Научная статья на тему 'Французская школа в эпоху становления третьей Республики'

Французская школа в эпоху становления третьей Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ БРАТСТВА / ОБЩИНА / СВЕТСКАЯ / БЕСПЛАТНАЯ / ЗАКОН ГИЗО / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНАЯ КОМИССИЯ / КАТОЛИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / GIZOT'S LAW / RELIGIOUS BROTHERHOODS / COMMUNITY / SECULAR / FREE / REPUBLICAN SCHOOL / SCHOOL BOARD / CATHOLIC SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахабова А. А.

Статья посвящена становлению французской школы и образования во второй половине 19 века. Благодаря вмешательству государства школьное образование стало обязательным, светским и бесплатным. Строились новые школы, создавались школьные комитеты и появилась вся необходимая школьная инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH SCHOOL IN THE PERIOD OF FORMATION OF THE THIRD REPUBLIC

The article deals with the formation of school and education in France in late 19 century. Thanks to the interference by the state, school education became compulsory, secular and free. There were built new schools, there were created school committees, it was created all the necessary school infrastructure.

Текст научной работы на тему «Французская школа в эпоху становления третьей Республики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGY

Васюков О. Г.

Кандидат педагогических наук, Самарский государственный архитектурно-строительный университет; ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ФИСТ

Аннотация

Проводится исследование ценностей студентов факультета информационных систем и технологий с целью определения тенденции их развития.

Ключевые слова: Ценности, мировоззрение, ценностные ориентации.

Vasyukov O.G.

Ph.D., Samara State University of Architecture and Civil Engineering;

TRENDS VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH FISTO

Abstract

A study of values students of information systems and technologies to determine their development trends.

Keywords: values, attitudes, values.

Ценностные ориентации человека определяют его мировоззрение, поведение, цель и смысл жизни. Знание ценностных ориентаций молодежи позволяет предлагать меры по закреплению одних и направлению в русло гуманизма других.

Исследования российских ученых последних лет устойчиво свидетельствуют об ориентации молодежи на частную жизнь. Доминирующими в системе ценностей становятся материальное благополучие и ценности индивидуального характера. Рассмотрим результат исследования ценностных ориентаций студентов ФИСТ. Был проведён опрос студентов трех возрастных категорий, всего 75 человек. Им было предложено проранжировать следующие ценности при ответе на вопрос: «Чего бы Вы больше всего хотели добиться в жизни?»: Семейного счастья, Богатства, Власти, Славы, Покоя и возможности ни во что не вмешиваться, Иметь возможность реализовать свой талант, Быть свободным и независимым, Сделать карьеру, Стать квалифицированным специалистом, Принести пользу человечеству и своей стране. Нас интересовали тенденции развития двух ценностей указанных в таблице.

Варианты ответов \ возраст 16-17 лет 18-20 лет 20-22года 16-22 года

Стать квалифицированным специалистом 25 27 26 26

Принести пользу человечеству и своей стране 12 31 24 22

Увеличивается значение ценности «Принести пользу человечеству и своей стране»: - (22%), однако из таблицы видно, что эта ценность набрав на 2 и 3 курсе хорошие темпы роста - на старших курсах снижается. Факультету следует создавать все условия, чтобы на 4 и 5 курсе ценность этих ориентаций не снижалась, а росла. Необходимо и в вузе придавать огромное значение ценности образования как фактора, повышающего стартовые возможности молодежи на рынке труда, обеспечивающего интересную, творческую работу. Отношение к образованию является показателем развития культурного уровня молодежи. Высшее образование - одна из важнейших составляющих социокультурной сферы. Достигнутый уровень образования не только отражается на образе мышления и характере поведения человека, но и открывает ему соответствующие возможности социокультурного самоопределения. Таким образом, рассмотрев тенденции изменения ценностных ориентаций можно сделать следующие выводы: система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер; К тому же современное общество характеризуется нестабильностью системы ценностей и ценностных ориентаций.

Литература

1. Бездухов В.П. Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущее учителя. - Самара: СамГПУ,2001.-163с.

2. Волчков Е.Е. Формирование ценностного сознания курсантов в процессе обучения в юридическом институте министерства юстиции. - Авторефер. Дис.канд. пед. Наук. - Самара, 2002. - 24с.

Вахабова А.А.

Кандидат педагогических наук, доцент, кафедры «Иностранные языки» ФГБОУВПО «Волгоградский ГАУ» ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация

Статья посвящена становлению французской школы и образования во второй половине 19 века. Благодаря вмешательству государства школьное образование стало обязательным, светским и бесплатным. Строились новые школы, создавались школьные комитеты и появилась вся необходимая школьная инфраструктура.

Ключевые слова: религиозные братства, община, светская, бесплатная, закон Гизо, республиканская школа, школьная комиссия, католические школы.

Vahabova A.A.

PhD in Pedagogy, associate professor, Volgograd Satate Agricultural University FRENCH SCHOOL IN THE PERIOD OF FORMATION OF THE THIRD REPUBLIC

Abstract

The article deals with the formation of school and education in France in late 19 century. Thanks to the interference by the state, school education became compulsory, secular and free. There were built new schools, there were created school committees, it was created all the necessary school infrastructure.

Keywords: religious brotherhoods, community, secular, free, Gizot’s law, republican school, school board, catholic schools.

Рождение школы нового образца

19 век для французского образования является знаменательным. Это век когда появилась целая сеть начальных школ в общинах в стенах, которых началась борьба с неграмотностью. Государство принимало для этого решительные меры: Закон Гизо от 28 июня 1833 г. вменяет в обязанность каждой общине с численностью более 500 жителей открывать начальные школы для мальчиков; З-н Фаллу от 15 марта. 1850 г. обязывал общины с численностью жителей более 800 открывать начальные школы для девочек; по закону от 1 июня 1878 года каждая община должна была построить школу и, наконец, благодаря закону Ферри от 1881 и 1882 гг. школа стала бесплатной, светской и обязательной.

Еще до закона Ферри и Г обле Лион, как и Париж, перевел свои школы на светский тип образования. Вытесняемые народными школами религиозные братства создавали частные школы зачастую бесплатные, которые составляли конкуренцию светским школам. В 1880 г. в Лионе больше трети детей обучались в частных школах религиозных братств. На местах конкуренция между народными светскими школами и частными католическими школами была очень сильной и существенно влияла на школьную политику муниципалитетов. Закон от 7 июля 1904 г запретил всем католическим школам образовательную деятельность. И тогда частные школы потеряли большинство своих учеников, несмотря на свое преобразование в свободные католические школы.

5

Республиканская школа, которую мы знаем сегодня, зародилась у истоков Третьей Республики. Школа того периода должна была стать проводником двух основных идей: поднять уровень знаний будущих рабочих и работниц для бурно развивающейся экономики; способствовать укреплению Республики готовя просвещенных и образованных граждан.

Народная школа это школа, которая охватывала широкий круг детей ткачей, ремесленников, рабочих металлургических заводов, химической промышленности и все больше и больше детей служащих. Дети торговцев, мелких промышленников и дети свободных предпринимателей не обучались в школах Ферри. По достижении 7 летнего возраста они посещали небольшие платные народные или частные классы лицеев до шестого класса. Школа Ферри была народной, однако в ней слабо прослеживались идеи бесклассовости.

Количество учащихся во французских школах в то время варьировалось между 4 800 000 и 6 200 000. В Лионе в народных школах обучались от 30 до 40 тысяч детей: столько же девочек, сколько и мальчиков. Классы были переполнены, в некоторых из них число достигали 80 учеников и это несмотря на строгие нормативы; 60 детей на элементарных курсах, 50 средний курс и 40 высшие курсы.

Несмотря на закон об обязательном среднем образовании много детей не посещали регулярно школу. Работа на ткацких станках на дому, в поле, поддержка семей, да и просто бродяжничество было очень сильно распространено в Лионе. Школьная комиссия, состоящая из добровольцев, при поддержке муниципалитетов выявляла злостных прогульщиков и порой при помощи полиции заставляла их посещать школу, пытались всеми способами убедить родителей в необходимости образования. Однако находились такие родители до которых не доходили никакие доводы и после отмены государственных пособий для малоимущих ситуация стала меняться в положительную сторону

По указу от 1835 г в школах было обязательное раздельное обучение мальчиков и девочек. В деревнях из-за экономических соображений разрешали совместное обучение. В городах необходимо было строгое разделение мальчиков и девочек: были раздельные входы для мальчиков и девочек, школьные коридоры тоже были отделены. И только детские сады были совместные. Школьные программы были одинаковы для мальчиков и девочек за исключением уроков труда: мальчики работали с деревом и железом, девочки шили, вязали и чинили белье.

По четвергам муниципалитет организовал для мальчиков продленку, где они занимались чтением, рисованием, пением, прогуливались, играли и изучали кинематографию. Девочки посещали муниципальную мастерскую, где они практиковались в шитье и починке одежды.

Подготовка школьных учителей

Начиная с закона Гизо и на основании закона Поля Берта были заложены первые предпосылки строительства Эколь Нормаль для обучения мужчин учителей, а затем и женщин. Эколь Нормаль для учителей женщин была построена на бульваре Круа-Русс в начале 1880. Высшая школа для обучения мужчин учителей находилась в Вильфранш сюр Саон, до того как ее перевели на бульвар Круа- Русс. И, тем не менее, не все учителя выходили из стен Эколь Нормаль. На пике популярности профессии учителя в период перехода школ к светскому образованию в 1879-1880 гг. и закрытия католических школ в 1904 г. Эколь Нормаль не могла обеспечить достаточным количеством учителей, и Академия призвала под свои своды не попавших в Эколь Нормаль выпускников из Высшей начальной школы Лиона. Департамент Лиона выплачивал своим преподавателям больше зарплаты, чем в других департаментах Франции. Городские власти действительно проводили политику повышения зарплат учителей в начале 1880 г. Директор школы мог получать до 3000 франков в год, а его заместитель 1600 франков. Учителя - женщины получали зарплату на порядок больше чем мужчины. Все учителя в 1889 г получили статус государственных служащих и получали зарплату из бюджета больших городов.

Школьные учителя начинали свою карьеру далеко от Лиона в деревнях. Затем они могли перебраться в школы в окрестностях города рабочие кварталы Жерлан и Монплезир, так называемые транзитные зоны для большинства учителей, и, только после этого могли претендовать на место в школах респектабельных районах города; Бротто, Гиллотьер и Прескиль. Они получали в деревенских школах неоценимый опыт борьбы с не посещаемостью, недисциплинированностью и работы в переполненных классах с учащимися разных социальных слоев.

Учителя считались ключевыми фигурами успешного развития школы. Особенно большое значение придавали назначению директоров, которых приглашали в Лион из деревень, чей стаж работы должен составлять не менее 20 лет. Они принимали активное участие в становлении и укреплении республиканской школы нового типа. Особенно большим спросом пользовались учителя продлённых групп, внеклассных занятий и воспитатели детских садов.

Школьная столовая

Наличие в школе столовой было не обязательным условием. Она появилась из-за необходимости и по желанию муниципалитета отреагировать на все возрастающий спрос. Школьники по началу приходили на занятия с обедом, который они были вынуждены съедать на ходу в коридоре или во дворе школы.

Столовая стала постоянной константой школьной жизни и учащиеся стали получать вместо перекуса на скорую руку полноценные обеды. Ученики расплачивались в столовой картами, которые выдавались ученикам в зависимости от зарплаты их родителей.

День учащегося начинался в восемь часов утра, прерывался полдником и обедом в 11.00 и 13. 00 и продолжался до 16.00. Такой школьный распорядок был обусловлен тем, что рабочий день родителей составлял 10 часов. Муниципалитеты, боясь, что школьники могут, оставаясь без присмотра родителей оказаться в неблагоприятной среде, создали в 1879 году в школах службу присмотра за учащимися с 16.00 до 18.часов. Созданная в 1897 году служба при муниципалитете отвечала за доставку горячих завтраков, за счет школьных средств, учащимся с 6. 00 до 8 часов утра. Общество действительно очень заботилось о детях служащих.

По окончании начальной школы большинство детей шли на биржу труда. Элита начальной школы, те, кто получил сертификат могли продолжить учебу в высшей начальной школе или дополнительных курсах, технических или профессиональных школах. По окончании этих краткосрочных курсов выпускники могли найти работу в администрации, в коммерции, в образовании или в индустрии.

Очень редко дети шли в лицеи из-за длительности обучения, дороговизны и оторванности от учебных программ в средней и высшей ступени начальной школы. По окончании лицеев учащиеся шли в университеты, чтобы начать карьеру учителя или научного работника.

Строительство школ

Строительство новых школ стало символом молодой Республики. В Лионе было построено 40 школьных ансамблей с 1876 г. вплоть до Первой Мировой Войны, которые существенно изменили облик города. Выделяя колоссальные деньги для строительства этих зданий, муниципалитет тем самым показывает, какое важное значение он придает народному образованию. Школа стала, таким образом, инструментом способствующим укреплению авторитета Республики в городе и одновременно открытым и популярным местом, где могли собираться горожане из трущоб. Это определенно было новое, чистое и современное здание, куда приходили дети из народа, которые жили в халупах, чтобы получить образование.

6

Отдавая дань уважения многочисленным распоряжениям министерств относительно строительства школьных зданий, такой большой город как Лион, мог позволить себе выйти за рамки готовых макетов в 1870-1880, чтобы сконструировать школьные здания каждый раз нового образца. Роль муниципального архитектора Абрахама Ирша в в этом процессе весьма значительна. Под его руководством построены четыре школьных комплекса с 1876 по 1880 гг. на бульваре Круа-Русс, на авеню Бертоле, на улицах Буссе, и Жарент. Школы в Лионе построены в умеренном, но очень импозантном стиле и приспособлены к приему под свои своды от 700 до 1000 учащихся.

Строительство школьных комплексов в определенной мере оказывало положительное влияние на облик бедных кварталов, так как возводились новые здания, которые значительно изменяли внешний вид городских окраин. Вокруг школьных комплексов возникали новые улицы, на пустынных окрестностях воздвигались новые здания, прилегающие участки облагораживались.

Школьная архитектура на рубеже двух войн отдавала предпочтение функциональности. Существовали директивы относительно строительства школ от 1887 года, которые еще соблюдались. Архитекторы того времени придавали большое значение внешнему облику строящихся зданий, прилегающих территорий, материалу из которого сооружались эти здания и даже типу крыши.

Школа имела сакральное значение для молодой Республики. Из-под ее сводов должны были выходить высокоинтеллектуальные граждане с тонким чувством прекрасного. Наряду с традиционными предметами вводились в школе и новые психолого-педагогические науки. Под влиянием этих прогрессивных веяний и возникли новые реформаторские идеи в конструировании крыш. Они стали превращаться в крыши-террасы, где было много света, солнца, простора, олицетворяя собой основные постулаты Республики; стремление к новому, светлому, необычному и неизведанному.

В школах по закону от 1883 г. и по декрету от 1887 г. коммуны и департаменты должны были ввести должность медицинского работника. Однако это постановление не носило обязательный характер, и государство оставляло право выбора за местными органами самоуправления, вплоть до января 1950 года.

Таблица 1 Начальная школа Лицей

18 лет Выпускной класс 1-ый класс

16 лет Высшая начальная школа (EPS) Дополнительные курсы (CC) Техническая или профессиональная школа (EPN) 2- ой класс 3- ий класс 4- ый класс 5- ый класс 6- ой класс

13 лет Начальная элементарная школа 5- ый класс 6- ой класс

Элементарные классы лицеев

6 лет 2 года Детский сад

Школьные программы.

Школьные учителя передавали свои знания и опыт ученикам, педагогика как наука была однообразной, а содержание образования утилитарным. Каждый год повторялись и закреплялись одни и те же сведения.

И только закон от 28 марта 1882 года в своей первой же статье определил содержание образования: «Моральные и общественные науки, чтение и письмо, язык и элементы французской литературы, география и в частности география Франции, история и история Франции, уроки права и политики экономики, основы физико-математических и естественных наук, основы сельского хозяйства, основы гигиены, основы ведущих профессий, рисование, моделирование, музыка, гимнастика, для мальчиков - основы военного дела, для девочек - шитье».

Каждая следующая реформа учитывала опыт предыдущих законодательных актов. Тем самым соблюдался принцип непрерывности и преемственности.

Первым официальным документом об окончании школы был Сертификат об окончании начальной школы, который подтверждал документально определенный объем знаний, полученный учащимся в школе с 7 до 13 лет. Он позволял работать выпускникам в административных и публичных учреждениях.

Литература

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Разд. 2. М ., 1981.

2. Albertini (Pierre) L’Ecole en France (XIX-XX siecle) ed. Hachette, 1992.

3. Aries Philippe: L'enfant et la vie familiale sous l'Ancien Regime, ed. du Seuil., 1973.

7

4. Prost Antoine: Histoire de l'enseignement en France (1802-1967), ed.Armand Colin., 1968.

5. G. Morry: La pedagogie. Theories et pratiques de l'antiquite a nos jours, ed. Boucheville., 1996.

Жумабекова А.Л.1, Нурлыбекова А.Б.2

'Магистрант, Южно-Казахстанский государственный университет; 2Д.п.н., профессор, Южно-Казахстанский государственный

университет

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ.

Аннотация

В статье рассмотрены задачи которые появились с внедрением новых информационных технологий в систему образования. В связи c развитием общества, прогрессами в сфере научной техники, и некоторымы проблемами с которыми мы сталкиваемся каждый день системе образования требуется найти новые пути и типы обучения. Новые информационные технологии сильнейшее средство для развития интеллектуальных возможностей.

Ключевые слова: новая информационная технология, система образования, информатизация, научная революция.

Jumabekova A.A.1, Nurlibekova A.B.2

'MA student; 2Doctor of Pedagogy, South-Kazakh State University

TENDENTIONS OF MODERN EDUCATION EXPANSE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGHER SCHOOLS.

Abstract

It requires to search new ways and types of teaching in the system of education, according the development of society, progresses in the sphere of scientific techniques, and some cases that we are facing in everyday life. New information technology is a very strong source for developing intellectual abilities..In this article we indicate the tasks that appeared in the Education System according to the implantation of new technologies

Keywords: new information technology, Education System, informatization, science revolution.

World education system, the foundations of which were laid down about 200 years ago, in the last decade comes in contradiction with the requirements of life in society demands. These differences are so sharpened that it is known as the crisis of education.

One of the most important factors in the success and development of the education system is its integration into the global system, which solution can only be a total computerization of the entire education system of the country.

As a result of the informatization of higher education must be achived global rationalization of intellectual activity in society through the use of new information technologies with a view to radical improving the efficiency and quality of training to the level of information culture achieved in developed countries, that is, training with a new type of thinking, the relevant requirements of the post-industrial society[1]

Ensuring reproduction of scientific knowledge, culture and the man himself, as the perceiving individual's high school has a distinctly expressed down its own objectives, which ensure solidarity and joint activities of the academic community, it's ability to enrich the knowledge of new generation, rising to a higher level their common scientific, professional and information culture.

The transition to the market economy of human capital knowledge shifts the emphasis in high school. Its vocational and occupational guidance, massive training in the spirit of the narrow "executors" has ceased to meet the needs of social production.

Requirements for scientific and creative potential has sharply increased. Instead of the large amount of narrow professional staff, market economy requires frames with a broad education, information culture and flexible thinking.

Progress of information are not possible without the required level of information culture, both within society and the individual personality. This subject is not yet developed in global and domestic science.

There are different approaches to informatization and information culture of science fields (bibliographers, information science, philosophers, philologists, historians, sociologists and others) and different conceptual orientations.

According to Russian scientists for further overall development need productive mutual adaptation of society and education, without the widening gap between them might be destroyable both to the educational system and society in general. The education system can no longer be sustained in a stormy maelstrom of social change.

The experience of countries implementing the breakthrough to the post-industrial civilization, shows that the factors in the system forming structure and organization of modern education, the critical role of information technology. The new education system is under the influence of economy, administrative structures, learning theories, philosophical ideas about the essence of education and all of these factors are closely interrelated and the interaction between the information technology which plays a creative role in the field of education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Under the influence of information technology is the development of new objectives, principles, methods of education.[3, p. 10].

Analyzing the crisis in education, F. Coombs wrote to colleagues with words which are still relevant: "we should make every effort to put an end to that situation, when everybody and everywhere strongly encouraged the idea that everything new in education will certainly be in the second grade " [2, s. 19]. These words are especially important when it comes to new technologies in learning.

The development of new educational technologies is often equated as the use of machinery and equipment, machines in the learning process. But this understanding of the technology seemed too narrow.

The term "education technology " must be understood as the totality of methods, tools and systems that are involved in the learning process and contribute to the functioning of the education system.

Currently, the use and introduction of new information technologies allows to translate into reality the idea of education and see this process as another educational revolution.

This is because the essence of modern information revolution is not technological development and a radical improvement of intellectual abilities of people.

New information technologies provide powerful tools for the development of mental abilities. They allow to efficiently handle large amounts of information, with the help of the desktop publishing systems to publish printed works quickly, store and retrieve information in databases, communicating through a temporary telecommunications, and this is very helpful in the learning process. However, the revolutionary changes in education are mainly related to the fact that new information technologies are changing the nature of the thinking and the essence of the process of education.

New information technologies are radically changing the ways implementation of mental operations. First, they alter the ways of submission information, that is the perception of the problem; secondly, they change the methods of analysis, studies; thirdly, as they affect the performance and methods of the research problem so they could change the way a decision. [4]

Thus, new information technologies appear as new intellectual tools,affecting the essence of education.

New technologies offer tremendous opportunities for the introduction of elements of games, fun in the learning process that can greatly raise its effectiveness

The most important characteristic of the new technologies, their impact on revolutionizing education, is a way of presenting information.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.