Научная статья на тему 'Функционал сферы услуг в условиях современной экономики россии'

Функционал сферы услуг в условиях современной экономики россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1169
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ФУНКЦИИ СЕКТОРА СФЕРЫ УСЛУГ / ТЕНДЕНЦИИ РОСТА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ РЕШЕНИЙ / ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еременко А.Е.

В современных условиях развития экономики сфера услуг становится ключевым элементом на всех уровнях экономической политики. Сегодня сферу услуг можно по праву назвать гиперсектором экономики, включающую в себя все виды услуг, оказываемых как на коммерческой, так и на социальной основе. В статье раскрыты основные функции сектора сферы услуг на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционал сферы услуг в условиях современной экономики россии»

УДК 338.2

функционал сферы услуг в условиях

современной экономики россии

А.Е. ЕРЕМЕНКО,

аспирант кафедры менеджмента и управления народным хозяйством E-mail: nastena31337@yandex.ru Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В современных условиях развития экономики сфера услуг становится ключевым элементом на всех уровнях экономической политики. Сегодня сферу услуг можно по праву назвать гиперсектором экономики, включающую в себя все виды услуг, оказываемых как на коммерческой, так и на социальной основе. В статье раскрыты основные функции сектора сферы услуг на сегодняшний день.

Ключевые слова: сфера услуг, функции сектора сферы услуг, тенденции роста, интеллектуализация комплексных решений, всеобщая информатизация, экономическое развитие

Одним из знаменующих факторов вступления современного общества в постиндустриальную стадию развития является ускорение роста сферы услуг. Сегодня постиндустриальная стадия развития характеризуется несколькими ключевыми тенденциями, а именно:

• интеллектуализация комплексных решений, выражающаяся в том, что ориентир клиента направлен не на цену услуги, а на совокупную сумму выгод и положительных эффектов, которые он получает в конечном результате при ее приобретении;

• всеобщая информатизация — социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. [1];

• «виртуализация» хозяйственных отношений, которая выражается в том, что товар погружается в интеллектуальное и информационное сопровождение, а затем реализуется в общем комплексе сопровождающих услуг.

По мере эволюции общества, развития новых наукоемких секторов, механизации и автоматизации физического труда сфера услуг становится одним из основных обеспечивающих секторов экономки. Причем сегодня сфера услуг является одним из самых динамичных экономических секторов, который подразделяется на секторы с различной функциональной направленностью и оказывает влияние на развитие ключевых видов деятельности, способствуя дальнейшему повышению уровня жизни населения.

Сфера услуг региона выступает подсистемой территориальной хозяйственной системы, ее жизнедеятельность невозможна без взаимодействия с другими секторами и сферами народного хозяйства. В настоящий момент сферу услуг можно назвать гиперсектором экономики, включающим в себя все виды услуг, оказываемых как на коммерческой, так и на социальной основе. В экономику сферы услуг входят такие услуги, как:

• здравоохранение, медицинские услуги, мероприятия по профилактике заболеваний;

• образовательные услуги, услуги переподготовки и повышения квалификации;

• услуги в сфере досуга и отдыха;

• ремонт и техническое обслуживание транспорта и техники разного рода;

торговля внутренняя и международная; ресторанный бизнес и общественное питание; гостиничный сервис и туризм; сервис в сфере таможенного дела, юридические и нотариальные услуги;

финансовые, лизинговые и страховые услуги; бытовые услуги, парикмахерские и косметоло-гические услуги;

транспортные услуги, связь и коммуникации; информационные и консалтинговые услуги и пр.

Обозначим основные функции сферы услуг как подсистемы региона: воспроизводственная, социальная коммуникационная, функция сглаживания диспропорций, дифференцирующая и интегрирующая.

Воспроизводственная функция предполагает собой процесс, при котором предприятия данной сферы создают услуги, обеспечивая тем самым воспроизводство рабочей силы, а также сохранение и развитие всех факторов производства услуг. Данная функция играет роль определенного базиса по отношению ко всем остальным функциям — если она не реализуется, это отражается на остальных функциях, что ведет к последующему дисбалансу.

Некоторые исследователи выделяют следующую экономическую функцию — обеспечение занятости и создание дохода [2]. Создание дохода в сфере услуг любого региона невозможно оценить без применения мультипликативной системы, в которой учитываются прямые и косвенные эффекты развития сферы услуг (рис. 1).

Необходимо отметить функцию сглаживания региональных диспропорций, которая является особенно актуальной в кризисных условиях. Она проявляется в том, что экономическому развитию

СИСТЕМА МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ

II II

Мультипликатор дохода Мультипликатор продаж Мультипликатор объема выпуска Мультипликатор инвестиций

II II

Показывает дополнительный доход, полученный в результате увеличения расходов потребителей услуг Измеряет дополнительные обороты сервисных предприятий на основе увеличения расходов потребителей Определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения указанных расходов Определяется как воздействие инвестиций на суммарный доход

Рис. 1. Система мультипликаторов сферы услуг

слабых в отношении хозяйствования регионов способствует сфера услуг. Потребителей различных услуг (например, образовательных или рекреационных) в большинстве своем интересуют благоустроенные территории с красивым ландшафтом и экологически чистая окружающая среда. Чаще всего это происходит в регионах с преимущественно аграрным развитием, где доходы, приносимые сферой услуг, имеют способность выравнивать процесс формирования доходов. Функция сглаживания региональных диспропорций имеет большое значение для южных регионов, где сфера услуг является источником формирования значительных дополнительных доходов при наблюдающемся дефиците собственных средств.

Для эффективного функционирования сферы услуг необходимо разумно и рационально использовать ее ресурсные возможности. Здесь необходимо подчеркнуть, что воспроизводительная функция и оборот природных, материальных и технических ресурсов тесно связаны между собой, поэтому деятельность предприятий сервисной сферы невозможна без воспроизводства всех необходимых ресурсов.

Сфера услуг является одной из ключевых сфер экономики на сегодняшний день, именно поэтому нельзя не выделить следующую значимую функцию — обеспечение занятости населения. Показатели занятости в сфере услуг — очень важный индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в этой сфере тянут за собой целую цепочку других, активно стимулируют развитие связанных с сервисным сектором областей — строительства, инфраструктуры и др.

Официальные статистические издания РФ публикуют данные об отраслевой структуре занятости, собранные из целого ряда источников: данные предприятий, данные обследований населения по проблемам занятости (для оценки численности самозанятых и занятых в крестьянских фермерских хозяйствах), данные миграционной службы (для оценки численности иностранной рабочей силы), налоговой инспекции и выборочных обследований по неформальной занятости. Данные в настоящее время

Численность работников на малых предприятиях Российской Федерации по видам экономической деятельности в 2012 г.

Среднесписочная числен- Средняя числен-

ность работников ность внешних

Показатель (без внешних совместителей) совместителей

Тыс. В % Тыс. В %

чел. к итогу чел. к итогу

Численность работников на малых предприятиях, всего 6 362,4 100 275,8 100

В том числе по видам экономической деятельности: 408,1 6,4 5,0 1,8

— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

— рыболовство, рыбоводство 18,3 0,3 0,5 0,2

— добыча полезных ископаемых 37,9 0,6 1,6 0,6

— обрабатывающие производства 1 126,6 17,7 35,4 12,8

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды 109,3 1,7 5,0 1,8

— строительство 902,9 14,2 39,5 14,3

— оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных 1 510,1 23,7 55,3 20,1

средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного

пользования

— гостиницы и рестораны 275,8 4,3 9,1 3,3

— транспорт и связь 384,2 6,0 15,3 5,6

— в том числе связь 44,2 0,7 2,2 0,8

— финансовая деятельность 35,6 0,6 2,7 1,0

— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставле- 1 309,3 20,6 74,1 26,9

ние услуг

Образование 4,5 0,1 0,9 0,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 91,7 1,4 21,2 7,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных 147,2 2,3 10,1 3

и персональных услуг

Источник: [7].

разделяются по классификаторам ОКВЭД (бывший ОКОНХ)1 и МС2.

Сегодня современная структура занятости населения России характеризуется прежде всего перемещением экономически активного населения в сферу услуг. В соответствии с данными Росстата, по количеству трудоустроенного населения лидирует сектор торговли и ремонта автомобилей и других бытовых изделий — в этом секторе трудоустроено около 1 510,1 тыс. чел. [7]. За ними идет сектор операций с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 1 309,3 тыс. чел. Из этого следует, что более 40% среднесписочного количества работников имеет отношение к сфере услуг (см. таблицу).

1 Следует отметить, что российские статистические органы продолжают собирать сведения о занятости в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), несмотря на то, что новый классификатор ОКВЭД введен в действие еще в 2003 г.

2 При публикации данных по занятости населения Международная организация труда использует Международную стандартную отраслевую классификацию (International Standard Industrial Classification — ISIC).

Роль персонала на предприятиях сферы услуг особенно возрастает, ведь здесь основным товаром является услуга, а качество услуг непосредственно зависит от профессионализма и качества работы сотрудников. Современный сервисный рынок труда активно пополняется новыми кадрами. Развитие современных технологий требует от специалистов, занятых в этой сфере, новых умений и знаний, а также создает новые, ранее не существовавшие рабочие позиции. Успех и процветание предприятий во многом определяются интеллектуальным потенциалом предприятия, качественным составом сотрудников, что, как правило, связано не только с их квалификацией, но и с тем энтузиазмом, самоотдачей, творческим подходом, с которыми они выполняют свои обязанности.

Мультипликатор занятости сферы услуг — важный показатель, определяющийся общим количеством дополнительных рабочих мест, созданных при помощи увеличения расходов потребителей услуг. Второй вариант расчета мультипликатора — отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в данной сфере. Сложность в этом расчете состоит в

том, что широкое распространение получила временная (сезонная) занятость в сфере сервиса [5].

Следующая важная функция сферы услуг — дифференцирующая функция. Данная функция обеспечивает удовлетворение различных потребностей населения в социальных услугах образования, оздоровления, отдыха. Благодаря такой функции сфера услуг способствует более быстрому и эффективному позиционированию региона на национальном рынке.

При изучении современного состояния сервисного рынка, анализе роли услуг в экономике страны очевидна необходимость государственного регулирования и поддержки развития сервисной подсистемы. Необходимо отметить, что управление в сфере услуг должно осуществляться со стороны нескольких аспектов, не только путем централизованного регулирования, но и с помощью саморегулирования — достижения равновесия на рынке спроса и предложения.

Государственное регулирование развития сферы услуг предполагает воздействие государства на деятельность субъектов сферы услуг для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных экономических приоритетов и стратегий, выработки единой концепции развития сектора сферы услуг. Государственное регулирование сектора сферы услуг — сложный и многогранный процесс, который включает в себя несколько аспектов, а именно: разработка государственной политики регулирования развития сервисной сферы; обоснование целей и задач, основных направлений развития; выбор инструментов и методов, подходящих для проведения эффективной политики в данной сфере и пр.

Одним из эффективных направлений государственного содействия развитию сферы услуг на сегодняшний день является инвестирование в

Рис. 2. Функции сектора сферы услуг

перспективные проекты, прогрессивные технологии и услуги, имеющие весомое социально-экономическое значение. Во многом развитие сферы услуг зависит от формирования соответствующей нормативной базы, развития правового и финансовых институтов. В настоящее время процесс совершенствования законодательных механизмов для выполнения норм идет в секторах связи, страхования, транспорта, здравоохранения, туризма, в банковской сфере и пр. Необходимо также отметить, что в некоторых странах государственная политика в сфере услуг как целенаправленная составляющая не выделяется вовсе, а интегрируется в политику других секторов экономики, тем самым теряя свою целевую направленность.

Наконец, последней из перечисленных выше функций сферы услуг является интегрирующая. Она представляет собой воспроизводственные процессы в данной сфере, которые инициированы в системе региона и могут интегрироваться с воспроизводственными процессами на уровне домо-хозяйств напрямую, без промежуточных звеньев. Конечно же, данная функция может быть представлена значительно шире. Как определяет в своих работах Г.Э. Слезингер, каждый сектор социальной сферы может успешно функционировать лишь при условии сочетания его деятельности в режиме реального времени с ее виртуальной деятельностью, рассчитанной на будущее, исходя из объективных и законодательно обусловленных жизненных циклов человека [3].

Помимо вышеприведенной классификации функций сектора сферы услуг необходимо обратить внимание на ряд важных функций, которые не вошли в данный перечень, но имеют большое значение в рамках социально-экономической среды (рис. 2).

1. Мониторинг и обратная связь с клиентами.

Ни одна сервисная компания не достигнет успеха, не узнав потребностей и требований своего клиентского рынка. Зачастую компаниям приходится прилагать значительные усилия, чтобы получить информацию подобного рода, ведь не всегда клиент готов четко сформулировать свою потребность в той или иной услуге или товаре. Здесь задача предприятий

сферы услуг — помочь им в этом. Отличительная черта оказания услуги заключается в постоянном контакте с потенциальным потребителем, потому знание клиента — залог успеха.

2. Удовлетворение потребностей потребителя путем постоянной работы над качеством услуг.

Как уже было обозначено выше, концентрация внимания на потребителе — основное правило работы в сервисной сфере. В идеале сервисные компании должны быть способны превосходить ожидания своих клиентов. Это требует постоянной и методичной работы над повышением качества предоставляемых услуг, а также анализа качества услуг фирм-конкурентов. Не стоит забывать, что клиент судит о качестве предоставляемых услуг, опираясь на несколько критериев: надежность, безопасность, экологичность и пр. При этом он стремится выбирать для себя самое лучшее.

3. Использование технологий как конкурентного преимущества.

Нельзя не заметить того влияния, которое оказывают технологии на современного потребителя. Примером тому являются самые обыденные бытовые удобства: телефон, факс, электронная почта — все это результаты научно-технологического прогресса. Именно поэтому предприятия сферы услуг зачастую имеют собственные наработки и технологии, существенно расширяющие возможности потребителя.

4. Обеспечение гибкости менеджмента.

Сектор сферы услуг испокон веков ориентирован на максимально возможное удовлетворение потребностей потребителя путем предоставления качественных услуг, на создание организации возможности и условий для производства таких услуг, а также увязывание целей и интересов всех сторон, вовлеченных в процесс оказания услуги (потребитель, организации и др.) [6]. В настоящее время наблюдается тенденция индивидуализации вкусов и предпочтений, что, несомненно, имеет прямую взаимосвязь со способностью предприятий сервисной сферы предоставить потребителю широчайший спектр услуг. Тем самым сектор сферы услуг выступает своего рода «творцом ощущений», учитывая самые изобретательные вкусы потребителя и предоставляя самую неординарную услугу (и зачастую дорогостоящую). Таким образом, эффективная и продуктивная гибкость в реагировании на изменение спроса в сфере услуг — ключевая функция сервисного сектора [4].

5. Стратегическое планирование.

Благодаря непрерывному стратегическому планированию в сервисном секторе, применению моделей, состоящих из различных элементов — сервисный товар, цена, методы распространения, методы стимулирования и пр., общество планомерно приходит к важным переменам. Это, в частности, переход от долгосрочного пользования к краткосрочному, увеличивающееся передвижение людей по всему миру и перемещение экономической активности в сферу услуг.

О массовом перемещении занятости в сферу услуг говорили в своих работах К. Кларк, Ж. Фу-растье, C. Кузнец, которые являются сторонниками гипотезы трех секторов экономики. Согласно мнению ученых, общество в ходе своего исторического развития последовательно переходит от экономики с преобладанием первичного сектора, который представляет собой сельское хозяйство, к экономике, в которой доминирует вторичный сектор (индустриальное производство), а затем к экономике, где ведущим и преобладающим сектором становится сфера услуг — третичный сектор. Соответственно изменяется структура занятого населения. В начальный период индустриализации страны 80% населения страны занято в сельском хозяйстве, 10% — в промышленности и строительстве, 10% — в сфере услуг. В ходе индустриализации доля занятых увеличивается во вторичном секторе за счет сокращения доли первичного сектора, начинает расти доля занятых в третичном секторе экономики.

Таким образом, на основе проведенного анализа приходим к выводу, что трансформация экономики при переходе в постиндустриальную стадию развития общества от индустриальной стадии сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста внутреннего валового продукта и главным сектором для трудоустройства населения. На сегодняшний день мировой тенденцией являются перелив рабочей силы из секторов материального производства в сферу услуг и повышение ее доли во внутреннем валовом продукте.

Список литературы

1. АстратоваГ.В., КопченоваА.А. Интеллектуальные услуги в информационном обществе / под ред. Г.В. Астратовой. Челябинск: ЧГАА, 2009.

2. Папирян Г.А. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2008.

3. Слезингер Г.Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис, 2009.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2004.

5. Уколов В.Ф. Механизмы управления развитием региона. М.: Инфра-М, 2007.

6. ЧернышевБ.П. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 107-113 .

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: http//www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc 1135075100641.

Strategy of economic advancement

FUNCTIONAL OF SERVICE SPHERE IN MODERN CONDITION OF RUSSIAN ECONOMY

Anastasiia E. EREMENKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article notes that the service sector has become a key element of economic development at all levels of the economy in modern conditions. The service sector is hypersector of the economy which includes all kinds of services on commercial and social basis. The paper describes the main functions of services sector today.

Keywords: service sector, functions, growth trends, intellectualization, integrated solutions, universal informatization, economic development

References

1. Astratova G.V., Kopchenova A.A. Intel-lektual'nye uslugi v informatsionnom obshchestve [Intelligence services in the information society]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy Publ., 2009.

2. Papirian G.A. Ekonomika turizma [Economy of tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2008.

3. Slezinger G.E. Sotsial'naia ekonomika [Social economy]. Moscow, Delo i servis Publ., 2009.

4. Toffler A. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, AST Publ., 2004.

5. Ukolov V.F. Mekhanizmy upravleniia razvitiem regiona [Control mechanisms of development of a region]. Moscow, Infra-M Publ., 2007.

6. Chernyshev B.P. Menedzhment v servisnoi ekonomike: sushchnost' i soderzhanie [Management in service economy: nature and content]. Problemy teorii i praktiki upravleniia—Problems of theory and practice of management, 2004, no. 1, pp. 107-113.

7. Federal State Statistics Service. Available at: http// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641. (In Russ.)

Anastasiia E. EREMENKO

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel, Russian Federation nastena31337@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.