Научная статья на тему 'Гармонизация интересов государства и общества в процессе формирования приоритетов государственной экономической политики'

Гармонизация интересов государства и общества в процессе формирования приоритетов государственной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / STATE ECONOMIC POLICY / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / PRIORITIES / ИНТЕРЕСЫ НАСЕЛЕНИЯ / INTERESTS OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Алеся Генадиевна

В статье рассмотрены приоритетные направления государственной экономической политики России с позиции органов государственной власти и общественного мнения. Предложены меры для активизации участия членов гражданского общества в формировании этих приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF THE INTERESTS OF STATE AND SOCIETY IN THE PROCESS OF STATE ECONOMIC POLICY PRIORITIES ELABORATION

The article describes the priorities of government economic policy in Russia from a position of public authorities and public opinion. The measures to increase the participation of members of civil society in shaping the priorities are offered.

Текст научной работы на тему «Гармонизация интересов государства и общества в процессе формирования приоритетов государственной экономической политики»

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 338.22.021.4

Калинина А.Г.

Гармонизация интересов государства и общества в процессе формирования приоритетов государственной экономической политики

В статье рассмотрены приоритетные направления государственной экономической политики России с позиции органов государственной власти и общественного мнения. Предложены меры для активизации участия членов гражданского общества в формировании этих приоритетов.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, приоритетные направления, интересы населения.

Сегодня все государства функционируют на основе планов, стратегий или концепций развития. Эти документы носят рекомендательный характер действий в области экономики, общества и политики для органов государственной власти в рамках складывающейся социально-экономической и политической конъюнктуры на кратко-, средне- или долгосрочную перспективу. Одним из разделов указанных документов выступает система приоритетов мероприятий органов государственной власти в области государственной экономической политики.

Государственная экономическая политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение национальных и общественно значимых вопросов и проблем посредством использования экономического инструментария.

Система приоритетов государственной экономической политики России заложена в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента, постановлениях Правительства, прогнозах и концепциях социально-экономического развития, дорожных картах и других нормативно -правовых актах Российской Федерации.

С момента избрания на должность Президента Российской Федерации В.В. Путина в нашей стране начинает формироваться новая экономическая политика. Ее главная цель -полная технологическая модернизация экономики.

На наших глазах формируется новая модель экономического роста. Она предполагает возникновение новой технологической базы общества и соответствующей ей модели регулирования социально-экономических процессов, преодоление макроэкономических дисбалансов и выход на новую траекторию роста, появление новой конфигурации резервных валют [1].

Проанализировав основные документы, формирующие систему приоритетов отечественной экономической политики, можно выделить предпочтительные направления:

• создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;

• увеличение объема инвестиций;

• увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики;

• увеличение производительности труда;

• укрепление позиции России в международном рейтинге ведения бизнеса;

• совершенствование бюджетной, налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов и государственных закупок;

• улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;

• модернизация и инновационное развитие экономики;

• модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;

• диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;

• ускорение социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока;

• сбалансированное региональное развитие;

• становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.

Однако в рамках бюджетной политики на период 2014-2016 годов более половины (57%) средств федерального бюджета будут направлены на реализацию мероприятий в рамках социальной сферы, а не на модернизацию экономики (табл. 1).

Таблица 1 [2]

Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2013* 2014 2015 2016

Показатель млрд рублей в % к итогу млрд рублей в% к итогу млрд рублей в% к итогу млрд рублей в % к итогу

расходы, всего 24 976,5 100 26 928,5 100 29 146,6 100 31 230,0 100

в том числе:

общегосударственные вопросы 1 402,9 5,6 1 490,1 5,5 1 523,5 5,2 1 556,8 5,0

национальная оборона 2 100,1 8,4 2 491,0 9,3 3 028,8 10,4 3 380,1 10,8

национальная безо-

пасность и правоохранительная деятель- 2 138,4 8,6 2 160,1 8,0 2 209,9 7,6 2 214,6 7,1

ность

национальная экономика 3 110,3 12,5 3 681,5 13,7 3 619,2 12,4 3 593,1 11,5

жилищно-коммунальное хозяйство 1 061,8 4,3 1 092,5 4,1 1 088,6 3,7 1 168,2 3,7

охрана окружающей среды 45,1 0,2 50,5 0,2 52,4 0,2 54,0 0,2

образование 2 892,0 11,6 3 020,0 11,2 3 307,8 11,3 3 558,3 11,4

культура и кинематография 359,7 1,4 377,9 1,4 407,2 1,4 445,0 1,4

здравоохранение 2 459,1 9,8 2 508,4 9,3 2 638,1 9,1 2 837,3 9,1

социальная политика 8 614,4 34,5 9 171,0 34,1 9 936,7 34,1 10 578,1 33,9

физическая культура и спорт 186,5 0,7 238,6 0,9 261,5 0,9 272,9 0,9

средства массовой информации 114,0 0,5 104,8 0,4 92,0 0,3 89,5 0,3

обслуживание государственного и му- 492,3 2,0 542,2 2,0 596,8 2,0 662,6 2,1

ниципального долга

условно-утвержденные расходы федерального бюджета - - - - 384,0 1,3 819,6 2,6

* здесь и далее - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2013 г.

В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. дополнительные расходы федерального бюджета на приоритетные проекты ранжируются следующим образом: транспортная инфраструктура 39,3 % (2507 млрд руб.), развитие науки и высокотехнологичных отраслей 14,7 % (934 млрд руб.), региональные проекты 13,8 % (877 млрд руб.), здравоохранение 13,5 % (857 млрд руб.), жилищные программы 7,3% (468 млрд руб.), поддержка сельского хозяйства 4,6 % (295 млрд руб.), образование 4,4 % (282 млрд руб.), поддержка экспорта и ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество 2014-2019 гг.» по 1,2% (по 76 млрд руб) [3].

Законодатели, руководители, исполнительная власть России работают с большим напряжением, но не над узловыми проблемами развития нашей страны и повышения благосостояния граждан, а над отдельными, разрозненными проектами, которые не позволяют даже приостановить тенденцию к снижению темпов социально-экономического развития страны. Но Россия сейчас нуждается в крупных, коренных решениях, которые обеспечат ее социально-экономическое развитие [4, с. 137].

Для эффективной реализации государственной политики необходимо на стадии формирования и выявления, ранжирования приоритетных направлений учитывать интересы и предпочтения общества. Без учета общественного мнения многие мероприятия являются не только безуспешными, но и несут негативный характер и нерациональное использование финансовых средств. Ярким примером такого провала была реформа монетизации льгот.

В своем докладе доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политических наук Университета Сент-Томас (Канада) М.А. Молчанов писал: «Пока российские элиты продолжают пренебрегать интересами народа, ключевые задачи экономической модернизации останутся невыполнимыми [5, с. 145]».

ВЦИОМ провел мониторинг общественного мнения россиян по вопросу «отвечают или нет экономические преобразования интересам большинства населения?». Двадцатилетняя практика реализации государственной экономической политики (1992-2013 гг.) не нашла одобрения у населения. Большинство респондентов утверждали об отсутствии учета их интересов в рамках системы государственных приоритетов экономических преобразований. Однако, как видно на рис. 1 линия тренда имеет нисходящий характер, демонстрируя незначительное улучшение ситуации.

Рис. 1. Мнение респондентов о том, отвечают или нет экономические преобразования интересам большинства населения, (РФ, % от числа опрошенных) [6]

Для россиян нважными, требующими непосредственного решения со стороны органов государственной власти, являются вопросы ЖКХ и ЖКУ. Эта проблема остается актуальной на протяжении уже нескольких лет. Следующими в рейтинге народных проблем можно выделить инфляцию, рост цен, безработицу, коррупцию и бюрократизм (рис. 2) [7, с. 106].

Затрудняюсь ответить Задержки выплат заработной платы Ситуация в армии Экология Состояние экономики Демографическая ситуация Ситуация в сфере образования Преступность Наркомания Терроризм Безработица Алкотоли зм Ситуация в сфере здравоохранения Пенсионное обеспечение Уровень жизни населения Коррупция и бюрократизм Инфляция, рост цен

Ситуация в сферах ЖКХ йЖКУ

Рис. 2. Какие проблемы Вы считаете наиболее важными для страны в целом?

Картина значимости тревог российского общества - экономические проблемы (угроза бедности респонденту и его близким), дисфункции государства, деформация нравов и экологические тревоги - показывает, что перспективные приоритеты политики российского государства должны выстраиваться классическим образом в последовательности «человек -общество - природа». Разорвать эту триаду материально-духовных первопотенций невозможно, так как только в единстве ее элементов возникает синергетический феномен жизни. Политика как деятельность может вносить в хаос взаимодействия первопотенций конструктивное или деструктивное начало. Вектор и характер конкретной политики может умножить или уменьшить все или каждую из первопотенций.

Следует обратить внимание, что вопросы в рамках социальной сферы (здравоохранение, образование) не входят в тройку предпочтительных со стороны населения. В свою очередь, государство именно в рамках данного направления выделяет больше всего средств из федерального бюджета.

Такие факторы, как коррупция, инфляция и рост цен, связана с искаженным ими развитием российского предпринимательства. В работе Т.В. Игнатовой показано, что в условиях кризиса под влиянием падения цен на экспортные ресурсы, крушения финансовых пирамид, сужения размаха и объемов неформальных экономических отношений источником скорейшего возврата на траекторию устойчивого развития становятся именно инновации в сфере предпринимательства, которые помогут преодолеть провалы глобального и национального рынков [8, с. 11-16].

Органам государственной власти следует кардинально изменить свое отношение к роли бизнеса и гражданского общества в инициировании, отборе и реализации наиболее

значимых проблем общественного развития. Существующие институциональные правила игры предоставляют ограниченные и декоративные права партнерам по взаимодействию, оставляя главные рычаги и точки принятия решений за чиновниками. При этом сами процедуры носят закрытый и неконтролируемый гражданским обществом характер, что неизбежно приводит к явным перекосам в понимании чиновниками критериев отбора, наиболее значимых потребностей и важнейших ценностей граждан [9, с. 32].

Таким образом, современная система приоритетов государственной экономической политики должна строиться в гармоничном сочетании интересов государства и общества. Использование технологий и инструментариев учета общественного мнения поможет избежать многих провалов и нерационального использования ресурсов государства.

Литература

1. May В. Между модернизацией и застоем: экономическая политика 2012 года // Вопросы экономики. 2013. № 2.

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149516/. Дата обращения 10.04.2014.

3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. http://www.economy.gov.m/minec/activity/sections /macro/prognoz/ doc20130325_06. (Дата обращения 9.04.2014).

4. Аганбегян А. О применении научных методов при подготовке решений социально-экономических проблем // Вопросы экономики. 2013. №7.

5. Сорокожердьев В.В., Хашева З.М., Константиниди Х.А. Измерения стратегии модернизации России // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 4.

6. Мониторинг общественного мнения № 4(116). Июль-август 2013.

7. Мониторинг общественного мнения № 1(119). Январь-февраль 2014.

8. Игнатова Т.В. Формирование комплекса мер управления антикризисным взаимодействием государства и бизнеса // Российское предпринимательство. 2012. № 5 (203).

9. Таймазов А.В. Место и роль приоритетных проблем общественного развития в институциональной модернизации российской экономики // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. №3. Ч. 2.

УДК 323

Дьяченко Л.А.

Творческая элита постсоветской России: основные направления деятельности писательских объединений

В статье предпринимается попытка определения значения и роли творческих союзов в постсоветской России, уделяется внимание вопросам их гражданской позиции, поведения в этом периоде.

Ключевые слова: творческие союзы, государство и культура, гражданское поведение, постперестроечное время, федеральный уровень, региональный уровень.

Актуальность изучения взаимодействия творческой элиты и государства усиливается на каждом этапе политического процесса, что находит отражение в исследованиях. Исследователи пришли к выводу, что творческой элите присущи классические признаки, характеризующие политическую, административную, художественную, научную элиты [1-2; 3, с. 100-107]. С.А. Кислицын показал, что в ряде случаев отдельные представители политической элиты могут входить в научную и другие страты [4]. Творческую элиту в целом можно рассматривать как ярко выраженную социальную страту, обладающую выдающимися качествами и достижениями, как правило, в интеллектуальной, культурной сферах деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.