Научная статья на тему 'Функциональное состояние организма спортсменов студентов национального института спорта и туризма Туркменистана'

Функциональное состояние организма спортсменов студентов национального института спорта и туризма Туркменистана Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гочoв А.С., Кулиева А.М., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г.

Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводит к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов, в особенности, первокурсников. Процесс обучения в вузе является новым этапом в жизни молодого человека и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гочoв А.С., Кулиева А.М., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние организма спортсменов студентов национального института спорта и туризма Туркменистана»

УДК 796.01:612

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ СТУДЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА СПОРТА И ТУРИЗМА

ТУРКМЕНИСТАНА

А.С. Гочoв, А.М. Кулиева, Г.О. Овезгельдыева, А.Г. Григорьян

Национальный институт спорта и туризма Туркменистана Больница с научно-клиническим центром физиологии Ашхабад, Туркменистан

FUNCTIONAL STATE OF TURKMEN NATIONAL INSTITUTE OF SPORTS

AND TOURISM ATHLETE ORGANISM

A.S. Gochov, A.M. Guliyev, G.O. Ovezgeldyeva, A.G. Grigorian

Turkmen National Institute of Sports and Tourism Physiology Clinical Research Center Hospital Ashgabat, Turkmenistan

Ключевые слова: функциональное состояние, функциональная подготовленность, студенты института физической культуры.

Аннотация: Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводит к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов, в особенности, первокурсников. Процесс обучения в вузе является новым этапом в жизни молодого человека и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям жизнедеятельности.

Key words: functional state, functional readiness, the Institute of Physical Training students.

Summary. Permanent complication of the higher educational establishment curriculum and computerization cause learning process intensification and clearly demand much more of a student's organism especially freshmen. Education process in higher school is a new period of a young person life and requires from him (her) greater independence and active comprehension under the increased information loading conditions as well as the ability of psychological and social adequacy under the changed life conditions.

Постоянное усложнение программ обучения в вузах, внедрение компьютерных технологий приводит к интенсификации процесса обучения и, естественно, предъявляет повышенные требования к организму студентов, в особенности, первокурсников. Процесс обучения в вузе является новым этапом в жизни молодого человека и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям жизнедеятельности. При возрастающих учебных нагрузках снижаются физическая и умственная работоспособность, что сказывается на

физическом развитии и состоянии здоровья [1, 2]. В связи с этим, решение проблем контроля функционального состояния и физического развития студентов с целью их улучшения, представляется необходимым и своевременным.

Обследовано 190 практически здоровых студентов 1 курса Национального института спорта и туризма Туркменистана в возрасте от 17 до 25 лет.

Оценка состояния здоровья проведена методом медицинской рискометрии. Программное обеспечение включает диагностические алгоритмы Байеса, программы формирования банков данных, статистической обработки и группировки по возрасту, полу, уровню риска. Обследуемым предъявлялась формализованная анкета, содержащая вопросы по жалобам, анамнестическим и генетическим данным, особенностям труда и быта, а также ряд объективных конституционально-физиологических показателей. Результат обработки полученных данных представляет интегральную величину в интервале от 0 до 1. Это позволяет оценить вероятность развития (меру риска): артериальной гипертензии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), печени (Печ), мочевыделительной системы (МВС), системы органов дыхания (СОД), эндокринологической (Энд) и аллергической (Алг) настороженности, неврологических заболеваний (Нвр), состояния психо-эмоционального напряжения (ПЭН), гипотонии (Гип).

В зависимости от уровня риска обследованных разделили на три группы: I группа -(риск развития заболеваний от 0 до 0,75) - здоровые лица (функциональная норма), II группа (0,76-0,95) - лица с функциональным напряжением регуляторных систем, III группа (0,96-1,0) -с преморбидным состоянием, со срывом адаптации, вероятными органическими изменениями функций различных физиологических систем организма.

О напряжении регуляторных механизмов судили по величине вегетативного индекса Кердо (ВИ), который позволяет определить соотношение активности симпатической и парасимпатической нервной системы.

Показатели, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ЧСС, СД, ДД), измеряли в состоянии покоя после 15-минутного отдыха, сидя. Общепринятыми расчетными методами определяли ударный и минутный объем кровообращения, среднединамическое артериальное давление, индекс Кетле (ИК). При анализе данных проводили сравнение среднегрупповых показателей с должными величинами для данной возрастной группы.

Для характеристики функциональных возможностей системы кровообращения обследуемые студенты выполняли дозированную физическую нагрузку (20 приседаний за 30 секунд). Затем на основании величины пульса до, после нагрузки и в конце 1 минуты восстановления рассчитывали индекс Руфье, позволяющий оценить работоспособность сердца.

Физическое развитие оценивали по следующим показателям: росту, объему грудной клетки в состоянии паузы, массе тела, жизненной емкости легких и кистевой силе правой и левой руки.

Анализ полученных результатов оценки состояния здоровья показал, что 71,9% обследованных студентов здоровы (функциональная норма), а 12,3% студентов имеют средний и 15,8% - высокий уровень риска развития неинфекционных заболеваний (донозологические

состояния).

%

80 60 40 20 0

группы риска □ 1 □ 2 □ 3

Рис. 1. Результаты оценки состояния здоровья студентов спортсменов

Распределение обследованных студентов по синдромам и уровням риска приведено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение обследованных студентов по синдромам и уровню риска

Уровень риска АГ ИБС Энд Печ ЖКТ Алг СОД МВС Нвр ПЭН Гип

0-0,75 94,0 96,3 97,2 90,3 85,2 98,5 97,8 99,0 90,4 70,4 98,8

0,76-0,95 3,9 3,7 1,4 6,3 8,4 0 2,2 0 5,8 15,2 1,2

0,96-1,0 2,1 0 1,4 3,4 6,4 1,5 0 1,0 3,8 14,4 0

Как видно из таблицы, в группе лиц, имеющих средний уровень риска развития заболеваний, наиболее распространенными являются синдром высокого психоэмоционального напряжения (15,2%), заболевания ЖКТ (8,4%), печени (6,3%), неврологический синдром (5,8%). Далее, в порядке убывания, следуют артериальная гипертония (3,9%), ИБС (3,7%), заболевания органов дыхания (2,4%), эндокринные нарушения (1,4%). Для группы с высоким уровнем риска

рейтинг синдромов следующий: ПЭН - 14,4%, ЖКТ - 6,4%, Нвр - 3,8%, Печ - 3,4%, АГ -2,1%, Алг - 1,5%, Энд - 1,4% и заболевания мочевыделительной системы - 1%.

Таким образом, у студентов наиболее часто встречается синдром повышенного психоэмоционального напряжения, затем следуют риск заболеваний периферической нервной системы, ЖКТ и печени.

Особое место в оценке функциональных возможностей организма занимает определение степени напряжения регуляторных механизмов. Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды, как известно, вызывает общий адаптационный синдром, ведущим компонентом которого является повышение активности симпатоадреналовой системы. Важная роль в развитии адаптационных сдвигов принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС). При равновесии симпатического и парасимпатического тонусов, что характерно для здоровых, адаптированных к действующему фактору людей, величина диастолического давления численно равна величине частоты сердечных сокращений, а величина вегетативного индекса (ВИ) равна 0. Сдвиг вегетативного тонуса в симпатическую сторону сопровождается понижением ДД, учащением пульса, а в парасимпатическую - обратными изменениями. Следовательно, высокие положительные значения ВИ (>10) говорят о повышенном тонусе симпатической нервной системы, а низкие - парасимпатической. Считается, что значения ВИ<-10 и ВИ>10 являются показателем напряжении регуляторных механизмов. Как показали результаты исследования, у 22,4% студентов отмечается повышенный тонус симпатической нервной системы (ВИ>10%), у 22,4% студентов повышен тонус парасимпатической нервной системы. Таким образом, у 44,8% студентов отмечается напряжение регуляторных механизмов.

Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение приводит к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечно-сосудистой системы (повышение артериального давления) [3, 4, 5]. Все вышеуказанное способствует повышению риска развития артериальной гипертонии и других сердечно-сосудистых заболеваний.

Сердечно-сосудистая система является индикатором адаптационно-приспособительных реакций организма [6].

Основными показателями центральной гемодинамики, определяющими состояние системы кровообращения являются: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (СД) и диастолическое (ДД) и среднединамическое (СДД) артериальное давление, ударный (УО) и минутный (МОК) объем крови. Средние показатели гемодинамики и должные величины для данной возрастной группы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Функциональное состояние организма студентов 1 курса

ЧСС СД ДД СДД МОК ЖЕЛ

Средне групповой 69,3±0,58 117±0,57 73,2±0,17 87,8±0,46 4,61±0,05 4,15±0,13

показатель

Должные величины 60-70 117±1 71,1 80 4,0±0,02 5,15±0,51

Отклонение от 0 0 0 +9,1 +15 -19,4

должной величины, %

Как видно из таблицы, ЧСС в покое составила 69,3±0,581 уд/мин, систолическое давление составляло 117±0,57 мм. рт.ст., а диастолическое - 73,3±0,17 мм. рт.ст., что соответствует возрастной норме. МОК составил 4,61±0,05 л/мин., что на 15% выше должной величины, среднединамическое артериальное давление превышает должную величину на 9,1%. Повышение среднединамического давления считается показателем напряжения адаптационных механизмов [7].

Жизненная емкость легких, которая является важной функциональной характеристикой дыхания, составляла 4,15±0,13 л, что ниже должных величин в среднем на 19,4% (Табл. 2).

Одним из критериев оптимальности вегетативного обеспечения сердечно-сосудистой системы при выполнении физической нагрузки малой мощности является индекс Руфье. Анализ результатов выполнения пробы Руфье показал, что 8,8% студентов имеют «атлетическое сердце» (ИР<0), 33,3% пребывают в отличном состоянии (ИР=0,1-5), 50,9% -хорошее состояние (ИР=5,1-10), 7% - удовлетворительное состояние (ИР=10,1-15).

Как известно, у спортсменов, достигших высоких спортивных результатов, гемоглобин выше 145 г/л [8]. Анализ результатов наших исследований показал, что у 65,8% студентов гемоглобин превышает эту величину.

В таблице 3 приведены средние величины морфофункциональных показателей: длины и массы тела, окружности грудной клетки (ОГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), силовые характеристики (кистевая сила правой и левой руки), индекс Кетле. Как видно из таблицы, соматические показатели студентов 1 курса в среднем составили: длина тела 173,0±1,26 см; масса тела 63,9±1,37 кг; окружность грудной клетки 91,3±1,1 см; сила правой кисти 34,2±1,71 кг; сила левой кисти 32,8±1,68 кг, индекс Кетле составил 22,4±0,5, т.е. физическое развитие студентов, в основном, соответствует возрастным нормам.

Таблица 3

Физическое развитие студентов 1 курса

Рост, см Вес, кг ОГК, см Сила пр, кг Сила лев, кг ИК

173±1,26 63,9±1,37 91,3±1,1 34,2±1,71 32,8±1,68 22,4±0,5

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что студенты находятся в хорошей физической форме. Выявленное у значительной части студентов (44,8%) напряжение регуляторных механизмов связано с адаптацией к новым для них условиям учебы и жизнедеятельности. Полученные результаты могут в дальнейшем послужить основой разработки способов уменьшения неблагоприятных влияний на студентов стрессовых ситуаций, а также способов увеличения благоприятных эффектов этих ситуаций.

Литература

1. Фаустов, А. С. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы / А.С. Фаустов, Ю.В. Щербатых // Гигиена и санитария. - 2000. -№ 6. - С. 33-35

2. Будяченко, А.Ю. Физическое развитие и здоровье студентов-первокурсников / А.Ю. Будяченко [Электронный ресурс] // Сборник трудов Белгородского государственного университета, 2007. - Режим доступа: http://conf.bstu.ru/articles/list/ ?conf_id=37&page=2&sort= author&dir=306

3. Гусева, Т.Ф. Гипертония на рабочем месте / Т.Ф. Гусева, О. Д. Остроумова // РМЖ. - 2007. - Т. 15. - 2. - С. 196-207.

4. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М., 1997. - C.197.

5. Айдаралиев, А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А.А. Айдаралиев, Р.М. Баевский. - Фрунзе : Илим, 1988. - C. 175.

6. Дубровский, В. А. Спортивная медицина / В. А. Дубровский. - М., 1999. - С. 479.

Literature

1. Faustov, A.S. Changes in functional state of students' nervous system during learning / A.S. Faustov, Yu.V. Sherbatykh // Hygiene and Sanitation, 2000, V. 6. - P. 33-35.

2. Budyachenko, A.Yu. Physical development and first-year student's health // A.Yu. Budyachenko [electronic resource] // Collected papers. Belgorod State University, 2007 (Internet publication) Mode of access: http://conf.bstu.ru/articles/list/?conf_id=37&page=2&sort=author&dir=306.

3. Guseva, T.F. Hypertension on-site / T.F. Guseva, O.D. Ostroumov // RMG, 2007. - V. 15. - 2. - P. 196-207.

4. Baevskiy, R.M., and Berseneva, A.P. Evaluation of organism adaptive capacity and risk of disease / R.M. Baevskiy, A.P. Berseneva - Moscow, 1997. - P. 197.

5. Aidaraliev, A.A., and Baevskiy, R.M. et al. Comprehensive evaluation of organism functional capabilities / A.A. Aidaraliev, R.M. Baevskiy - Frunze: Ilim, 1988, - P. 175.

6. Dubrovsky, V.A. Sports medicine / V.A. Dubrovsky - Moscow, 1999, - P. 479.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.