Научная статья на тему 'Фрактальные судьбы человечества и квантово-нелокальный потенциал социума'

Фрактальные судьбы человечества и квантово-нелокальный потенциал социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
277
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрактальные судьбы человечества и квантово-нелокальный потенциал социума»

ФРАКТАЛЬНЫЕ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КВАНТОВО-НЕЛОКАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИУМА

Данилевский И.В.

Известный специалист в области медицины и ее философских аспектов С. Ситько развивает в своих работах представление о человеке как о макроскопической квантовой системе. Остается неясным, указывает он в (3. С. 518), каким образом осуществляется синхронизация процессов, происходящих в миллионах миллионов клеток тела. Экспериментальные результаты и огромный, как он пишет, клинический опыт, «легли в основу моего понимания роли когерентных электромагнитных волн организма в реализации его генетической целостности и обеспечении многообразной дифференциальной устойчивости живого» (3. С.519). Проблема же

«реальности квантово-механической целостности макроскопического объекта тесно связана с возможностью существования в нем унитарного нелокального самосогласованного потенциала (выделено нами - прим. авт). В обычных условиях твердого тела существование такого потенциала невозможно. Именно поэтому макроскопическая физика, как правило, имеет дело .... с квантовыми эффектами, когда создаются экстраординарные условия, например, сверхпроводимости, сверхтекучести....» (3. С. 520). И далее С.Ситько приводит данные по изучению так называемых «меридианов» в китайской акупунктуре, резюмируя их следующим образом: «В рамках данного подхода наличие меридиана само по себе является достаточным доказательством существования нелокального, самосогласованного электромагнитного потенциала в целом и, следовательно, существования эффективных дальнодействующих сил, обеспечивающих квантовомеханическую целостность организма....» (3. С. 521).

Мы согласны с этим. Но если факты свидетельствуют о существовании данного нелокального квантово-механического потенциала у человека, то почему нельзя предположить, что точно такой же потенциал есть и у общества? Тем более, что общество очень часто и, на наш взгляд, совершенно обоснованно называют своеобразным организмом?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ряд некоторых весьма любопытных, на наш взгляд, явлений и процессов.

1. Безумие и разум. История безумия в неклассическую эпоху

Название данного подраздела, как очевидно, - перефразировка не нуждающейся в представлениях книги Мишеля Фуко. Но в отличие от Фуко, который рассматривал исторически сменяющие друг друга формы трактовки безумия и отношения общества к тем, кто по разным причинам считался безумным, мы сейчас предлагаем обратить внимание на факты, которые еще не попадали в поле зрения специалистов по социальной философии.

Наверное, каждый исследователь социальных процессов, даже имеющий самые серьезные претензии и к теории Фрейда в частности, и к теориям бессознательного вообще, не сможет не согласиться с тем, что такое явление как сумасшествие, процесс превращения нормального человека в душевнобольного, протекает в первую очередь, если не исключительно, на бессознательном уровне. Особенно - в случаях, когда шизофрения развивается как бы сама собой, без всякого внешнего травмирующего психику давления. Именно в связи с этим нельзя не сказать о тех странных фактах, которые зафиксированы статистикой в психиатрии:

1) В первый год войны с СССР, за период со второй половины 1941 по первую половину 1942 гг. по миру наблюдалось не увеличение, как ожидалось, а незначительное снижение прироста числа психических заболеваний, причем это одновременно происходило как в Ленинграде, так и, скажем, в Нью-Йорке (См.: (4. С. 48), (5. С. 214)).

2) Графики динамики темпов прироста госпитализации больных в самых разных зарубежных странах за период с 1910 по 1963 гг. показывают, что за период с 1930 по 1940 год идет резкое синхронное во всех этих странах увеличение их числа, а за период с 1940 по 1950 идет столь же резкое синхронное их падение (5. С. 213).

3) Наконец, самое главное. Средние уровни распространения возникновения шизофрении и маниакально-депрессивных психозов, а также так называемых эндогенных психозов в 15 различных государствах за период с 1900 по 1969 гг., включая и воюющие, и почти не затронутые войной страны Европы, а также находившиеся в наиболее выигрышном положении Соединенные Штаты Америки, на графиках идут совершенно параллельно друг другу (5. С. 150). Конечно, когда подобное происходит в течение двух-трех лет, это может быть случайностью. Но когда такое происходит в течение семидесяти лет подряд, это заставляет задуматься.

Ни один из этих фактов, особенно последний из них, по каким-то причинам никогда не становился предметом пристального анализа со

стороны специалистов по социальной философии. А между тем здесь мы явно сталкиваемся с ситуацией «невидимой подстройки» - подстройки бессознательных сфер людей, склонных к соответствующим заболеваниям и следующих при этом каким-то своим собственным ритмам, не поддающимся обычным «экономико-социологическим» объяснениям.

2. Закон Ципфа-Парето

Один из основоположников классической теории элит Вильфредо Парето вошел в историю науки и как экономист. Наблюдая продолжительное время за работой сотрудников на различных предприятиях, в том числе и владельцев-менеджеров последних, он пришел к выводу, что во всех случаях, чего бы ни касалось дело, восемьдесят процентов всей работы делают лишь двадцать процентов работников. Выведенное соотношение - 80 на 20 - он применял и в других ситуациях (20 процентов клиентов дают 80 процентов прибыли, и именно эти 20 процентов вы должны холить и лелеять; в макроэкономике 80 процентов всех богатств принадлежат 20 процентам населения, и др.).

Такова популяризированная версия открытия Парето, которую часто можно встретить в различных книгах по экономике и менеджменту; обычно при этом еще добавляется, что данное открытие выдающегося итальянского ученого сегодня называют «золотым правилом», или «золотой пропорцией» Парето. На самом деле все существенно тоньше и одновременно сложнее. Во-первых, трактовка правила Парето как отношения восьмидесяти к двадцати - упрощение вошедшей в математическую статистику конкретной формулы, в знаменателе которой есть аргумент, возводимый в показатель степени «альфа». Парето установил, что, например, для распределения доходов он приблизительно равен 1,5. Во-вторых, подобное изложение идей Парето вовсе не означает, что хронологическая последовательность его открытий была именно такой. Скорее всего, изначальный толчок к этим исследованиям дало как раз изучение статистических данных о подоходном налоге. Парето обнаружил, что и в Пруссии, Саксонии и Англии XIX века, и в Перу XVIII века, и во Флоренции эпохи Ренессанса зависимость между числом людей, обладающих определенными доходами, и величиной их доходов - одна и та же. Незначительно варьируется только показатель «альфа» (См.: (6. С. 7-8)), что и было отражено в популяризированной версии этого закона - примерно 80 на 20. Интересный, обращающий на себя внимание факт: впоследствии выяснилось, что точно такой же показатель степени в формуле Парето характерен для распределения гравитационной

плотности звездных систем (!). А спустя достаточно продолжительное время после В.Парето последовала целая серия новых открытий аналогичного свойства.

В 1922 году английский ученый Уиллис исследовал статистику для распределения биологических родов по количеству в них биологических видов и получил такое же распределение, в котором показатель «альфа» был равен 0,5. В 1926 году американский математик Альфред Лотка подсчитал число ученых, написавших одну, две и т. д. статьи, приведенные в реферативном журнале по химии за десять лет, и опять получил аналогичное распределение, в котором вышеупомянутый показатель равнялся единице. После работы самого Лотки подобные подсчеты распределения научной продуктивности производились многократно на самом разном статистическом материале; постоянство, с которым подтверждался этот закон, привело к тому, что закон Лотки вскоре можно стало проверять на публикациях, посвященных закону Лотки (См.: (5. С. 8-10)).

В 1949 году американец Дж. К. Ципф обобщил свои начатые в 30-х исследования по применению изначально выведенной В. Парето общей формулы к языку и массе других социальных явлений, в результате чего внесенный им вклад в разработку и в каком-то смысле пропагандирование данных закономерностей привел к тому, что сегодня гиперболические закономерности в общем виде называются по имени этого ученого «ципфовскими». Он представил формулу Парето в несколько ином, так называемом «ранговом», виде в отличие от «частотного» представления самого Парето. Например, по отношению к языку Ципф действовал следующим образом. Для конкретно взятого литературного текста («Улисса» Джойса, американских газет и др.) выписывается последовательность всех различных слов в порядке уменьшения частоты их встречаемости, а самому частому слову приписывается ранг, равный единице. Сопоставление частоты встречаемости каждого слова с величиной его ранга и приводит к вышеуказанной гиперболической закономерности. Эта зависимость была проверена Ципфом не только для слов литературных текстов (такие исследования были впервые начаты Эсту в 1916 году), но и для фонем, слогов и даже китайских иероглифов (!). Нельзя не вспомнить здесь и про закон Юла - число значений слова в тексте изменяется как корень квадратный из его ранга (7. С. 141). Закон, между тем, совершенно поразительный: получается, что, несмотря на бытующие

представления о невозможности количественно измерять смысл, значение и т.п.

вещи, не говоря уже о постмодернистских взглядах на язык и текст, получается, что что-то внутри нас отслеживает частоту использования каждого написанного нами слова (от чего зависит ранг слова), и одновременно с этим взаимоувязывает их с частотами семантики.

Наряду с законом Ципфа аналогичное ранговое распределение для публикаций в научных журналах обнаружил Брэдфорд. Два разных метода анализа данных - частотный (распределения Парето, Уиллиса, закон Лотки) и ранговый (законы Ципфа, Брэдфорда) - представляли как бы две проекции одной и той же реальности. Список стал разрастаться и сегодня его можно продолжать чуть ли не до бесконечности. Подобные распределения охватывали: распределение численности населения в городах, результаты сдачи экзаменов по математике, умение играть в гольф, число владельцев имений (по годовому доходу), принимавших участие в восстании якобитов в 1717 году, и т. д., и т. п.. Все они отличались только показателем «альфа».

В результате теоретики не могли не придти к выводу, что в статистической науке появился новый класс распределений, отличавшийся от распространенных в природном мире гауссовых распределений, имеющих симметричный вид на графике. Новые закономерности, названные гиперболическими, имели резко выраженную асимметрию. На практике это проявлялось, например, так, что 5 % журналов пишут 70 % статей по определенной тематике, из 100 авторов около 10 дают до половины общего числа статей, и т. д., - и получили название «гиперболических» (См.: (6), (8)).

3. Узоры Всемирной истории

Единственный раз нарушая принятую в научных работах традицию, изложим суть данного вопроса, не прибегая к первоисточникам, предполагая его (вопроса) общеизвестность по крайней мере в России. Речь - о так называемой «Новой хронологии» математика А. Т. Фоменко, а также Г. В. Носовского и их сподвижников, о которой было сказано и написано уже более чем достаточно справедливой критики. Безусловно, очень странным выглядело бы то, что исторические персонажи, разделенные столетиями, -это «на самом деле» одни и те же лица, волей недобросовестных историков прошлого превращенные в разные фигуры (можно подумать, не осталось никаких материальных свидетельств, кроме хроник и птолемеевского «Альмагеста» - например, монет с изображениями выдаваемых «новой хронологией» за одно и то же лицо, конечно же, совершенно разных монархов, хотя, конечно, нельзя не признать удивительным тот факт, что

характерные обстоятельства жизни и смерти тех же монархов, период их нахождения на престоле могут совпадать с точностью до года (в некоторых исследованиях, уже не принадлежащих перу Фоменко и Носовского, утверждается, что есть случаи с совпадением с точностью до месяца). Однако научное сообщество своей волной публикаций с условным названием «АНТИФОМЕНКО» (см., например, подробную библиографию в (9)) вместе с грязной водой упорно выплескивает и ребёнка, на существование которого оно, это сообщество, почему-то не хочет обращать внимания. И это -несмотря на то, что в науке для данного ребёнка уже давно существует соответствующий аппарат. Наука по каким-то причинам не хочет видеть очевидного: «Фоменко и товарищи», сами того не желая, с цифрами на руках доказали, что история (по крайней мере, в целом ряде случаев) демонстрирует признаки фрактальности.

Совершенно замечательный пример-опровежение фоменковской хронологии приводит М.Городецкий в (10). Вначале он критикует (справедливо, как нам кажется) «метод распознавания дубликатов», применяющийся Фоменко и его сторонниками; затем находит уже чисто фактологические подтасовки у Фоменко как в годах правления монархов Восточного Римской империи и Империи Карла Великого, так и в персонах, осуществлявших это правление (иногда указывавшиеся Фоменко личности просто имели значительное влияние при дворе, но не были формальными императорами; или же у него имеют место пропуски нежелательных фрагментов). А перед этим Городецкий выстраивает собственный параллелизм, не встречающийся у Фоменко, хотя и практически совпадающий с фоменковскими разработками по числу лет, разделявшему династии средневекового герцогства Наваррского и Швеции Нового времени. В этом параллелизме, как пишет сам Городецкий, «нет ни единого пропуска, ни одной перестановки, династии взяты именно так, как они приведены в справочнике» (10. С. 436). И после этого он замечает: «Думаю, понятно, что, получив такой «параллелизм», я не бросился искать лингвистическую близость шведского и баскского языков» (10. С. 437).

Совершенно правильно сделал М.Городецкий, что «не бросился искать» лингвистическую близость»: сделанное им открытие - это, конечно же, не подтверждение правоты Фоменко - это «всего лишь» фрактал. Жаль только, что даже физики по образованию не придают значения имеющим явный математический характер вещам, о существовании которых они

принципе хорошо знают. К тому же Городецкий, как и другие критики Фоменко и компании, упускают из вида то, что в книгах Фоменко династические параллели «параллельны» не только и не столько в продолжительности периодов правления, сколько в каких-то характерных особенностях биографии, что, собственно, и делает находки Фоменко истинным фракталом человеческих судеб: простое совпадение

продолжительности правления - это тоже немало, но и не так впечатляет, как сходство именно личной биографии и сходство или же полное совпадение имён (скажем, тех же императоров в Византии и империи Карла Великого).

Вывод из сказанного: даже если данные определены не настолько верно, как на том настаивают сами «фоменковцы», это не имеет принципиального значения. Фракталы, эти открытые Бенуа Мандельбродтом самоподобные структуры, все время повторяющиеся согласно одной и той же математической формуле, но не полностью (поэтому и «подобные», но не идентичные), вполне терпят отклонения и в совпадениях судеб династий, и в градусах широты или долготы тех или иных звезд, ориентируясь на которые строят свою «новую хронологию» «фоменковцы». Историки и раньше, еще до появления теории фракталов и «даже» до рождения самого Б. Мандельбродта, обсуждали проблему существования параллелей, иногда просто поразительных, между историческими событиями и политическими лидерами совершенно разных эпох. Именно данное обстоятельство ответственно за то, что проблема существования или же несуществования циклов в истории, которым бы люди, и в первую очередь - ведущие политические персонажи, - подчинялись с необходимостью приливов и отливов (т.е. как неким природным процессам, в силу которых сама человеческая история являлась бы всего лишь неотъемлемой частью истории сотворенного Богом, богами или эволюцией Мироздания) давно занимает почетное место в философии истории и философии культуры. Проблема не в том, существуют ли самоподобные повторы истории, о которых Артур Шопенгауэр мог бы написать работу под названием «Об очевидных узорах в судьбе человечества» - она в том, как объяснить их существование. Ведь ясно, что если, скажем, несколько монарших династий, разделенных столетиями, демонстрируют совпадение не только в формах и методах правления, но и в продолжительности правления, и в характерных биографических особенностях, и в именах конкретных представителей, то в каждой из конкретно-исторических ситуаций, в которых они оказывались, должно было быть синхронизировано с математической точностью

поведение как минимум сотен тысяч людей (подданные самих монархов плюс правители и подданные соседних государств); действия приближенных и конкурентов должны были бы выстроиться таким образом, чтобы в итоге судьбу одного монарха можно было бы (по неосторожности или по причине коммерческого умысла) принять за судьбу другого и объявить, что это один и тот же человек... Мы восхищаемся современными цифровыми технологиями; восхищаемся DVD, SMS и MMS, но не обращаем внимания на то, что для такой точной синхронизации, которая имеет место в Истории, с учетом различных возможных вариантов поведения тех же монархов, их подданных и конкурентов, различных природных факторов в виде одних только стихий и эпидемий, появления непредвиденных обстоятельств в лице самозваных пророков, и т.д. и т.п. «Божественному Провидению», как говорили когда-то, необходим просчет такого количества вариантов (порядка десяти в несколько сотен тысяч степеней), которые ни один современный цифровой компьютер и ни одно их сетевое объединение, будь даже это сам Интернет, не осилит за все время, прошедшее со дня образования Вселенной. Это почему-то никого не удивляет, а исследование, вскрывающее, если его правильно интерпретировать, данное положение вещей, за свои действительно имеющие место сплошь и рядом ошибки и подтасовки загоняется в угол как не имеющее абсолютно никакого отношения к науке.

Остановимся пока на уже приведенных эмпирических примерах. В первом случае больные шизофренией люди на разных континентах ведут себя как единая система: взлеты и падения темпов распространения болезни в разных странах на графике повторяют формы друг друга идеально. Словно математическая, фракталоподобная (на графике это заметно) подстройка заболеваний (а, следовательно, конкретных судеб) людей идет на бессознательном уровне. В случае с законом Ципфа-Парето никак не связанные друг с другом в повседневной жизни люди организуют свою деятельность так, что их результаты затем выстраиваются в соответствии с определенной формулой. Т.е. их подстройка друг под друга тоже каким-то непонятным образом осуществляется на бессознательном уровне!? Закон Парето (Ципфа-Парето), безусловно, тоже является самоподобной структурой, т.е. фракталом. А что происходит в том случае, когда количество слов в тексте оказывается распределенным согласно вполне определенному закону? Очевидно, что такая работа никогда не производится сознательно, а, следовательно, осуществляется

тоже только на бессознательном уровне. Но в этом случае получается, что бессознательное действует словно какой-то компьютер, который: 1)

преобразует любые символы любого языка - английского, русского или китайского - в численную форму; 2) контролирует соотнесенность использования слов с идейным замыслом текста с самого начала его написания и до конца. В третьем случае и вовсе складывается впечатление, что люди лишены свободы воли; что эта свобода - не более чем иллюзия, т.к. их действия через столетия ведет своего рода фрактал - самоподобная математическая структура. Про необходимое просчитывание астрономического количества вариантов, с которым не справятся никакие современные цифровые компьютеры, мы уже говорили выше. Но тогда как объяснить всю данную совокупность фактов?

В нашей книге (11) впервые в научной литературе была развита гипотеза о том, что за существование подобной макроскопической скоррелированности экономических, политических, духовных и др. процессов отвечает квантовая (или же подобная квантовой) нелокальность бессознательных слоев психики людей, в повседневной жизни могущих быть и несвязанными друг с другом. Данная нелокальность, характерная для так называемых «запутанных», или «зацепленных» (entanglement), квантовых систем, мыслилась нами по образцу (именно по образцу, без какого-либо ухода в физический редукционизм) хорошо известного в физике парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена (См.: (12)). Несмотря на существование с 1960-х годов гипотез, обосновывающих, что в человеческом мозге происходят макроскопические квантовые процессы сверхтекучести-сверхпроводимости (См: (13), (14)), что нервная клетка представляет собой квантовый биокомпьютер (См.: (15), и других - например, в настоящее время наибольшей известностью пользуется гипотеза Стюарта Хамероффа и Роджера Пенроуза о том, что тубулиновые микротрубки нейронов обеспечивают существование крупномасштабных квантовых процессов в мозге (См.: (16)), пока не находятся способные убедить в этом скептиков экспериментальные подтверждения данным взглядам. Мы считаем, что дополнительными косвенными доказательствами именно квантовоподобной организации бессознательного «аппаратного обеспечения» мыслительных процессов могут служить факты социального характера - и те, что фиксируются законом Ципфа-Парето, и многие другие, в т.ч. синхронное

изменение уровня заболеваний шизофренией в самых разных странах мира и фрактальные судьбы монарших династий.

Несколько слов о том, что такое квантовый компьютер. Это принципиально новый тип компьютера, который к настоящему времени еще не создан, но теоретическая база к нему имеется уже давно. Главная идея его заключается в следующем: поскольку квантовый объект (например, атом) в отличие от любого привычного для нас объекта способен одновременно находится во множестве взаимоисключающих состояний (да-нет, 0-1 и т.п.), всем этим состояниям можно «поручить» некую вычислительную работу и таким образом сделать параллельный вычислительный процесс, достигнув гигантского выигрыша в скорости для ряда задач - разложения больших чисел на определенные сомножители (используется в шифровании), поиска требуемой информации в огромной базе данных и др. Например, если типичный современный компьютер будет искать нужные сомножители тысячезначного числа десять в двадцать пятой степени лет, то квантовый компьютер решит ту же задачу за несколько часов (!!). Чтобы координировать экономическую или сугубо интеллектуальную деятельность огромного множества людей, необходим как механизм доступа к мыслям (идеям) этих самых людей «в режиме реального времени», так и их практически мгновенное просчитывание и обработку. Поскольку число атомов во Вселенной не превышает десяти в восьмидесятой степени, а задачу перебора десяти в пятисотой степени различных вариантов квантовый компьютер решит за несколько минут (!!) (См.: (17. С. 220-221)), то вопрос - «Если по крайней мере часть нашего бессознательного действует как квантовый компьютер, получая необходимую для обработки информацию с помощью эффекта, зафиксированного парадоксом Эйнштейна-Подольского-Розена (так называемой квантовой нелокальности), то сможет ли такой компьютер (точнее, компьютеры: согласно гипотезе Е. Либермана (15), каждый нейрон - это такой компьютер) просчитать и «усреднить» по ципфо-паретовской формуле деятельность нескольких миллиардов людей?» - становится риторическим. Это будет занимать у него в среднем те же минуты, а иногда и секунды.

Но, кроме того, гипотеза квантовоподобного коллективного бессознательного, обладающего свойствами сети организованных на сверхпроводящих носителях квантовых «компьютеров», почти автоматически влечет за собой предположение о существовании

нелокального самосогласованного потенциала любого данного общества, который мы в работе (11) предложили называть «нелокальным потенциалом социума» (НПС). Такой потенциал с вероятностью, близкой к 100 процентам, действительно существует (что, к слову, означает в этом случае победу холизма в многовековом споре с номиналистами) и регулирует, в частности, распределение богатства и власти, численности населения, информации в ходе интеллектуального поиска, в том числе - выдвижения научных идей как в материализовавшемся, так и в нематериализовавшемся в статьи виде. Правда, здесь возникает вопрос: как он может направлять наши сознательные действия, если мы этого совершенно не фиксируем? Ответ на него в общих чертах прост: механизм его действия аналогичен действию гипноза. Поэтому можно сказать, что не фиксируемая сознанием подлинная основа нашей повседневной коммуникации -квазигипнотическая. Однако подобные утверждения, разумеется, нуждаются в тщательной аргументации. Подробно эти и другие вопросы мы рассматриваем в книге (11).

Литература

1. Квантовая макрофизика. - М.: Наука, Глав. ред физ.-мат. лит-ры, 1967. - 139 с.

2. Квантовые жидкости. Теория. Эксперимент / Капица П. Л., Абрикосов А. А., Халатников А. В. - М.: Знание, 1969. - 32 с.

3. Ситько С. П. Традиции восточной медицины с точки зрения современной науки. В сб.: «Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов». - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 517-525.

4. Хвиливицкий Т. Я. Психиатрическая помощь и психоневрологическая наука в осажденном Ленинграде. В сб.: Советская психиатрия в годы Великой Отечественной войны. - Л.: 1985. - 132 с. - С. 4257.

5. Петраков Б. Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в ХХ веке (Социально-гигиеническое исследование). - М.: Медицина, 1972. -300 с.

6. Петров В. М., Яблонский А. И. Математика и социальные процессы. -М.: Знание, 1980. - 64 с.

7. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973. - 406 с.

8. Яблонский А. И. Модели и методы исследования науки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 400 с.

9. Астрономия против «новой хронологии». - М.: SPSL - «Русская панорама», 2001. - 336 с. - («Антифоменко»).

10. История и антиистория: Критика «новой хронологии» академика А.Т.Фоменко: Анализ ответа А.Т.Фоменко. - 2-е изд., доп. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 576 с.

11. Данилевский И.В. Структуры коллективного бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность. 2-е изд., испр. и доп. - М.: УРСС, 2005. - 374 с.

12. Философские исследования оснований квантовой механики. К 25-летию неравенств Белла. - М.: Философское общество СССР, 1990. - 183 с.

13. Банников В.С., Веденский О.Ю., Ермак Г.П., Колесник О.Л., Шестопалов В.П. Эффект Джозефсона в биомолекулярных структурах. // Доклады АН УССР. Сер. А. - 1990. - №9. - С.46-50.

14. Frohlich H. Long rang coherence and energy storage in biological systems. // Inf. Of Quantum Chem. - 1968. - №2. - Р.56-58.

15. Митина С.В., Либерман Е.А. Входные и выходные каналы квантового биокомпьютера. // Биофизика. - 1990. - Т.5. - Вып.1. - С.132-135.

16. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. Пер. с англ. - М.: Мир, 2004. - 191 с.

17. Дойч Д. Структура реальности. Пер. с англ. - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.