УДК 654.191
ББК 76.31
А 36
А.Б. Айрапетян
Функции монтажа на радио
(Рецензирована)
Аннотация:
Статья обращена к исследованию функций художественного монтажа в радиовещании. Автор разграничивает в функциональном отношении технический и художественный монтаж радиопередач и с помощью сопоставительного анализа новостных выпусков, подготовленных редакторами разных поколений ГТРК «Кубань», обнаруживает типичные средства художественного монтажа. Обнаруживается, что монтаж помимо связующей функции способен стать средством маркирования жанра, порождения дополнительной эмоционально-экспрессивной информации и креативного процесса в сознании слушателя.
Ключевые слова:
Монтаж, общий монтаж, информативную функцию, креативная функция, организация внутреннего единства, создание звукового образа, структурная форма, радиомонтажные средства, звуковая монтажная фраза.
Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому, естественно, использует прием монтажа. Монтаж в радиожурналистике является не только творческим процессом. Он обусловливает характер всего процесса, определяет создание структурных форм.
Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение, речевое поведение, так что монтаж можно понимать и воспринимать в широком смысле: программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня монтируются из отдельных элементов. Ярким примером является композиция программы новостей. Обычно в таком случае под операцией «сборки» понимается общий монтаж, где в значительно большей степени учитываются внешние связи компонентов целого. Сопоставительный анализ новостных выпусков, подготовленных редакторами разных поколений ГТРК «Кубань», позволяет выявить типичные для передач регионального вещания радиомонтажные средства. Среди них выделяются:
- реклама, которая часто служит средством отбивки или объединения блока. Основное отличие современных ведущих от дикторов старшего поколения состоит в мобильности использования рекламы. Ведущие, чей стиль формировался в советскую эпоху, вставляют рекламу в передачу, по необходимости определяя ей постоянное место. Дикторы новой формации осознанно используют рекламу как монтажное средство, помогающее разграничению разнородной информации;
- музыкальные (песенные) композиции также служат средством отбивки либо объединения информационного блока. Дикторы старой школы включают музыку (песню) только для отбивки внутри новостного блока или рубрики, современные ведущие, делая к музыкальной «вставке» авторскую подводку, используют музыку как средство интимизации эфира, создавая отдельный сюжет;
- музыкальная «подкладка», которая у старых вещателей выполняет функцию сопровождения (музыкального фона) или отбивки между сюжетами, а у новых - является способом введения в новый сюжет. Она становится музыкальной заставкой, заменяющей вербальную «подводку»;
- звуковой контраст (тихо/ громко). Диктор-ретро вводит такой контраст для разделения сюжетов, диктор стиля «модерн», напротив, применяет контраст для их
объединения, стремясь, чтобы каждая рубрика и автор воспроизводили свою звуковую стилистику;
- рубрикация. Старые мастера нередко пользуются скрытой рубрикацией, опирающейся на привычные для аудитории каноны информационных передач. Новые ведущие в дополнении к этому применяют эксплицированную рубрикацию новостной информации, то есть вводят названия рубрик и оригинальные музыкальные логотипы. Например, в новостных выпусках ГТРК «Кубань» встречается рубрика «Игра в классики», в которой ведущий рассказывает о композиторах- классиках. Музыкальным оформлением рубрики служит оригинальная композиция из произведений классической музыки;
- музыкально-тематический параллелизм, который служит негласным способом объединения информации в блоки. Для радиовещателей старого формата музыка лишь помогает усилению вербальной составляющей и тематической направленности передачи. Современные ведущие предпочитают к тому же музыкально подчеркивать свой речевой стиль;
- детерминизм тематики в определении места новостного сюжета. Старый мастер опирается на давно установленные пространственно-временные каноны информационных выпусков: сначала выходят политические новости, затем идут новости экономики, сельского хозяйства, культуры, спорта. Все завершает прогноз погоды. Новый ведущий допускает использование инверсий с учетом интересов слушателей (слабый тематический детерминизм). Например, прогноз погоды помещается в начале выпуска, так как известно, что именно в это время слушатели могут выходить из дома на работу.
Анализ приводит к выводу, что информационные выпуски наиболее прогрессивных редакторов обнаруживают оригинальные тенденции монтажа, обращенные к опыту шоу-программ, главным принципом организации которых выступает учет лимита времени и интересов аудитории.
Исследования позволяют предположить, что возможности монтажа в организации внутреннего единства разных жанров разноплановы и многообразны. Их спектр: от простейшей организации текста — освобождение от длиннот, неудачных фрагментов, технически бракованных записей — до создания звукового образа.
Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который, по определению А.А. Шереля, представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека» [1: 30].
Вопрос целесообразности использования того или иного звукового или текстового элемента в радиопередаче всегда является проблемой его концептуальной транскрипции, иначе говоря, он всегда обусловлен журналистской задачей.
В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими.
В информационном радиосообщении встречается монтаж в его самых простейших, но и самых значительных формах. Монтажная деятельность заключается в отборе фактов и их изложении, а также расположении материала в структуре программы, ее верстке. Монтаж подчинен функции жанра, его нацеленности на решение конкретной задачи, что предопределяет архитектонику жанра, внутренние связи и тем самым реализацию этой самой задачи
В отличие от телемонтажа, где монтажная фраза состоит из монтажных элементов и в завершенном виде представляет их чередование, на радио звуковая монтажная фраза всегда равнозначна завершенному сценарному эпизоду. Составляющие ее звуковые элементы могут самостоятельно нести сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности сформировать у слушателя полное представление о событии: такую функцию они способны выполнить лишь в сочетании друг с другом. Будучи же завершенной,
звуковая монтажная фраза вызывает у слушателя комплекс ассоциаций, позволяющих ему представить зрительно событие, о котором идет речь, смена ассоциаций тем самым означает для него переход к новому эпизоду действия. Таким образом, монтаж выполняет информативную функцию, способствуя созданию «скрытых смыслов» в радиовещании, и порождает дополнительные эмоции. Социально-психологическая установка аудитории стимулирует в данном случае необходимое для коммуникатора восприятие.
Так как монтаж является организующим началом, одним из ведущих средств выразительности, развиваясь, он создает предпосылки к дальнейшим поискам как новых образных структур, так и средств управления вниманием слушателя. Все это ведет к выработке определенных поведенческих стереотипов, пристрастий. Функциональное назначение монтажа заключается в совокупности технических приемов, при помощи которых не только соединяются два разрозненных звуковых фрагмента некоего действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего. Фрагменты должны быть записаны так, чтобы при сопоставлении они переходили друг в друга, а при противопоставлении раскрывали противоположный смысл события.
Монтаж помогает за внешним увидеть внутреннее, заставить слушателя взглянуть на происходящее событие своими глазами или глазами автора-персонажа. В связи с этим обнаруживается креативная функция монтажа: слушатель становится соавтором
творческой бригады в создании радиообраза. Один из самых распространенных способов, позволяющих реализовать эту функцию монтажа, становится прием открытого монтажного хода, когда авторское (неигровое) начало смело вторгается в художественную ткань (актерского, жестко сконструированного) произведения и становится живым комментарием игрового материала. Благодаря монтажу в эфире наравне с новым смыслом может возникать и «новое» время: настоящее на наших глазах становится прошлым, а будущее — сегодняшним и вечным одновременно. Монтаж не только соединяет в единое целое происходящее действие, но и организует его в пространстве и во времени, что придает действию порой вселенское звучание.
Функциональное назначение монтажа заключается в совокупности технических приемов, при помощи которых не только соединяются два разрозненных фрагмента некоего действия в единое целое, но и создается иллюзия достоверности происходящего. Именно она позволяет слушателю воспринимать образ действительности и характеры персонажей как реальность, верить в художественный вымысел, сопереживать героям и даже принимать участие в их судьбе.
Таким образом, монтаж выполняет функции в двух основных эпостасях:
- чисто технической, подчиненной технологическому процессу, завершающему производство радиопродукции;
- эстетической (т.е. монтаж — наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ художественного мышления и образного воплощения темы, идеи произведения).
Монтажное изложение материала, выразительность деления фрагментов, разнообразные приемы сочетания фрагментов органически связаны и подчинены идейным и творческим замыслам автора (журналиста). Умелое использование имеющегося звукового ряда делает радиоматериал более динамичным, придает многозначность художественным образам, отсюда возникает правдивое отображение происходящих событий и характеров людей, участвующих в событиях. При этом монтаж не только является средством соединения или противопоставление одного фрагмента другому, он помогает расставить нужные акценты и усиливает воздействие звуковых образов характеров.
Примечания:
1. Шерель А.А. Радио на рубеже веков: организационные и творческие тенденции развития. М., 2002.