базовый стандарт и путь его достижения отсутствуют как самостоятельная единица и отождествляются со стандартами высшего или среднего профессионального образования. Без изменения существующего законодательства в масштабах страны внедрение новых институтов включения в педагогическую профессию невозможно.
В данной ситуации нам кажется полезным введение базового стандарта или же доработка и последующая трансформа-
ция второй квалификационной категории из дополнительной в базовую. Поэтому мы позитивно оцениваем альтернативу введения базовой квалификационной категории при сохранении добровольного принципа аттестации на первую и высшую квалификационные категории, предложенную Минобрнауки в конце 2008 года [20].
Библиографический список
1. Wang A., Coleman A., Coley J., Phelps P. Preparing Teachers Around the World. - Princeton, 2003.
2. Herbert S. Step Up, Step In, Step Out: Report on the Inquiry into the Suitability of Pre-ServiceTeacher Training in Victoria. - Melbourn, 2005.
3. Moskowitz J., Kennedy S. Teacher induction in an era of educational reform: the case of New Zealand [Э/р] / Р/д: http://www2.ed.gov/
pubs/APEC/ch5. html
4. Cameron M. Learning to teach: a literature review of induction theory and practice [Э/р] / Р/д: http://www.nzcer.org.nz/default. php?products_id=1852
5. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium German-speaking community. - Brussels, 2007.
6. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium French community. - Brussels, 2003.
7. Structures of education, vocational training and adult systems in Europe, Belgium Flemish community. - Brussels, 2008.
8. Soethart R., Van Heule K. Teacher Education in Belgium, Flemish and French Communities - the situation at the end of the 1990s / TNTEE Publications V.2, №2. - Ghent, 1999.
9. Sacilotto-Vasylenko M. Improving policy and practice of teacher induction into the profession. - TEPE 2009.
10. Gauthier C., Mellouki M. Attracting, Developing, and Retaining Effective Teachers in Quebec. - Quebec, 2003.
11. Ee-gyeong K., You-kyung H. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers: Background Report for Korea. - Seoul, 2002.
12. Snoek M., Wielenga D. Teacher Education in The Netherlands Change of gear [/ B. Moon, L. Vlasceanu, L. Barrows // Institutional Approaches to Teacher Education within Higher Education in Europe: Current Models and New Developments -Bucharest, 2001.
13. The Education System in Finland // The Information Database on Education Systems in Europe. -2008.
14. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, 19.03.2001 №«196 [Э/р] / Р/д http://www.zonazakona.ru/law/zakon_rf/2257
15. Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений от 26.06.2000 №1908 [Э/р] Р/д: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/1908.html
16. О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений 15.08.2000 №297/19-10 [Э/р] / Р/д: http://www.websib.ru/education/psycho/letter8.htm
17. Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной
категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам): Приложение к письму Минобразования РФ 29.03.2001 №20-52-
1350/20-5 [Э/р] / Р/д: http://ivnrono.narod.ru/kadr_attest.htm
18. Квалификационные разряды и характеристики должностей в образовательные учреждения [Э/р] / Р/д: http://www.audit-
it.ru/articles/account/otrasl/a101/43894.html
19. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14.08.2009 №593 [Э/р] / Р/д: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940
20. Предложения по новому порядку аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений [Э/р] / Р/д: http://mon.gov.ru/press/news/5006/
Статья поступила в редакцию 01.12.10
УДК 159.95
О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected];
Т.В. Богун, асп. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected]
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ
В работе рассматривается организация и проведения психологического сопровождения беременных женщин по подготовке к родам на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края, показано что предложенная и апробированная программа психологического сопровождения способствует снижению уровня тревожности и напряжения у женщин, увеличению показателей их эмоционального состояния и психологической устойчивости.
Ключевые слова: психологическая устойчивость, эмоциональное состояние, психологическое сопровождение беременных женщин, саморегуляция, осознанное родительство.
Беременность является поворотным моментом в жизни должна осознать себя в новой социальной роли - в роли
женщины. Появление ребенка знаменует начало новой жизни матери.
для всех окружающих. Женщина, которая до этого мыслила По мере того, как женщина все более погружается в осоз-
себя в качестве дочери, жены, подруги, сотрудницы, шефа, нание своей новой роли, ее прежние амбиции и устремления,
карьера и даже дружеские отношения вытесняются из сознания. Внутри нее происходит борьба между нарождающимися материнскими чувствами и необходимостью перестроить свою жизнь с ориентацией на ребенка. Воздействие беременности на психику женщины столь значительно, что многие авторы (А.И. Брусиловский, И.В. Добряков, А.И. Захаров, С. Гроф, Н.П. Коваленко-Маджуга и др.) рассматривают ее как кризисную ситуацию, которая сопровождается оживлением внутренних конфликтов, противоречий, тревог прошлого.
Вынашивание и роды являются естественной функцией организма женщины, но в то же время служат тяжелым испытанием для женщины и ее психики. Зачастую они подходят к беременности и родам с отрицательными эмоциями, так как уже имели негативный опыт проживания беременности. Снятию или уменьшению существующих отрицательных факторов и формированию психологической устойчивости беременных женщин способствует психологическая подготовка к родам [1; 2].
Констатирующий эксперимент, который проводился на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края, показал, что у беременных женщин проявляется высокое тревожное состояние, отрицательные установки, наблюдаются конфликты с беременностью, особенно у женщин с негативным опытом беременности. Наблюдается проявление психологического стресса, вызываемое психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие, предвосхищение женщиной возможности опасных последствий воздействующей ситуации. Женщины на начальных сроках беременности отличаются мнительностью, рассеянностью, нуждаются в разъяснении закономерностей родового процесса, в поддержке со стороны специалистов, в психологическом сопровождении, которое понимается как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных условий психологического комфорта, понимание ситуации, помощи в разрешении противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение родителей. Возможные риски, присущие женщинам, могут быть сняты, если они будут проявлять определенную устойчивость в тех или иных ситуациях.
С целью совершенствования подготовки беременных женщин к родам нами была разработана программа «Психологическое сопровождение женщин с негативным опытом беременности», которую мы внедрили и апробировали в вышеназванном центре. В эксперименте участвовали две группы женщин: условно здоровые (УЗ), имеющие благополучный исход беременности и воспоминания о ней, и невынашивае-мые беременность (НБ), имеющие один и более выкидышей в анамнезе. Группы формировались по 14 человек.
Целью программы явилась гармонизация эмоционального состояния и психологической устойчивости женщин в период беременности.
Задачи программы: научить взаимодействовать с новым состоянием, «новым миром», совладать с тревогами и страхами, управлять чувствами; пробудить скрытые резервы организма с помощью естественно звучащего голоса, научиться совмещать навыки дыхательных упражнений и голосовых упражнений для снятия болевого синдрома; способствовать преобразованию негативного образа родов в позитивный; развить способы контакта с ребенком (внутренним и реальным). Система психологического сопровождения беременных женщин к родам включает теоретическую и практическую подготовку.
Теоретическая подготовка включает: лекции и беседы о течении беременности и родов, развитии внутриутробного плода; воспитание чувства материнства, любви к ребенку, к семье; приобщение к родительской культуре, знакомство с народными традициями деторождения, правилами поведения, гигиены, питания, а также грудного вскармливания.
Практическая подготовка предполагает: тренинги, психологическое консультирование, релаксацию и медитации, гимнастику, проведение психологической коррекции.
Содержанием программы явилось:
- обучение беременных женщин руководить эмоциями во время беременности, используя дыхательные практики, визуализации, преобразование негативных мыслей;
- формирование психологических установок, настроя, стабилизация эмоционального состояния перед родами, построение позитивного плана родов, образа родов;
- формирование представлений о жизни и воспитании до рождения ребенка, приобретение навыков творческого общения с ними через пение, рисунок, мыслеформы, стихи;
- обучение приемам психологической саморегуляции;
- обучение техникам родов (обезболивание с помощью дыхательных и голосовых упражнений), которые позволяют сконцентрировать внимание, расслабляют, успокаивают, снимают напряжение в грудном отделе позвоночника, осуществляют мягкий массаж органов брюшной полости, способствуют более рациональному использованию вдыхаемого кислорода -ведь на каждый вдох мы тратим силы, да и дыхательные мышцы тоже должны снабжаться кислородом; голосовые упражнения позволяют общаться с маткой - органом материнства и малышом;
- обучение самомассажу, физиологическим удобным позам во время родов;
- привлечение значимых людей в процессе протекания беременности, родов, жизни ребенка (общение с нерожденным малышом папы, близких родственников);
- приобретение навыков воспитания ребенка и ухода за ним [3].
Приходящим на занятия женщинам предлагалось пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение женщины и ее мужа к беременности, изучался психологический климат в семье, взаимоотношения между супругами, выявлялись имеющиеся у них соответствующие знания.
У женщин был выявлен высокий уровень тревожности, ими отмечены факторы, являющиеся стрессом во время беременности: тревога за будущего малыша (100%); госпитализация в больницу (70%); страх перед родами на сроке 33-35 недель (50%), на сроке 30 недель (40%) - «периодами»; на сроке 25-35 недель (70%).
В процессе исследования осуществлялось отслеживание влияния психопрофилактических занятий на эмоциональное состояние женщин, их психологическую устойчивость.
В качестве инструментария мы использовали опросник на определение уровня тревожности, разработанный Ч.Д. Спил-бергером и адаптированный в русском переводе Ю.Л. Ханиным (таблица 1).
Как видно из таблицы, пройдя психологическую подготовку, уровень тревожности у беременных значительно снижается. У них появляется уверенность в информации, которую получают, они чаще расслабляются, релаксируют, руководят своими эмоциями. К тому же качественно меняется отношение женщины не только к ожидаемому ребенку, но и к его отцу.
Таблица 1
Средние показатели тревожности в группах
Показатели эффективности Исследуемые группы примечание
группа «УЗ» группа «НБ»
без психол. подготовки с психол. подготовкой без психол. подготовки с психол. подготовкой
1.Уровень тревожности 1.1. По шкале ситуативной тревожности 57 (высокая) 41 (умеренная) 31 (низкая) 44-45 (умеренная) Шкала: низкая - меньше 41 балла; умеренная -41-45 баллов; высокая -46 и более баллов.
1.2. По шкале самооценки личностной тревожности 47 (высокая) 40 (низкая) 50 (высокая) 44 (умеренная) Шкала: низкая - меньше 35 баллов; умеренная -35-44 балла; высокая -45 и более баллов.
Снижение тревожности и напряжения мы также отметили по результатам теста Кэттела. Наблюдается значительное снижение тревоги в группе женщин с «НБ» и «УЗ» (с 6,8 - до 6 стенов) и напряжения (с 7,3 - до 6,2 стенов) группах. Увеличились показатели эмоциональной и моральной устойчивости в группе женщин с «НБ» (с 7 до 7,5 стенов, с 7,1 до 7,3 стенов), в «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов, с 7 до 7,2 стенов) группах. Эмоциональная чувствительность несколько увеличилась в группе женщин с «НБ» (с 6,5 до 6,6 стенов), в «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов). Показатели самостоятельности и самодисциплины практически не изменились: в группе женщин с «НБ» (6,5 и 7 стенов), в «УЗ» (6,4 и 7,2). Показатели интеллекта и восприимчивости к новому - не существенно увеличились в обеих группах: в группе женщин с «НБ» - (4,8 - 6,7 стенов), это объясняется тем, что женщины уже готовы к встрече с малышом, и их касается только благополучное рождение ребенка, необходимые знания они получили; в контрольной - (5 - 6,4 стенов). Проницательность и мечтательность увеличилась незначительно и в группе женщин с «НБ» (6,7 - 4,6 стенов), и в «УЗ» (6,4 - 6 стенов). Показатели подозрительности снизились в группе женщин с «НБ» (с 6,1 до 5,8 стенов), в группе «УЗ» (с 5,8 до 5 стенов). Показатели доминантности и веры в удачу в группе женщин с «НБ» остались те же. В группе «УЗ» показатели доминантности несколько снизились (с 5,7 до 5,5), увеличились (с 5 до 5,5 стенов - вера в удачу). Показатели смелости остались такие же в обеих группах. Общительность
- в группе женщин с «НБ» на том же уровне, а в группе «УЗ» увеличилась всего (с 7,2 до 7,3).
Данные методики подтвердили, что наличие определенных установок (на материнство, на наличие полной семьи и т. п.) позволяет женщине сохранять готовность действовать
Библиографический список
определенным образом в похожих ситуациях. А представление о беременности, материнстве, будущем ребенке и интерес к его внутриутробному развитию формирует психологическую устойчивость и гармонизируют эмоциональное состояние женщины. Уже сама беременность становится этапом значительного роста материнской любви. И это естественно, что она просыпается, так как женщина должна быть готова выполнить функции матери.
В данной работе новыми являются следующие положения и результаты: у беременных женщин с диагнозом «привычное невынашивание в анамнезе» обнаруживается неверие в успешное вынашивание, а при вынашивании в успешное родо-разрешение; наблюдаются фобические явления (страх возможности невынашивания беременности, беспокойство за будущего ребенка, его жизнеспособности), которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью, проявляется постоянная готовность к неблагоприятному исходу беременности и в связи с этим высокое тревожное состояние; психологическое сопровождение женщин с негативным опытом беременности является действенным инструментом перестройки негативных мыслеобразов, способствует достижению гармоничного эмоционального состояния их психологической устойчивости.
Таким образом, предложенная и апробированная нами программа психологического сопровождения способствует снижению уровня тревожности и напряжения у женщин, увеличению показателей эмоционального состояния, психологической устойчивости, формированию мотивации на проникновенный контакт матери и ребенка, освоению способов поведения в процессе подготовки к родам.
1. Васичкина, Е.В. Образ будущего ребенка у беременной женщины: особенности содержания и средства формирования: «Перинатальная психология и психология родительства» / Е.В. Васичкина, Г.Г. Филиппова. - М. - Обнинск, 2007. - № 1.
2. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов // Перинатальная психология, медикосоциальные проблемы. - СПб.: СПбГУ. - 2001.
3. Дарвиш, О.Б. Образ мира женщин в период беременности / О.Б. Дарвиш, Т.В. Рябова // Психологическое здоровье и психологическая культура в образовании: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Барнаул: БГПУ, 2005.
Статья поступила в редакцию 01.12.10