Научная статья на тему 'Г. Н. Потанин как художественный критик'

Г. Н. Потанин как художественный критик Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭКСПОЗИЦИЯ / РЕЦЕНЗИЯ / МЕСТНАЯ ПРЕССА / ARTISTIC CRITICISM / FINE ART / EXPOSITION / NOTICE / LOCAL PRESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Строй Л. Р.

Исследование посвящено малоизученной стороне многогранной деятельности Г.Н. Потанина художественной критике, повлиявшей на формирование интереса к развитию местного искусства и на становление художественных процессов Сибири начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G.N. POTANIN AS AN ARTISTIC CRITIC

The research is devoted to a poorly known side of the many-sided activity of G. N. Potanin artistic critic, who motivated the interests to develop the local art and to form artistic processes in Siberia in the beginning of 20 century.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Потанин как художественный критик»

УДК 9(571.1/5)

Л.Р. Строй, соискатель КГХИ, г. Красноярск

Г.Н. ПОТАНИН КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРИТИК

Исследование посвящено малоизученной стороне многогранной деятельности Г.Н. Потанина - художественной критике, повлиявшей на формирование интереса к развитию местного искусства и на становление художественных процессов Сибири начала XX века.

Ключевые слова: художественная критика, изобразительное искусство, экспозиция, рецензия, местная пресса

В истории Сибири личность Григория Николаевича Потанина - одна из самых масштабных и знаковых, поэтому практически ни одно серьезное исследование, касающееся местной культуры второй половины XIX - начала XX веков, не обходится без упоминания имени этого великого подвижника русской науки.

До сегодняшнего дня его вклад в общественно-политическую и культурную жизнь региона не потерял своей значимости. По подсчетам академика В.А. Обручева Потаниным было написано более 235 работ, среди них свыше 10 монографий в области географии, этнографии, фольклористики, краеведения, ботаники. Не менее важно его участие в творческой жизни Сибири: учреждении ТОЛХ1, организации художественных выставок, открытии томской школы ваяния и живописи, публикации критических статей в местной прессе, посвященных развитию провинциального изобразительного искусства. Примечательно, что редкий современный исследователь, изучая сибирское искусство, обходится без упоминания его критических статей в провинциальных газетах. Однако истинное значение вклада Потанина в процессы сложения и развития художественной критики Сибири и особенности содержания его публикаций в области искусства требуют изучения, систематизации и введения в научный оборот. И хотя в одной статье невозможно осмыслить и обобщить в полном объеме критическую деятельность Потанина, сформулировать проблему и сделать первые шаги для ее решения представляется необходимым.

Одним из центральных положений мировоззрения Потанина, которое кардинально повлияло на общественные и культурные процессы провинции, была идея сибирского областничества, с верой в которую Григорий Николаевич в 1902 году после многих жизненных перипетий: тюрьмы и каторги, преподавательской и издательской деятельности, напряженной научной работы и многочисленных экспедиций, приехал жить в Томск. Это было вынужденное событие, и атмосферу этого города, по своим прошлым впечатлениям, он считал серой, бледной, провинциальной. Однако Потанин обнаружил, что «город растет во всех смыслах, и во внешнем виде и в умственном отношении. Силы отдельного человека начинают тонуть в деятельности многих лиц» [1, с. 176] благодаря открытию здесь первого сибирского университета в 1888 году и приезду в город научной и творческой элиты.

Потанину, уже состоявшемуся к тому времени известному ученому и путешественнику, удалось посредством идеи сибирского областничества сплотить вокруг себя лучшие интеллектуально-творческие силы Томска, собрать яркие инди-

видуальности воедино, объединить и «структурировать» их знания, что привело к подъему томской, а затем и региональной культуры.

Началом этого явления стала первая художественная передвижная выставка 1903 года, состоявшаяся в трех сибирских городах - Красноярске (7-13 апреля), Томске (14 сентября - 1 октября) и Иркутске (2 - 22 ноября)2.

В томской прессе это событие вызвало небывалое до сих пор внимание провинциальной прессы, откликнувшейся несколькими критическими отзывами на выставку. В городских газетах были опубликованы статьи, две из которых предположительно принадлежали перу столичных критиков - Чужеземца и Льва Ядринцева. В них авторы иронизировали по поводу помещения, где проходила выставка, развески работ, их освещения. Но главным объектом насмешек стало творчество сибирских художников, которое рецензенты называли незамысловатыми школьными рисунками, отмечая в них тщательную мелочную отделку деталей и отсутствие воздуха в пространстве работы. Критики были беспощадны.

Совершенно другой настрой был у томской художественной критики, которая понимала значение выставки в том, что горожане получили возможность «...любоваться такими высоко художественными произведениями <...>, составляющие украшение и славу столичных художественных выставок» [2, с. 2], и в том, что произошло первое объединение творческих сил региона. Несомненно, что в установке местной художественной критики вычитывается влияние идей областничества, привнесенных Григорием Николаевичем в первый университетский город Сибири и повысивших интерес к вопросам искусства региона. Для Потанина и его подвижников идея развития местного искусства созвучна убеждениям В.В. Стасова, ратовавшего за подъем русского национального искусства.

Потаниным и его окружением все культурные события, происходящие в регионе, воспринимались с точки зрения общесибирского значения, а творческие взаимодействия между художниками Томска, Иркутска, Красноярска, Барнаула и других городов рассматривались как переход на качественно новый этап художественного развития региона. В этих процессах особую роль сыграл алтайский художник Григорий Иванович Гуркин. И если в рецензии на выставку 1903 года критики его ошибочно называют Буркиным, а творчество -подражательством манере его учителя И.И. Шишкина, то в дальнейшем Гуркин станет признанным сибирским живописцем. С томскими художниками, во многом благодаря Потанину, у него на всю жизнь сложатся крепкие человеческие и творческие связи3.

1 Томское общество любителей художеств (1909 - 1919).

2 Идея устройства передвижных выставок в Сибири возникла в столичных художественных кругах в конце 1890-х гг., но была реализована только в 1903 году силами художниц-сибирячек Марии Ивановны Педашенко-Третьяковой и Марии Владимировны Сукачевой.

3 На первом съезде сибирских художников, в работе которого Гуркин не участвовал, но прислал приветственное письмо, живописец Вощакин отметил, что Гуркин сложился под влиянием областников. В словах художницы Нагорской о том, что не нужно сейчас обсуждать наше отношение к Гуркину и его участие в Гражданской войне, звучат первые предупреждения о трагической судьбе алтайского живописца, закончившейся расстрелом в 1937 году.

В декабре 1907 года в Томске открылась первая персональная выставка Г.И. Гуркина, получившая название «неделя Гуркина». Выставка имела ошеломляющий успех: более 5000 зрителей, более половины проданных работ, множество заказов и внимание Потанина, который писал: «Нынешней зимой мы выдвинули инородческий Алтай на эстраду. <...> алтаец Гуркин устроил выставку алтайских пейзажей масляными красками и сцен алтайской жизни; продал картин на 2000 лишком рублей» [1, с. 199].

Летом 1908 года томские художники под впечатлением этой выставки и заинтересованные красотами алтайской природы отправились туда на пленэр. Среди них - Г.Н. Потанин, который впервые приехал в с. Анос для сбора фольклорного материала в 1902 году, последний раз - летом 1915 года.

Итогом посящения Алтая художниками летом 1908 года стала первая периодическая выставка картин прикладного искусства и скульптуры томских художников: Базановой, Капустиной, Рокачевского, Ткаченко, Лукина, Щеглова, Соловкина, Суховой, Ароновой и других. Накануне 26 декабря 1908 года (открытие экспозиции), Потанин выступил в прессе как критик и пропагандист местного искусства, отметив, что это исключительное событие в жизни Томска, демонстрирующее успехи лучших художественных сил города. Особо Григорий Николаевич отметил творчество Базановой, Капустиной и Ткаченко, в работах которых Алтай изображен «с открытым лицом, не удрученным облаками и туманами» [3, с. 4]. Такая интонация, по мнению рецензента, отличает томских живописцев от языка искусства Гуркина, который предпочитает алтайские моменты в оссиановском духе. Особое впечатление на Потанина произвели картины Рокачевского, который обратился к скромной природе сибирской равнины.

Необходимо отметить, что каждая рецензия Потанина -это образец уважения критика к авторам работ и к художественным произведениям, что созвучно содержанию критического подхода таких корифеев отечественного искусства, как И.И. Крамской и И.Е. Репин. Потанин обходил молчанием экспозиции, картины, творчество мастеров, которые не были близки его мировоззрению, и с радостью отмечал работы художников, воспевавших природу, историю, быт и человека Сибири.

По этой причине Потанин-критик особенно выделял картины Г.И. Чорос-Гуркина, в рецензиях на которые Григорий Николаевич щедро делился со зрителем массой научных сведений: «Два больших полотна отданы Белухе. Одно полотно -вид Белухи с севера, с Яламанскаго перевала (по каталогу № 4) Яламанский перевал находится на гребне Терактинского хребта. Чтобы попасть сюда с бийской равнины, художник должен был сначала подняться на Семинский хребет, спуститься с него в долину Урсула, на дне которой лежит селение Он-гудай, и затем опять подняться на горы» [4, с. 3]. Потанин рассказывает уже собственно не о самих работах, а о том пространстве Алтая, в котором творит Гуркин, передавая всю положительную гамму чувств зрителю. В этом проявляется еще одна особенность критики Потанина, который в рассудительном, объясняющем и неспешном тоне, деликатно и трепетно формировал отношения человека и произведения искусства. Такой подход созвучен мысли М.А. Волошина, считавшего, что критика должна стать «матерью произведения» искусства, способной убрать все заслоны на пути зрительского понимания и осмысления искусства [5, с. 596]. Однако, как полагал Потанин, зритель также должен и сам стремиться к доверительному и творческому диалогу с работой мастера.

Потанин выделял две категории зрителя. К первой он относил посетителей художественных выставок, которые при-

ходят на экспозицию, чтобы насладиться творческим исполнением художественных тем. Для второго типа зрителей важно понимание темпа «. художественной жизни. Имеем ли мы перед собою в лице художественнаго мира живой организм? Происходит ли в нем борьба старых, установившихся форм с новыми? Расширяются ли задачи, завоевываются ли новыя области для художественной деятельности; организуются ли новыя кадры художников? Рисуется ли будущее искусства?» [6, с. 3] - вот круг вопросов, который волнует определенную категорию людей, приходящих на экспозицию.

Г.Н. Потанин полагал, что все художественные выставки, проходившие в Томске до 1912 года, преимущественно были направлены на зрителя первого типа. Выставка молодых художественных сил, организованная художником Худяшевым, была интересна, прежде всего, для зрителя - со-участника творческого процесса.

15 августа 1912 года 27-летний Александр Виссарионович Худяшев, который работал в Томске с 1910 по 1918 год, совместно с молодыми художниками-сибиряками - Курзиным, Павловым, Тарским, Хоминым, Котовым, скульптором Пожарским, Просвиркиной - организовал выставку, в которой были представлены различные течения современного искусства, и в которой Потанин увидел «. зародыш будущаго местнаго художественнаго мира» [6, с. 3].

Понимание Потаниным законов развития культуры, его способность видеть в переменах не только антитезу устоявшемуся, привычному процессу, но и знаки времени, движения мировоззрений, необходимые для творческого развития, наиболее явно проявились во время работы выставки, проходившей в Томске с 26 декабря 1912 по 7 января 1913 гг. Эта экспозиция вызвала много споров среди художников, зрителей, критики, причем как местной, так и столичной. Григорий Николаевич Потанин, один из немногих, поддержал выставку и ее участников, считая, что проблема неприятия картин связана не с мастерством художников, а с образованностью зрителей. «Конечно, - писал он, - влияние одной такой выставки не глубокое, но если энергия заправителей выставки общества любителей художеств не ослабеет и они в течение нескольких лет устроят ряд ежегодных подобных выставок, им удастся поднять в сибирском обществе понимание целей искусства и научить его разбираться в художественной технике» [7, с. 2].

Как ни странно, но человек, казалось бы, не имеющий отношения к искусству, был способен глубже осмыслить творческие процессы, чем непосредственные участники художественной жизни Томска. Так, например, Потанин рассматривал живопись Ильи Машкова - московского художника, чье творчество вызывало самые отчаянные споры местных мастеров, критиков и зрителей, как попытку «. влить хотя бы слабую струю жизни в духовную живопись» [7, с. 2], а значение выставки видел в необходимости формировать особую культурную среду.

Для того чтобы такое пространство сложилась в Томске, Потанин не только занимался критической деятельностью, участвовал в работе ТОЛХ, но и подчеркивал значение публичных лекций, посвященных творческому и жизненному пути русских художников. Григорий Николаевич считал, что такая работа помогает «.побороть в сибирском обывателе любовь к засушенной жизни» [7, с. 2]. Зимой 1916 года, когда умер Василий Иванович Суриков, на вечере ТОЛХ, посвященном памяти великого русского живописца, с докладом выступил Г.Н. Потанин, который подчеркнул, что творчество такого художника «. не пройдет бесследно для Сибири, что оно еще отразится в произведениях будущих сибирских художников, это для нас несомненно. Будем надеяться, что сибирское об-

щество примет меры к популяризации в стране имени нашего славного земляка» [8, с. 76].

Имя самого Потанина пережило все попытки умолчания и неприятия, а значение его открытий, рассуждений, описаний во многих научных сферах не исчерпывается объемами литературы, посвященной его деятельности, открываясь новыми, не исследованными ранее гранями. Изучение его статей по изобразительному искусству показывает, что на общем, достаточно малочисленном фоне сибирской критики, работы идеолога сибирского областничества имели особое значение.

Почти не останавливаясь на критическом анализе конкретных произведений искусства, Григорий Николаевич высказывал свое мнение об общих явлениях местной художественной жизни, изучал творческие поиски мастеров, делал выводы об их вкладе в культурное развитие провинции.

Язык потанинских рецензий, изобилующих географическими, хронологическими и этнографическими подробностями, во многом созвучен основным тенденциям российской критики того периода, наиболее ярко проявившимся в рассуждениях И.Н. Крамского, В.В. Стасова, И.Е. Репина, М.А. Волошина. Все они предъявляли особые требования к критику как к организатору умозрительного взаимодействия произведения искусства и зрителя. Потанин также подчеркивал значимость личности критика в объективной оценке художествен-

Библиографический список

1. Шиловский, М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин: Биографический очерк / М.В. Шиловский. - Новосибирск, 2004.

2. Капустина, А.С. По поводу первой сибирской передвижной выставки / А.С. Капустина // Сибирская жизнь. - Томск, 1903. - № 213.

3. Потанин, Г.Н. К предстоящей художественной выставке / Г.Н. Потанин // Сибирская жизнь. - Томск, 1908. - № 276.

4. Потанин, Г.Н. Выставка Гуркина / Г.Н. Потанин // Сибирская жизнь. - Томск, 1910. - № 49.

5. Волошин, М.А. Лики творчества / М.А. Волошин. - Л., 1988.

6. Потанин, Г.Н. Выставка молодых художников / Г.Н. Потанин // Сибирская жизнь. - Томск, 1912. - № 190.

7. Потанин, Г.Н. Культурная жизнь в Томске в 1912 г. / Г.Н. Потанин // Сибирская жизнь. - Томск, 1913. - № 31.

8. Муратов, П.Д. Изобразительное искусство Томска / П.Д. Муратов. - Новосибирск, 1974.

ных процессов. В условиях развивающегося сибирского искусства критика Потанина не просто определяла степень важности тех или иных художественных выставок в культурном пространстве провинции, а всемерно способствовала воспитанию интереса населения к процессам развития местного искусства.

Необходимо отметить, что с первых же публикаций в области художественной критики, Потанин не ограничивал свое внимание развитием томского искусства. Григорий Николаевич воспринимал каждое культурное событие в сибирских городах как явление общерегионального значения, что значительно влияло на укрепление связей художников Томска, Иркутска, Красноярска, Барнаула, Омска и др., на понимание важности организации общесибирских выставок и на формирование культурной целостности региона.

Еще ждут новых прочтений его публикации, в которых порой парадоксальным образом сочетаются почтение к культурным традициям и жажда новых открытий в искусстве; осуждение культурного невежества и уважение к творческим экспериментам; понимание Сибири как пространства, где «. не развито чувство к возвышенному.» [7, с. 2] и абсолютная убежденность в культурном возрождении региона, достойного своей истории1, своего гимна2 и своего искусства.

Статья поступила в редакцию 20.03.09

УДК 751.1+293

Л.Ю. Алексеева, аспирант АлтГУ, г. Бийск

ОСОБЕННОСТИ АЛТАЙСКОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ

Статья посвящена истории развития Барнаульского стекольного завода. Это первый стекольный завод в Сибири, который просуществовал почти сто лет. Автор приходит к выводу, что деятельность стеклозавода повлияла на внешний облик города Барнаула, так как уже в XVIII в. барнаульцы начали вставлять в окна стекло вместо слюды, и стали пользоваться стеклянной посудой.

Ключевые слова: стекло, стеклоделие, стекольный завод, Алтай.

С начала XVIII века искусство бытовых предметов, до сих Изделия из стекла стоили дорого и покупались, в основ-

пор различавшихся лишь по качеству, богатству материала и ном, представителями имущих классов. По традиции кресть-отделки, разделилось на две обширные области по художе- янской культуры стеклянным изделиям давались названия, со-ственным критериям: искусство официальное, «ученое», сто- относимые с наименованием крестьянской утвари: чарки, бра-личное, ориентировавшееся на классические образцы, и ис- тины, сулеи, кадочки и т. п.

кусство народное, провинциальное, во многом традиционное, В данной статье мы рассмотрим историю возникновения

обслуживавшее быт сельского населения. и развития первого стекольного завода в Сибири, деятельность

1 ГН. Потанин предлагал в образовательную программу региональных школ ввести дисциплину «Родиноведение», предметом изучения которой была бы жизнь Сибири во всех ее проявлениях

2 В 1904 году Г.Н. Потанин был увлечен идеей создания «сибирского» гимна и попытался привлечь к этому делу композитора Н.А. Римского-Корсакова, правда безуспешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.