Научная статья на тему 'Гармонизация эмоционального состояния и психологической устойчивости беременных женщин в процессе подготовки к родам'

Гармонизация эмоционального состояния и психологической устойчивости беременных женщин в процессе подготовки к родам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
668
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО. / PSYCHOLOGICAL STABILITY / EMOTIONAL / PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO PREGNANT WOMEN / SELF-CONTROL / CONSCIOUS PARENTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарвиш О. Б., Богун Т. В.

В работе рассматривается организация и проведения психологического сопровождения беременных женщин по подготовке к родам на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края, показано что предложенная и апробированная программа психологического сопровождения способствует снижению уровня тревожности и напряжения у женщин, увеличению показателей их эмоционального состояния и психологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дарвиш О. Б., Богун Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONISATION EMOTIONAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY PREGNANT WOMEN IN PREPARATION FOR BIRTH

The paper deals with the organization and conduct of psychological support for pregnant women prepare for childbirth at the base of the Regional Perinatal Center Barnaul Altai Territory, it is shown that the proposed and approved by a program of psychological support helps to reduce anxiety and stress in women, increase in the levels of their emotional and psychological stability.

Текст научной работы на тему «Гармонизация эмоционального состояния и психологической устойчивости беременных женщин в процессе подготовки к родам»

базовый стандарт и путь его достижения отсутствуют как самостоятельная единица и отождествляются со стандартами высшего или среднего профессионального образования. Без изменения существующего законодательства в масштабах страны внедрение новых институтов включения в педагогическую профессию невозможно.

В данной ситуации нам кажется полезным введение базового стандарта или же доработка и последующая трансформа-

ция второй квалификационной категории из дополнительной в базовую. Поэтому мы позитивно оцениваем альтернативу введения базовой квалификационной категории при сохранении добровольного принципа аттестации на первую и высшую квалификационные категории, предложенную Минобрнауки в конце 2008 года [20].

Библиографический список

1. Wang A., Coleman A., Coley J., Phelps P. Preparing Teachers Around the World. - Princeton, 2003.

2. Herbert S. Step Up, Step In, Step Out: Report on the Inquiry into the Suitability of Pre-ServiceTeacher Training in Victoria. - Melbourn, 2005.

3. Moskowitz J., Kennedy S. Teacher induction in an era of educational reform: the case of New Zealand [Э/р] / Р/д: http://www2.ed.gov/

pubs/APEC/ch5. html

4. Cameron M. Learning to teach: a literature review of induction theory and practice [Э/р] / Р/д: http://www.nzcer.org.nz/default. php?products_id=1852

5. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium German-speaking community. - Brussels, 2007.

6. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium French community. - Brussels, 2003.

7. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium Flemish community. - Brussels, 2008.

8. Soethart R., Van Heule K. Teacher Education in Belgium, Flemish and French Communities - the situation at the end of the 1990s / TNTEE Publications V.2, №2. - Ghent, 1999.

9. Sacilotto-Vasylenko M. Improving policy and practice of teacher induction into the profession. - TEPE 2009.

10. Gauthier C., Mellouki M. Attracting, Developing, and Retaining Effective Teachers in Quebec. - Quebec, 2003.

11. Ee-gyeong K., You-kyung H. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers: Background Report for Korea. - Seoul, 2002.

12. Snoek M., Wielenga D. Teacher Education in The Netherlands Change of gear [/ B. Moon, L. Vlasceanu, L. Barrows // Institutional Approaches to Teacher Education within Higher Education in Europe: Current Models and New Developments -Bucharest, 2001.

13. The Education System in Finland // The Information Database on Education Systems in Europe. -2008.

14. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 19.03.2001 №«196 [Э/р] / Р/д http://www.zonazakona.ru/law/zakon_rf/2257

15. Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 26.06.2000 №1908 [Э/р] Р/д: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/1908.html

16. О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 15.08.2000 №297/19-10 [Э/р] / Р/д: http://www.websib.ru/education/psycho/letter8.htm

17. Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной

категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам): Приложение к письму Минобразования РФ 29.03.2001 №20-52-

1350/20-5 [Э/р] / Р/д: http://ivnrono.narod.ru/kadr_attest.htm

18. Квалификационные разряды и характеристики должностей в образовательные учреждения [Э/р] / Р/д: http://www.audit-

it.ru/articles/account/otrasl/a101/43894.html

19. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14.08.2009 №593 [Э/р] / Р/д: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940

20. Предложения по новому порядку аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений [Э/р] / Р/д: http://mon.gov.ru/press/news/5006/

Статья поступила в редакцию 01.12.10

УДК 159.95

О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected];

Т.В. Богун, асп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected]

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ

В работе рассматривается организация и проведения психологического сопровождения беременных женщин по подготовке к родам на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края, показано что предложенная и апробированная программа психологического сопровождения способствует снижению уровня тревожности и напряжения у женщин, увеличению показателей их эмоционального состояния и психологической устойчивости.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, эмоциональное состояние, психологическое сопровождение беременных женщин, саморегуляция, осознанное родительство.

Беременность является поворотным моментом в жизни должна осознать себя в новой социальной роли - в роли

женщины. Появление ребенка знаменует начало новой жизни матери.

для всех окружающих. Женщина, которая до этого мыслила По мере того, как женщина все более погружается в осоз-

себя в качестве дочери, жены, подруги, сотрудницы, шефа, нание своей новой роли, ее прежние амбиции и устремления,

карьера и даже дружеские отношения вытесняются из сознания. Внутри нее происходит борьба между нарождающимися материнскими чувствами и необходимостью перестроить свою жизнь с ориентацией на ребенка. Воздействие беременности на психику женщины столь значительно, что многие авторы (А.И. Брусиловский, И.В. Добряков, А.И. Захаров, С. Гроф, Н.П. Коваленко-Маджуга и др.) рассматривают ее как кризисную ситуацию, которая сопровождается оживлением внутренних конфликтов, противоречий, тревог прошлого.

Вынашивание и роды являются естественной функцией организма женщины, но в то же время служат тяжелым испытанием для женщины и ее психики. Зачастую они подходят к беременности и родам с отрицательными эмоциями, так как уже имели негативный опыт проживания беременности. Снятию или уменьшению существующих отрицательных факторов и формированию психологической устойчивости беременных женщин способствует психологическая подготовка к родам [1; 2].

Констатирующий эксперимент, который проводился на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края, показал, что у беременных женщин проявляется высокое тревожное состояние, отрицательные установки, наблюдаются конфликты с беременностью, особенно у женщин с негативным опытом беременности. Наблюдается проявление психологического стресса, вызываемое психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие, предвосхищение женщиной возможности опасных последствий воздействующей ситуации. Женщины на начальных сроках беременности отличаются мнительностью, рассеянностью, нуждаются в разъяснении закономерностей родового процесса, в поддержке со стороны специалистов, в психологическом сопровождении, которое понимается как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных условий психологического комфорта, понимание ситуации, помощи в разрешении противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение родителей. Возможные риски, присущие женщинам, могут быть сняты, если они будут проявлять определенную устойчивость в тех или иных ситуациях.

С целью совершенствования подготовки беременных женщин к родам нами была разработана программа «Психологическое сопровождение женщин с негативным опытом беременности», которую мы внедрили и апробировали в вышеназванном центре. В эксперименте участвовали две группы женщин: условно здоровые (УЗ), имеющие благополучный исход беременности и воспоминания о ней, и невынашивае-мые беременность (НБ), имеющие один и более выкидышей в анамнезе. Группы формировались по 14 человек.

Целью программы явилась гармонизация эмоционального состояния и психологической устойчивости женщин в период беременности.

Задачи программы: научить взаимодействовать с новым состоянием, «новым миром», совладать с тревогами и страхами, управлять чувствами; пробудить скрытые резервы организма с помощью естественно звучащего голоса, научиться совмещать навыки дыхательных упражнений и голосовых упражнений для снятия болевого синдрома; способствовать преобразованию негативного образа родов в позитивный; развить способы контакта с ребенком (внутренним и реальным). Система психологического сопровождения беременных женщин к родам включает теоретическую и практическую подготовку.

Теоретическая подготовка включает: лекции и беседы о течении беременности и родов, развитии внутриутробного плода; воспитание чувства материнства, любви к ребенку, к семье; приобщение к родительской культуре, знакомство с народными традициями деторождения, правилами поведения, гигиены, питания, а также грудного вскармливания.

Практическая подготовка предполагает: тренинги, психологическое консультирование, релаксацию и медитации, гимнастику, проведение психологической коррекции.

Содержанием программы явилось:

- обучение беременных женщин руководить эмоциями во время беременности, используя дыхательные практики, визуализации, преобразование негативных мыслей;

- формирование психологических установок, настроя, стабилизация эмоционального состояния перед родами, построение позитивного плана родов, образа родов;

- формирование представлений о жизни и воспитании до рождения ребенка, приобретение навыков творческого общения с ними через пение, рисунок, мыслеформы, стихи;

- обучение приемам психологической саморегуляции;

- обучение техникам родов (обезболивание с помощью дыхательных и голосовых упражнений), которые позволяют сконцентрировать внимание, расслабляют, успокаивают, снимают напряжение в грудном отделе позвоночника, осуществляют мягкий массаж органов брюшной полости, способствуют более рациональному использованию вдыхаемого кислорода -ведь на каждый вдох мы тратим силы, да и дыхательные мышцы тоже должны снабжаться кислородом; голосовые упражнения позволяют общаться с маткой - органом материнства и малышом;

- обучение самомассажу, физиологическим удобным позам во время родов;

- привлечение значимых людей в процессе протекания беременности, родов, жизни ребенка (общение с нерожденным малышом папы, близких родственников);

- приобретение навыков воспитания ребенка и ухода за ним [3].

Приходящим на занятия женщинам предлагалось пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение женщины и ее мужа к беременности, изучался психологический климат в семье, взаимоотношения между супругами, выявлялись имеющиеся у них соответствующие знания.

У женщин был выявлен высокий уровень тревожности, ими отмечены факторы, являющиеся стрессом во время беременности: тревога за будущего малыша (100%); госпитализация в больницу (70%); страх перед родами на сроке 33-35 недель (50%), на сроке 30 недель (40%) - «периодами»; на сроке 25-35 недель (70%).

В процессе исследования осуществлялось отслеживание влияния психопрофилактических занятий на эмоциональное состояние женщин, их психологическую устойчивость.

В качестве инструментария мы использовали опросник на определение уровня тревожности, разработанный Ч.Д. Спил-бергером и адаптированный в русском переводе Ю.Л. Ханиным (таблица 1).

Как видно из таблицы, пройдя психологическую подготовку, уровень тревожности у беременных значительно снижается. У них появляется уверенность в информации, которую получают, они чаще расслабляются, релаксируют, руководят своими эмоциями. К тому же качественно меняется отношение женщины не только к ожидаемому ребенку, но и к его отцу.

Таблица 1

Средние показатели тревожности в группах

Показатели эффективности Исследуемые группы примечание

группа «УЗ» группа «НБ»

без психол. подготовки с психол. подготовкой без психол. подготовки с психол. подготовкой

1.Уровень тревожности 1.1. По шкале ситуативной тревожности 57 (высокая) 41 (умеренная) 31 (низкая) 44-45 (умеренная) Шкала: низкая - меньше 41 балла; умеренная -41-45 баллов; высокая -46 и более баллов.

1.2. По шкале самооценки личностной тревожности 47 (высокая) 40 (низкая) 50 (высокая) 44 (умеренная) Шкала: низкая - меньше 35 баллов; умеренная -35-44 балла; высокая -45 и более баллов.

Снижение тревожности и напряжения мы также отметили по результатам теста Кэттела. Наблюдается значительное снижение тревоги в группе женщин с «НБ» и «УЗ» (с 6,8 - до 6 стенов) и напряжения (с 7,3 - до 6,2 стенов) группах. Увеличились показатели эмоциональной и моральной устойчивости в группе женщин с «НБ» (с 7 до 7,5 стенов, с 7,1 до 7,3 стенов), в «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов, с 7 до 7,2 стенов) группах. Эмоциональная чувствительность несколько увеличилась в группе женщин с «НБ» (с 6,5 до 6,6 стенов), в «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов). Показатели самостоятельности и самодисциплины практически не изменились: в группе женщин с «НБ» (6,5 и 7 стенов), в «УЗ» (6,4 и 7,2). Показатели интеллекта и восприимчивости к новому - не существенно увеличились в обеих группах: в группе женщин с «НБ» - (4,8 - 6,7 стенов), это объясняется тем, что женщины уже готовы к встрече с малышом, и их касается только благополучное рождение ребенка, необходимые знания они получили; в контрольной - (5 - 6,4 стенов). Проницательность и мечтательность увеличилась незначительно и в группе женщин с «НБ» (6,7 - 4,6 стенов), и в «УЗ» (6,4 - 6 стенов). Показатели подозрительности снизились в группе женщин с «НБ» (с 6,1 до 5,8 стенов), в группе «УЗ» (с 5,8 до 5 стенов). Показатели доминантности и веры в удачу в группе женщин с «НБ» остались те же. В группе «УЗ» показатели доминантности несколько снизились (с 5,7 до 5,5), увеличились (с 5 до 5,5 стенов - вера в удачу). Показатели смелости остались такие же в обеих группах. Общительность

- в группе женщин с «НБ» на том же уровне, а в группе «УЗ» увеличилась всего (с 7,2 до 7,3).

Данные методики подтвердили, что наличие определенных установок (на материнство, на наличие полной семьи и т. п.) позволяет женщине сохранять готовность действовать

Библиографический список

определенным образом в похожих ситуациях. А представление о беременности, материнстве, будущем ребенке и интерес к его внутриутробному развитию формирует психологическую устойчивость и гармонизируют эмоциональное состояние женщины. Уже сама беременность становится этапом значительного роста материнской любви. И это естественно, что она просыпается, так как женщина должна быть готова выполнить функции матери.

В данной работе новыми являются следующие положения и результаты: у беременных женщин с диагнозом «привычное невынашивание в анамнезе» обнаруживается неверие в успешное вынашивание, а при вынашивании в успешное родо-разрешение; наблюдаются фобические явления (страх возможности невынашивания беременности, беспокойство за будущего ребенка, его жизнеспособности), которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью, проявляется постоянная готовность к неблагоприятному исходу беременности и в связи с этим высокое тревожное состояние; психологическое сопровождение женщин с негативным опытом беременности является действенным инструментом перестройки негативных мыслеобразов, способствует достижению гармоничного эмоционального состояния их психологической устойчивости.

Таким образом, предложенная и апробированная нами программа психологического сопровождения способствует снижению уровня тревожности и напряжения у женщин, увеличению показателей эмоционального состояния, психологической устойчивости, формированию мотивации на проникновенный контакт матери и ребенка, освоению способов поведения в процессе подготовки к родам.

1. Васичкина, Е.В. Образ будущего ребенка у беременной женщины: особенности содержания и средства формирования: «Перинатальная психология и психология родительства» / Е.В. Васичкина, Г.Г. Филиппова. - М. - Обнинск, 2007. - № 1.

2. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов // Перинатальная психология, медикосоциальные проблемы. - СПб.: СПбГУ. - 2001.

3. Дарвиш, О.Б. Образ мира женщин в период беременности / О.Б. Дарвиш, Т.В. Рябова // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул: БГПУ, 2005.

Статья поступила в редакцию 01.12.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.