Научная статья на тему 'Фронтовые письма как основа для патриотического воспитания и исторического образования'

Фронтовые письма как основа для патриотического воспитания и исторического образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1356
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович

Статья рассказывает о специфике работы с письменными источниками в школе. Изучение фронтовых писем помогает лучше понять отдельные аспекты истории Великой Отечественной войны. Важность рассматриваемой темы определяется также и потребностью в совершенствовании методики анализа фронтового письма как особенного источника советской письменной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фронтовые письма как основа для патриотического воспитания и исторического образования»

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Касимов Рустам Нуруллович УИИЯЛ УрО РАН, к.и.н., г. Ижевск

ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА КАК ОСНОВА ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья рассказывает о специфике работы с письменными источниками в школе. Изучение фронтовых писем помогает лучше понять отдельные аспекты истории Великой Отечественной войны. Важность рассматриваемой темы определяется также и потребностью в совершенствовании методики анализа фронтового письма как особенного источника советской письменной культуры.

Известно, чем дальше в историю уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем больше увеличивается их значимость. В связи с этим возрастает значение документальных источников, среди них - писем участников войны. Это понимают и школьные учителя, и педагоги системы дополнительного образования для детей. Проекты по темам военной истории традиционно занимают значительное место в выступлениях юных исследователей на краеведческих чтениях и конференциях различного уровня. Прошлое, которое мы изучаем, доходит до нас в различных формах. Летописи и предания, тексты договоров, своды законов и записи обычаев, фотографии, письма с фронта, дневники и мемуары, аудио- и видеозаписи, устные рассказы, орудия труда, оружие и предметы быта -все это является для историка исходным материалом, работая с которым, он и анализирует прошлое. Для исследователя каждый источник нуждается в глубоком изучении. В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на несколько больших групп. Первый, самый многочисленный тип, представляют письменные исторические

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

источники, среди которых выделяют документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)[1].

Описание событий прошлого помогает реконструировать отображенный в документе социокультурный срез общества и связанные с ним отношения. В связи с этим важно определить историю происхождения источника. Процедура эта многоаспектна и включает в себя следующие последовательные операции:

1. Установление подлинности памятника. Определить подлинность источника, значит установить, действительно ли он отображает заявленную социокультурную систему и возник в определенное время и в определенном месте.

2. Выяснение истории текста, прочтение текста. Письменное сообщение является остатком и представителем реконструируемой социокультурной системы. В связи с этим, работа с ним - главная предпосылка восстановления отраженных в источнике исторических фактов.

3. Определение времени и места возникновения текста, а также выявление автора - это базовые внешние характеристики письменного свидетельства. Они определяют пространственно-временные и культурные рамки заключенных в источнике исторических фактов, формируют эмоциональный фон и, в конечном счете, создают решающие предпосылки для оценки достоверности его сведений.

4. Выяснение причин, целей и исторических условий появления текста. Атмосфера пространственно-временного локуса, элементы той социокультурной системы, к которой принадлежит автор, безусловно, лежат и на индивидуальном произведении, таком, например, как фронтовое письмо. В то же время возникновение его было вызвано определенными историческими условиями. В связи с этим, очень важно понять, что представляла собой та историческая реальность, в которой данный источник возник и функционировал. Без этого невозможно правильно понять и интерпретировать содержание письменного свидетельства.

Все условия, в которых источник рождается, можно разделить на внешние, (каким был Советский Союз во время Великой Отечественной

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

войны) и внутренние (что из себя представлял автор строк, каковы были его образование, идеалы, ценности).

Совершенно ясно, что между автором фронтовых писем и исследователем, работающим с ними, большая временная и культурная дистанция. Историк должен преодолеть ее, правильно поняв содержание используемого текста. В связи с этим, он, установив все обстоятельства происхождения письменного сообщения, переходит к его истолкованию (интерпретации). Суть истолкования - в раскрытии смысла, вложенного в свидетельство его автором. Выраженный автором смысл представлен текстом, состоящим из понятий, словесных выражений и предложений. Истолкование текста историк начинает еще при его чтении. Однако при интерпретации текста исследователь сосредоточивается на раскрытии его смысла в соответствии с теми конкретно-историческими и культурными условиями, в которых данный источник возник. А чтобы правильно истолковать текст, необходимо понять его как исторически обусловленную социокультурную целостность и учесть особенности мировоззрения, ценности, характер и интересы людей той поры. Интерпретация текста завершается социокультурным истолкованием источника. В ходе данной операции определяются смыслы, ценности, идеалы представленной в тексте письма советской культуры. Исторические факты войны, преподносимые автором в письме, отображены через призму их восприятия конкретным солдатом или офицером. В связи с этим, их раскрытие поможет правильно понять содержание источника и освободить его от искажений. Все это также позволит определить место источника в своей социокультурной нише.

От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Он оценивает источник логически, обращаясь к заключенной в нем информации. Структура исследовательской работы изменяется. Теперь она диктуется стремлением как можно более полно раскрыть все аспекты социальной информации, которую может дать письмо. Таким образом, «историк стремится заглянуть за тексты, чтобы добиться от них сведений, которых они давать не хотят и сами по себе дать не могут» [2].

Обращаясь к анализу фактического содержания и оценивая досто-

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

верность сведений фронтового письма, исследователь готовит его к включению в научную источниковую базу. Она - основа для построения объективной картины прошлого. В результате такой процедуры письмо становится частью современной историку научной и социальной среды. Такая процедура содержит в себе два базовых элемента:

•во-первых, выявление всех имеющихся исторических фактов в письме, раскрытие полноты его социокультурной информации;

•во-вторых, определение соответствия фактического содержания письма исторической действительности, оценка точности и достоверности его данных.

В процессе источниковедческого анализа исследователь должен разложить текст письма на простые, доступные мышлению части. Так он раскрывает информационные возможности письменного свидетельства, интерпретирует те сведения, которые намеренно или случайно сообщает солдат или офицер, свидетельствуя о духовном мире своего автора и о военном лихолетье. Опираясь на результаты проведенного анализа, исследователь обобщает свою работу, осуществляет источниковедческий синтез [3]. Целью его является восстановление целостности источника как органичной части культуры своего времени.

Работая непосредственно с носителями информации, например, с ветеранами войны или их письмами, каждый исследователь должен учитывать степень искажения тех сведений, которые он получит в ходе своей работы с источниками. Но все ли источники информации и в равной ли мере искажают фиксируемые события? В принципе, можно утверждать, что все. Впрочем, степень такого искажения будет различной. К примеру, фотоснимок, сделанный классной фотокамерой, будет содержать минимум искажений, особенно, если на снимке запечатлен некий стационарный объект (например, пирамида Хеопса).

Совсем иная картина, когда первоисточником информации выступает человек. У человека (например, пожилого фронтовика) субъективное восприятие реальности связано с одновременным восприятием таких хронологических понятий как «прошлое», «настоящее», «будущее», и осозна-

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

нием своего места в этой заданности. И в этом неопределенном субъективном пространственно-временном локусе, как гласит древнее индийское изречение, «безумный утешается прошедшим, слабоумный - будущим, умный - настоящим» [4].

Наблюдая любое событие или факт, человек (особенно на войне), когда неосознанно, а когда и намеренно, накладывает на фиксацию событий свой субъективный жизненный опыт, который неизбежно предполагает особенности воспитания, образования, профессиональной деятельности, личное отношение к наблюдаемым событиям. Вот почему в одном случае информатор запомнит всю картину происходящего в деталях, в другом - не придаст ей значения и ограничится лишь поверхностными припоминаниями, как о чем-то несущественном, в третьем - намеренно дезинформирует слушателя или читателя. Так, два информатора, являющиеся непосредственными участниками одного и того же события, могут дать информацию в отношении общего для них явления, значительно различающуюся между собой, в силу субъективного понимания наблюдаемого явления или события и отношения к нему. Спросите, к примеру, ветерана Красной Армии и ветерана Вермахта о Берлинской операции, проведенной в апреле 1945 г. Для одного она будет решающим, победным ударом по логову фашистского зверя, а для другого - призрачной и нереализованной возможностью отстоять столицу своего «фатерлянда». Очевидно, что в корне различающуюся информацию оба дадут непреднамеренно, ведь субъективизация сохранит в памяти каждого из них лишь то, что имеет значение для данного конкретного наблюдателя. То есть, человек описывающий факт, заострит внимание на одних параметрах наблюдаемого события и совершенно проигнорирует иные, для него несущественные. Таким образом, попавшая в поле зрения исследователя информация в отношении важного события, полученная из одного первоисточника, вследствие субъективизации, может иметь информативное содержание, имеющее большое значение для одной целевой аудитории и никакого значения для других, также интересующихся данным событием.

В 2013 году увидела свет книга профессора Карла Александровича

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Пономарева «150 дней красноармейца Пономарева». Книжка, основанная на письмах, которые боец писал домой, рассказывает о самоотверженном вкладе простых советских людей, таких, как сельский учитель - Александр Пономарев, красноармеец 81-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии, в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Письма А. Пономарева интересны нам для изучения их как специфического источникового материала на уроках истории, а с другой стороны, они представляют определенный интерес и для лингвистов, и для фольклористов. Но мы, как историки, как школьные учителя, делаем акценты на изучении конкретных фактов военного времени, а лингвисты и фольклористы - на изучении стиля изложения, особенностей

__^ __ТЛ С

письменной речи автора писем. В этой связи очень легко смоделировать следующую ситуацию. Педагог, не являющийся участником событий военных лет, берет информацию нашего первоисточника (речь идет о письмах с субъективной, как нам известно, версией событий) и готовит на ее основе собственный аналитический материал к уроку, иллюстрирующий частные эпизоды Великой Отечественной войны. При этом, как показывает практика, наш вторичный источник (педагог) вкладывает собственное понимание в суть полученной им информации и излагает уже модифицированную версию событий, игнорируя несущественное для себя и добавляя свое понимание произошедшего факта. Так проявляет свой эффект двойная субъективизация. Таким образом, когда информация первоисточника циркулирует между людьми, модификации и трансформации её проявляются в еще большей степени.В информатике это явление известно как «белый шум» [5]. Под таким «шумом» понимается любая информация, «прилипающая» к «полезному сигналу» во время трансляции. Механизмы трансформации в этом случае работают аналогично той ситуации, когда наш первоисточник переносит свои знания на бумагу (письма, дневниковые записи, мемуары). Весь опыт и личное отношение к наблюдаемому явлению, таким образом, будут перенесены во вторичный источник (письмо, дневник и пр.). Разумеется, если вторичным источником будет выступать человек (а не документ), то он, в свою очередь, привнесёт свою

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

собственную субъективную составляющую в передаваемую информацию. Например, именно так устные истории (былички, бывальщины, иные ме-мораты) «обрастают» дополнительными подробностями от каждого нового информатора.

В книге Карла Александровича Пономарева «Личность в истории», вышедшей в 2009 г., есть его воспоминания об отце, основанные на собственных переживаниях и рассказах матери. В ней он пишет, что отец погиб осенью 1942 г., точно не называя дату гибели [6, с. 14]. В другой его книге «150 дней красноармейца Пономарева», которая основывается на детальном изучении писем отца, переписке с военкоматом и на материалах ЦАМО он уже приводит точные даты [7, с. 30].

Пиком субъективации при передаче информации являются аналитические выкладки и материалы, где пользователям (детям на занятии) преподносятся вполне понятные и конкретные выводы и версии событий, но не предоставляются аргументы и факты, на которых выше обозначенные выводы базируются. В подобных ситуациях мы имеем дело с исключительно субъективным мнением конкретного специалиста (педагога) без возможности проверить достоверность принимаемой информации. Таким образом, не стоит сбрасывать со счетов обстоятельство того, что представляемый к обсуждению текст может быть намеренно искажен. Намеренная трансформация его, как правило, характеризует описываемый объект или событие односторонне и предвзято в зависимости от цели публикации, например, компрометация или, напротив, возвеличивание факта, явления, персоналии. Очевидно, что мемуары немецких или советских военачальников о Великой Отечественной войне будут отличаться излишней субъективизацией в силу того, что характеризуемые в воспоминаниях события и факты будут описаны предвзято и односторонне.

Другой пример можно привести, памятуя о том, что, важным фактором, ограничивающим содержание письма с фронта, являлась военная цензура. Идеологические ограничения, как правило, предопределяли специфику человеческих отношений военных лет, что влияло на содержание конкретных фронтовых писем. К.А. Пономарев пишет об этом так: «В

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

письмах отца нет описаний боев, в которых ему пришлось участвовать. Да это, вероятнее всего, было невозможно по нескольким причинам. Обстановка на Воронежском участке фронта была настолько напряженной, что для этого не было ни времени, ни условий и, вероятно, сил. Кроме того, отец был грамотным и опытным человеком и понимал, что всё лишнее будет вычеркнуто военной цензурой» [7, с. 48]. В этом отношении наиболее достоверными для исследователя будут личные письма, ведь они не предназначались для публикации и не направлялись в правительственные учреждения. Наименее достоверными будут письма, адресованные в редакции периодических изданий, коллективам предприятий, в образовательные учреждения, т.к. они присылались с целью пропаганды, обязательного публичного тиражирования и содержали информацию, часто приукрашавшую реальные факты.

Впрочем, со временем даже самая надежная и проверенная инфор-

ТЛ С С

мация может устареть и утратить свою актуальность. В этой связи действенным методом выявления и пресечения модификаций информации является сопоставление и перепроверка имеющихся сведений и данных (а также источников, их предоставивших) сведениями и данными, полученными из других источников информации. Так, К.А. Пономарев при написании книги о своем отце выяснил, что он служил в 25-й гвардейской стрелковой дивизии, которая на период лета-осени 1942 года вела ожесточенные бои с противником, удерживая правый берег Дона, недалеко от Воронежа. В этом ему помогли «выдержки из электронного варианта книги П. М. Шафаренко и книги А. П. Дикань (Шафаренко П. М. На разных фронтах. Записки командира дивизии. - М.: Воениздат, 1978.-285 с., глава 5. С. 66-106; его же: Мы все были солдатами. Из записоккомандира дивизии.- Харьков: Прапор, 1983.- 168 с.; Дикань А.П. Гвардейцы двадцать пятой. - М.: Воениздат, 1984.-157 с.)» [7, с. 48]. По этим опубликованным воспоминаниям командиров подразделений 25-й гвардейской дивизии можно хронологически сопоставить события, происходившие на фронте, с датами написанных Александром Пономаревым писем. В этой связи, учитывая столь многообразные качества и особенности источников ин-

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

формации, необходимо помнить, что шансы исследователя на получение надежной информации, достаточно точно описывающей происходящие события, существенно возрастают в том случае, когда он имеет доступ к нескольким группам носителей, за которыми закреплена необходимая информация. В целях получения наиболее полной информации исследователь в своей деятельности стремится выйти на контакт с первоисточниками, либо при наличии возможностей старается так задать вопросы информационному объекту, чтобы получаемая информация была достоверной. Так, К.А. Пономарев при сборе информации о боевом пути своего отца структурировал её следующим образом: «В первом разделе - «Письма с фронта» - публикуется полное содержание всех писем. Во втором - «Поиски захоронения отца» - даны поисковые документы жены А. Пономарёва - Февронии Степановны - места гибели мужа и его захоронения, а также ответы официальных лиц. В третьей части описывается поездка сына А. Пономарёва и его семьи в Острогожский район Воронежской области по местам боевой славы отца, деда и прадеда. В четвёртом разделе приводятся материалы архивов и выдержки из мемуарной литературы о ходе боевых действий на данном участке фронта. В пятом разделе приводятся официальные документальные источники из различных архивов, имеющих самостоятельное значение» [7, с. 4].

Не каждый боец писал правду о войне. Иногда это не позволяла делать цензура, иногда незнание реальной обстановки, а порой и нежелание признавать эту реальную обстановку. Но как бороться с эффектом субъ-ективизации при работе с самими первоисточниками, в особенности, если речь идет о письменных источниках? Всегда спрашивайте у источника не то, что он думает об увиденном или услышанном, но то, что он конкретно видел или слышал. В случае с письмами речь должна идти не об эмоциях и личных суждениях автора строк, но о тех фактах, о которых он упоминает. Именно в этом случае появляются шансы прояснить для себя интересующие нюансы явления и получить относительно достоверные сведения, а не только субъективное мнение автора по поводу описываемых им фактов и явлений.

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Письма, опубликованные в книге К.А. Пономарева «150 дней красноармейца Пономарева», можно с успехом использовать на уроках истории, как специфические источники при работе с темами, посвященными истории Великой Отечественной войны, а также как текстовую основу для создания тренинговых заданий в формате ЕГЭ по истории. Работа с письмами, как источниками, развивает у детей внимательность и наблюдательность, стремление самостоятельно извлечь из текста письма ценную информацию, те или иные подробности, характеризующие обстановку событий, отношение к нему автора строк. Такая детализация способствует более прочному усвоению фактов, развивает умственные способности обучающихся. Кроме того, работа с текстами писем приучает ребят систематически пользоваться историческими словарями, энциклопедиями, электронными ресурсами свободного доступа.

Работу с источниками можно проводить по трем направлениям: при изучении новой темы, при закреплении материала, в домашних письменных работах. Педагогу при подготовке к уроку необходимо избрать компактный информативный источник (фронтовые письма в этом смысле весьма удобны), подготовить понятийный аппарат, сформулировать вопросы. Диапазон работы с таким источником, как письмо, достаточно широк. Это и ответы на вопросы к нему, проставление недостающих слов, задачи на историческую логику, кроссворды, тестовые задания.

Пример использования исторической логики при работе с текстами писем видим в работе профессора К.А. Пономарева. Он указывает на то, что по документам можно хронологически сопоставить события, происходившие на фронте, с датами написанных писем [7, с. 48]. Например, сначала он приводит выдержку из письма № 20. Написано на почтовой карточке 21 августа 1942 г. «Здравствуй, Феня! Не беспокойся обо мне. Я пока жив, здоров и сыт. Нахожусь на южном фронте, на правом берегу Дона, на Воронежском участке фронта. Мы здесь тесним врага, не даем ему подойти к Дону. Адрес мой изменился. Пиши мне по адресу: Почт.полевая ст. 891, 81 гвардейский стрелковый полк, 2 рота автоматчиков, Пономареву А. Я. Деньги я просил, но мне их сейчас не надо. Не посылай. Привет всем».

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ЦДНИ УР, ф. 4956, оп. 1, д. 578, л. 29, 29 об. [7, с. 54]. Далее, К.А. Пономарев приводит отрывки из мемуаров командира 25-й гвардейской стрелковой дивизии П.М. Шафаренко, соответствующие хронологическому отрезку, зафиксированному в письме: «Подходил к концу август. К этому времени дивизия со средствами усиления обороняла весь плацдарм. Мы не только прочно укрепились на нем, но и улучшили свои позиции, успешно проведя несколько частных операций. Захват сторожевского плацдарма создал оперативную угрозу растянутым коммуникациям врага в его глубоком тылу. К концу месяца над нами что ни день зависала «рама» (так называли в войсках немецкий разведывательный самолет «Фок-ке-Вульф-189»). Это нас насторожило» [7, с. 54].

В качестве возможного примера использования текстов писем в классе можно привести анализ текста с последующей постановкой вопросов к нему (см. Приложение 1). Другим вариантом работы с текстом письма может стать возможность преобразования источника в задания в формате ЕГЭ по истории типа С1-С3 (по нумерации 2014 г.) (см. Приложение 2).

В заключение следует отметить, что фронтовое письмо, как источник информации, является продуктом социальной деятельности людей. Это значит, что он субъективен, ибо отражает прошлое в форме личных образов. Но вместе с тем текст письма представляет собой форму отражения объективного мира эпохи, страны в их реальном историческом времени и пространстве. В этом смысле письма могут рассматриваться как основа познания исторической действительности, дающая возможность реконструировать события и явления жизни прошлого. Но значит ли это, что исторические явления и события предстают перед исследователем «в готовом виде» и ему ничего не остается, как изложить их в своих трудах? Специфика письменных исторических источников такова, что необходимость их научной критики, то есть анализа, извлечения основной и выделения второстепенной информации, очевидна.

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Источники и литература

1. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Источниковедение» [Электронный ресурс]: URL: http://m.wikipedia.org/wiki/Источниковедение (дата обращения 17.02.2014).

2. Исторические источники // История России. Сайт на ладони // Литературный журнал геосимволистов «Мой берег». Библиотека Символика. [Электронный ресурс]:

URL: http://moy-bereg.ru/istoricheskie-istochniki/istoricheskie-istochniki-20.ht ml (дата обращения 17.02.2014).

3. Медушевская О.М. Метод источниковедения и междисциплинарные аспекты [Электронный ресурс]: Публикации. Сайт «Русь Древняя и Удельная» URL: http://www.avorhist.ru/publish/istved1-3-1.html (дата обращения 17.02.2014).

4. Крылатые афоризмы, мысли, шутки, цитаты великих людей [Электронный ресурс]: URL: http://fraznik.ru/com/11539.html (дата обращения 17.02.2014).

5. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Белый шум»

6. [Электронный ресурс]: URL:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%EB%FB%E9 %F8%F3%EC (дата обращения 17.02.2014).

7. Пономарев К.А. Личность в истории. - Ижевск: Удмуртия, 2009. - 328 с.

8. Пономарев К.А. 150 дней красноармейца Пономарева. - Ижевск: Удмуртия, 2013. - 108 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Пример анализа текста с последующей постановкой вопросов к нему.

В письме № 11 красноармеец Пономарев сообщает, что «от старой канцелярской работы и от рисования я не мог отделаться. Здесь е^жене-

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

дельно составляют вместе с командиром роты расписание занятий для роты. За эту работу он мне давал отпуск в город, но у меня не было, кроме 200руб., денег ничего. А на одежду я мог бы достать много сухарей, хлеба и табаку. На одежду в г. Ижевске можно было достать все. И вот попил только 3 четушки молока без хлеба за 45 руб. (за 3 четушки), за сапожные голенища достал немного табаку и грамм 300 хлеба. Очень хорошую цену дали бы за одежду, а голенища никто у меня не брал, пришлось отдать почти даром. Яйца в городе стоят 110 руб. десяток, а молоко 130 р. четверть. Был картофель по 250руб. за ведро. Так ушел в город голодный, устал, как собака, и вернулся голодный. Денег теперь осталось только 60 руб. Больше всего денег ушло на табак. Покупал коробку по 25 руб. и дороже. Через неделю, наверное, отправят на фронт. Здесь опять были карасевские. Приезжали к своим и привезли табаку и сухарей. Говорят, что приедет еще кто-то из убытьских. Ты говоришь, что табаку в Глазове нет, Но если ты хорошо узнаешь случайно, что кто-нибудь едет, то хоть сухарей пошли 1 килограмм. Тогда я дня 3 буду сыт, и будет мне это гостинцем. Нарочно ходить да искать попутчиков не надо, тебе некогда, работу в колхозе оставлять тоже не следует. Убытьские приедут, видно, в 1-ю роту, а 1-я рота находится от нашей 3-й роты очень близко. Ты пишешь, что получила за трудодень по 500 гр. Неужели, потом тебе больше ничего не дадут? 500 гр. - это, наверно, только аванс, а осенью еще должны дать расчет, как и другим, то есть членам колхоза. Табак ты посади. Довольно покупать всякую дрянь. Может быть, и осенью табак будет дорог. Пиши мне, что ты посадила в огороде и как все это растет? Я писал Ивану Васильевичу о том, чтобы он послал мне от Афанасьева и Киселевой рекомендации для вступления в партию. Не знаю, пришлет он или нет. Я был в городе у Наговицына Алексея Афанасьевича - бывшего зав. районо и работника Наркомпроса. Наговицын обещал поручиться, только надо получить 2 рекомендации из Глазова или из Сыги от членов партии».

Возможные познавательные вопросы к тексту, которые смогут задать обучающиеся вместе с педагогом:

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

1. Какова современная покупательная способность современных денег в тех суммах, о которых сообщает красноармеец в письме?

2. Привлекая знания из курса отечественной истории, вспомните, какие события разворачивались на фронтах Великой Отечественной войны в июне1942 г., когда и было написано это письмо?

3. Что подразумевает красноармеец, спрашивая жену о трудоднях. Например, в тексте читаем: «Ты пишешь, что получила за трудодень по 500 гр. Неужели потом тебе больше ничего не дадут? 500 гр. - это, наверно, только аванс, а осенью еще должны дать расчет, как и другим, то есть членам колхоза».

4. О какой партии упоминает красноармеец, желая в неё вступить. Как вы думаете, почему он ощущает такую потребность?

После составления вопросов целесообразно обратиться к множеству опубликованных материалов и Интернет-источников с целью получения ответов на сформулированные вопросы.

Приложение 2. Комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора)

Возьмем для примера текст письма № 21. Здесь мы читаем: «Это письмо я пишу тебе 3 сентября 1942 г. Затем, в каком-то письме я у тебя просил 150 руб. денег. Денег мне сейчас совсем не надо. Не посылай. Наоборот, я сам тебе послал числа 28 августа 100 рублей накопленной красноармейской зарплаты. Сейчас я нахожусь в Воронежской области на фронте. Меня из 9-й роты перевели во 2-ю роту автоматчиков. На днях получил вместо винтовки автомат. В боях был уже 2 раза. Сейчас находимся километрах в 7-ми от фронта. Питаемся хорошо. Если не хватает красноармейского пайка, то варим картошку. Мы здесь пока гоним врага. Немцы выгоняют мирное население с собой насильно. Деревни остаются

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

пустые. Везде разбросаны вещи, посуда, одежда и т.д. Огороды не убраны. И вот нам разрешили варить то, что осталось в огородах и на полях, потому что иначе все равно это погибнет без уборки. Часть урожая с полей и огородов убирают наши хозяйственные части. Табака дают достаточно, кроме того, сушим в свободное время оставшуюся самосадку. Одним словом, этот месяц август я провожу сытно. Пока жив, вполне здоров и одет. Погода здесь пока стоит хорошая. Сначала жили в лесу в окопах, а теперь пока живем в деревне в хате. Можно много написать, но всего не напишешь. Я после перехода во вторую роту автоматчиков перестал от тебя получать письма. Пиши письма теперь по новому адресу, а именно по такому: Действующая Армия, полевая почтовая станция 891, 81-й гвардейский стрелковый полк, 2-я рота автоматчиков, Пономареву А.Я.».

Вопросы к тексту:

С-1. В какой период Великой Отечественной войны (как его принято обозначать в современной историографии), происходили события, упомянутые в письме? Назовите несколько (не менее трех) крупных военных операций Красной Армии, реализованных в этот период. С-2. Каков итог периода Великой Отечественной войны, если рассматривать его в связи с текстом письма красноармейца? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших Советский Союз к такому результату.

С-3. О каком фронте упоминает в своем письме красноармеец? В боях за удержание плацдармов на берегах какой реки прославились бойцы 81 -го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии, где и служил красноармеец А. Пономарев?

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Приложение 3. Письма красноармейца Пономарева ПИСЬМО № 11

Здравствуй, Феня! Твое и Калино письмо получил сразу в один день - 7 июня. Если уж ты не сумела ничего мне послать, то пусть уж так и будет. Может быть, настанет снова время, когда может будет жить лучше. Ты вот не пишешь мне, получила ли ты мою старую одежду. Я послал домой пальто, пиджак, 2 пары белья, брюки и верхние рубахи (2 шт.). Если бы я знал, что из дома ты ничего не сумеешь послать, пожалуй, кое-чего оставил бы себе и обменял бы в городе на хлеб или на табак, но больше приходится думать о вас. Если у тебя будет трудный момент до нового урожая, то эту одежду ты сменяй на продукты для ребят (на хлеб или на что-нибудь другое), а то, может, сумеешь что-нибудь перешить для Жени. Распоряжайся моей одеждой как хочешь. Я здесь не голый, Красная Армия меня обувает и одевает. От старой канцелярской работы и от рисования я не мог отделаться. Здесь еженедельно составляют вместе с командиром роты расписание занятий для роты. За эту работу он мне давал отпуск в город, но у меня не было кроме 200руб. денег ничего. А на одежду я мог бы достать много сухарей, хлеба и табаку. На одежду в г. Ижевске можно было достать все. И вот попил только 3 четушки молока без хлеба за 45 руб. (за 3 четушки), за сапожные голенища достал немного табаку и грамм 300 хлеба. Очень хорошую цену дали бы за одежду, а голенища никто у меня не брал, пришлось отдать почти даром. Яйца в городе стоят 110 руб. десяток, а молоко 130 р. четверть. Был картофель по 250 руб. за ведро. Так - ушел в город голодный, устал как собака и вернулся голодный. Денег теперь осталось только 60 руб. Больше всего денег ушло на табак. Покупал коробку по 25 руб. и дороже. Через неделю, наверное, отправят на фронт. Здесь опять были Карасевские. Приезжали к своим и привезли табаку и сухарей. Говорят, что приедет еще кто-то из Убытьских. Ты говоршь, что табаку в Глазове нет, Но если ты хорошо узнаешь случайно, что кто-нибудь едет, то хоть сухарей пошли 1кигограмм. Тогда я дня 3 буду сыт, и будет мне это гостинцем.

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Нарочно ходить да искать попутчиков не надо, тебе некогда, работу в колхозе оставлять тоже не следует. Убытьские приедут видно в 1 роту, а 1 рота находится от нашей 3 роты очень близко. Ты пишешь, что получила за трудодень по 500 гр. Неужели потом тебе больше ничего не дадут? 500 гр.- это наверно только аванс, а осенью еще должны дать расчет как и другим, то есть членам колхоза. Табак ты посади. Довольно покупать всякую дрянь. Может быть и осенью табак будет дорог. Пиши мне, что ты посадила в огороде и как все это растет? Я писал Ивану Васильевичу о том, чтобы он послал мне от Афанасьева и Киселевой рекомендации для вступления в партию. Не знаю, пришлет он или нет. Я был в городе у Наговицына Алексея Афанасьевича - бывшего зав. районо и работника Наркомпроса. Наговицын обещал поручиться, только надо получить 2рекомендации из Глазова или из Сыги от членов партии. Писал об этом же Павлу Яковлевичу. Но люди, видимо, знать не знают меня и ничего не писали. Неужели они меня не знают? Очень быстро забывают своих помощников и работников. Напомни- ка об этом Ивану Васильевичу. Они, видно, думают, что я больше не вернусь, а вот не пройдет и года, я вернусь и снова буду учителем. Тогда я с ними поругаюсь за молчание. Сейчас мы усиленно изучаем военное дело. А живем в лесу. Везде так красиво, поют птички. Тепло. И хочется домой работать на поле или в огороде. Но война. Ничего не поделаешь. Сейчас я вздумал написать письмо старику-отцу в Лучиквай. А вдруг он по-стариковски притащит мне табаку или сухарей. Ведь он лапти плетет. Может еще раз выручит меня. Ну, живите хорошо. Будьте здоровы. Обними за меня Женю, Элю, Калю. Они меня, может, забудут, а мое сердце наполовину дома, и я пойду на фронт защищать вашу спокойную жизнь. До свидания. Адрес: Ижевск. Почтовый ящик 87/15. Привет Бельтюковым и всем учителям, которых увидишь. Любящий вас Александр - отец своих детей и твой супруг. 7 июня 1942 года, 10 час.вечера. [ЦДНИ УР, ф.4956, оп. 1, д.578, л.л. 11-13.]

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

ПИСЬМО № 20. Написано на почтовой открытке 21 августа 1942 г.

Здравствуй, Феня! Не беспокойся обо мне. Пока жив, здоров и сыт. Нахожусь на южном фронте, на правом берегу Дона на Воронежском участке фронта. Мы здесь тесним врага, не даем ему подойти к Дону. Адрес мой изменился. Пиши мне по адресу: Почт. Полевая ст. 891, 81 гвардейский стрелковый полк, 2 рота автоматчиков, Пономареву А.Я. Деньги я просил, но мне их сейчас не надо. Не посылай. Привет всем. [ЦДНИ УР, ф. 4956, оп. 1, д.578, л.л. 29, 29 об.]

ПИСЬМО № 21

Здравствуй, Феня! Я в августе, числа 20 написал тебе открытку и одно письмо, но ты, наверно, не получила эти письма. Это письмо я пишу тебе 3 сентября 1942 года. Затем, в каком-то письме я у тебя просил 150 руб. денег. Денег мне сейчас совсем не надо. Не посылай. Наоборот, я сам тебе послал числа 28 августа 100 рублей накопленной красноармейской зарплаты. Сейчас я нахожусь в Воронежской области на фронте. Меня из девятой роты перевели во вторую роту автоматчиков. На днях получил вместо винтовки автомат. В боях был уже 2 раза. Сейчас находимся километрах в 7-ми от фронта. Питаемся хорошо. Если не хватает красноармейского пайка, то варим картошку. Мы здесь пока гоним врага. Немцы выгоняют мирное население с собой насильно. Деревни остаются пустые. Везде разбросаны вещи, посуда, одежда и т. д. Огороды не убраны. И вот нам разрешили варить то, что осталось в огородах и на полях, потому что иначе все равно это погибнет без уборки. Часть урожая с полей и огородов убирают наши хозяйственные части. Табака дают достаточно, кроме того, сушим в свободное время оставшуюся самосадку. Одним словом, этот месяц август я провожу сытно. Пока жив, вполне здоров и одет. Погода здесь пока стоит хорошая. Сначала жили в лесу в окопах, а теперь пока живем в деревне в хате. Можно много написать, но всего не напишешь. Я, после перехода во вторую роту авто-

Касимов Р.Н. Фронтовые письма как источник для патриотического воспитания.

//Негаснущие звёзды/ Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 1 (26). 2015, С. 45-63 Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

матчиков, перестал от тебя получать письма. Пиши письма теперь по новому адресу, а именно по такому: Действующая Армия, полевая почтовая станция 891, 81 гвардейский стрелковый полк, 2 рота автоматчиков, Пономареву А.Я. Я потерял адрес Егора Степановича, Напиши в письме этот адрес снова. Рекомендацию в партию, которую ты получила от Афанасьева, не посылай. Здесь, на фронте, в партию принимают по местным рекомендациям. В самый последний раз я получил от вас 2 письма, одно от тебя, а другое Калино. Очень обрадовался, что Каля сам работает в колхозе и получает паек. Это здорово, он у меня молодец! Вот, рано или поздно разобьем немцев. Я вернусь домой и заживем снова. Пиши мне подобно о своей жизни, о горе и радостях. Это мне интересно. Не беспокойся, если от меня не скоро получишь следующее письмо. На фронте писать не всегда можно. До свидания. Привет милым и дорогим детям Кале, Жене и Эле. Хочу их видеть, но не могу. Привет учителям. Ваш муж и отец А.Пономарев. [ЦДНИ УР. Ф. 4956, оп. 1, д. 578, л.л. 1-3 об.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.