УДК 316.7
Т.В. Манакова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИУДАИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ ДЛЯ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОВНЕ СЕМЬИ
И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Выявляется функциональная значимость Иудаизма и Православия и ценность религиозной толерантности при анализе духовных оснований семейной конфессиональной традиции в создании семьи, ее иерархического устройства, религиозного воспитания детей, направленного на духовное становление личности, которое дает возможность задуматься о своем предназначении на земле и ответственности не только перед родными, но и всеми людьми вообще.
Иудаизм, Православие, Ветхий завет, Новый завет, национальная традиция, цивилизационная традиция, религиозная толерантность.
^V. Manakova
FUNCTIONAL IMPORTANCE OF JUDAISM AND ORTHODOXY FOR THE SPIRITUAL PERSONALITY DEVELOPMENT ON THE FAMILY LEVEL AND THE FORMATION OF RELIGIOUS TOLERANCE
In this article the functional importance of Judaism and Orthodoxy and religious tolerance value are discovered during the analysis of spiritual grounds of a family confessional tradition in the creation of a family, its hierarchy organization, religious upbringing of children based on the spiritual formation of a person that gives a possibility to think about your destiny and the sense of responsibility not only for his relatives but all people in general.
Judaism, Orthodoxy, the Old Testament, the New Testament, national tradition, civilization tradition, religious tolerance.
С конца ХК века религию изучают «как составную часть культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства она накладывает на человека и как влияет на эмоциональную жизнь, на поведение индивида. Граждане России, исповедующие Иудаизм и Православие, опираются как на национальные, так и цивилизационные традиции, которые в культурноисторическом аспекте типологически относятся к одной ветхозаветной традиции. Элементы этой традиции, такие, как творение мира и человека, иерархическое построение мира и семьи, нравственные заповеди и предписания, хождение перед Лицом личностного Бога, являясь общими для всех, позволяют на уровне социальном и личностном объединить всех в единый народ. По мнению самой церкви, есть «видимая» церковь и
есть «невидимая» церковь. «Эта невидимая церковь шире видимой не только потому, что объемлет всех не только живых, но уже умерших и не родившихся ее членов, но и потому, что, по мудрому слову одного иерарха, «перегородка наших исповеданий не доходит до неба» [4, с.93].
Если рассматривать функциональную значимость Иудаизма в духовном становлении личности на уровне семьи и формировании религиозной толерантности, необходимо обратиться к заповедям Торы, которые должны исполнять евреи. Существует 613 заповедей Торы. В них входят такие заповеди, как почитание отца и матери, помощь ближнему, гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, сосредоточенность при молитве, примирение поссорившихся друзей и супругов, изучение Торы, равноценное исполнение всех заповедей Торы и т.д. Исполнение таких заповедей подрастающим поколением не может вести к формированию у него интолерантности к любому проявлению инаковости и не может вызывать протест у православных. Обращаясь в утренней молитве с благословлениями к богу, евреи произносят следующие слова: «не допусти, чтобы мы совершали грехи, поступки и злодеяния, не посылай нам злодеяния и позор, да не возьмет в нас верх дурное начало, и отдали нас от дурного человека и от плохого товарища, и помоги следовать нашему доброму началу и совершать добрые дела и подчини себе нашу греховную природу...» [3, с.40]. А такое каждодневное напутствие, безусловно, не станет способствовать возникновению в душе еврея чувства национальной исключительности и развитию всевозможных фобий по отношению к представителям других этносов.
«Иудаизм отличается от других религий тем, что иудаизм - религия действия, подчиняющая себе весь образ жизни человека» [2, с.26]. Одним из замечательных ее свойств является способность освещать все без исключения события повседневной жизни вплоть до самых прозаических мелочей существования представителя еврейского этноса. Благодаря этому иудаизм, имея дело с повседневными реалиями, придает им особое символическое значение и превращает их в нечто большее. Закон, данный Богом своему народу на Синае, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. Воспитание у евреев было исключительно семейным. Почитание родителей являлось основным принципом ветхозаветного воспитания. Семейные отношения уподоблялись отношению Бога к Своему народу, поэтому от детей требовалось почтение к родителям. Воспитание не допускало ни роскоши, ни наслаждения. При умеренности во всем, особенно в пище, требовалась опрятность. Главным предметом отцовских попечений было возбуждение в сыне религиозного чувства и приучение его к религиозным обычаям и праздникам. Религиозная образованность была характерной чертой и неукоснительным требованием еврейской традиции. Уже в тринадцать лет еврейский мальчик должен был владеть грамотой, чтобы получить право восхождения к Торе. Безусловно, высоко ценилось традиционное религиозное образование.
Еврейская семья, которая стремится следовать религиозным традициям, помогает разумно потреблять духовные ценности, реализовывать свои таланты, обеспечивать активный отдых. Ребенка, который воспитывается в еврейской традиции, учат считаться с чужим мнением, убеждениями, верованием, поведением. Отсюда следует, что его поведенческой нормой в обществе становится толерантность, которая основана, в первую очередь, на религиозной толерантности и является регулятором его межличностного общения. Именно на базе религиозной толерантности происходит формирование толерантного диалога с представителями других этнических групп, которые проживают на территории России.
Итак, для Ветхого Завета было традиционным понимать личность не в ее субъективной обособленности, а в свете национального целого, то есть в народной жизни, пронизанной религиозными началами и построенной по Божественным заповедям.
Чтобы понять функциональную значимость Православия в духовном становлении личности на уровне семьи и формировании религиозной толерантности, необходимо
рассмотреть духовные основания создания православной семьи, ее иерархического устройства, воспитания детей в семье, особенностей развития ребенка в разные периоды его жизни. Воспитание в православной семье, которая согласно церковному Преданию рассматривается как «малая Церковь», дает основу духовно-нравственного становления в православной традиции. Семья устроена иерархически: муж - глава жене, жена почитает мужа и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Только при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей, спасительных и обязательных, происходит духовное становление личности в различные периоды ее развития и раскрытие ее психофизических сил. Ни один из супругов не имеет в браке друг над другом абсолютной власти. Принятие семейной иерархии и нахождение своего места в ней должно быть актом свободной воли каждого члена семьи. Ведь насилие над волею другого убивает саму любовь, и его не оправдывает даже то, что оно сделано во имя любви. Православное воспитание в семье способствует рождению духовной жизни и ее развитию в человеке и осуществляется в родительской деятельности православных супругов. Благодать на воспитание детей дается родителям в Таинстве Брака. С помощью родителей и благодати Божией дети побеждают в себе зачатки грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Основной целью православного воспитания в семье является переход детей на новый, более высокий уровень духовной жизни.
В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем. Детей в православных семьях приучают к трем формам молитвы, которые являются дыханием духовной жизни. К этим трем формам молитвы относятся следующие: выполнение молитвенных домашних правил, вознесение Богу кратких молитв в течение всего дня, посещение церковного богослужения. В рамках православной традиции понятие «дисциплина» имеет свой смысл. Только в случае греховного овладения развивающимися силами, которое влечет за собой отступление от нормального духовного становления личности, дисциплина выступает как регулятор духовной жизни. А в конкретных ее проявлениях она становится внешней поддержкой неокрепшим духовным силам человека.
Задача православного воспитания - помочь юному человеку сохранить обязывающую силу православного исповедания и православной жизни, посредством опоры на православные обеты, укрепленные в предшествующие годы, наставничества духовно опытных руководителей (хорошо, если эту задачу может выполнить один из родителей). Наставник должен быть терпелив и особо внимателен к духовным нуждам своего подопечного и воспитывать в нем твердость исповедания веры, понимание особенностей духовных опасностей, грозящих ему. Главные опасности - это жажда впечатлений, жажда общения, стремление к другому полу, самовозношение ума. Все это может проявляться в увлечении рассудочными познаниями и личными постижениями. Именно подчинение жизни строгой дисциплине вполне защищает от опасностей. Доверительные отношения со старшим духовно опытным человеком обусловливают целомудренное поведение, воцерковление ума, понимаемое как привычка сверять деятельность собственного разумения со свидетельствами церковной традиции.
Новозаветное воспитание заключается в стремлении приблизить человека к Богу и пользоваться при этом всем, что есть лучшего как в науке, так и в искусстве, как в природе, так и в жизни общества, вызвать в телесно-духовном организме индивида полное пробуждение всех сил и способностей так, чтобы мышление его направлялось к истине, воля - к свободе и благу, чувство - к любви при постоянном участии разума, а личность была готова для земной жизни.
Новозаветное Откровение устанавливает преемство с Откровением Ветхого Завета. Видя свое назначение не в уничтожении закона, а в его совершенствовании, Христос укрепил брак - основание нравственной жизни и воспитания, одухотворив его: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» [1, Мф. 19, 5]. Преемственная связь ветхозаветного и новозаветного типов создания семьи и воспитания детей проявляется в том, что они направлены на духовно-нравственное становление
личности: человек призван уклоняться от греха и стремиться к святости, которая составляет природу Бога. Религиозное воспитание, как православное, так и иудейское, необходимо для того, чтобы индивид мог ясно понимать, что если он будет соблюдать правила поведения, основанные на заповедях, внутри себя, то его поведение вполне будет удовлетворять окружающих. В настоящее время религиозное воспитание может быть основано не на церковной религиозности, а на субъективном отношении к Богу. Главным в таком воспитании является следование заповедям, которые требуют от личности задуматься о своем предназначении на Земле и ответственности не только перед родными, но и всеми людьми вообще. Кроме того, следование заповедям способствует формированию религиозной толерантности, ценность которой заключается в следующем: а) воспитание в семейной конфессиональной традиции основывается на убеждении личности в том, что она должна руководствоваться правилами, диктующими ей, чего она не должна делать, то есть быть индифферентной к таким негативным явлениям, как, например, наркотики, гомосексуализм и др., которые противоречат ее моральной и ценностной ориентации; б) религиозное воспитание подразумевает неприятие негативных явлений, но неприятие ни в коем случае не должно относиться к людям, чье поведение непосредственно связано с этими явлениями, так как личность должна руководствоваться, прежде всего, признанием права других людей жить согласно тому, какое место они сами себе отводят в жизни; в) она не должна задумываться над тем, почему так поступает личность, с поведением, верованиями и убеждениями которой она не согласна.
Результаты интервьюирования 80 информантов показали, что представители еврейских и русских семей, которые следуют конфессиональной традиции, убеждены в том, что, прежде всего, у них общая повседневная жизнь, данная им как реальность, которая существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность, и один общий на всех мир, и всем живущим в этой реальности не обойтись без постоянного взаимодействия и общения с другими людьми для решения общих задач, которые стоят не только перед отдельными личностями, но и перед всем обществом в целом. Данные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Религия на примере Иудаизма и Православия имеет глубокие исторические корни в сознании человечества, а традиционные религиозные убеждения могут служить основой социального порядка. Религия является интегративной силой в обществе на уровне семьи, общины и всего общества в целом. Именно в этом заключаются неразрывная связь, как русских, так и еврейских религиозных и семейных традиций, и их социальная значимость.
2. Красота вечных нравственных ценностей, содержащихся в религиозных заповедях Ветхого Завета и Нового Завета, проявляется в нерасторжимом единении в жизни каждого конкретного человека, который может являться представителем как православной, так и иудаистской конфессий, существующих в нашем обществе. Чувство единения, привитое как ветхозаветным, так и новозаветным воспитанием, направлено на воспитание адаптированной к российскому поликультурному обществу личности.
3. Преемственная связь ветхозаветного и новозаветного типов воспитания проявляется в том, что они направлены на духовно-нравственное становление личности: человек призван уклоняться от греха и стремиться к святости, которая составляет природу Бога. Религиозное воспитание, как православное, так и иудейское, необходимо для того, чтобы индивид мог ясно понимать, что если он будет соблюдать правила поведения, основанные на заповедях, внутри себя, то его поведение вполне будет удовлетворять окружающих.
4. Необходимо освоение опыта цивилизационной традиции, построение личного бытия на уровне семьи на основе этого опыта, который включает такие элементы, как трудовая и творческая деятельность, ценности и смыслы традиции и построенное на их основе межличностное общение, знание духовной жизни как на уровне этничности, так и на
уровне цивилизации, которые помогут формированию религиозной толерантности в межэтническом взаимодействии.
5. Имеющие многовековую историю совместного проживания на территории Российского государства, как русские, так и евреи, имеют реальную мотивацию, подлинные социальные и мировоззренческие ориентации и установки и не стремятся выделить один из двух типов этнического и религиозного сознания как доминантный, если они достаточно образованы и осведомлены о религиозных представлениях представителей другого вероисповедания.
6. Для нормального существования и вынужденного повседневного общения представителям еврейской и православной традиций в силу их духовности в равной мере присущи такие объединяющие черты, как бесконфликтность, уважение к правам других людей, готовность к участию в решении общих дел в экономическом, политическом и социальном планах, которые и предопределяют толерантность в межэтническом взаимодействии.
7. Духовность является тем самым ядром, которое не позволит разрушить единство и сплоченность такого цивилизационного государства, как Россия, и будет способствовать выработке толерантного отношения к этническим и конфессиональным традициям и обычаям другого этноса, а также стремлению увидеть в инаковой культуре общечеловеческие ценности, которые присущи любой этнической культуре и передаются из поколения в поколение, и отказаться от этноцентризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. По заказу Казанской Епархии. Казань: Изд-во Татарского рескома КПСС, 1991. 1346 с.
2. Блу Г. Традиционный еврейский дом / Г. Блу. М.: Мосты культуры - Гешарим, 1998. 447 с.
3. Практика Иудаизма. Раввин - Меир Лау. Израиль: Модан, 1996. 430 с.
4. Франк С. Духовные основы общества, введение в социальную философию / С. Франк // Духовные основы общества. М.: Эксмо, 1992. 352 с.
Манакова Татьяна Владимировна - Manakova Tatiyana Vladimirovna -
старший преподаватель кафедры Senior Lecturer of the Department
«Лингвистика, межкультурная коммуникация of «Linguistics, Intercultural Communication и социально-культурный сервис» and Social and Cultural Service»
Самарского государственного of Samara State University of Architecture
архитектурно-строительного университета and Civil Engineering Статья поступила в редакцию 15.06.10, принята к опубликованию 30.09.10