УДК 81-11
Е. Н. Добрынина
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
В данной статье анализируется функционально-прагматическая специфика особого рода политического дискурса, широко представленного на различных интернет-платформах. На основе функционального анализа рассматриваемого феномена в рамках коммуникативно-прагматического подхода делается вывод об особом виде коммуникации пограничного характера бытийного вида личностно-ориентированного типа в условиях соблюдения универсальных правил построения политического дискурса. Основой спецификации данного вида коммуникации выступают сфера деятельности продуцента и специфика канала связи, который при дистантности и обезличенно-сти высказывания эксплицирует предельную субъ-ективизацию и эффект присутствия. В процессе исследования выявлены основные позиции контркоммуникантов, влияющие на возможность достижения перлокутивного эффекта. Суггестивность наряду с коммуникативностью следует считать
важнейшими характеристиками функционально-прагматического потенциала политического интернет-дискурса - воздействие, манипуляция и трансляция информации являются основой актуализации собственной концептуально-валерной системы в политической интернет-коммуникации. В статье определено функционально-прагматическое пространство политического интернет-дискурса, базирующиеся на реализации следующих основных функций: 1) информационно-фактологическая, 2) аналитико-интерпретативная, 3) аттрактивная, 4) манипулятивно-фатическая, 5) экспрес-сивно-эвалютивная. В силу реализации именно этих функций информативный, аналитический, экспрессивный и оценочный модусыиграют ведущую роль в дискурсе данного типа.
Ключевые слова: функционально-прагматические харатеристики, политический дискурс, интернет-коммуникация, перлокутивный эффект, контекстуальное содержание.
E. N. Dobrynina
FUNCTIONAL AND PRAGMATIC SPACE OF POLITICAL INTERNET COMMUNICATION
The article analyzes functional and pragmatic peculiarities of a special type of political discourse actualized at Internet platforms. With the reference to functional analysis of the phenomenon under consideration within the framework of communicative-pragmatic approach, the author concludes a special form of borderline character, existential kind, personality-oriented type of communication under conditions of universal rules of political discourse construction. The field of producer's activity and the peculiar features of communication channel, which in line with distance and impersonality of the utterance express complete subjectivity and presence effect, serve the base to specify this type of communication. The study reveals the main positions of counter-communicants relevant for the potential of perlocution effect actualization. Suggestivity along with communicativity are
supposed to be considered the key features of functional and pragmatic potential of political Internet discourse as the influence, manipulation and information translation foster actualization of conceptual-valency system in political Internet communication. The article specifies functional and pragmatic space of political Internet discourse, which is based on actualization of the following functions:1) information-factological, 2) analytical-interpretative, 3) attractive, 4) manipu-lative-phatic, 5) expressive-evaluative. Due to realization of these functions, the informative, analytical, expressive and evaluative modes play the key roles in this type of discourse.
Key words: functional and pragmatic peculiarities, political discourse, Internet communication, perlocu-tionary effect, context content.
Политическая интернет-коммуникация обладает достаточно высокой степенью экспли-
цитной прагматической валидности, понимаемая нами как совокупность некоторых свойств
показателей понятия или высказывания, проявляющееся в возможности использования его для предсказания значений показателей других понятий, и эксплицируемая в рамках реализации интенции контркоммуникантов всеми возможными средствами - лингвистическими и экстралингвистическими (парагра-фемными, иконическими) - достигнуть адекватного перлокутивного эффекта, при этом вербализуются»особые алгоритмы или «схемы действования» при работе с текстом» [1, с. 52-53]. Следует учитывать, что интернет-пространство способнов рамках любого регистра общения адаптировать новые эле-ментыпод давлением экстралингвистических явлений, обогащая новыми языковыми единицами список средств воздействия. Вариабельность языка политической интернет-коммуникации, которая обусловлена тенденциями социально-исторического развития на современном этапе, дает возможность продуценту-оперативно реагировать на изменения в языковой системе и прогностических стратегиях потенциального реципиента. Однако прагматический потенциал политической интернет-коммуникации может быть определен не только в аспекте воздействияпосредством логических средств аргументации, но и в рамках экспликации чувственно-эмоционального компонента, поскольку язык дистантных контркоммуникантов (членов опосредованной, темпорально расчлененной коммуникации) насыщен иллокутивными средствами манипуляции сознанием (сравнить: троллинг, фейк, кибер-буллинг, спам, флуд). Продуцент в подобной ситуации имеет возможность не просто информировать и анализировать политические события, но включаться в опосредованную креативную деятельность, характеризующуюся порождением новых языковых и параграфемных элементов, которые условно делятся на синграфемные (механизмы пунктуационного варьирования); супраграфемные (механизмы шрифтового варьирования); топографемные(механизмы варьирования плоскостной синтагматики текста) [7, с. 120-121], равно как и стилистико-синтак-сических приемов.
Одной из превалирующих функционально-прагматических характеристик политической интернет-коммуникации является конкретизированная направленность нареципиента, выступающего, с одной стороны, как потребитель информации, а с другой, как объект интенциональногоманипулирования. В этом контексте необходимо учитывать, что «любая форма языкового выражения в тексте имеет
определенную причину, и, хотя возможны разные способы описания одной и той же ситуации, каждый способ языкового выражения не случаен» [2, с. 76]. Продуцент на всех уровнях оформления сообщения эксплицируеткак свою прагматическую интенцию, так и эмоциональное авторское «Я», комментирующее и оценивающее описываемую политическую ситуацию, что говорит о доминировании роли продуцента, на базе интенциональных предпочтений которого и строится текст в пространстве интернета, а также об учете самим про-дуцентомвнешнего фактора потенциального реципиента, проявляющееся во взаимодействии вербальных и невербальных единиц с контекстуальным содержанием данного типа общения [13, р. 561].
Уместным мы считаем прояснить само понятие «контекстуального содержания» высказываний политической направленности в интернет-пространстве, под которым мы понимаем фрагменты текстов и реальной действительности, способствующие обретению конкретной языковой единицей того смысла, который актуализируется посредством различных техник самим продуцентом. От величины контекстуального фрагмента зависит выделение микро- и макроконтекста. Микроконтекст в политической интернет-коммуникацииэкс-плицируется в ближайшем семантическом и синтаксическом окружении интерпретируемого элемента, амакроконтекст определяет внетекстовые параметры, влияющие на его производство и интерпретацию (как гипертекстовое пространство - прото- и пост-текстов, так и политическое пространство объективной реальности). Немаловажноевлияние на порождение высказывания и актуализацию в нем конкретного элемента оказывают способы и средства трансляции сообщения, локативно-темпоральные характеристики и политическая ситуация, социально-исторические предпосылки, культурологические и концептуально-валерные основания (базис формирования ценностных ориентаций лингвокультурного сообщества), равно как и иные экстралингвистические факторы. Таким образом, функционально-прагматическое пространствополитической интернет-коммуникации предопределено микро- и макроконтекстуальным содержанием пограничных особенностей политического и интернет-дискурсов.
В рамках анализа факторов влияния интерпретации реципиентов политического-интернет-дискурса можно выделить его существенные конституенты: эффективность,
агрессивность, оценочность и аргументатив-ную базу (часто базирующуюся на личностных предпочтениях) [8]. Исследуя прагматику политического интернет-дискурса необходимо особо отметить его функциональность как способность к реализации манипулятивного воздействия, экспликация которой происходит преимущественно в рассматриваемых контекстах и большей частью интенционально маркирована. Перлокутивный эффект подобного воздействия зависит от целевых установок применения тех или иных лексико-стилистиче-ских средств в конкретных коммуникативных ситуациях.
Конкретными параметрамиизучения функционально-прагматического пространствапо-литической интернет коммуникации, с точки зрения достижения адекватного иллокутивной цели перлокутивного эффекта, носящие в большей степени универсальных характер для политического дискурса в силу своей направленности на пиар, побуждение кобсуждениям и дискуссиям по решению социально-политических проблем и рекламу, конфликтогенность или синтонность, являются три функциональных компонента смысловой структуры газет-но-публицистических текстов:
- информационный (трансляция содержа-тельно-фактуальной информации);
- прагматический (нацеленный на манипу-лятивное воздействие);
- информационно-прагматический (направленный манипуляцию посредством авторского представления фактуальной информации с учетом фокуса потенциального реципиента) [3, с. 13-14].
Так, например, в следующем высказывании все три функциональных компонента эксплицируются посредством введения авторского неологизма Islamofascism, образованного посредством сложения двухсуществительных: Islam (ислам) и fascism (фашизм), который в данном случае используется для создания аналогии между идеологией определенных исламистских движений ифашизмом начала XX в., неофашизмом и тоталитаризмом [Islamofascism].
But then, he added, there is "Islamofascism" and also Iran, genuine threats that must be dealt with by force [11]. - Но тогда, добавил он, есть Исламофашизм и также Иран,главные угрозы, с которыми нужно бороться силой (перевод автора - Е. Д.).
Функциональная специфика же данного вида коммуникации, по сути обеспечивающая пограничный характер бытийного вида лич-ностно-ориентированного типазаключается в
сфере деятельности продуцента и специфике канала связи, дающемдистантность и обезли-ченность высказывания, в рамках придельной субъективизации и эффекта присутствия.
Интернет-пространство, является на сегодняшний день наиболее экономным и самым эффективным средством манипулирования, что обусловливает его широкое использование в пропаганде политических взглядов как в ситуациях повседневного общения политических деятелейс народом, так и во время предвыборных кампаний с потенциальным электоратом (например, ведение блогов и страниц социальных сетей президентом США Дональдом Джоном Трампом).На основе этого некоторые исследователи выделяют следующие функции политического интернет-контента:
- политико-мобилизационная (организация нужного электората);
- политико-имиджевая;
- функция политической социализации электората [6, с. 31-34].
Симбиоз данных функцийслужит для реа-лизациипринципа информационно-коммуникационной конкуренции в процессеконстру-ирования дискурса власти. Согласно другим данным, например, статистическому опросу пользователей блог-платформы LiveJournal (Живой Журнал), в качестве основных можно привести более расширенный список функций: коммуникативная, гедонистическая, мемуар-но-биографическая, поэтическая, функция самопрезентации, функция PR-инструмента.
Интернет-коммуникация в рамках влияния на конкретное лингвокультуное сообщество, согласно известному исследователю компьютерно-опосредованной коммуникации Корне-лиусу Пушманну, реализует сходные как с первой, так и со второй классификацией функции:
- трансляция «свежей» информации как о деятельности и взглядах непосредственно продуцента высказывания, так и о явлениях и событиях описываемой в рамках конкретного блога, поста, страницы сферы, которая в той или иной мере интересует дистантныхко-нрткоммуникантов в пространстве интернета (Update other son activities and where abouts);
- экспликация собственных взглядов и воззрений на ту или иную ситуацию, имеющих потенциальную возможность изменить существующие в сообществе стереотипы, бытующие в сообществе (expressing opinion sand influencing others);
- функция внешней сторонней рефлексии, т.е. так называемый feedback, возможность реализации двустороннего дистантного общения
с дальнейшей корректировкой тактик и стратегий манипуляции (seek others opinion sand feed back);
- мемуарнаяфункция (thinking by writing);
- эмотивно-транквиляторная функция, снятие эмоционального напряжения в пространстве, заведомо предполагающем отсутствие прямой ответственности (release emotional tension) [12, p. 184].
Вне всякого сомнения, базовой функцией политического интернет-дискурса (как и всех других видов интернет-коммуникации) является коммуникативная функция - посредством ведения блогов, страниц в социальных сетях и т.п. происходит, прежде всего, общение контркоммуникантов в сети интернет. Значимость данной макрофункции невозможно переоценить, ведь именно установление первичного контакта при прогнозировании дальнейшего целенаправленного манипулятивного воздействия и аттракция потенциального реципиента и является главной целью автора [5].
Однако при всей важности данной макрофункции в рамках анализа политической ин-тернет-коммуникациине менее важную роль с точки зрения коммуникативно-прагматического воздействия и манифестации собственной оценки и изменения стереотипов, на наш взгляд, приобретает суггестивная. Политический интернет-дискурс, по мнению некоторых зарубежных ученых [9], реализуетэкстремаль-но-высокий прагматический эффект, что доказывает доминирование суггестивной (воздействующей) функции над информативной в политическойинтернет-коммуникации [4]. А значит выводит на первый план фокус продуцента, репрезентирующего собственное мнение, включающего в процесс слома стереотипных суждений (или наоборот их подкрепления и упрочения) собственную концептуально-ва-лерную систему, и формирующего таким образом «новое политическое сознание» коллективного адресата [10, p. 3].
Экспликация суггестии происходит различными способами, например, в рамках тактики прямого приглашения к диалогу посредством актуализации «образов будущего» на уровне прогнозирования продолжения разговора по поводу комментируемого события:
It makes you wonder: why are guys like Graham so eager to suspend the rule of law? [11]. Discuss.
Это заставляет тебя удивляться: «Почему такие парни как Гоэхамтак сильно хотят приостановить действие закона? Подискутируем (перевод автора - Е. Д.).
Равно как и в следующем высказывании происходит экспликация целенаправленного манипулятивного влияния по формированию негативного имиджа политика посредством многократного тавтологического повтора лексемы с доминантной негативной семантикой:
Trump campaigned on hating Latinos, hating Muslims, and hatingwomen <...> [11]. - Трамп проводил кампаниюпо ненависти к латиноамериканцам, ненависти к мусульманам и ненависти к женщинам (перевод автора - Е. Д.).
Многократный повтор лексемы hating (ненависть) формирует некийобраз бесчувственного тирана, диктаторав лице Д. Трампа, рисует его в как индивида, страдающего исламофобией, ксенофобией и мизогинией (неприязнью к женщинам).
Итак, в качестве макрофункций политической интернет коммуникации выступают суггестивная и коммуникативная функции, при анализе их взаимодействия возможно достаточно точно описать базовое функционально-прагматическое пространство этого типа дискурса и выделить конкретные специфические функции:
1) информационно-фактологическую -трансляция когнитивной информации о политическом событии вне зависимости от личностных предпочтений;
2) аналитико-интерпретативную - экспликация собственного взгляда на происходящие события, преломление и изменение политических стереотипов;
3) аттрактивную - акцентуация внимания гипотетического реципиентана фактологической информации;
4) манипулятивно-фатическую - формирование и поддержание коммуникативного контакта с потенциальным реципиентом и актуализация собственных ценностных ориентаций;
5) экспрессивно-эвалютивную - экспликация собственной оценки в рамках реализации «политического имиджа».
Необходимо подчеркнуть вариативность экспликации данных функциональных подмножеств, они отнюдь не обязательны к реализации и не предстают как обособленные единства, большей частью происходит их органичный синтез, что и создает ещё более весомый коммуникативно-прагматический эффект. Применение же конкретных лексико-стилисти-ческих средств, тактик и стратегий наполнения данного функционального пространства происходит в рамках относительной свободы от жесткого навязывания конкретной идеологии и направленности на снятие амфиболичности в политической интернет-коммуникации, равно
как и в попытке прояснения сущности политических явлений. Именно в силу этих причин информативный, аналитический, экспрессивный и оценочный модусыиграют ведущую роль в дискурсе данного типа. В сообщениях политического характера, бытующих в интернет-пространстве не только транслируетсянекое социально-политическое явление, но и дается интерпретация события в преломлении через собственную концептуально-валерную систе-
му продуцента, а специфические условия интернет-коммуникации приводят к выражению мнения автора высказывания и его субъективной оценки как обезличенного, но в то же время предельно субъективированного тезиса и созданию у контркоммуниканта эффекта присутствия с возможностью реакциина данную интерпретацию события и осуществления обратной связи.
Литература
1. Бредихин С. Н., Вартанова Л. Р. Способы вербализации когнитивного начала в немецкоязычных текстах патентного права: оригинал vs. перевод // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. №3. С. 51-56.
2. Гилева А. В. Оценочные стратегии в языке Британской качественной и массовой прессы: дис. ... канд. филол. наук. М.: МГЛУ, 2005. 213 с.
3. Гильмутдинов В. И. Смысловая структура газетно-публицистических текстов: (на материале английского языка) // Семантика целого текста: тезисы выступлений на совещании (Одесса, сентябрь 1987 г.). М.: Наука, 1987. С. 13-14.
4. Горошко Е. И., Полякова Т. Л. Политический твиттинг как новый жанр интернет-коммуникации // Вопросы психолингвистики. 2014. №19. С. 92-104.
5. Диасамидзе Л. Р. Способы конструирования гендерной идентичности в интернет-дискурсе: дис. ... канд. филол. наук. Тюмень: ТГУ, 2010. 224 с.
6. Дорожкин Ю. Н., Соленикова H. В. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции // Власть. 2007. №6. С. 31-35.
7. Клюканов И. Э. К функциональной характеристике графических приёмов // Стилистика художественной речи: Межвузовский тематический сборник. Калинин: КГУ, 1982. 171 с.
8. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: УГПУ, 2003. 248 с.
9. Calame B. Truth, Justice, Abortion and the Times Magazine // The New York Times (DEC. 31, 2006). URL: http:// www.nytimes.com/2006/12/31/opinion/31pubed.html?n=Top/0pinion/The%20Public%20Editor/Calame&pagewanted=all (Accessed: 21.09.2017).
10. Green D. The Language of Politics in America: Shaping the Political Consciousness from McKinley to Reagan. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1987. 277 p.
11. Lewison J. APR 25, 2013 for Daily Kos. URL: http://www.dailykos.com (Accessed: 21.09.2017).
12. Puschmann C. «Thank you for thinking we could» - use and function of interpersonal pronouns in corporate web logs // Approaches to syntactic variation and genre. Berlin: Mouton de Gruyter, 2010. P. 167-194.
13. Zuniga G. de, Puig-i-Abril, Rojas, H. Weblogs, traditional sources online and political participation: An assessment of how the Internet is changing the political environment // New Media & Society. 2009. №11. P. 553-574.
References
1. Bredikhin S. N., Vartanova L. R. Sposoby verbalizatsii kognitivnogo nachala v nemetskoyazychnykh tekstakh patentnogo prava: original vs. perevod (Ways of cognitive beginnings verbalization in German texts of a patent right: the original vs. the translation) // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2017. No. 3. P. 51-56. (In Russian).
2. Gileva A. V. Otsenochnye strategii v yazyke Britanskoy kachestvennoy I massovoy pressy (The strategies of evaluation in British quality and popular press): thesis. Moscow: MSLU publ., 2005. 213 p. (In Russian).
3. Gil'mutdinov V. I. Smyslovaya struktura gazetno-publitsisticheskikh tekstov: (na material angliyskogo yazyka) (The semantic structure of the newspaper and journalistic texts (as exemplified in the English language)) // Semantika tselogo teksta: tezisy vystupleniy na soveshchanii (Odessa, sentyabr' 1987 g.). Moscow: Nauka, 1987. P. 13-14. (In Russian).
4. Goroshko E. I., Polyakova T. L. Politicheskiy tvitting kak novyy zhanr internet-kommunikatsii (Political tweeting as a new genre of Internet communication) // Voprosy psikholingvistiki. 2014. No.19. P. 92-104. (In Russian).
5. Diasamidze L. R. Sposoby konstruirovaniya gendernoy identichnosti v internet-diskurse (The methods of gender identity construction in online discourse): Thesis. Tyumen': TSTU publ., 2010. 224 p. (In Russian).
6. Dorozhkin Yu. N., Solenikova H. V. Internet v izbiratel'nykh kampaniyakh: sovremennye osobennosti i funktsii (The Internet in electoral campaign: modern features and functions) // Vlast'. 2007. No.6. P. 31-35. (In Russian).
7. Klyukanov I. E. K funktsional'noy kharakteristike graficheskikh priemov (On functional characteristic of the graphic techniques) // Stilistika khudozhestvennoy rechi: Mezhvuzovskiy tematicheskiy sbornik. Kalinin: KSU publ., 1982. 171 p. (In Russian).
8. Chudinov A. P. Metaforicheskaya mozaika v sovremennoy politicheskoy kommunikatsii (Metaphorical mosaics in modern political communication). Ekaterinburg: USPU publ., 2003. 248 p. (In Russian).
9. Calame B. Truth, Justice, Abortion and the Times Magazine // The New York Times (DEC. 31, 2006). URL: http:// www.nytimes.com/2006/12/31/opinion/31pubed.html?n=Top/0pinion/The%20Public%20Editor/Calame&pagewanted=all. (Accessed: 21.09.2017).
10. Green D. The Language of Politics in America: Shaping the Political Consciousness from McKinley to Reagan. -Ithaca: Cornell Univ. Press, 1987. 277 p.
11. Lewison J. APR 25, 2013 for DailyKos. URL: http://www.dailykos.com (Accessed: 21.09.2017).
12. Puschmann C. «Thank you for thinking we could» - use and function of interpersonal pronouns in corporate web logs // Approaches to syntactic variation and genre. Berlin: Mouton de Gruyter, 2010. P.167-194.
13. Zuniga G. de, Puig-i-Abril Rojas, H. Weblogs, traditional sources online and political participation: An assessment of how the Internet is changing the political environment // New Media & Society. 2009. No.11. P. 553-574.