Научная статья на тему 'Функции профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза'

Функции профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ФУНКЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY TEACHER'S PERSONALITY / FUNCTIONS OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова М. И.

В статье раскрыта функциональная природа профессионально-педагогической личностной самореализации преподавателя вуза, представлены качественные характеристики ее функций в профессионально-педагогическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of professional-pedagogical self-realization of university teacher's personality

In this article the functional nature of a university teacher's professional-pedagogical personal self-realization, qualitative characteristics of its functions in professional-pedagogical sphere are presented.

Текст научной работы на тему «Функции профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза»

Поступила в редакцию 11.01.2008 г.

Molotkova N.V., Simbirskikh E.S. Globalization processes as a leading condition of agrarian education modernization. In the article globalization processes as a leading external factor of designing of professional educa-

tion system in the agrarian sphere are analyzed. As a leading strategy of development of domestic system of agrarian education transition from reproductive to creative (noos-pherical) education is offered.

Key words: education, agrarian, competence, noos-phere, co-evolution, intelligence, culture.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

М.И. Ситникова

В статье раскрыта функциональная природа профессионально-педагогической личностной самореализации преподавателя вуза, представлены качественные характеристики ее функций в профессионально-педагогическом пространстве.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя вуза, функции самореализации.

Для определения границ существования профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза и получения возможности эффективного влияния на процесс ее совершенствования необходимо выявление ее функций как качественных характеристик, направленных на сохранение, поддержание и развитие самореализации как системы. Профессионально-педагогическая самореализация заметно проявляет себя в роли критерия качества жизни; способствует саморазвитию сущностных сил личности преподавателя; вносит свой вклад в поиск и обретение смысла его собственной жизни; предоставляет преподавателю возможность принятия истинного смысла педагогической деятельности; обеспечивает своевременную идентичность его личности профессии, благодаря которой преподаватель становится персонифицированным носителем ценностей профессионально-педагогической культуры; создает оптимальное пропорциональное соотношение между традицией и инновацией в педагогической деятельности преподавателя. Раскрытие функциональной природы профессионально-педагогической самореализации через анализ и обобщение разнопредметных представлений о ней и уточнение ее социокультурных функций является, с нашей точки зрения, достаточным основанием для конкретизации этих функций в профессионально-педагогическом пространстве: про-

дуцирующей, развивающей, смыслообразующей, идентификационной, стабилизирующей.

Продуцирующая функция. Проявление тенденции к рассмотрению самореализации личности в роли критерия качества жизни [1] позволило нам определить функцию профессионально-педагогической самореализации личности вузовского преподавателя как продуцирующую. Продуцирующая функция профессионально-педагогической самореализации обеспечивает ее проявление как ценности (Н.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А. Маслоу, М.А. Недашковская, Г. Олпорт,

A. А. Реан, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.); как условия и гарантии свободы личности (З.А. Абдуллина, В.Л. Иноземцев,

B.И. Муляр, Г.К. Чернявская, В.С. Швырев, Л.Г. Щитова, Э. Фромм и др.); как базовой потребности (З.А. Абдуллина, Е.И. Горячева, А.Г. Маслоу, В.Н. Наумчик, М.А. Недашковская, П.Н. Пестеров, К. Роджерс, В.В. Сериков, Э. Фромм, Г.К. Чернявская и др.); как непрерывного динамичного процесса развития и совершенствования личности (М.А. Бабицкая, Н.Р. Битянова, Е. И. Горячева, А. Мас-лоу, В.И. Муляр, М.А. Недашковская, К. Юнг, Э. Фромм и др.); как гармонии и единства всех элементов личности (Б.Г. Ананьев, Г. Олпорт, Н.В. Рябоконь, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.); как фактора психического здоровья и

долголетия (А. Маслоу, А. Менегетти, А.Б. Орлова, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.).

Весьма важная роль продуцирующей функции в контексте профессиональнопедагогической самореализации личности преподавателя отводится в условиях становления и развития систем качества в вузах России. Общим вектором их развития является переориентация с понятия «квалификация» на гипотетическое понятие «компетенция», связанное с быстрым темпом изменений на рынке труда и в организации труда. Поэтому в связи с переходом России к реализации стратегии обучения в течение всей жизни, а также инвариантных ценностных установок и закономерностей, обусловливающих современные процессы развития профессионального образования в рамках европейской интеграции, в состоянии непрерывного продуцирования находятся такие внутренние ресурсы вузовского преподавателя, как профессиональная компетентность, профессиональная мобильность, педагогическое мастерство, необходимые для обеспечения качества подготовки специалистов в вузе.

Развивающая функция. Взаимообусловленность и двуединство процессов самореализации и саморазвития [2] позволяют констатировать, что профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя выполняет одну из важнейших своих функций - развивающую функцию. В процессе реализации актуализированных возможностей и ресурсов развития Я-профес-сионального личности преподавателя они как бы уменьшаются, т. е. «исчерпываются», что свидетельствует о продуктивной динамике самореализации.

С точки зрения герменевтического подхода на основании интерпретации идей герменевтического круга и герменевтической дуги мы пришли к мысли о том, что: 1) профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя есть движение по кругу, от целого к части, от части к целому, т. е. во взаимодействии с саморазвитием она представляет собой циклический процесс. Самореализация личности преподавателя высшей школы в педагогической деятельности - это часть всего его жизнетворче-ства. Идея круга предполагает, что преподавателю необходимо прогнозировать степень продуктивности профессионально-педагоги-

ческой самореализации своей личности; 2) самореализация личности преподавателя в педагогической деятельности осуществляется по так называемой дуге, имеющей точку отсчета, соответствующую реальному времени и состоянию профессионально-педагогического потенциала преподавателя. Результатом самореализации являются: ее продуктивность на уровне всех участвующих в ней субъектов образовательного пространства (как преподавателя, так и обучающихся); расширение ресурсного потенциала всех субъектов самореализации. Таким образом, единство самореализации и саморазвития вытекает из их взаимосвязи и взаимообусловленности: если субъект своей целью ставит саморазвитие, то самореализация выступает как средство, если же целью ставит самореализацию, то в качестве средства выступает саморазвитие.

Смыслообразующая функция. Важная роль отводится образованию личностного смысла «Я» преподавателя. Причем берется во внимание не только осознание личностью ее собственных качеств, черт и ценностей, но и выработка отношения к себе. Самоотноше-ние личности, по мнению В. В.Столина, рождается процессом, в котором собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются преподавателем по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации [3]. Смыслообразующая функция вносит свой вклад в становление как профессиональной, так и целостной самореализации личности преподавателя высшей школы, обеспечивая его нормальную, полноценную жизнедеятельность, и позволяет вести речь об основной цели личности - смысле ее жизни как максимально возможном личностном самоосуществлении, раскрытии индивидуальности.

Профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя вуза выступает частью содержания смысла ее жизни и средством реализации. Если же и самореализация, и смысл жизни представляют собой целостность в плане цели или средства, то их содержание совпадает и преподаватель обретает смысл жизни лишь через адекватную своим возможностям самореализацию. Иными словами, возвышенная самореализация по содержанию может стать одной из составляющих только соответствующего

смысла жизни. И наоборот, иллюзорные формы самореализации личности не позволят ей добиться социально значимых замыслов: преподаватель может реализовать себя, не обретя смысл жизни (как самостоятельно сформулированный адекватно своей сущности); он может воплотить свой жизненный смысл вне осознанной реализации собственных сущностных сил.

Вместе с тем процесс самореализации осложняется социальными изменениями. Самореализующийся преподаватель постоянно находится в ситуации выбора, происходит ориентировка его личности в системе ценностей, созданных и наработанных человечеством в пространстве профессиональнопедагогической культуры. Ориентация в этих ценностях представляется одной из наиболее существенных проблем, поскольку непосредственно смыкается с ограниченными возможностями каждого преподавателя. Выбор ценностей современным преподавателем происходит в неустойчивой социальной ситуации, в условиях неопределенности, сложностей смыслового целеполагания. Вследствие этого снижается субъективная ценность самовыражения, возможность самореализации. «Мы живем в обществе изобилия, средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции. Если мы не хотим утонуть в этом потоке... то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет» [4].

Идентификационная функция. Особо важное место в сложившейся ситуации профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя высшей школы занимает проблема «идентичности», суть которой заключается в соответствии нового и изменяющегося образа общества и мира тому образу, который преподаватель выстроил в своем сознании. Идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания [4-6]. Преподаватель на протяжении многих лет педагогической деятельности определялся с ценностными ориентациями, в своем сознании выстраивал образ профессионального мира. Однако в условиях построения новой ментальной модели общества сознание преподавателя оказалось неадекватным современным представлениям об окружающем мире, что привело к необхо-

димости выстраивания в его сознании нового и изменяющегося образа общества и мира в контексте профессионально-педагогической деятельности. Чего же ждут от преподавателя в этом плане, и что происходит с ним самим в столь активно изменяющихся условиях?

В связи с модернизацией системы высшего образования требует активного обновления профессионально-педагогическая

культура как в ценностном (профессиональный образ мира), так и в технологическом и в личностно-творческом аспектах. Основная роль отводится идентификационной функции профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза. Перед ним встает задача идентификации самого себя как субъекта сознания, общения и действия, выделения себя из окружающего мира и противопоставления себя ему, критического отношения к актам собственного сознания. При этом принципиальную значимость имеет ориентация преподавателя вуза не на эмпирическое совершенствование отдельных качеств своей педагогической деятельности, а на концептуальное видение социальновостребованной сегодня и в перспективе ее модели. Таким образом, идентификационная функция обеспечивает идентичность личности преподавателя своей профессии, благодаря которой она становится персонифицированным носителем ценностей профессионально-педагогической культуры [7].

Стабилизирующая функция создает оптимальное пропорциональное соотношение между традицией и инновацией в педагогической деятельности преподавателя, ведущими между собой постоянный диалог, благодаря которому становятся возможными творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных, художественных и научных традиций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития. Непрерывность традиций - залог поступательного движения профессионально-педагогической культуры. Педагогическое творчество, благодаря своему диалогическому единству с традициями, выполняет стабилизирующую функцию. В соответствии с нею преподаватель выстраивает проблемно выраженное поле, на котором может развертываться дальнейший процесс

профессионально-педагогической самореализации его личности. Данная функция рождает также «эффект расширения», при котором любая инновация в содержании самореализации начинает распространяться в разных направлениях, создавая при этом и новые пространственно-временные конфигурации. Речь может идти, например, о разработанной преподавателем новой образовательной технологии, которая после апробации, будучи признанной педагогическим сообществом, будет проникать в профессионально-педагогическую среду до тех пор, пока не потеряет свою актуальность или не будет заменена новой технологией.

Реализация стабилизирующей функции не завершается простым расширением и трансформированием. Ее реальным результатом, закрепляющим этот процесс, является конструирование (новых технологий, программ и т. д.), это не просто опредмечивание проектной функции, но и отбор наиболее оптимальных и целесообразных структур, в которых задана и функционирует целостность образовательного социума. Стабилизирующая функция направлена прежде всего на самопроизводство профессионально-педагогической культуры. Она развертывается в появлении новых методов и приемов обучения, новых технологий, содержания образования и т. д. В таком случае профессионально-педагогическая самореализация личности преподавателя предстает как игра между движением традиции и движением субъекта. При высоком уровне самореализации личности вузовского преподавателя в педагогической деятельности она становится более эффективной, успешной, продуктивной и продолжительной. Кроме того, преподаватель не только адекватнее приспосабливается к различным инновационным образовательным системам, но и сам активно участвует в их формировании, разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс вуза.

Выявленные функции, конечно, не исчерпывают всего спектра воздействия профессионально-педагогической самореализа-

ции личности преподавателя на ее становление, однако они вносят большой вклад в непрерывный обмен и взаимное обогащение сущностными силами между преподавателя-ми-коллегами, что заключает в себе объективный смысл самореализации. Как отмечает Д.А. Леонтьев, самореализоваться объективно удается не каждому, т. к. не каждый индивид способен развить в себе сущностные силы, «в чем-то превосходящие исторически накопленные родовые способности человечества и способные обогатить эти родовые способности» [6, с. 167].

1. Пасовец Ю.М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа: дис. ... канд. социол. наук. Курск, 2006. С. 70.

2. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. С. 154.

3. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самореализации личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1985.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

5. Мухина В. С. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1985. С. 4-7.

6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В .Г. Щур. М., 1997. С. 156-176.

7. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. М.; Белгород, 2002. С. 182.

Поступила в редакцию 21.01.2008 г.

Sitnikova M.I. Functions of professional-pedagogical self-realization of university teacher’s personality. In this article the functional nature of a university teacher’s professional-pedagogical personal self-realization, qualitative characteristics of its functions in professional-pedagogical sphere are presented.

Key words: professional-pedagogical self-realization of university teacher’s personality, functions of selfrealization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.