Научная статья на тему 'Форуму китайско-арабского сотрудничества 10 лет: краткий очерк истории и структуры'

Форуму китайско-арабского сотрудничества 10 лет: краткий очерк истории и структуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
331
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / FORUM OF THE CHINESE-ARABIAN COOPERATION / HISTORY / POLITICS / КИТАЙ / ФОРУМ КИТАЙСКО-АРАБСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форуму китайско-арабского сотрудничества 10 лет: краткий очерк истории и структуры»

М.А. Пахомова

ИВ РАН

Форуму китайско-арабского сотрудничества 10 лет: краткий очерк истории и структуры

Анализ внешнеполитического взаимодействия Китайской Народной Республики с Арабским Востоком является актуальной научной задачей. Арабский Восток (АВ) рассматривается для целей настоящей статьи как синоним понятия «арабские страны Западной Азии и Северной Африки». АВ не входил в зону исторического влияния КНР и оказался в поле её внешнеполитических интересов сравнительно недавно - в середине XX в.

В 2014 г. исполняется 10 лет с момента образования Форума китайско-арабского сотрудничества (см. [9]). На пороге этой даты представляется интересным рассмотреть его структуру, а также динамику и механизмы сотрудничества в рамках Форума.

Основой для создания Форума китайско-арабского сотрудничества явились отношения Китая со странами Лиги арабских государств (ЛАГ).

ЛАГ - одна из ключевых организаций на Ближнем Востоке. История ЛАГ насчитывает более полувека с момента её создания в 1945 г. В ЛАГ входят 22 страны (однако в 2011 г. было приостановлено членство Ливии и Сирии), включая признанную арабскими странами Палестину. Общее количество населения ЛАГ составляет 300 млн. чел., общая площадь - 13,6 млн. кв. км. (см. [4]).

Арабские страны ЛАГ вступили во вторую половину XX в. с огромным количеством нерешённых проблем, ряд из которых остаются актуальными до сих пор. Ситуацию в регионе усугубляла борьба старых колониальных метрополий с новыми мировыми державами за передел влияния в регионе.

© Пахомова М.А., 2014

294

Перипетии исторического развития арабских стран во второй половине ХХ в. не только не решили множество существовавших проблем, но и добавили к ним новые.

Среди основных особенностей Арабского Востока, негативно влияющих на его развитие и внешнеполитические связи представляется возможным выделить: 1) сложную этно-конфессиональную структуру; 2) диспропорции в социальном и экономическом развитии стран, во многом вызванные разницей в географических характеристиках той или иной страны, в том числе наличием природных ресурсов; 3) внутриполитическую нестабильность в ряде государств региона; 4) борьбу крупных региональных держав за лидирующее положение.

С этими особенностями приходится считаться руководству КНР при формировании политики на АВ.

Известно, что на АВ сосредоточены политические и экономические интересы всех крупных мировых акторов. Это объясняется рядом факторов. 1) географическое расположение на путях морских перевозок; 2) богатство региона природными ресурсами; 3) опасение за бесконтрольное разрастание нестабильности ситуации в регионе до мировых масштабов.

В структуре ЛАГ можно выделить два крупных центра влияния -Египет и Саудовская Аравия. Две страны - два политических, экономических и, что немаловажно, духовных центра арабского мира.

Значение диалога с Египтом в китайско-арабских отношениях сложно переоценить. Египет стал первой арабской страной, установившей отношения с КНР в 1955 г. Это знаковое событие повлияло на усиление китайской дипломатии по трём векторам:

1) отношения с арабскими странами;

2) отношения со странами Африки;

3) отношения КНР со всем исламским миром. Имеется в виду важнейшая идеологическая роль, сложившаяся ввиду значимости университета Аль-Азхар.

Связи с Египтом не прерывались даже во время «культурной революции» в КНР, когда из региона были отозваны все послы кроме посла в Египте. Отметим, что штаб квартира ЛАГ находится именно в Каире. Решение о создании форума китайско-арабского сотрудничества, также было принято в Каире, при активном содействии египетской стороны.

Дипломатические отношения между Королевством Саудовская Аравия и КНР пока непродолжительны по времени - они были установлены в 1990 г. Однако они прошли за этот срок заметную эволюцию и ряд важных этапов в своём развитии. Значение СА в китайско-арабском диалоге велико:

295

1) саудовско-китайские отношения влияют на развитие диалога КНР с АВ в целом;

2) отношения с СА влияют на взаимодействие КНР с исламским миром;

3) с 2011 г. СА стала ключевым поставщиком энергоресурсов в Китай;

4) СА - один из важнейших партнёров США в регионе;

5) отношения с СА приобретают для Китая особую актуальность и ввиду событий «арабской весны». В связи с ослаблением других ведущих государств для СА создаются предпосылки по закреплению её ведущего положения.

Дело в том, что пост генерального секретаря ЛАГ традиционно занимает представитель Египта. Этот устоявшийся порядок оказался под угрозой во время так называемой «арабской весны», когда появился второй претендент на данную должность - премьер-министр Катара Шейх Хамад Бен Джасем Аль Тани. В итоге он отозвал свою кандидатуру, заявив, что: «его страна пошла на этот шаг из уважения к роли Египта, особенно в свете последних событий, которые привели к смене власти в этой стране. Теперь египетский кандидат - это и ка-тарский кандидат, кандидат от всех арабов...». В июле 2011 г. секретарём ЛАГ всё же вновь стал египетский дипломат Набиль аль-Араби, выступавший против режима Хосни Мубарака (см. [2]).

Сотрудничество между КНР и ЛАГ как субъектами международных отношений, становление которых приходится на середину XX в., прошло несколько стадий развития.

С 1949 по 1955 гг. у КНР не было дипломатических отношений ни с одной из стран ЛАГ. Суть резолюции, принятой ЛАГ в августе 1950 г. состояла в непризнании КНР [см. (3)].

Для периода с 1955 по 1998 гг. было характерно постепенное развитие сотрудничества с отдельными странами АВ, но не политическое взаимодействие с самой ЛАГ. Подобный подход со стороны стран-участниц ЛАГ был закреплён Резолюцией ЛАГ от 17 сентября 1961 г. (см. [1]). Вероятно, это произошло в связи с тем, что к 1961 г. резко активизировались отношения КНР с Египтом, а вслед за этим с Сирией, Ираком, Йеменом и другими странами. Усилилось и участие КНР в делах региона. Создавались предпосылки для укрепления политического диалога с ЛАГ. В 1971 г. в соответствии с резолюцией № 2758 (29 сессия ООН) КНР стала действительным членом ООН. За выступили: Египет, Иран, Ирак, Израиль, Кувейт, Йемен, Сирия, Турция. Против: Саудовская Аравия. Воздержались, Иордания, Ливан, Катар. Это событие, наряду со значительными изменениями во

296

внешнеполитических подходах КНР, произошедшими на рубеже 70-80-х гг., значительно повысили уровень её политического влияния на Ближнем Востоке. 26 июля 1987 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве в области культуры между Организацией ЛАГ по вопросам образования, культуры и науки и Пекинским институтом иностранных языков». К началу 1990-х годов были установлены отношения сотрудничества с остальными арабскими странами - членами ЛАГ, что создало основу для полноценного сотрудничества. А к 1996 году двусторонний товарооборот между Китаем и странами ЛАГ достиг 7 млрд. долл. (см. [8]). В 1996 г. состоялось подписание «Меморандума о взаимопонимании в области развития сельского хозяйства между Организацией по развитию сельского хозяйства ЛАГ и Министерством сельского хозяйства КНР» (см. [6]).

На новой стадии отношений (1998-2004) взаимодействие вошло в фазу активного развития. 110 Сессия ЛАГ (18 сентября 1998 г.) приняла резолюцию № 5809, направленную на развитие связей с Китаем (см. [7]), за ней в 1999 г. последовало подписание «Меморандума о взаимопонимании между Секретариатом ЛАГ и МИД КНР» (см. [5]).

Отправным пунктом следующей стадии отношений (2004-2010) стало провозглашение «Принципов китайско-арабского партнёрства нового типа» и создание постоянно действующего Форума китайско-арабского сотрудничества (далее - Форум).

Современный этап отношений (с 2010 г.) перевёл взаимодействие на более высокий уровень «отношений стратегического и всестороннего сотрудничества, а также совместного развития» (2010 г.).

Анализ документов позволил установить структуру Форума: Участниками Форума являются 22 страны ЛАГ и КНР. Высшим органом управления Форума является Встреча на уровне министров стран-участниц. Исполнительный орган Форума - Заседание комитета высших должностных лиц. Важными составляющими структуры являются Китайско-арабский совет предпринимателей, Научно-дискуссионный форум по китайско-арабским отношениям и циви-лизационному взаимодействию, Китайско-арабский совет дружбы, Китайско-арабский совет по сотрудничеству в области ресурсов, Китайско-арабский новостной форум, Китайско-арабский комитет по сотрудничеству в области культуры.

Рассмотрим динамику и механизмы координации и сотрудничества в рамках Форума. Сотрудничество ведётся в соответствии с «Коммюнике о создании форума китайско-арабского сотрудничества» «Декларацией Форума сотрудничества Китай - арабские страны»,

297

помимо неё стороны принимают «Планы действий Форума Китай -арабские страны». Встреча на уровне министров проходит раз в два года. Предусмотрена возможность внеочередного заседания. Заседания Форума проводятся поочерёдно в каждой из стран (см. [10]). За реализацию решений Встречи на уровне министров отвечает Заседание комитета высших должностных лиц - собирается раз в год. Секретариат китайской стороны находится в Департаменте стран Западной Азии и Северной Африки МИД КНР. Связь с арабской стороной осуществляет специальная группа в посольстве КНР в Египте. Помимо этого, арабскую сторону в Китае представляют специальный Комитет и Представительство ЛАГ.

Основные сферы деятельности Форума крайне разнообразны. Сотрудничество: торгово-экономическое, научно-техническое, информационное, межцивилизационное взаимодействие и культурный обмен. Напомним, что главной отличительной особенностью партнёрства с арабскими странами стало понятие «всестороннего партнёрства».

На основании вышеизложенного видно, что создание Форума как мощного, сложноорганизованного, направленного на разнообразные сферы взаимодействия института создало условия для реализации идей «отношений стратегического и всестороннего сотрудничества, а также совместного развития» в качестве одного из инструментов китайской дипломатии на Арабском Востоке.

Литература

1. Декларация глав государств или правительств неприсоединившихся стран // Движение неприсоединения в документах и материалах. Под ред. P.A. Тузмухамедова. М.: Восточная литература, 1975.

2. Министр иностранных дел Египта избран новым генсеком Лиги арабских государств // ПОЛИТ.РУ (15.05.2011). http://www.polit.ru/news/2011/05/ 15/lag/

3. Pan Zhenqian. China and the Middle East // China's Growing Role in the Middle East: Implications for the Region and Beyong. Gulf Research Center. Dubai, United Arab Emirates and The Nixon Center. Washington, DC. 2010. Pp. 73-78.

4. Profile: Arab League // ВВС. http://news.bbc.co.uk/2/hi/middle east/country profiles/1550797.stm

5. Алабо гоцзя ляньмэн мишучжан Мацзидэ боши цзай ди сань цзе чжун-а вэньхуа яньтаохуэйшан дэ цзянхуа

H^+ß^if'Wii^iWWií (Речь Генерального секретаря ЛАГ на третьем Китайско-арабском форуме по вопросам изучения культуры) // (11.11.1996). http://www.arableague-china.org/chinaese/araborchina/company201.htm

298

6. Алабо гоцзя ляньмэн нунъе фачжань цзучжи юй Чжунхуа жэньминь гунхэго нунъебу гуаньюй нунъе хэцзо дэ лянцзебэй ванлу

(«Меморандум о взаимопонимании в области развития сельского хозяйства между Организацией по развитию сельского хозяйства ЛАГ и Министерством сельского хозяйства КНР»). http://www.arableague-china.org/chinaese/ araborchina/araborchina201 .htm

7. А-мэн лишихуэй ди 110 цы хуэйи баньбу ди 5809 хао цзюэи ß^WS^ 110 Ж^ШШШ 5809 (Резолюция № 5809 принятая по итогам

110 сессии ЛАГ). http://www.arableague-china.org/chinaese/araborchina/arabor china3.htm

8. Алабо гоцзя ляньмэн мишучу хэ Чжунхуа жэньминь гунхэго вайцзяобу лянцзебэй ванлу

^ («Меморандумом о взаимопонимании между Секретариатом ЛАГ и МИД КНР») // (04.01.1999). http://www.arableague-china.org/chinaese/araborchina/ araborchina101 .htm

9. ^tae. jlLL - ^ijjj' ^a . ^a ^JJ£i (Султан Аб-далла. Участие Саудовской Аравии в форуме китайско-арабского сотрудничества в Тунисе). http://www.elaph.com/Web/news/2012/5/738456.html?entry=gulf

10. ^jil ^jj^il üjL»j!I ^¡йл : 4ik (Справка по итогам пятого Форума китайско-арабского сотрудничества) // (31.05.2012). http://arabic.people.com.cn/ 31660/7832269.html 10

Ключевые слова: Китай, Лига арабских государств, международные отношения, Форум китайско-арабского сотрудничества.

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.