Научная статья на тему 'ФПГ на орбите матричного платежного мониторинга'

ФПГ на орбите матричного платежного мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФПГ на орбите матричного платежного мониторинга»

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ

ГРУППЫ

ФПГ НА ОРБИТЕ МАТРИЧНОГО ПЛАТЕЖНОГО

МОНИТОРИНГА*

В.Д. ШТУНДЮК, доктор экономических наук Институт экономики и права

МАТРИЧНЫЙ ПЛАТЕЖНЫЙ МОНИТОРИНГ -

КАЧЕСТВЕННЫЙ СДВИГ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОМ И РАСЧЕТНОМ МАРКЕТИНГЕ ФПГ

Платежный матричный инструментарий создает благоприятные условия для непрерывного выявления, несмотря на неустойчивость хозяйственной жизни, емкости спроса в его различных формах - продажи товаров, сдачи в аренду или в прокат, рентабельности продукции по заказам, видам изделий, рыночным сегментам и т.д. Хозяйственники давно уже настойчиво ставят вопрос о регулярном получении сведений, позволяющих быстро прогнозировать возможные результаты своих решений в области сбыта производимой продукции.

По динамике платежных данных в форме матричного баланса бизнесмены, предприниматели могут производить итеративные расчеты и имитировать последствия торговой экспансии для укрепления рыночных позиций или, наоборот, "сжатия" реализации товаров, определять переломные моменты изменения рынка вширь и вглубь. Темпы поступления торговой выручки -лучший показатель вариаций структурной, ценовой, отраслевой и региональной политики, применяемых форм расчетов.

В новой информационной обстановке предприятия, фирмы, другие звенья ФПГ в целом по сбыту будут постоянно "просматривать" прибыльность конкретных видов продукции в различных географических сегментах рынка, следить за всеми происходящими на рынке изменениями, анализировать маркетинговую политику, вовремя ее менять и отслеживать последствия изменений.

*Начало см. в журнале "Финансы и кредит", 2000, № 10.

Благодаря конвейерному поступлению, накоплению и обновлению платежных данных туманность в предвидении сбыта в перспективе будет постоянно сменяться достоверными прогнозами: продаж, дифференцированных по продуктам, группам потребителей, регионам, отраслям; снятия продукции с производства по времени и объемам. Сбытовые службы всех подразделений ФПГ могут по возникающим или исчезающим сальдо пристально наблюдать за выполнением заказов и вследствие этого снижать их уязвимость к невыполнению, улавливать по отказам от акцепта выставляемых платежных документов отклонения от контрактных сроков, технических условий, норм и стандартов. Управление сбытом в ФПГ можно будет строить с учетом необходимой передислокации ресурсов по предприятиям; перегруппировки транспортных средств; реализации товаров одними подразделениями вместо других; организации четкого взаимодействия интегральных возможностей всего промышленно-финансового комплекса. Сбытовая деятельность в ФПГ начинает осуществляться в условиях балансовой стыковки показателя объема продаж со всеми корреспондирующими показателями - запасами сырья, материалов, готовой продукции, наличием денежных ресурсов, состоянием расчетов с покупателями и т.д.

С налаживанием непрерывного поступления нужных информационных ресурсов отпадает необходимость в получении специальных отчетов о продаже продукции, консультаций от специальных фирм, составлении конъюнктурных обзоров, проведении выборочных обследований; коммерческое использование результатов матричного отслеживания становится органичной частью повседневной маркетинговой деятельности.

При возрастании мощности и частоты информационных потоков сбытовые службы предприятий ФПГ будут выдавать заказы своим производственным подразделениям с реальными сроками начала и окончания работ, с обеспечением производственного задела, а с изменением условий быстро вносить на основе системного видения обстановки необходимые коррективы в процесс поставки готовой продукции.

Прямой доступ к обстоятельной информации, своевременное принятие сигналов об отступлениях от графика поставок товаров разгружает технические службы предприятий от выполнения не свойственных им функций, расширяет их возможности по совершенствованию выпускаемых изделий, выполнению послепродажного технического сервиса, развитию инжиниринга.

За счет собственного массива информации ФПГ ее фирмы могут удовлетворять свои потребности в сведениях, нужных для выбора рациональных каналов оптового продвижения товарного ассортимента, оптимального построения сети своих дочерних торговых пунктов, магазинов, различных региональных посредников, участия в выставках и оптовых ярмарках товаров.

Немалое значение для выбора направления сбытового маркетинга компаний и его дальнейших перспектив имеет возможность регулярного расчета по данным матричного учета платежного оборота товарных индексов, "экономических барометров" обеспеченности сбыта соответствующих изделий. Оперируя не средними или итоговыми цифрами, а данными по обороту нарастающим итогом, маркетинговые функционеры получают возможность реагировать даже на незначительные нюансы в изменении потребительского спроса, заблаговременно отслеживать изменения рыночной конъюнктуры, завозить товары в соответствии с динамикой их реализации, не накапливать значительных запасов малопокупаемых изделий. По фиксируемым в матричном балансовом архиве данным об отказах от оплаты и их причинах производители могут видеть без запроса дополнительных сведений недостатки своих изделий, быстро вносить в них необходимые конструкторские изменения, уценять неходовые изделия, расширять рынок за счет применения усовершенствованных технологий.

Матричная платежная среда делает возможным находить решения по таким сложным маркетинговым проблемам, как целесообразность привлечения посредников, переход на прямые связи, увеличение расходов на рекламу, упаковку, уменьшение порчи и потерь, расширение сортности, установление норм реализации, сни-

жение степени риска от перехода на выпуск новых видов продукции. Это и выбор наиболее ходового товара, определение скидок покупателям крупных партий, масштабы продажи товаров в рассрочку по районам и сортам с принятием во внимание данных всех взаимосвязанных блоков матричного баланса, корректировка условий вексельной продажи. Благодаря перманентному отслеживанию сезонного колебания спроса и производства, построения на этой основе непрерывно корректируемых прогнозов в периоды спада компании перенацеливаются на рост изготовления запасных частей, новых видов изделий.

При переходе на сбыт продукции по новым информационным принципам производители уходят от навязывания своих изделий, приспосабливая их к многообразным непрерывно варьирующимся требованиям производства и потребления. С помощью неустанно работающей системы информационного обеспечения на основе прямых и обратных связей сбытовые службы могут наладить совокупность отношений, без которых бесперебойный сбыт просто невозможен. Они могут регулярно осмысливать эффективность каналов оптового продвижения своей продукции, реорганизовывать их, систематически экспериментировать в целях нахождения оптимального варианта организационного построения сбытового механизма без проявления в этом отношении субъективизма и волюнтаризма. Повышается степень использования складских помещений, транспортных средств, снижаются соответствующие затраты, расширяется возможность применения складских механизмов, повышается оперативность проведения в жизнь мер по маневрированию запасами готовой продукции.

Новейшая осведомляющая технология - надежный источник данных для неотступного надзора по дням за расходами всех складских точек, сравнения их фактических затрат с плановыми по различным статьям и даже складским работникам. Платежность мониторинга позволяет при изменении цен и других производственно-хозяйственных обстоятельств обоснованно срезать или расширять бюджеты подразделений товаропроводящей сети, стандартизировать их. Открываются перспективы для выведения через регулярные промежутки общего индекса продаж, прогнозировать сбыт в различных формах, по стоимости и в натуральном выражении, по регионам и торговым подразделениям. Определять, где и на какие суммы можно получить заказы, по обстановке устанавливать размер маркетингового аппарата, оптимизировать его. Учет платежного оборота в форме матричного баланса и рассылка необходи-

мой информации по местам, быстрое представление ответов на все запросы продавцов снижают трудоемкость работы по сбору, обработке и толкованию текущей сбытовой информации на местах, сокращают переписку центра с региональными звеньями, упрощают их аппарат, расширяют его потенции по управлению потоками в соответствии с потребностями покупательского спроса. Усиливается работа решающих сбытовых звеньев путем систематической проверки правильности их торговой политики сверху с помощью информационного инспектирования, вводятся объективные критерии деятельности менеджеров. Им платят не за время, проведенное на работе, а за фактическую работу, дополнительно поощряют за успехи на трудных участках и за крупные повороты в сбыте. "Балансовым узлом" связываются усилия специалистов на всех этапах маркетинга, обеспечивается поточность в продвижении продукции.

Матричные платежные сведения подобного рода - исчерпывающий информационный базис налаживания мобильного и эффективного послепродажного технического обслуживания покупателей, выполнения одного из основных условий жизнедеятельности промышленных структур в современных условиях хозяйствования.

Маркетологи на основе сконцентрированной в матричном балансе статистики о материальных и финансовых потоках по запуску сырья в производство, размерам незавершенного выпуска продукции, сбыту готовых товаров могут в любой момент времени узнавать о степени загруженности мощностей своей фирмы, принимать заказы с учетом текущих запросов потребителей не "на глазок", а строго в пределах потенциальных возможностей. Это открывает дополнительные перспективы для замены выпуска стандартизированной продукции на изделия индивидуального назначения с высокой степенью рентабельности, оказывает обратное рационализирующее воздействие на производственно-хозяйственную интеграцию, повышает уверенность продавцов при заключении торговых контрактов.

Ориентирование по банку матричной платежной информации в любых реальных материаль-но-финансовых моментах, имеющаяся возможность фиксации в ходе повседневной деятельности конкретных рыночных условий по самым различным признакам позволяют предпринимателям в срок аккумулировать денежные средства, динамично маневрировать резервами, составлять наиболее подходящий кредитный план, спешно направлять мобилизованные ресурсы для наиболее выгодных операций, а после получения отдачи

быстро перемещать высвобождающиеся средства на финансирование других выгодных проектов. Достигается рациональная постоянно приспособляемая к изменениям в конъюнктуре организация оборотных средств, максимально убыстряется их движение, создается наиболее подходящая финансовая обстановка для обеспечения упорядоченного снабжения, производства, сбыта, платежеспособного спроса и быстрого реагирования на него.

Ноу-хау в информатике ФПГ открывает самые широкие перспективы для совершенствования организационной структуры сбытовых маркетинговых служб.

В ФПГ, выпускающих товары для конкретного покупателя (по средствам труда - судостроение, котлотурбостроение, станкостроение и т.д.; по предметам труда - уголь для коксования, специальные сорта и особые профили проката, различные строительные материалы), общекорпора-ционная сбытовая служба может оказаться лишь передаточной инстанцией между предприятиями и потребителями. В новых информационных условиях не оправдан разрыв маркетинга и производства как единого технологического процесса в огромных хозяйственных системах, производящих массовую обезличенную продукцию с узким кругом ее потребителей и неустойчивыми связями по кооперации. Это лишь увеличивает как цикл доставки изделий потребителям или торговым организациям, так и непроизводительные издержки. При платежном мониторинге не нужны большие собственные сбытовые службы и в ФПГ со значительным объемом складской продукции, специфическими и сложными условиями ее хранения и перемещения, существенными транспортными расходами. Во входящих в состав ФПГ концернах, корпорациях, крупных фирмах маркетинговые функции могут "отпочковываться" в самостоятельные торгово-промышленные предприятия, торговые дома и другие подразделения.

В некоторых ФПГ, охватывающих целую подотрасль или даже отрасль производства, при налаживании постиндустриальной информационной технологии сбыт продукции всех или значительной части подразделений может быть централизован в одной маркетинговой организации. Это относится, прежде всего, к отраслям, имеющим хозяйственные звенья, выпускающим одинаковую или родственную продукцию. В данном случае маркетинговая структура всего ФПГ будет выполнять функции по налаживанию и контролю оптимальных схем продвижения продукции к покупателям, составлять общий баланс продаж, руководить подведомственными оптовыми торго-

выми организациями, базами и складами, сетью магазинов, анализировать их деятельность и т.д. Вследствие этого, естественно, снизится объем маркетинговой работы предприятий, фирм, концернов, корпораций.

При всех организационных схемах аппарат ФПГ несет ответственность за совокупность вопросов по приспособлению сбыта к требованиям рынка: выбор производственного лица группы; прогнозирование сбыта выпускаемой продукции; диверсификацию производственного профиля; общее маркетинговое ориентирование; стратегию освоения новых рыночных секторов и т.п.

Независимо от принятой в ФПГ схемы това-ропродвижения, внедрение платежного мониторинга, отражающего изменения рынка и возможности производства, открывает перспективы для концентрации маркетингового дела. В частности, ведет к росту числа одновременно заключаемых коммерческих сделок, объема продаж дилерами и торговыми фирмами, к расширению прямых контактов между поставщиками и потребителями, к повышению в ФПГ доли собственной маркетинговой сети и снижению доли сторонних посредников, к созданию торгово-расчетных центров, аналитических служб, к объединению оптовой и розничной торговли, к увеличению размеров отраслевых и региональных торговых предприятий и рационализации их дислокации.

По данным конвейерно поступающих первичных платежных документов заполняется, пополняется, обновляется матричный баланс, охватывающий всю совокупность протекающих в ФПГ экономических отношений по каждому входящему в нее структурному звену. При сочетании информационного ноу-хау с реформированием организационной структуры управления применительно к счетам, блокам или даже позициям матрицы, отражающим определенные хозяйственные процессы, работники аппарата всех звеньев ФПГ могут в любой момент видеть с самых различных сторон положение на подведомственном им участке, вовремя вносить необходимые изменения, восстанавливать, стабилизировать пропорции. Например, специалист, отвечающий за состояние материальных ресурсов и межоперационных заделов, при достижении ими предела, за которым фирме невыгодно с учетом определенных по матрице экономических интересов и внутренних ограничений (перегрузка производственных мощностей, лаг капиталовложений, намеченные сроки сборки всего изделия и т.д.) наращивать запасы материалов, приостанавливает их закупку. Если материальные компоненты необходимы, но для их приобретения не хватает средств, управленцы

изыскивают по матрице платежного оборота необходимые ресурсы за счет убыстрения продажи готовой продукции, получения кредитов, уменьшения дебиторской задолженности, мобилизации других резервов. При поступлении платежных сведений о нарушении поставщиком условий контрактов по срокам, количеству, качеству, номенклатуре снабженческая служба может сиюминутно принимать решение о переключении на выбранного по матричному балансу более аккуратного хозяйственного партнера. Новый информационный механизм ФПГ обеспечивает и динамическое равновесие при внесении внезапных коррективов в спецификации материальных ресурсов по различным параметрам. Механизм движения информации на основе учета платежного оборота в ФПГ позволяет в кратчайший срок определять в условиях непрестанных хозяйственных изменений истинные внутренние и внешние препятствия в упорядоченном поступлении товарных и денежных масс, что, когда и где нужно сделать для их преодоления, находить возможности переброски на высоких скоростях сырья с заказа на заказ, с предприятия на предприятие, влиять именно на те слагаемые баланса, от которых в данный момент в решающей степени зависит выпрямление товарного потока.

Подобное устранение то и дело возникающих дисбалансов, ограничение их силы и массы узким коридором носит перманентный характер, помогает преодолеть путаницу и матания в управлении всеми сферами деятельности предприятия, стабилизирует пропорции, обеспечивает их устойчивый экономический рост.

Управление товарными маршрутами на прочном базисе платежной информации становится пластичным и целевым в строгом соответствии с производственными программами. Кроме того, благодаря информационному маркетингу службы материально-технического снабжения в ФПГ в состоянии компетентно, конкретно, взвешенно влиять на использование сырья и материалов, быстро менять их качественные характеристики и параметры по результатам проводимых научно-исследовательских и технологических разработок и, таким образом, выводить производство на все более и более высокий уровень.

В результате предлагаемая информационная перестройка, интегрированная с управленческим процессом, создает предпосылки для поднятия эффективности ФПГ.

Ускоряются закупки, расширяется объем их приобретения без посредников, уменьшаются документооборот и межфирменные конфликты. Маркетинговые подразделения могут активно

воздействовать на поставщиков, повседневно побуждать их к расширению ассортимента выпускаемых изделий и выполняемой гаммы услуг, к снижению себестоимости, поставке дефицитных узлов, налаживанию технологического и других форм партнерства. При этом особое внимание уделяется переплетению интересов и связей между ведущими и перспективными поставщиками полуфабрикатов оптовых и розничных торговых фирм.

На основе матричного экрана целостной хозяйственной динамики систематически анализируются совокупные издержки и их составляющие при выборе поставщиков, объемы товарооборота и его структура, способы хранения и доставки запасов и их периодичность завоза, выбираются наиболее экономичные варианты. Результаты конъюнктурного матричного анализа по видам продукции, отраслям, регионам, фирмам, национальным рынкам могут продаваться или передаваться ФПГ связанным с ней хозяйственным структурам, которым не под силу собственный учет платежного оборота или проще и эффективнее его результаты получать от материнской финансово-промышленной группировки. Создается информационный плацдарм для оказания службами ФПГ консультационных услуг в области снабженческого маркетинга, так называемого эккаутинга - предпринимательства по сбору, обработке, анализу и продаже клиентам различных видов финансовой информации, необходимой для правильного выбора хозяйственного партнера, выявления позиций конкурентов.

С освоением новейшей технологии получения балансового среза воспроизводства обеспечиваются информационные условия для осуществления материально-технического снабжения производства по специальным матричным программам "с привязкой" к непрерывному потоку новшеств в освоении передовых технологий, в выпуске товаров, их номенклатуре и ассортименте. Характерные особенности матричных снабженческих программ: охват "воедино" всех экономических, технических и организационных факторов, секторов, от которых зависит успешность закупок; преемственность буквально с первого до последнего шага в выполнении мероприятий по рационализации материального питания предприятий и фирм ФПГ; планомерность, маневренность и постоянная системная коррекция закупочного процесса.

С организацией системы неустанного наблюдения за поступлением материальных компонентов и моментального реагирования на неувязки и "тромбы" в движении товарных потоков раздви-

гаются границы оперирования снабженческих служб, расширяются номенклатура и ассортимент приобретаемых изделий, усиливается централизация снабжения в рамках ФПГ, в том числе входящих в ее состав корпораций и фирм, перераспределяются роли между всеми звеньями товаропроводящей системы. Серьезные сдвиги происходят и в структуре снабженческой сети. В частности, получает импульс работа по созданию специализированных по продукту, регионам, отраслям, странам различных закупочных контор, торгово-производственных объединений, увеличивается парк собственных транспортных средств, минимизируется сеть хранения материалов.

С развитием ФПГ на основе учета перемещения ценностей модифицируется и структура их снабженческих операций. Например, усиливается внутрикорпорационный товарный обмен, повышаются доли научно-производственной кооперации и закупки деталей у независимых фирм. При соединении компьютеров продавцов и покупателей в единую сеть, налаживании регулярного финансового контроля за периферией ускоряются коммерческие сделки, расширяется их география, улучшаются условия доступа ФПГ к зарубежным рынкам.

Параметры современных изделий в значительной мере зависят от технического уровня поставляемых материалов, полуфабрикатов и узлов. Но предприятия-поставщики зачастую не могут перейти на выпуск новой техники, поставку новых материалов вследствие того, что к их использованию предприятия-потребители еще не готовы. Для своевременного выпуска новой продукции необходимы синхронизация и координация деятельности всех смежников. Эту проблему также можно эффективно решить с помощью предлагаемой матричной модели.

Маркетинговые службы ФПГ, ее предприятий в ходе многоитеративного составления внутрифирменного баланса определяют перспективные потребности хозорганов в товарном обеспечении. В своих расчетах предприятие опирается на выявленную по динамике платежных сведений деловую репутацию поставщиков по интересующему его ассортименту продукции на региональном и национальном рынках. Затем сопоставляет ее с зарубежными образцами и выбирает наиболее подходящих производителей, ориентируя их на диверсификацию производственного профиля. Такая "селекция" производителей основывается не на их рекламных проспектах и заверениях, а на объективных матричных данных по объемам производства, продажным ценам на продукцию и ее качеству, по равномерности хода по-

ставки, приспособляемости к решению новых задач, по удовлетворению индивидуальных технических, экономических, эстетических требований, по учету местных условий. В совокупность матричных сведений, учитываемых при подборе потенциальных смежников, входят и данные о выполнении ими условий хозяйственных договоров, суммах уплаченных штрафов, о проведении гарантийного ремонта и других видов сервисного обслуживания, об условиях оплаты и транспортировки. Выбор круга поставщиков на основе законов рыночного тяготения способствует повышению ответственности производителей, углублению их специализации, минимизации ошибочных решений по налаживанию экономического партнерства. Хозяйственные контрагенты привлекаются к совместному выпуску новых товаров еще на стадии их технико-экономического обоснования. В результате заблаговременно можно провести перестройку технической базы поставщиков, сделать необходимые перспективные инвестиции.

В таких случаях происходит интеграция научно-технических потенциалов поставщика и потребителя, координация системы их взаимоотношений. При этом поставщики сами начинают заблаговременно ориентироваться на грядущий рынок сбыта, предлагать потребителям новые материалы, полуфабрикаты, узлы и механизмы, исходя из их запросов. Внедрение наиболее важных нововведений может вестись по специальным научно-техническим программам, выполнение которых, естественно, вписывается в матричный баланс общего положения предприятия, исчерпывающе отслеживается на всех стадиях реализации. Одновременно фактический матричный баланс - это важнейший источник информации об эффективности развития фирмы, инструмент привлечения к финансированию ее новых начинаний инвесторов, банков, акционеров.

Еще одно важное преимущество рассматриваемой системы - маркетинговые службы постоянно находятся в курсе движения материалов во времени и пространстве по каждому поставщику, заказу, специализированному товарному ассортименту, объему. Эти службы становятся способными стремительно и прицельно регулировать приток материальных ценностей, оптимально приспосабливать структуру запасов к развертыванию воспроизводства в балансовой смычке с финансовыми лимитами и всеми другими качественными показателями хозяйствования. На каждое изменение ситуации в хозяйственной обстановке служба маркетинга может мгновенно реагировать: аннулировать заявки и контракты на ресурсы, не используемые в ближайшей перспек-

тиве, заменить один вид сырья на другой, не допускать ни избытка, ни недостатка товарных запасов, устранять другие дезорганизующие деятельность предприятия причины, изыскивать внутренние и внешние возможности в удовлетворении потребностей производства. Наблюдение за перемещением производственных запасов ведется с учетом задолженности поставщиков. При этом трансплантация информационных платежных ресурсов в единый непрерывно обновляемый массив балансовых сведений обеспечивает маркетологам быстрое нахождение глубинных, истинных помех в протекании закупок, продаж и т.д. и принятие мер по их устранению еще до того, как они начинают сказываться на ритме производства.

Накопленные, систематизированные, балан-сово-связанные данные открывают также путь для распознания с помощью моделирования, факторного анализа, корреляции, системного подхода и других экономико-математических методов значимости различных факторов в нарушении производственного процесса и выработки порядка действий по нормализации положения.

Единый информационно-увязанный подход создает благоприятные предпосылки для своевременного выбора точек размещения находящихся в пути ресурсов, заблаговременного принятия необходимых мер по их приему и подготовке для производственного потребления в установленной очередности, для организации работы предприятия "с колес".

Развернутая циркуляция платежной информации о динамике материальных потоков в сочетании с переходом на более высокий уровень внутрифирменного планирования создает условия для высвобождения складских помещений, внедрения современных форм работы по хранению материальных ценностей, их перманентной машинной инвентаризации, снижения складских расходов.

Четкое календарное поступление и распределение материальных ресурсов по структурным подразделениям фирмы, корректировка графиков снабжения на ходу, знание маркетологами-снабженцами, что, где и когда необходимо делать для поддержания снабжения в балансовом порядке, создают все необходимые информационные предпосылки для составления календарных графиков работы на каждый последующий день, осуществления их всесторонней балансовой корректировки в течение каждой рабочей смены для достижения конечной цели при различных вариантах действий. Данные перманентного и досконального описания в матричной балансовой форме результатов производства, со-

стояния материально-технического "питания", финансов, всех других составных частей кругооборота продукции и денег могут аккумулироваться и группироваться в однородные закономерные ряды.

Информационный платежный мониторинг открывает ранее немыслимые возможности для стремительного "стягивания" громадных денежных масс для быстрейшего финансирования задач, ставящихся высшим руководством ФПГ, исходя из конкретно складывающейся экономической обстановки. Необходимость при таком финансировании возникает при поглощении новых компаний, структурной перестройке и диверсификации производства ФПГ, стабилизации ее финансового положения, захвата очередного рыночного сектора, непредвиденного обвала цен, биржевых пертурбациях. При этом по матричной информационной сети учитываются многочисленные обстоятельства, даже нюансы, от которых зависит успешное достижение системой конечных балансовых целей. Это, например, размещение внутрикорпорационного займа, меняющиеся роли предприятий, продажа собственных акций и ценных бумаг дочерних структур, переброска финансов между родственными компаниями, многосторонние клиринговые зачеты, при которых платеж производится только на разницу взаимной задолженности группы хозорганов; дифференциация по структурным звеньям доли нераспределенной прибыли и т.п.

Высший эшелон ФПГ на основе глубокого матричного изучения критических переменных в развитии группы предприятий и организаций воздействует на них с помощью нетрадиционного финансового инструментария - страховых и компенсирующих фондов, различных льгот и санкций, вплоть до перехода к ежедневному перераспределению, временно свободные денежные средства предприятия.

Благожелательность проявляется при проведении расчетов с безукоризненными, что видно из динамики данных матричного баланса, поставщиками. Наиболее жесткие условия расчетов устанавливаются ФПГ для разовых, малоизвестных партнеров, а также предприятий и фирм, нарушающих условия кооперационных контрактов, вызывающих у ФПГ большую дебиторскую задолженность.

При проведении расчетной политики ФПГ могут дифференцировать формы и условия платежей в зависимости от характера связей с поставщиками. Например, поставщикам по межкор-порационному обороту или входящим в орбиту ФПГ расчетный центр может давать "зеленый свет" по расчетам на большие, чем обычно, сум-

мы, их проведение в ускоренном порядке, в желательной для получателя валюте.

Массовая регистрация банком ФПГ информационного содержания платежных документов в форме матричного баланса способствует модификации и диверсификации устоявшихся форм банковского обслуживания, расширению и усложнению гаммы оказываемых услуг, развертыванию нововведений, связанных со знанием финансового положения клиентов во всех его тонкостях. С переходом от обработки периодически накапливаемых разрозненных сведений к непрерывному формированию и обновлению информационного потенциала в балансовом виде, их оперативному анализу интенсифицируются расчетные отношения, ускоренно развиваются корреспондентские связи, повышаются темпы стягивания кредитных ресурсов, минимизируются бездействующие остатки на банковских счетах. Полностью удовлетворяются потребности кредитных учреждений в информации, необходимой для посреднической деятельности в областях: вложения свободных денежных средств в различные виды бизнеса; проведения сложных финансовых комбинаций; снижения степени банковского риска. При поступлении нескончаемых потоков платежной балансовой информации банки могут четко устанавливать на любой момент времени рейтинг своих клиентов, намечать пути улучшения их финансового положения, быстро и точно выверять обеспеченность ссуд и обоснованно их лонгиро-вать, своевременно взыскивать задолженность.

Оптимизация расчетных отношений ФПГ с поставщиками при прогрессирующей инфляции в определенной мере зависит от очередности оплаты выставляемых ими счетов. При оплате ФПГ счетов в порядке их получения им достается обесцененная инфляцией стоимость отгруженною для них товара. Чем выше темпы инфляции, больше время между получением товара и его оплатой, весомее учетная банковская ставка, тем, при прочих равных условиях, больше доход плательщика. Другой возможный вариант календарного порядка оплаты счетов - каждый раз без заминки оплачивается последний полученный счет. При инфляции данный метод в последовательности перевода денег поставщикам влечет снижение дохода покупателя. Вместе с тем при таком порядке расчетов уменьшается уплачиваемая получателем товара сумма налога на прибыль. В результате при значительных товарных запасах, неуклонном нарастании массы закупок, увеличении налоговых ставок первоочередная оплата расчетных документов с наименьшим сроком поступления может оказаться более выгодной формой расчетов с поставщиками.

Благодаря нескончаемой череде поступающих на вход и выход матричного баланса платежного оборота данных о состоянии товарных запасов, важности поставок для выполнения обязательств ФПГ перед потребителями ее продукции, росте прибыли, выполнении поставщиком особых требований заказчика и т.д. расчетный аппарат финансово-промышленной группы и ее структурных звеньев может мобильно манипулировать условиями платежей в интересах бесперебойности снабжения, кругооборота капитала, максимизации прибыли при обеспечении надежных тылов.

Перспективная мобилизация финансовых ресурсов, осуществляемая высшим эшелоном управления ФПГ, гибко сочетается с повседневным напряжением платежных сил структурными звеньями системы применительно к поставленным целям и срокам. Структурные звенья по данным своих матричных картограмм определяют приоритетность задач с учетом на данный миг "сцепления" финансовых обстоятельств, намечают меры по интенсификации притока финансовых ресурсов. Они могут сбалансированно переорганизовывать производство, форсировать объем продаж, ограничивать закупки материальных ресурсов, регулировать запасы, взять ссуду и т.д.

В форс-мажорной финансовой ситуации предприятия могут повышать чувствительность информационного механизма к стоимостным отклонениям - ужесточать, уточнять, по мере осложнения финансового положения, финансовые стандарты и нормативы, ускорять ритм сравнения с ними фактических показателей, частот подведения общих матричных итогов. Задействование такого катализатора может во многих случаях обеспечить предприятиям выход из зоны неразберихи и трудностей еще до несения дополнительных расходов.

Предприятия ФПГ по накапливаемым в матричном балансе сведениям могут и "отслеживать" поступление денежных средств от покупателей, варьировать по обстановке предел их дебиторской задолженности, переводить с одной формы расчетов на другую. В зависимости от платежной аккуратности партнера добиваться нужного ритма в поступлении на приток платежей, направляемых на покрытие прорыва, оценивать по поступающим к ним матричным посланиям о финансовых деформациях, как преобразовывается финансовое положение фирмы в связи с коррекцией стратегических централизованных задач, помогать хозорганам с помощью финансовых рычагов упорядоченно "повернуться" в нужном направлении.

Потенции ФПГ в симбиозе с высококачественной информатикой в повышении устойчи-

вости, динамизма, эластичности капитала и платежей могут быть усилены за счет раздвоения счетов предприятий, превращения его в барометр финансового положения хозоргана, важный инструмент оценки складывающейся ситуации и управления ею.

Превышение доходов над расходами - показатель рентабельной работы; отрицательное сальдо - свидетельство возможности финансового провала, необходимости постановки диагноза положения предприятия. Банком ФПГ по окончании определенного периода сопоставляются результаты по обоим счетам фирмы. Если при этом становится ясным, что предприятие расходует денежные ресурсы при отрицательном сальдо своих доходов и расходов по объективным причинам, ему выделяется кредит. Расхождение итогов по счетам из-за недостатков в организации производства, маркетинга, чрезмерной задолженности и т.д. - температурный лист нарушений и в перемещении продукции и денег, импульс неотложности системной выправки, аппаратом ФПГ, банком по матричному балансу деятельности данного предприятия, принятия необходимых мер вплоть до решения о его реорганизации, слияния, ликвидации. Одновременно банк ФПГ изучает операционное сопряжение денег между всеми звеньями в масштабе группы предприятий от начала производства продукции до восстановления затраченных средств, стоимостных пропорций, циркуляции ценностей.

В настоящее время значительную часть своих изделий финансово-промышленные группы реализуют через собственные сбытовые конторы, которые самостоятельно оформляют и выставляют на потребителей платежные требования. С переходом на новый информационный порядок увеличиваются возможности для упразднения региональных отделений сбытовых контор ФПГ, ускорения расчетов, улучшения управления сбытом.

При постоянном "высвечивании" доходов, расходов, финансового положения всех частей ФПГ в консолидированном матричном балансе ликвидируется их встречное кредитование, потребность в оборотных средствах. Одновременно банк ФПГ получает возможность практически автоматически регулировать предоставление ссуд предприятиям синхронно с ходом их производства, обращения коммерции.

Правильность формирования и распределения денежных фондов в ФПГ при встраивании в ее регулирующий механизм платежного мониторинга обеспечивается и поднятием уровня автоматизации операций по обработке платежных документов. Достигается это за счет того, что учет

платежного оборота по матричной формуле - это концентрация платежей, высокая по времени плотность поступления данных, их доброкачественность, единообразие в записи, увязка с другими показателями баланса, подбор платежных требований на определенную дату применительно к срокам платежей по ФПГ, цикличность в движении выручки и оплате расходов.

Качественный рост информационной осведомленности в ФПГ, упрочение производствен-

ных и коммерческих контактов с контрагентами по платежному обороту и т.д. снижает потребность финансово-промышленных групп в помощи посреднических расчетных и закупочных организаций - факторских компаний, торговых домов, оптовых снабженческих фирм. Это благоприятствует налаживанию прямых торговых связей с производителями, мелким и средним предпринимательством, убыстрению движения индивидуальных капиталов в форватере общих интересов ФПГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.