Научная статья на тему 'Функционирование системы организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе'

Функционирование системы организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / АКТИВНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / МОТИВАЦИЯ / НУЖДА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакулина С. А., Кетько С. М.

Ядром активности личности является процесс ее детерминации, которая имеет генезис и причинности, вызванные не психическим источником, но при этом детерминация порождает психические явления. В статье авторы понятийно разграничивают смыслы факторов, детерминирующих развитие личности. Рассматриваемый механизм цельной детерминации деятельности единством рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности связывает познавательную, эмоциональную и волевую стороны развития с деятельностью. Вершиной формой единства рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности является ее самостоятельность в поведении и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакулина С. А., Кетько С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование системы организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов в вузе»

том которых является подготовленность преподавателей-руководителей и студентов-исполнителей для ее выполнения.

Организация самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности студентов в вузе опирается на следующие принципы управления субъект-субъектным взаимодействием [3, с. 14]:

1. Принцип единства требований преподавателей к организации самостоятельной работы студентов.

2. Принцип систематичности, последовательности и преемственности самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, который обеспечивает равномерность распределения самостоятельной работы в системе управления: «деканат —> кафедра —> преподаватель —> студент».

По результатам исследования особенностей организации, руководства и самоорганизации самостоятельной работы студентов первых-вторых курсов только 32% из них систематически и планомерно занимаются в течение семестра самостоятельной работой внеаудиторно, на последующих курсах процент продолжает снижаться.

3. Принцип учета единства неосознаваемых и осознаваемых компонентов познавательного процесса (освоение навыков высокого порядка, а именно построение целостных иерархических структур учебного действия, который осуществляется без явного вербального контроля).

4. Принцип диалектического творческо-поискового стиля углубления знаний об изучаемом объекте. В этом принципе реализуется закон творческих производных В. Вундта: слагаясь из элементов явлений, образуется не просто механическая сумма, а некое новое качество. Творческо-поисковый стиль реализуется в процессе восхождения к вершинам знания по пути от незнания к знанию, от проблем к теории, от теории к практике, от практики к новым проблемам и снова к теории.

5. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов самостоятельной работы.

6. Принцип индивидуализации и дифференциации учебных задач (учет личных интересов, потребностей и индивидуальных особенностей студентов, актуального уровня развития навыков самостоятельной работы, дифференциация заданий по содержанию и объему). По результатам исследования отношения студентов к выполнению самостоятельной работы в процессе обучения выявлено, что для 60% студентов первого и второго курсов дифференцированность учебного задания выступает как эффективное действие педагогического стимулирования самостоятельной работы.

7. Принцип динамической полимотивации в ходе руководства аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работой студентов.

8. Принцип рефлексивного контроля, сочетающего контроль самостоятельной работы студентов по процессу и результату, который проявляется в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент рассказывает, как он делает работу, преподаватель

уточняет и корректирует ее ход, студент отвечает для себя на вопрос: «Что именно я делаю и почему именно так?» - это, по сути, самоконтроль своей деятельности.

9. Принцип развития творческого профессионального мышления. Самостоятельная работа требует от студента не формального и механического освоение логических приемов мышления, а диалектического мышления творчески-интуитивными, эвристическими приемами.

Реализация данных принципов в системе управления самостоятельной работой студентов в вузе позволяет ей эффективно функционировать.

Таким образом, организация и руководство самостоятельной работой студентов в процессе обучения становятся одним из объектов управления, а функционирование системы управления самостоятельной работой студентов будет обеспечивать:

- овладение студентами современными научными методами и приемами организации самостоятельной работы;

- равномерность самостоятельной работы студентов в отношении правильного распределения ее объема по отдельным дисциплинам и по неделям семестра;

- постепенность перехода от простых к более сложным формам самостоятельной работы и развитие ее видов в процессе обучения.

Интегральным показателем эффективности функционирования системы управления самостоятельной работой студентов в вузе является уровень ее успешного выполнения, включающий психологическую готовность, положительное отношение к самостоятельной работе и степень самостоятельности студентов как следствие существующего комплекса внешнего и внутреннего взаимодействия объектов управления и управляющей системы.

Функционирование системы управления самостоятельной работой студентов определяется ее целевой функцией, которая формулируется на основании квалификационной характеристики будущего специалиста, учебного плана, рабочих программ дисциплин (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, типовое Положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации).

Организация самостоятельной работы студентов в вузе регулируется Уставом вуза, положением о факультете, положением о кафедре, тем самым составляет специфику реальных условий ее функционирования. На уровне деканата осуществляется общее руководство и контроль; на уровне кафедры - обучение, планирование, непосредственный контроль, методическое и материально-техническое обеспечение, стимулирование самостоятельной работы. На уровне конкретной учебной дисциплины управление и контроль осуществляет преподаватель вуза.

О значимости преподавателя в организации, управлении и руководстве самостоятельной работой говорит тот факт, что 92% студентов указывают на прямую связь между уровнем преподавания и уровнем выполнения са-

мостоятельной работы. В ходе анкетирования на вопрос: «Вы знакомы с планом-графиком самостоятельной работы на факультете?» 36% студентов отвечают утвердительно. День самостоятельной подготовки к занятиям 42% студентов из данного времени используют по назначению 1-2 часа, 29% студентов используют для решения личных проблем.

В реальном руководстве преподавателем самостоятельной работы студентов по результатам педагогической диагностики выявлены следующие проблемы:

- 61 % студентов обращается с вопросами по выполнению заданий самостоятельной работы к преподавателю;

- 62% студентов знают вынесенные для самостоятельного изучения темы и вопросы по учебным дисциплинам;

- 31 % студентов указывают на отсутствие помощи преподавателя в ходе выполнения самостоятельной работы;

- при выставлении экзаменационной оценки или зачета преподавателем факт выполнения самостоятельной работы учитывается только у 10% преподавателей.

Самостоятельная работа в совокупности выполняемых действий структурируется студентом, в результате чего он:

1. Овладевает знаниями и умениями самостоятельной работы в учебнопознавательной, научно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности;

2. Планирует свои действия при выполнении самостоятельной работы, то есть ставит цели, определяет программу и методы их достижений;

3. Активизирует и объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач;

4. Осуществляет самооценку и самоконтроль выполнения самостоятельной работы с последующей коррекцией своих действий.

Полученные знания и умения составляют основу самоорганизации студентов в ходе выполнения самостоятельной работы. Цель в самостоятельной деятельности студентов несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Полное совпадение содержания цели деятельности с целью управления этой деятельностью говорит о сформированности самостоятельности студента как качестве личности.

Результатом управления самостоятельной работой студентов в вузе является положительное отношение студентов к учению и его самоорганизация (рис. 1).

Задачи управления самостоятельной работой студентов в вузе детерминированы ресурсами времени, которые определяет сам студент, дидактическими ресурсами, которые определяются социокультурной средой, окружающей студента. План самостоятельной работы студента детерминируется указаниями преподавателя, но формируется самим студентом. Детермина-

ция власти, ее возможности у преподавателя вуза ограничены и отложены во времени. Притязания у студента во времени отложены до сессии или даже находятся на уровне будущей деятельности, о которой они имеют зачастую смутные представления.

Необходимое состояние (стремление знать)

Психологопедагогическая культура

Определение ресурсов, нормирование

Принятие решени.

)рганизация метод-го обеспечения

Коррекция методического обеспечения

Процесс управления и организации самостоятельной работой

студентов в вузе

Преподаватель и управленческое звено вуза следуют «закону рабочего места» для самостоятельной работы студента, а функция самостоятельности описывается четкими, ясными, выполнимыми и с разными уровнями ответственности обязанностями студента. В воспитательной работе вуза мотивирующим механизмам следует уделять больше внимания, формируя посредством мотивации самостоятельность мышления, рефлексивность и волевые качества студентов. В целом управление и руководство самостоятельной работой должно быть обеспечено средствами и правами студента, его возможностью влиять на процесс обучения.

Таким образом, управление самостоятельной работой студентов должно делегировать студенту соответствующую часть власти над образовательным процессом.

Самостоятельная работа студентов - это, прежде всего, самоуправление. Управление самоуправлением - двойная рефлексия. К самостоятельной работе склонен тот студент, который знает о своем несовершенстве - реф-

лексивный человек. Управление для него - помощь в самоуправлении. Для недостаточно рефлексирующего студента управление самостоятельной работой включает метод внешнего принуждения. Это значит, что его необходимо ставить в условия, обстоятельства, не позволяющие не заниматься самостоятельной работой - это условие преодолевающей адаптации. Выход из такой ситуации имеет три пути: простое стимулирование, возвышение содержательных элементов и форм мотивации к самостоятельной работе студентов и полная творческая самостоятельность.

Анализ функционирования системы управления самостоятельной работой студентов в вузе по результатам диагностики, обратной связи, самой самостоятельной работы позволяет проводить коррекцию объектов управления, объема, видов и трудоемкости заданий, форм и сроков контроля, норм нагрузки, а также осуществлять:

- переработку учебных планов и программ в рамках существующих государственных образовательных стандартов с целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов;

- отбор тем, выносимых для самостоятельного изучения;

- оптимизацию методов обучения самостоятельной работе, повышающих продуктивность труда преподавателя, при активном использовании студентами информационных технологий, позволяющих в удобное время осваивать учебный материал;

• совершенствование системы текущего контроля самостоятельной работы студентов, введение рейтинговой системы и компьютерного тестирования;

• совершенствование методики проведения педагогической практики и научно-исследовательской деятельности студентов (курсовые и квалификационные работы), которые являются высшей формой учебной деятельности и в первую очередь готовят к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Организационное обеспечение самостоятельной работы студентов.

В Письме Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» указывает на то, что «увеличение доли самостоятельной работы студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы» [2, с. 34].

Проектирование, разработка и использование основных способов и средств представления содержания образования в учебно-воспитательном процессе в вузе составляют сущность методического обеспечения. Эффек-

тивность самостоятельной работы слагается из ее методического обеспечения и контроля. Обеспечение предполагает соответствующую материальную базу, количественный и качественный профессорско-преподавательский состав, который, наряду с преподаванием, занимается научной, методической и организационной работой студентов.

Для успешного овладения содержанием образования студенту необходимо систематически, ежедневно заниматься самостоятельной работой не менее четырех часов. Увеличение удельного веса аудиторной самостоятельной работы под руководством педагога обеспечивает ее последующую эффективность во внеаудиторное время без непосредственного участия педагога.

У первокурсников, как правило, высокий уровень притязаний на выполнение самостоятельной работы, так как есть база школьных знаний, однако недостаточно сформированы практические умения по планированию, организации и осуществлению самостоятельной работы, слабо развита культура умственного труда. Желание проявлять самостоятельность в учебной деятельности от первого курса (30% студентов) ко второму уменьшается (20% студентов).

По содержанию и видам самостоятельная работа усложняется от первого курса к пятому, а также повышается и показатель самостоятельности студентов при ее выполнении. Так, студенты первого курса (71-85%) видят улучшение организации самостоятельной работы в подборе методов обучения, вызывающих интерес к ее выполнению, т.е. при непосредственном руководстве преподавателя. На последующих курсах этот показатель снижается, следовательно, и участие преподавателя не является столь необходимым. Постепенно осуществляется переход от воспроизводящего способа выполнения задания к исследовательскому и к самостоятельной работе опережающего действия. Аналогичная закономерность прослеживается внутри одной и той же учебной дисциплины, поэтому 71% студентов первого и второго курсов не видят в выполнении самостоятельной работы возможности творческой самореализации.

Познавательную активность студентов необходимо организовывать, направлять, контролировать, предоставлять для её реализации необходимые средства и информацию. Организация самостоятельной работы студентов в вузе может идти по нескольким направлениям: разработка частных алгоритмов решения типовых и эвристических задач; индивидуализация самостоятельных работ, поскольку 30% студентов первых и вторых курсов с высоким уровнем самостоятельности видят улучшение качества самостоятельной работы в индивидуализации заданий. Руководство преподавателем самостоятельной работой студентов осуществляется в соответствии с требованиями, выделенными в работах П. И. Пидкасистого сначала посредством общих рекомендаций по организации самостоятельной работы, а затем индивидуальных, с учетом навыков, успеваемости и т. д. [4]. По результатам

анкетирования 77% студентов первого и второго курсов саму требовательность преподавателя выделяют как действие, относящееся к эффективной мотивации самостоятельной работы.

Целесообразно использовать все организационные виды самостоятельной работы (фронтальную, парную, групповую, индивидуальную) и иметь по каждой учебной дисциплине разработанные и научно обоснованные учебно-методические пособия, которые выполняют информационную, ор-ганизационно-контролирующую и управляющую функции. В ходе анкетирования выявлено, что 60-70% студентов первых-вторых курсов предпочитают в качестве необходимой помощи в выполнении самостоятельной работы иметь возможность пользоваться разработанными преподавателями лекциями, методическими рекомендациями, методическими пособиями.

Эффективность самостоятельной работы студентов возрастает при соблюдении и других педагогических условий:

- многообразия содержания и вариативности предлагаемых видов и способов действий;

- единой системы организации, управления и руководства самостоятельной работой по учебной дисциплине;

- определения объема знаний и умений, которые должны быть сформированы у студентов в результате выполнения самостоятельной работы;

- обоснованной системы учета качества выполнения самостоятельной работы при выставлении результирующей оценки;

- включения результатов выполнения самостоятельной работы студентов в показатели текущей успеваемости, промежуточной аттестации.

Так, для 80%) студентов первого и второго курсов учет результатов выполнения самостоятельной работы при итоговой оценке выступает в качестве ведущего мотивирующего воздействия:

- включения содержания самостоятельной работы в билеты экзамена и вопросы зачета;

- оптимального сочетания объема аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;

- наличия и доступности необходимого учебно-методического и справочного материала, рекомендованной литературы.

При этом эффективной может быть только оперативно-контролируемая самостоятельная работа, главный психологический смысл которой состоит в формировании рефлексивного механизма самооценки осуществляемых мыслительных процессов на основе интериоризации социальных форм контроля результативности индивидуального опыта.

Непосредственная связь преподавателя и студента в успешном функционировании системы управления самостоятельной работой осуществляется по схеме: программа самостоятельной работы студентов —► нормирование —► планирование —► организационно-методическое обеспечение —> результативность самостоятельной работы.

Студенты первого и второго курсов указывают на следующие трудности при выполнении самостоятельной работы: дефицит времени (41%), трудности при восстановлении в памяти объема информации, так как информация «загружена научными терминами» 29%.

Организация образовательного процесса немыслима без соответствующего контроля, поэтому контрольные действия и деятельность педагога являются одним из условий общей эффективности образования и самостоятельной работы студентов в частности. Высокая оценка преподавателем выполненной самостоятельной работы для 88% студентов первого и второго курсов выступает как эффективное мотивационное действие. Важным является наличие и выполнение графиков контроля самостоятельной работы студентов. Контроль должен отвечать требованиям индивидуализации, объективности (исчерпывающая формулировка задания) и реализовывать систему мобильной связи «студент-преподаватель» в тестовом, итоговом, семестровом, этапном и текущем контроле.

Семестровый и этапный контроль в связи с отдаленностью во времени для 80% студентов не является значимым.

Текущий контроль на семинарских занятиях, индивидуальных собеседованиях обеспечивает оценку выполнения обязательных заданий для самостоятельной работы студентов на неделю. Среди наиболее эффективных форм контроля студенты первых-вторых курсов выделяют именно текущий контроль (42%) и самоконтроль (51%).

По мере развития готовности к самостоятельной работе (развития мотивации) функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля, самооценки, самоуправления студентом собственной деятельности. Мотивация выполнения самостоятельной работы не под влиянием внешней оценки и внешнего контроля, а в результате внутреннего побуждения создает устойчивую внутреннюю мотивацию учения. В такой последовательности реализуется управленческий принцип рефлексивного контроля, сочетающего контроль самостоятельной работы по процессу и результату. Он осуществляется в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. По нашим данным только 25% студентов первого и второго курсов умеют осуществлять самоконтроль в ходе выполнения самостоятельной работы, и еще меньше - 14% по результату, а 86% студентов отмечают существование трансляции положительных эмоций педагога в качество результатов самостоятельной работы.

Таким образом, система организации самостоятельной работы студентов в вузе со стороны преподавателя опирается на субъект-субъектные отношения и обеспечивает прочность усвоения знаний, умений и навыков, развитие творческой активности, самостоятельности, ответственности, формирует культуру умственного труда.

В целом система управления организации и руководства самостоятельной работой студентов в вузе в процессе ее эффективного функционирования обеспечивает:

• подготовку студентов к самостоятельной работе, как ведущей форме учебной деятельности в вузе;

• нормативы объемов внеаудиторной самостоятельной работы студентов для преподавателя и для студента и календарное планирование хода и контроля её выполнения;

• наличие специальной учебно-методической литературы, электронных версий конспектов лекций, сборников задач, тренажеров;

• доступность вычислительной и множительной техники для преподавателей и студентов;

• усиление консультационно-методической роли преподавателя;

• условия свободного делового общения между студентами, субъект-субъектного взаимодействия между студентами и преподавателем;

Библиографический список

1. Кетько, С. М. Единство рефлексии мотивации и адаптации в сознании личности [Текст] / С. М. Кетько, С.А. Пакулина, А. В. Поминов. - Челябинск: Филиал Моск. гос. пед. ун-та, 2005. - 232 с.

2. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: Письмо Мин-ва образования Российской Федерации от 27 ноября 2002 г., № 14-55-996ин / 15 // Высш. образование сегодня. - 2003. - № 2. - С.ХШ-Х1У (вкладка).

3. Пакулина, С. А. Педагогика и психология самостоятельной работы студентов в высшей школе [Текст] / С. А. Пакулина. - Челябинск: Филиал Московского государственного педагогического университета, 2007. - 190 с.

4. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. [Текст] - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

УДК 377(075.8)

О. М. Зияудинова

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Под моделированием понимается процесс построения и исследования моделей — конструкций, в которых располагаются символы нашего опыта или мышления таким образом, что в результате получается систематизированная репрезентация этого опыта или мышления как средство их понимания или объяснения другим людям [1, с. 11].

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ..

Определение модели В. А. Штоффа содержит четыре признака [3, с. 142]: модель - мысленно представленная или материально реализуемая система; она отражает объект исследования; она способна замещать объект; ее изучение дает новую информацию об объекте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для построения модели информационно - методической подготовки будущих педагогов профессионального обучения, рассмотрим понятия «профессия», «специальность», «квалификация». Профессия (лат. proiiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. С понятием профессии связано понятие «специальность» (лат. species - род, вид), которая представляет род занятий в рамках одной профессии [2, с. 327], например, преподаватель информатики, преподаватель - профессия, информатика - специальность. Квалификация предполагает степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности [4].

Профессиональное обучение определяется как «научно обоснованный организованный процесс и результат профессионального становления и развития личности человека и овладения им определенными видами профессиональной деятельности» [4, с. 43]. Профессионально-педагогическое образование направлено на решение двух комплексов взаимосвязанных задач: во-первых, содействовать социально-ценностному развитию личности будущего педагога (его фундаментальной, общекультурной подготовки, нравственной и гражданской зрелости) и, во-вторых, способствовать профессиональному становлению и специализации в избранной области.

Моделирование информационно - методической подготовки будущего педагога профессионального обучения в педагогическом университете требует выявления основных тенденций формирования содержания образования и развития личности педагога на современном этапе. Основными принципами содержания университетского педагогического образования на современном этапе являются следующие: гуманизм и гуманитаризация, демократизация, интерес к развивающейся личности, вариативность, оперативность, интегративность, фундаментальность, универсальность, целостность картины мира [5]. Важно выделить и проанализировать следующие принципы:

• фундаментальность - научная основательность и высокое качество психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

• профессиональность - овладение многообразными педагогическими технологиями;

• вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дисциплин по выбору;

• интегративностъ - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;

• универсальность - полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программами, целостность картины мира воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований [5, с. 14].

В. А. Сластенин выделяет основные задачи формирования содержания профессионально-педагогического образования [5, с. 124]:

1. Изучение системных знаний о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством, о процессах становления личности, развивающихся в мире ценностей, в отношении к другому и самому себе.

2. Ориентация студента университета на профессионально-педагогическую деятельность, предметом которой является человек, включение в содержание подготовки будущего учителя наряду с гуманитарными и специальными дисциплинами комплекса современных научных знаний о человеке, его становлении - развитии в реальном социокультурном творчестве.

3. Становление личностной и профессиональной культуры педагога как способа его жизнедеятельности, «инструмента» реализации индивидуальных творческих сил в педагогической деятельности.

4. Дать студенту систему фундаментальных знаний в избранной предметной области.

Исходя из вышеизложенных принципов, мы строим модель подготовки специалиста, которая включает в себя цели, задачи и содержание инфор-мационно-методической подготовки будущего педагога профессионального обучения. В данной модели подготовки специалиста осуществляется проекция требований к специалисту на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и т. д.

Модель информационно-методической подготовки специалиста задается профессионально-образовательной программой, разработанной для каждой специальности в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Профессиональная образовательная программа - официальный документ, устанавливающий содержание образования студентов по данному курсу, определяющий совокупность знаний и умений, которые предстоит усвоить.

Информационно - методическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения представлена на рисунке.

Центральное место в нашей модели занимает курс «Методика профессионального обучения» - раздел науки, исследующий закономерности обучения основам информатики и вычислительной техники в профессиональных технических училищах и средних специальных учебных заведений на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.