Научная статья на тему 'Функции ремарки в драматрургии Василия Сигарева'

Функции ремарки в драматрургии Василия Сигарева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
834
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / "НОВАЯ ДРАМА" / ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ / РЕМАРКА / “NEW DRAMA” / RUSSIAN LITERATURE / VASSILY SIGAREV / STAGE DIRECTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Возмищева Е. В.

В статье рассматриваются функции ремарки в пьесах Василия Сигарева. Отмечается полифункциональность ремарки в современных текстах новой драмы, их прозаизация. Увеличение роли неосновного текста меняет представление о присутствии автора в пьесе, что, в свою очередь, меняет театральные формы реализации пьесы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of stage directions in the plays of Vassily Sigarev

The article deals with the functions of stage directions in the plays of Vassily Sigarev. It is noted that stage directions in the texts of the new drama are made more polifunctional and prosaic. The growing role of the secondary text changes the realization of the author’s presence in the play which in its turn modifies the theatrical forms of presentation.

Текст научной работы на тему «Функции ремарки в драматрургии Василия Сигарева»

Драфт: молодая наука

Е.В. ВОЗМИЩЕВА (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3 (Сигарев В.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,444

ФУНКЦИИ РЕМАРКИ В ДРАМАТРУРГИИ ВАСИЛИЯ СИГАРЕВА

Аннотация. В статье рассматриваются функции ремарки в пьесах Васи -лия Сигарева. Отмечается поли функциональность ремарки в современных текстах новой драмы, их прозаи зация. Увели чени е роли неосновного текста меняет представление о присутствии автора в пьесе, что, в свою очередь, меняет театральные формы реал зац пьесы.

Ключевые слова: русская литература, «новая драма», Василий Сигарев, ремарка

Василий Сигарев - уральский драматург удачливой судьбы, сви -репого характера и феноменальной трудоспособност и, яркий представитель «уральской школы». Удушающая жизнь российской глубинки с её алкоголизмом, брутальностью нравов, тотальной бедностью и главное - скаженным моральным нормам , о чем С гарев знает не понаслышке, отражены в его пьесах более чем полно. «Ты видишь все эти ужасные вещи, что творятся вокруг, но не паришься. Ты просто думаешь, что это - жизнь». [John O'Mahoney 2003].

Данная работа имеет своей целью рассмотреть систему художественных форм пьес Вас л я С гарева, а менно расш рен е функц ремарк , которая является не только структурным элементом пьесы, указан ем для реж ссера, но способом выражен я авторской де , продолжая общую для современной драматург тенденц ю змене-н я вза мосвяз основного вспомогательного текста пьесы.

РЕМАРКА (французское remarque - «замечание», «примечание») - литературоведческий терми н. Главное содержание ремарки -указан е места времен действ я, а также сцен ческ х поступков психологического состояния персонажей [Бояджиев]. В настоящем сследован мы рассматр ваем ремарку в контексте «выраз тельного потенц ала вза модейств я языковых средств в тексте, обеспеч -вающих передачу наряду с предметно-логическим содержанием текста также заложенной в нем экспресс вной, эмоц ональной, оценочной эстетической и нформаци и » [Арнольд 1990: 48-49].

Как отмечает автор статьи о ремарке в Литературной Энциклопе-ди и, Георгий Нерсесович Бояджиев, чаще всего «...ремарка выполняет ч сто служебную функц ю, но ногда она может превращаться в са-

Драфт: молодая наука

мостоятельную художественно-повествовательную часть драматурги -ческого произведения... Ремарка в истории драматургии не имела еди -ной функции и не была однородной... Скромная ремарка в значительной мере выполняла воинственную роль сценического реформатора» [Бояджиев].

Очевидно, что функция ремарки меняется с течением времени. Соразмерно увеличению роли автора в тексте, увеличивается и роль ремарки как прямого авторского высказывания, квинтэссенции авторской мысли. В XX веке появляется термин лезедрама (от нем. Ье8еп -читать), обозначающий пьесу, рассчитанную в большей степени для чтения, а не постановке на сцене. Расширяя свои функции, ремарка превращается в спец ф ческ й повествовательный элемент внутр драматург ческого про зведен я.

Сред сследователей современного л тературного процесса драматург в частност , не пр нято рассматр вать с стему ремарок вкупе с основным текстом пьесы. Так, утверждается, что в пьесе как бы сосуществуют «два слоя, различных по эстетической природе» [Сахновский-Панкеев 1969: 196], что авторская речь в форме служебных ремарок, регул рующ х оформлен е сцены характер зующ х поведен е действующ х л ц, в общей структуре пьесы образует обособленный план, параллельный прямой речи героев. Несмотря на то, что диалог считается основным текстом драматического произведен я, зменяется «соотношен е д алога с друг м композ ц онно-речевым элементам внутр отдельного про зведен я», оппоз ц я «монолог - диалог» отступает перед противопоставлением «диалог -ремарка» [Ви нокур 1977: 64]. Ремарки «превращаются в метатекст, определяющ й для д алогов меющ й над н м пр ор тет» [Пав 1991: 394-395].

На сегодняшн й день стало общепр нятым мнен е, что ремарка в драмат ческом про зведен является не только служебной л вспомогательной единицей, но неотъемлемой частью драматического про-зведен я, меющей текстуальную самостоятельность выполняющей определенное авторское назначен е.

Выявлен е особенностей структуры ремарок в пьесах позволяет освет ть нд в дуальный авторск й ст ль Вас л я С гарева, а также готов т почву для выделен я на более характерных функц й ремарок в его пьесах.

С содержательной точк зрен я ремарк у В. С гарева выполняют сюжетообразующую функцию, т.е создают дополнительную сюжетную л н ю внутр самой пьесы. Так, напр мер, пьеса «Пласт -л н» немысл ма без ремарочного текста. Более того, она непосред-

Драфт: молодая наука

ственно и болезненно отреагирует даже на любое его «сужение», сокращение. Вся пьеса разделена на тридцать три составляющие, некоторые из которых состоят полностью из расширенной прозаической ремарки.

Открывает пьесу следующий авторский текст:

Он сидит на полу в комнате, где из мебели только стол, кровать и ковер на стене. Его руки лепят и з пластили на что-то очень странное. Закончив, Он помещает это своё странное создание в тарелку с грязнобелой кашей. Потом очищает от шлака свинцовые пластины от аккумулятора, постуки вая и ми по краю кровати. Потом ломает пласти ны и складывает их в сковороду. Приносит плитку с голой спиралью. Ставит сковороду на плитку. Включает. Берет тарелку, трогает рукой её содержимое. Оно твердое, как камень. Он выскребает пластилин. Смотрит на сковороду. В ней серая св нцовая лужа, в которой отражается Его л цо лампочка под потолком, заточённая в белый плафон. Он берет сковороду и льёт свинец в тарелку. Шипят, сгорая, остатки пластилина. Вспыхи ва-ют. Дым поднимается к потолку. Попадает Ему в глаза. Идут слезы. Он отворач вается, но слезы продолжают кат ться к носу, а оттуда к уголкам губ. И вот Он уже плачет по-настоящему. Уже рыдает.

Плачет так, как будто знает ЧТО-ТО... (В. Сигарев. «Пластилин»)

Данная цитата является ярким примером полифункциональности новодрамовской ремарки. Она служит и выражением авторского отношен я, оп сывает состоян е героя, дает толчок непосредственно сюжету пьесы. Чем дальше, тем чаще большие по объему ремарочные вставк разрывают канву основного текста, внедряя свою событ йную л н ю, без которой нельзя рассматр вать сюжет пьесы в целом.

Зачастую в «Новой драме» ремарки предстают не как указание к постановке для реж ссера, а скорее как прямой разговор со зр телем, ч тателем, превращаясь в авторск й монолог.

«Я люблю писать большие ремарки. В них себя реализую, как автор. А диалоги просто звучат во мне, и я их записываю» [Заболотняя].

Итак, одна из основных функций ремарки у Василия Сигарева -воспроизведение авторских интенций. Собственно, именно они часто становятся тем узким «лучом света», который так необходим пьесам «Новой драмы».

Конец пьесы «Божьи коровки возвращаются на небо» также впи -сывается в парад гму «светлых» с гаревск х ф налов.

Бегут за божьей коровкой. Смеются. Плачут.

Скрыл сь з в ду.

Драфт: молодая наука

Пусто на ули це.

Зажглось в доме, что возле кладб ща, первое окно. Подошел к окну человек выглянул, постоял назад. Туда.

Забрезжила на востоке полоска рассвета. Красная такая. Как кровь.

Упала с неба как маленькая звёздочка первая снеж нка. Еще одна. Еще и еще.

Повалил снег. Густой, теплый, не зи мни й.

Засыпал снег всю округу, всю грязь, всё засыпал. И стало на свете светлее как-то.

А потом и вовсе светло.

Как, впрочем, и должно быть, наверно. (В. Сигарев «Божьи коровки возвращаются на небо»).

Дом, называемый местными жителями «живые и мертвые». Лера и ее двоюродная сестра Юля приходят в гости к Димке. Помимо Димы в квартире обнаруживаются его отец Кулек и друг-наркоман Славик. Диму провожают в армию. Лере хочется бросить всё «...Матуха достала уже, короче. Бухает, все вещи мои продала.» И, казалось бы, Лера вытянула счастл вый б лет, судьба ее может змен ться: Лера порывается оформ ть заказ, чтобы получ ть денежный пр з от ф рмы «Евро-Шоп» (компания обманом вымогает деньги у наивного провинциального населения). Дима крадет и продает железные надгробия, чем зарабатывает на ж знь. Доход небольшой, он н чем не может помочь Лере, бо нужной суммы у него, кончено, нет. Лера пытается взять деньг в долг у пр ехавшего в гост скупщ ка цветного металла Аркаши. Тот, в свою очередь, обольщает девушку, изби вает её и, найдя неож данного союзн ка в л це Юл , грубо осме вает мечты о «светлом будущем». Дима делится с Лерой последней надеждой — предлагает сдать в металлолом надгробье матер , потому что, как наивная Лерка, еще верит в возможность побега из этого «мира мертвых». И вот в ф нальной ремарке у С гарева появляется образ рассвета всеоч щающего снега, который укроет землю со всей её грязью, чернью, эт м возрод т былую гармон ю, когда было светло, «так, как должно быть».

Пьеса «Фантомные боли» в своем весьма своеобразном «опти-м зме» оперед ла друг е про зведен я С гарева, потому что «счастливый финал» вынесен за пределы паратекста непосредственно в сюжетную л н ю. Д ма подрабатывает сторожем в трамвайном депо, где однажды вечером встречает местную сумасшедшую - Олю. Девушка потеряла под колесам трамвая сначала маленькую дочь, потом мужа, а вместе с х г белью, пр шел конец её ж зн . Олю, которая в каждом алкогол ке воре в д т пог бшего мужа готова не стово

Драфт: молодая наука

его люб ть, Д ма пытается защ т ть от неразумных поступков, ,

может быть, впервые чувствует в себе пробужден е человеческого достоинства. Оля, естественно, попадает под трамвай, а потом прямо на глазах Глеба и Димы отправляется на небо, где соединяется со своей семьей.

Отошел от окна. Сел на стул. Сиди т, улыбается, плачет.

А за окном начинает стремительно светлеть. Утро идет. Новый день. Новая жи знь.

А день минувший остается в воспоминаниях. В воспоминаниях, от которых и грустно так, а все равно радуешься. (В. Сигарев «Фантомные боли»),

И вновь в ремарке реал зуется мот в пробужден я, освещен я ужасного м ра ноч , смена времен суток, ш ре - смена времен. А от прошлого остаются только воспом нан я.

Выстрел.

Еще оди н. Еще. Еще. Еще. Еще. Еще.

Светка хватается за сердце и падает. Падает Зи на. Падает Батя. Падает Лёнька. Падает Первый. Падает Второй. Падают наручники с рук Андрея. Падают стены. Падают дома. Падают деревья. Падают горы. Падают рек моря. Небо падает. Земля падает. Солнце. Падает водяной п столет з рук Гены. Всё падает.

И вдруг станови тся неи моверно светло. Страшно светло. Жутко.

И посреди этого света стоят Андрей и Г ена. Стоят и не жмурятся.

И со всех сторон к ни м люди какие-то идут. Женщины. Мужчины. Дет . Идут не жмурятся.

И всё светлее светлее станов тся.

Другой нач нается М р. Новый.

Лучши й, я думаю. (В. Сигарев «Агасфер»)

Главный герой пьесы С гарева «Агасфер», Андрей, возвращается домой после сем лет тюрьмы. Его встречает другая страна - не зме-нилась, разве что, только валюта, а вот люди - уже совсем не те. Кварт ра, где Андрей ж л вместе с род телям , напом нает не то Содом, не то Гоморру, цар т разврат, который не обошел даже сем летнего племянн ка Андрея, не говоря уже об отце матер . Люд все больше стал похож на скотов, замечает Андрей. Он предпр н мает попытку самоуб йства, спасаясь от наст гшей его ужасной действ -тельност . Он - Агасфер, обреченный ск таться по свету до конца м -ра. Из пролога к пьесе:

Драфт: молодая наука

И скупая, но самая горькая слеза во вселенной зарод лась в его правом глазу. И покат лась вн з, бороздя пыльное л цо, оставляя грязный след на щеке. И упала. И счезла в земле.

А Агасфер остался. Уже без слезы.

Од н.

И я подумал тогда, что, должно быть, он ед нственный, кто желает, чтобы солнце погасло. (В. Сигарев « гасфер»)

Но С гарев не мог см р ться с так м ф налом своей пьесы, когда человек, стремясь пок нуть больной м р, разлагающ йся на глазах, сталк вается с тотальной беспомощностью прот в Зла этого м ра л шается последнего шанса на побег з удушающей реальност . И хотя сам автор пр знается, что п сал ф нальную ремарку, думая о том, что пьеса будет поставлена предполагал нек й вар ант сцен -ческого решен я, но он, в общем целом, продолжает тенденц ю ф -нальных с гаревск х ремарок- «лучей света».

Вас л й С гарев, в отл ч е от мног х авторов «новой драмы», дает надежду, есл не зр телю, то ч тателю. Он не может дать ответа на то, как змен ть существующую с туац ю, но пр зывает нас «быть людьм ». С гарев не вер т в беспросветность созданного м м ра, менно поэтому в ф нале каждой его пьесы появляется обш рная л -тературная ремарка, в которой с помощью рреального, условного процесса, некой ст х он доб вается обновлен я м ра возврата его к первоначальной гармони и. Это обновление закономерно для Сигаре-ва, равно как после ноч всегда наступает день, пр ход т рассвет. Не зря менно про зводные от «свет» слова («светлее», «светло», «светлый», «светятся») звучат лейтмот вом во всех ф нальных ремарках.

Пр всевозможных новаторск х по сках основным секретом техн к «новой драмы», краеугольным камнем ее поэт к яв лась новая субъектно-объектная организация. Изменилось само представление о пр сутств автора в тексте пьесы.

Так м образом, в современном, тесно связанном, с нтет ческом скусстве театра л тературы действуют два прот вонаправленных процесса: с одной стороны, на сцене текст стрем тельно теряет свою знач мость (как следств е - сн женный ст ль, пр м т вность языка, оправданная погоней за документальностью, об л е в зуальных ре-ж ссерск х пр ёмов, подтверждающ х стремлен е наглядно компенсировать «нехватку» текста); а с другой - доминирование внешнего действ я основано на действ внутреннем, но оно больше не выражается прямым словом (д алог, монолог), а баз руется на слове вспомогательного текста, который остается «за кадром» л вернее сказать,

Дpaфт: молодая наука

<«a c^roZ» для нeиcкyшeннoгo зpитeля, нo именго та нєм ocнoвывa-ютcя и paбoтa peжиccepa, и aктepcкaя paбoтa.

ЛИТЕРАТУРА

John O'Mahoney. 'He's probably passed out somewhere with a bottle in his hand...' - «The Guardian», фeвpaль, 7 3, 2003. URL: http://www.guardian. co.uk/stage/2003/feb/03/theatre.artsfeatures.

Арнольд И.В. Cтилиcтикa coвpeмeннoгo aнглийcкoгo язык#: (стилистик# дeкoдиpoвaния): учє6. нocoбиe для студєитов нєд. ин-тoв нo cнeц. «HnoCTp. яз.». - M., 1990. - C. 48-49.

Бояджиев Г.Н. Литepaтypнaя Энциклoпeдия. T. 9. - 1935. URL: http:// feb-web. ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5991.htm.

Винокур Т.Г. Xapaктepиcтикa cтpyктypы диaлoгa в oцeнкe дpaмaтypгичe-craro нpoи звєдєния // Язык и cтиль ни caтeля в ли тepaтypнo-кpи ти ч^юм ana-ли зє xyдoжecтвeннoгo нpoи звєдєния. - Kh ши нєв, 1977. - C. 64.

Заболотняя М. «Чepный Уголь, Бел#я Mышь». B. Cнгapєв, ннтєpвью те-aтpaльнoмy фєcтнвaлю «Бaлтнйcкнй Дoм» oт 18.05.2009 URL: http://post. scriptum.ru/article/sigarev.

Пави П. Cлoвapь тєaтpa. - M., 1991. - C. 394-395.

Сахновский-Панкеев В.А. Дpaмa. Koнфликт. Koмнoзнцня. Cцeничecкaя жн знь. - Л., 1969. - C. 196.

Сигарев В. «Aгacфep», «Бoжьи кopoвкн вoзвpaщaютcя н# нєбo», «Пл#-cтнлнн», «Фaнтoмныє бoли ». URL: http://www.theatre-library.ru/authors/s/

sigarev_vasiliy.

© Boзмищeвa E.B., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.