Научная статья на тему 'Функционально-семантическая характеристика независимого инфинитива в старорусских житийных текстах'

Функционально-семантическая характеристика независимого инфинитива в старорусских житийных текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стародубцева Н. А.

Работа выполнена при поддержке гранта ВолГУ (32-2006-а/ВолГУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-семантическая характеристика независимого инфинитива в старорусских житийных текстах»

© Н.А. Стародубцева, 2006

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАВИСИМОГО ИНФИНИТИВА В СТАРОРУССКИХ ЖИТИЙНЫХ ТЕКСТАХ *

Н.А. Стародубцева

Использование инфинитива в памятниках церковно-книжной письменности в качестве своеобразного средства выражения различных приемов житийного повествования не подвергалось специальному рассмотрению в научных исследованиях. Актуальность обращения к анализу языка старорусских житийных текстов объясняется тем, что в данный период «устанавливается литературная форма жития и те приемы, по которым оно слагает-ся»1; «именно в эту эпоху жития отражают с большею ясностью черты более или менее определенного миросозерцания, в большей степени обнаруживаются между ними различия в указанном отношении, - различия, которые представляют известную правильность и последовательность и которые допускают объяснение с точки зрения направлений религиозной мысли, определившихся в данную эпоху на Руси»2.

Среди большого массива текстов агиографического жанра выделяются Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым в начале XV в. и проявившее в полной мере черты книжного экспрессивноэмоционального стиля «плетение словес», и Повесть о житии Михаила Клопского (первая редакция), созданная в конце 70-х гг. XV в. автором-анонимом и отразившая иную, «неукрашенную» традицию создания житий.

Как известно, отбор речевых средств во многом определяется спецификой самого текста, его жанровыми и стилистическими особенностями. Важную роль для раскрытия содержания житийного произведения играет тип святости описываемого героя, поскольку «святость в житии выполняет функцию смысло- и структурообразующую»3. Каноны жанра тре-

буют от агиографа соответствующего языкового воплощения. В названных произведениях, избранных для анализа, явлены два типа святых: преподобный Сергий Радонежский и Христа ради юродивый Михаил Клопской. В преподобническом житии описываются подвиги монашествующего, поэтому главным является прославление христианских добродетелей Сергия Радонежского. В этой связи для раскрытия личности героя агиограф -Епифаний Премудрый - выбирает наиболее значимые языковые средства выражения православных постулатов смирения и нестяжа-ния, которые реализуются в тексте посредством более частных смыслов. Подвиг Михаила Клопского - подвиг юродства - также предполагает смирение, но ключевыми для этого Жития выступают понятия аскетизма, попрания тщеславия, поэтому нестяжательный образ жизни проявляется в отказе от всех земных благ. Неотъемлемой чертой юродства являются также дар прорицания, осуждение и обличение людских пороков.

Поскольку в центре любого жития находится личность святого, описание его поступков и праведной жизни, то важную роль в агиографическом тексте, как показывает общий анализ массива фактов, играют различные средства выражения функционально-семантических категорий (далее - ФСК) персональ-ности :: ин-персональности, противопоставленность которых понимается, вслед за Н.А. Тупиковой, как «способность глагольных словоформ выражать отношения между действием (состоянием) и субъектом действия (состояния), имеющим/не имеющим статус подлежащего»4. Предметом рассмотрения в данной статье являются способы выражения ка-

* Работа выполнена при поддержке гранта ВолГУ (32-2006-а/ВолГУ).

тегориальной семантики ин-персональности в житийном тексте. Ядерным конституентом названной ФСК выступает независимый инфинитив, который, благодаря неограниченному лексическому наполнению, структурно-синтаксическим и модально-семантическим возможностям, используется для описания подвигов святых в разных типах конструкций при актуализации высокой - средней - низкой степени участия субъекта в описываемых событиях 5. Выражая отношение между действием (состоянием) и субъектом действия (состояния), не имеющим статуса подлежащего, инфинитив всегда открывает вакансию для субъектного актанта в Дат. п. и обнаруживает способность указывать на действие (состояние) определенного, известного из контекста либо неопределенного, обобщенного лица, субъекта 6.

Проанализированный материал позволяет говорить о том, что инфинитив функционирует в Житиях как одно из средств характеристики добродетелей Сергия Радонежского и Михаила Клопского.

Так, раскрывая в Житии Сергия Радонежского добродетель смирения через смысл «память смертная», агиограф стремится подчеркнуть неминуемость, неотвратимость события для конкретного лица вне зависимости от его воли, а также покорность героя внешним обстоятельствам. В этих случаях наблюдается использование независимого инфинитива в контекстах, реализующих высокую степень участия субъекта в описываемых событиях, при которой субъект действия эксплицирован самостоятельной лексемой в форме Дат. п. Например, повествуя о том, что Варфоломей, будущий Сергий, с детства отличался праведностью и богообразностью, Епифаний Премудрый приводит следующие слова отрока: «Каа плъза въ крови моей, вънегда снити ми въ истление?.»1. В данном высказывании снити в сочетании с существительным въ истление приобретает книжную окраску и синонимичность церковнославянскому глаголу истлети, имеющему значение «сгнить, погибнуть»8. Субъект - говорящее лицо в составе прямой речи - выражен формой местоимения в Дат. п. 1 л. Модальное значение долженствования как неизбежности осуществления действия позволяет охарактеризовать смиренное отноше-

ние героя к предопределенности свыше его земного пути.

Случаев реализации средней и низкой степени участия субъекта в описываемых событиях при описании смирения в анализируемом житийном тексте нами не зафиксировано, что свидетельствует о предельной точности воспроизведения ситуаций, указывающих на добродетель Сергия, и отнесении действия к конкретному субъекту.

Постулат «нестяжание» раскрывается через контексты, в которых агиограф описывает типичные ситуации, стремясь «рассматривать жизнь святого как бы вне времени и пространства, как эталон этических норм, вечный и повсеместный»9. В этих случаях действие, обозначенное инфинитивом, может быть соотнесено с субъектом, указывающим на неопределенное множество лиц, например: И тако пребывающу ему у святого въ свершенном послушании, житие добродетел-но проходя, тело изнуряа зелным въздръжаниемь, яко и дивитися мноземъ

о нем (ЖСР, 382); толикы бе худостны порты ношаше..., яко некоимь от сего омекну-тися... и облазнитися (ЖСР, 352). В приведенных высказываниях выражение высокой степени участия субъекта в описываемых событиях, обусловленное использованием в позиции субъектного актанта при инфинитивах местоименного прилагательного мноземъ и неопределенного местоимения некоимь, подчеркивает постоянность, типичность ситуации для многих лиц с точки зрения оценки их поведения.

Смыслообразующий постулат «нестяжа-ние» может быть охарактеризован как «упование на промысел Божий». Структурообразующим приемом в этом случае выступает в ы р а ж е н и е с р е д н е й с т е п е н и уч а сти я субъекта в описываемых событиях. Субъект действия, позиция которого не замещена при инфинитиве, легко восстанавливается из контекста. Семантика нестяжания представлена как необходимость названного действия, осуществление которого достигается следованием определенным правилам, нормам поведения. В Житии Сергия Радонежского это наблюдается в назидательных контекстах, например когда преподобный Сергий призывает братию в трудные голодные годы:

не исходити того ради из монастыря... и не просити у мирянъ потребных телесных, но седети тръпеливе в монастыре, и просити, и ожидати милости от бога (ЖСР, 342). В приведенном фрагменте обращает на себя внимание использование характерного для «плетения словес» приема, сочетающего отрицание одних действий (не исходити, не просити потребных телесных) и утверждение других, противопоставленных им (седети, просити и ожидати милости от Бога). Стилистический прием лексического повтора, то есть употребление глагола речевой деятельности просити со словами, имеющими конкретное значение (просити потребных телесных, то есть пищу, необходимую человеку), и с абстрактным существительным милость (от Бога) в рамках устойчивой религиозной формулы, свидетельствует о внимательном отношении древнерусского книжника к тонким оттенкам смысла языковых единиц: в первом случае не просити как глагол речевого воздействия обозначает волеизъявление, адресованное мирянам и связанное с призывом не удовлетворять земные нужды; во втором случае призыв направить мольбы к Всевышнему о помощи обусловливает использование глагола просити со значением речевого обращения. Таким образом в Житии противопоставляются категории мирского и божественного.

При восхвалении христианской добродетели нестяжания агиограф нередко стремится расширить рамки своего повествования, вывести круг действующих лиц за пределы конкретно-исторической ситуации, тем самым представляя действие как обобщенное. В таких случаях инфинитив используется как средство выражения низкой степени участия субъекта в описываемых событиях. Этим достигается в житии дидактическая цель нравоучительного воздействия на читателей. Например: Да от сея вещи разумети, коли-ко и каково рачительство имеаше смире-номудриа ради, еже проходити в нищет-не образе (ЖСР, 352). Лексическая семантика инфинитива разумети, при котором позиция субъектного актанта не замещена, указывает на интеллектуальные свойства любого одушевленного субъекта, то есть типичного или обобщенного.

В Повести о житии Михаила Клопского употребление независимого инфинитива зафиксировано как средство раскрытия пророческого дара святого. Цель агиографа - указать на определенные исторические обстоятельства, реалии, максимально конкретизировать повествование. Например, автор рассказывает о том, как святой предрек новгородскому посаднику Немиру исход политической борьбы между великим князем и Михаилом Литовским и последующие события: «И послати вамъ преподобнаго отца владыку да посадникы, да добивать челом ему [великому князю]...»10. В данном отрывке в качестве однородных членов предложения (с присоединительным союзом да) используются независимые инфинитивы послати и добивать (челом). Субъект названных действий эксплицирован местоимением (вамъ) и указывает на посадника, а также всех новгородских жителей, которые выступают одновременно и как субъект волеизъявления (послати вамъ), и как субъект, которому предписывается осуществить действие (вамъ добивать челом). Семантика волеизъявления и подчинения, соотнесенность действий, обозначенных инфинитивами, с одним и тем же субъектом в форме Дат. п. местоимения 2 л. мн. ч. формируют полисубъектность высказывания и его модальную направленность -вынужденность совершения предрекаемых действий, обусловленную волей высших сил.

Характеристика образа юродивого в Повести о житии Михаила Клопского предполагает описание нравственной позиции Клоп-ского, обличающего жадность и злость власть имущих. Так, противопоставляя поведению святого гневливость новгородского посадника Григория Кирилловича, который инициирует раздоры, агиограф использует независимый инфинитив, который формирует модальность запрещения. Приведем пример речи посадника, адресованной Клопскому и другим служителям монастыря: Ни по реки по Веряжи, ни по болотомъ, ни под дворомъ моимъ не ловити (ЖМК, 340). Глагол не ловити с конкретным значением запрета на приобретение чего-либо и владение чем-либо открывает позицию для субъектного актанта, которая не замещена, однако лицо-производитель действия легко восстанавливается из контекста,

что квалифицируется нами как выражение средней степени участия субъекта в описываемых событиях. Лексема, обозначающая действие не названного, но подразумеваемого субъекта (группы лиц), отражает конкретно-ситуативный способ описания христианских добродетелей героя в Повести о житии Михаила Клопского.

Приведенные примеры и весь проанализированный массив фактов позволяет говорить о том, что независимый инфинитив участвует в организации агиографического повествования и выступает одним из средств характеристики разных типов святости. При описании добродетелей преподобного Сергия Радонежского названная глагольная форма зафиксирована в контекстах, где актуализируется высокая, средняя или низкая степень участия субъекта в описываемых событиях, что, в свою очередь, может быть сопряжено с реализацией приемов стиля «плетение словес». Тип святости Михаила Клопского -Христа ради юродивого - раскрывается в высказываниях с независимым инфинитивом, отражающих неукрашенную книжно-письменную традицию. Способствуя созданию образа героя как народного заступника и обличителя людских пороков, рассматриваемая языковая единица используется для выражения высокой и средней степени участия субъекта в описываемых событиях, что обусловлено стремлением агиографа раскрыть сущность нравственно-религиозных понятий с помощью конкретных ситуаций.

Обращение к памятникам церковнокнижной письменности старорусского перио-

да и, в частности, к житиям святых, изучение содержащихся в них морально-этических ориентиров древнего русича дают возможность современному исследователю и читателю выявить истоки православного христианского мировоззрения, ставшего духовной основой русского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кадлубовский А. Очерки по истории древне-русской литературы житий святых. 1-5. Варшава, 1902. С. 170.

2 Там же.

3 Митина Ю.В. Лексика с религиозной семантикой и ее стилистические функции в житийных памятниках XV в.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000. С. 5.

4 Тупикова Н.А. Формирование категории ин-персональности русского глагола. Волгоград, 1998. С. 6.

5 Там же. С. 117. Термин «степень участия субъекта в описываемых событиях» см.: Лопушан-ская С.П. Развитие и функционирование древнерусского глагола. Волгоград, 1990. С. 95.

6 Там же. С. 115-116.

7 Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 290. Далее: ЖСР. При цитировании из старорусских текстов принята упрощенная графика.

8 Словарь русского языка XI - XVII вв.: В 26 т. Вып. 6. М., 1979. С. 323.

9 Творогов О.В. Литература Киевской Руси (XI - начало XIII в.) // История русской литературы XI - XVII веков. М., 1985. С. 95.

10 Повесть о житии Михаила Клопского // Памятники литературы Древней Руси. II половина XV века. М., 1982. С. 348. Далее: ЖМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.