Научная статья на тему 'Фрагмент речевого портрета Б. Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи романа «Доктор Живаго»)'

Фрагмент речевого портрета Б. Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи романа «Доктор Живаго») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
466
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Губарь И.А.

В статье предпринята попытка построения фрагмента речевого портрета конкретной языковой личности. В качестве материала исследования избран синтаксический строй речи романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрагмент речевого портрета Б. Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи романа «Доктор Живаго»)»

ФРАГМЕНТ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА Б.Л. ПАСТЕРНАКА (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ РОМАНА «ДОКТОР ЖИВАГО»)

© Губарь И.А.*

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),

г. Таганрог

В статье предпринята попытка построения фрагмента речевого портрета конкретной языковой личности. В качестве материала исследования избран синтаксический строй речи романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Ключевые слова языковая личность, речевой портрет, роман.

Описание и анализ особенностей стиля художественной прозы - проблема, неизменно привлекающая внимание лингвистов, так как в художественном произведении открывается широчайший простор для проявления авторской индивидуальности, которая выражается в его произведениях на всех языковых уровнях - фонетическом, лексическом и грамматическом. Принципы соединения слов, принципы построения из разрозненных элементов единого целого могут быть чрезвычайно разнообразными. Именно это и формирует неповторимость индивидуального стиля писателя.

Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия - личности. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям видения дискурса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях» [3, с. 56].

Вслед за В.В. Воробьевым, Ю.Н. Карауловым, К.Ф. Седовым и другими учеными под языковой личностью мы будем понимать личность, реконструированную в своих основных чертах языковыми средствами через текст.

Настоящая работа выполнена на материале анализа синтаксиса романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Главной синтаксической единицей является предложение. Именно в нем - его структуре, завершенности, длине усматривается основное различие между речью устной и письменной. «Из всех элементов, сообщающих осмысленность высказыванию, самым могу-

Аспирант.

128

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

щественным является синтаксис, контролирующий порядок, в котором поступают впечатления, и передающий отношения, стоящие за цепочками слов» [1, с. 82].

Также известно, что синтаксический уровень отличается большим по сравнению с другими уровнями языка своеобразием, он теснее других связан с процессами мышления и коммуникации, именно поэтому анализ синтаксического строя речи помогает дать определенное представление о конкретной языковой личности и представить фрагмент ее речевого портрета.

Синтаксический строй речи Б.Л. Пастернака всеми исследователями признается богатым, «усложненным». Соглашаясь с этим мнением, мы провели качественно-количественный анализ употребления различных видов синтаксических построений и отразили результаты нашей работы в следующих таблицах. Все выборки из текста романа Б.Л. Пастернака имеют равный объем - 100 предикативных единиц.

Таблица 1

№ выборки Простое неосложненное предложение Простое осложненное предложение Сложное предложение

1 23 20 26

2 21 28 20

3 28 37 27

4 25 24 25

5 23 19 26

Сумма 120 128 124

Как видно из приведенной таблицы, доля простых неосложненных предложений в общем потоке синтаксических построений 32,3 % по сравнению с простыми осложненными (34,4 %) и сложными предложениями (33,3 %). Если говорить о наиболее предпочтительных способах осложнения структуры предложения, то эти данные можно представить в виде следующей таблицы.

Границы понятия «осложненное предложение» недостаточно четко очерчены в лингвистической литературе. Единого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, в работе мы опираемся на традиционное понимание соответствующего термина, относя к осложненным предложения с вводными и вставными компонентами, обращением, обособленными и однородными членами предложения.

Таблица 2

N° выборки Вставки Вводные конструкции Обращения Обособленные члены предложения Однородные члены предложения

1 - 1 - 8 и

2 - 1 3 8 16

3 - 4 - 12 20

4 - - - 9 15

5 - 1 - 8 10

Сумма 0 7 3 45 82

Семиотика

129

Из конструкций, содержащих вводные элементы (6 % от общего объема конструкций, осложняющих структуру простого предложения), распространены те, которые обозначают авторскую позицию. Например, К Мише он выказывал необъяснимую, вероятно, отраженную и, может быть, не ему предназначенную нежность.

Среди обособленных членов предложения (а они составляют 35,4 % от общего объема конструкций, осложняющих структуру простого предложения) преобладают определения и обстоятельства. Например, Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал.

Особое место в текстах Б.Л. Пастернака занимают сравнительные конструкции. Язык обладает большими возможностями выразить идею сравнения, в том числе и на синтаксическом уровне. В области возможностей простого предложения это, прежде всего, сравнительный оборот. Наиболее распространенные союзы, вводящие сравнительный оборот, - как, словно, подобно: Они стали подниматься к дому, оставляя мокрый след за собой, как две водовозные бочки.

Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее распространенным случаем осложнения структуры простого предложения (57 %) являются ряды однородных членов. Например, Гроб закрыли, заколотили, стали опускать. Он подошел к мальчику и увел его с кладбища. Наиболее часто писатель использует бессоюзное соединение однородных членов предложения и соединение при помощи союза и.

Среди сложных предложений ведущую роль играют сложноподчиненные предложения (48 %) и бессоюзные сложные предложения (21 %). Данные об употреблении различных видов сложных предложений представлены в таблице.

Таблица 3

№ выборки ССП СПП БСП ССК

1 3 12 7 4

2 2 9 5 4

3 3 16 2 6

4 6 12 5 2

5 5 10 7 4

Сумма 19 59 26 20

Синтаксические связи разных типов являются одним из важнейших средств моделирования языковой действительности. В основе выбора способа такого моделирования лежит целый комплекс факторов: авторская целевая установка, ориентация на определенного адресата, учет фоновых знаний участников коммуникации и т.д. Соответственно способ соединения компонентов «языкового события», характер синтаксической связи, наряду с другими языковыми средствами, соотносится со всем комплексом коммуникативно-прагматических факторов и свидетельствует о специфике языковой личности автора.

130

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Среди сложноподчиненных предложений (а их в тексте романа 48 % от общего количества сложных предложений) ведущую роль играют СПП с придаточными изъяснительными, обстоятельственными времени, обстоятельственными условия, места, остальные виды придаточных предложений используются реже. Например, Когда он лежал под кроватью, возмущаясь ходом вещей на свете, он среди всего прочего думал и об этом. Различные комбинации придаточных выполняют разнообразные художественностилистические функции.

Среди средств связи в сложносочиненных предложениях (а их в тексте романа 15,3 % от общего количества сложных предложений) преобладают соединительные и противительные союзы, выражающие соответствующие отношения: Всходило солнце, и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев.

Бессоюзные сложные предложения у Б.Л. Пастернака (а их в проанализированных текстах 21 % от общего количества сложных предложений) чаще всего встречаются с отношениями последовательности или одновременности между частями: На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом.

Сложные синтаксические конструкции занимают значительное место в синтаксическом строе речи романа «Доктор Живаго». В большинстве они строятся с опорой на союзную связь (сочинительную и подчинительную) между блоками конструкции: Юра думал, что он запомнил дорогу, и всякий раз, как поля разбегались вширь и их тоненькой каемкой охватывали спереди и сзади леса, Юре казалось, что он узнает то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой.

Итак, специфика языковой личности проявляется на всех уровнях языковой системы, в том числе и на синтаксическом уровне. Синтаксический строй речи Б.Л. Пастернака характеризуется как усложненный. В текстах писателя (для анализа использован текст романа «Доктор Живаго») простые предложения - а среди них прежде всего простые осложненные предложения - преобладают над сложными. Среди конструкций, осложняющих структуру простого предложения, преобладают обособленные и однородные члены предложения, создавая многоплановость и одновременно членимость текста. Среди сложных ведущую роль играют сложноподчиненные предложения. Языковой личности Б.Л. Пастернака на синтаксическом уровне присущи сложность, многоплановость, внимание к конкретным деталям, расчлененность, что свидетельствует о ее принадлежности к типу элитарной речевой культуры.

Список литературы:

1. Гальперин А.И. Очерки по стилистике / И.А. Гальперин. - М.: Наука, 1992. - 210 с.

Семиотика

131

2. Голубева И.В. Фрагмент речевого портрета Б.Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи) / И.В. Голубева,

О.А. Левоненко // Концепт и культура: мат-лы III Межд. науч. конф., посв. памяти проф. Н. В. Феоктисовой. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. -С. 413-419.

3. Ейгер Г.В. Язык и личность / Г.В. Ейгер, И.А. Раппорт. - Кострома: К-Пресс, 1991. - 138 с.

4. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т.В. Кочеткова. - Саратов, 1999. -56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.