Научная статья на тему 'Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых'

Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / АНДРАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ / ANDRAGOGIC SYSTEMS / ANDRAGOGY / ADULT EDUCATION / CONTENTS AND TECHNOLOGIES OF TEACHIG ADULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Марон Аркадий Евсеевич

В статье представлены результаты фундаментальных исследований андрагогических систем (внутрифирменного, адаптивного, опережающего и открытого) непрерывного образования взрослых, проведенных в Федеральном государственном научном учреждении «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования в разные годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахова Лира Юльевна, Марон Аркадий Евсеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental studies of andragogic systems of adult continuing education

The paper presents the results of fundamental research of andragogic systems (personnel training, adaptive, advancing. and open ones) of adult continuing education, conducted at different times in the Institute of Pedagogical and Adult Education of Russian Academy of Education, in different years

Текст научной работы на тему «Фундаментальные исследования андрагогических систем непрерывного образования взрослых»

Профессиональное становление специалиста В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Ю. Монахова, А. Е. Марон

(Санкт-Петербург)

Фундаментальные исследования андрагогических

СИСТЕМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В статье представлены результаты фундаментальных исследований андрагогических систем (внутрифирменного, адаптивного, опережающего и открытого) непрерывного образования взрослых, проведенных в Федеральном государственном научном учреждении «Институт педагогического образования и образования взрослых» Российской академии образования в разные годы

Современный период развития общества связан с базовыми социальными изменениями в России, переходом к рыночным отношениям, всей совокупностью объективных факторов, которые оказали чрезвычайное влияние на функционирование и развитие образования во всех его сферах.

В стратегии модернизации российского образования провозглашены основополагающие идеи и принципы осуществления глобальных преобразований в социально-образовательной политике страны, призванные повысить качество жизни человека, обеспечить удовлетворение его духовных, культурных, профессиональных запросов.

Новое наполнение получает понятие «образование взрослых», интегрирующее следующие качества и признаки:

- непрерывность образования, проявляющуюся как целостный, стадийный в своих элементах процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира;

- пожизненность образования как отражение идеи «образа жизни» в непрерывном накоплении знаний, постоянном стремлении к саморазвитию;

- опережающий характер образования как освоение последних достижений в каких-либо областях знаний, развитие деятельностных способностей человека, формирование

новых смыслов, целей и ценностей его жизнедеятельности, обогащение интеллектуального потенциала личности.

В новой социально-экономической ситуации кардинально изменились задачи образования взрослых.

Сегодня образование взрослых в России превратилось наряду с начальным, средним и высшим образованием в самостоятельную подсистему национальной системы образования, о чем свидетельствует ее масштабность и специфика. В эпоху кризисных явлений в обществе практически весь народ оказался экономически и социально незащищенным, став, тем самым, потенциальным контингентом сферы образования взрослых. Многие были вынуждены сменить или оставить свою производственную и профессиональную деятельность, пополнив таким образом ряды обучающихся в системе подготовки и переквалификации специалистов.

Специфической тенденцией последних лет является возросшее стремление взрослого населения расширить границы и сферы познания, повысить свое соответствие требованиям рынка в плане совершенствования профессиональной квалификации, развития функциональной, технологической и компьютерной грамотности, расширения общей культуры. Поэтому резко возрос уровень запросов и образовательных потребностей взрослых, в связи с чем значительно расши-

рился рынок образовательных услуг в стране. Развивается система получения второго высшего образования. Практически в каждом вузе имеются десятки структурных подразделений, реализующих дополнительные образовательные программы.

В новых условиях закономерностью развития образования взрослых становится поиск механизмов и научных обоснований повышения его эффективности и качества.

Исследованием этой проблемы занимается наука андрагогика - теория и методология обучения взрослых. В институте педагогического образования и образования взрослых Российской Академии Образования (ИПООВ РАО) развернут широкий спектр научно-исследовательских работ в этом направлении (Руководители д.п.н., профессор, директор института И. И. Соколова; д.п.н., профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ А. Е. Марон и д.п.н., доцент Л. Ю. Монахова). Издана серия книг, рекомендаций, проведен широкий эксперимент.

Андрагогика рассматривается как самостоятельная отрасль педагогики, описывающая образовательные системы различных категорий взрослых (безработные, уволенные в запас военные, инвалиды, мигранты, осужденные, учащиеся вечерних школ и др.).

Объектами изучения андрагогики являются: последипломное образование, переподготовка кадров, внутрифирменное образование, последипломное образование различных категорий кадров, обучение в ресурсных центрах предприятий, в вечерних школах, экстер-натах, системе дистанционного обучения и др.

Результатом научной деятельности ИПО-ОВ РАО по данной проблематике явились выделение и анализ андрагогических систем, комплексно реализующихся в социально-профессиональной практике подготовки кадров:

- внутрифирменного образования;

- современных адаптивных систем;

- опережающего образования взрослых;

- открытых систем.

Рассмотрим основные результаты исследования андрагогических систем.

Актуальность исследования внутрифирменного образования персонала (ВОП) связывается с современным периодом развития социально-экономических процессов и характеризуется повышенным интересом к качеству интеллектуального уровня работников предприятий и качеству их образования.

Основной причиной этого является постоянное развитие инновационных процессов в технике, технологиях и профессиональной деятельности. Это требует непрерывного обновления знаний персонала, подготовки и переподготовки специалистов, способных оперативно адаптироваться к условиям быстро изменяющейся среды и постоянно возникающим новым императивам конкурентной борьбы. Однако необходимо признать, что существует несоответствие между требованиями, предъявляемыми к персоналу на предприятиях, и уровнем его профессионализма и компетентности. Исследование показало, что руководители предприятий отмечают недостаточный уровень подготовленности персонала, и прежде всего управленцев среднего и нижнего звена, работников служб маркетинга и сбыта.

Переход от плановой экономики к рыночной привел к упадку десятилетиями создававшейся системы внутрипроизводственного обучения. При этом к руководству предприятиями приступили новые кадры управленцев. Начиная постепенно осознавать, что персонал необходимо обучать, руководители предприятий зачастую не имеют четкого представления о системе организации внутрифирменного обучения. Отсутствие методик организации целостной системы внутрифирменного обучения работников в новых, рыночных условиях ведет к стихийности этого процесса, что, в свою очередь, приводит к его малой эффективности.

Наблюдается повышение интереса к самостоятельному обучению у самих работников предприятий. Поиск путей гармонизации интересов общества, личности взрослого, государства и предприятий в лице их собственников и руководителей в области внутрифирменного обучения требует проведения специальных исследований, выработки рекомендаций и внедрения их в практику.

Внутрифирменное обучение рассматривается как система профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и развития персонала предприятий на основе воспроизводства и восполнения их кадрового потенциала.

Категориальный аппарат исследования и основные цели системы внутрифирменного обучения: формирование ресурсов организации за счет повышения потенциала кадров, приобретение сотрудниками организации

новых профессиональных знаний и навыков, профессиональное развитие персонала, формирование рабочей силы, обладающей высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению профессиональных задач.

Ведущая интегральная функция системы ВОП - обеспечение предприятия (фирмы, организации) профессионально компетентными и мотивированными работниками за счет улучшения стандартов деятельности и применения их в практической (рабочей) ситуации.

В качестве критериев отбора содержания внутрифирменного обучения персонала выступает компетентностный подход, определяющий следующий компонентный состав:

- функциональная компетентность (знания, умения, навыки для выполнения конкретной работы);

- личностно-психологическая компетентность (возможность адаптации к данной фирме, взаимодействие с людьми, ценностные отношения и др.);

- социально-правовая компетентность (знание нормативных актов, закономерностей хозяйствования в новых условиях, новых форм экономических отношений);

- организационно-управленческая компетентность (мастерство планирования, организации, самоконтроля и т.д.).

Для средних предприятий с численностью персонала до 300 человек самым распространенным вариантом предлагаемых учебных курсов для внутрифирменного обучения являются стандартизированные учебные программы, по которым персонал может учиться в смешанных группах, состоящих из представителей разных предприятий, или в закрытых группах, набираемых из числа работников одного предприятия. Такие программы в практике работы учебных заведений уже получили название заказных программ.

В настоящее время модульный подход применяется целым рядом учебных заведений для организации совокупности краткосрочных курсов занятий по повышению квалификации персонала предприятий. Перспективным решением является применение модульного подхода к отбору и структурированию содержания материала и различных видов учебной деятельности в рамках отдельного учебного курса. Это позволяет индивидуализировать конкретный курс с меньшими затратами.

Проблема адаптивных систем и технологий, ориентированных на создание гибких открытых образовательных пространств, максимально учитывающих потребности и запросы взрослого человека, является весьма актуальной. Предусмотрено создание и научное обоснование адаптивных образовательных систем применительно к обучению взрослых в вечерних школах, Центрах образования, фирмах по переквалификации военнослужащих, уволенных в запас; осужденных и др. В этом контексте рассмотрено понимание сущности и функций адаптивных систем и адаптивного обучения, дан анализ объектов образования взрослых, их социально-психологических особенностей.

Рассмотрение социально-философских оснований адаптации позволило выделить такие существенные ее характеристики, как приспособление личности к социальным нормам, согласование требований с учетом потенциальных тенденций развития как субъекта, так и социальной среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Проведенный анализ современного понимания адаптации, выделение в нем социальных, личностных, психологических, аксиологических смыслов позволили определить концептуальную основу моделирования адаптивных систем.

Адаптивные системы (АС) рассматриваются как социально ориентированные, обучающие и развивающие модели целенаправленных процессов взаимодействия педагога, обучаемых, источников информации, основным качеством которых является сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности [1].

Адаптация рассматривается как двуединый процесс:

1) приспособление социально-образовательной среды к личности обучаемого;

2) активное включение субъекта учебной деятельности в проектирование и разработку адаптивной образовательной среды, выработку индивидуального образовательного маршрута.

Адаптация - это приспособление, ее функция состоит в обеспечении соответствия общественно регламентируемого поведения и деятельности человека внутренней структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента).

Основные направления адаптивного обучения:

- психологическая мотивационная адаптация, основанная на перестройке стереотипа действий личности, мышления, понимания активной роли в выборе стратегий и методов работы, в достижении прогнозируемого результата учебной деятельности;

- организационно-целевая адаптация, выраженная в сближении целей участников и системы организации образовательного процесса на основе учета их индивидуальных особенностей;

- содержательная адаптация, предусматривающая отбор функционально ориентированного учебного материала, вариативность учебных планов и программ, развитие новых моделей интегративного обучения;

- технологическая адаптация, включающая проектирование технологий, приемов и методов разноуровневого и дифференцированного обучения с альтернативным выбором форм проведения занятий (уроков, консультаций), средств личностно ориентированного управления учебно-познавательной деятельностью (система самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции).

Технологическая адаптация трактуется как возможность приспособления обучающей программы к особенностям конкретного процесса обучения с целью его оптимизации. Необходимость учета фактора адаптивности при разработке обучающей программы обусловлена следующими условиями и установками: обучаемый является не только объектом процесса обучения, но и субъектом его; выступая как субъект обучения, взрослый учащийся должен восприниматься как личность с различными потребностями в овладении знанием; обучаемые с различными индивидуальными особенностями по-разному воспринимают и усваивают один и тот же учебный материал, поэтому у них могут быть различные потребности в контроле его усвоения.

Представление о содержании образования как об адаптированном социальном опыте оказывается соответствующим современным установкам гуманистического мышления.

Под адаптацией обучающей программы к потребностям в контроле понимается изменение системы контроля в зависимости от познавательных возможностей учащихся. Адаптация обучающей программы может происходить при построении системы контроля и в организации работы по обучающим

программам с предложенной системой контроля.

Наибольшие научные разногласия встречаются по вопросу о предмете и содержании опережающего образования. Со сложностями сталкивается образовательная наука при попытках построить модель содержания обучения, которое будет востребовано жизнью через несколько лет. Поэтому модель опережающего содержания оправдывается лишь в ограниченном ряде образовательных систем и практик, когда речь идет об уже известном содержании и о высокой вероятности востребования его конкретным контингентом обучающихся (повышение квалификации, ориентированное на освоение новой техники; переобучение на специальности, имеющие явную тенденцию роста, востребованности в экономике; изучение иностранных языков и информационных технологий «впрок»; адаптационное обучение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и т.п.) [2, с. 9].

В андрагогической практике реализованы модели опережающего содержания при переквалификации специалистов в рамках профессии на выполнение новых усложненных функций при освоении нового технического оборудования, новых технологий производства, для педагогических кадров это соответствие целям и задачам модернизации школы (усиление функций работы с одаренными, использование здоровьесберегающих технологий, новых форм открытого и дополнительного образования, реализация идей экономической самостоятельности образовательного учреждения (ОУ), оптимизация сети ОУ, учет положений проекта «Наша новая школа» и т.д.).

Более глубоким и интересным с научной точки зрения, а также многообещающим с практической стороны выглядит подход к опережающему образованию как модели формирования потенциала саморазвития личности, разделяемый большинством ученых, занимающихся этой проблемой. Здесь в качестве основополагающих опережающих элементов содержания образования рассматриваются не только конкретные знания и умения, но и общие характеристики образованной личности, такие как развитие интересов, убеждений, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б. М. Бим-Бад); способности использовать полученные знания для совершенствования деятельности

(В. Горшенин); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков); фундаментальные общеобразовательные знания, а также знания мировоззренческого плана (А. Е. Марон, К. К. Колин и др.); развитие навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем. Опережающее образование в итоге способствует становлению глобального, ноосферного сознания, «ответственного разума», осознающего грозящие опасности и умеющего сделать все для их предотвращения (А. Д. Урсул, А. И. Субетто) [7].

Андрагогический аспект технологий опережающего обучения предполагает рассмотрение их как специфических учебных сред жизнедеятельности взрослого, определяющих возможности развития человека как специалиста самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.

К числу фундаментальных исследований андрагогических систем особо относят открытое образование [5]. Открытое обучение, исходящее из идей Открытого Университета, представляет собой «бесконтактное» обучение при помощи новых информационных технологий (в настоящее время -Ш;егпе^). С точки зрения взаимодействия педагога и обучающегося, дистанционное открытое обучение является формой заочного обучения: акцент делается на самостоятельное учение студента, а непосредственное общение с педагогом либо минимально, либо отсутствует.

Открытое образование предполагает субъектную ориентированность процесса обучения. «Личностный подход ставит ближайшей целью задачу выработки качеств личности, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях открытого общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Такая организация образовательного процесса позволяет предоставлять человеку разнообразные наборы образова-

тельных услуг, обеспечивающих непрерывность обучения, получения послевузовского и дополнительного образования» [6, с. 85]..

Системообразующим началом открытого образования (российский вариант) является ее духовно-интеллектуальный смысл, который выступает в качестве субстанции как учебно-воспитательных программ, образовательных учреждений и органов управления образованием, так и государственных образовательных стандартов.

Открытое образование взрослых - это целостная саморазвивающаяся педагогическая система обучения, развития и социализации взрослой личности, реализующая функции опережения, адаптации, субъектной ориентации, содержательной и инструментальной открытости в выборе стратегии и технологий обучения всех без исключения социальных групп населения.

В качестве ведущей тенденции развития открытого образования выступает рассмотрение его как инновационной системы образования взрослых. Реализация этого направления связана с задачей, выдвинутой ЮНЕСКО - «Образование для всех», «Образование без границ»; отсутствие жесткой регламентации в выборе учебных целей, содержания, организационных форм, методов обучения; гибкое сочетание в учебном процессе нормативных и профессионально-личностных ориентиров; актуализирующий диалог субъектов обучения как ведущий способ развития компетентности обучающихся; особый социально-психологический климат, характеризующийся комфортностью, позитивным эмоциональным настроем участников обучения.

Объектами системы открытого образования взрослых являются: вечерние школы; экстернат; высшая школа; курсы профессиональной подготовки педагогических кадров; военнослужащих, уволенных в запас и специалистов МЧС; инвалидов; осужденных и др.

Перспективы развития исследований анд-рагогических проблем связываются нами с разработкой концепции и технологий опережающей подготовки кадров в условиях кризисных явлений.

В условиях кризиса экономики и вызванной им реструктуризации занятости населения в РФ наблюдается увеличение активности в сфере краткосрочного переобучения персонала, которое осуществляется как государственными структурами и образователь-

ными учреждениями, так и частными компаниями. Успешное переобучение большого числа высвобождающихся работников - один из залогов скорейшего преодоления кризиса.

Задача переобучения состоит не только в том, чтобы передать человеку знания и умения в определенной, новой для него профессии, но также в большой степени и в том, чтобы развить в нём, или сформировать заново такие профессионально-личностные качества, которые позволили бы ему успешно трудиться, преодолеть стресс, обрести новые жизненные ориентиры, а при необходимости

- самостоятельно изменять профессиональную деятельность. К таким качествам следует в первую очередь отнести психологическую устойчивость, мобильность, активную субъектную позицию, гуманитарный кругозор, гражданственность и нравственность, методологическую, коммуникативную, социальную, правовую, информационную и другие компетентности.

Развитие данных свойств личности в процессе кратко- и среднесрочной профессиональной переподготовки взрослого человека требует применения особых педагогических подходов, технологий и методик. Прежде всего речь идет об андрагогических технологиях

обучения и развития, об адаптивном и опережающем обучении. Реализация общих принципов обучения взрослой личности при их известной универсальности имеет свои особенности при работе с различными категориями населения - уволенными в запас военнослужащими, специалистами различного профиля, руководителями, безработными, мигрантами, осужденными, инвалидами и т.д., а также при реализации учебного процесса в той или иной организационной форме (внутрифирменное обучение, Ресурсный Центр, вуз, система ПТО и т.д.).

Институт педагогического образования и образования взрослых РАО планирует дальнейшую разработку теоретических основ образовательных маршрутов, содержания и технологий общего и профессионального образования взрослых в условиях современного социума в рамках научного проекта РАО «Научное обеспечение инновационного развития образования и социализации взрослых в условиях социально-экономических перемен».

Основой для теоретического и практического обеспечения новых разработок являются труды ИПООВ РАО, объединенные общим направлением - практическая андрагогика [1-5].

Литература

1. Практическая андрагогика. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых : методич. пособие / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - СПб.: ИОВ РАО, 2003.

- 414 с.

2. Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. -Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - 404 с.

3. Практическая андрагогика. Книга 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона.- СПб.: ЛОИРО ; ИОВ РАО, 2010. - 384 с.

4. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. И. Соколов и др. / под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.

5. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: монография / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др. / под ред. А.Е.Марона.- СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.

6. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Моск. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.

7. Соколов В. И. К вопросу о предмете исследования опережающего и открытого образования взрослых // Человек и образование. - 2009. - №1. - С. 140-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.