и нерационального расходования кредитных средств бедным населением, возникновения закредитованности, сохранив при этом достоинства концепций relationship lending и group lending. В свою очередь, рациональность использования полученных кредитов позволит улучшить благосостояние местного сообщества. Для банков преимущество будет заключаться в снижении рисков при повышении объемов выдаваемых кредитов. Таким образом, предлагаемая модель предполагает прямую выгоду для всех трех участников кредитного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Вольчик В.В., Шафиров Л.А., Оганесян А.А. (2013). Институциональный дизайн и механизмы регулирования рынка потребительского кредитования депрессивных территорий // Вопросы регулирования экономики (Journal of Economic Regulation), т. 4, № 4, с. 41-59. Доступно на: http:// hjournal.ru/journals/jer.htm.

ИбрагимоваД.Х. (2008a). Жизнь в кредит: ареалы распространения / В кн.: ОвчароваЛ.Н. (отв. ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М.: Независимый институт социальной политики, 208 с.

Ибрагимова Д.Х. (2008b). Потребности населения в кредитных ресурсах / В кн.: Овчарова Л.Н. (отв. ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М.: Независимый институт социальной политики, 208 с.

Ибрагимова Д.Х., Сурков С.В. (2008). Оценка потенциального спроса и возможностей участия населения в жилищных кредитных программах / В кн.: Овчарова Л.Н. (отв. ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. М.: Независимый институт социальной политики, 208 с.

Козырева П.М. (2012). Финансовое поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ) // Социологические исследования, № 7, с. 54-66.

Ратледж С. (2009). Совершенствование защиты прав российских потребителей на рынке финансовых услуг // Информационный бюллетень региона ЕЦА, вып. 1.

Роднина А.Ю. (2014). Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект // Теоретическая экономика, № 1. Доступно на: http://www.theoreticaleconomy. info/articles/788.pdf.

Шафиров Л.А. (2013a). Современный бум потребительского кредитования в РФ: повышение социальной эффективности кредитования населения как мера антициклического регулирования // Тегга Economicus, т. 11, № 1, ч. 2, с. 34-42. Доступно на: http://sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11.1.2.pdf.

Шафиров Л.А. (2013b). Концепция оценки наличия потенциала рационального кредитования населения малых монопрофильных городов РФ (на примере кредитования домохозяйств для улучшения их жилищных условий) // Тегга Economicus, т. 11, № 3, ч. 3, с. 20-30. Доступно на: http:// sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11.3.3.pdf.

Шафиров Л.А. (2013c). Роль органов местного самоуправления в системе кредитования населения: координирование в интересах предпринимательского сообщества региона // Тегга Economicus, т. 11, № 4, с. 90-101. Доступно на: http://elibrary.ru/item.asp?id=21061514.

Шафиров Л.А., Оганесян А.А. (2013). Рационализация потребительского кредитования в интересах местного экономического развития сквозь призму институциональной экономической теории // Тегга Economicus, т. 11, № 4, часть 3, с. 27-42. Доступно на: http://elibrary.ru/item. asp?id=21515082.

Adam T.R., Streitz D. (2013). Bank Lending Relationships and the Use of Performance-Sensitive Debt // SFB 649 Discussion Paper, 2013-027. Available at: http://edoc.hu-berlin.de/series/sfb-649-papers/2013-27/PDF/27.pdf.

Attanasio O., Augsburg B., de Haas R., Fitzsimons E., Harmgart H. (2013). Group lending or individual lending? Evidence from a randomized field experiment in rural Mongolia // CentER Discussion Paper, vol. 2013-074 Tilburg University. Available at: https://pure.uvt.nl/portal/files/1557735/2013-074.pdf.

Brown J., Cox D., Griffiths S., Sanger N., Weston D. (2008). Evolving Models of Retail Banking Distribution: Capitalizing on changes in channel usage // Deloitte Center for Banking Solutions. Reinventing Retail Banking Series. Available at: http://www.deloitte.com/assets/dcom-unitedstates/local%20as-sets/documents/us_fsi_cbs_evolving_models_may08.pdf.

Chang Beryl Y. (2005). Access to Consumer Credit: Impact on Low vs. High Income Groups. Dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the department of economics at Fordham University. New York.

Chien J. (2012). Designing Disclosure Regimes for Responsible Financial Inclusion // Public Disclosure Authorized, no. 78.

Christen R.P., Pearce D. (2006). Managing risks and designing products for agricultural microfinance // Occasional Paper 11. Available at: http://www.ifad.org/ruralfinance/pub/risks.pdf.

De la Torre A., Martinez Peria M.S., Schmukler S.L. (2010). Bank involvement with SMEs: Beyond relationship lending // Journal of Banking & Finance, no. 34, pp. 2280-2293.

Demirguc-Kunt A., Klapper L. (2012). Measuring Financial Inclusion. The Global Findex Database // Policy Research Working Paper no. 6025. The World Bank, Development Research Group, Finance and Private Sector Development Team.

Dinsmore P.C., Cabanis-Brewin J. (eds.) (2011). The AMA Handbook of project management. New York: AMACOM.

DrotskieA. (2009). Customer experience as the strategic differentiator in retail banking. Dissertation presented for the degree PhD in Business Management and Administration University of Stellenbosch Business School Faculty of Economic and Management Science.

Duvendack M., Palmer-Jones R., Copestake J.G., Hooper L., Loke Y., Rao N. (2011). What is the evidence of the impact of microfinance on the well-being of poor people? London: EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

Farinha L.A., Santos J.A.C. (2000). Switching from single to multiple bank lending relationships: determinants and implications // BIS working papers, no. 83. Bank for International Settlements, Monetary and Economic Department, Basel, Switzerland.

Federal Deposit Insurance Corporation (2012). FDIC Community Banking Study // Available at: http://www.fdic.gov/regulations/resources/cbi/study.html.

Ferri G., Kang Tae Soo, Kim In-June (2001). The Value of Relationship Banking during Financial Crises. Evidence from the Republic of Korea // Policy research working paper no. 2553. The World Bank, Development Research Group, Finance.

Friexas X., Rochet J.-C. (1999). Microeconomics of banking. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology.

Gersl A., Jakubik P. (2010). Relationship Lending in the Czech Republic // Working Paper Series of the Czech National Bank (CNB), no. 1. Available at: http://www.ecb.europa.eu/home/pdf/research/ compnet/Toth_2013.pdf??62da72cb0e85a11e2a46d096f642639b.

Ghatak M. (1999). Group lending, local information and peer selection // Journal of Development Economics, vol. 60, pp. 27-50.

GineX., Karlan D.S. (2010). Group versus Individual Liability: Long Term Evidence from Philippine Microcredit Lending Groups // Available at: http://karlan.yale.edu/pZGroupversusIndividualLending.pdf.

Hermes N., Lensink R., Teki H.M. (2003). Peer monitoring, social ties and moral hazard in group lending programmes: evidence from Eritrea // Research Report 03E36. University of Groningen, Research Institute SOM (Systems, Organisations and Management).

Ikechukwu A. (2012). Microfinance Banking in Nigeria: Problems and Prospects // International Journal of Finance and Accounting, no. 1(5), pp. 106-111.

Ivanauskiene N., Auruskeviciene V., Skudiene V., Nedzinskas S. (2012). Customer perceptions of value: case of retail banking // Organizations and markets in emerging economies, vol. 3, no. 1(5).

Jantan Muhamad, Kamaruddin Abdul Razak (1998). Bank attributes and demographic factors in determining customer choice in retail banking: an analytic hierarchy approach // AAM Journal, no. 2.

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Tom 12 № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Tom 12 № 2

Korslund D., Spengler L. (2012). Strong, Straightforward and Sustainable Banking: A Report on Financial Capital and Impact Metrics of Values Based Banking. Full Report // Global Alliance for Banking on Values. Available at: http://www.gabv.org/wp-content/uploads/Full-Report-GABV-v9d.pdf.

Montoriol Garriga J. (2006). Relationship Lending and Small Business Finance: Empirical Analysis of Cost of Capital, Credit Rationing, and Firm Performance // Economics and Business Department, Univer-sitat Pompeu Fabra Barcelona. Available at: http://www.tdx.cat/bitstream/handle/10803/7344/tjmg. pdf?sequence=1.

Nawai Norhaziah, Shariff Mohd Noor Mohd (2013). Loan Repayment Problems in Microfinance Programs that use Individual Lending Approach: A Qualitative Analysis // Journal of Transformative Entrepreneurship, vol. 1, issue 2, pp. 93-99.

Ono Arito, Uesugi Iichiro (2005). The Role of Collateral and Personal Guarantees in Relationship Lending: Evidence from Japan's Small Business Loan Market // RIETIDiscussion Paper Series 05-E-027. Available at: http://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/05e027.pdf.

Pande R., Cole S., Sivasankaran A., Bastian G., Durlacher K. (2012). Does poor people’s access to formal banking services raise their incomes? // EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

Peterson T. (2008). A comparative analysis of sustainable community frameworks. Prepared for: ICLEI - Local Governments for Sustainability // Available at http://www.icleiusa.org/action-center/ affecting-policy/Sustainability%20Framework%20Analysis.pdf.

Power A. (2004). Sustainable communities and sustainable development: A review of the sustainable communities plan // Available at: http://sticerd.lse.ac.uk/dps/case/CR/CASEreport23.pdf.

Schirr G.R. (2008). New Service Development: User Collaboration in a Unique Process. Dissertation Submitted as partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Business Administration in the Graduate College of the University of Illinois at Chicago.

Uchida H., Udell G.F., Yamori N. (2008). Loan Officers and Relationship Lending to SMEs // Federal Reserve Bank of San Francisco. Working Paper 2008-17. Available at: http://www.frbsf.org/publications/ economics/papers/2008/wp08-17bk.pdf.

REFERENCES

Ibragimova D.Kh. (2008a). Living on credit: areas of distribution / In: Ovcharova L.N. (ex. ed.) (2008). Russian households before the financial crisis: income and financial behavior. Мoscow: Independent Institute for Social Policy, 208 p. (In Russian.)

Ibragimova D.Kh. (2008b). Needs of the population in credit resources / In: Ovcharova L.N. (ex. ed.) (2008). Russian households before the financial crisis: income and financial behavior. Мoscow: Independent Institute for Social Policy, 208 p. (In Russian.)

Ibragimova D.Kh. and Surkov S.V. (2008). Evaluation of the potential demand and possibilities for public participation in the housing loan programs / In: Ovcharova L.N. (ex. ed.) (2008). Russian households before the financial crisis: income and financial behavior. Мoscow: Independent Institute for Social Policy, 208 p. (In Russian.)

Kozyreva P.M. (2012). Financial behavior in the context of social economic adaptation of the population (a sociological analysis). Sociological Studies (Socis), no. 7, pp. 54-66. (In Russian.)

RodninaA.Yu. (2014). Competitive factors in the Russian banking market: a regional perspective. Theoretical Economy, no. 1. Available at: http://www.theoreticaleconomy.info/articles/788.pdf. (In Russian.)

Shafirov L.A. (2013a). Contemporary boom of Russia consumer lending: improving the efficiency of social lending as a measure of countercyclical regulation. Terra Economicus, vol. 11, no. 1, part 2, pp. 34-42. Available at: http://sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11.1.2.pdf. (In Russian.)

Shafirov L.A. (2013b). The concept of assessing the availability of capacity for sustainable lending to households living in Russian monotowns (purpose-loans to households to improve their housing conditions case). Terra Economicus, vol. 11, no. 3, part 3, pp. 20-30. Available at: http://sfedu.ru/evjur/ data/2013/journal11.3.3.pdf. (In Russian.)

Shafirov L.A. (2013c). The role of local authorities in the lending to individuals system: coordinating for the regional entrepreneurial community benefits. Terra Economicus, vol. 11, no. 4. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21061514. (In Russian.)

Shafirov L.A. and Oganesyan A.A. (2013). Consumer lending rationalization for the local development benefits: an institutional approach. Terra Economicus, vol. 11, no. 4, part 3, pp. 27-42. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=21515082. (In Russian.)

Volchik V.V., ShafirovL.A. and Oganesyan A.A. (2013). Institutional design and mechanisms of regulation of the consumer credit market in depressed territories. Journal of Economic Regulation, vol. 4, no. 4, pp. 41-59. Available at: http://hjournal.ru/journals/jer.htm. (In Russian.)

Adam T.R. and Streitz D. (2013). Bank Lending Relationships and the Use of Performance-Sensitive Debt. SFB 649 Discussion Paper 2013-027. Available at: http://edoc.hu-berlin.de/series/sfb-649-papers/2013-27/PDF/27.pdf.

Arito Ono and Iichiro Uesugi (2005). The Role of Collateral and Personal Guarantees in Relationship Lending: Evidence from Japan's Small Business Loan Market RIETI Discussion Paper Series 05-E-027. Available at: http://www.rieti.go.jp/jp/publications/dp/05e027.pdf.

Attanasio O., Augsburg B., de Haas R., Fitzsimons E. and Harmgart H. (2013). Group lending or individual lending? Evidence from a randomized field experiment in rural Mongolia. CentER Discussion Paper, vol. 2013-074 Tilburg University. Available at: https://pure.uvt.nl/portal/files/1557735/2013-074.pdf.

Brown J., Cox D., Griffiths S., Sanger N. and Weston D. (2008). Evolving Models of Retail Banking Distribution: Capitalizing on changes in channel usage. Deloitte Center for Banking Solutions. Reinventing Retail Banking Series. Available at: http://www.deloitte.com/assets/dcom-unitedstates/local%20 assets/documents/us_fsi_cbs_evolving_models_may08.pdf.

Chang Beryl Y. (2005). Access to Consumer Credit: Impact on Low vs. High Income Groups. Dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in the department of economics at Fordham University. New York.

Chien J. (2012). Designing Disclosure Regimes for Responsible Financial Inclusion. Public Disclosure Authorized, no. 78.

Christen R.P. and Pearce D. (2006). Managing risks and designing products for agricultural microfinance. Occasional Paper 11. Available at: http://www.ifad.org/ruralfinance/pub/risks.pdf.

De la Torre A., Martinez Peria M.S. and Schmukler S.L. (2010). Bank involvement with SMEs: Beyond relationship lending. Journal of Banking & Finance, no. 34, pp. 2280-2293.

Demirguc-Kunt A. and Klapper L. (2012). Measuring Financial Inclusion. The Global Findex Database. Policy Research Working Paper no. 6025. The World Bank, Development Research Group, Finance and Private Sector Development Team.

Dinsmore P.C. and Cabanis-Brewin J. (eds.) (2011). The AMA Handbook of project management. New York: AMACOM.

DrotskieA. (2009). Customer experience as the strategic differentiator in retail banking. Dissertation presented for the degree PhD in Business Management and Administration University of Stellenbosch Business School Faculty of Economic and Management Science.

Duvendack M., Palmer-Jones R., Copestake J.G., Hooper L., Loke Y. and Rao N. (2011). What is the evidence of the impact of microfinance on the well-being of poor people? London: EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

FarinhaL.A. and Santos J.A.C. (2000). Switching from single to multiple bank lending relationships: determinants and implications. BIS working papers, no. 83. Bank for International Settlements, Monetary and Economic Department, Basel, Switzerland.

Federal Deposit Insurance Corporation (2012). FDIC Community Banking Study. Available at: http:// www.fdic.gov/regulations/resources/cbi/study.html.

Ferri G., Kang Tae Soo and Kim In-June (2001). The Value of Relationship Banking during Financial Crises. Evidence from the Republic of Korea. Policy research working paper no. 2553. The World Bank, Development Research Group, Finance.

FriexasX. and Rochet J.-C. (1999). Microeconomics of banking. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology.

Gersl A. and Jakubik P. (2010). Relationship Lending in the Czech Republic. Working Paper Series of the Czech National Bank (CNB), no. 1. Available at: http://www.ecb.europa.eu/home/pdf/research/ compnet/Toth_2013.pdf??62da72cb0e85a11e2a46d096f642639b.

Ghatak M. (1999). Group lending, local information and peer selection. Journal of Development Economics, vol. 60, pp. 27-50.

GineX. and Karlan D.S. (2010). Group versus Individual Liability: Long Term Evidence from Philippine Microcredit Lending Groups. Available at: http://karlan.yale.edu/p/GroupversusIndividualLending.pdf.

Hermes N., Lensink R. and Teki H.M. (2003). Peer monitoring, social ties and moral hazard in group lending programmes: evidence from Eritrea. Research Report 03E36. University of Groningen, Research Institute SOM (Systems, Organisations and Management).

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Tom 12 № 2

TERRA ECONOMICUS ^ 2014 Tom 12 № 2

Ikechukwu A. (2012). Microfinance Banking in Nigeria: Problems and Prospects. International Journal of Finance and Accounting, no. 1(5), pp. 106-111.

Ivanauskiene N., Auruskeviciene V., Skudiene V. and Nedzinskas S. (2012). Customer perceptions of value: case of retail banking. Organizations and markets in emerging economies, vol. 3, no. 1(5).

Jantan Muhamad and Kamaruddin Abdul Razak (1998). Bank attributes and demographic factors in determining customer choice in retail banking: an analytic hierarchy approach. AAM Journal, no. 2.

Korslund D. and Spengler L. (2012). Strong, Straightforward and Sustainable Banking: A Report on Financial Capital and Impact Metrics of Values Based Banking. Full Report. Global Alliance for Banking on Values. Available at: http://www.gabv.org/wp-content/uploads/Full-Report-GABV-v9d.pdf.

Montoriol Garriga J. (2006). Relationship Lending and Small Business Finance: Empirical Analysis of Cost of Capital, Credit Rationing, and Firm Performance. Economics and Business Department, Univer-sitat Pompeu Fabra Barcelona. Available at: http://www.tdx.cat/bitstream/handle/10803/7344/tjmg. pdf?sequence=1.

Nawai Norhaziah and Shariff Mohd Noor Mohd (2013). Loan Repayment Problems in Microfinance Programs that use Individual Lending Approach: A Qualitative Analysis. Journal of Transformative Entrepreneurship, vol. 1, issue 2, pp. 93-99.

Pande R., Cole S., Sivasankaran A., Bastian G. and Durlacher K. (2012). Does poor people’s access to formal banking services raise their incomes? EPPI-Centre, Social Science Research Unit, Institute of Education, University of London.

Peterson T. (2008). A comparative analysis of sustainable community frameworks. Prepared for: ICLEI - Local Governments for Sustainability. Available at http://www.icleiusa.org/action-center/af-fecting-policy/Sustainability%20Framework%20Analysis.pdf.

PowerA. (2004). Sustainable communities and sustainable development: a review of the sustainable communities plan. Available at: http://sticerd.lse.ac.uk/dps/case/CR/CASEreport23.pdf.

Rutledge S. (2009). Improving Protection in Financial Services for Russian Consumers. ECA Knowledge Brief, issue 1. Available at: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXV0,, contentMDK:22431187~pagePK:146736~piPK:146830~theSitePK:258599,00.html.

Schirr G.R. (2008). New Service Development: User Collaboration in a Unique Process. Dissertation Submitted as partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Business Administration in the Graduate College of the University of Illinois at Chicago.

Uchida H., Udell G.F. and YamoriN. (2008). Loan Officers and Relationship Lending to SMEs. Federal Reserve Bank of San Francisco. Working Paper 2008-17. Available at: http://www.frbsf.org/publications/ economics/papers/2008/wp08-17bk.pdf.

Таблица 1

Избранные работы по отдельным вопросам, связанным с исследованием возможностей гармонизации интересов участников кредитования населения при разработке кредитных продуктов

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

1 Farinha L.A., Santos J.A.C. (2000) Switching from single to multiple bank lending relationships: determinants and implications Банковское дело, кредитование Ежемесячный отчет по кредитованию по банковским операциям с центральным банком в Португалии в период 1980-1996 Выявлено, что к отношениям с несколькими банками склонны заемщики с высоким потенциалом роста и большой задолженностью, либо наоборот

2 Pande R., Cole S., Sivasankaran A., Bastian G., Dur-lacher K. (2012) Does poor people's access to formal banking services raise their incomes? Банковское дело, кредитование Обзорная Повышение доступности кредитов, особенно в сельской местности, потенциально приводит к росту доходов посредством повышения и/или сглаживания потребления, сокращает бедность, способствует повышению заработной платы и росту инвестиций. Доступ индивидов к кредитам также может приводить к повышению доходов социальной группы, к которой принадлежит индивид

3 Norhaziah Nawai, Mohd Noor Mohd Shariff (2013) Loan Repayment Problems in Microfinance Programs that use Individual Lending Approach: A Qualitative Analysis Банковское дело, кредитование, микрофинансы Качественная методология (интервью с избранными респондентами) Выявлены факторы, влияющие на возможность заемщиков погашать кредиты: бизнес-факторы,установки заемщика по отношению к кредитным обязательствам, другое долговое бремя, сумма полученного кредита, опыт в бизнесе, формальность бизнеса, семейное положение

4 Brown J., Cox D., Griffiths S., Sanger N., Weston D. (2008) Evolving Models of Retail Banking Distribution: Capitalizing on changes in channel usage Разработка банковских и кредитных продуктов Теоретическая Сформулированы основные стратегии управления каналами продаж банка: балансировать отношения; разрабатывать продукты для отдельных сегментов потребителей; облегчать потребителям покупку; давать потребителям конкретные направления, где приобретать то, что им нужно; развивать каналы продаж, основываясь на потребностях и нуждах клиентов; отстаивать ценности, характерные для потребителей; развивать сообщества и социальные ценности

О

О

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ...

о о

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

5 Muhamad Jan-tan, Abdul Razak Kamaruddin (1998) Bank attributes and demographic factors in determining customer choice in retail banking: an analytic hierarchy approach Разработка банковских и кредитных продуктов 100 клиентов местных и зарубежных банков в Penang Выявлены значимые факторы выбора клиентами банка: эффективность и диапазон оказываемых услуг, продленное время работы, качество услуг, индивидуальный подход к клиентам. В числе основных услуг, повышающих привлекательность банка: кредиты на образование, индивидуальные кредиты и овердрафты, жилищные кредиты

6 Friexas X., Röchet J.-C. (1999) Microeconomics of banking Банковское дело, кредитование Теоретическая Рассматриваются отношения кредитора и заемщика и различные варианты характеристик займа

7 Beryl Y. Chang (2005) Access to Consumer Credit: Impact on Low vs. High Income Groups Банковское дело, кредитование, эффект от кредитования Данные U.S. Bureau of Labor Statistics and Federal Reserve Bank, 1979-2004 Рост возобновляемых кредитов приводит к увеличению потребления товаров длительного пользования и общего потребления у двух нижних квантильных групп населения и упрощению приобретения жилья для средне- и высокодоходных групп. Однако возобновляемый кредит снижает долю средств, направляемых на сбережения, практически во всех доходных группах, а также искажает оценку влияния доходов на потребление

8 Chien J. (2012) Designing Disclosure Regimes for Responsible Financial Inclusion Финансовая инклюзия Теоретическая, обзорная Транспарентность - основной элемент защиты потребителей банковских услуг. Если предложение финансовых услуг транспарентно, услугами будут пользоваться чаще, и инклюзия в формальный финансовый сектор будет менее рискованной для низкодоходных групп населения, для которых характерен низкий уровень финансовой грамотности и незначительный опыт взаимодействия с финансовыми институтами

9 Demirguc-Kunt A., Klapper L. (2012) Measuring Financial Inclusion. The Global Findex Database Финансовая инклюзия Global Financial Inclusion (Global Findex) Database Более половины взрослого населения мира не имеют доступа к банковским услугам. По крайней мере у 35% из них имеются барьеры, связанные с государственной политикой. Наиболее распространенные барьеры: высокая стоимость финансовых услуг, территориальная удаленность, недостаток необходимой документации. Барьеры значительно варьируют между регионами и для индивидов с разными характеристиками

A.A. ШАФИРОВ

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

10 Ghatak М. (1999) Group lending, local information and peer selection Групповое кредитование Теоретическая Показано, что схемы группового кредитования, использующие объединенные возможности по применению информации, которой обладают заемщики о проектах друг друга, приводит к позитивным результатам при формировании групп заемщиков. Это выгодно для заемщиков, так как надежные заемщики объединяются с такими же надежными партнерами

11 GinéX., Karlan D.S. (2010) Group versus Individual Liability: Long Term Evidence from Philippine Microcredit Lending Groups Групповое кредитование Полевые эксперименты в Green Bank, Philippines (169 and 124 centers in two trials) Индивидуальная ответственность при кредитовании по сравнению с групповой не приводит к изменениям в выплатах. Выявлено, что взаимный мониторинг, действующий при групповой ответственности, не является необходимым. Однако групповая ответственность способна создавать хорошо функционирующие группы, и их новые члены следуют практике и политике остальных. Результаты предполагают, что инновации в кредитовании бедных слоев населения должны лежать в плоскости создания методов индивидуального и более гибкого кредитования

12 Hermes N., Len-sink R., Teki H.M. (2003) Peer monitoring, social ties and moral hazard in group lending programmes: evidence from Eritrea Групповое кредитование Опрос 102 кредитных групп При групповой ответственности взаимный мониторинг и социальные связи лидера группы помогают снизить моральный риск членов группы. Однако взаимный мониторинг и социальные связи других членов группы не приводят к снижению морального риска внутри группы

13 Attanasio 0., Augsburg B., de Haas R., Fitzsi-mons E., Harm-gartH. (2013) Group lending or individual lending? Evidence from a randomized field experiment in rural Mongolia Групповое и индивидуальное кредитование Рандомизированный эксперимент в 40 деревнях в северной части Монголии, 916 наблюдений При оценке влияния групповой и индивидуальной ответственности при кредитовании бедных слоев населения выявлено положительное влияние групповой ответственности на развитие предпринимательства и потребление продовольствия. При групповой ответственности заемщики менее склонны делать неофициальные денежные трансферты родным и близким. Предполагается, что солидарная ответственность может удержать заемщиков от использования кредитных ресурсов на неинвестиционные цели. Различий в процентной ставке для двух типов микрокредитования обнаружено не было

О

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ...

о го

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

14 Ikechukwu А. (2012) Microfinance Banking in Nigeria: Problems and Prospects Кредитование бедных, микрофинансы Теоретическая Микрофинансовые организации в Нигерии основаны с целью финансирования экономически активного бедного населения, которое не имеет доступа к кредитным услугам обычных банков. Микрофинансовым организациям следует способствовать повышению финансовой грамотности своих клиентов до предоставления им займов

15 Duvendack М., Palmer-Jones R., Copestake J.G., Hooper L., Loke Y., Rao N. (2011) What is the evidence of the impact of microfinance on the well-being of poor people? Кредитование бедных, микрофинансы ггпсго-Апапсе Обзорная Практически все оценки эффекта микрофинансов страдают слабой методологией и неадекватными данными

16 Christen R.P., Pearce D. (2006) Managing risks and designing products for agricultural microfinance Кредитование бедных, микрофинансы Теоретическая Показано, что существуют относительно эффективные модели микрофинансирования бедного населения сельских местностей, развитие которых будет способствовать развитию сельского хозяйства, включая предпринимательство и фермерство

17 Drotskie A. (2009) Customer experience as the strategic differentiator in retail banking Разработка розничных банковских продуктов Стратегические планы бизнес-единиц из Bank X, South Africa Менеджеры клиентоориентированных организаций должны очень хорошо понимать потребности, поведение, ожидания и опыт клиентов. Все стратегии менеджмента клиентоориентированных организаций должны быть клиенто-центрированными

18 Ono Arito, Uesu-gi Iichiro (2005) The Role of Collateral and Personal Guarantees in Relationship Lending: Evidence from Japan's Small Business Loan Market Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование «Обзор корпоративных закупок» (2001), «Обзор финансовой среды» (2002), а также «Обзор корпоративного финансового окружения» (2003), проведенное Агентством поддержки малого и среднего бизнеса Японии Кредиты под залог и гарантии предоставляются кредиторами, проводящими более тщательный мониторинг заемщиков. Залоги и гарантии чаще склонны предоставлять заемщики, нацеленные на долгосрочные отношения с банком. Акцент на негативных сторонах залогов и гарантий, рекомендации по концентрации на без-залоговых кредитах по факту затрудняют мониторинг действий заемщиков и могут подрывать развитие банковских услуг на основе тесных взаимоотношений с клиентом (relationship banking) в Японии

Л.А. ШАФИРОВ

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

19 Uchida Н., Udell G.F., Yamori N. (2008) Loan Officers and Relationship Lending to SMEs Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование Управленческое обследование по вопросам корпоративных финансов в регионе Кансай, Япония (июнь 2005 г.), проведенное Исследовательским институтом экономики, торговли и промышленности Японии (RIETI) Крупные банки имеют такие же возможности по сбору «случайной информации», важной для андеррайтинга кредитов на основе тесных взаимоотношений с клиентом (relationship loans), как и мелкие, поэтому обладают таким же потенциалом предоставления банковских услуг на основе тесных взаимоотношений с клиентом (relationship banking)

20 Adam T.R., Stre-itz D. (2013) Bank Lending Relationships and the Use of Perfor-mance-Sensitive Debt Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование База данных Thomson Reuters Loan Pricing Corporation Dealscan (LPC's Dealscan) Кредиты PSD (performance-sensitive debts) рекомендуются для использования при кредитовании на основе тесных взаимоотношений с клиентом (relationship banking), для «непрозрачных» клиентов или имеющих небольшое число альтернатив финансирования

21 De la Torre A., Martinez Peria M.S., Schmukler S.L. (2010) Bank involvement with SMEs: Beyond relationship lending Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование Данные, собранные посредством он-лайн интервью с руководителями и риск-менеджерами банков Аргентины, Чили, Колумбии и Сербии, проведенных World Bank (конец 2006 - начало 2007; данные, собранные в 2006 Международной финансовой корпорацией (IFC) в процессе обследований в Австралии, Бразилии, Индии, Нидерландах, Польше, Тайланде, Великобритании и США; ежегодные обследования предприятий малого и среднего бизнеса за 2002-2006 в Аргентине, Чили, Колумбии, Мексике, Перу, Пуэрто-Рико и Венесуэле Показано, что кредитование малого и среднего бизнеса расширяется за пределы кредитования на основе тесных взаимоотношений с клиентом, предоставляемого малыми и нишевыми банками. Крупные банки, установив отношения с предприятием малого и среднего бизнеса, могут использовать линейки кредитов для населения и потребительских кредитов, предлагая их работникам, собственникам предприятий и членам их семей

О

Со

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ...

Z obi Zl woi Vioz SnOIIAIONCCa VcJcJBl

Продолжение табл. 1

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

22 Gersl А., Jakubik P. (2010) Relationship Lending in the Czech Republic Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование Данные об индивидуальных банковских займах нефинансовых корпораций data в Чешской республике, взятые из CNB's Central Credit Register Первое исследование феномена relationship lending в Чешской республике. Заемщики, прибегающие к таким типам кредитов, имеют более высокую долю овердрафтов, более волатильные доходы, меньшее количество клиентов и имеют меньший размер, чем не использующие такую модель кредитования. Уровень кредитного риска на уровне банка линейно снижается при увеличении в кредитном портфеле банка заемщиков, использующих только «отношенческие» кредиты

23 Montoriol Gar-riga J. (2006) Relationship Lending and Small Business Finance: Empirical Analysis of Cost of Capital, Credit Rationing, and Firm Performance Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование Национальный мониторинг финансов малого бизнеса, проведенный Советом управляющих Федеральной резервной системы и Администрацией малого бизнеса США Подтверждено, что значительную часть прибыли банки получают посредством «отношений» с клиентами. Использование relationship lending создает конкурентное преимущество для кредиторов, особенно когда заемщик нацелен на услуги только одного кредитора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Ferri G., Kang Tae Soo, Kirn In-June (2001) The Value of Relationship Banking during Financial Crises. Evidence from the Republic of Korea Банковское обслуживание на основе тесных взаимоотношений с клиентом, кредитование Данные Департамента кредитной информации Корейской ассоциации банкиров(Корейское кредитное бюро) (15305 наблюдений) Подтверждено, что во время системного кризиса relationship banking (с банками, которые переживают кризис) имеет позитивное значение для заемщиков

25 Schirr G.R. (2008) New Service Development: User Collaboration in a Unique Process Инновации в услугах Длинные неструктурированные интервью Доказано, в частности, что организации, заинтересованные во внедрении инноваций в услугах, должны развивать и поддерживать ориентацию на потребителей

26 Ратледж С. (2009) Совершенствование защиты прав российских потребителей на рынке финансовых услуг Социальный банкинг, защита прав потребителей финансовых услуг Всемирный банк, «Российская Федерация: Диагностическое исследование защиты потребителей в сфере финансовых услуг» По данным Всемирного банка, население России обладает низким уровнем финансовой грамотности и не владеет информацией о своих правах в качестве потребителей финансовых услуг. Рекомендации Всемирного банка по защите прав потребителей финансовых услуг на российском рынке: укрепить институциональную основу; совершенствовать порядок раскрытия информации; ввести запрет недобросовестной деловой практики; укрепить механизмы урегулирования споров; осуществлять программы повышения финансовой грамотности; регулярно проводить обследования финансовой грамотности

104 Л.А. ШАФИРОВ

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

27 KorsLund D., Spengler L. (2012) Strong, Straightforward and Sustainable Banking A Report on Financial Capital and Impact Metrics of Values Based Banking Устойчивый банковский бизнес Теоретическая В числе принципов sustainable banking: долгосрочные взаимоотношения с клиентами, прямое понимание их экономической деятельности и рисков

28 Peterson Т. (2008) A comparative analysis of sustainable community frameworks Устойчивое развитие местного сообщества Теоретическая Концепции («рамки») рассмотрения устойчивых сообществ предпринимают попытки задать форму и направление для социальной, экономической деятельности сообщества, активности в отношении окружающей среды. В исследовании из большого количества многообразных вариантов выделяется три основных вида концепций: экологическая экономика (измерение вклада четырех видов капитала: природного, вещественного, социального и человеческого), индикатор чистого прогресса (GPI, позиционируемый как альтернатива ВВП) и «экологический след» (измерение биологической мощности, затрачиваемой на поддержание стиля жизни сообщества)

29 Power A. (2004) Sustainable communities and sustainable development: A review of the sustainable communities plan Устойчивое развитие местного сообщества Теоретическая Цели устойчивого сообщества: здоровая окружающая среда, преуспевающая экономика, социальное благополучие

О

ел

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ...

г оЫ гі мої пог эпэнлюиоэз

Продолжение табл. 1

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

30 Ибрагимова Д.Х. (2008Ь) Потребности населения в кредитных ресурсах / В кн.: Овчарова Л.Н. (ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение Кредитное поведение Обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), 2007 Степень потребностей во внешних займах является максимальной у молодых семей; в прочих домохозяйствах непенсионеров (где есть взрослые старше 30 лет) она высока тогда, когда есть дети; среди смешанных домохозяйств пенсионеров и непенсионеров больше, условно говоря, мягких отрицателей, т. е. тех, которые скорее всего не будут ничего покупать в кредит. Больше всего потенциальных заемщиков в городах, являющихся областными центрами. Семьи с высоким уровнем доходной обеспеченности лидируют среди уверенных в своих кредитных намерениях и склонных к ним - в данном случае обращение за банковским кредитом является не вынужденным результатом нехватки денежных средств, а частью продуманной финансовой стратегии. При стабильных и достаточно высоких доходах взятие кредита скорее свидетельствует об активных потребительских стратегиях и финансовом благополучии домохозяйства. На планы будущего участия в кредитных программах большое влияние оказывает прошлый личный опыт заимствования. Банковские кредиты и такие источники денежных средств как помощь родственников и сбережения являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими. Образование является базовой ценностью и ресурсом, ради которого даже малообеспеченные слои населения готовы прибегнуть к кредиту и пойти на связанные с ним риски

106 Л.А. ШАФИРОВ

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

31 Ибрагимова Д.Х., Сурков С.В. (2008) Оценка потенциального спроса и возможностей участия населения в жилищных кредитных программах/ В кн.: Овчарова Л.Н. (ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение Кредитное поведение Обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), 2007 Возможность участия населения в кредитах небольшого объема достигает максимума в 10-летних программах, в программах среднего объема (1-2 млн руб.) пик приходится на срок 15 лет, крупного (более 2 млн руб.) - на 20 лет. Прогнозируемое повышение оплаты труда сильнее сказывается на увеличении возможностей домохозяйств взять краткосрочные кредиты, чем средне- и долгосрочные. Несмотря на поступательное развитие потребительского кредитования в последние годы в стране существует достаточно большой, но пока не реализованный вследствие дефицита кредитных ресурсов и социокультурных установок, распространенных в обществе, кредитный потенциал. Только треть домохозяйств, которые имеют возможность участия в кредитных программах и планируют улучшить свои жилищные условия, собираются обратиться за банковским кредитом. Стратегия вовлечения потенциальных клиентов должна быть комплексной: отликвидации финансовой неграмотности и обучения просчитывать риски в различных ситуациях до выстраивания абсолютно транспарентных отношений между банками и заемщиками

32 Ибрагимова Д.Х. (2008а) Жизнь в кредит: ареалы распространения / В кн.: Овчарова Л.Н. (ред.) (2008). Российские домохозяйства накануне финансового кризиса: доходы и финансовое поведение. Кредитное поведение Обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ), 2007 Свыше трети домохозяйств (35%) имеют опыт банковского кредитования (среднее число кредитов, взятых за последние три года, составляет 1,28). Свою кредитную историю имеет практически каждая вторая молодая семья или другая семья непенсионеров (т. е. в которой есть взрослые старше 30 лет). Наличие детей повышает обращаемость семьи за кредитом. Наибольшей кредитной активностью отличаются жители городов, при этом население столиц не является лидером. В 2007 г. доля бытовых заемщиков стала снижаться, а доля автомобильных и жилищных заемщиков - понемногу увеличиваться. Покупка недвижимости является одной из главных тем обращения за кредитом молодых семей (особенно с появлением детей), проживающих большей частью в городах, но не в Москве и Санкт-Петербурге. В столицах, напротив, более популярны автокредиты, которые также распространены в селах и малых городских поселениях. «Двойных» должников больше среди молодых семей с доходами выше среднего, проживающих в областных центрах

О

•"J

ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ...

о

OO

№ Автор(ы), год Название Область исследования Эмпирическая база исследования (или тип статьи, при отсутствии) Основные результаты в контексте исследования

33 Роднина А.Ю. (2014) Факторы конкуренции на российском рынке банковских услуг: региональный аспект Местные и региональные банки Данные Центрального банка РФ Главная тенденция развития регионального банковского сектора РФ в последние годы - сокращение числа региональных банков и экспансия федеральных сетевых банков

34 Козырева П.М. (2012) Финансовое поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ) Финансовое поведение Данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (^МБ-НБЕ) Выявлено, что наиболее характерными особенностями финансового поведения населения, затрудняющими процессы социально-экономической адаптации в нынешней России, являются высокий уровень финансовой пассивности и ориентация граждан на помощь государства, дефицит финансовой грамотности и навыков использования активных практик в этой сфере, низкий уровень доверия к основным финансовым институтам

35 Ivanauskienè N., Auruskeviciené V., Skudiené V., Nedzinskas S. (2012) Customer perceptions of value: Case of retail banking Финансовое поведение Обследование 200 розничных клиентов коммерческих банков в Литве Выявлено, что во время финансовой рецессии для потребителей банковских услуг большую ценность имеют эмоциональные (надежность и безопасность банка, хороший психологический климат при общении с банковским персоналом) и функциональные факторы (качество предоставляемых услуг, компетентность персонала). Факторы социальных ценностей (установленные долгосрочные отношения, личные убеждения, социальная интеграция, мнение и рекомендации родственников, знакомых или друзей) оцениваются более низко

Л.А. ШАФИРОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.