Научная статья на тему 'Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации'

Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УГРОЗЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЛЬГОТЫ / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газдиев Исмаил Ибрагимович, Газдиев Идрис Ибрагимович

В статье исследуется деятельность особых экономических зон в Российской Федерации. Проанализирована эффективность функционирования особых экономических зон в разрезе их типов и обозначены лидеры и аутсайдеры. Путем систематизации научных исследований и использования SWOT-анализа выделены недостатки и преимущества особых экономических зон, а также возможности и угрозы, влияющие на эффективность их развития. Среди основных проблем обозначены: огромные размеры территорий, не используемые полностью; необходимость существенных капиталовложений для развития инфраструктуры со стороны государства; низкая рентабельность вложенных государственных средств в развитие инфраструктуры; несогласованность действий органов федеральной и региональной власти; использование особых экономических зон не по целевому назначению и др. Для решения этих проблем предложен ряд мероприятий, государственным органам рекомендовано совершенствовать методы управления особыми экономическими зонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газдиев Исмаил Ибрагимович, Газдиев Идрис Ибрагимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of Special Economic Zones in the Territory of Modern Russia

In international practice the special economic zones allow solving a number of socio-economic, scientific and technological issues. The article examines the activity of special economic zones in the Russian Federation. The efficiency of the special economic zones in terms of their types was analyzed and the leaders and outsiders were identified. By systematizing scientific research and using the SWOT-analysis, the authors highlighted the shortcomings and advantages of creating special economic zones, as well as the opportunities and threats that affect the effectiveness of their development. The authors proposed a number of measures to solve these problems and recommended to public authorities to direct their efforts into enhancing the management of special economic zones.

Текст научной работы на тему «Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации»

УДК 334

Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации

Газдиев Ис.И.

Аспирант кафедры менеджмента

Ингушского государственного университета (Магас)

Газдиев Ид. И.

Магистрант департамента государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

В статье исследуется деятельность особых экономических зон в Российской Федерации. Проанализирована эффективность функционирования особых экономических зон в разрезе их типов и обозначены лидеры и аутсайдеры. Путем систематизации научных исследований и использования SWOT-анализа выделены недостатки и преимущества особых экономических зон, а также возможности и угрозы, влияющие на эффективность их развития. Среди основных проблем обозначены: огромные размеры территорий, не используемые полностью; необходимость существенных капиталовложений для развития инфраструктуры со стороны государства; низкая рентабельность вложенных государственных средств в развитие инфраструктуры; несогласованность действий органов федеральной и региональной власти; использование особых экономических зон не по целевому назначению и др. Для решения этих проблем предложен ряд мероприятий, государственным органам рекомендовано совершенствовать методы управления особыми экономическими зонами.

Ключевые слова: особая экономическая зона, угрозы, капиталовложения, инфраструктура, органы власти, льготы, SWOT-анализ.

Обладая огромным потенциалом, Российская Федерация тем не менее занимает невысокие позиции в мировых рейтингах. Например, по уровню глобальной конкурентоспособности Россия в 2017 г. находилась на 38 месте между Мальтой и Польшей [1]. Одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности страны, привлечения инвестиций, снижения зависимости от импорта, сокращения уровня безработицы в мировой практике является создание особых экономических зон (ОЭЗ). Однако, учитывая значительные капиталовложения со стороны государства для развития инфраструкту-

ры в ОЭЗ, возникает вопрос об их эффективности, что и актуализировало тему исследования.

Современные исследования, посвященные изучению функционирования особых экономических зон, являются фрагментарными, не носят комплексного характера и отражают деятельность ОЭЗ только либо с позиции преимуществ, либо недостатков их создания.

Целью статьи является исследование деятельности особых экономических зон в РФ путем выявления преимуществ и недостатков, а также возможностей и угроз, возникающих в результате их

деятельности. В работе были использованы следующие методы исследования: анализа и синтеза, экономико-статистический, SWOT-анализ.

В настоящее время деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) на территории России регламентируется Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в соответствии с которым она представляет собой часть территории РФ, определяемая Правительством РФ, и на которой деятельность предпринимателей осу-

Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской и Тверской областях;

- 1 портовая особая экономическая зона (Ульяновская область).

Всего на конец 2017 г. в ОЭЗ действовало 656 компаний, в том числе 125 с иностранным капиталом. Объемы инвестиций за весь период функционирования ОЭЗ составили 292 млрд. руб., в 2017 г. было привлечено 70 млрд. руб. Всего было создано 28421 рабочее место, в том числе за 2017 г. более

ществляется в особом режиме, а также могут действовать особые таможенные правила. Основная цель их создания - это развитие высокотехнологичных и обрабатывающих сфер экономики, разработка новых технологий и видов продукции, развитие туристической отрасли, а также инфраструктуры транспорта и портовых зон [2].

В РФ на 1 июля 2017 г. функционировали 26 ОЭЗ четырех типов [3]:

- 10 промышлен-но-производственных особых экономических зон (Республика Татарстан, Приморский край, Астраханская, Калужская, Липецкая, Московская, Псковская, Самарская, Свердловская и Тульская области);

- 6 технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ ТВТ - Республика Татарстан; ОЭЗ ТВТ «Дубна» и «Исток» - Московская область; ОЭЗ ТВТ в Москве; ОЭЗ ТВТ в Санкт-Петербурге; ОЭЗ ТВТ -Томская область);

- 9 туристско-ре-креационных особых экономических зон, включая туристический кластер, который состоит из 5 ОЭЗ, а также в

Таблица 1

Оценка эффективности функционирования ОЭЗ в разрезе видов за 2017 г. и за весь период работы в целом [4]

Вид ОЭЗ Регион Оценка эффективности функционирования ОЭЗ за 2017 г. Оценка эффективности за весь период работы ОЭЗ

% Описание % Описание

промышленно-производственная (ППТ) ОЭЗ Тульская область 100 эффективное 100 эффективное

Республика Татарстан 100 эффективное 100 эффективное

Свердловская область 100 эффективное 99 эффективное

Липецкая область 100 эффективное 100 эффективное

Астраханская область 100 эффективное 95 эффективное

Калужская область 97 эффективное 92 эффективное

Самарская область 90 достаточно эффективное 66 достаточно эффективное

Псковская область 90 достаточно эффективное 42 неэффективное

Московская область 89 достаточно эффективное 82 достаточно эффективное

Всего по ОЭЗ ППТ 100 эффективное 100 эффективное

технико-внедренческая (ТВТ) ОЭЗ Республика Татарстан 100 эффективное 68 достаточно эффективное

ОЭЗ ТВТ «Дубна» (Московская область) 100 эффективное 86 достаточно эффективное

ОЭЗ ТВТ «Исток» (Московская область) 100 эффективное 100 эффективное

г Москва 100 эффективное 100 эффективное

г Санкт-Петербург 100 эффективное 100 эффективное

Томская область 95 эффективное 100 эффективное

Всего по ОЭЗ ППТ 100 эффективное 100 эффективное

туристско-рекреационная (ТР) ОЭЗ Алтайский край 100 эффективное 70 достаточно эффективное

Иркутская область 100 эффективное 100 эффективное

Республика Бурятия 37 неэффективное 63 достаточно эффективное

Карачаево-Черекессия 32 неэффективное 33 неэффективное

Чеченская Республика 16 неэффективное 14 неэффективное

Тверская область 0 неэффективное 0 неэффективное

Всего по ОЭЗ ТР 34 неэффективное 44 неэффективное

портовая (П) ОЭЗ Ульяновская область 85 достаточно эффективное 40 неэффективное

Всего по ПОЭЗ 85 достаточно эффективное 40 неэффективное

Всего по ОЭЗ 83 достаточно эффективное 75 достаточно эффективное

6 тыс. По результатам деятельности 2017 г. результативность отмеченных зон в целом определяется государственными органами как достаточно эффективная (83 %), а с начала функционирования СЭЗ показатель эффективности составил 75 % (табл. 1). При этом наиболее эффективными в 2017 г. стали промышленно-производственные и технико-внедренческие особые экономические зоны, показатель эффективности которых составил 100 %, менее эффективной являлась портовая зона - 85 %, а наихудшие результаты продемонстрировала туристско-ре-креационная особая экономическая зона - 34 % [3].

В то же время, несмотря на высокие показатели эффективности в целом по промышленно-производ-ственным и технико-внедренческим особым экономическим зонам, наблюдались и проблемные зоны. Так, как свидетельствуют данные таблицы 1, среди промышленно-производственных ОЭЗ в целом за весь период функционирования неэффективной выявилась ОЭЗ в Псковской области, также низкие показатели продемонстрировала Самарская область. Среди технико-внедренческих ОЭЗ самые худшие результаты наблюдались в Республике Татарстан, где эффективность составила 68 % за весь период работы.

В туристско-рекреационных экономических зонах аутсайдерами были Тверская область, Чеченская и Карачаево-Черкесская республики, а также Республика Бурятия с показателями эффективно-

SWOT-анализ деятельности особ

сти 0, 14, 33 и 63 %, соответственно. Более того, в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарской Республиках не были утверждены плановые значения показателей эффективности работы ОЭЗ на 2017 г., что не позволило оценить результативность их деятельности.

С целью выявления дальнейших перспектив развития особых экономических зон, а также их проблемных мест был проведен SWOT-анализ, результаты которого представлены в таблице 2.

Создание особой экономической зоны возможно за счет использования ряда преимуществ, таких как [5-7]: формирование благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности путем предоставления льгот налогового, валютного, таможенного, финансового и административного характера; предоставление инвесторам государственных гарантий по защите их прав и имущества; наличие трудовых ресурсов; обеспечение государством развития инфраструктуры и др. Все это позволяет привлечь инвестиции и создать уникальную деловую среду, способствующую производству инновационной продукции, уменьшению зависимости от импорта, повышению экспортного потенциала страны; снизить уровень безработицы; повысить уровень квалификации персонала; обеспечить приток средств в бюджет; ускорить экономический рост как региона, где создано ОЭЗ, так и государства в целом.

Таблица 2

>1х экономических зон в РФ [5-12]

Сильные стороны Возможности

- формирование благоприятного режима для ведения деятельности субъектов предпринимательства путем введения различных льгот (налоговых, внешнеторговых, финансовых, административных льгот); - обеспечение доступа к кадровым ресурсам; - концентрация национальных ресурсов в ОЭЗ; - использование мирового опыта в разных сферах на предприятиях; - наличие современной материально-технической базы для развития технико-внедренческой деятельности; - наличие развитой сети услуг для инновационной деятельности (юридических, консалтинговых, маркетинговых и др.); - обеспечение доступа к финансовым ресурсам (банковским кредитам, международным финансовым рынкам, венчурным фондам и фондам прямых инвестиций и др.); - систематический обмен новыми знаниями и практическими навыками между компаниями; - наличие развитой и стабильной правовой основы особой экономической зоны; - предоставление инвесторам гарантий от государства по поводу сохранности их инвестиций и имущества, которое находится на территории особой экономической зоны. Экономическая сфера - создание уникальной деловой среды, активизирующей развитие инновационной деятельности, производство научно-технической продукции и вывод ее на региональные и внешние рынки; - привлечение иностранных и отечественных инвестиций; - активизация политики импортозамещения, увеличение экспортного потенциала за счет международного разделения труда; - развитие новых видов бизнеса; - расширение и укрепление международных связей благодаря использованию резидентами ОЭЗ разных видов внешнеэкономической деятельности; - совершенствование транспортной, социально-бытовой, жилищной инфраструктуры; - рост объемов денежных средств в иностранной валюте, отчисляемых в местные и государственный бюджет; Социальная сфера - формирование новых рабочих мест; - сокращение уровня безработицы в округе; - развитие регионов аутсайдеров благодаря сосредоточению национальных ресурсов в ОЭЗ; - увеличение числа высоко-квалифицированных специалистов, что возможно в связи с использованием мирового опыта в разных сферах на предприятиях; Научно-техническая сфера - привлечение новейших российских и зарубежных технологий, а также ученых и высококвалифицированных специалистов; - внедрение инновационных производственных и технологических процессов; - рост результативности использования инфраструктуры и мощностей производственных кластеров.

Продолжение таблицы 2

Слабые стороны Угрозы

- огромные размеры территории ОЭЗ, отсутствие научно-обоснованных подходов к разделению ОЭЗ на зоны; - низкий уровень развития и качества инфраструктуры в ряде особых экономических зон; - необходимость существенных капиталовложений для развития инфраструктуры в ОЭЗ; - низкая рентабельность вложенных государственных средств в развитие инфраструктуры; - наличие проблем, связанных с государственным финансированием (нарушение сроков использования выделенных бюджетных ресурсов, завышение стоимости инвестиционных проектов, несовершенство процедур отбора поддерживаемых инвестпроектов); - несовершенство системы льгот и стимулов международным стандартам; - отсутствие эффективного взаимодействия между центральными и региональными органами власти в ходе регулирования и контроля ОЭЗ; - отсутствие индивидуального подхода к каждой ОЭЗ при установлении режимов функционирования; - высокие требования к инвесторам, к размеру первоначальных инвестиций; - отсутствие желания иностранных инвесторов осуществлять крупные капиталовложения на длительный период; - скрытие прибыли путем использования субъектами предпринимательской деятельности политики трансфертного ценообразования; - использование налоговых и других видов льгот для скрытого субсидирования отдельных лоббистских групп, а также для первоначального накопления капитала; - нехватка квалифицированных сотрудников в уже созданных ОЭЗ (в некоторых зонах производство является специфическим); - низкий уровень преференций для туристско-рекреационных зон; - отсутствие утвержденных плановых значений показателей эффективности деятельности ОЭЗ по ряду зон (к примеру, в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарской Республике); - несовершенство методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ. - снижение эффективности управления и контроля за деятельностью предпринимателей на территории ОЭЗ; - дестимуляция процесса привлечения инвестиционных ресурсов со стороны инвесторов; - снижение уровня автономии ОЭЗ; - отсутствие четких разграничений полномочий между органами власти препятствует реализации инвестиционных проектов; - рост зависимости от импортной продукции; - недополучение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней; - вывод бюджетных средств в «частные руки»; - снижение ожидаемой эффективности функционирования ОЭЗ; - замедление темпов привлечения инвестиций, отказ от проектов с небольшими вложениями; - невозможность оценить эффективность функционирования ОЭЗ в силу отсутствия утвержденных плановых показателей; - искажение реальных результатов деятельности ОЭЗ, обусловленное несовершенством методики их оценивания.

Тем не менее можно выделить ряд слабых сторон, негативно влияющих на эффективность функционирования особой экономической зоны. Среди основных отметим:

- огромные размеры территорий ОЭЗ, которые не используются полностью.

Так, в среднем, доля используемых земельных участков в общей площади ОЭЗ в 2017 г. составляла 38 %. При этом чем больше размер ОЭЗ, тем больше требуется капиталовложений для развития инфраструктуры и тем труднее процесс регулирования данной территории (в целом за весь период функционирования ОЭЗ государством было выделено средств на финансирование создания объектов инфраструктуры на сумму свыше 68,848 млрд. руб.). Более того, вложения государства в строительство инфраструктуры может не принести ожидаемого налогового эффекта от субъектов ОЭЗ. Так, к примеру, вложив за весь период в строительство инфраструктуры портовой зоны в Ульяновской области 913,49 млн. руб. в бюджет поступило 30,3 млн. руб. налоговых отчислений, что составило всего 18 % от запланированных показателей. В то же время показатель рентабельности вложения бюджетных средств в строительство инфраструктуры в портовую ОЭЗ и туристско-рекреационную

ОЭЗ за весь период существования зон составил по 33 % [4];

- отсутствие четкого разграничения полномочий между центральными и региональными органами власти в ходе регулирования и контроля ОЭЗ, что замедляет процесс их развития. До недавнего времени основные полномочия по управлению ОЭЗ были у федеральных структур, в настоящее время происходит их передача региональным властям, более заинтересованных в развитии ОЭЗ [8-10];

- недостаточный уровень льгот в туристско-ре-креационных ОЭЗ негативно отражается на их развитии. Так, таможенные льготы в данных зонах не предусмотрены, а налоговые льготы можно получить, даже не становясь резидентом ОЭЗ;

- использование ОЭЗ не по целевому назначению, а, к примеру, для сокрытия прибыли субъектами предпринимательской деятельности благодаря политике трансфертного ценообразования, для скрытого субсидирования отдельных лоббистских групп, а также для первоначального накопления капитала путем использования налоговых и других видов льгот. Как следствие, налоговые поступления в бюджеты разных уровней идут не в полном объеме или происходит вывод бюджетных средств в «частные руки» [11];

- несовершенная методика оценки эффективности деятельности особых экономических зон. В имеющейся методике не учтены временной горизонт создания зоны, территориальный признак, отраслевая структура, не разработаны показатели, учитывающие эффективность ОЭЗ на разных стадиях развития. Все это не позволяет реально оценить эффективность деятельности особых экономических зон [10].

Таким образом, на основании проведенного анализа были выделены сильные и слабые стороны создания ОЭЗ, а также возможности и угрозы, влияющие на перспективы их развития. Для формирования эффективной стратегии развития особой экономической зоны, на наш взгляд, целесообразно провести SWOT-анализ в разрезе каждой зоны.

Следует отметить, что слабых сторон было выявлено больше, чем сильных, что свидетельствует о невысокой эффективности особых экономических зон и в связи с этим требуется взвешенный научный подход по устранению недостатков. Решение указанных проблем в ОЭЗ возможно за счет проведения ряда мероприятий, таких как: использование научно-обоснованных подходов к зонированию ОЭЗ для определения необходимого размера территории, формирование необходимого законодательного обеспечения зонирования территорий; более рациональное и своевременное использование бюджетных средств для строительства инфраструктуры путем установления персональной ответственности за конкретные инвестиционные проекты; усовершенствование методики отбора и определения стоимости инвестиционных проектов; привлечение необходимых специалистов в ОЭЗ путем использования инжиниринговых центров; создание новых или открытие филиалов имеющихся образовательных учреждений на территории ОЭЗ, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров; расширение полномочий региональных органов власти с целью усиления автономии особых экономических зон. В то же время необходимо четко прописать процедуры и сроки контроля за деятельностью ОЭЗ; введения дополнительных льгот для туристско-ре-креационных зон, направленных на повышение результативности их функционирования; закрытия ОЭЗ, которые в течение длительного времени демонстрировали отрицательную динамику развития; усовершенствования методики оценки эффективности деятельности особых экономических зон с учетом типа зоны, территориального признака, периода функционирования, стадии развития, отраслевой структуры.

Таким образом, для обеспечения эффективного функционирования ОЭЗ государственным органам необходимо постоянно совершенствовать методы управления особыми экономическими зонами, а также активизировать свои усилия для повышения их инвестиционной привлекательности.

Литература:

1. Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий, 2006-2018. - URL: https://gtmarket.ru/ ratings/global-competitiveness-index/info.

2. Федеральный Закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

3. Доклад о результатах функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в 2017 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: http://economy.gov.ru/ wps/wcm/ connect/f2144a23-78d2-44a3-8230-c36a8b24b43b/report2017.pdf?M0D= AJPER ES&CACHEID=f2144a23-78d2-44a3-8230-c36a8b24b43b.

4. Показатели эффективности функционирования ОЭЗ за 2017 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 032ab914-740b-464c-a5ea-9237c585c174Zitogi2017.xls? MOD=AJPERES&CAC HEID=032ab914-740b-464c-a5ea-9237c585c174.

5. Скляр М.И. Особые экономические зоны в Российской Федерации. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-v-rossiyskoy-federatsii.

6. Кириллова Т.В. Особые экономические зоны в Российской Федерации. - URL: http://www. nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14-12/1351-a.

7. Зайковская А.С. Специфика функционирования особых экономических зон // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2012. - С. 69-70.

8. Безпалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 17-21.

9. Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. - С. 279-284.

10. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная Экономика. - 2016. - № 4. - С. 129-152.

11.Янков К.В., Моисеев А.К., Евграфов Д.А. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России. - URL: http://institutiones. com/general/2930-problemy-perspectivy-razvitiya-osobyx-ekonomicheskix-zon-rossii.html.

12. Крюкова Е.В. Особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных экономических зон // Российское предпринимательство. - 2010. - № 11. - С. 15-22.

Functioning of Special Economic Zones in the Territory of Modern Russia

Is.I. Gazdiev Ingush State University

Id.I. Gazdiev

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow)

In international practice the special economic zones allow solving a number of socio-economic, scientific and technological issues. The article examines the activity of special economic zones in the Russian Federation. The efficiency of the special economic zones in terms of their types was analyzed and the leaders and outsiders were identified. By systematizing scientific research and using the SWOT-analysis, the authors highlighted the shortcomings and advantages of creating special economic zones, as well as the opportunities and threats that affect the effectiveness of their development. The authors proposed a number of measures to solve these problems and recommended to public authorities to direct their efforts into enhancing the management of special economic zones.

Key words: special economic zone, threats, shortcomings, investments, infrastructure, authorities, benefits, SWOT-analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.