Научная статья на тему 'Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории'

Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11877
2302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИИ ЭЛИТ / ТЕОРИИ ЭЛИТ / УПРАВЛЯЮЩИЕ / УПРАВЛЯЕМЫЕ / THEORIES OF ELITES (ELITISM) / ELITOLOGY / POLITICAL ELITOLOGY / CONCEPTS OF ELITES / MANAGERIAL CLASSES / MANAGEABLE PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володин Константин Сергеевич

В статье реферируются научные воззрения основателей политической элитологии – Г. Моска и В. Парето. Разбор классических теорий элит, широко присутствующий во вводных главах многочисленных эмпирических работ, дополнен самостоятельной позицией автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAETANO MOSCA AND VILFREDO PARETO: REVIEW OF THE THEORY

Scientific views of founders of the political elitology – G. Mosca and V. Pareto are reviewed in the article. The analysis of classical theories of elites (elitism) which is widely presented in introductory chapters of numerous empirical works is supplemented with the independent author’s position.

Текст научной работы на тему «Гаэтано Моска и Вильфредо Парето: обзор теории»

ГАЭТАНО МОСКА И ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО: ОБЗОР ТЕОРИИ1

ВОЛОДИН Константин Сергеевич

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, аспирант кафедры международных отношений и политологии, e-mail: volodin-konstantin@mail.ru

В статье реферируются научные воззрения основателей политической элитологии - Г. Моска и В. Парето. Разбор классических теорий элит, широко присутствующий во вводных главах многочисленных эмпирических работ, дополнен самостоятельной позицией автора.

Ключевые слова: элитология, политическая элитология, концепции элит, теории элит, управляющие, управляемые.

Задача презентации классических теорий элит облегчается наличием качественных обобщений по истории элитологии, сделанных Г. К. Ашиным [1] и им же вместе с группой ростовских политологов: А. В. Понеделковым, В. Г. Игнатовым и А. М. Старостиным [2], Д. Г. Сельцером [3] и др.

Теория элит была заложена в конце XIX - начале XX вв. итальянскими социологами Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. В научном мире возникла потребность разобраться в проблемах власти и ее субъекта, причем без морализаторства и этических комментариев, как справедливо подчеркнула О. В. Крыштанов-ская. Моска и Парето выполнили эту задачу. Они превратили политику из искусства управления в науку об управлении. Вместо религиозных, этических и идеальных соображений в духе Платона были, наконец, выработаны научные критерии анализа властных отношений [4].

1 Статья написана в рамках темы «Механизмы и акторы принятия решений: прикладное исследование (на материалах городов европейской части России)» (шифр - 2010-1.1-306-127) федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (научно-исследовательские работы, лот «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области юридических и политических наук»).

Моска сформулировал теорию правящего класса. Парето ввел в научный оборот термин «элита». За кем приоритет в «открытии» элитологии? Это явилось причиной спора обоих ученых и источником личных обид. В 1994-1996 гг. работы и Моска [5-6], и Парето [7-10] были, хоть и фрагментарно, но все же изданы на русском языке, в основном в журнале «Социс».

В чем заслуги Моска и Парето перед наукой?

Во-первых, они написали азбуку доктрины. Последующие элитаристы развивали, переосмысливали отдельные ее положения, но фундаментальные основания сохранились. Они признали элитарность любого общества, его неизбежное разделение на властвующее, господствующее меньшинство и зависимое, подчиняющееся большинство, считая такое разделение естественной природой человека и общества.

Во-вторых, они вычленили объект и предмет науки, систематизировали накопленные знания о правящих меньшинствах, сформулировали законы бытования и смены элит.

В-третьих, они показали схему смены элит, в основе которой борьба за власть, утверждая, что никто не хочет добровольно уступать посты и положение. Оттого элита стремится сохранить и передать по наследству свой статус, а значит борьба за место во власти неизбежна.

В-четвертых, Моска и Парето утверждали, что основная борьба происходит между доминирующей политической элитой и конкурирующими элитами, стремящимися прийти к власти. Вместо классового подхода Маркса с его конфликтом эксплуататоров и эксплуатируемых элитисты предлагали принципиально иную модель общественного развития, где мотор движения -борьба элит.

В-пятых, и Моска, и Парето говорили об особых качествах и миссии элиты, ее тяге к управлению, групповой сплоченности, основанной не только на общности профессионального статуса, социального положения и интересов, но и на элитарном самосознании, восприятии себя особым слоем, призванным руководить обществом.

В-шестых, оба ученых отвергали саму возможность, даже гипотетическую, построения пролетарского государства. Моска

предупреждал о его неизбежном перерождении в крайне бюрократизированное государство, и нигде и никогда не возникнет более могущественной олигархии, более сильной мафии, чем в таком обществе. В переиздании «Элементов политической науки» в 1923 г. Моска, чуть позже авторов известного российского сборника «Из глубины» [11] Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.), говорил о превращении коммунистического режима в России в «чудовищный деспотизм». Парето в своем фундаментальном труде «Социалистические системы» предрек крах такого сценарного развития событий: следствием классовой борьбы будет не установление диктатуры пролетариата, а господство привилегированной элиты, якобы выступающей от имени пролетариата.

В-седьмых, и Моска, юрист и социолог, и Парето, экономист и социолог, формируя новую науку, не могли не использовать междисциплинарный метод.

Концепция правящего класса была сформулирована профессором Туринского и Римского университетов Моской в книге «Элементы политической науки», вышедшей в 1896 г. Он стал особенно знаменит после публикации в 1939 г. на английском языке книги «Правящий класс» [12], по сути, англоязычной версии «Элементов...».

Моска вычленил элиту как специальный объект исследования, провел анализ ее структуры, функционирования, прихода к власти, причин вырождения и упадка, смены контрэлитой (восходящая и нисходящая мобильность). Понятию «элита» Моска предпочел термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является базой для правящего класса.

Моска сформулировал закон социально-политической дихотомии общества: «Во всех обществах (начиная со слаборазвитых вплоть до наиболее развитых) существуют два класса людей -класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все, политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время, как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется первым в форме, которая

более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу материальные средства существования. ...В реальной жизни мы все признаем существование этого правящего (или политического) класса» [13].

Моска проанализировал проблему рекрутирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является его организованность, способность к управлению другими людьми и материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Причем, полагаем, Моска был далек от ценностных, меритократических представлений о правящем классе, все-таки выступая с позиций функционального подхода. Ведь для ученого способность правящего класса к управлению и превосходство вовсе не предполагали обладание передовыми, более высокими по отношению к остальной части населения ценностными, этическими и нравственными качествами. Для Моска нет сомнений, что на первый план выходят другие ценности: власть имущие, как правило, богаче, а быть богатым - значит быть могущественным».

При этом Моска утверждал, что фундаментом общественного развития служит все-таки не экономика, а политика. Оттого, полагаем, он и выступал как пропонент концепции трансформации, а не смены элит.

В ходе эволюции политический класс постепенно меняется, считал Моска. Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая и демократическая: аристократическая проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически; демократическая состоит в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению слоев, в том числе - низших.

Моска выдвинул положение: меньшинство властвует потому, что оно организовано, а большинство не имеет власти и не способно на самоорганизацию, так как оно - большинство. Превосходство организованного меньшинства над неорганизованным большинством рассматривалось Моска как некий имманентный исторический закон.

В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса. Моска считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.

В деспотическом режиме, считал Моска, действует принцип унификации. Для деспотизма всегда характерны абсолютное превосходство какой-либо одной политической силы, преобладание одной упрощенной концепции устройства государства и строгое проведение единственного принципа в правовой области, будь то «божественное право» или уверение в народовластии. Моска пророчествовал: хотя в прошлом существовали различные деспотические режимы, они не могут идти ни в какое сравнение с теми возможностями, которые открываются в новую эпоху перед политическим классом, получившим монополию на богатства и вооруженные силы. Тогда может сложиться деспотизм в наихудших его проявлениях, варварская и примитивная форма правления, имеющая в своем распоряжении инструменты современной цивилизации. Моска видел достаточно примеров пагубности для общества излишней бюрократизации, которой сопутствует рост претензий военного класса и бюрократических слоев, прибирающих к рукам производство. Этому будут сопутствовать рост эмиграции и уменьшение рождаемости, и как итог - внутреннее истощение социального организма.

Парето, профессор политической экономии Лозаннского университета, детально разработал саму концепцию элит [14]. Исходный пункт социального анализа Парето - вычленение элиты. Согласно Парето, индивиды не равны между собой ни физически, ни интеллектуально, ни нравственно. Поэтому и социальное неравенство представлялось ему совершенно естественным: люди, обладающие наиболее высокими показателями в той или иной области, составляют элиту, в каждой сфере - свою. Для него «правящий класс», «господствующий класс», «высший слой», «аристократия» - это объективно успешные в определен-

ной области деятельности люди с наивысшим индексом. При этом он спокойно говорил об аристократии святых, миллионеров, ученых, разбойников и т. д. Для него совершенно неважно, как заработаны миллионы, главное - заработаны. И человек, сделавший это, у Парето проиндексирован наивысшим образом. Он в высшей социальной страте - элите.

Парето различал два вида элиты: правящую, принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую, лучших в своем деле. Элита сберегает позиции либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если она неспособна применить то или иное из этих качеств, то сходит со сцены, уступает место другой элите, способной убедить или применить силу, и отправляется в историю - «кладбище аристократий».

Процесс обновления элит Парето назвал циркуляцией. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к ее деградации и упадку, а в перспективе - политической революции. Последняя выступает как альтернатива и дополнение к циркуляции элит. Сущность революции - в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их смена - закон существования человеческого общества.

По Парето, существуют два главных типа элит, последовательно меняющих друг друга. Элиту, в действиях которой доминируют убеждение, подкуп, обман, одурачивание масс, Паре-то назвал «лисами». Элиту, для действий которой характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, неспособность к маневрированию и компромиссам, Парето назвал «львами»». Стабильная политическая система характеризуется преобладанием львов. Каждый тип элиты обладает определенными преимуществами. В перманентной смене лис львами (и наоборот) есть, по Парето, механизм замещения элит.

И Моска, и Парето занимались политической деятельностью. Парето в 1923 г. был удостоен звания сенатора Италии.

ЛИТЕРАТУРА

1. АшинГ. К. История элитологии. М.: Издатель А. В. Соловьев, 2004.

2. Основы политической элитологии: учеб. пособие / Ашин Г. К., Понеделков А. В., Игнатов В. Г., Старостин А. М. М.: ПРИОР, 1999.

3. Сельцер Д. Г. Взлеты и падения номенклатуры. Тамбов: Там-бовполиграфиздат, 2006.

4. Крыштановская О. В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2005. С. 24.

5. Моска Г. Элементы политической науки // Социс. 1995. № 4. С. 138-146; № 5. С. 134-143; № 8. С. 130-139.

6. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 187-198; № 12. С. 97-117.

7. Парето В. Из письма А. Антонуччи 7 декабря 1907 г. // Социс. 1995. № 10. С. 137.

8. Парето В. Из письма М. Панталеони 26 октября 1907 г. // Социс. 1995. № 10. С. 136-137.

9. Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10. С. 137-145; 1996. № 1. С. 108-118; № 2. С. 115-124; № 7. С. 119-127; № 10. С. 139-144.

10. Парето В. Трансформация демократии // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 155-166.

11. Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.; Пг.: Русская мысль, 1918; Из глубины. Сборник статей о русской революции. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

12. Mosca G. The Ruling Class. New York: McGraw-Hill, 1939.

13. Моска Г. Правящий класс // Социс. 1994. № 10. С. 186-187.

14. Pareto V. The Rise and Fall of the Elites: an Application of Theoretical Sociology. Totowa: Bedminstar Press, 1968.

GAETANO MOSCA AND VILFREDO PARETO: REVIEW OF THE THEORY

VOLODIN Konstantin Sergeevich, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Postgraduate student of the Department of International Relations and Political Science, e-mail: volodin-konstantin@mail.ru

Scientific views of founders of the political elitology - G. Mosca and V. Pareto are reviewed in the article. The analysis of classical theories of elites (elitism) which is widely presented in introductory chapters of numerous empirical works is supplemented with the independent author's position.

Key words: elitology, political elitology, concepts of elites, theories of elites (elitism), managerial classes, manageable people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.