Научная статья на тему 'Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов'

Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4827
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / ФУНКЦИИ ГРАНИЦЫ / BORDER REGIONS / CROSS-BORDER REGIONS / STATE BORDER / THE BORDER FUNCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осмоловская Лидия Геннадьевна

Граница как пространственный и социально-культурный феномен длительное время служит объектом исследования для ученых. Убеди-тельное подтверждение данного тезиса наличие обособленной науки о 45границах лимологии (лат. limes граница). Для географическихнаук граница также традиционный объект изучения, при этом в большей степени исследуется не сама граница, а ее влияние на географические объекты (приграничные регионы) и функции, которыми она обладает. Представлен анализ существующих научных подходов к определению функций границы, а также предложена авторская типология приграничных регионов, исходя из сочетания барьерной и контактной функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Border functions as a factor of development of border regionsand the formation of cross-border regions

The border as a spatial and socio-cultural phenomenon has been an immediate subject of study for a long time. A convincing reason supporting this statement is the existence of an independent branch of science on borders, "limology" (Latin: limes Border). For the geographical sciences border is also a traditional subject of study, where the interest focuses on its impact on the geographical objects (border regions) and the functions possessed by the border rather than the border itself. The article presents the analysis of existing scientific approaches to determining border functions. It also proposes the author's own typology of the border regions, based on a combination of the barrier and contact functions of the border.

Текст научной работы на тему «Функции границы как фактор развития приграничных регионов и формирования трансграничных регионов»

УДК 911.9

Л. Г. Осмоловская

ФУНКЦИИ ГРАНИЦЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ

Граница как пространственный и социально-культурный феномен длительное время служит объектом исследования для ученых. Убедительное подтверждение данного тезиса - наличие обособленной науки о границах - лимологии (лат. limes - граница). Для географических наук граница - также традиционный объект изучения, при этом в большей степени исследуется не сама граница, а ее влияние на географические объекты (приграничные регионы) и функции, которыми она обладает. Представлен анализ существующих научных подходов к определению функций границы, а также предложена авторская типология приграничных регионов, исходя из сочетания барьерной и контактной функций.

The border as a spatial and socio-cultural phenomenon has been an immediate subject of study for a long time. A convincing reason supporting this statement is the existence of an independent branch of science on borders, "limology" (Latin: limes - Border). For the geographical sciences border is also a traditional subject of study, where the interest focuses on its impact on the geographical objects (border regions) and the functions possessed by the border rather than the border itself. The article presents the analysis of existing scientific approaches to determining border functions. It also proposes the author's own typology of the border regions, based on a combination of the barrier and contact functions of the border.

Ключевые слова: приграничные регионы, трансграничные регионы, государственная граница, функции границы.

Key words: border regions, cross-border regions, the state border, the border function.

45

Отличительная особенность географического подхода к изучению границ (как и в отношении к другим объектам исследования) — необходимая привязка объекта исследования к географическому пространству — территории, именно поэтому целесообразно в качестве объекта исследования географической науки использовать термин «географическая граница». «Географическая граница» — понятие столь же многогранное, как и «граница». По мнению П. Я. Бакланова, в целом выделяется два типа географических границ: природные и установленные человеком. Природные географические границы — это, например, границы между сушей и морем (полоса в пределах суточных приливов, между равнинными территориями и горными), между отдельными природными зонами, ландшафтами и др. Во всех случаях существуют не разделительные линии, а некоторые переходные зоны, пояса, полосы, которые даже не всегда удается однозначно выделить на местности.

© Осмоловская Л. Г., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.

Сер. : Естественные и медицинские науки. № 1. С. 45 - 54.

Для целей управления выделяется большое многообразие географических границ, устанавливаемых человеком: нормативные (медицинские, климатические, сейсмические, социально- экономические и т. д.), экономические (районы, морские зоны, рыночные и торговые зоны и др.), культурно-этнические, государственные [1]. При этом в общественной географии понятие «приграничный регион» практически всегда используется применительно к государственной границе. В иных случаях или используется другой термин (например, территории, расположенные на границе между сушей и морем, называют прибрежными или приморскими), или конкретизируется понятие «приграничного регио-

_ на» (например, «приграничный культурный регион», «приграничный

46 экономический регион» и пр.).

Потенциал взаимодействия и реальный уровень сотрудничества приграничного региона с сопредельной территорией, наравне с внутренними условиями самого приграничного региона, определяется также и функциональной ролью государственной границы. Л. Б. Вар-домский и Н. С. Мироненко выделяют три базовые функции границы: контактная (связующая), фильтрующая (например, у таможенной границы) и барьерная (затрудняющая связи) [3, с. 40]. Аналогичный подход можно встретить и у авторов учебника «Регион: экономика, политика, управление», где в качестве основных функций предлагают выделять дезинтеграционную (барьерную), смешанную (контрольную, фильтрующую) и интеграционную (коммуникативную, инновационную, контактную, информационную) [7]. В. Е. Шувалов предлагает две базовые функции границы: барьерную и контактную, а фильтрующую рассматривает в качестве одной из форм проявления барьерной функции. «Функцию границы ослаблять или прекращать взаимодействие между географическими объектами (районами) называют барьерной, способствовать такому взаимодействию — контактной» [8, с. 48]. Барьерная функция границы может проявляться через ограничение: 1) появления потоков между районами; 2) их функционирования. В первом случае барьерная функция сводится к функциям отражения (отталкивания), фильтрования потоков и препятствия для потоков, пересекающих границу. Во втором — к затратам на пересечение границы. Отражающая функция проявляется в создании неблагоприятных условий для распространения какого-либо явления или процесса в приграничной полосе. Фильтрующая — в избирательной пропускной способности (пропускают потоки одного вида и препятствуют прохождению потоков другого вида). Препятствующая функция проявляется в случае, если граница совпадает с каким-либо существенным физическим или экологическим барьером, для преодоления которого необходим определенный запас потенциальной энергии [11, с. 40].

П. Ретвелд, анализируя барьерную функцию государственных границ Нидерландов, дал графическое отображение влияния данной функции на интенсивность пространственного взаимодействия (рис. 1), а также, обобщив опыт других исследователей [13; 14; 16], сформулировал пять главных причин появления (или проявления) барьерной функции (табл.).

47

Рис. 1. Влияние барьерной функции границы на интенсивность пространственного сотрудничества (сотрудничество в пространстве) [17]

Причины возникновения барьерной функции границы

Причина Краткое описание

Внутреннее преимущество (предпочтения) Если в стране (регионе) созданы внутренние условия, при которых производители внутренние связи предпочитают внешним (международным), а потребители выбирают продукцию внутреннего производства, а не внешнего, это становится причиной возникновения барьерной функции границы

Регулирование со стороны государственного сектора Государственный сектор может создавать ограничения на трансграничную торговлю и транспорт, становясь тем самым причиной возникновения барьерной функции границы. Такие ограничения могут касаться импортных пошлин, системы квот для международной торговли, уровня налогообложения, наличия визовых требований и т. д. Для хозяйствующих субъектов, участвующих в приграничном взаимодействии, ограничения выражаются как во временных, так и в денежных издержках

Институциональные различия между приграничными территориями Институциональные различия между сопредельными странами могут создавать барьерный эффект границы. Эти различия касаются, например, рынка труда, социального сектора, системы образования, системы стандартизации и сертификации товаров и услуг и пр. П. Ретвелд приводит в качестве образца Великобританию и остальные страны ЕС, где из-за различий в системе движения по автомобильным дорогам, крупные автоконцерны вынуждены изменять дизайн своих автомобилей при продвижении на автомобильный рынок Великобритании (или наоборот), что могут позволить себе только крупные автопроизводители вследствие дополнительных издержек

Окончание табл.

48

Причина Краткое описание

Информационный вакуум Барьерная функция границы возникает, когда существует информационный вакуум в отношении зарубежной территории (государства). В стране отсутствуют возможности получения информации о приграничных территориях на национальном языке. Информационные границы — всегда следствие наличия иных барьеров, перечисленных выше в данной таблице [12]

Повышенные издержки на услуги транспорта и связи Международные транспортные перевозки и по времени, и по стоимости практически всегда превосходят аналогичные виды перевозок внутри страны. Если затраты на перевозки товара через границу превышают допустимые пределы (становятся экономически невыгодными), интенсивность таких перевозок резко падает, становясь, таким образом, причиной возникновения барьерной функции границы. Повышенные транспортные издержки могут быть связаны с регулированием со стороны государственного сектора (создание искусственных барьеров), институциональными различиями приграничных территорий, неэффективной работой пунктов пропуска, несогласованностью транспортных организаций и пр.

Составлено автором на основе: [17].

Схожую с идеями П. Ретвелда трактовку понятия барьерной функции границы можно встретить в учебнике «Регионоведение» В. А. Дергачева и Л. Б. Вардомского. «Обособляясь от внешнего мира границами, государство посредством таможенных, визовых, валютных и миграционных барьеров защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Защитную функцию также выполняют: 1) национальные правила и условия ведения бизнеса; 2) экспортные пошлины на некоторые стратегические товары; 3) ограничения в определенных сферах экономики для нерезидентов; 4) условия привлечения иностранной рабочей силы; 5) более высокие, чем для внутренних перевозок, транспортные тарифы для международных перевозок; 6) ограничения для иностранных перевозчиков на национальных транспортных сетях и др.» [4, с 112].

Контактность границы — результат снижения, минимизации барьерной функции, которая выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, капиталов, услуг.

Контактность границ обусловлена:

1) степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами;

2) уровнем гармонизации или унификации национальной правовой системы с правовыми принципами международных организаций и правовыми системами соседних стран и стран — основных экономических партнеров;

3) развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (международные соглашения, торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и другие структуры по содействию, развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.);

4) уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.) [4, с. 113].

Уровень контактности границы зависит от уровня социально-экономического развития стран-партнеров, их культурной близости, схожести национальных экономических и правовых систем, взаимной близости и соседства [2].

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором совмещаются элементы либеральной и протекционистской политики. Контактная и барьерная функции сочетаются практически в любой границе любого государства или региона мира (граница, выполняющая только контактную функцию, по сути, уже не может называться границей; точно также представить себе границу только с барьерной функцией — значит, представить себе непроницаемую стену между двумя государствами). При этом совершенно очевидно, что барьерная и контактная функции границы являются, по выражению В. А. Дергачева и Л. Б. Вардомского, «оппозитными функциями» [4, с 114]. Усиление одной из них может происходить только за счет ослабления другой. Укрепление защитных функций может наносить ущерб экономическому сотрудничеству и развитию национальной экономики. В то же время чрезмерная контактность несет в себе угрозы для национальной безопасности. Таким образом, поиск оптимального баланса (как для страны в целом, так и для приграничного региона в частности) между контактной и барьерной функциями каждого конкретного участка границы — одна из важнейших задач для государства в сфере развития международных отношений и для региона в контексте максимально эффективного развития приграничного и трансграничного сотрудничества.

Рассматривая вопрос соотношения барьерной и контактной функций границы и роли, которую они играют в развитии приграничных отношений между сопредельными регионами, обязательно нужно отметить две работы зарубежных исследователей, посвященных данной теме.

Первая работа — «Люди пограничья» — была опубликована в 1994 г. О. Мартинесом [15]. В ней, проанализировав американо-мексиканскую границу, автор выделил следующие типы приграничных территорий в зависимости от характера государственной границы:

49

— отчужденные приграничные регионы — подразумевают наличие четкого рубежа между двумя странами. Напряженность здесь высокая, граница либо закрыта, либо малопроницаема. Территории почти или совсем между собой не взаимодействуют;

— сосуществующие и независимые приграничные территории — это переходная фаза от отчужденности к интеграции. Открытие границы может происходить как спонтанно, так и последовательно. Ослабление напряженности ведет к повышению стабильности и усилению взаимодействия, основанного, как правило, на экономической и социальной взаимодополняемости. Оперативный радиус приграничного взаимодействия расширяется и затрагивает регионы, расположенные на значительном удалении от границ;

— интеграционные приграничные регионы — им присущи тесное сотрудничество и высокая стабильность. Национальные экономики имеют тесную функциональную связь, движение людей и товаров через границу ничем не ограничено. Эта стадия идеальна для процесса интеграции, имеющего место в Европе, результатом которого становится строительство «общеевропейского дома» [15, с 7].

В 1997 г. в рамках 37-го Европейского конгресса Европейской ассоциации региональной науки публикуется работа Б. Ван дер Вельда и Р. Мартина «Так много регионов, так много границ». В ней авторы, опираясь в том числе на разработки О. Мартинеса, предложили собственную типологию приграничных регионов, также основанную на степени интенсивности приграничных связей и характере границы. Ими было предложено четыре типа приграничных регионов:

1) отчужденные приграничные регионы: приграничные связи отсутствуют в силу военных действий, политических диспутов, сильных националистских тенденций, идеологической или религиозной вражды, культурных различий или этнического соперничества;

2) сосуществующие приграничные регионы: характеризуются некоторой степенью экономического и культурного взаимодействия;

3) взаимозависимые приграничные регионы: полное взаимодействие в экономической, общественной и культурной сферах, насколько это возможно в условиях функционирующей границы;

4) интегрированные приграничные регионы: высшая степень интеграции, свободное движение людей, товаров, денежных потоков и идей [18].

Данные типологии заняли центральное место в зарубежных, а позже и отечественных исследованиях, посвященных проблематике приграничного сотрудничества (в своих работах ссылаются, например, В. С. Корнеевец [6], Т. Н. Чекалина [10], Д. Г. Емченко [5], В. И. Суржикова [9]). Эта типология, на наш взгляд, нуждается в актуализации и адаптации в условиях современного развития мировых процессов, усиливающейся глобализации и регионализации. Целесообразно предложить авторскую теоретическую типологию приграничных регионов, в основу которой заложены представления о различном соотношении барьерной и контактной функций (рис. 2).

51

Рис. 2. Типы приграничных регионов, различающиеся соотношением барьерной и контактной функций границы

На рисунке 2 представлены различные типы приграничных регионов, определенных исходя из изменения соотношения между барьерной и контактной функциями границы. Выделяется пять типов приграничных регионов.

1. Изолированные (отчужденные) приграничные регионы. Тип приграничных регионов, государственная граница между которыми абсолютно непроницаема для каких-либо формальных или неформальных контактов (контактная функция отсутствует полностью, граница выполняет исключительно барьерную функцию). На наш взгляд, встретить такой тип границы, а соответственно, и такой тип регионов в реальной практике нельзя. Даже в условиях войны между государствами приграничные регионы в современном мире контактируют на уровне отдельных локальных групп (зачастую такой контакт может быть неформальным или даже незаконным) либо на уровне локального информационного или гуманитарного обмена.

2. Локально взаимодействующие приграничные регионы. Тип приграничных регионов, разделяемых государственной границей с преобладающей барьерной функцией, но уже имеющей и контактную функцию. Данный тип приграничных регионов совпадает с типом «сосуществующих приграничных регионов» (по типологии Б. Ван дер Вельда и Р. Мартина). Контакты через границу существуют, в большей степени социального характера, экономические контакты не упорядочены, фрагментарны. Активно развиваются личностные контакты (между конкретными людьми и социальными группами).

52

3. Активно взаимодействующие приграничные регионы. Тип приграничных регионов, где в равной степени сочетаются контактная и барьерная функции. По сути, наблюдается оптимальное для государства соотношение. Приграничное сотрудничество активно развито во всех сферах (экономической, общественной, культурной, природоохранной и др.). При этом барьерная функция обеспечивает фильтрацию приграничных потоков и защиту внутренней территории от негативных эффектов.

4. Взаимозависимые (кооперационные) приграничные регионы. Тип приграничных регионов с преобладающей контактной функцией границы, в то время как роль барьерной функции минимизирована. Приграничные регионы не просто взаимодействуют между собой в экономической, социальной, культурной и иных сферах, между регионами созданы тесные интеграционные и кооперационные сетевые структуры. В данном случае развитие приграничного региона одного государства неотрывно связано с развитием сопредельного региона. Это приводит к необходимости выработки совместных решений стратегического и территориального планирования, а само развитие строится на необходимости достижения баланса интересов приграничных регионов.

5. Открытые (безбарьерные) приграничные регионы. Тип приграничных регионов, где присутствие границы номинально, так как барьерная функция отсутствует, а значит, по сути, отсутствует и сама граница. Как и первый тип приграничного региона (изолированные регионы), такой тип, на наш взгляд, не может быть реализован на практике в условиях современного мира. Как показывают события 2015 — 2016 гг., даже внутренние границы Европейского союза, до этого времени многими считавшиеся образцом отрытых границ, выполняли и продолжают выполнять определенную часть барьерных функций, усилившуюся в связи с миграционным кризисом.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что установление того или иного соотношения между контактной и барьерной функциями на конкретном участке государственной границы — в полной мере прерогатива политики государства. Исходя из национальных интересов в области эффективного развития территории и одновременно необходимости обеспечения безопасности и сохранности граждан и национальной территории, страна принимает решение о характере государственной границы. На специфику работы установленных границ в полной мере влияет характер двухсторонних отношений государств. Если между странами налажены добрососедские отношения или же два государства проводят активную интеграционную политику, результатом которой становится формирование наднациональной структуры (экономического, военного, культурного и иного характера), то соответствующие барьерные функции могут быть перенесены на внешние границы такого образования, а баланс государственной границы между этими странами может сместиться в сторону контактности. В равной степени в сферу компетенций государства относится и ужесточение барьерных функций в случае необходимости.

Установленное соотношение между контактной и барьерной функциями для приграничных регионов, по сути, является контекстом, в котором происходит развитие приграничных связей между сопредельными территориями. Но при этом сами приграничные регионы не могут напрямую изменять баланс государственной границы, а могут лишь инициировать вопрос о пересмотре этих функций, исходя из собственных интересов с обязательным учетом интересов государства.

Баланс между контактной и барьерной функциями — важный, но далеко не единственный фактор, влияющий на характер и интенсивность приграничных связей между сопредельными регионами. В полной мере на них оказывают воздействие и уровень социально-экономического развития регионов, степень близости моделей социально-экономического развития, структура региональной экономики, культурные, языковые, демографические, расселенческие, экологические и иные факторы. Основываясь на многих условиях, приграничные регионы самостоятельно развивают сотрудничество с сопредельным регионом, которое может в определенных условиях перерасти из приграничного в трансграничное сотрудничество, в результате чего на территории сопредельных приграничных регионов может формироваться особый тип территориальных социально-экономических систем — трансграничный регион.

Список литературы

53

1. Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток, 2008.

2. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новь« границ России I под ред. Л. Б. Вардомского и С. В. Голунова. M. ; Волгоград, 2002.

3. Вардомский Л. Б., Мироненко Н. С. К проблеме изучения границ экономи-ко-географичеcкиx систем. Географические границы | под ред. Б. Б. Родомана и Б. M. Эккеля. M., 1982. С. 40.

4. Дергачёв В. А. Вардомский Л. Б. Регионоведение. M., 2011.

5. Емченко Д. Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен: дальневосточная модель : автореф. дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2011.

6. Корнеевец В. С. Mеждународная регионализация на Балтике. СПб., 2010.

7. Митрофанова И. В., Иванов Н. П., Митрофанова И. А. Регион: экономика, политика, управление : учебник. M., 2014.

8. Социально-экономическая география: понятия и термины : словарь-справочник I отв. ред. А. П. Горкин. Смоленск, 2013.

9. Суржиков В. И. Экономико-географические особенности приграничного положения субъектов Дальнего Востока. URL: www.vvsu.ru|files|7C3FF243-4780-458D-B684-439A687D50C5.pdf (дата обращения: 29.01.2016).

10. Чекалина Т.Н. Развитие и пространственная дифференциация трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Калининград, 2007.

11. Шувалов В. Е. Географическая граница как фактор районообразования. Географические границы | под ред. Б. Б. Родомана и Б. M. Эккеля. M., 1982.

12. Cappelin R., Batey P. Regional Networks, Border Regions and European Integration. Pion ; L., 1993.

13. Helliwell J. F. Do national borders matter for Quebec's trade? // Canadian Journal of Economics. 1994. Vol. 29, no. 4. P. 509-522.

14. binders G.J.M. Intangible barriers to trade : PhD dissertation. Amsterdam, 2006.

15. Martinez O. J. Border People. Arizona, 1994.

16. Nijkamp P., Rietveld P. and Salomon I. Barriers in Spatial Interactions and Communications. A Conceptual Exploration // The Annals of Regional Science. 1990. Vol. 24. P. 237-252.

17. Rietveld P. Barrier Effects of Borders: Implications for Border-Crossing Infrastructures // EJTIR. 2012. № 12(2). P. 150-166.

18. Van der Velde В., Martin R. So many regions, so many borders. A behavioural _ approach in the analysis of border effects // Paper prepared for the 37th European

54 Congress of the European Regional Science Association, Rome, Italy, Aug. 26—29, 1997. Rome, 1997.

Об авторе

Лидия Геннадьевна Осмоловская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: LOsmolovskaya@kantiana.ru

About the author

Lidiya Osmolovskaya, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: losmolovskaya@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.