Научная статья на тему 'Функции эмотивной лексики в повести о Петре и Февронии'

Функции эмотивной лексики в повести о Петре и Февронии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
475
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / ДИАХРОНИЯ / ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / EMOTIVE VOCABULARY / LEXICAL SEMANTICS / DIACHRONY / CHARACTEROLOGICAL FUNCTION / FUNCTION OF TEXT PRODUCING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Евгения Геннадьевна, Акимова Эльвира Николаевна

Комплексный анализ эмотивной лексики, использованной в Повести о Петре и Февронии, позволил выявить особую значимость данных языковых единиц для понимания замысла автора; в качестве основных функций, реализуемых рассматриваемыми лексемами, определены характерологическая и текстообразующая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIVE VOCABULARY FUNCTIONS IN THE NOVELETTE ABOUT PETR AND FEVRONIYA

The article gives the analysis of emotive vocabulary usage in the text of Petr and Fevroniya novel. The attention is paid to the special importance of such vocabulary in the understanding of the author's meaning. The article also depicts the main functions of emotive vocabulary: to describe the character and to produce cohesion in the text.

Текст научной работы на тему «Функции эмотивной лексики в повести о Петре и Февронии»

© А.С. Свечникова, 2008-2009

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ФЕНОМЕН НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

А.С. Свечникова

Понятие «насилие» прочно вошло в сознание человека XXI века. Никто не будет отрицать тот факт, что это явление распространено и опасно, ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избивают родители, для многих подобное воспитание заканчивается гибелью. Любой из нас каждый день сталкивается с бесчисленными свидетельствами этого явления: угрозами, давлением и физической расправой. При многочисленных попытках исследовать механизмы этого процесса, разработать пути устранения его негативных последствий, утверждать, что ситуация улучшилась, не берется никто.

Все чаще можно услышать слова: «мой ребенок, что хочу - то и делаю». К чему это приводит не трудно догадаться. Насилие по отношению к детям, жестокое обращение с ними, сексуальная эксплуатация - все это на сегодняшний день острые социальные проблемы.

На данный момент в научной литературе нет единого определения «насилия над детьми в семье». Между авторами существуют разногласия о том, какие действия взрослого по отношению к ребенку следует рассматривать как насилие. Многие дети испытывают насилие и не считают это насилием, потому что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев к насилию относят лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью ребенка, то есть попадают под действие уголовного кодекса.

Насилие над детьми в семье характеризуется как причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лица-

ми, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка. Т.Я. Сафонова предлагает более широкое определение: «Под насилием над ребенком понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода». Некоторые авторы, например, Н.О. Зиновьева и Н.М. Михайлова, ограничивают насилие только действиями, наносящими ребенку психическую травму. Однако такой узкий подход встречается редко.

Наиболее подходящим определением насилия над детьми в семье является определение Д. Гила - «действия препятствующие достижению ребенком его физического или психологического потенциала».

Одна из важных особенностей семейного насилия заключается в том, что оно имеет системную основу, состоит из следующих друг за другом инцидентов и происходит с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. В результате подвергшийся насилию ребенок может получить психологический, социальный, экономический, сексуальный или физический вред и ущерб. Международное профессиональное сообщество включает в понятие насилия такие виды, как физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, медицинское. Они включают широкий диапазон различных действий.

Самый распространенный вид насилия -физическое насилие. Близкое определение физического насилия дают Н. О. Зиновьева иН.Ф. Михайлова: «Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

Ежегодно от зарегистрированных преступлений в Российской Федерации погибает около 2 982 детей, а 3 233 детям причиняется тяжкий вред здоровью. Однако существующие формы статистической отчетности не позволяют установить, сколько насильственных преступлений в отношении детей было совершено их родителями, а сколько - посторонними лицами. Единственным исключением является достаточно редкое преступление -убийство матерью новорожденного (ежегодно регистрируется 200-250 таких убийств).

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как они более раздражительны (от 39 до 68 % девочек и от 16 до 30 % мальчиков с нарушениями умственного развития могут стать жертвами любого вида насилия до того, как им исполнится 18 лет). Фактором риска для детей также является ранняя и длительная разлука с матерью сразу после рождения, при поступлении в детское учреждение, на лечение в стационар, то есть госпитализация и изоляция.

Основное значение для рассмотрения тех или иных действий родителей как физического насилия имеет их умышленный характер и причинение ребенку телесных повреждений. С помощью указанных критериев можно оценивать и наказания, применяемые родителями. Различие между физическим насилием и телесными наказаниями определяется социальными нормами. До недавнего прошлого считалось возможным «разумное» применение родителями телесных наказаний в дисциплинарных целях, если они не вызывали телесных повреждений. Однако в последнее время отношение к телесным наказаниям изменилось. В ряде стран Европы приняты законы, запрещающие родителям любое использование физического насилия по отношению

к детям. Однако в общественном сознании телесные наказания продолжают рассматриваться как неотъемлемое право родителей, до 90 % людей убеждены в оправданности использованных мер физического воздействия и считают, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения.

Дети легко уязвимы и зависят от родителей, эта зависимость и уязвимость тем больше, чем меньше возраст ребенка. Часто родители наносят детям телесные повреждения, когда теряют контроль над своим поведением, что может быть связано с бурными эмоциональными переживаниями или с алкогольным опьянением. Отмеченные обстоятельства обусловливают широкую распространенность физического насилия над детьми.

Несмотря на то, что случаи физического насилия имеют место во всех слоях общества, чаще они выявляются в семьях с низким доходом или находящихся в социальной изоляции. Низкий образовательный уровень родителей, занятие неквалифицированным трудом, отсутствие работы, наличие судимости за совершение преступления, связанного с применением насилия, существенно повышают риск физического насилия над ребенком. Еще одним значимым фактором риска физического насилия является многодетность. Значительно повышает риск физического насилия для ребенка применение родителями в прошлом насилия по отношению к его старшим братьям или сестрам. Среди других общесоциальных факторов, способствующих распространению насилия по отношению к детям, Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова выделяют следующие:

- постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;

- обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну затрудняет своевременное выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;

- отсутствие в Российской Федерации эффективной превентивной политики государства и необходимой сети специализи-

рованных учреждений для работы с неблагополучными семьями; при работе с такими семьями используется карательный подход (привлечение к уголовной или административной ответственности, лишение родительских прав), а не меры реабилитационного и профилактического характера;

- недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие четких критериев жестокого обращения с детьми;

- низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомленность детей о своих правах.

Физическое насилие часто сочетается

с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей, один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим среди детей, пострадавших от физического насилия, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения.

Психическое насилие выражается в воздействии на психику ребенка путем запугивания, угроз с целью сломить волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

К этому виду насилия относятся ложь, обман ребенка, постоянное невыполнение своих обещаний со стороны родителей (в результате чего он теряет доверие ко взрослому), а также предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям. Отвержение ребенка, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, негативное оценивание, акцентирование внимания исключительно на отрицательных чертах характера ребенка, фрустрация основных нужд и потребностей ребенка: длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству также относятся к эмоциональному насилию.

Психологическое насилие зачастую трудно бывает распознать и идентифицировать. Так, по мнению Э. Фрома, оно имеет много

способов маскировки: вроде бы безобидный вопрос, улыбка, намек... мало ли чем можно привести человека в замешательство. В отличие от физического насилия в этом случае явные признаки насилия редко видны, однако последствия оказываются чрезвычайно тяжелыми. Далеко не всякие физические или сексуальные издевательства приводят к пожизненным травмам. Эмоциональная же боль, всегда присутствующая в ситуации жестокого обращения и атмосфере страха, становится подлинной трагедией для ребенка.

Сексуальное насилие над детьми стало бичом современного общества. Под сексуальным насилием над детьми понимают использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

По некоторым оценкам, органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7-8 тыс. случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. Однако в реальности эти показатели значительно выше. В пользу такого предположения свидетельствуют данные анализа обращений по телефону доверия для лиц, перенесших сексуальное насилие, согласно которым только одна жертва из ста впоследствии обращается в милицию.

Исследования показали, что одна из четырех девочек и один из восьми мальчиков подвергались сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, и что дети-инвалиды подвергаются сексуальным домогательствам в 210 раз чаще, чем нормальные дети. Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30 % девочек и 10 % мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками.

Сексуальное злоупотребление является наиболее скрытой формой жестоко обращения с детьми. В случае внутрисемейного насилия вследствие закрытости семьи от внешнего контроля, зависимости ребенка от взрослых членов семьи вероятность выявления сексуального посягательства оказывается минимальной. Возможность манипу-

16

А.С. Свечникова. Феномен насилия над детьми в семье

лировать ребенком, использовать его доверие, контролировать ситуацию в семье, наличие времени, необходимого для постепенного вовлечения ребенка в сексуальные отношения, обусловливают крайне редкое использование физического насилия или угроз в случаях инцеста.

Пренебрежение родительским долгом -одно из наиболее пагубных проявлений семейного насилия (наиболее распространено в младшей возрастной группе - 23 %). Причинами безразличного отношения к нуждам своих детей могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т. д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи.

Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Экономическое насилие - это создание ситуации, при которой не удовлетворяются базовые потребности ребенка, так как на его нужды как на зависимого члена семьи, выделяется строго дозированная сумма денег

(средств), за которую мать, замещающее ее лицо или он сам должны полностью отчитываться, уклонение от уплаты алиментов и других средств на содержание детей и др.

Эта форма насилия не подпадает под определение правонарушения и очень опасна. Она создает предпосылки к безнаказанному совершению психического, физического и сексуального насилия, так как жертва становится зависимой от своего обидчика. Экономическая зависимость делает детей особенно уязвимыми и повышает вероятность домашнего насилия.

Медицинское насилие предполагает халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарственных препаратов, либо, наоборот, намеренную передозировку или навязывание субстанций, приводящих к привыканию и зависимости от них; умышленный отказ ребенку в получении необходимых лекарств.

К сожалению, семейное насилие становится нормой отношений между родителями и детьми. Насилие над детьми есть не что иное, как отвержение его в явной и грубой форме. Повзрослев, многие из таких детей сами начинают совершать преступления по отношению к своим детям, при этом объясняя причину их действий истязаниями и побоями, перенесенными в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.