УДК 001
ББК Ч 111
А.Е. Шинкаренко
г. Чита
Функции игрушки как феномена культуры
Работа посвящена изучению функций игрушки как феномена культуры. В статье анализируется игрушка в традиционной культуре как предмет игр, как предмет обучения и как сакральный оберег. Автор выявляет значение традиционной игрушки в современном мире, и рассматривает роль игрушки на разных этапах взросления ребенка. Статья содержит различные классификации в педагогическом, психологическом и культурологическом аспектах. В работе анализируются инкультурационные функции игрушки и характеризуется данный феномен культуры как не теряющий значения в настоящее время.
Ключевые слова: игрушка, игра, традиции, культура, опыт, социум, самоидентификация, сакральное значение, инкультурация.
A.E. Shinkarenko Chita
Functions of a toy as a cultural phenomenon
The article is devoted to the study of the functions of a toy as a cultural phenomenon. The article analyzes the toy as a game object, as an education object and as a sacral charm in the traditional culture. The author determines the traditional toy significance in the contemporary world and considers the role of the toy at different stages of the child's growing up. The article contains various classifications in pedagogical, psychological and culturological aspects. Incultural functions of the toy are analyzed and this cultural phenomenon is characterized as preserving its significance at the present moment.
Key words: toy, game, traditions, culture, experience, society, self-identification, sacral value, incultural.
Ребенок в современном мире посредством родителей окружен огромным количеством игрушек. Взрослые, приобретая игрушку, чаще всего не задумываются о глубине и степени ее влияния на ребенка. Хотя существуют многочисленные исследования философов, культурологов, психологов, свидетельствующие о том, что игрушка всегда была действенным средством приобщения к социуму и повсеместно ис-
пользовалась для самоидентификации ребенка.
Чтобы игрушка стала таким действенным средством, необходимо учитывать возраст ребенка, функции игрушки и ее культуру. Исходя из положения философа А.Н. Леонтьева о существовании ведущего вида деятельности в каждом периоде онтогенеза [см.: 2], рассмотрим взаимосвязь характера ведущей деятельности, особенностей игрушки и ее влияния на развитие ребенка. На наш взгляд приобщение к культуре своего народа, своей страны начинается с первых дней жизни ребенка, с ближайшего окружения малыша.
В первый год жизни ребенка происходит активное познание окружающего мира посредством всего арсенала ощущений. И до сих пор первой игрушкой ребенка являются традиционные погремушки и подвески различного вида. Затем добавляются мячи, неваляшки, куклы и т.д. что так же традиционно в воспитательной культуре, как и много веков назад. Естественно, что игрушка с течением времени видоизменялась, например, потерян обереговый смысл, но она все так же необходима ребенку. Уже в это время с помощью простейших игрушек ребенок познает мир, его правила и традиции.
В период раннего детства познание осуществляется посредством предметной деятельности. На наш взгляд в этом возрасте у ребенка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т.п.), которые изначально употреблялись как элемент передачи ребенку космогонических, нравственных, символических и мифологических знаний. Например, в русском и финно-угорском фольклоре рассматривается устройство Небесного мира. Моделью Небесного мира служила пирамида, состоящая традиционно из семи или девяти разноцветных колец, каждое из которых надевалось на центральную ось — «ось Мира».
В раннем возрасте у ребенка начинают зарождаться и другие виды деятельности, такие как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Именно в продуктивной деятельности ребенка традиционная культура игрушки не сужается, а, наоборот, раскрывается с новой силой. Ведь к традиционному материалу — мел, глина, веревочки, камешки — сегодня добавляется широкий спектр материалов для детского творчества. Вместе с этим предрасположенность к творчеству и желание самореализации, по нашему мнению, открывают для ребенка один из способов самоидентификации. Содержание начальных игр очень простое: ребенок кормит куклу или животное, укладывает их спать. В пе-
риод раннего детства у ребенка должна быть игрушечная мебель, посуда, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), и т.д. В том числе и куклы.
Было время, когда куклы спасали жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы — чучела, которых приносили в жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило... А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Ещё на Руси подсознательно чувствовали — чтобы стать хорошей матерью, нужно играть в куклы. Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям додумывать ее лицо и фантазировать. Куклы развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом и сегодня.
В дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Поэтому для творческой игры детей этих возрастных групп нужны такие игрушки, которые позволят им отобразить в игре содержание труда взрослых, общественных явлений, доступных их пониманию. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки еще в традиционном обществе, где игрушка служила элементом и функциональным инструментом приобретения ребенком определенных производственных навыков [см.: 6]. Мы считаем, что данное утверждение актуально и в современном мире, изменяется сама игрушка, а функция приобретения навыка остается. По нашему мнению, лук, мотыга или меч сегодня заменяются мобильным телефоном, стиральной машиной и автомобилем. То есть дети «играют» в те же игрушки, что и взрослые, на протяжении всей истории человечества. Они и в настоящее время помогают ребенку приобщиться к социуму.
У ребенка любой эпохи обязательно были и есть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. По нашему мнению, благодаря таким предметам ребенок не только сопоставляет себя с социумом, но и учится видоизменять некоторые общественные положения.
Из вышеизложенного мы делаем вывод, что роль игрушки в истории человечества мало изменяется, поскольку она связана с физиологией и психикой. И до сих пор огромна роль игрушки в культурном и социальном аспекте, как фундаментального и переходного элемента во взрослую жизнь.
Важное место, которое занимает игрушка в жизни ребенка, не могло остаться вне сферы пристального внимания ученых, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих различные обоснования.
Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А. Аркину. В ней он выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:
1) звуковые игрушки — трещотки, бубенцы, погремушки и т.д.;
2) двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.
3) образные игрушки — изображения животных и куклы;
4) веревочка, из которой делают различные фигуры [см.: 1].
В современной педагогике более подробной является классификация Е.А. Флериной:
— игрушки моторно-спортивные, способствующие развитию моторики и глазомера;
— игрушка сюжетная, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;
— творческая трудовая игрушка;
— техническая игрушка;
— настольные игры;
— веселая игрушка, воспитывающая чувство юмора;
— музыкальные игрушки;
— театральная игрушка [см.: 5].
Наиболее интересна классификация игрушки в психологии, разработанная В.С. Мухиной:
— игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители);
— игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки и др.) [см.: 3].
Особое внимание уделяется дидактическим, то есть обучающим, игрушкам, с помощью которых ребенок учится.
К этой группе относятся народные игрушки — мисочки-вкладыши, туески с разной мелочью, матрешки. Все эти игрушки, как уже отмечалось, за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид, но неизменной осталась их обучающая функция.
Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, с различными функциями:
— «прекрасные куклы». Среди них выделяются куклы для любования — в рост человека и средних размеров;
— характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, озорство и т.п.;
— куклы эмоциональной рефлексии изображают игрушку в разных эмоциональных состояниях (улыбка, печаль, удивление);
— этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [см.:3].
Игрушка как феномен культуры, поэтому игрушке присущи все соответствующие функции феномена культуры. Соответственно, по функциям игрушки можно предложить следующую культурологическую классификацию:
— гуманистическая, или человекотворческая, функция присуща игрушке, так как она несомненно влияет на культуру личности. Исходя из культурных потребностей социума, появляется та или иная игрушка, которая, включается в процесс воспитания с целью что-то дать ребенку;
— защитная функция обуславливает смысл игрушек — подготовить, а значит уберечь, приспособить ребенка к жизни. С детства игрушки-прототипы, сюжетные игрушки учат его защищаться от холода, врагов и т.д.;
— культурная функция регулятора общественной жизни и способа социализации личности выполняется через обычаи, нравы, законы и образование; проявляется в игрушке путем следования традициям в народной игрушке, воспитанием играть по правилам и по честному. У ребенка в процессе игры происходит становление морали;
— выполняет функцию социальной памяти, или исторической преемственности (коммуникативную). Народная игрушка является носителем социальной памяти, а все прочие игрушки являются или традиционными, или созданными на основе традиционных. Даже в такой игрушке, как кукла Барби, просматривается прообраз традиционной куклы;
— креативная, или созидательная, функция проявляется в нескольких аспектах игрушки. Дидактические и развивающие игры направлены на развитие творческой стороны ребенка. Игрушка может быть и сама по себе креативной, то есть побуждать ребенка к процессу созидания (из песка построить дом, из листа сделать оригами, палка становится шпагой или послушным скакуном);
— ценностно-ориентационная или аксиологическая функция сводится преимущественно к оценке и переоценке ценностей. Ценность игрушки на протяжении истории постоянно
менялась, что позволяло ей развиваться и видоизменяться;
— гносеологическая, или познавательная, функция определяет пути и формы развития игрушки, исходя из потребностей ребенка, возможностей и желаний родителей;
— сигнификативная, или знаковая, функция всегда присутствует в игрушке [см.: 4].
Таким образом, на наш взгляд, традиционная игрушка, как феномен культуры, играет важную роль в процессе аккультурации и социализации личности. Данный процесс начинается с рождения ребенка и сопровождает его в дальнейшем. И здесь характерно, что для определенного возраста необходимо наличие определенных игрушек. Причем большинство современных, полезных, то есть обучающих или развивающих, игрушек являются носителями традиционной культуры. Конечно, игрушка с течением времени видоизменялась, например потеряла сакральный смысл, но традиционная воспитательная культура игрушки огромна, как и много веков назад.
У современного ребенка, благодаря изобилию дидактических игр, намного больше возможностей раскрыть свой внутренний потенциал. Вместе с этим предрасположенность к творчеству и желание самореализации открывают для ребенка один из способов самоидентификации.
В былое время на Руси к игрушкам относились очень серьезно, так как посредством игр растили кормильца, хозяйку, мать, работника и т.д. В современной России из детей так же вырастают работники, хозяйки, родители, но отношение к игре и сама игрушка стали другими. Изменяется сама игрушка, а функция приобретения навыка остается. Игрушка открывает ребенку тайны социума. Сама роль игрушки в истории человечества мало изменяется, поскольку она связана с физиологией и психикой. Огромна роль игрушки в культурном и социальном аспекте, как фундаментального и переходного элемента во взрослую жизнь. Поэтому, на наш взгляд, просто необходимо исследовать игрушку как предмет социализации и инкультурации ребенка. Тем более, что в данном направлении игрушка мало изучалась. Мы в данной статье сделали попытку обобщить изученный опыт с различных точек зрения. Также мы предлагаем вам свою классификацию игрушки, основанную на особенностях функции культуры.
Библиографический список
1. Аркин Е.А. Ребенок от года до четырех лет. Л.: Учпедгиз, 1931. 196 с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
3. Мухина В.С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование, 1997. № 5. С. 28 - 33.
4. Соловьев В.М. Культурология: учебн. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2006. 364 с.
5. Флерина Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1973. 44 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Вла-дос, 1999. 360 с.