Научная статья на тему 'Г.Н. Потанин о проблеме введения предмета «Родиноведение» в курс начальной российской школы'

Г.Н. Потанин о проблеме введения предмета «Родиноведение» в курс начальной российской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смокотина Любовь Ивановна

Данная статья имеет научную значимость, так как специальных исследований по этой проблематике нет до сих пор. Изучение данного вопроса актуально. Во-первых, в связи с реформированием образования в настоящее время взгляды Г.Н. Потанина на образование в России вызывают особый интерес, причем не только у специалистов. Во-вторых, в связи с проблемой воспитания экологической культуры у молодых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present article is of scientific significance, because there are no special researches on this theme up to now. The research of the given problem is of current importance. Firstly, G.N. Potanins views concerning educational reforms in Russia are of particular interest and not only for specialists. Secondly, ecological culture of some people is an educational problem

Текст научной работы на тему «Г.Н. Потанин о проблеме введения предмета «Родиноведение» в курс начальной российской школы»

12. Софинский Н.Н. Международные связи советской высшей школы в девятой пятилетке // Вестник высшей школы. 1982. № 7.

13. Высшая школа в 1991 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования. М., 1992.

14. Сохин С.И. Прочные основы дружбы и сотрудничества // Вестник высшей школы. 1972. № 12.

15. Софинский Н.Н. Плодотворное сотрудничество // Коммунист. 1970. № 15.

16. Он же. Повышать эффективность международного сотрудничества // Вестник высшей школы. 1980. № 8.

17. Вестник высшей школы. 1961. № 7.

18. Елютин В.П. Развитие высшей школы в СССР (1966-1970). М., 1970.

19. Высшая школа СССР за 50 лет. М., 1967.

20. Перестройка высшего образования в 1989 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего образования в СССР. М., 1990.

21. Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. М., 1980.

22. Высшая школа в 1991 г. Ежегодный доклад о развитии высшего и среднего специального образования. М., 1992.

23. Ильченко В.И. Иностранные студенты в современном мире: методологический анализ проблемы // Современная высшая школа. 1983. № 2 (42).

УДК 37 (091); 37 (092)

Л.И. Смокотина

Г.Н. ПОТАНИН О ПРОБЛЕМЕ ВВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДИНОВЕДЕНИЕ» В КУРС НАЧАЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ 1

Томский государственный архитектурно-строительный университет

Мысль о преподавании «концентрического ро-диноведения» зародилась в русском обществе еще в начале 60-х годов XIX в. Но долгое время дело ограничивалось только теоретическими рассуждениями при понимании всеми решить на практике данный вопрос.

Имя Григория Николаевича Потанина неразрывно связано с идеей введения обязательного предмета «Концентрическое родиноведение» в курс российской начальной школы.

В царское время в программу обучения российской народной школы входили предметы: Закон Божий, русский язык и арифметика. Многие прогрессивно настроенные люди мечтали о том, чтобы программа обучения в народной школе стала, с одной стороны, интересной для учащихся, а с другой стороны - полезной для них в том смысле, чтобы полученные знания в школе помогали учащимся найти себя в жизни. По мнению Г.Н. Потанина, введение предмета «Родиноведение» в курс начальной школы, несомненно, помогло бы учащимся в этом направлении.

Первым, кто решил перейти от слов к делу, был Григорий Николаевич Потанин. Раздумывая над написанием учебника «Концентрическое родиноведение», Потанин пришел к мысли, что это должен быть учебник, в котором исходной точкой обширного мира для ребенка становятся его город или село, его собственная школа. Мир природы и человека в учебнике описывается тремя концентри-

ческими кругами. Первый круг - ближайшие окрестности школы, знакомые детям по непосредственному жизненному опыту. Второй круг - область (понимаемая Потаниным как некая историческая и географическая целостность, обладающая культурными и экономическими особенностями). Наконец, третий круг - Россия [1, с. 51].

Лучшими школьными учебниками того времени считались азбука К.Д. Ушинского «Родное слово» и книга для первоначального чтения барона

Н.А. Корфа «Наш друг». Главный их недостаток состоял в том, что они создавались в общероссийском масштабе и не могли удовлетворить интересы разных областей в равной степени. Г.Н. Потанин мечтал, чтобы каждый сельский учитель имел в руках: 1) местную азбуку, 2) местную хрестоматию и, наконец, 3) местное родиноведение, которое заменило бы собой руководство по естествознанию.

Несмотря на безусловный интерес Григория Николаевича Потанина к преподаванию родиноведе-ния, практически осуществить свое желание он смог в начале 70-х годов XIX в., когда попал в ссылку в Никольск - глухой уездный городок Вологодской губернии. В этом городе Григорий Николаевич вместе с женой стал обучать детей грамоте прямо у себя на квартире. Сначала он познакомил своих учениц с геометрией, используя наглядный материал: конусы, кубы, цилиндры и т.д. Весь наглядный материал Потанин сделал собственноручно. С наступлением весны в Никольске Григорий Николае-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 05-01-01 398а.

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА

вич познакомил своих учениц с окрестностями этого города. Во время полевых экскурсий он также наглядно и доходчиво объяснил своим ученицам основы таких наук, как физическая география, ботаника, биология и так далее [2].

Главная задача преподавателя родиноведения, по мнению Григория Николаевича, заключалась в том, чтобы уметь давать прогноз развития того или иного края с точки зрения растительности и животного мира. Выражаясь современным языком, главная задача учителя состояла в развитии у ребенка экологического мышления. Григорий Николаевич писал на этот счет: «... дать своим ученикам понятие, в какую сторону направляется жизнь природы как органической, так и минеральной, и внушить им сознание, что жизнь природы не консервативна ...» [2].

Григорий Николаевич не мог понять, почему вопрос о введении родиноведения в школьную программу не мог осуществиться на практике на протяжении долгого времени. Казалось, все здравомыслящие люди понимали целесообразность введения предмета родиноведения в курс школьной программы. Эта точка зрения неоднократно высказывалась на страницах педагогических журналов. В министерских кругах эта идея также находила свое понимание, например при министре Кассо. На первый взгляд решение этого вопроса выглядело просто. Учебное ведомство объявляет данный предмет обязательным в курсе обучения учащихся, и тогда найдутся люди, способные написать и издать тот или иной учебник. Возможно, с любым другим предметом таких сложностей не возникло бы. Но родиноведение - это особый курс. Григорий Николаевич признавался, что трудно составить учебник по родиноведению. Он писал по этому поводу: «Предположим, что нашелся человек с большим знанием <...> он взялся написать родиноведение для Никольска и выполнил свою задачу. <.. > Этот блистательно написанный учебник будет годиться только для одного Никольска; уже для другой народной школы того же Никольского уезда, расположенной в 50 верстах от Никольска, этот учебник не будет годен. <.. > Следовательно, для Никольского уезда надо написать и издать столько родиноведе-ний, сколько в уезде народных школ. Выдержит ли этот расход уездное земство? <...> Хватит ли у государства средств снабдить все школы государства подобными родиноведениями?» [3]. Потанин, задавая вопрос, невольно подводит нас к выводу, что именно недостаток финансирования не позволил Министерству народного просвещения воплотить идею «концентрического родиноведения» в жизнь.

Потанин был убежден, что только новая учительская семинария подготовит сельских учителей, способных к самостоятельной педагогической де-

ятельности. Григорий Николаевич отмечал по этому поводу: «Сельский учитель этой новой формации приезжает в назначенную ему для деятельности местность опытным наблюдателем, способным ориентироваться в новой для него обстановке, он должен <.. .> угадать ту творческую мысль, которая скрывается в построениях местной природы» [3].

В царское время были предприняты некоторые попытки практического осуществления идеи преподавания родиноведения в народных школах, но они не имели характера общего распространения. Некоторые преподаватели, следуя примеру Потанина, читали курс родиноведения в той или иной народной школе. Среди них можно назвать такого преподавателя, как Г.Е. Катанаев (1848-1921). В 1873 г. он читал популярные лекции по природоведению и физической географии в частной школе Л. А. Соколовой и манеже (в бывшей крепости для нижних чинов омского гарнизона). В апреле 1874 г. Катанаев был принят воспитателем в Омскую военную гимназию (бывший сибирский военный корпус). Здесь он начал читать свою оригинальную программу по родиноведению. По сути это была программа подготовительного курса или введение в курс географии Омского Прииртышья. Главным в обучении была наглядность. Благодаря этим занятиям учащиеся стали знакомиться с природой своего края посредством экскурсий, опытов и т.п. Г.Е. Катанаев читал этот курс родиноведения в гимназии в течение трех лет. Он хотел издать свой опробованный курс в Петербурге. Но этот курс роди-новедения так и остался в рукописном варианте автора, так как Катанаев не нашел заинтересованных людей напечатать свой труд [4, с. 69-70]. Объяснением этого факта является то, что в то время центризм и единообразие господствовали в народном образовании. Интересно, что в томском «Детском саду по методе Фребеля» 8-, 9-летних ребят старшей группы обучали не только грамоте и письму по книгам К. Д. Ушинского, арифметике, зоологии <...>, но и давали основы родиноведения. Занятия начинались с рассказа «о доме, в котором находился детский сад, пристройках при нем, комнате для занятий со всем ее интерьером, затем о городе, государстве. Ребятам давались начальные сведения по русской истории (о начале Руси, призвании князей, основании Киева, киевских князьях, принятии христианства Ольгой, крещении Руси Владимиром, об Александре Невском, Петре Великом)» [5, с. 17]. Это лишний раз доказывает, насколько идея о необходимости введения родиноведения в школьный курс программы была востребована в российском, в том числе и томском обществе.

Только в 1915 г. Министерством народного просвещения был сделан первый шаг в осуществлении идеи родиноведения на практике. Так, существенно

изменилось содержание курса русского языка. Отныне в курс русского языка вводилось изучение природоведения, географии родного края и отечественной истории [2].

Окончательно восторжествовала идея «концентрического родиноведения» в российском обществе только после Февральской революции. Предполагалось создать национальную школу. Наконец, в школьный курс программы вводилось «. ознакомление учащихся со своей родиной, с условиями, в которых русскому человеку приходится жить, и с нашими национальными надеждами в будущем» [6, с. 440]. Политические события в России заставили правительство народного просвещения по-

нять всю важность и актуальность введения предмета «Родиноведение» в курс школьных программ, так как изучение данного предмета оказывает непосредственное влияние на политическую культуру молодых людей. Главная беда царского правительства заключалась в недостаточном внимании к нуждам российского образования, а также в неумении прогнозировать ситуацию на долгие годы. Экономия правительства на образовании и воспитании молодых людей слишком дорого обходится обществу. Когда Россия получает «очередной урок», в умах российского руководства наступает быстрое просветление.

Поступила в редакцию 30.11.2006

Литература

1. Сагалаев А.М., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991.

2. Потанин Г.Н. По поводу введения преподавания родиноведения // Сибирская жизнь. 1915. 6 июня. № 121.

3. Потанин Г.Н. Родиноведение как школа гражданского воспитания // Вестник Томской губернии. 1919. 30 апреля. № 47.

4. Дорошенко О.П. Областная концепция регионального образования // Доклады региональных межвузовских «Потанинских чтений», посвященных 160-летию со дня рождения Григория Николаевича Потанина. 4 октября 1995. Томск,1996.

5. Жеравина А.Н. П.И. Макушин и «Детский сад по методе Фребеля» в Томске // Вестник Томского гос. ун-та. № 268. Томск, 1999.

6. Потанин Г.Н. Избр. соч.: В 3 т. Т. 2. Павлодар, 2005.

— 1З9 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.