ФРАГМЕНТ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА Б.Л. ПАСТЕРНАКА (НА МАТЕРИАЛЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ РОМАНА «ДОКТОР ЖИВАГО»)
© Губарь И.А.*
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),
г. Таганрог
В статье предпринята попытка построения фрагмента речевого портрета конкретной языковой личности. В качестве материала исследования избран синтаксический строй речи романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».
Ключевые слова языковая личность, речевой портрет, роман.
Описание и анализ особенностей стиля художественной прозы - проблема, неизменно привлекающая внимание лингвистов, так как в художественном произведении открывается широчайший простор для проявления авторской индивидуальности, которая выражается в его произведениях на всех языковых уровнях - фонетическом, лексическом и грамматическом. Принципы соединения слов, принципы построения из разрозненных элементов единого целого могут быть чрезвычайно разнообразными. Именно это и формирует неповторимость индивидуального стиля писателя.
Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. Анализ языковой личности неизбежно ведет исследование к изучению ключевого понятия - личности. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом общении, свое отношение к принятым принципам и конвенциям видения дискурса, творчески используя их в своих предметных и речевых действиях» [3, с. 56].
Вслед за В.В. Воробьевым, Ю.Н. Карауловым, К.Ф. Седовым и другими учеными под языковой личностью мы будем понимать личность, реконструированную в своих основных чертах языковыми средствами через текст.
Настоящая работа выполнена на материале анализа синтаксиса романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Главной синтаксической единицей является предложение. Именно в нем - его структуре, завершенности, длине усматривается основное различие между речью устной и письменной. «Из всех элементов, сообщающих осмысленность высказыванию, самым могу-
Аспирант.
128
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
щественным является синтаксис, контролирующий порядок, в котором поступают впечатления, и передающий отношения, стоящие за цепочками слов» [1, с. 82].
Также известно, что синтаксический уровень отличается большим по сравнению с другими уровнями языка своеобразием, он теснее других связан с процессами мышления и коммуникации, именно поэтому анализ синтаксического строя речи помогает дать определенное представление о конкретной языковой личности и представить фрагмент ее речевого портрета.
Синтаксический строй речи Б.Л. Пастернака всеми исследователями признается богатым, «усложненным». Соглашаясь с этим мнением, мы провели качественно-количественный анализ употребления различных видов синтаксических построений и отразили результаты нашей работы в следующих таблицах. Все выборки из текста романа Б.Л. Пастернака имеют равный объем - 100 предикативных единиц.
Таблица 1
№ выборки Простое неосложненное предложение Простое осложненное предложение Сложное предложение
1 23 20 26
2 21 28 20
3 28 37 27
4 25 24 25
5 23 19 26
Сумма 120 128 124
Как видно из приведенной таблицы, доля простых неосложненных предложений в общем потоке синтаксических построений 32,3 % по сравнению с простыми осложненными (34,4 %) и сложными предложениями (33,3 %). Если говорить о наиболее предпочтительных способах осложнения структуры предложения, то эти данные можно представить в виде следующей таблицы.
Границы понятия «осложненное предложение» недостаточно четко очерчены в лингвистической литературе. Единого определения осложненного предложения в синтаксической теории не выработано, в работе мы опираемся на традиционное понимание соответствующего термина, относя к осложненным предложения с вводными и вставными компонентами, обращением, обособленными и однородными членами предложения.
Таблица 2
N° выборки Вставки Вводные конструкции Обращения Обособленные члены предложения Однородные члены предложения
1 - 1 - 8 и
2 - 1 3 8 16
3 - 4 - 12 20
4 - - - 9 15
5 - 1 - 8 10
Сумма 0 7 3 45 82
Семиотика
129
Из конструкций, содержащих вводные элементы (6 % от общего объема конструкций, осложняющих структуру простого предложения), распространены те, которые обозначают авторскую позицию. Например, К Мише он выказывал необъяснимую, вероятно, отраженную и, может быть, не ему предназначенную нежность.
Среди обособленных членов предложения (а они составляют 35,4 % от общего объема конструкций, осложняющих структуру простого предложения) преобладают определения и обстоятельства. Например, Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал.
Особое место в текстах Б.Л. Пастернака занимают сравнительные конструкции. Язык обладает большими возможностями выразить идею сравнения, в том числе и на синтаксическом уровне. В области возможностей простого предложения это, прежде всего, сравнительный оборот. Наиболее распространенные союзы, вводящие сравнительный оборот, - как, словно, подобно: Они стали подниматься к дому, оставляя мокрый след за собой, как две водовозные бочки.
Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее распространенным случаем осложнения структуры простого предложения (57 %) являются ряды однородных членов. Например, Гроб закрыли, заколотили, стали опускать. Он подошел к мальчику и увел его с кладбища. Наиболее часто писатель использует бессоюзное соединение однородных членов предложения и соединение при помощи союза и.
Среди сложных предложений ведущую роль играют сложноподчиненные предложения (48 %) и бессоюзные сложные предложения (21 %). Данные об употреблении различных видов сложных предложений представлены в таблице.
Таблица 3
№ выборки ССП СПП БСП ССК
1 3 12 7 4
2 2 9 5 4
3 3 16 2 6
4 6 12 5 2
5 5 10 7 4
Сумма 19 59 26 20
Синтаксические связи разных типов являются одним из важнейших средств моделирования языковой действительности. В основе выбора способа такого моделирования лежит целый комплекс факторов: авторская целевая установка, ориентация на определенного адресата, учет фоновых знаний участников коммуникации и т.д. Соответственно способ соединения компонентов «языкового события», характер синтаксической связи, наряду с другими языковыми средствами, соотносится со всем комплексом коммуникативно-прагматических факторов и свидетельствует о специфике языковой личности автора.
130
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Среди сложноподчиненных предложений (а их в тексте романа 48 % от общего количества сложных предложений) ведущую роль играют СПП с придаточными изъяснительными, обстоятельственными времени, обстоятельственными условия, места, остальные виды придаточных предложений используются реже. Например, Когда он лежал под кроватью, возмущаясь ходом вещей на свете, он среди всего прочего думал и об этом. Различные комбинации придаточных выполняют разнообразные художественностилистические функции.
Среди средств связи в сложносочиненных предложениях (а их в тексте романа 15,3 % от общего количества сложных предложений) преобладают соединительные и противительные союзы, выражающие соответствующие отношения: Всходило солнце, и землю в парке покрывала длинная, мокрая от росы, петлистая тень деревьев.
Бессоюзные сложные предложения у Б.Л. Пастернака (а их в проанализированных текстах 21 % от общего количества сложных предложений) чаще всего встречаются с отношениями последовательности или одновременности между частями: На дворе бушевала вьюга, воздух дымился снегом.
Сложные синтаксические конструкции занимают значительное место в синтаксическом строе речи романа «Доктор Живаго». В большинстве они строятся с опорой на союзную связь (сочинительную и подчинительную) между блоками конструкции: Юра думал, что он запомнил дорогу, и всякий раз, как поля разбегались вширь и их тоненькой каемкой охватывали спереди и сзади леса, Юре казалось, что он узнает то место, с которого дорога должна повернуть вправо, а с поворота показаться и через минуту скрыться десятиверстная кологривовская панорама с блещущей вдали рекой и пробегающей за ней железной дорогой.
Итак, специфика языковой личности проявляется на всех уровнях языковой системы, в том числе и на синтаксическом уровне. Синтаксический строй речи Б.Л. Пастернака характеризуется как усложненный. В текстах писателя (для анализа использован текст романа «Доктор Живаго») простые предложения - а среди них прежде всего простые осложненные предложения - преобладают над сложными. Среди конструкций, осложняющих структуру простого предложения, преобладают обособленные и однородные члены предложения, создавая многоплановость и одновременно членимость текста. Среди сложных ведущую роль играют сложноподчиненные предложения. Языковой личности Б.Л. Пастернака на синтаксическом уровне присущи сложность, многоплановость, внимание к конкретным деталям, расчлененность, что свидетельствует о ее принадлежности к типу элитарной речевой культуры.
Список литературы:
1. Гальперин А.И. Очерки по стилистике / И.А. Гальперин. - М.: Наука, 1992. - 210 с.
Семиотика
131
2. Голубева И.В. Фрагмент речевого портрета Б.Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи) / И.В. Голубева,
О.А. Левоненко // Концепт и культура: мат-лы III Межд. науч. конф., посв. памяти проф. Н. В. Феоктисовой. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. -С. 413-419.
3. Ейгер Г.В. Язык и личность / Г.В. Ейгер, И.А. Раппорт. - Кострома: К-Пресс, 1991. - 138 с.
4. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т.В. Кочеткова. - Саратов, 1999. -56 с.