Научная статья на тему 'Функционирование массового спорта в Вооруженных Силах Российской федерации'

Функционирование массового спорта в Вооруженных Силах Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
528
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МАССОВЫЙ СПОРТ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокин Василий Петрович

В статье рассматриваются основы функционирования массового спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также причины, сдерживающие его развитие. Приводится анализ уровня спортивной и физической подготовленности призывных контингентов разных годов призыва. Рассматривается влияние опыта занятий спортом молодых людей в допризывный период на общие показатели физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокин Василий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of mass sports in the Russian Federation Armed Forces

The article covers the basics of functioning of mass sports in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as the reasons hindering its development. The analysis of the level of sports and physical fitness of conscripts of different years of conscription has been presented. The influence of sports experience of young people in the pre-draft period on the overall physical fitness has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Функционирование массового спорта в Вооруженных Силах Российской федерации»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова, О.С. Игровые приемы. Как сделать физкультурные занятия интересными / О.С. Воронцова // Здоровье дошкольника: физическое воспитание и оздоровление. - 2011. - № 2. -С. 19-21.

2. Рунова, М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей: комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды / М.А. Рунова. - М. : Советский спорт, 2007. - 96 с.

3. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов. - М. : Советский спорт, 2004. - 120 с.

4. Шебеко, В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. Н. Шебеко. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 100 с.

REFERENSES

1. Voroncova, O.S. (2011), "Game receptions. How to make sports occupations interesting", Health of the preschool child: physical training and improvement, No. 2, pp. 19-21.

2. Runova, M.A. (2007), Movement day after day. Physical activity - a source of health of children: Complexes ofphysical exercises and games for children of 5-7 years with use of the variable sports and game environment, Soviet sport, Moscow.

3. Sharmanova, S.B., Fedorov, A.I, and Cherepov, E.A. (2004), Circular training in physical training of children of the advanced preschool age: educational and methodical grant, Soviet sport, Moscow.

4. Shebeko, V.N. (2003), Variable sports occupations in kindergarten: advanced preschool age. Grant for teachers of preschool institutions, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow.

Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2015

УДК 796.034.2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАССОВОГО СПОРТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основы функционирования массового спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также причины, сдерживающие его развитие. Приводится анализ уровня спортивной и физической подготовленности призывных контингентов разных годов призыва. Рассматривается влияние опыта занятий спортом молодых людей в допризывный период на общие показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая и спортивная подготовленность, массовый спорт, Вооруженные Силы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p220-223

FUNCTIONING OF MASS SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION ARMED

FORCES

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical training, St. Petersburg

Annotation

The article covers the basics of functioning of mass sports in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as the reasons hindering its development. The analysis of the level of sports and physi-

cal fitness of conscripts of different years of conscription has been presented. The influence of sports experience of young people in the pre-draft period on the overall physical fitness has been analyzed.

Keywords: physical and athletic preparedness, mass sports, the Armed Forces.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время функции массового спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации как средства воспитания у военнослужащих физических и психических качеств, важных для решения профессиональных задач, утрачиваются. Массовый спорт в армии не всегда отвечает задачам воинского воспитания и обучения, а ориентирован в основном, на решение задач физической подготовки. В Наставлениях по физической подготовке (начиная с 1954 года) нет достаточно четких рекомендаций по организации спортивно-массовой работы, военно-спортивных соревнований, проверки и оценки спортивной работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Причиной, сдерживающей развитие массового спорта в Вооруженных Силах, являются:

- недостаточный опыт занятий физическими упражнениями и спортом молодежи, призываемой на службу в Вооруженные Силы;

- отсутствие четко управляемой системы организации массового спорта, обеспечивающей планомерное высококачественное проведение спортивно - массовой работы и учебно-тренировочных занятий по спорту со всеми категориями военнослужащих;

- недостаточно высокий уровень организационно-методических навыков у общественных организаторов спорта и тренеров, а также отсутствие соответствующей материально-технической базы для занятий спортом в различных климатогеографических зонах дислокации воинских частей и ввузов;

- низкий уровень эффективности работы по воспитанию у военнослужащих высокой мотивации для занятий спортом;

- отсутствие мотивации у специалистов физической подготовки в проведении учебно-тренировочных занятий по спорту.

Спортивная подготовленность молодого пополнения и призывных контингентов теряет свою стабильность. Среди факторов, отрицательно влияющих на физическое совершенствование юношей, необходимо выделить: разрушение целостной системы физического воспитания, неудовлетворительную деятельность ДЮСШ, спортивных секций, падение жизненного уровня населения на фоне коммерциализации, недостаточное финансирование Российского спортивно-технического общества, снижение числа занимающихся военно-прикладными видами спорта (различные многоборья, стрельба и т.п.). Средние данные оценки выполнения физических упражнений у юношей, не имеющих спортивных разрядов, достоверно ниже, чем у спортсменов. При этом линейная зависимость величины показателей физической подготовленности от спортивной квалификации проявляется до уровня I - II спортивного разряда.

Средний уровень физической подготовленности призывных контингентов уже в течение длительного времени мало меняется. Превышение максимальных значений средних показателей по отношению к минимальным за период наблюдений составляло: в беге на 100 м у курсантов - 2,8%, солдат - 4,1%; в беге на 3 км у курсантов - 3,9%, солдат - 5,7%; в подтягивании на перекладине у курсантов - 18,1%, солдат - 21,8%.

Влияние опыта занятий спортом молодых людей в допризывный период мало сказывается на общих показателях физической подготовленности из-за постоянного снижения удельного веса этих категорий военнослужащих среди молодого пополнения. Если в 70-е годы в молодом пополнении ввузов спортсмены составляли 48%, в учебных частях -38%, среди них спортсменов старших разрядов (I разряд, КМС, МС) - 6% и 4,5% соот-

ветственно, то в последнее время удельный вес этих категорий снизился среди курсантов ввузов - до 18%, солдат учебных частей - до 16%; спортсменов высших разрядов - до 2% и 1% соответственно.

Задачи профессиональной деятельности успешно выполнять могут только военнослужащие с высокими резервными возможностями организма и соответствующим уровнем физической и спортивной подготовленности, что свидетельствует о важной роли функциональных возможностей для военных специалистов.

В результате проведенных исследований установлена достоверная зависимость работоспособности человека от показателей адаптационных возможностей организма и предшествующего опыта занятий спортом. Поэтому необходимо рассматривать возможности адаптации организма военнослужащих через занятия спортом в период подготовки к службе в Вооруженных Силах, а также в процессе самой службы.

Занятия спортом вырабатывают привычку к достижению спортивных успехов, стремление к лидерству, а это в последующем сказывается на успехах в профессиональной деятельности. Так, сопоставление профессиональной подготовки курсантов-выпускников с уровнем их спортивной квалификации показало положительное влияние спортивной подготовки на результаты профессионального обучения. Наблюдается заметная тенденция к уменьшению удельного веса курсантов третьей группы ("худшей" по оценке профессиональной подготовки) с ростом исходной спортивной квалификации. И, наоборот, рост спортивной квалификации положительно влияет на показатели удельного веса курсантов, отнесенных к первой группе ("лучших").

Одним из основных документов, регламентирующих спортивно-массовую работу среди военнослужащих, является Единая всероссийская классификация, составной частью которой является Военно-спортивная классификация (ВСКл). ВСКл отражает основные положения системы физического воспитания, находится в тесной связи с практикой войск, повышает массовую военно-прикладную подготовку личного состава армии и флота и способствует всестороннему развитию военнослужащих. Военно-спортивная классификация предъявляет значительные требования к уровню физической подготовленности военнослужащих, а также к качеству постановки спортивно-массовой работы в войсках.

Основными принципами разработки нормативов по различным видам спорта. Среди них - как общие, так и характерные только для военнослужащих, например:

- принцип прикладности, предполагает органическую связь массового спорта с военной практикой (культивирование видов спорта, применяемых только для военнослужащих);

- принцип доступности - разработку нормативов, освоение которых возможно в период прохождения воинской службы (1 года - для военнослужащих срочной службы; 4-5 лет - курсантов ввузов);

- принцип оздоровительной направленности - самостоятельный выбор вида спорта, места для занятий, тренажеров, спортивной формы и т.д.;

- принцип обязательности - определение времени для занятий спортом (6 часов в неделю) в предусмотренные распорядком дня часы с обязательным их посещением.

Военно-спортивная классификация предусматривает достаточно широкий выбор упражнений и видов спорта для занятий с военнослужащими. В структуре ВСКл можно выделить четыре группы упражнений, по которым присваиваются спортивные звания и разряды:

- первая группа - упражнения, идентичные аналогичным в Единой всероссийской спортивной классификации, но выполняемые в военной форме (бег на 100 м, гонки на лыжах, гиревой спорт и др.);

- вторая группа - военно-прикладные упражнения, общие для представителей всех воинских специальностей (офицерское многоборье, многоборье ВСК, стрелковый

спорт);

- третья группа - упражнения, характерные для ограниченного круга военных специалистов (упражнения на специальных полосах препятствий, специальных снарядах, корабельное пятиборье, авиационное многоборье, гребля на морских ялах и др.);

- четвертая группа - виды спорта и упражнения, включаемые в программы проведения чемпионатов СИЗМ - первенства мира среди военнослужащих (авиационное многоборье, военное пятиборье).

Основным критерием оценки состояния массового спорта в войсках и военно-учебных заведениях остаются смотры спортивной работы. Однако в настоящее время они утратили свое значение в связи с тем, что произошла подмена (отождествление) понятий спорта и физической подготовки. Поэтому смотры спортивной работы сводятся к проверке нескольких упражнений из программы по физической подготовки имеющих разрядные нормативы в Военно-спортивной классификации. Результатом этого является снижение активности и интереса занятий спортом в свободное от службы время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время назрела острая необходимость в определении наиболее перспективных подходов к функционированию спортивной работы в Вооруженных силах Российской федерации и отделении её, как формы физической подготовки, в самостоятельное направление в воинском обучении и воспитании

Контактная информация: Sorokinvp@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2015

УДК 37.01

СУХОПУТНЫЙ ШЛЯХЕТНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ XVIII ВЕКА

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлен исторический аспект процесса обучения в сухопутном шляхетном кадетском корпусе, который сыграл значительную роль в подготовке офицерских кадров в Российской империи.

Ключевые слова: процесс обучения, воспитание, кадеты. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p223-228

GROUND GENTRY CADET CORPS AS A UNIVERSAL SCHOOL OF THE XVIII

CENTURY

Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The St. Petersburg Military Institute of Internal Troops the MIA of Russia

Annotation

The article presents the historical aspect of the learning process in the ground gentry cadet corps, which played a significant role in the training of officers in the Russian Empire.

Keywords: process of learning, education of cadets.

История знает немного таких примеров, чтобы учебное заведение пользовалось таким вниманием высшей власти, как Первый сухопутный кадетский корпус в XVIII-XIX вв. Каждый российский монарх стремился внести свой вклад в воспитание будущих российских воинов. Царствующие особы регулярно посещали корпус, преподносили раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.