Научная статья на тему 'Функциональная структура автоматизированной системы управления транспортно-складской инфраструктурой'

Функциональная структура автоматизированной системы управления транспортно-складской инфраструктурой Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1189
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / AUTOMATED SYSTEM / AUTOMATION OF TRANSPORT / UNIFIED INFORMATION SPACE / TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соколов Сергей Сергеевич, Беляева Наталья Александровна

В представленной научной работе рассматривается построение функциональной модели автоматизированной системы управления транспортными объектами, входящими в состав транспортно-складской инфраструктуры. Предварительно проведенный анализ объектов позволил сформировать единые подходы к их автоматизации, с учетом структурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Соколов Сергей Сергеевич, Беляева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific work is devoted to constructing the functional model of the automated control system of transport objects included into the structure of the transport and storage infrastructure. Preliminary analysis of objects has allowed to form common approaches to automation, taking into account the structural features.

Текст научной работы на тему «Функциональная структура автоматизированной системы управления транспортно-складской инфраструктурой»

Решение обеих ранее указанных проблем осуществляется целенаправленным изменением параметров системы с последующей оценкой полученных результатов.

Проблема согласования экономических интересов решается в процессе управления так же, как в процессе планирования.

Координация динамических свойств требует формирования набора свойств (векторного свойства). В качестве векторного свойства выберем ковариантность по входному сигналу и неко-лебательность переходного процесса.

Второе свойство легко проверяется на различных наборах параметров модели системы.

Такой способ решения позволяет рассмотреть любой частный случай указанных проблем, однако не дает возможности выявления общих закономерностей.

Заключение. Таким образом, показана возможность решения названных проблем компьютерным методом как для процесса планирования, так и для процесса управления. Особо отметим, что метод моделирования создает предпосылки для аналитического (алгоритмического) решения проблемы координации динамических свойств.

Список литературы

1. Чертовской В. Д. Интеллектуализация автоматизированного управления производством / В. Д. Чертовской. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 164 с.

2. Советов Б. Я. Теоретические основы автоматизированного управления: учебник / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. — М.: Высш. шк., 2006. — 463 с.

УДК 004.031.42 С. С. Соколов,

канд. техн. наук, СПГУВК;

Н. А. Беляева,

доцент,

СПГУВК

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

FUNCTIONAL STRUCTURE OF THE AUTOMATED CONTROL SYSTEM

<4

(у OF THE TRANSPORT AND STORAGE INFRASTRUCTURE

E

2

124] В представленной научной работе рассматривается построение функциональной модели автома-

тизированной системы управления транспортными объектами, входящими в состав транспортно-складской инфраструктуры. Предварительно проведенный анализ объектов позволил сформировать единые подходы к их автоматизации, с учетом структурных особенностей.

The scientific work is devoted to constructing the functional model of the automated control system of transport objects included into the structure of the transport and storage infrastructure. Preliminary analysis of objects has allowed to form common approaches to automation, taking into account the structural features.

Ключевые слова: автоматизированная система, автоматизация на транспорте, единое информационное пространство, транспортные системы.

Key words: automated system, automation of transport, unified information space, transport systems.

ПРОВЕДЕННЫЙ анализ программных средств управления в различных отраслях народного хозяйства позволяет сделать вывод, что на данный момент единого комплекса программ или автоматизированной системы, объединяющей в себе все процессы транспортных объектов, задействованных в процессе движения и обработки грузов, нет. Все программное обеспечение имеет четко выраженную типовую основу, однако при этом в каждом отдельно взятом случае видна специфика той или иной отрасли народного хозяйства, которая зависит как от параметров, определенных видом транспорта, так и от параметров, определенных заказчиком.

В целом автоматизация процессов управления транспортно-складской инфраструктурой предназначена для значительного сокращения издержек логистического планирования. Как результат оптимизации, уменьшаются ошибки планирования и сокращается время доставки груза.

Автоматизация процессов управления транспортно-складской инфраструктурой призвана в первую очередь решать следующие задачи:

1. Упорядочивание движения груза.

2. Ведение единого учета грузопотоков.

3. Оптимизация деятельности предприятия по доставке грузов в крупных городах и регионах, оптимизация перевозок и сокращение затрат на транспорт.

4. Осуществление планирования, учета и контроля процессов, связанных с отгрузкой и доставкой товаров и грузов;

5. Сокращение издержек на доставку грузов.

6. Повышение качества обслуживания клиентов.

7. Обеспечение надежности работы всей транспортно-складской инфраструктуры.

8. И другие.

Как следствие, должна быть создана единая система упорядочивания грузоперевозок, позволяющая делать анализ и проводить среднесрочное и долгосрочное планирование развития транспортной отрасли.

Рассматривая в процессе автоматизации транспортно-складскую инфраструктуру как объект, можно выделить следующие виды субъектов:

— конечный потребитель;

— оптово-дистрибьюторские компании;

— транспортно-логистические компании;

— экспедиторские компании;

— курьерские службы;

— магазины;

— инкассаторские службы;

— интернет-магазины;

—другие субъекты, осуществляющие деятельность по сопровождению движения и доставке

груза.

Исходя из вышесказанного, требуется автоматизированное управление логистической информацией в реальном масштабе времени, связанной с доставкой грузов, корреспонденции и т. п. При работе в автоматизированном рабочем месте планирования и сопровождения рейсов логист и/или диспетчер должен контролировать распределение грузов по автотранспорту, исполнение заказов на доставку, как в пути, так и после прибытия транспорта на склад с использованием систем GPS-мониторинга.

Следует выделить основные возможности системы управления транспортно-складской инфраструктурой:

Выпуск 3

Выпуск 3

— управление адресами доставки;

— управление заказами на доставку;

— управление графиками доступности транспорта и работы водителей;

— автоматическое и ручное планирование маршрутов доставки;

— сопровождение рейсов в пути;

— учет затрат и доходов по рейсу;

— анализ грузоперевозок.

Возможность интеграции с системами GPS мониторинга транспорта [1].

Рассмотрим разработанную типовую функциональную модель автоматизированной системы управления транспортно-складской инфраструктурой (АСУ ТСИ).

На рис. 1 представлены основные модули системы.

Рис. 1. Составные части АСУ ТСИ

Схема отражает типовые процессы, требующие автоматизации, однако на практике возможно расширение, сужение и конкретизация составных частей.

Рассмотрим более подробно узловые модули АСУ ТСИ.

Модуль «Заказы» отвечает за создание, обработку, редактирование заказов и выполнение системных действий, связанных с поступлением новых заказов (рис. 2).

Рис. 2. Модуль «Заказы»

Основная цель функционирования данного модуля — управления транспортом (распределение, движение, учет, ремонт и т. п.).

Исходя из схематичного представления систем модуля «Транспорт» (рис. 3), можно определить следующие функции его работы:

— распределение транспорта по заказам;

— распределение транспорта по имеющимся внутренним задачам ТСИ;

— наблюдение за движением транспорта;

— обеспечение контроля дорожной ситуации и безопасности перевозок;

— автоматизированное составление расписаний движения транспорта;

— и другие.

Распределение по Расписание

заказам —►

л і Маршруты ! 1 Л 1 Е 1 Внутреннее распределение Обслуживание

1 г Безопасность

перевозок

Рис. 3. Модуль «Транспорт»

Автоматизированное формирование маршрутов доставки должно представлять собой растровую или векторную карту, совмещенную с определенным алгоритмом оптимизации работы транспортных средств. Критерии оптимальности — минимум пробега, максимум использования ресурсов транспортного средства по вместимости и грузоподъемности.

С целью организации качественной и полнофункциональной работы склада с учетом возможностей расширения в модуль «Склад» АСУ ТСИ следует закладывать следующие информационные процессы:

— управление складской техникой;

— перемещение груза;

— формирование схемы размещения груза;

— мониторинг работ;

— учет рабочего времени;

— контроль условий хранения;

— распределение персонала по местам работы;

— охранная противопожарная система (рис. 4).

Рис. 4. Модуль «Склад»

Выпуск 3

Выпуск 3

Связь с геоинформационными системами призвана обеспечить привязку процессов, происходящих в АСУ ТСИ, к конкретной местности. Также данный модуль подразумевает возможность контроллинга движения транспортных средств при помощи GPS-технологий или технологий ГЛОНАСС.

Аналитическая подсистема позволяет проводить сводные и промежуточные аналитические процедуры.

Для обозначения аналитических технологий и средств в целом принято использовать термин “Business Intelligence” или сокращенно — BI. Понятие BI объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия. На их основе создаются BI-системы. Их цель — повысить качество информации для принятия управленческих решений.

Центральное серверное пространство имеет цель — обеспечение единого информационного пространства существования АСУ ТСИ и обработки данных ее процессов [2].

Рассмотрим отдельный модуль системы АСУ ТСИ применительно к организации, в которой он применяется, а следовательно, в отрыве от остального информационного пространства АСУ ТСИ. Становится понятно, что ряд специфических механизмов и технологий, присутствующих в конкретной организации, могут и должны оказать влияние на перечень предъявляемых требований. Например, если в организации уже функционирует система идентификации и аутентификации, скажем Kerberos, то в требованиях к АСУ ТСИ должна быть указана необходимость поддержки протокола Kerberos.

Подсистема безопасности АСУ должна работать на уровне ядра АСУ таким образом, чтобы ни одно значимое действие в рамках системы — будь то действие пользователя или процесса — не происходило без участия подсистемы безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизмы безопасности подсистемы должны быть реализованы в форме широко известных в мире, опробованных и одобренных стандартов и протоколов.

Подсистема безопасности АСУ ТСИ должна обеспечивать замкнутое хранение данных, связанных с АСУ (собственно модулей системы, системных и прикладных данных) таким образом, чтобы:

1) невозможно было получить логический доступ к указанным данным вне рамок работы приложения АСУ;

2) любые перемещения данных из/в систему происходили под контролем подсистемы безопасности.

Для определения единообразного уровня доступа субъектов к информационным объектам, являющимся первичной информационной единицей, система должна предусматривать возможность следующего распределения доступа:

— к группе или нескольким группам объектов;

— объекту;

— набору частей объекта.

Кроме доступа к конкретным информационным объектам, должно быть предусмотрено разделение доступа к функциям, выполняющим процессы над объектами. Отдельно должны быть выделены функции, выполняющие массовые изменения данных в информационных объектах.

Схема определения доступа должна предусматривать возможность группового или ролевого доступа, то есть создание абстрактного профиля прав пользователя. При включении нового пользователя в конкретную группу он автоматически должен наследовать все права, присущие пользователям данной группы. При этом суммарные права пользователя должны проверяться на непротиворечивость, должен применяться принцип поглощения более широкими разрешительными правами более узких (суммирование прав) и принцип преимущества запретительных прав над разрешительными. Также должна присутствовать возможность копирования (наследования) прав пользователя с возможностью последующей корректировки.

Для каждого информационного объекта должен существовать владелец объекта (с возможностью в дальнейшем заменить одного владельца на другого) с полными правами доступа. Сис-

тема должна контролировать обязательное наличие хотя бы одного пользователя (владельца или администратора) для каждого информационного объекта.

Пользовательский интерфейс настройки прав доступа должен быть прост и интуитивно понятен.

АСУ ТСИ должна предусматривать дополнительные возможности по установке разграничений доступа к информационным объектам или их частям, а также возможность внесения изменений и дополнений к уже существующим модулям без нанесения ущерба имеющейся информации [4].

Это лишь часть первичных требований по работе АСУ как типового объекта управления процессами ТСИ. Изложение полного списка требований и рекомендаций выходит за рамки данной работы.

Список литературы

1. Официальный сайт компании «Нова-ИТ» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://nova-it.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. русский (дата обращения: 23.02.2012).

2. Нырков А. П. Методика проектирования безопасных информационных систем на транспорте / А. П. Нырков, С. С. Соколов, А. В. Башмаков // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. — 2010.

3. ВихровН. М. Модели технологических процессов на транспорте / Н. М. Вихров, А. П. Нырков; под ред. Д. В. Гаскарова. — СПб.: Судостроение, 2002. — 422 с., ил.

4. Сайт, посвященный открытым системам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.pashanoid.ru/renton/open.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. русский (дата обращения: 21.11.2011).

УДК 621.3.087.9 Ю. Я. Зубарев,

д-р техн. наук, профессор, СПГУВК;

А. А. Горячев,

аспирант,

СПГУВК

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ СУДОВЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ С УЧЕТОМ РАЗБРОСА ПАРАМЕТРОВ

ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

PROBABILISTIC QUALITY ASSESMENT OF MARINE AUTOMATIC SYSTEMS,

CONSIDERING THE SCATTER OF THE PARAMETERS {|29

OF THE INDIVIDUAL ELEMENTS

Рассматриваются вопросы определения вероятностных характеристик показателей качества судовых автоматизированных систем с учетом разброса их параметров. Определяются выражения для размеров отдельных конфигураций.

Выпуск 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.