Научная статья на тему 'Функциональные характеристики кардио-васкулярной системы у младших школьников с различными типами вариабельности сердечного ритма'

Функциональные характеристики кардио-васкулярной системы у младших школьников с различными типами вариабельности сердечного ритма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
376
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / ШКОЛЬНИКИ / CARDIO VASCULAR SYSTEM / HEART RATE VARIABILITY / SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарапов А. Н., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б., Кмить Г. В., Рублева Л. В.

Проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей 7-10 лет, относящихся к разным типам вегетативной нервной регуляции сердечного ритма. Показано, что ВНС оказывает существенное влияние на морфо-функциональные и биоэлектрические параметры миокарда, адаптационные возможности организма ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарапов А. Н., Безобразова В. Н., Догадкина С. Б., Кмить Г. В., Рублева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the study of the functional state of cardiovascular system in 7-10-year-old children, with different types of autonomic regulation of the heart rate. It is shown that the ANS has a significant impact on the morphological and functional parameters and bioelectrical myocardial adaptation abilities of the child.

Текст научной работы на тему «Функциональные характеристики кардио-васкулярной системы у младших школьников с различными типами вариабельности сердечного ритма»

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРДИО-ВАСКУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

А.Н. Шарапов, В.Н. Безобразова, С.Б. Догадкина1, Г.В. Кмить, Л.В. Рублева

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва

Проведено исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей 7-10 лет, относящихся к разным типам вегетативной нервной регуляции сердечного ритма. Показано, что ВНС оказывает существенное влияние на морфо-функциональные и биоэлектрические параметры миокарда, адаптационные возможности организма ребёнка.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, вариабельность сердечного ритма, школьники.

Functional characteristics of cardio vascular system in primary school children with different types of heart rate variability. The paper presents the study of the functional state of cardiovascular system in 7-10-year-old children, with different types of autonomic regulation of the heart rate. It is shown that the ANS has a significant impact on the morphological and functional parameters and bioelectrical myocardial adaptation abilities of the child.

Keywords: cardio vascular system, heart rate variability, school children.

Одной из актуальных проблем, требующей особого внимания, является изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы кровообращения детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходят интенсивные изменения сердечно-сосудистой системы: увеличиваются масса и объёмы полостей сердца, изменяется соотношение его отделов, совершенствуется нервная регуляция деятельности сердца, дифференцируется гистологическая структура сердца и сосудов

Относительную незрелость механизмов регуляции сомато-висцеральных взаимоотношений в организме ребёнка в процессе возрастного развития, очевидно, следует рассматривать в качестве одного из аспектов недостаточно совершенного взаимодействия вегетативной нервной и какой-либо из висцеральных систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и т.д.), имеющего свои особенности на каждом этапе онтогенеза.

В настоящее время изучение вариабельности СР получило широкое распространение. Однако определение вариабельности СР в комплексе с традиционными методами исследования сердечно-сосудистой системы (электрокардиография, поликардиография) не столь часты.

Контакты:1 Догадкина С.Б. - E-mail: <almanac@mail.ru>

Комплексный подход, включающий оценку вегетативного баланса в управлении сердечным ритмом (СР) и функционального состояния миокарда, позволяет более полно охарактеризовать динамику развития системы кровообращения на столь важном этапе онтогенеза каковым является младший школьный возраст.

Целью настоящего исследования явилось комплексное исследование функционального состояния центрального отдела сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста в зависимости от типа вегетативной регуляции сердечного ритма.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследовано 160 детей (девочек - 75, мальчиков - 85) 7-10 лет - учащихся общеобразовательных школ г. Москвы. Проведено комплексное исследование вегетативной нервной регуляции сердечного ритма, биоэлектрических характеристик миокарда, сократительной функции миокарда с использованием прибора «Поли-Спектр-12». Исследования проводились с письменного согласия родителей.

Автономную нервную регуляцию СР изучали методом спектрального анализа вариабельности ритма сердца (ВРС). Определяли: общую мощность спектра (ТР, мс2); высокочастотные колебания (ИР, мс2, п.и., %); низкочастотные колебания (ЬР, мс2, п.и., %); очень низкочастотные (сверхнизкочастотные ) колебания (УЬР, мс2, п.и., %); мощность в диапазоне высоких частот, выраженную в нормализованных единицах: ИРп.и.=ИР/(ТР-УЪР)*100; мощность в диапазоне низких частот, выраженную в нормализованных единицах: ЬРп.и.=ЬР/(ТР-УЬР)*100; отношение ЬР/ИР - характеризующее баланс симпатических и парасимпатических влияний.

Для определения показателя «адаптационные резервы» (АР), отражающего степень активации симпатоадреналовой системы относительно исходного уровня и реактивность парасимпатического отдела АНС, в качестве функционального теста применяли активную ортостатическую пробу [12].

Возбудимость и проводимость миокарда изучали методом электрокардиографии. Регистрация ЭКГ осуществлялась в 12 общепринятых отведениях. Длительность интервалов и зубцов ЭКГ определяли в II стандартном отведении. Анализировали: длительность сердечного цикла RR,с; продолжительность предсердно-желудочковой проводимости PQ,с; продолжительность внутрижелудочковой проводимости QRS,с; длительность электрической систолы желудочков QT,с; длительность зубцов Р,с, Q,с и R,с; амплитуда зубцов Р,мм, Q,мм, R,мм, Б,мм, Т,мм.

Сократительную функцию миокарда изучали методом поликардиографии. В ходе исследования проводилась синхронная регистрация ЭКГ (во II стандартном отведении), фонокардиограммы (с точки Боткина) и каротидной сфигмограммы. Анализ поликардиограммы базировался на сопоставлении элементов записанных кривых во времени по методике В.Л. Карпмана [7]. С помощью компьютерной обработки кривых вычисляли: продолжительность сердечного цикла (Я-Я), фазу асинхронного сокращения (ФАС), фазу изометрического сокращения (ФИС), период напряжения (Т), период изгнания (Е), механическую систолу (8ш), общую систолу (8о), электрическую систолу (8э), диастолический интервал (Б). Все ве-

личины измеряли в миллисекундах. Помимо указанных показателей, получаемых при непосредственном анализе кривых, определяли ряд производных или относительных величин: индекс напряжения миокарда (ИНМ); внутрисистолический показатель (ВСП); механический коэффициент Блюмбергера.

Экспериментальные данные обработаны общепринятыми методами вариационной статистики. Оценку степени достоверности различий между показателями средних величин определялась по ^критерию Стьюдента. Во всех случаях граничным считался уровень значимости при р<0,05. Все расчёты проводили с помощью компьютерной программы Statistica.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным спектрального анализа ВРС обследованные школьники 7-10-летнего возраста характеризуется четко выраженными волнами высокой, низкой и очень низкой частот (табл. 1). При этом не отмечено достоверных различий между изученными параметрами ВРС у мальчиков и девочек. Выявлен ряд возрастных особенностей частотных компонентов спектра ВРС. К 9 годам отмечено достоверное снижение общей мощности спектра (ТР), мощности сверхнизкочастотного (VLF) и низкочастотного (LF) компонентов спектра ВРС в абсолютных единицах. У детей 9 и 10 лет по сравнению с 7-летними выявлены существенно более высокие значения показателей высокочастотного компонента (ОТ %) наряду с более низкими значениями низкочастотного компонента (LF %) спектра ВРС; у всех детей к 10 годам наблюдается значимое снижение LFn.u. и увеличение HFn.u. Все это свидетельствует о преобладании парасимпатических влияний на сердечный ритм школьников 9-10- летнего возраста.

Таблица 1

Показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма у младших школьников 7-10-летнего возраста (Ы±т)

Воз рас т Показатели

TP, мс2 мс2 LF, мс2 ОТ, мс2 LF, П.^ ОТ, п.^ LF/HF %LF %ОТ

7 6875,1 ±667,8 2043,3 ±857,6 1571,1 ±372,7 3260,7 ±492,4 39,3 ±2,4 60,6 ±2,4 0,764 ±0,077 22,6 ±2,4 29,4 ±1,7 47,9 ±2,9

8 5649,0 ±894,4 1044,0 ±117,0 1438,0 ±215,8 2396,0 ±798,4 37,0 ±2,5 63,0 ±2,5 0,586 ±0,120 22,0 ±1,6 28,8 ±1,8 47,2 ±2,8

9 4702,7 +235,2* 857,7* +150,5 992,0* +128,8 2853,0 +155,7 33,4 +3,0 66,6 +2,0 0,575 +0,082 21,9 +1,9 27,8 +3,1 51,3* +2,5

10 4753,0 +816,7 836,3 +132,9 1004,9 +111,0 2911,5 +706,0 31,7* +2,8 68,2* +1,8 0,528 +0,115 21,5 +4,8 23,7* +2,3 54,6* +2,3

Примечания: * - достоверные различия в сравнении с 7-летним возрастом.

Кластерный анализ, проведенный на основании данных о величинах мощности ОТ и LF компонентов спектра ВРС у детей с разными типами автономной нервной регуляции, позволил разделить всех испытуемых на 3 группы, примерно равных по наполняемости. Дети 1 группы (28-36 % всех испытуемых) характери-

зовались преобладанием симпатических влияний на СР, испытуемые 2 группы (32-44 % всех испытуемых) имели сбалансированный тип регуляции СР, испытуемые 3 группы (26-38 % всех детей) характеризовались преобладанием парасимпатических влияний на СР.

Нами были проанализированы показатели спектрального анализа ВРС у детей с разным типом регуляции сердечного ритма (табл. 2). Проведенный анализ не выявил достоверных возрастных и половых различий параметров ВРС у детей с одинаковым типом регуляции СР.

Таблица 2

Показатели спектрального анализа вариабельности сердечного ритма у младших школьников с разным типом вегетативной регуляции (М±т)

Гру ппа ТР мс2 УЬБ мс2 ЬБ мс2 ОТ мс2 ЬБ п.и. ОТ п.и. ЬЕ/ОТ %УЬГ %ЬБ %ОТ

1 1967,0 ±545,4 481,4 ±102,9 871,6 ±260,6 614,1 ±119 59,2 ±1,3 40,7 ±1,3 1,50 ±0,09 28,9 ±3,9 42,0 ±2,3 29 ±1,9

2 11578,8 ±751,2* 976,4 ±180,5* 2493,9 ±211,4* 3108,3 ±111* 43,1 ±1,6* 56,8 ±1,6* 0,70 ±0,05* 27,6 ±4,5* 31,1 ±2,2* 41,2 ±3,0*

3 7716,2 ±438,0* 867,4 ±143,9* 1327,9 ±188,9 5521 ±215,1* 23,7 ±1,9* 76,3 ±1,9* 0,32 ±0,03 13,7 ±2,1* 20,2 ±1,6* 66 ±2,7*

Примечания: 1группа - дети с преобладанием симпатических влияний на СР; 2 группа - дети со сбалансированной регуляцией СР; 3 группа - дети с преобладанием парасимпатических влияний на СР; * - достоверные различия показателей по сравнению с 1 группой.

Дети 1 группы характеризуются достоверно более низкой общей мощностью спектра в сравнении с детьми 2-й и 3-й групп за счет более низкой мощности всех трех волновых компонентов (УЬБ, ЬБ и ИБ). Структура симпатико-парасимпатического воздействия на СР у детей 1 группы значительно отличается от таковой у детей 3-й группы и характеризуется большим вкладом в регуляцию СР центральных эрготропных (УЬБ) и симпатических влияний (ЬБ). Следует отметить, что у детей 3 группы общая мощность спектра достоверно ниже, чем у детей 2 группы, но выше, чем в 1 группе.

Таким образом, количественные показатели спектральных параметров ВРС детей 7-10 лет вполне сопоставимы с таковыми, приводимыми в международных стандартах [24] и в работах последних лет [2; 6; 12]. Частотный спектр ВРС у всех обследованных детей характеризовался хорошо выраженными волнами высокой, низкой и очень низкой частот, при этом у большинства обследованных школьников суммарная мощность спектра в диапазонах низких и высоких частот доминировала над величинами мощности спектра в сверхнизкочастотном диапазоне. Это свидетельствует о преобладании модулирующего симпато-парасимпатического регуляторного влияния над гуморально-метаболическим и центральными эрго-тропными регуляторными стимулами [12]. Выявленное у детей 9-10 лет усиление парасимпатических влияний на СР согласуется с результатами исследований, показавших, что к 10-летнему возрасту, развитие регуляторных механизмов АНС

достигает максимального уровня [2], а также завершается миелинизация нервных волокон, увеличивается количество нейрональных синапсов, максимально усложняются рецепторные аппараты внутренних органов и сами вегетативные центры [21].

Изучение реакции сердечного ритма на ортостатическую пробу (табл. 3) у детей с разными типами ВРС показало, что дети 1 -й группы характеризуются снижением мощности как низкочастотных, так и высокочастотных колебаний. У детей 2-й и 3-й групп отмечена адекватная реакция сердечного ритма на ортостаз с четким снижением высокочастотных компонентов и увеличением низкочастотных колебаний.

Относительный рост LF у детей со сбалансированным и парасимпатическим типом автономной нервной регуляции сердечного ритма указывает на активное включение вазомоторного центра в процесс регуляции сосудистого тонуса. В то же время у детей с преобладанием симпатических влияний на ритм сердца выявлена неадекватная реакция на ортостатическую пробу, со значительным снижением всех составляющих спектра, что косвенно указывает на относительно сниженные адаптационные возможности у детей данной группы [1 2].

На основании реакции ВРС на активную ортостатическую пробу нами рассчитан показатель «адаптационные резервы» обследованных детей [12]. Согласно этому показателю наиболее высокими адаптационными возможностями обладают дети с парасимпатическим типом автономной нервной регуляции СР (6,0±1.30) в сравнении с детьми с симпатическим типом регуляции СР (-1,00±1,1).

Таблица 3

Изменение показателей спектрального анализа ВРС на ортопробу у младших школьников с разным типом вегетативной регуляции в процентах к исходному уровню

Группа ТР УЬБ ЬБ Ш ЬБп Шп %УЪГ %ЬБ %ОТ

1 -11,00 13.7 -29.17 -11.3 -5.7 -8.5 32,0 -19,0 0

2 14.46 239.78 22.38 -6.8 20.35 -15.28 99.1 -12.3 -54.0

3 11,00 234.3 38,0 -145.4 98.4 -46.8 380.4 46.9 -149.8

По-видимому, состояние симпато-парасимпатического баланса АНС, отражая уровень гомеостатической регуляции вегетативных функций организма способно определять и уровень адаптационных возможностей растущего организма. Следовательно, дети младшего школьного возраста с преобладанием симпатических нервных влияний на СР характеризуются относительно сниженными адаптационными резервами организма, что подтверждается исследованиями, проведенными у детей и подростков [9; 12].

Электрокардиографический анализ показал, что абсолютные значения большинства показателей ЭКГ обследованных детей в целом не выходят за рамки воз-

растных нормативов, представленных в литературе [10; 11; 13; 20].

Таблица 4

Амплитудные характеристики основных зубцов ЭКГ младших школьников с разным типом вегетативной регуляции (Ы±т)

возр группа Показатели

Р, мм О, мм R, мм S, мм Т, мм

Мальчики

7 1 0,992± -0,502± 12,146± -2,406± 4,562±

0,131 0,225 1,979 0,662 0,619

3 0,710± -0,440± 10,840± -2,220± 3,660±

0,098* 0,277 0,906 0,706 0,289*

8 1 1,469± -0,589± 13,260± -2,330± 3,919±

0,133 0,228 1,509 0,424 0,253

3 1,193± -0,770± 12,672± -1,998± 3,625±

0,157* 0,230 1,007 0,486 0,398

9 1 1,497± -0,593± 13,569± -1,330± 3,922±

0,135 0,228 1,503 0,324 0,252

3 1,202± -0,771± 12,694± -1,298± 3,655±

0,157* 0,230 1,008 0,422 0,344

10 1 1,360± -0,689± 12,160± -1,630± 4,919±

0,123 0,238 1,501 0,464 0,223

3 1,110+ -0,660+ 11,800+ -1,490+ 4,060+

0,085 0,157 0,811 0,317 0,288*

Девочки

7 1 0,963± -1,100± 14,643± -1,170± 3,077±

0,163 0,120 1,179 0,697 0,732

3 0,650± -1,125± 7,075± -1,725± 2,275±

0,065* 0,125 1,116* 0,579 0,392*

8 1 1,543± -0,759± 19,448± -1,606± 3,941±

0,108 0,340 2,091 0,296 0,212

3 1,375± -0,513± 15,363± -1,842± 3,547±*

0,119 0,255 1,134* 0,771 0,262

9 1 1,753± -0,799± 18,448± -1,106± 4,941±

0,108 0,349 2,092 0,246 0,216

3 1,383+ -0,517± 15,867± -1,042± 3,567±

0,091* 0,258 1,134* 0,774 0,266*

10 1 1,983± -0,789± 15,448± -1,106± 4,944±

0,108 0,342 1,000 0,288 0,272

3 1,455± -0,517± 13,366± -1,042± 3,740±

0,119* 0,275 1,130* 0,772 0,272*

Примечания: 1 группа - дети с преобладанием симпатических влияний на СР, 2 группа - дети т сбалансированной автономной регуляцией СР, 3 группа - дети с преобладанием парасимпатических влияний на СР; * - достоверность различий по сравнению с 1 группой.

Таблица 5

Временные характеристики основных зубцов и интервалов ЭКГ детей младшего школьного возраста с разным типом вегетативной регуляции (М±т)

возр группа Показатели

Я-Я, с Р^, с QRS, с QT, с Q, с Я, с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мальчики

7 1 0,684± 0,109± 0,080± 0,315± 0,009± 0,040±

0,0178 0,0061 0,0031 0,0062 0,0047 0,0124

3 0,784± 0,122± 0,081± 0,336± 0,011± 0,045±

0,0349* 0,0070* 0,0033 0,0115* 0,0047 0,0070

8 1 0,643± 0,124± 0,080± 0,326± 0,010± 0,043±

0,0154 0,0046 0,0035 0,0034 0,0032 0,0042

3 0,685± 0,144± 0,083± 0,341± 0,015± 0,047±

0,0365 0,0058* 0,0037 0,0084* 0,0036 0,0013

9 1 0,713± 0,125± 0,080± 0,331± 0,011± 0,042±

0,0154 0,0046 0,0039 0,0034 0,0030 0,0041

3 0,785± 0,142± 0,082± 0,344± 0,014± 0,046±

0,0365 0,0058* 0,0037 0,0084 0,0036 0,0019

0,679+ 0,125+ 0,074+ 0,326+ 0,011± 0,041±

10 1 0,0222 0,0025 0,0026 0,0021 0,0033 0,0040

0,774+ 0,128+ 0,077+ 0,331+ 0,013± 0,047±

3 0,0230* 0,0021 0,0029 0,0022 0,0030 0,0035

Девочки

7 1 0,677± 0,116± 0,078± 0,322± 0,010± 0,034±

0,0213 0,0152 0,0041 0,0106 0,0100 0,0117

3 0,765± 0,128± 0,081± 0,336± 0,009± 0,045±

0,0437* 0,0051* 0,0030 0,0102* 0,0043 0,0088

8 1 0,644± 0,121± 0,080± 0,338± 0,011± 0,038±

0,0162 0,0062 0,0020 0,0063 0,0042 0,0029

3 0,696± 0,136± 0,084± 0,351± 0,010± 0,047±

0,0309 0,0080 0,0023 0,0052 0,0035 0,0080

9 1 0,637± 0,123± 0,081± 0,334± 0,012± 0,039±

0,0141 0,0052 0,0011 0,0080 0,0021 0,0026

3 0,696± 0,139± 0,084± 0,353± 0,011± 0,048±

0,0301* 0,0070* 0,0022 0,0052* 0,0031 0,0090

0,673+ 0,120+ 0,078+ 0,339+ 0,011± 0,039±

10 1 0,0221 0,0037 0,0014 0,0039 0,0022 0,0027

0,725+ 0,122+ 0,079+ 0,348+ 0,012± 0,049±

3 0,0220 0,0035 0,0011 0,0033 0,0033 0,0091

Примечания: см. табл. 4

Сравнительный анализ показателей биоэлектрической активности миокарда детей 7-10 лет с разными типами автономной нервной регуляции СР (табл. 4, 5) выявил ряд особенностей. В 3-й группе детей (с преобладанием парасимпатических влияний на СР) в сравнении с 1 группой (с преобладанием симпатических

влияний на СР) отмечается достоверно большая длительность сердечного цикла, продолжительность предсердно-желудочковой, внутрижелудочковой проводимости и электрической систолы, при более низких значениях амплитуды зубцов Р, Я и Т (р<0,05).

Показатели ЭКГ, характерные для детей с преобладанием парасимпатических влияний на СР, могут объясняться отрицательным хронотропным эффектом блуждающего нерва. Напротив, укорочение большинства интервалов электрокардиограммы у детей с относительным преобладанием симпатических влияний на СР связано с положительным хронотропным влиянием на миокард симпатических нервов.

У детей с преобладанием парасимпатических влияний на СР, обнаружены более низкие значения амплитуды зубцов Р, Я и Т, чем у детей с преобладанием симпатических влияний на СР (р<0,05). Эти данные согласуются с результатами других исследований [4, 9] и отражают влияние автономной нервной системы на регуляцию биоэлектрических функций миокарда [17].

Нами изучена частота встречаемости некоторых функциональных изменений ЭКГ у детей 7-10 лет с различными типами автономной нервной регуляции СР. Установлено, что у детей с преобладанием парасимпатических влияний на СР выше распространенность синусовой аритмии, чем у детей со сбалансированной автономной регуляцией и с преобладанием симпатических влияний на СР: в 7 лет - 25 %, 12 % и 5 % соответственно, в 8 лет - 15 %, 8 % и 5 %, в 9 лет - 12 %, 10 % и 5 % и в 10 лет - 26 %, 13 % и 8 % соответственно.

Синусовая аритмия является одним из наиболее распространенных нарушений СР в детском возрасте [8; 16; 22]. В нашем исследовании отмечена более высокая частота встречаемости синусовых аритмий у детей с преобладанием парасимпатических влияний на СР. Это подтверждает нашу точку зрения о том, что, именно, физиологически обусловленные формы синусовой аритмии, в первую очередь, связаны с усилением парасимпатических влияний на СР [13; 18; 23]. Видимо возникающее при действии блуждающего нерва замедление синусового ритма, понижение проводимости атриовентрикулярного узла ослабляют тормозное влияние синусового водителя ритма сердца на нижележащие очаги автоматизма, и они могут становиться источниками ритмически возникающих возбуждений, поэтому на фоне повышенной активности парасимпатической нервной системы могут возникать различные нарушения ритма сердца.

Проведенное поликардиографическое исследование выявило особенности фазовой структуры сердечного цикла у детей 7-10 лет с разным типом автономной нервной регуляции СР (табл. 6). Нами не отмечено достоверных различий между изученными параметрами у мальчиков и девочек.

Продолжительность основных фаз и периодов сердечного цикла в зависимости от типа автономной нервной регуляции СР представлена в таблице 6. Установлено, что в 1 группе школьников, характеризующихся более выраженными симпатическими влияниями на СР, время изгнания крови достоверно меньше, а диастола существенно продолжительнее по сравнению с детьми 3 группы (с преобладанием парасимпатических влияний на СР). Эти факты согласуются с представлением о том, что стимуляция симпатических нервов приводит к увеличению силы и частоты сердечных сокращений, скорости проведения возбуждения по

проводящей системе сердца и сократительному миокарду. Длительность диастолы при этом увеличивается, что способствует большему диастолическому наполнению желудочков и увеличению силы сокращения миокарда [19].

Таблица 6

Длительность фаз сердечного цикла у младших школьников с разным типом автономной нервной регуляции сердечного ритма (М±п)

Возраст лет Тип Я-Я, мс ФАС, мс ФИС, мс Т, мс Е, мс Бш, мс Бо, мс Бэ, мс Д, мс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

7 1 645.6+ 23.2 42.7 +7.0 25.3 +5.2 68.0 +7.5 220.1 +8.2 241.6 +12.6 314.0 +21.9 316.0 +22.3 431.7 +13.0

2 704.4+ 26.5 42.8 +5.6 32.6 +6.2 75.4 +9.7 236.8 +8.5 279.6 +11.6 314.3 +25.9 322.3 +21.3 380.1 +17.9

3 714.4+ 24.5* 47.0 +4.3 44.9 +7.3* 91.9 +9.0* 238.5 +7.5* 278.9 +12.9 319.9 +20.5 319.7 +24.3 378.1 +14.0*

8 1 678.2 +22.6 44.4 +4.52 30.8 +3.4 75.2 +7.6 228.4 +10.4 276.7 +14.4 315.1 +16.2 212.0 +18.3 405.5 +17.4

2 725.6 +25.5 47.9 +5.85 33.5 +3.4 81.4 +7.8 239.9 +10.0 272.2+ 13.4 323.3 +15.1 230.8 +17.1 398.4 +17.9

3 762.3 +24.6* 46.0 +4.36 40.8 +3.6* 86.8 +6.3 247.4 +9.5* 269.8+ 15.8 324.0 +14.1 230.5 +12.3 372.8 +11.7*

9 1 690.2 +26.6 47.4 +6.51 34.8 +3.6 81.2 +7.5 225.4 +9.4 277.2 +13.4 317.0 +14.2 214.0 +21.3 425.5 +19.4

2 735.6 +26.5 49.8 +4.85 36.5 +4.2 86.3 +7.8 240.6 +11.0 277.2+ 15.4 324.3 +18.1 228.8 +21.1 408.6 +17.9

3 766.3 +23.7* 47.9 +6.36 44.8 +2.6* 92.9 +9.1 250.4 +9.1* 269.2+ 16.8 327.0 +17.1 229.5 +16.3 370.8 +12.8*

10 1 636.3 +20.6 50.1 +6.1 34.3 +2.6 84.4 +8.2 222.7 +8.4 259.3 +18.4 309.7 +19.3 271.5 +22.3 515.5 +19.4

2 741.4 +25.3 46.0 +5.3 31.6 +7.5 77.5 +8.3 249 +11.3 280.6 +15.9 326.7 +15.7 277 +26.8 415.0 +28.5

3 870.0 +23.0* 48.6 +4.5 41.6 +2.4* 89.2 +7.1 259.6 +8.2* 286 +12.6 334.6 +15.7 247.1 +28.2 358.4 +20.3*

Примечание: 1 группа - дети с преобладанием симпатических влияний на СР; 2 группа - дети со сбалансированной автономной регуляцией СР; 3 группа - дети с преобладанием парасимпатических влияний на СР; *- достоверные различия между 1 и 3 группами.

Показано, что при стимуляции симпатических ветвей происходит укорочение периода изометрического сокращения и периода изгнания [25]. В нашем исследовании продолжительность фазы изометрического сокращения была достоверно короче у детей с преобладанием симпатических влияний по сравнению с детьми, у которых преобладали парасимпатические влияния. На продолжительность фазы изометрического сокращения оказывают влияние разные факторы: венозный при-

ток крови к сердцу, величина диастолического давления в крупных сосудах, сократительная способность миокарда, степень пресистолического напряжения миокарда [5; 8; 10; 18]. Фаза изометрического сокращения характеризует сократительные свойства миокарда, в этой фазе расходуется большое количество энергии. По-нашему мнению, симпатическая регуляция инотропной функции сердца, благодаря стимуляции освобождения и использования энергии, обеспечивает уменьшение продолжительности ФИС, т. е. усиление сократительной способности миокарда.

У детей с преобладанием парасимпатических влияний в регуляции СР отмечена значительно большая продолжительность сердечного цикла и фазы изометрического сокращения по сравнению с детьми с преобладанием симпатических влияний на СР, что можно объяснить отрицательным хронотропным воздействием парасимпатического отдела АНС на миокард.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявленные у детей от 7 к 10 годам изменения в структуре вариабельности сердечного ритма, характеризуются постепенным увеличением общей мощности спектра вариабельности СР, смещением вегетативного баланса в управлении СР в сторону преобладания парасимпатических нервных влияний и обусловлены процессами морфофункционального созревания детского организма.

Дети с преобладанием симпатических нервных влияний на СР характеризуются меньшей зрелостью механизмов регуляции АНС в сравнении со сверстникам с другими типами нейровегетативной регуляции, это обуславливает относительно сниженные адаптационные возможности организма, что подтверждается характером реакции ВРС на ортопробу. Данные, полученные электро- и поликардиографическими методами подтвердили выраженное влияние АНС на продолжительность фаз сердечного цикла, возбудимости и проводимости миокарда. Так, у школьников 7-10 лет с преобладанием симпатических влияний на СР по сравнению с детьми, характеризующимися выраженными парасимпатическими влияниями на СР, отмечены меньшая продолжительность сердечного цикла, фазы изометрического сокращения, времени изгнания крови и большая длительность диастолы наряду с увеличением амплитуды зубцов Р, R и Т, что также, свидетельствует о менее зрелом, энергозатратном типе регулирования гомеостаза в ССС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берсенева И.А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе: автореф. дис.... канд. биол. наук. - 2000. - 17 с.

2. Галеев А.Р., Игишева Л.Н. Взаимосвязь типа вегетативной регуляции и потребности в двигательной активности. 2002. URL: http://www.ortoplus.da.ru/

3. Галстян А.А. Электромеханическая активность сердца и центральная гемодинамика у здоровых детей школьного возраста. - Ереван: Айастан, 1989. -161 с.

4. Глазачев О.С. Вегетативная нервная система: принципы строения, функции, методы исследования. - М., 1995. - 98 с.

5. Индивидуальные особенности развития системы кровообращения школьников/Под ред. И.О.Тупицына. - М:ИВФ РАО, 1995. - 64 с.

6. Казин Э.М. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Т.В. Душенина, А.Р. Галеев // Физиология человека. - 2003. - Т. 29, № 1. - С. 7076.

7. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. - М.: Медицина, 1965. - 159 с.

8. Кондрыкинский Е.Л., Макаров Л.М., Пономарева Р.И., с соавт. Клинико-электрокардиографическая характеристика детей с симптоматическими сердечными аритмиями // Матер. Конгресса "Детская кардиология 2000". - М., 2000.

9. Крысюк О.Н. Возрастные, типологические и индивидуальные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономная нервная регуляция сердечного ритма у детей 7-11 лет: Дис. ... канд. биол. наук. - М., 2007. - 198 с.

10. Макаров Л. М., Киселева И. И., Долгих В. В. С соавт. Нормативные параметры ЭКГ у детей и подростков. Есть ли изменения в 21 веке? // Функциональная диагностика. - 2007. - № 1. - С. 8-14.

11. Макаров Л.М., Киселева И.И., Долгих В.В., с соавт. Нормативные параметры ЭКГ у детей//Педиатрия. - 2006. - № 2. - С. 4-10.

12. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения. - Иваново: Иван. Гос. Мед. академия, 2002. - 290 с.

13. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. - М.:, 1983. - 159 с.

14. Мурашко Е. В. Стандартная электрокардиография в педиатрической практике // Лечащий врач. - 2005. - № 1. - С. 52-57.

15. Осколкова М.К. Кровообращение у детей в норме и патологии. - М.: Медицина, 1976. - 310 с.

16. Рублева Л.В. Развитие основных функций миокарда детей 7-15 лет, проживающих в различных экологических условиях: Дисс. ... канд. биол. наук. - М., 1999. - 188 с.

17. Рутткай-Недецки И. Проблемы электрокардиологческой оценки влияния вегетативной нервной системы на сердце // Вестник аритмологии. - 2001. - № 22.

- С. 56-60.

18. Трефни З., Берсенева И.А. Вегетативная регуляция сердечного ритма и аритмии у школьников // Матер. междунар. симп. «Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий». - М., 1999.

19. Физиология кровообращения. Регуляция кровообращения. - Л.: Наука, 1987. - 639 с.

20. Хомич М. М. Возрастные изменения временных показателей электрокардиограммы у детей // Вопр. соврем. педиатрии. - 2006. - № 2. - С. 17-19.

21. Швалёв В.Н., Тарский Н.А. Феномен ранней возрастной инволюции симпатического отдела вегетативной нервной системы // Кардиология. - 2001. - № 2.

- С. 10-14.

22. Школьникова М. А. Аритмии у детей. Атлас электрокардиограмм. - М.: Медпрактика, 2006. - 148 с.

23. Chess G.F., Tam R., Calaresu F.H. Influence of cardiac neural imputs on rhythmic variations of heart period in the cat. // Am. J. Physiol. - 1975. - Vol. 228, № 3. - P. 775-780.

24. Heart rate variability. Standards of Measurement, Physiological interpretation and clinical use // Circulation. - 1996. - V. 93. - P. 1043-1065

25. Sfrnoff S.F., Mitchell J.H. The control of the function of the heart // Handb. of Physiol. sect. 2. Circulation. - 1962. - Vol. 1. - P. 489-532

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.